Кто среди вас – боящийся Господа? Пусть послушается гласа Отрока Его. Те, кто ходит во мраке и нет у них света! Положитесь на имя Господне и утвердитесь в Боге. Вот, все вы, [как] огонь разжигаете, и усиливаете пламя, – ходите при свете огня вашего и пламени, которое зажгли! За Меня сделалось это с вами: в скорби уснете! Ис 50:4–11 Затем ектения малая и Трисвятое. Прокимен, глас 7 Князья народа собрались вместе/против Господа и против Помазанника Его. Стих: Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Пс 2:3б, 2 К Коринфянам послания Апостола Павла чтение, зачало 149. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Стих: Враги мои сказали обо Мне злое: «Когда Он умрёт и погибнет имя его?» Стих: Вкушающий хлебы Мои, поднял пяту на Меня. Пс 40:2, 6, 10б Евангелие от Матфея, зачало 107. И далее литургия св. Василия Великого. Вместо Херувимской песни и причастна поем: Тропарь, глас 6 Вечери Твоей таинственной участником/в сей день, Сын Божий, меня прими./Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим,/не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда./Но как разбойник исповедаю Тебя:/«Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём». Вместо «Достойно» Ирмос, глас 6: Гостеприимством Владыки/и бессмертной трапезой/на высоком месте с возвышенными мыслями/давайте, верные, насладимся,/высочайшее слово услышав от Слова,/Которое мы величаем. Тропарь «Вечери Твоей таинственной:» поем и во время причащения, и вместо «Да исполнятся уста наши:» По заамвонной молитве бывает последование омовения ног, затем раздача антидора. Отпуст По величайшей благости наилучший путь смирения показавший, когда омыл Он ноги учеников, и вплоть до Креста и погребения снисшедший к нам, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец. В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие совершаем малое и на нем поем трипеснец Великой Пятницы господина Андрея Критского. |
Песнь 1. Ирмос Воду прошед, яко по суху, из Египетска зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю Богу нашему поем. Из Египетска зла – возможно двоякое истолкование: 1) из египетского рабства и 2) от египетских казней (имеются в виду наказания Божии, посланные на Египет, согласно повествованию книги Исход). Я склоняюсь ко 2-му варианту. Воду перейдя как сушу, убежав от египетских казней, израильтянин взывал: поем Избавителю нашему Богу. Тропарь 1 Моисей на море пророчески, видев облаком и столпом древле огненным, славу Господню, вопияше: Избавителю Богу нашему поем. Текст тропаря напоминает об исходе евреев из Египта (Исход, гл. 13–14). Пророчески. – Когда беглецам угрожала погоня египетского войска, и народ охватила паника, Бог, таинственно говоря с Моисеем как с пророком-духовидцем, уверил Его, что пошлет израильтянам Свою чудесную помощь. В Своей речи, как она передана в Библии , Бог трижды повторяет: " Я покажу славу Мою на фараоне и на всем войске Его» ( Исх 14, 4, 17, 18 ). Итак, выражение «пророчески видев» , по отношению к Моисею, может означать: «видев исполнение того, что ему было прежде открыто, как пророку». На море – т. е. при переходе через Красное море, когда по мановению жезла Моисея воды моря расступились перед израильтянами, а затем сомкнулись, потопив гнавшихся за ними египетских колесничников. Облаком и столпом… огненным. – «И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской. (…) Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» ( Исх 13, 18, 21 ). Моисей видев некогда славу Господню на море, – что ему было прежде открыто, как пророку, – и во облаке, и в огненном столбе, восклицал: поем Избавителю нашему Богу. Тропарь 2 Яко каменем, телом покрывся, видением Невидимаго зря, Моисей Боговидец взывааше: Избавителю Богу нашему поем. Книга Исход свидетельствует о явлении Бога Моисею на горе Синай: «…И потом сказал Он: лица моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на той скале. Когда же будет проходить слава Моя, я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе пройду мимо» ( Исх 33, 20–22 ). Св. Григорий Богослов , приводя этот эпизод в одной из своих проповедей, замечает в скобках: «что бы ни означал… камень» , намекая на то, что в его время существовали разные типологические истолкования этого места. Здесь Дамаскин использует одно из них: камень скалы означает телесность, нахождение в смертной плоти, которая не позволяет человеку «видеть Бога как Он есть». |
