4. Эпохи истории церковной письменности. Хронологические рамки классической патрологии Раздел первый. Мужи апостольские Глава I. Вероучительные и литургикоканонические памятники первохристианской Церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. " Первое послание к Коринфянам» 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому. «Два окружных послания о девстве» («De virginitate»). «Псевдо-Климентины» («Климентины») Глава III. Св. Игнатий Богоносец 1. Жизнь и творения св. Игнатия 2. Богословие св. Игнатия Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам» 2. «Мученичество св. Поликарпа» 3. Папий Иерапольский Глава V. «Послание Варнавы» Глава VI. «Пастырь» Ерма Раздел второй. Греческие апологеты II века Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. Кодрат Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы 1. Аристид и его «Апология» 2. Аристон из Пеллы Глава III. Св. Иустин Философ и Мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения. Решение им проблемы отношения христианства к греческой философии 2. Литературная деятельность св. Иустина, его подлинные и неподлинные творения 3. Богословие св. Иустина Глава IV. Татиан 2. Богословские взгляды Татиана 1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре 2. Литературные труды Афинагора 3. Богословские взгляды Афинагора Глава VI. Св. Феофил Антиохийский 1. Жизнь и творения св. Феофила 2. Богословие св. Феофила Глава VII. Св. Мелитон Сардийский 1. Жизнь и творения св. Мелитона 2. Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» 1. Судьба, характер и датировка произведения 2. Миросозерцание автора трактата Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский 1. Памфлет Ермия против языческой философии 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Глава X. Жанр «учительных книг» в древнецерковной письменности: «Изречения Секста» и «Поучения Силуана» 1.Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра Раздел третий. Святой Ириней Лионский. Его жизнь, творения и Богословие Жизнь св. Иринея Творения Учение Боговедение. Церковное Предание как ключ к истинному Богомыслию Учение о Святой Троице, христология и сотериология Экклесиология, учение о нравственности, эсхатология Заключение Приложения «Дидахе». Учение двенадцати апостолов Сокращения  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Исидор Севильский как правовед Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622 – 624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Г. Э. Щеглов Содержание К читателю Список сокращений Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы 1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды 1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности 1.4. Магистерская диссертация 1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси 1.6. «Народная Академия» Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты 2.2. Доктор церковной истории 2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи 2.4. Предсоборное Присутствие Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения 3.2. В Учебном комитете 3.3. К вопросу о кодификации церковных законов 3.4. В духовных семинариях 3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору 4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов 4.4. Делегация Высшего церковного управления 4.5. Архивы Высшего церковного управления Послесловие Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича Издания под редакцией С.Г. Рункевича Готовились к печати (в 1914 г.) Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии» 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 1.3. Делопроизводственная документация 2. Архивные материалы 3. Фотоматериалы Литература Приложение Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями Под редакцией С.Г. Рункевича     Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–haчaлo XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь . Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

4. Цель и содержание настоящей работы ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 1. Священное Писание в православной Традиции 2.Учение преподобного Симеона о Священном Писании 3. Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона 4. Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона 5. От буквы к духу 6. От аллегории к мистической типологии ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И БОГОСЛУЖЕНИЕ 1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве 2. Монастырское богослужение в Константинопо­ле времен преподобного Симеона 3. Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона 4. Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались? 5. Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона 6. Годичный круг церковных праздников у преподобного Симеона ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СТУДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 1. Студийский монастырь и его просветительская деятельность 2. Духовное руководство в студийской традиции 3. Сведения о жизни преподобного Симеона Студита 4. Аскетическое учение преподобного Симеона Студита А. Покаяние и слезы Б. Молитва В. Духовное руководство и исповедь Г. Различные аспекты аскетической практики 5. Развитие аскетических идей преподобного Симеона Студита в творениях преподобного Симеона Нового Богослова 6. Сравнительный анализ мистицизма преподобных Симеона Студита и Симеона Нового Богослова ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях 2. Преподобный Симеон и агиографическая литература Б. Современные святые ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ТВОРЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. «Отец Мой более Меня» 2. «Как ты отделяешь Сына от Отца?..» ГЛАВА ШЕСТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Истинный богослов 2. Непостижимость Бога 3. Божественные имена 4. Апофатическое богословие 5. «Бог есть свет» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Двойная природа человека 2. Образ и подобие 3. Предназначение человека ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Церковь и спасение 2. Церковная иерархия 3. Таинства ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ 1. Слезы и покаяние 2. Боговидение 3. Божественный свет 4. Экстаз 5. Бесстрастие 6. Обожение ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Мистический опыт и церковное Предание. Место преподобного Симеона в Православной Церкви 2. Влияние преподобного Симеона на последующее развитие восточно-христианского Предания Библиография Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Богослужения Страстной Седмицы 1. Какая Литургия служится в каждый из дней Страстной седмицы? 1 Преждеосвященных Даров во все дни 2 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт. Василия в Четверг и Пятницу, свт. Иоанна Златоуста в Субботу 3 Свт. Василия в первые 3 дня, далее свт. Иоанна Златоуста 4 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт.... Тест: Литургический язык Русской Церкви 1. Как называется язык, на котором совершаются богослужения в Русской Православной Церкви? 1 древнеславянский 2 старославянский 3 древнецерковный 4 церковнославянский 5 русскославянский 6 церковно-славянский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: О церковнославянском языке Комментарий: Церковнославянский язык — язык славянского богослужения, созданный святыми братьями первоучителями Кириллом и Мефодием, во всех его исторических и региональных формах... Тест: О Святой Троице 1. Что общее у всех трёх Лиц Святой Троицы? 1 проявление в мире 2 воля 3 действие 4 честь 5 ум Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Святая Троица Комментарий: В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия.... Тест: Христианская символика 1. Что является главным символом христианства? 1 Крест 2 Иконы 3 Купол храма Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Крест Ответить Пройти весь тест 2. Количество куполов православного храма обычно символично. Сколько куполов символизирует число ангельских чинов? 1 3 2 6 3 9 4 12 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Ангелы Комментарий:... Тест: Нравственное богословие 1. В настоящее время вопросы нравственности в православном богословии: 1 рассматривает специальная дисциплина 2 не рассматриваются особо, но только как вспомогательные, в составе различных дисциплин 3 не рассматриваются: Церковь учит не нравственности, но духовности Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Нравственное богословие Ответить Пройти весь тест 2. Нравственный закон (золотое правило нравственности) данный Христом...

http://azbyka.ru/test/page/14

30. Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита. Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Трех святителей (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба сщмч. Ипполита может петься «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителей, глас 4-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коликих благ...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3. На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блуднаго глас...», и глас 8-й: «Иждих блудно...» (см. на хвалитех) . «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святители Христовы...», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – святителей, глас тот же: «Днесь души земнородных...», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Отеческаго дара...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь святителей, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» . Величание святителей и избранный псалом . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителей, глас 5-й: «Яко царское украшение...» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Светильницы пресветлии...» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 3-й: «Столп был еси Церкве...» (см. по 2-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Во цветнице писаний...» (см. по 2-м стихословии); седален святителей по полиелее, глас тот же: «Премудрии учителие...». «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же: «Празднует днесь Церковь...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предстательнице необоримая...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...» .

