Он остался, чем был — Богом Истинным, а из любви к людям, сделавшись человеком, принял то, чем не был. Воскликнем Ему: Господи, родившийся от Девы, помилуй нас».    2. " Когда родился Господь Иисус Христос от Святой Девы, весь мир просветился, ибо, когда пастухи на свирели восхваляли, волхвы поклонялись, Ангелы воспевали, — Ирод встревожился, ибо явился во плоти Бог, Спаситель наших душ».    3. " Что принесем в дар Тебе, Христе, за то, что Ты явился на земле и сделался человеком ради нашего спасения? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, приносит Тебе благодарность: Ангелы — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастухи — созерцание чуда, земля — пещеру, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву. Прежде веков живущий Боже, помилуй нас».    4. " Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие, и когда Ты, Христе, вочеловечился от Пречистой Девы, уничтожилось поклонение идолам: под одним царством мирским были города вселенной и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди записывались в данники по повелению кесаря: записались и верующие в число граждан Царства Божия именем Божества, Тебя вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе».    Всеночное бдение начинается великим повечерием с пением: «С нами Бог…»     После великого славословия: стихира на литии, гл. 1: «Ныне по пророчеству небо и земля да веселятся; Ангелы и люди духовно да торжествуют, ибо Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, пещера и ясли приняли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу: слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства диавола».     Стихира на стиховне, гл. 2: «Ныне совершилось великое и славное чудо; Дева рождает и чрево Ее не подвергается тлению; Слово воплощается и от Отца не отлучается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Бессребреник – 1) человек, отказавшийся от прав на пользование имуществом ради Христа; 2) человек, чуждый сребролюбия; 3) человек, трудящийся во благо людей не ради корысти, но исходя из нравственных побуждений; бескорыстный человек; 4) тип святости, характерный для некоторых почитаемых Церковью целителей, помогавших людям во славу Божью (свв. Косма и Дамиан, Пантелеимон и Ермолай, Кир и Иоанн). Бессребреник – святой, раздавший свое имущество по заповеди Господней богатому юноше: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест» ( Мк.10:21 ). Важность бессребреничества подтверждается также другими словами Писания: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа , что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ); «…Взаймы давайте, не ожидая ничего» ( Лк.6:35 ); «…когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» ( Лк.14:13-14 ). «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»…» ( Евр.13:5 ). Среди бессребреников особое место занимают целители бессребреники; святые, либо при жизни бывшие врачами и лечившие людей безвозмездно, либо по смерти прославившиеся сугубым даром чудотворений (св. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан , Кир и Иоанн , Пантелеимон и Ермолай, Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита). На проскомидии в честь них вынимается особая частица из 3й просфоры, седьмая по счету. Также бессребреники поминаются отдельным списком на литийных прошениях (литии всенощного бдения и полиелея утрени), на молитвах Соборования, малого освящения воды и пр. Последним прославленным святым, в жизни которого есть элементы бессребреничества – святитель Лука Крымский . Цитаты о бессребренике «Бессребреником называют человека, отличительным нравственным свойством которого является то, что он трудится ради блага других людей, не беря за это платы, безвозмездно. В высшей степени эта добродетель раскрывается в христианстве, когда христианин трудится Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому он помогает, живет Христос. Бессребреник не просто отказывается от платы, но считает для себя милостью Божией и благом, если ему предоставляется возможность потрудиться безвозмездно Христа ради». игумен Андроник (Трубачёв) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/bessrebrennik

4. Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие, и когда Ты, Христе, вочеловечился от Пречистой Девы, уничтожилось поклонение идолам; под одним царством мирским были города вселенной, и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди записывались в данники по повелению кесаря; записались и верующие в число граждан Царства Божия именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе. Всеночное бдение начинается великим повечерием с пением: С нами Бог… После великого славословия стихира на литии, гл. 1: Ныне по пророчеству небо и земля да веселятся; ангелы и люди духовно да торжествуют, ибо Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, пещера и ясли приняли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу: «Слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства диавола». Стихира на стиховне, гл. 2: Ныне совершилось великое и славное чудо: Дева рождает и чрево Ее не подвергается тлению; Слово воплощается и от Отца не отлучается. Ангелы с пастухами прославляют; и мы с ними воскликнем: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Тропарь, гл. 4: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом истины, ибо чрез него служившие звездам звездою научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе. Величание: Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, ради нас ныне по плоти родившегося от не познавшей мужа и Пречистой Девы Марии. Стихи псалмов Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих ( Пс. 65, 1–3 ). Да веселятся небеса и да торжествует земля. Пойте Господу, благословляйте имя Его ( Пс. 95, 11. 1 ). Дело Его – слава и красота. Избавление послал Он народу Своему. Свято и страшно имя Его ( Пс. 110, 3. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

