Эфиоп. перевод Книг Иова и пророка Даниила. Рукопись XIV в. (Paris. BNF. Ethiop. 11. Fol. 70a. Дан 13. 1–5 Церковная традиция связывает начало христианства в Эфиопии с миссией св. Фрументия и правлением аксумского царя Эзаны (IV в.). В нач. VI в. Косма Индикоплов описывает Эфиопию уже как христ. страну (PG. 88. 169). Можно предположить, что к 500 г. христианизация страны достигла такого уровня, что появились условия для планомерного перевода библейских книг. Язык геэз вместе с тигре и тигри принадлежит к сев. группе эфиосемитских языков. Начиная со II тыс. геэз сменяется амхарским (принадлежащим к юж. группе), тигре и тигри как языками общения, сохранив, однако, статус церковного языка. Большинство библейских эфиоп. рукописей довольно позднего происхождения и относятся к XVII в. и последующим столетиям. Это связано с разгромом, к-рый устроил в стране эмир Ахмад Ибрагим аль-Гази (Грань) в 1-й пол. XVI в. Сохранились рукописи XIII-XIV вв. на неск. вост. языках, где помимо копт., сир., араб. и арм. имеется столбец на эфиоп. (напр., Псалтирь (Vat. Barber. Or. 2), Послания и Деяния (Milan. Ambrosiana 6), 2 рукописи с фрагментами Евангелий (Oxford. Bodl. Copt. c. 2; Lond. Brit. Lib. Or. 1240). Большие собрания эфиоп. библейских рукописей находятся в Лондоне (Британская б-ка), в Кембридже (собрание БИБО), Париже (Национальная б-ка), Ватиканской б-ке (коллекция Черулли), в Берлине (Гос. прусская б-ка). Коллекция микрофильмов рукописей мон-рей на оз. Тана и коллекция микрофильмов Дэвиса, содержащая копии наиболее древних рукописей (в т. ч. 3 копии т. н. Евангелия аввы Гарима, ок. XIII в. или ранее) хранятся в Колледжвилле (шт. Миннесота, США). Нек-рые рукописи описаны Р. Зуурмондом (1982, 1988, 1989) и М. А. Ниббом (1988). Наиболее ранняя версия эфиоп. перевода ВЗ (можно предположить, что это произошло в период расцвета Аксумского царства , кон. IV-VI в.) - это почти дословный перевод LXX. Однако невозможно точно установить, с какой именно редакции LXX он был сделан. C XIV в. эфиоп. перевод Б. неоднократно исправлялся по араб. версии с целью улучшения стиля. Позднее, возможно, проводилось редактирование текста перевода по евр. рукописям; в рукописи кон. XVII в. Paris. Bibl. Nat. d " Abbadie 35, содержащей ВЗ, кроме Восьмикнижия, встречаются гебраизмы в эфиоп. транскрипции, вокализованные в соответствии с MT. В нек-рых книгах ВЗ обнаруживается влияние Пешитты, что, вероятно, объясняется средневек. редактированием, возможно через араб. текст или непосредственно с использованием сир. текста (Knibb. 1988).

