Елеосвящение – одно из таинств Православной Церкви. По ее учению таинство Елеосвящения (или Соборование) служит духовным врачевством для телесных недугов, а также дарует болящему оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться. Таинство св. елея установлено еще в дни земной жизни Иисуса Христа. У ап. Марка сказано: «Апостолы проповедовали покаяние; изгоняли бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (6, 13). О существовании таинства св. елея говорит и ап. Иаков: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5, 14–15). О таинстве св. елея свидетельствуют св. Ириней Лионский , Ориген , св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст (составившие молитвы, и ныне читаемые при совершении таинства), св. Амвросий Медиоланский и др. По правилам Православной Церкви Елеопомазание (Соборование) может совершаться только над больными, еще не лишившимися сознания. Удостоившемуся соборования отпускаются грехи: а) происшедшие без его воли и помимо его ведома об их греховности; б) те, которые, возможно, были причиной его болезни – но больной не знал о сем и не считал их грехами; в) те грехи, которые больной считал маловажными, а посему их не исповедал; г) грехи в помыслах, словах или чувствах, исповеданные, но докучающие и после исповеди и Св. Причастия. В Соборовании подается больному сила переносить страдания, излечиваются «душевные корни болезней», т.е. грехи, вызывающие болезни; от Соборования всегда бывает облегчение, а очень часто и полное исцеление. Конечно, как и всё в Православной Церкви, эти благодатные дары подаются не механически, а исходят из св. молитв таинства, из молитвенного подвига болящего и его окружающих, из их веры и желания получить облегчение. Римо-Католическая Церковь также признает это таинство, но по их учению, начиная с XII века, Соборование служит лишь успокоительным напутствием для умирающих, почему и называется у них «экстрема унктио» – «последнее помазание». В этом Римо-Католическая Церковь грешит против апостольского понимания этого таинства. «В доме Отца Моего обителей много». (Ин. 14,2)

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Если же невозможно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от  Священного Писания, глаголя:  «Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный» ( Ин.5,39). Также должно тщательно прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и, таким образом, мало-помалу от деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной. Ибо, по словам святого  Григория Богослова («Слово на Святую Пасху»), самое лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим призывающему нас Богу жертву живую, святую и всегда и во всем освящаемую. Не должно оставлять деятельной жизни и тогда, когда в ней человек преуспеет и придет уже в умосозерцательную, ибо деятельная жизнь содействует умосозерцательной и ее возвышает. Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противностью своих мнений в самое чувство сердечное и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном различные препятствия, ибо, по мнению учителей церковных (Толкование на Песнь песней Блаженного Феодорита), умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию вещей чувствительных. А потому никакими препятствиями в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаясь в этом случае на слове Божием:  «Страха же их не убойтеся, ниже возмятитеся… яко с нами Бог! Господа сил, Того освятите в сердечной памяти Его Божественного имени и исполнения воли Его, и Той будет тебе в страх» 2  ( Ис.8:10, 12–13). ______________________ В русском переводе:  «Ибо сначала молчанием и борьбой с помыслами, к деяниям приложил богомыслие, богомыслием же приобрел совершенный разум, которым дерзновенно общался с Богом и Ангелами». См. в русском переводе:  «И не бойтесь того, чего он (не знающий Бога) боится, и не страшитесь ( Ис.8,12),  ибо с нами Бог!» ( Ис.8,10).  «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» ( Ис.8,13).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Вверив себя благодати Божией, Апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» ( Гал.2:20 ). Но такая вера не мыслится без ее следствий: без любви, являющей себя в делах. Лишь риторически Апостол Павел пишет о парадоксе – вере без любви: «Если имею  …  всю веру, так что  могу  и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Все послания Апостола Павла пронизаны любовью и призывом к делам любви, ибо он мыслит и пишет не о мертвой, а о живой вере, которая даруется самим источником жизни и любви – Богом. Поэтому,повторим, –дела без веры бывают, но истинной веры без дел не существует. И это – от Бога, непостижимого умом, но постижимого сердцем, которое открыто для действия Его благодати. И это – жизнь в блаженстве. На эту благодать и блаженство можно ответить только делами любви и благодарностью. Как тут не вспомнить слова поэта: … если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться И благодарны слезы лить. 22я Неделя по Пятидесятнице, 16 ноября 2008 г. ( Гал.6:11-18 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 11 Видите, какими большими буквами я пишу вам собственной рукой. 12  Эти все, которые хотят отличиться плотью, заставляют вас обрезываться только для того, чтобы их не гнали за крест Христов.  13  Ведь сами они, обрезанные, Закона не соблюдают, но хотят, чтобы вы обрезались. Так они похвалятся вашей плотью.  