Песнь 8, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь:/се бо приидоша к тебе,/яко богосветлая светила,/от запада, и севера, и моря,/и востока чада твоя,/в тебе благословящая Христа во веки. Подними очи твои, Сион,/и вокруг посмотри:/ибо вот, сошлись к тебе,/как божественно сияющие светила,/от запада, и севера,/и моря и востока дети твои,/благословляющие в тебе Христа вовеки. Подними твои глаза, Сион, и посмотри вокруг, ибо вот, пришли к тебе источающие Божественный свет, словно светила, с запада и севера и от моря и с востока чада твои, в тебе благословляющие Христа во веки. Возведи взоры твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к тебе как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки. Данный тропарь содержит парафраз следующих слов пророка Исаии: « Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут » (Ис 60:4 – входит в состав 2-й паремии Литургии Великой субботы) и « Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим » (Ис 49:12 – входит в состав последней, 13-й паремии Литургии навечерия Богоявления). Понятен интерес к теме Сиона и Иерусалима подвизавшегося в обителях Святой земли преподобного Иоанна Дамаскина. Но, разумеется, речь идёт не только и не столько о земных Сионе и Иерусалиме, сколько об Иерусалиме Небесном, «сходящем свыше» (см. Откр 3:12, 21:2). Эта тема получит своё дальнейшее развитие в ирмосе 9-й песни. Под чадами Сиона, собирающимися к Небесному Иерусалиму, преподобный Никодим в своём толковании понимает тех, кто оправдался через веру и Святое Крещение. Светилами они называются в соответствии с евангельскими словами « тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их » (Мф 13:43), восходящими к пророчеству Даниила о том, что в последний великий день воскресения из мёртвых « разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда » (Дан 12:3). |
Тропарь 1. Витийствующим Божественная величия апостолом, Духа действом, непщевашеся пиянство неверствующим, имиже Троица познавается, един Бог отец наших. Слава Бога в Троице открылась в день Пятидесятный не только апостолам. Они возвещали спасительный промысел единого троичного Богоначалия тысячам иудеев, собравшихся в этот день в Иерусалим на праздник. Обращаясь к ним со словом проповеди , апостол Петр сказал: «Сего Исуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите... Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Исуса, Которого вы распяли... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:32, 33, 36, 38 ). Троица очень уместно названа в тексте тропаря – «Бог отец наших» . Это не только сообразно началу Песни трех отроков («Благословен еси, Господи Боже отец наших...»), но и соответствует смыслу проповеди, в которой апостолы, обращаясь к жителям Иерусалима, свидетельствовали, что Христос есть воистину Сын Божий, пришествие Которого провидели и прославляли патриархи и пророки древнего Израиля. Когда апостолы вещали о великих Божиих делах, по действию Духа, неверующим это казалось опьянением, ио в этих (делах) открывается Троица – единый Бог отцов наших. Тропарь 2. Нераздельное естество православно богословящим, Бога Отца безначальнаго, тоя же власти Слова и Духа. Благословен еси, зовуще, Боже отец наших. Православно богословствуем о нераздельной природе – Боге Отце безначальном и имеющих равную власть Слове и Духе, взывая: благословен Ты, Боже отцов наших. Песнь 7-я 2-го канона. Ирмос. Согласно устраши пищальская песнь, помести златосотворенныи бездушныи образ. Утешителева же светоносная благодать, почествовати еже вопити: Троице единая, равносильная, безначальная, благословенна еси. В ирмосе использован прием поэтического противопоставления: стройное согласие множества разных музыкальных инструментов, играющих по повелению царя, призывает к поклонению идолу. А истину веры в Единого Трисоставного Бога возвещает, без всякого человеческого ухищрения, одна тихая светоносная благодать Духа. |
Тропарь общий преподобным женам, глас 2 Истинному желанию уневестившеся, христославнии,/и временнаго обручника отвергшеся совокупления,/и добродетельными подвиги возрастше,/на высоту востекосте нетления,/краснодушнии и многобогатнии,/столпи монашествующих жен и правило./ Темже о нас молите непрестанно,/любовию вашу память празднующих. Кондак, глас 2 Телеса своя постом изнуривше/и неусыпными молитвами моляще Зиждителя о гресех своих,/яко да приимете совершенное прощение,/и приясте Божественное оставление,/и Царствие Небесное.