Блаженный Феодорит Кирский так комментирует его: «Поелику сказал: воззрят на Меня, Егоже прободоша, то, чтобы не подать мысли, будто бы против воли претерпел Он спасительное страдание, научает через пророка, что добровольно пришел и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8). Посему-то пророческое слово изображает Божественное соизволение и показывает, что меч слышит сперва дозволение Отца, потом устремляется на Пастыря, а после Него на граждан, или по переводу Акилы, на соплеменников Его; потому что после Владыки устремлялся и на священных Апостолов и преемствовавших им проповедников» т. 30, с. 120]. И снова с этим поражением связано: «И будет на всей земле: две части будут истреблены и вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото; они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: “Это Мой народ”, и они скажут: “Господь – Бог мой!”» (Зах. 13:9). «Сие предрек Бог и устами богомудрого Захарии, а именно, что две части истреблены будут за неверие, третья же, будучи пережжена в искушениях и оказавшаяся добротною, наименуется Его народом, Его именуя Господом и Богом. Сие говорит Бог и устами другого пророка: «и аще» будет число сынов Израилевых «яко песок морской, останок их спасется» (Ис. 10:22)», – пишет блаженный Феодорит т. 30, с. 121]. Диалог, который звучит в конце этого пророческого речения, несомненно, указывает нам на отношения Завета (ср. Ос. 2:23). И затем пророчество, которое читается в качестве паремии на праздник Вознесения Господня: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14:4). Однако в контексте речь идет о Дне Господнем: «Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу.

http://sedmitza.ru/lib/text/431594/

13 И будет в тот день… великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его. 14 Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. 15 Будет такое же поражение и коней и …всякого скота, какой будет в станах у них. Очевидно, Господь Сам провоцирует это нашествие на Иерусалим (1–3), однако не с целью истребления Своего народа. Он позволяет народам причинить ему страдания, но не дозволяет погубить его: половина жителей останется в Иерусалиме. Затем вмешается Сам Господь. В ст. 4–5 изображен Господь, стоящий на горе Елеонской, гребень которой протянулся от севера к югу на 2,5 мили. Гора разделится долиной, которая простирается с востока на запад, а гора отойдет – частью на север, частью на юг. Этого пока не случилось: по одним толкованиям разделение горы должно произойти в буквальном смысле, по другим его надо понимать в метафорическом смысле, как вмешательство Бога (см. примеч. к коммент, гл. 9 – 14). В Ам. 1:1 сообщается о землетрясении в эпоху царя Озии, и это, быть может, нашло отражение в Ис. 6 (1–5; обратите внимание на противопоставление царя Озии и Господа Царя как у Амоса, так и у Захарии). Ст. 6–9 – центральная часть раздела и поворотная точка стихов 1 – 15. Текст труден для понимания, однако в основном смысл его ясен: будет нескончаемый свет (признак изгнания тьмы зла), и от Иерусалима (где обитает Господь) живые воды потекут к восточному и западному морям (неся с собой жизнь по всей земле). Господь станет Царем над всею землею – подчеркнутый контраст разделению, на которое ранее указывало слово «половина». И будет Господь един, и народ признает только единого Господа (и имя Его – едино). Еще одно упоминание (10) о геологических катаклизмах заключено в рамки ст. 6–9. Цель этой картины – возвеличить Иерусалим, спасенный и населенный Господом. Он будет возвышаться над остальной землей, которая превратится в равнину. Иерусалим населен и пребывает в безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1. Книга Товита . 2. Книга Иудифи . 3. Книга Варуха . 4. Послание Иеремии . 5. Третья книга Ездры . 7. Книга премудрости Соломона . 8. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (Екклезиаст) . 9. Первая книга Маккавейская . 10. Вторая книга Маккавейская . 