Одно из древнейших рус. произведений шитья - квадратная хоругвь с изображением лоратного М. (XII или XIV в.; по атрибуции Н. А. Маясовой - 1-я пол. XIV в., ГММК). Лик архангела на этой хоругви почти не сохранился, фигура вышита золотыми нитями. В руках он держит мерило и зерцало, на котором изображен крест. Также М. изображен на иконе ок. 1300 г. (ГТГ); он представлен фронтально, в рост, в левой руке зерцало с едва заметным изображением Еммануила, в правой - мерило. Почти все одеяние архангела исполнено в красных, царственных тонах: пурпурный далматик, большая золотисто-красная пряжка пояса, киноварный плащ, закрепленный впереди драгоценным камнем, ярко-красная обувь. Детали облачения также напоминают одеяния византийских императоров - длинный далматик с золотистым орнаментом, тяжелая лента лора, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, лежащая крестом на груди и спускающаяся с левой руки; схожей с лором лентой украшен подол далматика. М. широко почитали как победителя сатаны и защитника от темных сил, поэтому его образы нередко встречаются на предметах личного благочестия. Известны т. н. амулеты-змеевики с образом М. Самые древние примеры таких изображений относятся к XI в. (т. н. Черниговская гривна найдена в 1821, ныне в ГРМ), впоследствии эти предметы изготавливали с некоторыми изменениями. Их отличительная черта - противопоставление на 2 сторонах одного предмета изображения темных сил (в виде змеи) и образа их победителя, 1-го служителя Божия - М. Архангел представлен в рост, в лоратном одеянии; в правой руке он держит мерило (или лабарум), в левой - зерцало с крестом. Изображение М. также можно встретить на древних драгоценных мощевиках и на простых медных крестах, на деревянных резных иконах. В XVIII-XIX вв. были распространены литые иконки с образом М., предстоящего в молении Спасителю, аналогичные иконам из деисусных чинов. Арх. Михаил, с деяниями. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ЦМиАР) Арх. Михаил, с деяниями. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ЦМиАР) Оба церковных праздника в честь М.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Власий. Икона. XV в. (ГРМ) Богоматерь с Младенцем и сщмч. Власий. Икона. XV в. (ГРМ) Почитание святого было широко развито на Руси, особенно в новгородских землях. Сохранилось большое число икон, своеобразно отразивших переход дохрист. традиций в область правосл. мировоззрения; целый ряд святых народное религ. благочестие связало с исполнением ими функции покровителей земледелия и скотоводства (помимо В. свт. Николай, мученики Флор и Лавр, вмч. Георгий, свт. Спиридон Тримифунтский). Состав святых мог варьироваться; для Центрального и Сев.-Зап. регионов характерно почитание свт. Модеста Иерусалимского - старообрядческая икона из Невьянска «Избранные святые: Медост, Власий, Флор, Лавр» (сер. XIX в., частная коллекция, Екатеринбург): на пейзажном фоне рядом с каждым из святых изображены животные, к-рым они покровительствуют, возле В.- коровы, оба святителя в епископском облачении, на головах митры. Почитание же В. как охранителя домашних животных (как правило, крупного рогатого скота), опирающееся на эпизоды его жития, было в народной среде наиболее устойчивым (известны случаи, когда икона этого святого помещалась в коровниках и хлевах; см.: Краткий обзор благочестивых обычаев и установлений, существующих в Пензенской епархии//Пензенские ЕВ. 1880. 2 (15 янв.). С. 1-12). В основе парного изображения В. и свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, в рус. иконах также лежит народное представление об их покровительстве домашнему скоту, опирающееся на эпизоды житий. На иконе (нач. XV в., ГИМ) из ц. Власия в Вел. Новгороде (построена в 1407) святители восседают напротив друг друга на фоне скалистых горок, у ног В.- коровы и козы, возле Спиридона - овцы, козы, свиньи. Подобным образом они изображены в нижнем ярусе 3-рядной иконы сев. письма (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ) «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Святители Власий и Спиридон». Сщмч. Власий. Икона. 2-я пол. XV в. Муром (ЦМиАР) Сщмч. Власий. Икона. 2-я пол. XV в. Муром (ЦМиАР) На иконах, где В. изображен в составе святых, родственных ему по функции покровителя, он как епископ часто представлен рядом со свт.

