Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Пред нами „Постановления III-ro Всероссийского Мусульманского Съезда». По нашему мнению, постановления этого Съезда несравненно важнее и несравненно для русского дела опаснее пресловутого „Выборгского воззвания». Здесь всё висит в воздухе, потому что ни для кого не дорого, в этом жалком воззвании всё беспочвенно и глубоко антинационально. В постановлениях же Мусульманского Съезда, при всей их беспримерной дерзости и химеричности, каждое слово бьёт читателя-мусульманина по сердцу. Каждое слово здесь глубоко национально и дорого для миллионов его читателей. Скажем прямо: этот Съезд мусульманский – почти событие в истории русских инородцев-магометан. И в постановлениях этого Съезда мы читаем: 1) Обучение в начальных школах должно быть на родном языке, – но с арабским шрифтом. Изучение русского языка в начальных школах не обязательно (Ib отд., § 3). 2) Особенное внимание должно быть обращено на изучение литературного турецкого языка, обучение которому обязательно для мусульман в средних школах, а где возможно и в начальных школах (Ib. § 30). Не правда ли, русский читатель, вы в качестве российского гражданина несколько удивлены этому турецкому языку в наших приволжских школах? Что делать – вам только и остаётся удивляться и разводить руками: „т. е. как же? в Симбирской, Пензенской губерниях – турецкий язык?» – „Да, да – Турецкий!» И учителя ещё в прошедшем году встречались в одной из средних губерний с образованием из Константинополя... Так постановил Всероссийский Мусульманский Съезд. И эти постановления осуществляются уже. В подтверждение этого берём сведения, напечатанные в „Приложениях к Цирк. по Казанскому Учеб. Округу. Т, I. – 1908 г.“ – Вот расписание уроков в начальных школах татар. УРОКИ. 1-е отд. 2-е отд. 3-е отд. 4-е отд. Начатки вероучения Таджвид (теория чтения Корана) Турецкое чтение Турецкая грамматика История География Арифметика Письмо Диктовка Сочинение Устно сообщаемые сведения Черчение и рисование Религиозные и национальные стихи Изучение наизусть Корана

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 4 стрелковых дивизий. 7 Армия – с основными задачами обороны Ленинграда и Петрозаводского направления, в составе: – 4 стрелковых дивизий – 2 отдельных танковых бригад. 65 отд. стрелковый корпус – с задачей оборонять побережье Эстонской ССР и острова Эзель и Даго, в составе: – 2 стрелковых дивизий – 1 отд.стрелковой бригады – 1 отд.танковой бригады. В резерве Командования Северным фронтом в районе Ленинграда иметь стрелковую дивизию. Возможно использование на Ленинградском направлении 2 стрелковых дивизий резерва Главного Командования из района Луга, Псков. Всего на Северном фронте назначается: – 11 стрелковых дивизий – 2 отд. стрелковые бригады – 3 отд. танковые бригады – 23 полка авиации, а всего – 1380 самолетов. Указанные силы Северного фронта могут быть развернуты на 6–8 день мобилизации. Задачами ВВ сил фронта будут: 1 . Содействие наземным войскам действиями против наземных войск противника и прежде всего по его крупным группировкам. 2 . Борьба с авиацией противника. 3 . Совместно с морской авиацией удар по морскому флоту Финляндии и Германии. 