14  Но чтобы мне хвалиться? Нет, этому не бывать! Разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.  15  Важно ведь не то, обрезан кто или необрезан, но то, что он – новое творение.  16  И все те, которые будут следовать этому правилу – мир на них и милость, и на Израиля Божия! 17  Впредь пусть никто мне не досаждает, ибо на теле моем я ношу знаки Иисуса. 18  Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь. Предлагаемое чтение из Послания к Галатам имеет очень большое значение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Неделя 5-я по Пятидесятнице Исцеление двух бесноватых    Однажды с учениками Своими Иисус Христос прибыл в страну Гадаринскую1. Когда они вышли из лодки, им навстречу выбежали двое бесноватых2. Они были весьма свирепы, так что никто не смел проходить тем путем, где их можно было встретить. Нечистый дух угонял их в горы, в пустыню и пещеры. Одного из бесноватых часто сковывали оковами и цепями, но он разбивал оковы и разрывал цепи. В гробах он был всегда, и днем и ночью, кричал и бился о камни. Теперь же он стал до того диким, что всякий боялся приблизиться к нему и никто не в силах был укротить его.    Когда бесноватые увидели Иисуса, то прибежали и поклонились Ему. Иисус повелел нечистым духам выйти из них. Тогда они закричали: Что Тебе до нас, Иисус, Сын Бога Всевышняго? (Мк. 5:7). Нечистые духи склоняются пред Его величием, они знают, что Он может связать их узами адского мрака и блюдет их на суд наказания (ср.: 2 Пет. 2:4), отсюда их страх и их просьба. Иисус спрашивает у злого духа, который говорил от имени прочих: как тебе имя? Нечистый дух дерзко отвечает: Легион имя мне, потому что нас много (Мк. 5:9). Затем бесы начинают просить Господа, чтобы Он не изгонял их из этой страны, а позволил войти в стадо свиней, которые тут паслись на горах. Иисус позволил им. Они тогда вошли в свиней, и все стадо (две тысячи голов) бросилось в море. Пастухи известили о случившемся жителей города и близлежащих деревень. Когда же пришли жители, то увидели, что бесноватый сидит у ног Иисуса Христа, одетый уже и в здравом уме, и устрашились. Очевидцы рассказали им, как произошло исцеление бесноватых. Но их мало интересовало спасение страдавших людей. Они боялись, чтобы не пришлось им через Иисуса потерпеть еще более убытка в своих имуществах. Потому они стали просить Его удалиться из их страны. Иисус пошел к лодке, чтобы переправиться на другой берег; но исцелившийся стал просить Иисуса позволить сопровождать Его. Ему было так хорошо с Господом, что он уже не хотел оставить Его; но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя (Мк. 5:19). Господь желал сделать его свидетелем Своих дел между народа, который пренебрег Им и отдалил Его от себя. И пошел этот человек и начал проповедовать в Цесятиградии, что сотворил с ним, Иисус, и все удивлялись (ср.: Мк. 5:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христианин призван свидетельствовать перед миром Божие присутствие всем своим существованием. Никакая область жизни не исключается из этого свидетельства. И если мы – храм, то мы и «царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1 Петр.2:9 ). От служащих в храме левитов ради культовой чистоты Ветхий Завет требовал решительного отделение от язычников: «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» ( Ис.52:11 ). Разумеется, эти строгие ветхозаветные требования следует понимать прообразовательно. Как писал святитель Феофан Затворник , – «что тогда совершалось и блюлось внешне, то у нового Израиля должно совершаться внутренне, нравственными изменениями и решениями». Христианин не только не может, но и не должен отделяться от мира непроницаемой перегородкой. Более того, нам заповедано не отгораживаться от мира, но идти в мир: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Но при этом христианин должен служить примером миру, примером внутренней чистоты и свободы, заповеданных Спасителем. Обладание великими обетованиями требует от «возлюбленных Бога», очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Выражение «плоть и дух» обозначает личность человека как целого. О том, что конкретно понимается под очищением, звучит для нас с каждой страницы Евангелий, из заповедей Спасителя; об этом говорит нам наша христианская совесть, руководимая Святым Духом, если Дух действительно живет в нас. Цель же очищения – наша святость. К святости, то есть к Божественной чистоте призывался ветхий Израиль: «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ). К совершенству святости тем более призываемся мы, составляющие святой храм Божий: «Воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес.4:3 ). Не станем обольщаться триумфальной статистикой: живя в мире, христиане представляют собою, как и во времена апостола Павла, небольшой островок, окруженный океаном язычества. Тем более уместны напоминания о соблазнах идолопоклонства, о великих обетованиях и о поставленной перед нами светлой цели – святости. Оттого и молимся Святому Духу, чтобы Он не покинул нас, но вселился в нас, очистил и освятил нас. 19я Неделя по Пятидесятнице, 26 октября 2008 г.