– Который говорил: Я во Отце и Отец во Мне ( Ин.14:11 ) – был распят (pependim in paitibulo) и сказал: Отче, в руки Твои предаю Дух Мой ( Лк.23:46 ), тотчас были рассеяны овцы, [т. е.] все множество верующих во Христа. И обратил Господь руку Свою, как читаем у LXX, на пастырей, под которыми многие неправильно (male) разумеют князей народа иудейского. А [лучше понимать как], как написано в Еврейском: на малых, которым Господь сказал в Евангелии: Не бойся, малое стадо ( Лк.12:32 ) и у Исаии: Вот Я и дети, или: малые, которых мне дал Бог ( Ис.8:18 ). И было две части во всей земле иудеев и язычников, которые одинаково погибли, и их не стало; действительно, во время страданиям Его исполнилось слово Псалмопевца, который говорит: Спаси меня, Господи, ибо не стало святого ( Пс.11:2 ) и: Все уклонились, все сделались бесполезными, нет такого, который делал бы добро, нет даже и одного ( Пс.13:3 ). С погибелью язычников и иудеев на земле внезапно возросла третья часть, то есть третий народ христианский. И весьма хорошо говорит: Третья часть останется на ней, т. е. на земле, потому что из иудеев и язычников только те одни сохранились на земле для жизни и пребывания, которые исповедали Господа. А чтобы эта третья часть не была слабой и беспечной в исповедании, она проводится и испытывается, как бы серебро и золото, через огонь, который Господь хотел возжечь в верующих ( Лк.12:49 ), и пылание, которого желает Апостол ( Рим.8:35 ). Посему и Апостолы, крещенные духом и огнем ( Деян.2:3–4 ) говорят в Псалме: Ибо Ты искусил нас, Боже, огнем испытал нас, как испытывается серебро ( Пс.65:10–11 ). И немного после: Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты вывел нас на прохладу ( Пс.65:12 ). А в другом месте говорится к верующему: Если ты пройдешь сквозь огонь, пламя не сожжет тебя, потому что Я с тобою ( Ис.43:2 ). И огонь не истребляет, и пламя не пожирает потому, что [это] слово Господа пресекающего пламень огня ( Пс.28:7 ). Когда малые, против которых Господь обратил руку свою, будут испытаны таким образом, и через призвание их уверует все множество (turba) народов, тогда народ верующий назовет Христа именем Его, и на Его слова: Ты – народ Мой, народ ответит: Господь Бог мой еси Ты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Следовательно, сами писатели священных книг свидетельствуют, что ими записано далеко не все, что необходимо знать христианам. Помимо этого, многое из того, что сообщено в св. книгах изложено часто не полно и обстоятельно, а лишь вкратце. « Сие кратко написал я вам » говорит апостол Петр в своем первом послании ( 1Пет.5:12 ) « Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко », пишет ап. Павел в послании к Ефессянам ( Ефес.3:3 ). « Иисус наклонившись низко , повествует евангелист Иоанн Богослов, писал перстом на земле » ( Ин.8:6 ); по что именно писал Спаситель, какие слова, этого из евангелия не видно. По сказанию книги Деяний, Господь пред вознесением Своим в продолжение сорока дней являлся верующим, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ); но что именно сообщил Господь ученикам Своим об этом Царстве, св. Писание не указывает. Итак, на основании вышеупомянутых свидетельств мы ясно видим, что в св. Писании о некотором только упоминается, другое записано кратко, а многое совсем не записано. А если так, то где же находится ныне та часть Божественного учения, которая в свое время не была занесена в священные письмена? На этот вопрос сектанты ответа дать не могут, мы же ответим следующее: Часть Божественного учения, не записанная в св. Писании, содержится в другом источнике христианского вероучения, который называется священным Преданием. Значит, под именем священного Предания разумеется та часть Богооткровенного учения, которая в свое время не была занесена в св. письмена, а сохранялась и распространялась путем устной передачи. Указания на существование этого другого источника христианского вероучения, известного под именем св. Предания, имеются и в св. Писании. Так св. апостол Павел ясно разграничил оба источника христианского вероучения – писанный и устный, когда писал Фессалоникийцам: « Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим » ( 2Фес.2:15 ). Тот же апостол писал ученику своему Тимофею: « И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить » ( 2Тим.