И. была особенно почитаема на Руси. Ее имя встречается в древнейших месяцесловах. В Великие Минеи-Четьи Макария, митр. Московского, было включено пространное Житие И., в котором подробно изложена история ее борьбы в темнице с диаволом. Предание о победе над злыми силами, возможно, оказало значительное влияние на широкое распространение ее почитания. В рус. традиции она заняла то место, к-рое в греч. культуре отводилось св. Марине. Однако в иконографии этот факт ее Жития не отразился. Изображения И. (Ульяны) широко представлены в искусстве Вел. Новгорода и Пскова. Одно из наиболее ранних иконописных изображений помещено на оборотной стороне 2-сторонней иконы «Богоматерь Знамение» (нач. XIII в.) из новгородского Зверина мон-ря (собрание П. Д. Корина, ГТГ). Надпись с именем святой поздняя, сделанная при реставрации, и поэтому нет уверенности в правильности именования святой. Фигура мученицы изображена на алом фоне в темно-красном мафории, поверх к-рого надет коричневый плат, украшенный на челе и плечах дробницами в жемчужном обрамлении. На плечах - золотые нашивки - знак аристократического происхождения; в правой руке крест. Полуфигура И. в красном мафории изображена на фоне иконы «Свт. Николай Чудотворец» (1-я треть XV в., НГОМЗ) из с. Курицкого. Образ И. сохранился во фресковом минологии ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Особое место образ И. (Ульяны) занимает в искусстве Пскова. В иконописи известны ее единоличные изображения и в составе избранных святых. На иконе кон. XIV - нач. XV в. (ПИАМ) мученица показана в светло-зеленом мафории. Нередко она изображалась вместе с вмц. Варварой. Так, на иконе «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., ПИАМ) она представлена вместе с вмц. Варварой и вмц. Параскевой. Среди наиболее чтимых святых жен И. изображалась на полях икон «Воскресение - Сошествие во ад». На псковской иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с избранными святыми» И. изображена в паре с вмц. Варварой (2-я пол. XV в., ПИАМ), на ней красный мафорий, в руке крест.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

П., композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» сама редко становилась средником иконы, как, напр., иконы «Рождество св. Иоанна Предтечи, с житием» из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве (1-я треть XVI в.). На миниатюрах из т. н. Егоровского сборника помещено развернутое изображение «Рождества св. Иоанна Предтечи», представленное в виде композиции из нескольких сцен: «Омовение младенца Иоанна», «Пострижение волос младенца Иоанна» (очевидно, восходит к «Чинопоследованию восьмого дня» из Требника), «Наречение имени Иоанна Захарией», «Захария благословляет Бога» и «Захария пророчествует об Иоанне». Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Собор св. Иоанна Предтечи отмечается на 2-й день Богоявления как дань памяти святому, крестившему Спасителя. В отличие от др. праздников, посвященных И. П., иконография этого не имеет сюжета, восходящего к определенному эпизоду Жития. Поскольку синаксарь на этот день содержит тексты о деятельности И. П., о его проповеди и крещении народа, иконография праздника Собора св. Иоанна Предтечи не была устойчивой. В средневизант. период в Минологиях на день Собора св. Иоанна Предтечи могли помещаться сцены «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» и «Крещение народа». Композиция «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» существовала в визант. и древнерус. искусстве в качестве самостоятельного иконного образа и в составе житийного цикла святого, напр.: в клейме 4-частной иконы из ГТГ (кон. XIV - нач. XV в.); на таблетке из собора Св. Софии в Вел. Новгороде (кон. XV в.); в клейме шитой пелены (1499, СПГИАХМЗ); на вологодской иконе из Семигородной пуст. (2-я четв. XV в., ВГИАХМЗ) и на др. Иконографическая схема сцены «Крещение народа» восходит к изображению «Крещения Господня», впервые зафиксирована в миниатюрах Четвероевангелия (Paris.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), В. В. изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой - благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 8, 62). Древнейший тип изображения В. В.- фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Изображения В. В., отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающих алтарь, в рост, как в монументальных росписях, напр. в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр. створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), В. В. изображен рядом с прп. Ефремом Сирином в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр. из ц. Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр. Минология Василия II (976-1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где В. В. представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр. визант. работы X-XII вв. на окладах икон ( Хускивадзе Л. З. Средневек. перегородчатые эмали из собрания Гос. музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр. из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150-1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X - нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 97-112, 168-174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. 38а-в, 97а, 98-2, 101-5, 101-6, 101а, 102а, 103а, 112-2, 170а, 171а, 230а-в, 230-2, 424-426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на к-рых В. В. часто изображен вместе со свт. Николаем , архиеп. Мирликийским ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. 97, 207, 225). В средневизант. время фигура В. В. располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов - на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037-1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви мон-ря Хора, 1315-1320 гг.; фигура В. В. встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414-1417, ГММК).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