http://pravenc.ru/text/209473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. Совр. название М. н. восходит к терминологии, к-рая была введена уже в самых ранних зап. трактатах по муз. ритму (сер. XIII в.) для обозначения новой, метризованной полифонической музыки (лат. musica mensurabilis - размеренная музыка, cantus mensurabilis - размеренное пение, в противоположность cantus planus - ровному пению, т. е. одноголосному григорианскому пению ) и ее основополагающих свойств (mensura - мера; mensuratio temporis - измерение времени). Термин «мензуральная» фиксирует способность нотации точно передавать длительности нот и пауз посредством графических знаков («фигур») и их комбинаций. Различают т. н. черную (примерно до 1450) и белую (примерно после 1450) М. н. Знаки черной нотации происходят от символов римской квадратной нотации , служившей для передачи григорианского пения. Характерная для этих знаков квадратно-ромбовидная форма зачерненных нотных головок объясняется удобством ее начертания с помощью имевшегося писчего инструментария. Переход к белой нотации, в к-рой нотные головки крупных длительностей не закрашивались, обусловлен гл. обр. заменой пергамена на бумагу (заимствованную из Китая в XIII-XIV вв.). М. н. развилась из модальной нотации - самой ранней в истории западноевроп. многоголосия системы письменной фиксации музыки с последовательным нотированием ритма. Принципы модальной нотации были впервые изложены Иоанном де Гарландиа в трактате «De musica mensurabili» (О мензуральной музыке; 2-я четв.- сер. XIII в.). Модальная нотация передавала ритмику полифонического репертуара школы Нотр-Дам , примерно с 60-х гг. XII в. этот репертуар стал подвергаться ритмизации. В результате приспособления античной стопной метрики к условиям многоголосной литургической музыки sine littera (без текста) образовались ритмические модусы (по Иоанну де Гарландиа, их 6), подчиненные единой счетной мере в 3 единицы времени (в 3 темпуса).

http://pravenc.ru/text/2562984.html

Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Одна из усадеб упомянутого выше посадника Мирошки Несдинича в 1157-1207 гг. была предоставлена в распоряжение священников ц. св. Василия Парийского, построенной во владениях предков Мирошки. В 90-х гг. XII - нач. XIII в. на этой усадьбе находилась мастерская священника-иконописца Олисея Гречина, в ней были найдены более 20 Б. г., содержащих адресованные Олисею Гречину заказы на изготовление икон. Отдельные Б. г. могут рассматриваться как свидетельства ранней истории становления системы сельских приходов в Новгородской земле: грамоты 220, 640 (2-я пол. XII - сер. XIII в.) упоминают о духовенстве Череменецкого и Которского погостов в бассейне рек Луги и Плюссы, комплекс грамот XII-XIV вв. поддается интерпретации как переписка, связанная с деятельностью архиерейских чиновников ( Янин. Я послал тебе бересту... С. 369-383). Интересна грамота 689, являющаяся, вероятно, росписью расходов по поминовению Новгородского архиеп. свт. Василия Калики († 1352) в 40-й день после его кончины в соответствии с завещанием. Любопытная зарисовка монастырского быта содержится в грамоте 605 (2-я четв. XII в.). Б. г. являются также важнейшим источником по истории древнерус. языка. Они содержат важнейший материал по фонетике, морфологии и синтаксису, по древнерус. ономастике и топонимике, в грамотах обнаружен ряд древнерус. слов, в т. ч. древнейших (дохрист.) имен, не встречавшихся ранее. Будучи датированы способом дендрохронологии, Б. г. определяются с точностью до 15-25 лет (а в ряде случаев и до одного года), что позволяет рассматривать отраженные ими исторические и языковые процессы в их динамике. Вопреки традиц. представлениям о развитии древнерус. языка от единого к диалектам по Б. г. устанавливается существование противоположного процесса - максимальное число диалектных особенностей содержится в новгородских Б. г. раннего периода (XI-XII вв.). Выявленный при лингвистическом анализе Б. г. древненовгородский диалект существенно отличается от гипотетически восстанавливаемого «общерусского» языка и имеет ближайшие аналоги в языках зап. и юж. славян. Это обстоятельство в корне изменило существовавшее в науке представление о путях восточнослав. расселения, о происхождении Новгорода и образовании Древнерусского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/78140.html

