73v, 75), затем вставной лист, вероятно с галликанским Expositio Fidei Catholice (Fol. 74-74v), Символ веры Луцифера , еп. Каралитанского (Fol. 75), Никейский Символ веры (Fides quae ex Niceno Concilio processit) (Fol. 75-75v) и ранняя редакция Афанасиева Символа веры (Fol. 75v). На Fol. 76 указана сумма, уплаченная писцу, а Fol. 76v не заполнен и, вероятно, изначально был последним в кодексе. Судя по содержанию, прототип данного сборника мог появиться во 2-й пол. V-VI в. или был составлен (первоначально для Вивария?) во 2-й пол. VI-VII в. под влиянием указаний в соч. Кассиодора «Наставления в науках божественных и светских» ( Chapman. L " auteur. 1904). Согласно наблюдениям Ф. Энна, протограф, судя по орфографии, мог быть написан в VII в. в одном из скрипториев на севере Галлии (возможно, связанном с колумбановским монашеством) ( Henne. 1990/1991; хотя не все исследователи принимают выводы Энна). Сохранившийся список VIII в. выполнен скорее всего в Боббио. Писец работал крайне небрежно, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки: повторы, пропуски отдельных букв и т. п. не только в тексте М. к., но и в др. сочинениях в составе кодекса (напр., один и тот же фрагмент соч. свт. Амвросия «Об Аврааме» переписан дважды с минимальными различиями на следующих один за другим листах - Fol. 11-11v и 11v - 12). Цитаты из М. к. (строки 42-50, 54-57, 63-68, 81-85) были обнаружены в кон. XIX в. в составе пролога с аппаратом Евфалия к Павловым Посланиям в рукописях из Монте-Кассино (3 рукописи XI в. и одна XII в.- Cassin. 349, 535, 552, 235), которые не связаны с рукописью из Боббио. Парафраз М. к. (строки 1-34) сохранился также у Хромация, еп. Аквилейского, в прологе к Толкованию на Евангелие от Матфея (CPL, N 218), написанном между 398 и 407 гг. ( Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 2-3//CCSL. 9A. P. 185-186; знакомство Хромация именно с лат. переводом М. к. доказывается помимо прочего использованием редкого глагола doceantur (в М. к.- строка 18)). Текст впервые был издан Муратори (Antiquitates italicae medii aevi.

http://pravenc.ru/text/2564356.html

Систематическую коллекцию A. P. содержит т. н. Патерик Скитский поглавный. Его греч. прототип, предположительно восходящий к VI-VII вв., не обнаружен. Состав и происхождение Патерика были исследованы В. С. Преображенским (в нач. XX в.), Н. ван Вейком (30-е гг. ХХ в.), В. Р. Федером (70-90-е гг. ХХ в.). По мнению ван Вейка, Патерик был переведен с греч. ранее др. патериковых рассказов в IX в. в Моравии или Паннонии, возможно самим св. Мефодием (ван Вейк отождествил перевод этого Патерика с «отеческыми книгами», о к-рых упомянуто в житии св. Мефодия). Наиболее полный состав Патерика представлен только в древнерус. рукописной традиции (РНБ. Собр. Погодин. 267, XIV в.; ГИМ. Син. 3, нач. XV в.; старший из рус. списков - Сербия, б-ка мон-ря Дечаны, сер. XIII в.,- не содержит, как и ряд позднейших рукописей, 1-го разд.); южнослав. списки XIV в. (РГБ. Собр. А. Н. Попова, 93, т. 1, серб. список с болг. оригинала, 1-я треть XIV в.; Vindob. slav. 152, серб., 1-я пол. XIV в., и др.) имеют общие пропуски отдельных рассказов и изречений. В наст. время В. Р. Федер готовит критическое издание этого памятника. Скитский Патерик послужил основой для более поздних компиляций: 1) Протопатерика Скалигерова, возникшего предположительно в Болгарии в X в., где помимо извлечений из Скитского Патерика содержатся части «Лествицы» и Патерика Египетского краткого (известен только в рус. списках - Leiden, Bibl. Univ., Scal. 74, 2-я пол. XIII в.; РГАДА. Ф. 181 (РО МГАМИД), 602, ок. 1477), 2) Патерика Сводного (часто именуемого в списках Скитским), составленного в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне также из статей Патериков Азбучно-Иерусалимского, Египетского и Синайского (старший список - ГИМ. Хлуд. 237, болг., 2-я четв. XIV в.); 3) Патерика Систематического, составленного в XVII в. на Руси или на Афоне, куда также входят нек-рые части Патерика Азбучно-Иерусалимского. Скитский Патерик явился одним из источников для Изборника 1076 г. и Пролога. Извлечения из алфавитного собрания A. P. содержит Патерик Египетский, извлечения из патериковых рассказов разных типов содержит и Патерик Синайский. Материал Патериков Скитского и Азбучно-Иерусалимского был в XVI в. внесен в ВМЧ митр. Макария под 31 дек. Критических изданий всех вышеперечисленных Патериков не существует. Протопатерик Скалигеров издан Р. Новаком и В. Федером в 1985 г. в транскрипции и на микрофишах. Повествовательная часть Сводного Патерика опубликована в 1980 г. С. Николовой.