http://pravenc.ru/text/155013.html

СПб., 1883. Вып. 7. С. 48). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров В произведениях светского искусства 2-й пол. XIX в. наметилась тенденция к поиску исторически точных вариантов интерпретации образа Тверского князя. Тем не менее в целом они продолжали академическую традицию, истолкованную в национально-романтическом духе. На памятнике «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, проект М. О. Микешина, фигура М. Я.- работы скульптора М. А. Чижова) облик М., стоящего на коленях, со скованными руками, напоминает о тяготах татарского ига, тогда как представленные рядом с ним князья Александр Невский и Димитрий Донской олицетворяют собой образы героев событий рус. истории XIII-XIV вв. Выполненная В. П. Верещагиным композиция с изображением М. Я. и кн. Юрия Московского на суде у хана из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1896) отличается большей по сравнению с памятником исторической точностью. Условный образ князя в средневек. одеждах включен в композицию «Древо государей Российских» на своде парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, выполнена под рук. Ф. Г. Торопова). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) В кон. XIX в. иконография М. Я. в профессиональном церковном искусстве приобретает большую историческую точность и все более следует рекомендациям иконописных подлинников, хотя имеет мало общего с памятниками XVI-XVII вв., в т. ч. с произведениями, отражающими аутентичную тверскую традицию.

http://pravenc.ru/text/Михаилу ...

Иаков, брат Господень. Царские врата. Левая створка. 1688 г. Иконописец С. Дзагкаролас (Музей Бенаки, Афины) В составе минейных изображений И. известен по фрагменту на иконе на сент., окт. и нояб. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Он представлен поверженным, обернувшимся к палачу, на И. розовая фелонь, синий подризник, белый омофор. Его единоличные изображения или сцена мученичества были включены в росписи ряда храмов средневек. Сербии, напр. ц. Вознесения Господня в Дечанах (ок. 1348) - на юж. стороне центрального нефа, в зап. травее (3-й ярус). Фигура И. в рост, облаченного в полиставрий, благословляющего обеими руками, представлена на фоне стены с башнями, символизирующими Иерусалим, и имеет подпись: «сты иеков брат гнь епспъ». В ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1376-1381) находятся погрудные изображения И. и свт. Арсения Иерапольского; в росписях ц. Богоматери в Пече (1561) композицию мученичества И., представленного коленопреклоненным, сопровождает подпись: «стыи свщеенно мученик Иаков брат гнь». Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. На Руси чрезвычайную популярность образ И. имел в искусстве Вел. Новгорода. Два посвященных ему храма возникли еще в XII в., в соборе Св. Софии хранились крест с частицей мощей И. и др. мощевики. Помимо росписей в монастырских храмах 2-й пол. XII в. сохранились иконы XV-XVI вв. избранных святых, где И. изображен со святыми др. чина, прежде всего с целителями: напр., с мучениками Флором и Лавром (2-я пол. XV в., ГРМ - И. в центре, с удлиненной бородой, в коричневой фелони и светлом подризнике, с подписью: «брат г(осподе)нь»), со святыми врачами Космой и Дамианом (1-я пол. XVI в., ЦМиАР), с подписью: «агиос Иаков брат г(осподе)нь по плоти»; на нем полиставрий, синий подризник, золотые палица и епитрахиль. Особое явление представляют иконы, на к-рых И. изображен с избранными святителями, напр. со святителями Николаем, архиеп.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Изд.: Лицевой сборник Чудова мон-ря: Науч. факсим. воспроизв. рукописи. М., 2009. Лит.: Буслаев Ф. И. Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по рус. рукописям с XVI в. по XIX. М., 1884. 2 т.; он же. Первое дополнение к лицевому Апокалипсису//Тр. VIII Арх. съезда в Москве, 1890. М., 1895. Т. 2. С. 1-9; Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Кат. выст./Отв. ред.: А. А. Турилов. М., 1995; Алехина Л. И. О нек-рых символических образах лицевого Апокалипсиса кон. XVII в. из собр. ЦМиАР//Макарьевские чт.: Апокалипсис в рус. культуре: Мат-лы III Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария (6-8 июня 1995 г.). Можайск, 1995. Вып. 3. Ч. 2. С. 62-70; Байдин В. И. Два ряда портретов XVIII ст.: российские монархи и крестьяне Завёрткины//Ист. генеалогия. Екатеринбург; П., 1994. Вып. 4. С. 48 [о лицевом Апокалипсисе XVIII в., иллюстрированном уральским худож.-старообрядцем П. Ф. Завёрткиным]; Сукина Л. Б. Очерковые миниатюры рус. рукописных Апокалипсисов и Синодиков 2-й пол. XVII в.: АКД. М., 1998; Грибов Ю. А. Лицевые рукописи XVII в. из Галича Костромского: Новые атрибуции//Забелинские науч. чт., 2000. М., 2001. С. 223-241. (Тр. ГИМ; 126); он же. Группа списков иллюстрированного Апокалипсиса 1-й пол. XVII в.: Вопросы атрибуции//Забелинские науч. чт., 2001. М., 2002. С. 108-126. (Тр. ГИМ; 134); он же. Холмогорские иллюстрированные Апокалипсисы кон. XVI - 1-й пол. XVII вв.: Вопросы атрибуции//Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. М., 2003. С. 209-225; он же. Новые атрибуции ярославских лицевых рукописей 2-й пол. XVII в.//Забелинские науч. чт., 2004. М., 2005. С. 52-69. (Тр. ГИМ; 149); он же. О локализации 2 лицевых Апокалипсисов из собр. Ф. И. Буслаева//Древнерус. и греч. рукописи РНБ: Мат-лы междунар. науч. конф. СПб., 14-16 июня 2005 г. СПб., 2007. С. 50-58; он же. Городецко-нижегородские списки лицевого Апокалипсиса в контексте общих проблем изучения памятника//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2010. Вып. 4. С.