11. Третья книга Маккавейская . Глава 4. О Священном Предании 40 Сектант: Что есть Священное Предание, в котором православные видят второй источник Божественного откровения и потому ставят его вровень с Божественным Писанием? Священник : Священное Предание есть учение, преподанное Церкви устно и впоследствии отчасти закрепленное ею письменно. Как и Священное Писание, оно содержит Божественное откровение, необходимое для нашего спасения. Составляя второй источник Божественного откровения и как таковой обладая тем же авторитетом, что и Священное Писание, оно есть жизнь Церкви в Духе Святом и живой поток этой жизни. От Адама до Авраама минуло более трех тысяч лет; прибавив же 430 лет, когда израильтяне были рабами в Египте (см.: Гал.3:17 ), получим более трех с половиной тысячелетий. Все эти годы не было ни Священного Писания, ни празднования субботы, и избранники Божии руководствовались на пути к спасению лишь Священным Преданием, то есть учением о Боге, которое было усвоено изустно, и только 1700 лет от Моисея до Господа Священным Писанием Ветхого Завета. И как до писанных книг Ветхого Завета мир узнавал о Боге и спасении лишь из Священного Предания, и притом устного, так и до писанных книг Нового Завета Священное Предание, сообщаемое устно, оставалось для первых христиан единственным путеводителем ко спасению. Первым вложил учение Нового Завета в уши людей Сам Господь наш Иисус Христос, Который три с половиной года земного Своего служения ничего не писал, но непрестанно учил. Исполнив же послушание Отцу, Он и апостолов Своих послал не писать, но проповедовать Евангелие всему миру: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

—217— весьма назидательного и предостерегательного Божественного урока. Ведь избранный народ составлял некогда также святую Церковь , жившую не иначе, как верой тоже во Христа, только еще грядущего. Все обетования, залоги и образы Христовой благодати, раскрытой в первой, светлой половине Апокалипсических видений настоящего отдела, принадлежали именно иудеям, отвержение которых изображено во второй, грозной половине, этих видений. Как с такой высоты ниспали иудеи? Ведь и в самую худшую пору духовного их состояния засвидетельствовано о них словом Божиим, что они «имеют ревность по Богу», только не по разуму ( Рим.10:2 ). В лучшем своем духовном состоянии они, по своей ревности по Богу, не могли сносить развратных и лживых язычников, особенно после Вавилонского плена. А сколько они ради Иеговы терпели и трудились, не изнемогая, под разными языческими преобладаниями! За то они, как звезды небесные, охранялись в деснице Вседержителя и светильник их, горя небесным огнем среди повсюдной тьмы язычества, стоял твердо в продолжение стольких веков. Но вот жесткий, нечеловеколюбивый, остановившийся на мертвой и убивающей букве законной, дух иудейства успел довести чад ветхозаветной Церкви до упорного и нераскаянного противления благодати и человеколюбия вземлющего грех мира Агнца Божия, – и светильник Израиля был ниспровергнут с своего места самым плачевным и вместе грозным образом. Чада Церкви Новозаветной! Во всем этом вы можете и должны прочитать тот самый урок, остерегающий вашу веру от приражений к ней ревнующего по Богу, но жесткого и нечеловеколюбивого духа иудейства, какой начертан для Ангела Ефесской церкви. «Так говорит держащий седмь звезд в деснице своей, ходящий посреди седми золотых светильников: знаю дела твои и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытали тех, которые называют себя Апо­столами (провозвестниками высшей истины), а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь свою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал (ты по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3.1. «Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе. И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили; не попусти, чтоб она была, как мертворожденный младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела» ( Чис.12:10–12 ). Этим он хочет показать, что прежние люди сформировались в чреве матери своей, синагоге, и не могут достичь совершенного и полного рождения. Ибо как мертворожденный младенец есть следствие неполного и несовершенного рождения, так и этот народ был некогда в утробе матери, то есть подчинялся предписаниям синагоги; но вследствие греха он не мог полностью оформиться и родиться живым и поэтому был выброшен, словно «мертворожденный младенец», несовершенный и неразвитый, у которого вследствие греха, как сказано, «истлела