http://pravenc.ru/text/75770.html

26 Очерк Ист. Р. Ц. в период до Татарский соч. А. М. 1847 г., стр. 180. Ист. России Соловьева т. 3, стр. 79. Это известие очень вероятное основано на предании и записано в рукописном Патерике Печерском (ibid. стр. 79 и пр. 181); но акты, составленные для его доказательства, подозрительны (Боголюбов соч. Добран. в приб.). 27 Когда в 1169 г. Марта 8 войска Князя Боголюбского взяли Киев и ограбили не только жителей, но даже церкви и монастыри. Русские с ужасом смотрели на это святотатство. И летописец северный оставил нам свидетельство о том, как смотрели на это его современники. «Се же сдеяся», пишет он, «за грехи их, паче же за Митрополичю неправду; в то бо время запретил бе Поликарпа, Игумена Печерьскаго» (Полное Соб. Р. Лет. т. 1, стр. 151). 31 Ник. Лет. 2, стр. 206–207. На некоторые черты характера, как то: льстивость, пронырливость указывают и древние летописи (Пол. Соб. Р. Лет. т. 1, стр. 151; т. 2, стр. 102; т. 4, стр. 12). 33 К Митрополиту Константину приходил за благословением Нестор Епископ Ростовский (Ник.11:156). Нифонт Еп. Новгородский спешил также встретить этого Митрополита, чтобы ирннять от него благословение (Пол. Соб. Р. Лет. II, 79; Дер. Росс. Ист. Преосв. Платона ч. 1, стр. 85). Все епископы собрались в Киеве, чтобы принять благословение от новоприбывшего Митрополита Максима в 1283 г. (Ник. Лет. под 1284 г.). Самое ясное свидетельство того, что только принявшие благословение от Митрополита Епископы могли вступить в управление своими епископиями, находится в Ник. IV, 193. Когда Митрополит Киприян возвратился в 1390 г. из Константинополя с благословением на всю Митрополию Русскую, все епископы явились к нему как своему Митрополиту «и прияша каждо свою епископию». 34 Тат. кн. 3, стр. 167; Ник. II, 206; это подтверждается и древнейшими летописями: не въсхоте благословения, удалися от него... и сьи нечьстивый не въсхоте послушати христолюбиваго князя Андрея, велящу ему ити ставиться к Митрополиту Киеву не въсхоте (Пол. Соб. Р. Лет. 1, 151; 11, 102). 39 Так думает Соловьев; высказывая свое мнение он говорит: «в этом мнении утверждает меня сличение приведенного места летописи с изданными посланиями Митрополитов и других духовных лиц. (Чт. Имп. Общ. Ист. и Древ. 1847 г. кн. VI, отд. 1 стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас В апсиде и на внутренней (обращенной на запад) поверхности алтарной арки сохранились росписи, получившие широкую известность сразу же после офиц. открытия памятника 7 мая 1944 г. ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948). Однако первые упоминания о существовании в ц. Санта-Мария-форис-Портас древних фресок относятся еще к нач. XIX в. ( Limonta, Bertoni, De Marchi. 2003). Живописный цикл размещен на стенах в 3 регистра. В нижнем ярусе роспись сильно потерта; тем не менее по сохранившимся фрагментам можно реконструировать чередующиеся изображения престолов с лежащими на них Евангелиями (Этимасия) и архитектурно оформленных ниш. Подобные изображения встречаются, напр., в мозаиках сер. V в. в баптистерии Православных в Равенне. В верхней зоне, над окном, помещен медальон с оплечным образом Христа Пантократора. Справа и слева от него, также над окнами, вероятно, располагались медальоны с образами Богоматери и св. Иоанна Предтечи ( Weitzmann. 1951; Lazarev. 1967), все вместе они образовывали Деисус. Сцены из цикла «Детство Христа» ( Capitani D " Arzago. 1948) или, по мнению других авторов, «Боговоплощение» ( Weitzmann. 1951) занимают верхний и средний ярусы росписи. От первоначального развернутого цикла сохранились сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы» (фрагментарно), «Испытание Марии водой обличения», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» - в верхнем регистре в апсиде, «Сретение» и «Рождество» - в среднем регистре и «Поклонение волхвов» во 2-м ярусе на алтарной арке. На западной, обращенной в сторону наоса стене алтарной арки, непосредственно над входом в алтарь, представлены в центре - медальон с Этимасией, по сторонам от него - 2 летящих ангела со сферами, увенчанными крестами, и с длинными жезлами в руках. О времени создания росписей исследователи высказали неск. гипотез. В пользу датировки кон. VI - нач. VII в. выступали П. Тоэска ( Toesca. 1951) и А. Романини ( Romanini. 1988); VII в.- Ч. Р. Мори ( Morey. 1952), Г. Де Франкович ( De Francovich. 1955) и Ф. Болонья ( Bologna. 1961); кон. VII - нач. VIII в.- Дж. Боньетти, Ч. Кьеричи, А. де Капитани Д " Арцаго ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948) и В. Н. Лазарев ( Lazarev. 1956/1957); нач. VIII в.- П. Д " Анкона ( D " Ancona. 1949). Среди сторонников поздней датировки: М. Шапиро ( Schapiro. 1952) - 2-й пол. VIII в.; К. Вайцман ( Weitzmann. 1951) - до сер. IX в., Э. Арслан полностью разделял атрибуцию Вайцмана ( Arslan. 1954); А. Грабар ( Grabar. 1954) - VIII - 1-я пол. IX в.; Э. Китцингер ( Kitzinger. 1958) и К. Вессель ( Wessel. 1966) - VIII в.; Ж. Юбер, Ж. Порше и В. Ф. Фольбах ( Hubert, Porcher, Volbach. 1968) - между VIII и нач. IX в. К 1-й пол. IX в. отнес фрески К. Бертелли; он высказал предположение, что заказчиком росписи мог быть Джованни, правитель Милана и К. ( Bertelli. 1988).