4 . Воспрещение воинских перевозок на суше и на море. 5 . Содействие авиации Северо-Западного и Западного фронтов по заданию Главного Командования. Задачи морских сил – 1 . Северный флот: а) прочно удерживать Мурманск, обороняя совместно с 14-й Армией побережья Кольского полуострова и полуостровов Рыбачий и Средний б) в случае выступления Финляндии содействовать 14-й Армии в захвате порта Петсамо в) вести крейсерские операции подводными лодками на морских сообщениях западной части Норвегии и в проливе Каттегат г) Беломорским сектором береговой обороны совместно с частями АрхВО прочно оборонять вход в Белое море. 2 . Краснознаменный Балтийский Флот: I. В случае выступления Финляндии: а) совместно с авиацией уничтожить боевой флот Финляндии б) содействовать сухопутным войскам, действующим на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланг и уничтожая береговую оборону финнов. II. а) не допустить морских десантов немцев на побережье Латвийской и Эстонской ССР

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Сергей Александрович (16.06.1907, Киев - 31.03. 1990, шт. Флорида, США), славист, историк рус. культуры, заслуженный проф. В 1920 г. З. вместе с родителями покинул Россию, в 1924 г. окончил среднюю школу в Моравска-Тршебове в Чехословакии, в 1927 г.- Школу экономики в Праге (отд-ние экономической истории), в 1930 г.- Парижский ун-т (Сорбонну) (отд-ние восточноевроп. и совр. истории). В 1930-1939 гг. работал в различных технических фирмах в Париже как консультант по экономическим вопросам, адм. директор и др. В 1939 г. вернулся в Прагу, в 1939-1944 гг. преподавал там в Славянской коммерческой академии, одновременно работая над диссертацией о рус. политике в Синьцзяне во 2-й пол. XIX - нач. XX в., к-рую защитил в 1942 г. в пражском Карловом ун-те (опубл.: Russische Politik im Sinkiang: Vom Pariser Frieden bis zum Weltkrieg, 1856-1914. Prague, 1942); получил степень д-ра философии. После окончания второй мировой войны З. преподавал в Мюнхенском политехническом ун-те (1945-1949). Новый период в жизни З., чрезвычайно активный в плане научной деятельности, начался после переезда в США в 1949 г. В 1950 г. З. снова обратился к изучению проблем русской истории и культуры, одновременно вел большую преподавательскую работу: в 1950-1954 гг. преподавал рус. язык и лит-ру на отд-нии славистики Ун-та шт. Индиана (Блумингтон), в 1954-1958 гг. читал лекции и занимался научной работой в Русском исследовательском центре Гарвардского ун-та, в 1958-1960 гг. преподавал рус. историю в Стетсонском ун-те (Де-Ленд, шт. Флорида), в 1960-1962 гг. являлся профессором слав. и вост. отделения Колорадского ун-та (Боулдер), в 1962-1967 гг.- профессором истории в Стетсонском ун-те, где заведовал также рус. отд-нием, в 1965-1966 гг. проводил исследования и читал лекции в Гейдельбергском ун-те в Германии, в 1967-1977 гг. являлся профессором отд-ния слав. культуры в ун-те Вандербилта (Нашвилл, шт. Теннесси), вышел в отставку заслуженным (emeritus) профессором и вернулся во Флориду. В 1977-1983 гг. З. состоял профессором-исследователем истории в Стетсонском ун-те, в 1982-1985 гг.- членом академического совета Кеннановского ин-та рус. исследований при Центре международных исследований им. В. Вильсона в Вашингтоне.

http://pravenc.ru/text/199741.html

В 1669 г. выборные счетчики поверили церковных старост (двух смен) за период времени с 166 г. Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. I, XXI, стр. 71. 