А Святая Церковь призывает: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют... прииде бо Чаяние языков» (На литии, стих. 1). Бедственна и тяжела была участь человека после грехопадения. С того дня вся история человечества была подобна виденному пророком Иезекиилем свитку, в котором было написано: плач, и стон, и горе ( Иез.2:10 ). Томимый совестью, человек искал путей примирения с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал, а зло и развращение возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие мучения. Многое требовалось, чтобы вывести людей из такого состояния – и Господь это совершил. С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. Оправдание закона (по слав.: Не едино убо ныне осуждение...), – говорит святой апостол Павел, – исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим.8:4 ). Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя всё бремя наших грехов и всё наказание за них. Он добровольно страдает за нас и переносит все тяжести мучений, что в совокупности должны были перенести люди (см. Ис.53 ) «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведе», – учит Святая Церковь (Акафист Иисусу Христу. Кондак 8). Христос Господь принёс людям и высочайшую истину. В Нём воссиял «мирови свет разума» (Из тропаря Рождеству Христову). Пришёл Господь – и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии. Теперь мы знаем, что Бог наш, сотворивший небо и землю, есть един по существу, но троичен в лицах, есть Дух, вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, есть Бог святости и любви. Всё это открыл нам Сам Господь наш Иисус Христос. Возьмите в руки святое Евангелие, почитайте его – и свет Христов, доступный и мудрецу и простецу, озарит ваши сердца Нужно было сообщить людям новую жизнь – и Он сообщил её. Он дал нам в снедь Свое честное Тело и Свою пречистую Кровь как источник воскресения и вечной жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – учит Он, – имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, за кого молится Церковь во время Литургии: за всех вообще людей или за всех Православных Христиан (имея в виду полноту Церкви). Я также встречался с мнением, что на Литургии Оглашенных, якобы, можно молиться за всех вообще людей и что только на Литургии Верных под всеми подразумеваются лишь Верные Православные Христиане. Не знаю, выдерживает ли критику такой взгляд с канонической точки зрения. Поставлю вопрос еще шире. Когда (и можно ли) в Церковной молитве поминаются неправославные. С одной стороны, за инославных нельзя молиться в храме. Но с другой стороны, Церковь же молится за весь мир. Когда имеет место такая молитва? Если можно, приведите мнения авторитетных толкователей Божественной Литургии. Говорит ли кто-нибудь из свв. Отцов именно по этому вопросу. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Церковь как чадолюбивая мать имеет сугубое попечение о своих детях. Она их родила, она заботится о их благе (земном и небесном). Это совершенно естественно. Можно применить и другое сравнение, которое часто встречается в христианской литературе. Церковь – корабль спасения в бурном и опасном житейском море, доступный всем. Кто доверился ему, кто взошел на него, должны непременно достичь желанной пристани. Кормчий, команда и все  совершающие это необычное плавание, отдают этому все свои силы. Трудно спасать того, кого нет на спасительной палубе, нелегко помочь тому, кто не просит о помощи. Но все же Церковь молится и о тех, кого нет в ее ограде. Она молится о мире и живущих в нем. К этому призывает святой апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:1-4). Это моление содержится в 3-м прошении Великой (мирной) ектении: «о мире всего мipa». Продолжением и расширением этой молитвы является 8-е прошение: «о благорастворении воздухов, о избили плодов земных и временех мiphыx». Затем на литии во время великой вечерни молитвенное ходатайство за мир усугубляется: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мip Твой милостями и щедротами». Только после этого идет прошение за верных: «возвыси рог христиан православных».