М., 1972. [Вып.:] Художественная культура домонгольской Руси. С. 104-125; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975. Кат. 97-99, 120-121; Банк А. В. Два свидетельства почитания культа Бориса и Глеба вне пределов России//Преслав. София, 1976. Вып. 2. С. 144-154; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. Кат. живописи, 1; кат. прикладного искусства, 1, 21; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Северо-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Спирина Л. М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы, связанные с погребальным комплексом Годуновых//ПкНо. 1980. Л., 1981. С. 457-465; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. Кат. 4; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. Кат. 1, 30, 75; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. Кат. 9, 13, 17, 37, 84; Хлебов Г. В. Житийная икона Бориса и Глеба из Мурома//ПкНо, 1982. Л., 1984. С. 263-274; Плешанова И. И. , Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея: Кат. Л., 1985. 4. С. 18; ГТг: Кат. собр. М., 1995. Т. 1, 9, 31, 32, 58; И. Представе св. Бориса и у Милешеви и српско-руске везе прве пол. XIII ст.//Зб. радова са науч. скупа «Свети Сава у cpnckoj ucmopuju и mpaдuцuju». Београд, 1998. С. 295-308; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.; Жарнов Ю. Э. , Жарнова В. И. Произведения прикладного искусства из раскопок во Владимире//Дри. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Древняя Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 451-461; Васильева О. А. Житийная икона 1545 г. «Владимир, Борис и Глеб» из собр. Псковского музея-заповедника//ПкНо, 2000. М., 2001. С. 178-184; Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Смирнова Э. С. Заметки о связях иконографии св.

http://pravenc.ru/text/153171.html

В памятниках изобразительного искусства сохранились сцены гибели И. А., отличающиеся от визант. минологиев и, возможно, связанные с влиянием истории ап. Иакова, брата Господня. Согласно этой версии, И. А. был сброшен с крыши храма. Такое изображение сохранилось на миниатюрах Штутгартского Пассионала (Stuttg. Cod. bibl. 56-58, ок. 1130, см.: Boeckler A. Das Stuttgarter Passionale. Augsburg, 1923. Add. 30). В мозаиках Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) среди циклов апостольских мучений представлено, как некий иудей сталкивает И. А. с крыши здания, имеющего форму октагона с куполом на колоннах, 2-й раз И. А. представлен лежащим у подножия. Изображения И. А. в памятниках зап. искусства даже в рамках визант. влияния сближают его с ап. Иаковом, братом Господним: напр., в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140) И. А. представлен стоящим в облачении епископа (в полиставрии, с омофором и с книгой). Подобным же образом, как епископ с омофором и с Евангелием, рядом с Петром и Павлом, И. А. представлен на фресках в крипте Сан-Лоренцо в Фазано (XI-XII вв.). В зап. иконографииИ. всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее - с атрибутами мученичества. В Др. Руси центром особого почитания И. А. был Вел. Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой, как, напр., на иконе «Рождество Богоматери» в качестве поясного образа в медальоне на поле с подписью (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Образ И. А. присутствует в новгородских рукописях Хроники Космы Индикоплова в составе композиции со святыми в медальонах по сторонам Креста Господня (известны неск. экземпляров, созданных в 1-й пол. XVI в.: рукопись 1539 г. из собрания кн. Оболенского, входившая в августовский том Великих Миней по Софийскому списку (РГАДА. Ф. МИД. 159. Л. 6); из б-ки свящ. Сильвестра, духовника царя Иоанна Грозного, вложенная в 1552 г. в Соловецкий мон-рь (РНБ ОР. F.IV.683. Л. 1 об.), и из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде (РНБ. Соф. 1197. Л. 5)). И. А. изображен в медальоне по пояс (с подписью: «оагиос иаковъ алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со свт. Сильвестром, папой Римским. И. А., зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его - омофор, на покровенной левой руке - книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией ап. Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Вел. Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине ул. в 1615 г., согласно росписи новгородских мон-рей и церквей, существовал придел во имя ап. Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона (Опись Новгорода 1617 г./Ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 2. С. 329).