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Следовательно, св. апостол находился в Италии и, как естественно предположить, в Риме, откуда написаны им и другие послания. В Риме св. Павел был дважды, и оба раза в узах. И в послании к Евреям он упоминает о своих узах, но притом как о бывших: " ибо вы и моим узам сострадали " (10:34). В 13:19 апостол выражает надежду, что скоро увидится с теми, кому пишет, а в 13:23 прямо говорит: " Знайте, что брат ваш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас " . Из этих слов явствует, что послание написано тотчас же по освобождении св. апостола Павла от первых уз или незадолго до освобождения, то есть в 63 или 64 году по Р. X. Содержание и разделение послания к Евреям Послание св. апостола Павла к Евреям содержит в себе тринадцать глав. Послание это, в отличие от других Павловых посланий, не имеет никакого вступления или предисловия, а прямо начинается с изложения догматической части. Подобно прочим Павловым посланиям, в нем две части: 1) Часть догматическая (гл. 1-10:18); 2) Часть нравоучительная (10:19 по 13:17); 3) Послесловие (13:18-25). Экзегетический разбор послания к Евреям Первая глава вся посвящена выяснению превосходства Господа Иисуса Христа как Ходатая Нового Завета перед Ангелами, это как бы вступительная часть к мыслям св. апостола о превосходстве Нового Завета перед Ветхим. Ветхозаветный Закон дан людям через Ангелов и через Моисея, а Новозаветный Закон дан Иисусом Христом. Поэтому св. апостол и ставит себе целью на основании самого Священного Писания Ветхого Завета доказать евреям, что Христос выше Ангелов (гл. 1 и 2) и выше Моисея (гл. 3 и 4). Начинается послание словами: " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил " (1:1-2) — смысл этого изречения таков: " поелику дело идет о вере, истинной же вере может научить только Бог, то с этого и начинает свою речь апостол. И древле вере учил Бог, и ныне Он же научает ей.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Ст. 21. «И сговорились против него и побили его камнями по приказанию царя 1049 на дворе дома Господня» (22). И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он, умирая, говорил: да видит Господь и да взыщет»! Вслед за сим Господь посылает и наказание на царство – вторжение Сирийского войска, которое по 2Nap. XXIV, 23 не только разорило Иудею, но и вторглось в Иерусалим, и истребило князей народа, и взяло много добычи, о которой, как мы видели, говорит книга Царств, что Иоас принужден был опустошить все сокровищницы дома Господня и свои. Одновременно с нашествием неприятеля Иоас подвергается тяжкой болезни (2 Пар. XXIV, 25), в которой он лежит в то время, когда Сирияне удаляются из страны. Затем, по-видимому боясь покушения на свою жизнь, он удаляется в Милло 1050 , как говорит книга Царств, – и там убит слугами своими. Убиение царя Иоаса упомянуто и в книге Паралипоменон, но без указания, что он лежал в Милло, – что впрочем совершенно объясняется тем, что Милло была часть Иерусалима. Заметим, что в 2Nap. XXIV, 25 прямо указано, что Иоас убит на постели своей «за кровь сынов Иодая священника», – так что нельзя сомневаться, что убийство Иоаса имело не столько политически, сколько религиозный характер. Мстителями должны были быть сторонники Иодая и Захарии, верных служителей Господа Бога завета. Похоронили Иоаса в граде Давидовом, «но не похоронили его в царских гробницах» (id. ib). Очевидно, что после истребления многих княжеских родов ( 2Nap. XXIV, 23 ) Сириянами, – влиянием начала пользоваться часть народа, преданная Господу Богу и находившаяся под руководством священников и левитов. Заметим еще, что об Амасии, сыне Иоаса, не сказано, чтобы он был поклонником Ваала. В 4 Ц. XIV, 3 сказано, что «делал он угодное в очах Господних, впрочем не так, как отец его Давид»... И далее ст. 4: «Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах» 1051 . И в 2Nap. XXV, 14 ему не приписывают поклонения Ваалу, но обвиняют его в поклонении каким-то богам Сеира, принесенным из Идумеи, куда он ходил походом и где нанес Идумеям большое поражение. Но мы присовокупим об Амасии, что наказанный поражением в войне против Израиля за то, что не послушался он пророка, обличавшего его в поклонении богам Сеира, он был убит на 29-м году царствования (4 Ц. XIV, 2, 19; 2 Пар. XXV, 1, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