http://pravoslavie.ru/6327.html

Господи Сил, Судящий праведно, испытывающий внутренности и сердца! Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе открыл я оправдание моё. Потому так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души моей, говорящих: “Не пророчествуй во имя Господа, а если не так, умрешь от рук наших”, – (потому так говорит Господь Сил:) вот Я посещу их: юноши их от меча умрут; и сыновья их и дочери их скончаются от голода. И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствия на обитающих в Анафофе в год посещения их. Праведен Ты, Господи в том, что смогу оправдываться пред Тобою; и однако о судах буду говорить с Тобою: почему это путь нечестивых успешен? Процветают все, поступающие вероломно! Ты насадил их, и они укоренились, детей родили и принесли плод. Близок Ты к устам их, но далёк от сердец их. И Ты, Господи, знаешь меня; познал меня и испытал сердце моё пред Тобою. Собери их, как овец на заклание, (и) очисти их на день заклания их! Доколе будет горевать земля, и вся трава полевая сохнуть от злобы обитающих на ней ? Исчезли скот и птицы, ибо они сказали: “Не увидит Бог путей наших”. – Твои ноги бегут, и расслабляют тебя. (Придите), соберите всех зверей полевых, и пусть придут пожрать ее! Пастухи многочисленные испортили виноградник Мой, осквернили удел Мой, превратили удел вожделенный Мой в пустыню непроходимую, обрекли на истребление пагубное. Ибо так говорит Господь обо всех соседях злых, прикасающихся к наследию Моему, которое Я разделил народу Моему, Израилю: “Вот, Я исторгну их из земли их, и (дом) Иудин изгоню из среды их. И будет после изгнания Мною их, возвращу и помилую их, и поселю их: каждого в удел его и каждого в землю его”.    Иер 11:18–23; 12:1–11, 14–15 Прокимен, глас 8: Помолитеся и воздадите/Господеви Богу нашему.  Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его. Прокимен, глас 8 Помолитесь и воздайте/обеты Господу, Богу нашему.  Стих: Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его.    Пс 75:12А, 2 Подобает ведати, яко литии за упокой в притворе не бывает до Недели Фомины.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Было время, когда Он чудесным образом претворил воду в вино… И вот теперь, расставаясь с учениками, Он претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Свою. Для чего? Для того чтобы не расставаться с ними. И с нами. Никогда. Для того, чтобы вкушая Его Пречистую Плоть и Честную Кровь, мы могли самым теснейшим образом соединиться с Богом, чтобы Его Плоть и Кровь стали и нашей плотью и кровью. Святой Афанасий Великий говорит: “Христос вочеловечился для того, чтобы мы обожились”. То есть Бог сделался человеком для того, чтобы мы могли сделаться более чем человеками: святыми Божьими человеками, в коих обитает Дух Святой. Богочеловек посетил человечество, чтобы соделать его богочеловечеством. Святой апостол Петр пишет об этом во втором своем послании:  “…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделапись причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью”  ( 2 Пет.1:3-4 ).  “Соделаться причастниками Божеского естества” , то есть стать причастными к естеству Божию – это и значит обóжиться… Что-то я, однако, сбился уже на догматическое богословие. Боюсь, такой “догматический хлеб” будет для вас черствоват. Давайте тогда опять про обычные хлеб и воду. Да, нужны для человека и хлеб, и вода – средства, необходимые для жизни. Но нужна человеку и радость, расцвечивающая жизнь. А всего нужнее для человека Богообщение – освящающее, обоживающее жизнь. Все эти три составные нужны. Без любой из них немыслима полноценная человеческая жизнь. И все эти три составные дает нам милосердный Господь и Церковь Его святая. Вдумайтесь: что происходит во время праздничного богослужения на вечерне, на литии, когда освящаются хлеб, вино и елей? А потом, на утрене священник помазывает этим елеем чело молящимся и раздается им этот хлеб, окропленный этим вином? Тоже ведь, наверное, непонятные и странные действия с позиции очень уж абсолютного трезвенника? Зачем освящать вино? А здесь ведь есть свой смысл и глубокая символика.

http://azbyka.ru/zdorovie/slova-o-trezvo...