http://pravenc.ru/text/1681311.html

Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. С VI-VIII вв. на юге и в центральной части совр. К. наблюдается рост городов, связанных с гос. объединениями и, как правило, с международной торговлей. В их культуре заметную роль играли местные, согдийские, тюркские, позднее араб. и др. элементы. Среди городов - Тараз, Исфиджаб (позднее Сайрам), Усбаникет, Отрар, Шавгар (г. Туркестан), Сауран, Сыгнак, Кулан, Каялык, Талгар. Число больших и малых городов на территории К. (в основном на юге) к XI-XII вв., по ряду оценок, приближалось к 200. В VIII-X вв. на юге К. утвердился ислам суннитского толка, хотя часть населения еще долго сохраняла верность вытесняемым религиям (зороастризму, буддизму, христианству); попытки исламизации кочевников в это время и позднее зачастую были неудачными. В 1-й пол. X в. в Семиречье из Вост. Туркестана вторглось тюркское племя ягма. Под его ударами распался Карлукский каганат, на базе к-рого возникло гос-во Караханидов. В кон. X - 1-й пол. XI в. Караханиды подчинили себе Кашгарию, Семиречье, Мавераннахр. Ханы жаловали вассалам икт с правом сбора в свою пользу налога с определенных территорий. Значительного уровня развития достигла культура: здесь творили Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и другие выдающиеся мыслители и поэты. Во 2-й пол. XI в. в условиях усобиц между группами караханидской знати начались войны с сельджуками, захватившими Мавераннахр. Распад державы Караханидов завершился вторжением в Семиречье в 30-х гг. XII в. каракитаев, к-рые создали в Центр. Азии свое гос-во. В сер. XII в. от ослабевшей державы каракитаев откололся Хорезм. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. В 1219-1221 гг. территория К. была завоевана монголами и поделена между сыновьями Чингисхана; войны сопровождались разрушением мн. городов. Городская культура в Семиречье прекратила существование в кон. XIII-XIV в., на юге, переживая периоды расцвета и упадка, сохранялась до XVIII в. В XIII-XIV вв. крупные центры городской культуры сформировались в Прииртышье, Центр. К., на р. Урал (Сарайчик, городище Жайык и др.). В период монг. господства К. входил в Золотую Орду, а после ее ослабления и распада - в новые гос. образования (Белая Орда, Синяя Орда, Моголистан и др.). В кон. XIV - нач. XV в. на территории К. сформировались Ногайская Орда и Узбекское ханство. Ногайская Орда занимала территорию между реками Яик (Урал) и Волга, а Узбекское ханство - земли от Аральского м. до р. Урал на западе, территории по Тоболу на севере и по Иртышу на востоке. В этническом отношении эти образования объединяли тюркоязычные племена, еще не превратившиеся в единую народность. Население Узбекского ханства собирательно именовалось «узбеки-казахи» (в рус. источниках - «киргизы»).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Среди многочисленных мигрантов, постоянно проживающих в ОАЭ, 25% составляют индуисты, 5% - буддисты, 5% - сикхи и бахаиты. Дубай - единственный эмират, где разрешено функционирование сикхской гурдвары (в Джебель-Али), индусского мандира (в Бур-Дубае) и буддийского храма (в Эль-Гархуде). Религиозное законодательство Утверждая гос. статус суннитского ислама и шариат в качестве основы юридической системы страны (95% суннитских имамов содержатся на средства из казны), законы ОАЭ (разд. VII Конституции) и офиц. практика высших лиц (публичные выступления и участие в символических мероприятиях) подчеркивают важность веротерпимости в отношении всех религ. общин, проживающих в пределах федерации, включая те, к-рые не относятся к традиционно «покровительствуемым» мусульманами религиям Писания (иудаизм и христианство). Тем не менее шариатские нормы сохраняют значимость в частно-, семейно- и уголовно-правовой сфере и в регулировании взаимоотношений между мусульм. и немусульм. частями населения: ограничения в форме одежды (хотя и менее строгие, чем в соседних монархиях), запрет на проповедь негос. религий в СМИ, строгие меры наказания за браки мусульманок с немусульманами, смертная казнь за прелюбодеяние и мужеложство, как и за отступничество от ислама, при поощрении к переходу в эту религию новообращенных. История Юж. побережье Персидского зал. между полуостровами Мусандам и Катар человек освоил в VII тыс. до Р. Х. В окрестностях Джебель-Хафит (эмират Абу-Даби) выявлены захоронения неолитических охотников и рыболовов и ранних земледельцев (V-IV тыс. до Р. Х.). Расцвет бронзового века здесь приходится на 2-ю пол. III тыс. до Р. Х.: в многочисленных погребениях на о-ве Умм-эн-Нар (эмират Абу-Даби) обнаружена керамика из долин Инда, Тигра и Евфрата и с юга Иранского нагорья. Широкие торговые связи подготовили возвышение т. н. страны Маган, откуда, согласно памятникам на аккадском языке , в Месопотамию ввозили медь, жемчуг и овощи. Во 2-й пол. II - 1-й пол. I тыс. до Р. Х. прибрежную полосу Магана и простиравшегося к западу от него Дильмуна колонизировали финикийцы. В VI-V вв. до Р. Х. на эту территорию распространялась власть Ахеменидов , а с кон. IV в. до Р. Х. завоевания Александра Великого втянули их в орбиту эллинистической цивилизации.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