Так, в Новгороде границы усадеб, сложившись в сер. Х в., сохранялись до 2-й пол. XV в., усадьбы на Подоле в Киеве находились в одних и тех же границах неск. столетий с кон. IX - нач. X в. Наиболее полно городские усадьбы изучены в Новгороде, где обнаружено 2 типа дворов. 1-й имел участок правильных очертаний площадью 0,12-0,2 га, сплошной бревенчатый частокол ограждал 1 или 2 стороны, обращенные к улицам. На дворе могло быть до 15 построек. Дом владельца выделялся размерами и конструкцией. 2-й тип дворов с 2-3 постройками имел прямоугольную форму и был, как правило, площадью ок. 450 кв. м. Стандартные размеры и единообразие застройки указывают на единовременность нарезки участков. Хозяевами усадеб 1-го типа были крупные землевладельцы (новгородские бояре), 2-го типа - свободные простые горожане (подробнее см. в ст. Новгород Великий ). Боярские дворы обнаружены в зонах древнейших культурных напластований: границы их усадеб в кон. X - нач. XI в. определили направление городских улиц. Возможно, боярское землевладение в Новгороде уходит корнями в протогородской период, сотенные же дворы появились позднее; их заселяли по инициативе княжеской власти. Подобные боярские усадьбы были обнаружены в Суздале, Рязани, Ярополче Залесском. Вопрос о численности населения городов Др. Руси остается открытым, т. к. неизвестна точная площадь поселений. По приблизительным расчетам, в пределах городских укреплений Киева перед нашествием Батыя могло жить 37-45 тыс. чел.; в Новгороде - не более 30-35 тыс., в др. столицах княжений - 20-30 тыс. чел. Неукрепленные сельские поселения где проживала основная масса населения, составляли большинство в Др. Руси. В источниках XI-XIV вв. упоминаются поселения лично свободных крестьян-общинников (весь); с XIII в. известны слободы, жители к-рых были освобождены от несения гос. повинностей (обычно их населяли люди одной профессии: рыболовы, кузнецы и т. п.); уже в Х в. известны погосты - центры управления и сбора дани вне зоны полюдья; с XIV в. упоминаются села с прилегавшими деревнями и починками.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Донаторская композиция с аббатом Бернардом I. Роспись апсиды в ц. Сан-Либераторе-а-Маелла (пров. Пескара). 2-я пол. XIII в. Донаторская композиция с аббатом Бернардом I. Роспись апсиды в ц. Сан-Либераторе-а-Маелла (пров. Пескара). 2-я пол. XIII в. Для возрождения монашеской жизни в М.-К. аббат Бернард I составил комментарий на Устав св. Бенедикта ( Bernardi I... In regulam S. Benedicti expositio. 1894), получивший распространение среди бенедиктинских монахов и в 1340 г. переведенный на франц. язык (Paris. fr. 17250). По просьбе монахов М.-К. он написал также «Монашеское зерцало», где объяснялись значения обетов неизменности места монашеского подвига (stabilitas), верности призванию (conversio) и послушания (oboedientia), к-рые Бернард I считал основой бенедиктинской духовной традиции. Stabilitas, как первостепенное качество монаха и необходимое условие аскетического подвига, понималась как духовное постоянство (mentis perseverantis constantia) и как неотлучное пребывание в монастыре. Указывая на важность общежития, аббат уподоблял мон-рь не только райскому саду, где цветут добродетели, но и саду Гефсиманскому, где люди вслед за Христом отрекаются от мира и вступают в борьбу со страстями. С т. зр. Бернарда I, для монахов, соблюдающих обеты, в монастыре открываются врата спасения. Аббат М.-К. пытался обосновать духовную ценность бенедиктинской традиции в условиях кризиса «старого» монашества; при этом он черпал вдохновение из сочинений цистерцианца католич. св. Бернарда Клервоского и из доминиканской лит-ры ( Bernardi I Speculum monachorum. 1901) (подробнее см.: Tosti. 