http://pravenc.ru/text/200309.html

XV в., СПГИАХМЗ). Композиция с XVI в. претерпела изменения в связи с увеличением числа фигур и совмещением неск. эпизодов. На иконе из митрополичьей мастерской 2-й пол. XVI в. (ГТГ) перед ангелом и гробом Господним с пеленами стоят 6 жен, а М. М. чуть в стороне смотрит на поднимающегося на гору Христа. Это соединение 2 эпизодов, при к-ром сохраняется связь М. М. и с группой жен-мироносиц, и с фигурой воскресшего Спасителя, восходит к элементу расширенного иконографического извода «Преображение Господне» - Христос представлен с апостолами, идущими в гору и спускающимися с нее. Похожая композиция, но с более развернутым чином жен-мироносиц - на храмовой иконе из ц. св. Жен-мироносиц в Пскове (XVI в., ПИАМ). В сцене «Явление Христа двум Мариям» размещение жен внутри композиции со временем меняется. На более ранних памятниках, как правило на рельефах, жены (с нимбами или без) в одинаковых позах стоят в полный рост (рельеф деревянных дверей ц. Санта-Сабина, Рим, IV в.) или на коленях (аворий из Бамберга), с одной стороны Христа либо по сторонам Христа - обе в земном поклоне (на миниатюре из Гомилий свт. Григория Назианзина - Paris. gr. 510. Fol. 74, 879-882 гг.- несимметрично относительно друг друга; на миниатюре из Моквского Евангелия - НЦРГ. Q 902. Fol. 101, 1300 г.- симметрично); их позы могут различаться (одна из жен припала к стопам, не поднимая головы, другая - в такой же позе проскинесиса обращена ко Христу - рельеф из слоновой кости, сер. X в., ГЭ). На фреске в соборе Мирожского мон-ря сохранена полная симметрия в построении композиции; жены без нимбов, облачения одной из жен совпадают с предписаниями рус. лицевых подлинников: зеленая риза поверх платья цвета охры. Как отмечал В. Д. Сарабьянов, сопоставление композиций в росписях псковского храма близко к декорации верхней зоны подкупольного пространства собора Св. Софии в Киеве (30-40-е гг. XI в.); возможно, и иконография сцены могла восходить к киевским образцам. Эта древняя схема использовалась в новгородском искусстве и спустя века встречается на миниатюре нач. XIV в., вшитой в рукопись Новгородской Псалтири кон. XIII в., однако на ней сохранилась подпись над фигурами женщин в земном коленопреклонении, удостоверяющая, что это Марфа и М. М., сестры Лазаря (ГИМ. Хлуд. 3). Простота исполнения и сила воздействия этой сцены обеспечили ей популярность; в то же время она повторялась в произведениях, изготовленных в мастерских христ. стран Средиземноморья, в Италии (пластина с сюжетами из НЗ североитал. (венецианской?) работы - XII в., Музей Виктории и Альберта) или Испании (пластины слоновой кости - ок. 1100 г. и XII в., обе в ГЭ), она известна и в Страстных циклах рус. монументальных росписей (напр., в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 80-е гг. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/2562144.html