кон. IV в. (самое позднее - в 80-х гг. V в.) приобрел структуру четырехстолпного купольного сооружения с квадрифолием внешних стен. Др. ранней центричной постройкой является храм-мартирий Сурб Саркис (св. Сергия) в Текоре (совр. Дигор, Турция) (80-е гг. V в.) - первая из сохранившихся крестовокупольных церквей с каменным куполом на 4 опорах. В нач. 90-х гг. VI в. возводится храм в Аване - родоначальник архитектурного типа тетраконхов с угловыми нишами (св. Рипсиме в Эчмиадзине, Гарнаовит, Сисаван, Ахтамар ). В 1-й пол. VII в. получают развитие следующие композиции: четырехстолпная крестово-купольная структура, лежащая в основе классического типа (восходит к ц. Сурб Саркис в Текоре), с прямоугольным наосом и пастофориями по сторонам алтарной апсиды (св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине, 630; Мрен, 639; Багаван, 631-639; Одзун, ок. сер. VII в. и др.); компактный тетраконх на основе структуры Эчмиадзина (Багаран, 624-631); постройки с наружной стеной в виде триконха (соборы в Двине, Талине, 2-я пол. VII в.). Тенденция к созданию цельного центричного и вместе с тем просторного храма наиболее ощутимо проявляется к сер. VII в., чаще всего на основе планового квадрифолия - формы, вероятно прочно связанной с Эчмиадзинским кафедральным собором, именуемым армянами «Матерью-Церковью» (Аван, Мастара, ок. 645 г., храм-мартирий Бдящих сил Звартноц, 642-662). Форма просторного, нерасчлененного светлого купольного интерьера максимально выражена в храме Аруча - величественном купольном зале, с 4 опорами в виде пилонов, к-рые примыкают к его продольным стенам; символика креста отражена не в плане, а в структуре сводов. Подобный светлый интерьер - характерная черта зодчества 2-й пол. VII в. (Талин, Артик, Звартноц). Композиционное разнообразие памятников раннесредневек. эпохи дополнялось храмами шести- и восьмиапсидной структуры (Арагац; Зоравар у Егварда, 60-е гг. VII в.; Иринд). В VII в. имело место массовое строительство небольших, вероятно, приходских церквей типа простого купольного тетраконха, триконха или свободного креста с апсидой на востоке (Агарак; Арзни; Аламан, 637; Дорбантаванк; Кармравор в Аштараке; Кош и др.).

http://pravenc.ru/text/76104.html

XI вв.): Из комментария к «Пире» Евстафия Ромея//ВВ. 2010. Т. 69. С. 8-31. Изд.: Кекавмен. Советы и рассказы: Сочинение визант. полководца XI в. М., 1972. СПб., 20032; История Византии: В 3 т. М., 1967. Т. 3; Раннефеодальные государства на Балканах: VI-XII вв. М., 1985; Краткая история Болгарии: С древнейших времен до наших дней. М., 1987; Этносоциальная и полит. структура раннефеод. слав. государств и народностей. М., 1987; Лев Диакон. История. М., 1988; Принятие христианства народами Центральной и Юго-Вост. Европы и Крещение Руси. М., 1988; Константин Багрянородный. Об управлении империей/Ред.: Г. Г. Литаврин, А. П. Новосельцев. М., 1989; Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма/Отв. ред.: Г. Г. Литаврин, В. В. Иванов. М., 1989; Культура Византии: 2-я пол. VII-XII вв./Отв. ред.: З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. М., 1989; Византия, Средиземноморье, славянский мир/Ред.: Г. Г. Литаврин и др. М., 1991; Культура Византии: XIII - 1-я пол. XV в. М., 1991; Раннефеодальные государства и народности: Южные и зап. славяне в VI-XII вв. М., 1991; Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991-1995. 2 т.; Визант. медицинский трактат XI-XIV вв.: Пер. СПб., 19972; Османская империя и страны Центральной, Вост. и Юго-Вост. Европы в XVII в. М., 1998. Ч. 1; Византия между Западом и Востоком. СПб., 1999. Лит.: Список научных трудов акад. Г. Г. Литаврина//ВВ. 1995. Т. 56 (81). С. 6-19; [К 70-летию Г. Г. Литаврина]//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 6-8; Γεννδιος: К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина/Отв. ред.: Б. Н. Флоря. М., 1999; Αντδωρον: К 75-летию акад. РАН Г. Г. Литаврина/Отв. ред.: И. С. Чичуров. СПб., 2003; Иванов С. А. Памяти Г. Г. Литаврина (1925-2009)//Славяноведение. 2010. 2. С. 122-126; Памяти Г. Г. Литаврина//ВВ. 2010. Т. 69 (94). С. 6-7. Рубрики: Ключевые слова: БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/2110563.html