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-12/

Г. Подскальски VI. Список сокращений Названия библейских произведений: Ветхий Завет: Быт………………… Бытие Втор……………….. Второзаконие Дан………………… Книга пророка Даниила Езд…………………. Книга Ездры Иез…………………. Книга пророка Иезекииля Иер………………… Книга пророка Иеремии Иис…………………. Книга Иисуса Навина Иов…………………. Книга Иова Ион…………………. Книга пророка Ионы Ис…………………… Книга пророка Исайи Исх…………………. Исход Лев…………………. Левит 1, 2 Макк…………. 1-я и 2-я книги Маккавеев Неем……………….. Книга Неемии 1, 2 Пар…………… 1-я и 2-я книги Паралипоменон Прем……………….. Книга Премудрости Соломона Притч……………… Притчи Соломона Пс…………………… Псалтирь Суд…………………. Книга Судей израилевых 1–4 Цар……………. Книги Царств (с 1-й по 4-ю) Числ……………….. Числа Новый Завет: Деян………………… Деяния Апостолов Евр………………….. Послание к Евреям Еф …………………… Послание к Ефесянам Ин…………………… Евангелие от Иоанна 1, 2 Ин……………… 1-е и 2-е Послания Иоанна 1, 2 Кор…………….. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам Лк……………………. Евангелие от Луки Мк……………………. Евангелие от Марка Мф…………………… Евангелие от Матфея Откр………………… Откровение Иоанна (Апокалипсис) 1 Петр……………… 1-е Послание Петра Рим…………………. Послание к Римлянам 1, 2 Тим……………. 1-е и 2-е Послания к Тимофею Флп…………………. Послание к Филиппийцам Прочие сокращения: АЕ ............................ Археографический ежегодник БиблЛет ................. Библиографическая летопись БогВест .................. Богословский Вестник БСт .......................... Български старини БТр…………………… Богословские труды ВАИ ......................... Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом ВВ ............................ Византийский временник Вест. ЛГУ ............... Вестник Ленинградского Гос. университета Вест. МГУ ............... Вестник Московского Гос. университета ВИ ............................ Вопросы истории ВИД …………………. Вспомогательные исторические дисциплины ВРА .......................... Вопросы истории религии и атеизма ВремОИДР ............ Временник Московского общества истории и древностей Российских ВО ............................ Византийские очерки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для сборника докладов была подготовлена избранная сокращенная библиография на основании библиографии МДА (далее – Библиография 2010), изданной в: МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 2. 2010. С. 338–369, с рядом добавлений. Составитель – игумен Дионисий (Шленов) при участии протоиерея Александра Задорнова. I. Справочники, био-библиографические указатели, каталоги Библиографический указатель к «Творениям святых ОТЦОВ в русском переводе» гг.], 1871–1872 гг.], гг.]//БВ 3. 2003. с. 276–349; БВ 4. 2004. с. 410–477; БВ 5–6. 2005–2006. С. 493–627. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета за истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 года, по день столетнего юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 году, и расположенный по азбучному порядку. т. 1–2. м., 1855. ч. 1. XX, 485, с., 2 л. факсимиле; 4.2. 673 с. Богословие и история Церкви. Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий русской православной Церкви (1947–2000). м.: Издательский совет РПЦ, 2006. 464 с 1 . Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII – начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки, м.: «Янус-К», АО «Московские учебники», 2006. 300 с. Волков В. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия, ч. 1, 2. Загорск, 1961, 1962. 356, 350 с. (Машинопись) 2 . Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода т. 2: Кафедры и личный состав Академии. 4.1. Краткий справочник-указатель за 1814–1919 гг. м., 1982. 301 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода т. 2: ч. 2. Биоблиографический словарь сотрудников Академии в 1814–1919 гг. м., 1987. 224 с. (Машинопись). Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода, т. 2. Кафедры и личный состав академии, ч. 3. Биобиблиографический словарь сотрудников академии в 1870–1900 гг. м., 1988. 334 с. (Машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Тимофею Введение Автор Второе послание к Тимофею было написано апостолом Павлом (см. Первое послание к Тимофею. Введение: Автор). Время и обстоятельства написания Второе послание к Тимофею последнее из посланий апостола Павла было написано, вероятно, в период между 64-м и 68 г. по Р.