//Молите Христа Бога о всех нас. Иудейская пустыня и долина реки Иордан Иерусалим построен на холмах Иудейского нагорья, поэтому с какой бы стороны ни шел к городу путник, ему приходилось идти вверх. В древности говорили, что в Иерусалим восходят. Путь от Иерусалима мимо Вифании ведет в Иерихон. На холмах Иудейской пустыни в библейские времена бесчинствовали разбойники. Горная порода здесь имеет красноватый оттенок изза окисей железа, а тогда считалось, что холмы окрасились кровью убитых путников. Здесь находится небольшая пещера, которая обозначает место гостиницы доброго самарянина. Иерихон Источник Елисея 4-я Книга Царств 2, 19–22 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. Тропарь пророку Елисею, глас 4 Иже во плоти Ангел/и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее,/дивны чудеса соделал еси, пророче,/поспешеством Святаго Духа;/ силою Илииною исцелив водное естество,/звери же погуби пожирающия,/и Неемана очисти,/и вдовича сына воскресил еси,/и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление. Иерихон стал первым городом, который завоевали древние израильтяне после перехода через Иордан (Нав 6, 1–26). Стенам Иерихона, павшим верою израильтян по семидневном обхождении (Евр 11, 30) около десяти тысяч лет. |
Стих: «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей» (Пс. 63:11, 2). Аллилуйя: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане». Стих: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13-14). Причастный: «В вечной памяти будет праведник, не убоится худой молвы» (Пс. 111:6-7). В первое воскресенье Великого поста: «Торжество Православия». Тропарь, гл. 2: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, Христе Боже, прося прощения наших грехов, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врага. За то мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш. Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Кондак, гл. 6: «Неизобразимое Слово Отца изобразилось при воплощении от Тебя, Богородица, и, воссоздав оскверненный человеческий образ и его первоначальном виде, придало ему божественную красоту. Поэтому, прославляя наше спасение, мы изображаем Его делом и словом». На литургии, прокимен, гл. 4: 1. (песнь отцев) «Благословен Ты, Господи, Боже отцев наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки». Стих: «Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами» (Дан. 3:26-27). Аллилуйя: 1. «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его». 2. «Взывали к Господу и Он внимал им» (Пс. 98:6). Причастный: 1. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» (Пс. 148:1). 2. «Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает славословить» (Пс.32:1). На вечерне, прокимен, гл. 8: «Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи». Стихи: 1. «От конца земли взываю к Тебе». 2. «Покоюсь под кровом крыл Твоих». 3. «И я буду петь имени Твоему вовек» (Пс. 60:3, 5, 6, 9). Во второе воскресенье Великого поста. Память Святителя Григория, архиепископа Фессалоникского чудотворца. Тропарь, гл. 8: «Светило православия, Григорий чудотворец, опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ». |
Возлег и упокоился Он как лев и как львенок: кто поднимет Его? Благословляющие тебя благословенны, и проклинающие тебя прокляты! . Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и ссечет князи Моавитския, и пленит вся сыны Сифовы, и будет Едом достояние, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость. Взойдет звезда от Иакова и восстанет Человек от Израиля, и сокрушит вождей Моава и опустошит всех сынов Сифовых. И будет Эдом наследием, и будет наследием Исав, враг его, а Израиль проявил силу!” Числ 24:2–3, 5–9, 17–18 Пророчества Михеина чтение (главы 4 и 5): 3. Пророчества Михея чтение Во днех онех глаголет Господь: соберу сокрушенную и отриновенную прииму, яже отринух. И положу сотренную во останок и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей от ныне и во веки. В те дни, говорит Господь, соберу сокрушенную, и отвергнутую приму, и тех, кого Я отринул. И превращу сокрушенную в остаток и отвергнутую – в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых. Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили; и исходи Его из начала, от дней века. Сего ради даст я, до времене раждающия породит, и прочии от братий Его обратятся к сыном Израилевым. И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе Имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли. Так говорит Господь: и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, невелик, чтобы быть среди тысяч Иудиных: но из тебя произойдет Мне (Вождь – ) Тот, Кому должно быть Князем в Израиле, и происхождение Его из начала, от дней вечных. Потому Он отдаст их до того времени, когда Рождающая родит; и тогда остальные из братьев Его обратятся к сынам Израиля. И станет, и посмотрит, и будет пасти стадо Свое в силе Господь; и в славе имени Господа Бога своего они пребудут, потому что Он ныне возвеличится до краев земли. Мих 4:6–7; 5:2–4 Таже возгласит чтец, глас 6, и нам, воставшим, глаголет тропарь сей: После 3 паримии чтец читает: Тропарь, глас 6 Тайно родился еси в вертепе,/но Небо Тя всем проповеда,/якоже уста, звезду предлагая, Спасе,/и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. |