изображена в красном плаще возлежащей на ложе. Образы К. и М. представлены также в 3-м клейме верхнего ряда «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей». Композиция безупречно выстроена на фоне здания с полуциркульным сводом: К. и М., показанные средовеками, обращены в полупоклоне навстречу пришедшему. К. изображен в зеленой одежде с округлой, не очень длинной русой бородой, руки протянуты к старцу; за ним - М. в такой же красной одежде, как и в клейме «Рождество Варфоломея». Эти клейма достаточно точно воспроизводятся на др. житийных иконах прп. Сергия, написанных в Москве на основе Жития авторства Пахомия Логофета: кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК), 1-й трети XVI в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Чудова мон-ря (ГММК), ок. 1510 г. (работа сына Дионисия Феодосия) из Успенского собора Дмитрова (ЦМиАР; всего 17 клейм, нет изображения посещения старцем дома родителей), нач. XVI в. из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (СПГИАХМЗ; всего 18 клейм), 1-й пол. XVI в. с поновлениями XVIII-XIX вв. из собора Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове (ГТГ), сер. XVI в. из старообрядческой молельни в Токмаковом пер. в Москве (ГТГ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 75, 341-342. Кат. 93), посл. четв. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ТСЛ (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 12), 1586 г. из Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (вклад Д. И. Годунова; ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 475. Кат. 20. Ил. 28). По основному составу клейм к этой группе относятся и 2 иконы работы мон. Евстафия (Головкина) - 1591 г. и кон. XVI в. (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; всего 20 клейм). Одеяния святых, их позы и жесты немного варьируются: напр., на иконе письма Феодосия на голове М. белый плат. Здесь и в 1-м клейме образа прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й трети XVI в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 42, 199. Кат. 17) она изображена с нимбом. Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве) Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве)

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Илия в пустыне», «Св. Троица», на к-рой «самые Три Лица Св. Троицы» были написаны «в четырех местах» ( Макарий (Миролюбов). Археол. описание. 1860. Т. 2. С. 116-117), Божией Матери «О Тебе радуется», храмовая «Положения ризы Богоматери» (высота ок. 2,8 м). Местонахождение этих святынь после закрытия обители неизвестно. До 1913 г. в З. м. находилась чтимая икона Божией Матери «Знамение» кон. XII - 1-й пол. XIII в., представляющая один из древнейших иконографических вариантов этого типа (ГТГ, музей П. Д. Корина). На обороте поясного образа Богоматери изображена мц. Иулиания, на полях - избранные святые. Из часовни З. м. происходила икона святых Бориса и Глеба нач. XIV в., поступившая в 1914 г. в Новгородское епархиальное древлехранилище (ныне в ГИМ). Вероятно, из З. м. в 1915-1916 гг. в епархиальное древлехранилище была передана икона «Спас на престоле», раскрытая в 1900-х Юкиным (с 1958 в НГОМЗ). По описанию архим. Макария (Миролюбова), в Покровском храме на древнем медном Корсунском паникадиле были изображены Спаситель, Божия Матерь, ап. Петр, архангелы Михаил и Гавриил, «внизу вместо яблока голова львиная держит кольцо, а повыше этой главы центавры с луками в коронах» (Там же. С. 231-232). 28 марта 1995 г. в Покровский собор перенесены мощи прп. Саввы Вишерского , обнаруженные в ходе археологических раскопок на месте уничтоженного в 1979 г. собора Саввина Вишерского мон-ря . Во имя прп. Саввы переосвящен сев. придел собора, в к-ром и находится святыня. Перенесение мощей в Покровский собор мотивировано тем, что память преподобного приходится на Покров Богородицы - престольный праздник З. м., а приход Покровского собора с 1994 г. окормляет жителей пос. Савино Новгородского р-на, где располагался мон-рь (на его месте в 1994 сооружена ц. прп. Саввы Вишерского - 1-й построенный в постсоветский период храм Новгородской епархии). Частицы мощей прп. Саввы хранятся в старой Покровской ц. и в храме пос. Савино. В Покровском соборе перед клиросом правого придела находится новый мощевик с частицами мощей ап.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Изображения К. и Д., вероятно, присутствовали на обороте иконы «Богоматерь «Знамение» - мц. Ульяна» (1-я пол. XIII в., Новгород, ГТГ - собрание П. Д. Корина); на верхнем поле представлены целители в мученических одеждах, один из них держит ларец, однако плохая сохранность не позволяет уверенно идентифицировать святых. Св. бессребреники Косма и Дамиан, Иаков Перский. Оборотная сторона иконы-таблетки «Введение во храм Пресв. Богородицы». Нач. XVI в. (НГОМЗ) Св. бессребреники Косма и Дамиан, Иаков Перский. Оборотная сторона иконы-таблетки «Введение во храм Пресв. Богородицы». Нач. XVI в. (НГОМЗ) К. и Д. помещены также на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ; по пояс, средовеки, с ковчежцем в левой и со лжицей в правой руке у каждого из них). На новгородской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с житием» с погоста Озерёво (1-я пол. XIV в., ГРМ) К. и Д. помещены в среднике, их фигуры меньше фигуры свт. Николая в 3 раза (фронтально в рост, средовеки, с красным свитком или футляром в левой руке). Вместе со свт. Николаем Чудотворцем К. и Д. представлены на новгородской иконе «Святые Косма, Николай Чудотворец, Дамиан и Параскева» (нач. XVI в., ГРМ). Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. Кон. XIVнач. XV в. (ВГИАХМЗ) Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. Кон. XIVнач. XV в. (ВГИАХМЗ) С одним из самых почитаемых святых - со свт. Николаем Чудотворцем - К. и Д. изображались и на иконах, созданных в Сев.-Вост. Руси и на Русском Севере («Свт. Николай Зарайский, с Деисусом и избранными святыми на полях», кон. XV в., ВУИАХМЗ; «Свт. Николай, с избранными святыми на полях» с Ростово-Суздальской земли, нач. XVI в., ГТГ - собрание Корина; «Свт. Николай, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери», XVI в., МИИРК). В числе избранных святых К. и Д. присутствуют на иконах праздников (псковские иконы: «Воскресение - Сошествие во ад» из собрания Н. П. Лихачёва, посл. четв. XIV-XVI в., ГРМ; «Сошествие во ад», XV в., ПИАМ; «Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми», 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