1888-1890. Vol. 3. P. 4-33; Saba. 1931; Mosher. 1973; Landry. 1982). Об изучении Устава св. Бенедикта в М.-К. свидетельствуют канонические комментарии монахов Николы да Фраттуры и Риккардо ди Сант-Анджело, составленные в нач. XIV в. (Cassin. 441, 445), и сделанный в XIV в. перевод устава на итал. язык (Cassin. 629). Учитывая историческое значение М.-К., «колыбели» бенедиктинского монашества, папская курия пыталась «реформировать» мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Однако в XII-XIII вв. этническое самосознание тюрок было еще в зачаточном состоянии; при дворе сельджукских султанов преобладала персидская культура. В период раздробленности варваризация означала уже падение роли не только греческого и армянского, но и персид. языка. Тюрк. знать, сменившая Сельджукидов, как правило, знала только родной язык, поощряла переводы религиозной, художественной и научной лит-ры на старотурецкий (анатолийский тюркский) язык, к-рый стал употребляться и в делопроизводстве. Эти столетия в М. Азии были эпохой интенсивных идейных исканий. Широкую популярность обрели тарикаты (суфийские братства), сыгравшие главную роль в процессе исламизации греч. и арм. населения. Особенно влиятельными были возникшие во 2-й пол. XIII в. тарикаты бекташей и мевлевитов. Их адепты восприняли элементы христ. обрядов, тюрк. шаманизма, а также идеи пантеизма, далекие от ортодоксального ислама. Нек-рые из суфийских духовных лидеров проповедовали равенство христиан и мусульман как поклоняющихся единому для всех Богу. Из рядов суфийских проповедников вышли поэты, положившие начало тур. литературе, такие как основатель ордена мевлевитов Джалал ад-Дин Руми (ум. в 1273). Взаимная ассимиляция тюрк. племен и исламизированного автохтонного населения М. Азии постепенно привела к сложению тур. этноса. Этот процесс в целом завершился к сер. XV в. Османский бейлик в 1-й пол. XIV в. Первые османские исторические сочинения были созданы лишь в нач. XV в. и донесли до нас уже существенно искаженный образ прошлого. Мн. даты и детали раннеосманской истории, изложенные в позднейших источниках, являются плодом мифотворчества и пропаганды династии Османов. Первый из беев рода Османов, Эртогрул, является фигурой в основном легендарной. Единственное аутентичное свидетельство историчности Эртогрула - монеты его сына Османа (1280/88-1324). До кон. XIII в. Османский бейлик, вероятно, признавал верховную власть Хулагуидских ильханов. Ок. 1300 г. Османы добились независимости. Географическое положение и политическая ситуация способствовали их подъему.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Этот период характеризуется постоянным ослаблением Ангкорской империи. В 1220 г. кхмерские войска оставили Тьямпу. Стал независимым север п-ова Малакка. В 1238 г. в долине Менама возникло тайское гос-во Сукотаи, войска которого во 2-й пол. XIII в. захватили значительные территории Ангкорской К., под властью ее королей остались лишь области, заселенные кхмерами. В 1283 г. монг. хан Хубилай потребовал от К. уплаты дани, и кор. Джаяварман VIII, опасаясь мести со стороны монголов, согласился в 1285 г. платить ему дань. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. кхмерам постоянно приходилось отражать нападения Сиама и Тьямпы. В 1353 г. сиамцы после 16 месяцев осады захватили Ангкор и возвели на престол своего короля, но через 5 лет этот правитель был свергнут и новым кхмерским королем стал брат погибшего правителя Сурьявамша. После длительных войн сиамцы в 1431 г. захватили и разграбили Ангкор и империя Камбуджадеша прекратила существование. Восстановление независимости гос-ва К. относится к 1434 г., когда кор. Понья Ят (1405-1467) перенес столицу в Чадомук (ныне Пномпень), расположенный в центре кхмерских областей. Новому правителю и его преемникам пришлось вести постоянную борьбу с набегами сиамцев и тямов. К 1-й пол. XVI в. была достигнута нек-рая стабилизация военно-политического положения и наметился определенный экономический подъем. Постепенно восстанавливалась разрушенная войнами ирригационная система, расширялись