http://pravenc.ru/text/471605.html

В основе этого житийного сюжета лежат 2 разных чуда: чудо Г. на о-ве Лесбос - возвращение отрока в родительский дом и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской ц. (напр., на вологодской иконе, сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - в клеймах 9 и 10 представлены оба чуда возвращения отроков). С темой чудесной помощи Г. связан еще ряд сюжетов. Г. неск. раз защищает прп. Феодора Сикеота (пам. 22 апр., за день до пам. Г.) от демонов, явившихся в облике волков и др. страшных животных, напр. в клеймах иконы «Святые Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота в 22 клеймах» из Никольского единоверческого мон-ря в Москве (кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ) прп. Феодор и Г. изображены в среднике, в рост, в молении. Неоднократно Г. выступает помощником в ратных делах, напр. на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где Г. выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев (XV в., ГТГ; сер.- 2-я пол. XV в., НГОМЗ); на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви, «Благословенно воинство небесного царя» (после 1552, ГТГ) Г. изображен в авангарде нижнего ряда войск. Самый ранний житийный цикл Г. частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Представлены следующие сцены жития: исповедание веры перед имп. Диоклетианом; царица Александра и Г.; Г. перед проконсулом Магненцием; военачальники Анатолий и Протолеон перед Г.; мучение во рву с известью; мучение на кресте скребками (еще одна сцена плохой сохранности). В росписи ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.), в диаконнике, над большой композицией «Чудо о змии» помещались 2 сцены (сохр. незначительные фрагменты), возможно с изображениями допроса имп. Диоклетианом и мученичеств или усекновения головы. В рус. иконописи наиболее ранний житийный цикл известен на новгородской иконе с изображением в среднике «Чуда вмч. Георгия о змии» (1-я пол. XIV в., из собрания М. П. Погодина, ГРМ). В 14 клеймах иконы изображены сцены мучения Г. (за исключением чуда сокрушения идолов в клейме 6). Особую группу составляют житийные иконы XVI в. московской иконографии, отличительная черта к-рых - отсутствие прижизненных чудес (4 иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития»: ок. 1500 г., ЦМиАР; из Пятницкого мон-ря г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР; из дер. Баринцево Любимского р-на Ярославской обл., нач. XVI в., ЦМиАР; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР). Ее основой являются визант. житийные иконы XIII-XV вв., в т. ч. упомянутые иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае.