Х. (См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания). Павел написал Второе послание к Тимофею во время своего второго тюремного заключения в Риме (1,8; 2,9). По какой причине он был заточен и где был взят под стражу, неизвестно. Уже состоялся предварительный разбор его дела, во время которого он был лишен всякой поддержки (4,16). Суд был еще впереди, но Павел уже знал, что будет казнен (4,6). Большинство же его друзей предпочли удалиться (4,10.11). Он был очень огорчен отступничеством Фигелла и Ермогена (1,15.16), а также Александра-медника (4,14). И только христианин по имени Онисифор остался верен Павлу, утешал и поддерживал его (1,16.17). Тимофей все еще находился в Ефесе (4,19; 1Тим. 1,3 ), где по-прежнему распространялось то ложное учение, которое Павел обличал в своем Первом послании к Тимофею (2,17.18; 3,1–8). Помня об их давней дружбе, Павел пожелал перед смертью еще раз увидеть Тимофея (1,4). По-видимому, Павел написал Второе послание к Тимофею, преследуя две цели: призвать Тимофея в Рим (4,9.21) и духовно укрепить его в служении (1,5–14; 2,1–16.22–26; 3,10 4,5). Характерные особенности и темы Как и Первое послание к Тимофею, Второе послание содержит биографические сведения о Тимофее. В нем названы по именам его мать (Евника) и бабка (Лоида), о которых говорится, что они были христианками (1,5). Кроме того, в нем упоминается о том, что Тимофей в раннем возрасте изучал Писание (3,15), и содержится указание на его рукоположение (1,6; ср. 2,2). Как и в Первом, во Втором послании к Тимофею выражается серьезная забота Павла о сохранении истинного учения (1,13.14; 2,2; 4,3) и содержатся глубокие богословские размышления о благодати Божией (1,9–11), верности Иисуса Христа уверовавшим в Него (2,11–13) и о сути назначении Священного Писания (3,15–17). В нем говорится о спасении по благодати Божией (1,9), о предъизбрании (1,9; 2,10.19) и о богодухновенности Священного Писания (3,16). Во Втором послании Павел также свидетельствует о воскресении (2,8) и втором пришествии Иисуса Христа (4,1.8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мария Ненарокова Содержание Аннотация Введение Глава I. Беда и его время Глава II. Беда – ритор 1. Мнение Беды о риторике 2. Метафора 3. Антономасия 4. Сравнения 5. Эпитет 6. Топика образа героя 7. Топика послания у Беды и его ученика Примечания к главе II Глава III. Беда – агиограф 1. Жития Беды как сплав двух литературных традиций 2. «Житие св. Феликса» 3. «Житие св. Катберта» 3.1. Представления о младенчестве и отрочестве в житии 3.2. Идеальный монастырь в представлении Беды 3.3. Герой жития как связующее звено двух традиций 3.4. Представления о болезни и смерти в «Житии св. Катберта 3.5. Представления о чудесном в «Житии св. Катберта» 4. Место агиографии Беды в истории литературы Примечания к III главе Глава IV 1. Основные характеристики повествования 2. Время в «Жизнеописании» 3. Пространство в «Жизнеописании» 4. Образы героев в «Жизнеописании» 5. «Жизнеописание» Беды в истории литературы Примечания к главе IV Глава V. Беда – проповедник 1. О гомилетической традиции до Беды 2. «Exordium» – «вступление» – как часть проповеди 3. «Narrafto» – «повествование» как часть проповеди: способы организации текста 3.1. Гомилии 3.1.1. «Гомилия на Благовещение» (1 гомилия 1 книги) 3.1.2. Гомилии на праздник свв. апп. Петра и Павла (XV, XVI гомилии II книги) 3.1.3. «Гомилия на праздник Обновления храма» (XXI гомилия II книги) 3.2. Экземплюм 3.2.1. Пример экземплюма из «Жития св. Катберта» 3.2.2. «Гомилия на день памяти Бенедикта Бископа» (том XVII, II книга) 3.3. Особенности «повествования» в гомилии и экземплюме. 4. «Conclusio» – «заключение» – как часть проповеди 5. Место гомилий Беды в истории литературы Примечания к главе V Заключение Summary     Аннотация Предлагаемая монография посвящена творчеству Досточтимого Беды (672/3 – 735), выдающегося церковного писателя и богослова раннего Средневековья. Произведения писателя представляют собой яркие примеры наиболее распространенных в Средние века жанров – жития, жизнеописания, послания, проповеди . Прослеживается связь теоретических знаний Беды в области риторики и отражение этих взглядов в структуре его произведений. Творчество англосаксонского писателя рассматривается как синтез культурных традиций, бытовавших в Англии VII-VIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010