687 Зап. на кн. Быт. изд. 2–3, стр. 29–30; изд. 4, стр. 18. В 1-м издании последние слова читаются так: «но в особенности Моисей упоминает о китах – tanninim. Под сим именем заключаются вообще животные великие, и посему особенно примечательные» (стр. 29). Если бы автор Записок считал «все бытописание Моисея» за «приспособление древнейшей мифологии к обычаям евреев», то чего бы он не мог насказать в объяснение имени: танниним, с которым у евреев, как известно, соединялись самые баснословные представления. Так уже в 3 кн. Ездры VI, 49 и дал., в виду Быm. I, 21 , читается: Ты сохранил двух животных, одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь и когда хочет. Срав. таргуму Псевдо-Ионафана на Быm. I, 21 : «и сотворил Господь китов великих, Левиафана и его самку, которые приготовлены на день утешения» (см. в нашем исследовании: «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 146). Срав. также апокрифическую книгу Еноха гл. 60, 7 и дал. и Bereschith rabba на Быm. I, 21 , стр. 40, столбец 2-й, изд. Виленского 1878 года. А между тем автор «Записок» ограничился в настоящем случае краткими, но точными словами: «змеев и рыб великих». Срав. перевод Мандельштама «змеев больших», тогда как у Вадима: «чудовищ больших»; у Макария Глухарева: «большия морския чудовища», как и издании Росс. Библ. Общества; в Синодском издании 1868 и дал.: «рыб больших». Срав. перевод Скорины: «киты великие» (Вульг. сете grandia). Срав. изображение Левиафана и Бегемота в кн. Иова, 40, 10–41, 1–26; 3,8 и др. 688 Вот почему Филарет перевел еврейское: bezalmenn chidmutenu не: в образе нашем по подобию нашему, как по-видимому требовалось бы перевести буквальнго и как переведено у Вадима, хотя и с ущербом не только в ясности, но и в смысле (срав. также перевод Мандельштама), но: по образу нашему и по подобию нашему… по образу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

8:30—34; 10:40; 11:9). Очень характерны его следующие слова: «как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так сделал; не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею» (Нав.11:15, 23). С той же целью священный историк подробно излагает точное исполнение Иисусом Навином и всеми евреями повелений Моисея о разделении обетованной земли, например о владениях сынов Рувима, Гада и Манассии (Нав.4:12; 12:6; 13:8, 15—32), владениях Левиина колена (13:14, 33; 14:3—4; 21:1—42), владениях Халева (14:6—15); о городах убежища (20:1—9); о единстве места общественного богослужения (Нав.22 гл.); излагает подробно увещательные речи Иисуса Навина к евреям о точном исполнении Моисеева закона (22:15; 23:6—7; 24:14—27). Оттеняя точное, дословное исполнение Иисусом Навином повелений Моисея и закона Господня, священный историк словами Господними, изреченными при избрании Иисуса Навина и написанными во вступлении к книге, означает благоволение Господне к Иисусу Навину: «как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав.1:5). Он постоянно замечает, что Господь «был с Иисусом» (6:16; ср. 1:17), а потому все «боялись Иисуса Навина, как боялись Моисея» (4:14). Словами того же призвания: «не бойся и не устрашайся, будь тверд и мужествен» (Нав.1:6, 7, 9), — писатель очень часто впоследствии излагает помощь и крепость, даруемые Господом Иисусу Навину (8:1; 10:8; 11:6). Внешне разделяясь по предмету повествования на три части (1—12:13—21 и 22—24 глл.), книга Иисуса Навина внутренне соединена и представляет нераздельное целое: эти три части нельзя читать и понять независимо одну от других, а они понятны лишь при объединении в одну книгу. Так, содержание первой части — завоевание обетованной земли, заключает в себе постоянные указания на вторую часть — разделение ее (1:15; 2:9,14; особ. 11:23: «отдал в удел сынам Израилевым»;12:1, 7 и пр.); точно также и вторая часть заключает в себе постоянные указания на первую часть — завоевание обетованной земли (13:2—6; 18:3; 21:43—45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. “Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!” ( Втор 27:19 ; ср. Втор 24:17 ). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он “дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…” ( Втор.10:18 ; ср. Пс.67:6 ; Сир.35:14 ), — а также хранит и поддерживает их ( Пс.145:9 ). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, “первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…” ( 2Мак.3:10 ). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон ( Втор.14:28–29 ); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле ( Втор.24:19 ; Руфь 2:2–3 ), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз ( Втор.24:20–21 ). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц ( Втор.16:10–11 ) и кущ ( Втор.16:13–14 ). По событиям середины II в. до Р. Х. известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: “После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П. ) разделили между собою…” ( 2Мак.8:28 ; см. также 2Мак 8:30 ). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины 43 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор” ( Ис 4:1 ). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца ( Быт.38:11 ; Лев.22:13 ). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат ( Втор.25:5–10 ; Быт.38:8 ). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову ( Лев 21:14 ).

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

Жизнью Своею Господь клянется (самая торжественная из клятв; ср. Чис 14.21, 28 ; Втор 32.40 ), что за беззакония Иерусалима, главное из которых было осквернение храма (начатое Манассиею) мерзостями (д. б. идолы) и гнусностями (может быть культа их; подобно этому в VI гл. главным грехом Израиля считаются «высоты» с их идолослужением) с Иерусалимом поступлено будет без столь обычного для Бога снисхождения. «Умалю», букв. «отвергну» (слав. «отрину») или тебя, или от тебя («отверну») глаза Мои, чтобы каким-нибудь не проснулась жалость к тебе. Иез.5:12 .  Третья часть у тебя умрет от язвы и по­гибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрест­ностях тво­их; а третью часть раз­вею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними. Служит объяснением 2 ст., в котором, впрочем, нуждался в объяснении только первый член: он здесь раздваивается (язва и голод), благодаря чему получается 4 кары; если они делятся на 3 группы (у LXX 4), то основанием для такого деления служит то, что первая треть погибает в городе, вторая в ближайших окрестностях города, а третья – вдали, в плену. Голод, язва и меч выступают часто у Иезекииля ( Иез.6.11 и д. Иез.7.15, 12.16 ), как 3 кары Божии; к ним часто присоединяется в качестве 4 кары дикие звери (ст. 17; Иез.14.21, 33.27 ); эти же кары таким же образом исчисляются Иеремией (18 раз) и клинообразными надписями (Мюллер, Ez. – Studien, 58–62). – «Обнажу меч» – ст. 2. Иез.5:13 .  И совершит­ся гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Го­с­по­дь, говорил в ревности Моей, когда совершит­ся над ними ярость Моя. Сильно выраженный антропоморфизм. Пророк и сам явно заражается негодованием Господа и речь его здесь достигает высшей степени гневного пафоса. «И узнают» – уцелевшие, т. е. третья из указанных в 12 ст. частей. «И узнают, что Я, Господь, говорил». – Любимое выражение Иезекииля, не встречающееся у других пророков. Иез.5:14 .  