88 Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. I, XXI, XXV; кн. II, CCIII, стр. 497. Ср. Пошл. кн. 195 (1686) г., запись под 26 окт., отд. грам. и пам. по челоб. дел. 89 Из докум. Арханг. Дух. Семинарии, связка 3: «Преосвящ. архиепископ, говорится здесь, слушал купчих, которыя объявили ему, преосвящ. архиепископу, домовые ево архиерейские люди, и сказок и купчих посадских людей Большой Слободки и по тем купчим и по сказкам в той Большой Слободки под дворам и позади дворов поля объявились, земля Спасская церковная деревни Ивановской, а знатно, что они, посадцкие люди, тою церковною землею завладели мочью своею до приезду ево архиерейского на Колмогоры, когда они были у соборной церкви в прикащиках, и ныне преосвящ. Архиепископ той Большой Слободки за их посадцких людей дворами владеть не указал и городьбы около их городить не велел, потому что та земля соборной церкви деревни Ивановской»... 91 Список, адресованный на имя шенкурскаго протопопа (от 4 окт. 7194 г) напечатан в Акт. Холмог. И Устюж. еп., кн. 2, CXCV. Другой список с той-же грамоты – на имя холмогорскаго протопопа (от 31 окт. 7194 г.) находится в сборнике посланий преосвящ. Афанасия, принадлежащем Арханг. Епарх. Древнехранилищу. 94 Выписки эти можно видеть в сборнике посланий преосвящ. Афанасия, принадлежащем Арханг. Епарх. Древнехранилищу. 95 См. пошл. кн. архиер. Дома 194–206 (1686–1698) гг., отд. грам. и пам. по челобитч. делам: памяти о церковных прикащиках. Рукоп. Арх. Сем. 233 и Холмог. Соб. 1463. 96 Такая пеня, нар., была взыскана в июне 1687 г. на Троицком священнике Ненокоцкаго посада Прокопии и церковном прикащике Гришке Гаврилове (с обоих вместе – 4 руб. с полтиною). Пошл. кн. 195 г., отд. пенных денег; ср. пошл. кн. 202 г. – тоже отд. пенных ден. 99 См. пошл. кн. 294–206 гг., отд. грам и пам. по челоб. делам, напр., – запись под 23 марта 201 г., 11 и 25 сент. 202 г., 6 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

переводом Евангелия, внесли деньги на подготовку перевода Евангелия на бурят. язык. В С.-Петербург приехали 2 зайсана, чтобы под рук. Шмидта переводить Евангелия на бурят. язык. В РБО было прислано переведенное на карел. язык священниками Тверской епархии М. Золотинским и Г. Введенским Евангелие от Матфея (изд. в 1821). По решению РБО в его Казанском отд-нии к 1819 г. на чуваш. и марийский языки был переведен весь НЗ, а в 1820 г. напечатаны Четвероевангелия на чуваш., марийском и мордов. языках. Вятский комитет РБО представил в 1823 г. перевод Евангелий от Матфея и от Марка на удмурт. язык, подготовленный местными священниками. Перевод Евангелия от Матфея на коми-зырянский язык, выполненный учителем Сольвычегодского духовного уездного уч-ща А. Шергиным, был напечатан в 1822 г. Перевод др. Евангелий и Деяний св. апостолов был сделан диак. г. Усть-Сысольска М. Лежневым, однако остался неопубликованным. Пермское отд-ние представило перевод Евангелия от Матфея на коми-пермяц. язык. Комитет принял решение сделать издание Четвероевангелия на осет. языке в переводе, выполненном дворянином И. Ялгузидзе с груз. перевода (Тифлис, 1786), и в 1824 г. поручил печатание его Московскому отд-нию РБО. В Тобольском отд-нии об-ва готовились переводы на хантыйский, мансийский и ненецкий языки, занимались подготовкой переводов на тунгусский и др. языки Сибири. Продолжались переводы Четвероевангелия и др. частей Свящ. Писания на калм., удмурт., казах. и татар. языки. Эти первые переводы из-за их несовершенства не были изданы, но активная переводческая деятельность того времени послужила благоприятной почвой для появления новых переводов. Именно об этом говорил архиеп. Филарет (Дроздов) на годичном собрании Московского отд-ния в 1824 г.: «...сеющий слово Божие сеет для вечности, и не поздно будет, если всход посеянного окажется только во втором роде» ( Пыпин. С. 92). За 10 лет своей деятельности РБО распространило 675 тыс. экз. Б. на 29 языках народов, проживавших в России. Всего же за 13 лет деятельности РБО было впервые переведено и издано Свящ.