http://pravenc.ru/text/162188.html

1899. С. 148). При погребении не совершалось песнопений («яко ни пети, ниже конархати никто же можаше погребению»), надгробную речь произнес инок Иннокентий (возможно, прочитал последование погребения: «...но един от ученик его Инокентие именем, тот едва со многими слезами надгробная проглагола»). Уже после погребения из Боровска в обитель отправилась внушительная делегация во главе с наместником, духовенством и виднейшими горожанами: «Мнози от вельможъ скоро въ монасьтырь приидоша, аще и не видевшя преподобнаго, поне со многою любовию гробу его поклонишася. Такожде и общий народ, весь день от града приходящее, покланяхуся гробу преподобного» (Рассказ. 1999. С. 284). Почитание 1 сент. 1477 г. вел. кнг. Московская Мария Ярославна дала по душе П. в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь беспрецедентно большой вклад - 495 р. (АСЭИ. 1958. Т. 2. 249. С. 164). Все деньги должны были быть израсходованы на поминальные службы по П. в 15-летний срок - до 1492 г., на к-рый приходилось окончание 7-й тысячи лет от Сотворения мира ( Алексеев. 2002). Прп. Пафнутий Боровский благословляет своего ученика Иосифа на игуменство. Клеймо рамы с житием прп. Иосифа Волоц-кого. Ок. 1697 г. Иконописец Г. Антонов (ЦМиАР) Прп. Пафнутий Боровский благословляет своего ученика Иосифа на игуменство. Клеймо рамы с житием прп. Иосифа Волоц-кого. Ок. 1697 г. Иконописец Г. Антонов (ЦМиАР) Можно предполагать, что основанный П. мон-рь не стал первоначальным центром его почитания. Канонизация П. совершилась под решающим влиянием выходцев из Иосифова Волоколамского мон-ря. Не позднее 1515 г. архиеп. Ростовский Вассиан II (Санин) написал Житие преподобного. В Кормчей митр. Даниила , к-рую следует датировать 1530 г. ( Корогодина М. В. Кормчие книги XIV - 1-й пол. XVII в. М.; СПб., 2017. Т. 2. С. 222) или 30-ми гг. XVI в. ( Манохин А. А. К датировке Сводной Кормчей митр. Даниила//ДРВМ. 2018. 2(72). С. 41-46), П. назван чудотворцем (РГБ. Унд. 27. Л. 257, 259, 275 об.). Следов., к этому времени уже была написана Служба П. Высказывалась версия о канонизации П. на церковном Соборе 1531 г., на к-ром состоялось осуждение Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека ( Федотов. 2009). Как писал в 1584 г. Рязанский еп. Леонид (Протасьев) царю Феодору Иоанновичу , по молитвам П. у вел. кн. Московского Василия III Иоанновича и его жены вел. кнг. Елены Васильевны Глинской в 1530 г. род. сын Иоанн IV Васильевич Грозный (АИ. Т. 1. 216. С. 410-411; восприемниками были ученики П.- преподобные Даниил Переславский и Кассиан Босой). Этот факт может быть дополнительным доводом в пользу особого почитания П. в 1530-1531 гг. В окружной грамоте 1547 г. митрополит всея Руси свт. Макарий возгласил всероссийское празднование П.: «...пети и праздновати повсюду маия в 1 день великому чудотворцу игумену Пафнутию Боровскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203; Голубинский. История канонизации. С. 83, 100).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