    Первый:    1. «Боже мой! Боже мой! Внемли мне; для чего Ты оставил Меня»?     Припев: «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас».    2. «Далеки от спасения, моего слова вопля моего».    3. «Боже мой, я вопию днем, и Ты не внемлешь мне, ночью, и нет мне успокоения».    4. «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21:1-4).     Второй:    1. «Для чего, Боже, отринул нас навсегда?»     Припев: «Спаси нас, Сын Божий, распявшийся плотию, поющих Тебе: аллилуйя».    2. «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле».    3. «Гору Сион, на которой Ты вселился».    4. «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли» (Пс. 73:1-2, 12).     Входное: «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно». V. Стихиры, тропари, величания, стихи псалмов, прокимны и ко...     Стихиры Святителю, гл. 4: «Украшенный святительскими одеждами, Василий, ты радостно проповедовал Евангелие Царствия, преподав Церкви православное учение. Просвещенные этим учением, мы исповедуем и славим одно Божество в Отце Вседержителе в Единородном Слове Божием и в Божественном Духе, в трех лицах нераздельное. Моли Его о спасении и просвещении наших душ».     На литии, гл. 3: «Чистою своею жизнью вселив в душу Христа, Источника жизни, ты, святитель Василий, излил для вселенной реки правого учения. Напоенные твоим учением веруюшие православные люди приносят, как плод исповедания веры, благодарность Прославившему память твою в век века».     На стиховне, гл. 1: «О, божественная и священная пчела Церкви Христовой, всеблаженный Василий. Вооружившись жалом божественной любви, ты уничтожил хулы богопротивных ересей и приумножил сладость благочестия для верующих душ. И ныне, проходя по неувядаемым пажитям божественного рая, вспомни и о нас, предстоя Единосущной Троице».     Слава, гл. 6: «Ты, всеблаженный Василий, получивший от Бога дарование чудес и обличивший своим учением ложь язычества, являешься славою для святителей, утверждением их в православии и примером учения всем преподобным. Имея дерзновение к Богу, моли Его о спасении наших душ».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба « Бодрствование » и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была отслужена лития. Проповедь после литии произнес иерей Евфимий Добрянский: «Дорогие мои! Когда наступает Новый год, и я себе говорю, что Господь дал нам еще один год. Еще один год – для того чтобы что-то сделать, исправить, доделать. И за это мы благодарим Бога. Он нам дает еще один шанс. Мы здесь собрались с нашими усопшими трезвенниками, которые потрудились на ниве трезвенного просвещения. Это показывает нам, что Церковь земная и Небесная – неразделимы. Мы молимся, мы просим, мы благодарим. Да, был год тяжелый. Мы надеемся, что следующий год будет легче. Конечно, легче – кто бы говорил! Потому что мы – православные христиане, живем верой и, естественно, мы надеемся на лучшее. И это правильно, потому что вера дает нам силу. Апостол Павел в этой связи так и говорит: " Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (Евр. 11: 1). И мы должны осуществлять ожидаемое. Этот год, который нам дарован Свыше, должен стать осуществлением ожидаемого. Чего мы пока не можем видеть? Мы не видим Царствия Небесного. Поэтому помоги нам всем Господи! Апостол Павел в Послании к Ефесянам так и говорит: " Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное " (Ефес. 5: 1,2). Вот такое напутствие, дорогие мои! Я всех вас рад видеть в новом году, будем трудиться, молиться и благословлять Бога, чтобы Он нас благословил. Будем укрепляться в любви, потому что Бог есть любовь: " Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4: 7–8)». Затем, как и в прошлые годы (эта традиция была установлена в свое время еще В.А. Михайловым), все участники крестного хода встали у стены, где в свое время большевики расстреливали насельников Лавры. Здесь были сделаны общие фотографии на память.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/na...

Кто доверился ему, кто взошел на него, должны непременно достичь желанной пристани. Кормчий, команда и все совершающие это необычное плавание, отдают этому все свои силы. Трудно спасать того, кого нет на спасительной палубе, нелегко помочь тому, кто не просит о помощи. Но все же Церковь молится и о тех, кого нет в ее ограде. Она молится о мире и живущих в нем. К этому призывает святой апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:1–4 ). Это моление содержится в 3-м прошении Великой (мирной) ектении: «о мире всего мipa». Продолжением и расширением этой молитвы является 8-е прошение: «о благорастворении воздухов, о избили плодов земных и временех мiphыx». Затем на литии во время великой вечерни молитвенное ходатайство за мир усугубляется: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мip Твой милостями и щедротами». Только после этого идет прошение за верных: «возвыси рог христиан православных». Еще в 19 веке были попытки сузить объем 3-го прошения Великой ектении. Против этого возражал святитель Филарет Московский : «Православная Церковь молится о соединении Церквей так, чтобы соединение православных Церквей существующее было благодатью Божией сохранено, и чтобы благодатью Божией восстановлено было соединение с Православной Церковью и тех Церквей, которые отделило от них какое-либо неправое учение А что и в литургии верных можно молиться о воссоединении Церквей, отделившихся от Православной, о том зри в литургии Василия Великого молитву «Утоли раздоры Церквей». Раздоры Церквей оттого, что иная Церковь не покоряется в некоторых частях православному учению, и, следовательно, впадает в состояние раскола. Святой Василий и такую Церковь не исключает из своей молитвы: «Утоли раздоры Церквей» (Значение церковной молитвы о соединении Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010