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Блаженный Павел, желая в немногих словах представить нам чрезмерное их величие, говорит: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Видишь чрезмерность даров? Видишь, что Его благодеяния превышают всякое понятие человеческое? И на сердце, говорит, человеку не взыдоша. Итак, если мы захотим размышлять о них и воздавать по силам нашим благодарность Богу, то можем и снискать еще большее Его благоволение, и возбудить в себе сильнейшее расположение к добродетели. В самом деле, памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему». (Из 27 беседы св. Злат. на кн. Бытия). 8. Урок благодарности к Богу Случилось, что раз преп. Савва освященный, собирая в пустыне коренья, которыми он питался, увидел четырех разбойников, изнемогавших от голода. Он высыпал пред ними собранные коренья и накормил их. С тех пор благодарные разбойники стали приносить ему хлеба и плодов. Растроганный их благодарностью, Савва со слезами говорил себе: «о, горе душе моей! Эти люди за одно благодеяние так щедро платят мне. Мы же, получая ежедневно от Бога столько благодеяний, ничем не благодарим Его, а в лености и нерадении проводим Дни, не исполняя Его заповедей!» Так должен размышлять и каждый из нас, и стараться пробудить в себе благодарное чувство к Богу. (Дост. сказ. о подв. св. и бл. от.). Неделя 24-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук., зачал. 39-е, гл. VIII, 41–56 ст. 1. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Один из начальников синагоги, именем Иаир, пришел к Иисусу в крайнем смущении: «у него была одна дочь лет двенадцати, и та была при смерти» (ев. Лк.8:41–42 ). Падши к ногам Иисуса, Иаир, прерывающимся от скорби голосом, усильно просил Его, говоря: дочь моя при смерти, может быть теперь умирает, но приди, возложи на нее руку Свою, чтобы она выздоровела и осталась жива ( Мф.9:18 ; Мк.5:23 ; Лк.8:41–42 ). «С кротостью которая никогда не могла холодно относиться к крикам страдальца, Иисус вышел тотчас из-за стола и пошел с ним, последуемый не только учениками, но густою, полною ожиданий толпою, которая была свидетелем события. Народ, в своей ревности, толпился около Него и стеснял во время перехода».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь в нас! Мы этого не понимаем только тогда, когда, по словам апостола Павла, бываем, к сожалению, в чем-то неискусны . Поэтому мы должны овладеть тем искусством, которое святые отцы считают выше всех искусств и всех наук, выше всех человеческих занятий. Должны всячески ревностно преуспевать в том, что называется умным деланием, и никак не оправдывать своего нерадения. Мы должны укорять себя, каяться в нем и снова устремляться в это таинственное путешествие внутрь самих себя, углубляясь туда, где и пространства, собственно, никакого нет и быть не может. Тогда мы перейдем в некую духовную область, обретем внутри себя небо, найдем там, как сказал Господь наш Иисус Христос, Царство Небесное. Аминь. 29 октября 2006 года Неделя 21я по Пятидесятнице Гал. 203 зач. (2, 16–20) Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Как дать Христу свободу действовать в нас Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостол Павел в Послании к галатам, чтение из которого мы слышали сегодня, говорит: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (ст. 16). Здесь речь идет, конечно, о законе Моисеевом. И если богооткровенный закон Моисеев никого оправдать не мог, хотя был дан на горе Синай при великих знамениях, о которых вы знаете из Священного Писания, то тем более эти слова можно отнести к тем законам и традициям, которых придерживались, например эллины, до того как обратились к вере во Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Какой же плод вы имели тогда?  Послание к Римлянам, глава 6 На церковнославянском языке 18 Свобождшеся же от греха, поработистеся правде. 19 Человеческо глаголю, за немощь плоти вашея. Якоже бо представисте уды вашя рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие, тако ныне представите уды вашя рабы правде во святыню. 20 Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды. 21 Кий убо тогда иместе плод? О нихже ныне стыдитеся, кончина бо онех, смерть. 22 Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню, кончину же жизнь вечную. 23 Оброцы бо греха смерть: дарование же Божие живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. (Рим. 6:18-23) На русском языке 18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. «Возмездие» – по греч. οψ означает первоначально уплату продуктами земледелия, а потом денежное жалованье, какое полководцы выдавали своим воинам. Грех здесь олицетворяется, как властелин, который платит своим подданикам смертью, т. е. дает им почувствовать все болезненные последствия их проступков ( Гал. 6:7, 8 ; 2 Кор. 5:10 ). (Толковая Библия Лопухина) Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Наш комментарий Эти стихи являются окончанием 6-й главы послания к Римлянам. В начале 6-й главы идет речь о нашем крещении и о том, что, крестившись, мы умерли вместе со Христом для греха и воскресли вместе с Ним для праведности. Через крещение мы получили благодать прощения грехов и силу противостоять им. Т.е. мы освободились от греха через его прощение. Грех сравнивается с царем, которому мы повиновались. Но даже самый жестокий царь не может заставить подчиниться ему мертвого человека. Умерев для греха в крещении, мы освободились от него. И с этого момента для нас должна была начаться совсем новая жизнь, где Царем, Которому мы повинуемся, является Христос.