уже половина тела». Но иногда выкидыш может быть и благим. Выкидыш считается благим, когда он сравнивается с чем-то другим, как и Екклесиаст говорит: «Я сказал бы: выкидыш счастливей его» ( Еккл.6:3 ). Кого его? Сказано: «Он напрасно пришел и отошел во тьму» ( Еккл.6:4 ). Он не называет выкидыш счастливым в прямом смысле, но по сравнению с жизнью, прожитой напрасно, во тьме неведения. И проводит сравнение между ними. 3.2. В другом месте Екклесиаст говорит: «Мертвые лучше живых 14 » ( Еккл.7:1 ). И опять же, если ты сравнишь с ними выкидыш, то скажешь, что он лучше и того, и другого. Итак, если рассмотришь тех, кто жив, и тех, кто мертв, то выкидыш лучше их, потому что не вкусил начала жизни в этом мире, и в сравнении найдешь различия. Обрати также внимание на то, что он не называет иных живыми, кроме тех, о которых в Псалтири сказано: «Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий» ( Пс.38:6 ). И потому выкидыш лучше всякого человека, живущего напрасно; ибо не всякая жизнь напрасна, а только та, которая по плоти и ради мирских заблуждений и наслаждений, это – жизнь тщеты, и выше ее все те, кто мертв для такой жизни, кто говорит: «Для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ), и о ком сказано: «Ибо вы умерли со Христом» ( Кол.3:3 ). И таковые лучше живущих. Сказано, однако, что выкидыш выше их, ибо хотя можно подумать, что он оказывается во плоти, тем не менее, он не получает никакого зародыша тщетности этой жизни. И все же Екклесиаст вводит еще одного, который, по-видимому, еще лучше, ибо сказано о нем: «Блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал» ( Еккл. 4:3 ), то есть тот, кто даже не заключался в плотской утробе и не испытывал мук телесного рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Чистый сердцем девственник, всецело всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви и никто, как он не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как в своем Евангелии, так особенно в трех своих соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия — о любви к Богу и о любви к ближнему, — почему его еще называют «апостолом любви».    Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее. Благодаря этому мы можем посчитать, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилее, Господь путешествовал в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три, а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял крестную смерть. Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет, а прожил Он на земле всего тридцать три с половиной года (ибо вышел на общественное служение, как свидетельствует св. Лука в (Лк.3:23), 30-ти лет отроду). Избранные наставления Спасителя     Вера: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-21); «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мр 9:23); «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29. Смотри также Мф. 16:17-18; Лк 17:5-10; Мр 16:16).     Воля Божия, следовать ей: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10); «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:2-27).     Благодарность Богу: «Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника … Встань, иди: вера твоя спасла тебя!» (рассказ о десяти прокаженных, Лк 17:11-19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Аминь. Беседа 4. Бог в природе 10 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ) Господи, Боже наш! Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его ( Пс.8:4–6 ) В прошедшее собеседование мы говорили о том, как Господь Бог открывается в силах и законах растений и животных. Ныне будем говорить о том, как Он открывается не только на земле, но и в звездных мирах и во всей видимой вселенной. Что говорят науки о видимой вселенной? Они говорят, что наша земля есть шар, который имеет в поперечнике 12 тысяч верст; она отстоит от солнца на 143 миллиона верст и потому солнце кажется нам малым, а на самом деле по массе и тяжести своей оно равно 359 с половиной тысячам земных шаров 11 и состоит из веществ материальных подобных земным, но находящихся в расплавленном и раскаленном состоянии. Земля наша с окружающим ее воздухом, летя в безвоздушном пространстве с величайшею быстротою и пролетая более 