В XI в. сформировался еще один извод в иконографии В. В.: склонившаяся в молении фигура, вполоборота, с развернутым свитком в руках. Наиболее ранний пример - композиция «Служба Василия Великого» в алтаре ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.). Такое изображение В. В., как правило в белой крещатой фелони, напротив свт. Иоанна Златоуста, входило в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба св. отцов», в нижнем ярусе алтарной декорации, напр. в ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (80-е гг. XI в.), св. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), св. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.), св. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), т. н. ц. свт. Николая на Гребле (Псков, кон. XIV - нач. XV в.) и др.; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, напр. Слов свт. Григория Богослова (между 879 и 882, Paris. BNF. gr. 510. F. 409v), литургических свитков XII в. (Athen. Bibl. Nat. 2759) и XV в. (Patm. 6 (712)), Служебников, напр. Варлаама Хутынского (1220-1225, ГИМ. Син. 604. Л. 1А об.); на створках древнерус. царских врат, напр. тверских с погоста Нектарьева (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ), новгородских из Гостинопольского мон-ря (4-я четв. XV-XVI в., ГРМ), 1-я пол.- сер. XVI в. (НГОМЗ), XVII в. (СПГХИАМЗ), XVII в. из ц. Вознесения Господня г. Спасска-Рязанского (РязХМ) и др.; на иконах деисусного чина иконостаса, напр. из Благовещенского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). На миниатюре Служебника Гостинопольского мон-ря (РНБ. Соф. 531. Л. 57 об., ок. 1475) В. В. с развернутым свитком в руках, подняв голову, предстоит благословляющей деснице в небесном сегменте. Нек-рые эпизоды жития В. В. стали рано изображаться в миниатюрах, напр. Успение В. В. в иллюстрациях Слов свт. Григория Назианзина (Hieros. Patr. 14: fol. 113, 3-я четв. XI в.; Paris. BNF. 550. Fol. 94v, кон. XII в.). В иконописи самый ранний сохранившийся памятник - икона В. В. с 12 клеймами жития, вероятно кипрского происхождения (собр. Де Мениль. Хьюстон. США. 1-я пол. XIII в.). В связи с утверждением в кон.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010