Диакон: Главы наши пред Господом преклоним. Хор: Тебе, Господи. Лик: Тебе, Господи. И молитва главопреклонения. Таже осмогласника стихиры, аще несть Владычний праздник. Стихиры на стиховне Стихира 1 Стих первый: Исполнихомся заутра милости Твоея Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя,/и настави сыны их. Стих: Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. И воззри на рабов Твоих и на дела Твои,/и укажи путь сынам их. Пс 89:14–16 Стихира 2 Стих вторый: И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас,/и дело рук наших исправи. Стих: И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас,/и дело рук наших исправь. Пс 89:17 Стихира 3 Слава, самогласен, аще имать: И ныне, Богородичен. Слава, и ныне: Богородичен. Таже: Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. Пс 91:2–3 Посем: Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: Мы же: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропарь дне. Слава, и ныне, Богородичен. Тропарь праздника. Слава, и ныне: Богородичен того же гласа. Священник ектению: Помилуй нас, Боже: И прочая. И по возгласе: Премудрость. И мы: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Ектения: Помилуй нас, Боже: и молитва. Диакон: Премудрость. Хор: Благослови. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. |
Дорога на восток от Вифлеема приводит на поле, некогда оглашенное ангельским пением: Слава в вышних Богу. Здесь был храм, возведенный святой царицей Еленой; фундамент его и обломки колонн можно видеть до сих пор. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. Бет-Джала. Храм святителя Николая Чудотворца Тропарь святителю Николаю, глас 2 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая./ Отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. В двух километрах на юго-запад от Вифлеема лежит христианское селение Бет-Джала. В храме в честь святителя Николая находится пещера, где великий святитель и чудотворец подвизался в бытность свою на Святой Земле до своего архиерейства. Кондак, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. Величание Величаем Тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. Монастырь святого пророка Илии Тропарь святому пророку Илии, глас 4 Во плоти ангел, пророков основание,/вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный,/свыше пославый Елисееви благодать/недуги отгоняти и прокаженныя очищати.//Темже и почитающим его точит исцеления. Кондак, глас 2 Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/Илие великоимените,/вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,//моли о нас Единаго Человеколюбца. Монастырь основан в V веке в память того, что на этом месте отдыхал святой пророк Илия под можжевеловым кустом после Кармильского жертвоприношения. Ангел пробудил его, принес ему пищу и велел подкрепиться перед долгим путем на гору Хорив (3 Цар 19, 3–8). |
Митрофан называет прп. Паисия Израилем, потому что имя Израиль у Филона Александрийского, а вслед за ним и в православном Предании толкуется как «Боговидец» или же «ум, видящий Бога». Серпухов 2014 . С. 281. Цитаты из Митрофана, свидетельствующие о прозорливости прп. Паисия будут даны нами в рассказы о платоновском житии. Исаак уточняет, что этот брат «на четвертый день умер в дороге». Серпухов 2014 . С. 295. Там же. С. 281. Там же. С. 281 Более того, род Величковских, как и прп. Антоний Печерский, происходил из Любеча. Тропарь Сретения Господня. См. Мф. 13: 23. Там же. Тропарь Сретения Господня. Серпухов 2014 . С. 209. См.: Ваш отец диавол . Когда говорит он ложь, говорит сво е, ибо он лжец и отец лжи . Ин. 8: 44; Всякая ложь не от истины . 1 Ин. 2: 21. Пс. 67: 36. ЦС Ср.: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали . Мф. 13: 16–17. Ср.: Блажен муж, уповающий на Него . Пс. 33: 9. Син.; и: взыскающие же Господа не лишатся всякого блага . Пс. 33: 11. ЦС. Ср.: Милосердие к отцу не забыто. Сир. 3: 14. Син. Ср.: Кто верил Господу — и был постыж ен? Сир. 2: 10. Син. Ср. Возн ес избранного из народа Моего. Пс. 88: 20. Так Исаак передает речь настоятеля Медведовского монастыря, когда прп. Паисий проспал начало службы и от горя плакал. Ср.: «Основание всего доброго, возвращение души из вражеского плена, путь ведущий к свету и жизни — все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься . Отсюда тот пламень ревности, который попирает всякую опасность и превозмогает всякий страх; та горячность, которая пренебрегает всяким вожделением…» Исаак 1998. С. 374–375. На Афоне. Также описывается жизнь старца в первые годы на Афоне. «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Молитва при возложении рук на посвящаемого в священники. |
| |