И того дни ходит святитель со властьми от Софеи со кресты к Знамению Богородицы... И, пришед в церковь, поставляет святитель чюдотворную икону с кажением на свое место по чину» ( Голубцов. 1899. С. 129-130). В среднике иконы «Прор. Илия с житием» (кон. XIV - нач. XV в., НГХМ) огненное восхождение соседствует с полуфигурным изображением Богоматери Никопеи. В новгородской художественной практике образ Божией Матери «Знамение» часто был представлен в небесном сегменте на иконах особо чтимых святых: «Избранные святые: Прор. Илия. Никола. Анастасия» (кон. XV в., ГТГ); «Прор. Илия, бессребреники Косма и Дамиан, с Богоматерью «Знамение»» (1-я треть XVI в., собрание В. Н. Набокова-Алексеева; Шесть веков рус. иконы: Кат. ЦМиАР. М., 2007. Кат. 21). Сохранилась 2-сторонняя выносная икона новгородского происхождения «Богоматерь «Знамение». Огненное восхождение прор. Илии» (XVI в., частное собрание; Russian Pictures, Works of Art and Icons. London, Sotheby " s Thursday 5th April 1990. [S. l.], 1990. P. 176). Среди многочисленных в рус. искусстве ростовых изображений избранных святых следует отметить икону «Богоматерь с Младенцем и прор. Илия» (2-я пол. XV в., АМИИ). Богородица изображена держащей обеими руками полуфигуру Младенца Христа в типе «Никопеи», фигура И. наполовину утрачена, т. к. икона пострадала. И. рядом с образом Богоматери типа «Воплощение» может рассматриваться как проповедник боговоплощения. Редкие примеры изображения Богоматери, представленной в рост в разных иконографических типах, рядом со святыми известны и в визант. искусстве (напр., 2-сторонняя икона «Св. Иоанн Креститель. Богоматерь «Одигитрия» и св. Иоанн Креститель» (3-я четв. XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне)) и в древнерус. искусстве (напр., икона «Богоматерь с Младенцем, свт. Николай Чудотворец» (XVI в., ГРМ)). Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. XIII в. (ГТГ) Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. XIII в. (ГТГ) Жертвоприношение на горе Кармил. Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Жертвоприношение на горе Кармил.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

В храмовой декорации образ И. З. помещался не только в алтаре. Так, в росписи ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296), он представлен на вост. стене юж. рукава подкупольного креста. И. З. изображен в крещатых ризах, как епископ К-поля, рядом с ростовым образом Богоматери с Младенцем на руках (соответствует изводу почитаемой в К-поле иконы Одигитрии) и с равноапостольными имп. Константином и имп. Еленой (по сторонам креста). В составе деисусной композиции И. З. показан в молении Иисусу Христу, восседающему на престоле, в росписи юж. фасада (под галереей) ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1360). Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Служебника прп. Варлаама Хутынского. 1220–1225 гг. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.) Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Служебника прп. Варлаама Хутынского. 1220–1225 гг. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.) Изображение И. З., служащего литургию, т. е. облаченного в святительские ризы, обращенного к престолу, со свитком в руках, характерно и для таких предметов церковного убранства, как царские врата, алтарные завесы. Типичным иконографическим решением для царских врат, особенно в Др. Руси, было помещение на его створки образов И. З. и свт. Василия Великого. На левой створке наиболее ранних царских врат из церкви погоста Кривое (2-я пол. XIII в., ГТГ) - фрагменты фронтальной фигуры И. З.; видимо, как и свт. Василий Великий, он был в коричневой фелони, с Евангелием в руках. Для более поздних произведений характерны фигуры святителей, обращенных к центру, как на царских вратах тверской работы из церкви с. Нектарьева (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ),- И. З. в ризе синего цвета, в шитой золотом и драгоценными камнями епитрахили, с развернутым свитком в руках (текст: Мф 26. 26, 28), причем И. З. изображается, как правило, на правой створке (царские врата из ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Гостинопольского мон-ря (посл. четв. XV - нач. XVI в., ГРМ); царские врата из ц. Успения с. Варзуги Мурманской обл. (2-я пол. XVI в., ЦМиАР) - в саккосе). И. З. со свитком в руках мог быть облачен в коричневый саккос без крестов (XVI в., ГЭ). Парные образы святителей И. З. и Василия Великого, обращенных друг к другу левыми руками и облаченных в крещатые фелони, с закрытыми Евангелиями в руках,- на царских вратах из Холмогор (кон. XVI в., АМИИ). Образ И. З. мог включаться в роспись столбиков царских врат, напр. на столбике работы новгородских мастеров в сев. провинциях (кон. XV - нач. XVI в., АМИИ) или на столбиках царских врат из придела в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского Софийского собора (сер. XVI в., НГОМЗ; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. Кат. 288. С. 511, 512).

http://pravenc.ru/text/541598.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010