И сделаю тебя пустынею и по­руга­ни­ем среди народов, которые вокруг тебя, перед­ глазами всякого мимоходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 2 11.02.2019 1256 Время на чтение 26 минут Часть 1 ДВА ВЗГЛЯДА НА РУССКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО Крещение язычников... Крестьянская пословица гласит: Ева прельстилась древом, простонала чревом, Адам грех сотворил - рай затворил... После изгнания из райского Эдема Евы, искушенной дьяволом, и Адама, соблазненного Евой, история человечества, - история стремительного зарождения и распространения идолопоклонничества, суть, язычества, когда племена и народы, забыв незримого Творца, поклонялись лишь зримым созданиям Бога - солнцу, луне, грозам, ветрам, камням, деревам, рекам и морям - воплощая их образы в деревянных, каменных, бронзовых и даже золотых истуканах ( болванах , на Руси). Отвергнув Бога, язычники погрузились в пучину пороков, ибо «помышление сердца человеческого - зло от юности его. (...) И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце своем. Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. (Быт.8:21; Быт. 6: 6-11), отчего Господь, пощадив лишь Ноя, его семейство и всякую тварь по паре, смыл падшее человечество с лица земли. С нарождением язычества история человечества - история борьбы верующих во Единого Бога (Иегова) с многобожьем идолопоклонников... В борьбе той ветхозаветные пророки, потом Христовы апостолы, первохристиане и сонм святых страстотерпцев обрели мученические венцы Христа ради от язычников ...в Древнем Риме растерзанные тиграми под рев ликующей публики... и от богоизбранных иудеев, кои, случалось, пуще язычников пытали христиан. Хотя ветхозаветные пророки испокон человеческого века внушали богоизбранным : «Господь - царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его...» (Пс.9:37) « Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся». (Иер.10:2) Если Адам и Ева, извергнутые из райской обители за грехопадение, раскаялись и жили по внушениям Божиим, то уже их сын Каин, убивший брата Авеля, жил по образу и подобию поганых язычников: «Жи­тей­ские за­боты до та­кой сте­пени пог­ло­щали все си­лы Ка­ино­ва по­коле­ния, что оно, оче­вид­но, со­вер­шенно пре­неб­ре­гало ин­те­реса­ми ду­хов­ной жиз­ни. От­ли­ча­ясь упор­ной са­мона­де­ян­ностью, оно, ви­димо, жи­ло в пол­ном по­рабо­щении жи­тей­ской су­ете и от­ли­чалось гру­бым без­ве­ри­ем, с не­из­бежны­ми его пло­дами - по­рока­ми и прес­тупле­ни­ями ».

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/12/...

С горы Скопус хорошо виден современный город, в котором сейчас проживает более 600 тысяч человек. В этой обширной панораме взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря 12-метровой зубчатой каменной стене, возведенной турецким султаном Сулейманом (1520–1566) по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов, с которого и началась его слава, был оставлен строителями стены за границами Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей. Вечное и временное… Вход Господень в Иерусалим Стена Старого города сложена из тесаного камня. Толщина ее – 2,5 м, высота – 12 м, а длина – 4000 м. Она имеет 35 бастионов и 7 ворот. Самая дорогая память у христиан связана с Золотыми воротами.Они имеют двойную арку с декором. Согласно христианскому преданию, ими торжественно вошел в Иерусалим Иисус Христос, спустившись на осляти с Масличной горы. На каменистом ее склоне сохранились три ступени того времени. Нам показали их сестры монастыря святой Марии Магдалины, который находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. У верующего человека они вызывают благоговейное желание припасть к ним и поцеловать. Золотые ворота сейчас заложены. Сделано это было по повелению султана Сулеймана. Христиане видят в этом действие Божественного Промысла во исполнение пророчества: «И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2). От Золотых ворот дорога шла в Иосафатову (или Кедронскую) долину, которую называют еще Долиной суда. Здесь, по поверью жителей Палестины (христиан, иудеев, мусульман), будет место Страшного суда, согласно пророчеству Иоиля: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду… Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоил. 3: 12, 14). В долине много древних захоронений. Здесь погребены пророк Захария и апостол Иаков, брат Господень. Находясь в Иерусалиме, мы часто проезжали над этой долиной, обозревая ее с Масличной горы или со стороны города.

http://pravoslavie.ru/30071.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010