площади обрабатываемых земель, стали добывать железную руду. Начался рост новых городов, таких как 2-я столица - Ловек, Удонг и Пурсат. В XIV-XV вв. структура кхмерского общества и гос-ва значительно изменилась. После падения Ангкорской империи рухнула теократическая власть Бога-короля и было подорвано храмовое землевладение. К. превратилась в небольшую, относительно слабую, децентрализованную монархию светского характера, где не прекращались династические распри. Господствовавший класс состоял из членов королевской фамилии, феодалов, чиновников и буддийского духовенства. Население страны преимуществено составляли гос. крестьяне-общинники, а сельская община являлась основной хозяйственной единицей. Крестьяне должны были платить подушный налог, отдавать 10-ю часть урожая, исполнять гос. трудовую и воинскую повинности.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

Руси, но ее объем и прерогативы существенно сузились. С 1242 г. рус. князья, в т. ч. владимирский, стали утверждаться на своих столах ханами, выдававшими князьям ярлыки на их владения. В княжеские стольные города посылались ордынские наместники - баскаки - во главе военных отрядов. В частности, в летописи под 1269 г. упоминается «баскак велик володимирьскыи именемь Амраган», к-рый пришел со своим войском помогать новгородцам против ливонских немцев. Система закрепления княжеств по ярлыкам и введение института баскачества означали потерю суверенитета рус. князьями, владимирским в их числе. Однако за владимирским князем сохранилось верховное командование вооруженными силами всех княжеств Сев.-Вост. Руси, положение руководителя их общей внешней политики, а также право на наследование выморочных уделов. До нач. XIV в. владимирские князья сохраняли за собой право на раздел территории Владимирского княжества между детьми и ближайшими родственниками. Последние после наделения их владениями закрепляли новые земли за собой, получая на них в Орде ханские ярлыки. Однако в нач. XIV в., при хане Узбеке, право владимирских князей наделять родственников уделами из числа земель Владимирского княжества было ликвидировано. С этого времени высший контроль над его территорией стал осуществляться ханской властью, сажавшей на княжеский стол во Владимире младших потомков Всеволода Большое Гнездо по своему усмотрению. После 1247 г. владение Владимирским княжеством закрепилось за потомством Ярослава Всеволодовича. Прочие Рюриковичи, даже близкие по кровным узам, теперь не имели возможности претендовать на владимирский стол. Начиная со 2-й пол. XIII в. влияние владимирских князей на выбор кандидатов в епископы для умножившихся епархий Сев.-Вост. Руси существенно уменьшилось, и лишь назначение Владимирских епископов во многом определялось ими. После переноса в 1299 г. митрополичьей кафедры из Киева во Владимир резко возросла роль владимирского князя при избрании митрополита всея Руси. Однако, как и раньше, он не смог сосредоточить в своих руках финансовые средства, даже те, к-рые должны были собираться в пользу ордынцев и выплачиваться им.

http://pravenc.ru/text/154987.html

В борьбе с Орденом Литва стремилась прорвать кольцо окружавших ее католич. гос-в и установить хотя бы с нек-рыми из них мирные отношения. Во 2-й пол. XIII в. литов. правителям удалось заключить союз с Болеславом II Мазовецким. Соглашения эти были скреплены брачными связями. Политику предшественников продолжил Г., к-рый в нач. 20-х гг. XIV в. выдал дочь, получившую в крещении имя Елизавета, за сына Болеслава II кн. Вацлава Полоцкого. Однако этот союз мало что давал Литве. Мазовецкие князья были слишком слабыми, чтобы помогать Литве в борьбе против Ордена, наоборот, из-за них литов. правители оказывались вовлеченными в споры мазовецких князей с польск. соседями. Гораздо большего успеха Г. добился, когда ему удалось заключить соглашение о союзе с Владиславом Локетком. Польск. король находился в конфликте с Орденом, захватившим в нач. XIV в. польск. Поморье, и нуждался в союзниках для борьбы с крестоносцами. Союз 2 гос-в скрепил 16 сент. 1325 г. брак