http://pravenc.ru/text/209473.html

См. его: Разыскания о древнейших русских летописных сводах, СПб. 1908, 8°, XX – 687 стр., и Повесть временных лет. Том I. Вводная часть. Текст. Примечания, П. 1916, изд. Археогр. Комиссии, 8 е , LXXX – 403 стр , а также отдельные статьи: 1) О начальном Киевском летописном своде, I-III, М. 1897. (Чт. в Общ. Ист. и Древн.); 2) Начальный Киевский летописный свод и его источники (Труды Этнограф. Отдела. XIV, 4°, 1–9 стр.); 3) Хронология древнейших русск. летописных сводов (ЖМНП, ч. СССХ, 1897, отд. 2, стр. 463– 482); 4) Древнейшие редакции Повести временных лет (ЖМНП, ч. CCCXIII, 1897, отд. 3, стр. 209–259); 5) Киевопечерский патерик и Печерская летопись, I-II, СПб. 1897 (ИОРЯС, т. II (1897), кн. 3, стр. 795–844); 6) Житие Антония и Печерская летопись (ЖМНП, ч. СССХ40;И, 1898, отд. 2, стр. 105–149); 7) Обозрение летописвых сводов Руси северо-восточной, И. А. Тихомирова. Критический отзыв А. А. Шахматова, СПб. 1899 (оттиск из Отчета о XLnpucyждehuu наград графа Уварова); 8) Общерусские летописные своды XI40; и XV веков (ЖМНП, ч. CCCXXXI, 1900, 9, отд. 2, стр. 90–176); 9) Сказание о призвании варягов, СПб. 1904 (ИОРЯС, т. IX (1904), кн. 4, стр. 284–366); 10) Один из источников летописного сказания о крещении Владимира, Харьков, 1904 (Сборник статей по славяноведению, посвященных проф. М. С.Дринову, стр. 63–74); 11) Толковая Палея и русская летопись, СПб. 1904 (оттиск из Сборника статей по славяноведению); 12) Корсунская легенда о крещении Владимира, СПб. 1906 (оттиск из Сборника статей в честь В. И.Ламанского); 13) Предисловие к Начальному Киевскому своду и Несторова летопись (ИОРЯС, т. XIII (1908), кн. 1, стр. 213–270); 14) Рецензия на сочинение Вл. Пархоменко «Начало христианства Руси» (ЖМНП, нов. серия, ч. LIU, 1914, отд.2, стр. 334–354); 16) Нестор Летописец (статья в Сборнике «Привит Иванови Франкови в сороклитейого письменскои праци 1874–1914», Львив, 1914, стр. 31–53); 16) Несколько замечаний о договорах Олега и Игоря (оттиск из Записок Неофилологического Общества, вып. 40;III, 1914, стр. 1–23); 17) До питания про пивнични перекази за княгиню Ольгу (оттиск из Сборника в честь П. И. Житецкого, стр. 1–12) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Бирюкович Вл. Начальное образование и его нужды//Русская школа. 1905. 1. С. 146–161. Отклик на «Свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России. Просвещение/Сост. И. А. Петерсон. СПб., 1904. Блосфельдт Г. Положение иноверцев и раскольников, согласно своду законов (по поводу Высочайшего указа 12 декабря 1904 г.)//Журнал Министерства юстиции. 1905. 3. С. 177–204. Обзор действовавшего в то время законодательства. Бобякин И. Духоборы в якутской ссылке//Русское богатство. 1909. 2. С. 76–98; 3. С. 34–53. Личные воспоминания 1903–1905 гг. Богданович А. В. Три последних самодержца. М.–Л., 1924. Бонч-Бруевич В. Преследование сектантов//Современный мир. 1911. С. 252–282. О преследовании общины «Новый Израиль» после циркуляра Министерства внутренних дел в октябре 1910 г. Бонч-Бруевич В. Война и сектанты//Современный мир. 12. Отд. 2. С. 102–115. Бородин Н. А. Государственная Дума в цифрах. СПб., 1906. Автор – член I Думы от партии умеренных прогрессистов. Книга написана по данным анкетного опроса на 1 июня 1906 г. Боиович М. М. Члены Государственной Думы (портреты и биографии). Третий созыв, 1907–1912 гг. 4-е изд. М, 1909. Брусянин В. В. Судьба первых депутатов. СПб., 1906. Будилович А. С. Холмская Русь и поляки. Три статьи. СПб., 1907. Булгаков С. Самозащита В. И. Экземплярского //Русская мысль. 1912. Кн. 8. Отд. 3. С. 39–40. По поводу брошюры «За что меня уволили?» профессора духовной академии в защиту своего богословского направления. Булгаков С. Чему учит дело епископа Гермогена//Русская мысль. 1912. Кн. 2. Отд. 3. С. 50–53. Требование восстановления соборности в Русской Церкви. Бунин Ю. Распределение населения по вероисповеданиям//Русская мысль. 1903. Кн. 7. Отд. 2. С. 137–157. По данным переписи 1897 г. Бычков Н. Условия введения всеобщего обучения в Московской губернии//Русская мысль. 