Наиболее ранние произведения монументальной церковной архитектуры сохранились в Верхнем Е. Это относящиеся к сер. V в. базилики мон-ря в Пбоу (ныне Фау-Кибли, мухафаза Кена), в г. Гермополе Великом (ныне Эль-Ашмунейн, мухафаза Эль-Минья) и в т. н. Белом и Красном мон-рях близ Сохага (греч. Атрибис). Базилика в Пбоу, одном из мон-рей, основанных св. Пахомием ,- «великолепный образец монашеской архитектуры чисто египетской традиции, которая еще не знала традиционных моделей византийских базилик» ( Capuani. 2002. Р. 221) - сохранилась в руинах. Она была возведена в 459 г. из камня и обожженного кирпича с использованием колонн предшествующих построек, перекрыта горизонтальным деревянным потолком. Это т. н. базилика с 4-сторонним обходом (Umgangsbasilika, по П. Гроссману) - существовавший только в Верхнем Е. V-VII вв. тип храма. Боковые нефы соединены с запада и востока примерно равными им по ширине проходами, отделенными от центрального нефа колоннадами, благодаря чему образуется обход по его периметру. Базилика с 4-сторонним обходом восходит к одной из разновидностей рим. базилик; на ее распространение могла оказать влияние композиция гипостильных залов древнеегип. храмов ( Grossmann. 2002. S. 19-22). Композиция алтарной части также типична для архитектуры Е. вплоть до VIII в.: полуциркульная в плане апсида снаружи была скрыта в прямоугольном массиве стен, расположенные справа и слева от нее компартименты не служили продолжением нефов и, вероятно, не соединялись с храмом; их предназначение неясно. Храм в Пбоу относится к той разновидности базилик с обходом, центральное ядро к-рых разделяется в свою очередь на 3 нефа, благодаря чему образуется 5-нефная композиция; средние нефы здесь почти равны по ширине центральному. Многонефные базилики представлены в Е. в разных вариантах. В базилике, раскрытой раскопками у юж. кладбища в Эш-Шейх-Ибада (мухафаза Эль-Минья, IV в.?), средние нефы превосходили центральный по ширине. Пятинефная базилика в Арманте (греч. Гермонтис, мухафаза Кена, 1-я пол. V в.?), руины к-рой были видны в нач. XIX в., имела уникальные открытые боковые галереи, как в нек-рых арм. (Ереруйк, 2-я пол. V - нач. VI в., Двин, нач. VII в., Одзун, 40-е гг. VII в.) и сир. (Эль-Бара и др.) базиликах. Наконец, в Мадинат-Мади (греч. Нармутис, мухафаза Эль-Файюм) при раскопках обнаружены 5- и 7-нефная базилики V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Гробстейн К. Искусственное оплодотворение у человека. – «Молекулы и клетки». Вып. 7. М. 1982, с. 205–209. Бахтиарова В.О. «Состояние здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения» Диссертация на соискание ученой степени к.мед.н. М. 1993, с. 123–125. Там же, с. 8. Ильин Ф. Искусственное оплодотворение в борьбе с бесплодием женщины. – «Журнал акушерства и женских болезней», 1917, т. 32, 1–2. Гаварини Л. Искусственное оплодотворение: сто лет дебатов. – «Пол, секс, человек», М. 1993, с. 106. Шорохова А.А. Искусственное оплодотворение у людей. – Труды VI съезда Всесоюзного общества гинекологов и акушеров. М. 1925, с. 240. Курило Л.Ф. Развитие техники оплодотворения ооцита вне организма. – «Акушерство и гинекология», 1984, 1, с. 7–8. Леонов Б.В. Рождение in vitro. – «Человек», 1995, 3, с. 71. Бахтиярова В.О. Диссертация…, с. 36. Там же, с. 122. Леонов Б.В. Рождение in vitro. – «Человек» 1995, 3, с. 72. Шорохова А.А. Искусственное оплодотворение у людей. – Труды VI съезда Всесозного общества гинекологов и акушеров. М. 1925, с. 420. Там же, с. 420. Эдвардс Р. Оплодотворение яйца человека in vitro. – «Онтогенез», 1970, т. 1, с. 177. Соловьев Вл. Три силы. – «Новый мир» 1989, 1, с. 202. Шорохова А.А. Искусственное оплодотворение у людей. – «Труды VI съезда», с. 420. Сборник нормативных документов по охране здоровья граждан РФ. М. 1995, с. 25. Хаксли Олдос. О дивный новый мир. М. 1989. «Вести для Вас», 11/47, 24.03. 1995. Соловьев Вл. Три силы. – «Новый мир», 1989, 1, с. 203. Булгаков С. Православие. М. Терра. 1991, с. 244. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991, с. 134. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М. 1976, с. 192. О. Николай Балашов. Искусственное оплодотворение: что думают православные? – «Человек», 1995, 3, с. 79. Там же, с. 79. Там же, с. 79. Там же, с. 80. Harakas S. Contemporary Moral Issuees facing the Orthodox Christian. Minneapolis, Minn./Leiht fnd Life. p. 90–91.

http://azbyka.ru/zdorovie/sovremennaya-m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010