100.000 верст в час и более двух с половиной миллионов верст в сутки 12 , совершает течение свое вокруг солнца в продолжении года или в 365 дней с четвертью и за тем снова начинает совершать тот же путь около него. Летя около солнца, она в то же время, подобно колесу, обращается около себя или около своей оси; от этого на стороне ее, обращаемой к солнцу, бывает день, а на противоположной стороне, отвращенной от солнца, бывает ночь. Так как земля обращается около своей оси быстро, так что высшие средние места земного шара, обращаясь, в час делают дугу в полторы тысячи верст; то нам кажется, что не земля, а солнце движется, точно так как едущим быстро по железной дороге представляется, что не они движутся, а движутся деревья и другие предметы, находящиеся около дороги. Кроме того земля во время движения своего вокруг солнца принимает в отношении к нему в продолжение года попеременно такое положение, что на одно полушарие ее лучи солнца падают с высоты прямее, или в упор; от того в этой части бывает весна и лето, а на другом полушарии противоположном лучи солнца в это время падают косвеннее и скользят по земле, от того там бывает осень и зима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Далее она содержит пророчество, которое также будет цитироваться евангелистами: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах. 12:10 ). Пророк обещает, что в тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты… И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет ( Зах. 13:1; 14:8 ). Наконец, говорится о том, что все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей ( Зах.14:16 ). Символика воды играла существенную роль и в Книге пророка Захарии, и в церемониях, сопровождавших праздник Кущей. Слова Иисуса, обращенные к участникам торжеств в последний день праздника, созвучны этой богатой символике. В то же время они превращают ее в прообраз той благодати Святого Духа, которая придет на смену ветхозаветному культу с его жертвоприношениями, церемониями и праздниками. В проповеди Иисуса, как она описана в четвертом Евангелии, происходит последовательный демонтаж того, что является несущей конструкцией религии Ветхого Завета. Эта проповедь – «непрерывная атака на все, что в иудаизме более всего ценилось» 267 . Иисус предлагает разрушить храм сей – главную святыню израильского народа – и в три дня воздвигнуть храм тела Своего ( Ин.2:19–21 ). Он говорит о том, что Богу надо поклоняться не на горе Гаризим и не в Иерусалиме, а в духе и истине ( Ин.4:21–23 ). Он считает возможным нарушать субботу ( Ин.5:16–17 ). Манну небесную, которой Моисей питал израильский народ, Он предлагает заменить на Свою плоть ( Ин.6:53–58 ). Ветхозаветные Писания для Него ценны постольку, поскольку они свидетельствуют о Нем ( Ин.5:39 ). Он ставит Себя выше наиболее почитаемых персонажей иудейской традиции – Авраама ( Ин.8:58 ), Иакова ( Ин.4:12 ) и Моисея ( Ин.5:46 ); к этому списку синоптические Евангелия добавляют пророка Иону и царя Соломона, в отношении которых Иисус утверждал, что Он больше их ( Мф.12:41–42 ; Лк.11:31–32 ). Мы еще раз видим, как Иисус создает новую религию на обломках старой. При этом ветхозаветная религия не упраздняется: все ее наиболее существенные элементы превращаются в прообразы новозаветных реальностей. Для христианской традиции Ветхий Завет навсегда останется тем священным основанием, фундаментом, на котором после демонтажа старой конструкции будет возведена новая. Эта новая конструкция не будет привязана к конкретному месту и не будет создаваться как храм для одного народа. Она станет храмом, двери которого открыты для каждого и в который люди из всех народов… будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если же Господь не касался причины разделяющей грешников и праведников в ветхозаветном аду, то гордость, которая удерживала грешника от перехода на половину праведников, даже по разрушении врат ада не даст им (грешникам) покинуть свою «половину» и войти в Царство Небесное. Такое понимание «двойного ада» не противоречит и моему мировоззрению. Ну, а для тех, «кто в земной жизни не знал и не мог знать Христа», думаю более актуальны слова ап Павла: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:14-16), чем ничем не обоснованная вера в то, что грешник, который не откликнулся на зов сердца при жизни (словами свт.