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-ya-po...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Притча о званых на вечерю Неделя 28 по Пятидесятнице Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: " Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца " , и сказал мне: " Сии суть истинные слова Божии " (Апок. 19; 6-9). Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. О ней и сказал Господь Свою притчу. В Евангелии от Матфея читаем: Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22; 2). Эти слова очень близки к вышеприведенным словам апостола Иоанна Богослова из Апокалипсиса. Эта вечеря была именно брачным пиром Сына Божия, Которого евангелист Лука скрыл под видом некоторого человека, и Сам Бог Отец устроил ее. Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено. И, когда настало время ужина, послал Он раба сказать званым: Идите, ибо уже все готово (Лк. 14; 17). Кто эти званые? Это вожди народа израильского, его учителя: первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины. Хозяин пира даже не ограничился однократным приглашением, но и во второй раз послал раба сказать: " Все готово, идите, идите на пир " . И что они ответили? Как бы сговорившись, все начали извиняться. Один сказал: Я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу Тебя, извини меня (Лк. 14; 18). А по-славянски это звучит так: Молю ти ся, имей мя отречена, - т. е. отрекаюсь от Твоей вечери. Ему неинтересен брачный пир Христов. Ему дороже купленная земля, ибо только на земное возложил он все свое упование, только к земным благам направлены все его стремления и помыслы, а потому не хочет он никакой вечери в царстве Божием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Приближался конец страданий и трудов. Его ожидала неизреченная Небесная Слава. «Непрестанными усты и немолчными славословениями» предстояло Павлу восхвалять Господа в Небесных Обителях, в которых он, еще будучи во плоти, удостоился побывать и о которых говорил, что «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Святые отцы открывают, что славу, которой Господь сподобил его, невозможно перенести, находясь в теле, и остаться живым. Но к этому Вечному Торжеству великий Павел пришел через свою Голгофу. Будучи римским гражданином, он получил почетную, как считали его истязатели, казнь через отсечение главы. Всем нам предстоит, говорят святые, пройти свой крестный путь во искупление своих грехов, как Иисус прошел крестный путь во оставление грехов всего человечества. И так же, как Он и святые Апостолы, мы должны взойти каждый на свою голгофу — могилу, чтобы за труды, понесенные на земле, получить Небесную Обитель. В неизреченной Вечной Славе пребывают ныне первоверховные Петр и Павел. Сердечно поздравляю вас, дорогие друзья, с великим праздником в честь этих святых, победивших мир проповедью Евангелия! Молитвами святых Петра и Павла помилует и спасет всех нас Творец и Вседержитель Господь Иисус Христос. Аминь. О насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек. Неделяпо святой Пятидесятнице Бурные события разыгрались в земной жизни Спасителя в описанные Евангелием дни. Только что принесли Иисусу весть о кровавой казни Иоанна Крестителя, Господу рассказали, что в разгар безумного пира по требованию беспутной девицы Соломин и ее матери Иродиады захмелевшему царю Ироду на блюде принесли окровавленную голову Крестителя. О нем Иисус говорил, что никто «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Потрясающее преступление не нарушило пир жестокого царя. В те времена не только во дворцах восточных деспотов, но и на пирах римских императоров смерть даже уважаемого человека не смогла бы остановить дальнейший разгул безрассудного веселья.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010