наследника Владислава Локетка буд. польск. кор. Казимира III Великого и дочери Г., получившей в крещении имя Анна. В 1326 г. отряд из 1200 всадников во главе с наместником Гродно кн. Давидом участвовал в походе Владислава Локетка против одного из его противников - маркграфа Людовика Бранденбургского. Войска союзников дошли до Франкфурта-на-Одере. Во мн. странах лат. Европы это дало основание для резких обвинений польск. короля в том, что он воюет против христиан в союзе с язычниками. Это событие не привело в то время к разрыву польско-литов. союза, но когда в 1330 г. Владислав Локетек, вступив в войну с Орденом, призвал на помощь союзников, то венгры отказались вести войну вместе с язычниками, Г. был вынужден увести войска. На этом польско-литов. сотрудничество прервалось надолго. К Православию Г. и княжеская семья в целом относились терпимо. Судя по именам, христианами были братья Г.- Воин, сидевший в Полоцке, и Федор, упомянутый в записях, сделанных в канцелярии митр. Феогноста. Православными были и сыновья Г., сидевшие на белорус. землях: кн. Наримант (Глеб) в Полоцке, а затем в Пинске и Кориат (Михаил) в Новгородке (совр. г. Новогрудок, Белоруссия); сыновья, наделенные отцом землями на собственно литов. территории (к их числу принадлежал и Ольгерд, лишь позднее ставший князем в Витебске), оставались язычниками.

http://pravenc.ru/text/161885.html

аланов, но все же во время византийско-хазар. войны в 913-914 гг. аланы поддержали хазар и сыграли решающую роль при разгроме визант. армии. Но уже ок. 932 г. аланы пошли войной на хазар. Потерпев поражение, аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали визант. священников. Окончательно Хазарский каганат был уничтожен в X в. в результате похода дружины рус. кн. Святослава в 965 г. В XIII в. Сев. Кавказ, в т. ч. территория И., был завоеван монголо-татарами и вошел в состав Золотой Орды. В кон. XIV в. Тамерлан (1336-1405) проник в предгорья И., в район совр. селений Галашки, Мужичи, Даттых, Ангушт. В нач. XV в. ингуши селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалук. Но во 2-й пол. XVI в. в результате похода кабард. кн. Темрюка (дек. 1562), поддержанного ногайскими мурзами и рус. царем Иоанном IV Грозным, ингуши вновь были вынуждены уйти в горы. В горах складывались общества, основанные по территориальному принципу,- шахары. По письменным источникам известен ряд обществ (самоуправляющихся сельских общин или их объединений) - Кякалинское (Галгаевское), Цоринское, Феппинское (Кистинское), Джайраховское. В нач. XVII в. ингуши стали возвращаться в лес и лесостепь, миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка и продолжалась до 1-й пол. XIX в. В XIX в. общества слились в единый ингуш. народ и определилась территория их совр. расселения. Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) В XVII в. некоторые из равнинных ингушских обществ были признаны нейтральной зоной между Российской и Османской империями. С 40-х гг. XVIII в. начались контакты ингушей с администрацией российских пограничных крепостей (Кизляр, Моздок и др.), некоторые ингушские роды приняли российское подданство, подписав присягу на верность Российской империи. По Кючюк-Кайнарджийскому миру 1774 г. территория расселения ингушских обществ вошла в состав Российской империи. Для освоения новых земель и управления ими с 1774 г. строилась Азовско-Моздокская (Кавказская) укрепленная линия, сюда российское правительство стало переселять жителей из центральных губерний (наибольшее количество людей было переселено на Терек в 1880-1890). 22 авг. (3 сент.) 1810 г. был подписан «Поручительный акт», по к-рому еще ряд ингуш. родов, живших в Тарской долине, принял российское подданство, обязавшись охранять район Военно-Грузинской дороги и оказывать военную помощь Российской империи в регионе. Им было предоставлено право пользоваться землями вдоль правого берега р. Терек. В 1810 г. близ аула Назрань была возведена российская крепость.

http://pravenc.ru/text/389549.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010