Иоанна Златоуста - тем самым превзойдя бесчеловечием всякого зверя), откликнется на зов Христа после смерти. Кстати, проповедь Христа (как я думаю) предназначалась отнюдь не грешникам а именно тем душам умерших, которые Христа не знали, но последовать за ним (не на словах как фарисеи, а на деле) были готовы. Так как выйти из ада даже праведникам, возможно лишь следуя за Христом. (ср.Деян.4;12) Р. Чернов 10 ноября 2013г. 17:33 Статья показательна вот в каком плане. Большая работа, проделанная новыми православными богословами по превращению ада в чистилище (подход, который автор называет " прокатолическим " ), сделала свое дело и не может уже не учитываться даже теми, кто, как данный автор, всеми силами пытаются остаться в рамках традиции. Так, его предложение  " представлять рай и ад в виде двух смежных помещений, лишенных разделяющей их перегородки " , где грешников в аду удерживает только их собственная воля ( " гордость " ), - разве это не тот же " прокатолицизм " , только менее выраженный? Поэтому и научение, которое выносишь от прочтении данной работы, почти то же, что от чтения вышеупомянутых богословов  новой  формации ( которым автор вроде как возражает), а именно, желание взять выходной в своей духовной жизни, ослабить пост, сократить молитвенное правило и т.д, потому что если в аду останутся только те, кто сам не захочет оттуда выйти (а, как я понял, это основное положение данной доктрины), то - неизбежный вывод - нам бояться нечего, мы-то точно хотим (в рай), а значит, чего " корячиться " , церковный Устав во всем объеме соблюдать...  Поправьте меня, если я не прав.

http://bogoslov.ru/article/3592104

«И усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам... и погналось войско Халдейское за царем и настигли царя... и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза...» Все обиды, обрушившиеся на Иерусалим и жителей его при нашествии Навуходоносора, описаны в четвертой книге Царств в 25-й главе. Эти несчастия Иудейского народа оплакивает Иеремия пред Господом, говоря: «Виждь, Господи, и призри, кого еси потребил сице? еда снедят жены плод утробы своея? отребление сотвори повар 27 , избиют ли младенцев ссущих сосцы? Убиеши ли во святыни, Господи, жерца и пророка?» ( Плч. 2:20 ), «…девицы моя и юноты мои отидоша в плен, мечем и гладом избил еси» ( Плч.2:21 ), «Руце жен милосердых свариша дети своя, Быша в ядь им, в сокрушении дщере людий моих» ( Плч.4:10 ). Третий раз исполнилось пророчество Моисея при взятии Иерусалима Титом. Иосиф в истории Иудейской войны повествует так: «Одна женщина из жителей Заиорданья, Мария, дочь Элеазара – из селения Бет Эзов (что означает «Дом Иссона»), известная своим происхождением и богатством, бежала в числе прочих в Иерусалим и вместе со всеми переносила осаду. Имущество, что она вывезла с собой из Переи, было разграблено тиранами, а остатки драгоценностей и пищу, что её удавалось припасти, изо дня в день расхищали врывавшиеся в дом приспешники тиранов. И вот женщиной этой овладело крайнее ожесточение, и она стала набрасываться на грабителей с бранью и проклятиями, стремясь натравить их на себя. Но когда не нашлось никого, кто по злости ли или из жалости захотел бы покончить с ней, а сама она уже не имела сил добывать пищу на потребу другим, не говоря уже о том, что и найти что-то теперь уже не было возможности, и когда голод проник ей до мозга костей, а ярость сжигала её внутренности сильнее голода, тогда она, взяв в союзники нужду и ярость, ополчилась против самой природы. Схватив своего ребенка (у неё был грудной младенец), она сказала: «Несчастное дитя! Ради чего мне беречь тебя среди войны, голода и мятежа? У римлян, даже если мы и доживем до их прихода, нас ожидает рабство, еще прежде рабства нас настиг голод, а мятежники хуже их обоих. Так стань же мне пищей, мятежникам – духом мщения, а миру – мифом, тем единственным мифом, которого не достает ещё, чтобы несчастья евреев обрели полноту!» С этими словами она умертвила сына и, изжарив его, съела половину, а вторую половину оставила и прикрыла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010