1902. Кн. 5. Отд. 2. С. 74–102. Анализ проекта Московского губернского земства по введению всеобщего обучения (1896) и результаты его осуществления. Обзор развития школьного дела по уездам в 1896–1901 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Моск. Синод. библ. 171 л. 447. Описание Горского и Невоструева, отд. 2, кн. 2, 463–465. Извет напечатан у Хрущева, в приложениях приписывает перу Вассиана Косого, то это обстоятельство весьма ясно указывает характер политических убеждений Вассиана, диаметрально противоположных воззрениям Иосифа Волоцкого . 236 «Не с иноки Господь повелел царство держати, но с князи и бояры. Царь советующийся с иноками – с мертвецы беседует». Рассужд. Вассиана о неприличии монастыр. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1839 г., кН. III, отд. 2. 3. 237 Рассуждение Вассиана о неприличии монастыр. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. в Древн. Росс. 1859 г. кн. III, отд. III. 8. 11–12. Нравствено-канонический трактат Вассиана см. рукоп. Софийск. библ., 1451, л. 101. 238 «Аще где будет, говорит он, власть, иноческая, а не царских воевод, и ту Божии милости нет, таковые властующие иноки не боголюбцы, но гневители». Разсужден. Вассиана о неприличии монастыр. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. Рос. 1859 г., кн. III, отд. III, 13. 239 «Святительскому, ниже священническому чину, окроме их святительских властей, в правду о законе, и о блпговерии и о спасении мира сего с Царской небесной грозы. (Ibid, 13). 244 Правосл. Собес 1863 г., ч. II. Август, 564, 566. Три доселе неизданные послания князя Курбского. Печалование духовенства за опальных. Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских 1876, кн. I, 158–160. 246 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 251 Московские соборы на еретиков. XVI в. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. Росс. 1847 г. III, 15, 8. Акты Археогр. Эксп. т. I, Спб 238, 244. Костомаров Историч. Монографии, т. I. Спб. 1863 г. Великорусские вольнодумцы XVI в. 452–452. 252 Ркп. Императ. Публ. Библ. Q. XVII, 64, л. 292–294. Письмо к Василию Челядину. Просветитель, 526–527. 254 Рассужд. Васс. о неприличии монаст. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. Древн. 1859 г., III, отд. 3, стр. 11. 7. 257 Чтен. в Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Кроме массы критических отзывов, библиографических заметок и рецензий, мелких статей по этнографии, географии, истории, славянской филологии, археологии и истории быта, письменности и литературе славян в разных журналах и ученых изданиях, Срезневскому принадлежат еще следующие более крупные статьи, монографии, издания и исследования: " Русь Угорская. Отрывок из опыта географии Русского языка " ( " Вестник Императорского Русского Географического Общества " , ч. IV, 1852); " Роженицы у славян и других языческих народов " ( " Архив " Калачева, кн. II, и отд. Москва, 1855), " О древнем русском языке " ( " Известия Императорской Академии Наук по Отделению Русского языка и словесности " , т. V, и отд. Санкт-Петербург, 1856); " Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте " ( " Русский Педагогический Вестник " , 1860; " Известия Императорской Академии Наук по Отделению Русского языка " , т. IX; отд., Санкт-Петербург, 1860 - 1861, 2 части); " Замечания об эпическом размере славянских народных песен " ( " Известия " , т. IX; отд., Санкт-Петербург, 1861); " Русские калики древнего времени " ( " Записки Императорской Академии Наук " , т. 1, кн. II, 1862); " Древние русские книги. Палеографический очерк " ( " Христианские Древности " Прохорова, 1864; отд., Санкт-Петербург, 1864); " Филологические наблюдения А. X. Востокова " (Санкт-Петербург, 1865, с прил. четырех статей самого Срезневского); " Обзор материалов для изучения славяно-русской палеографии " ( " Журнал Министерства Народного Просвещения " , 1867, ч. 133); " Переписка А. X. Востокова в повременном порядке с объяснительными примечаниями " (Санкт-Петербург, 1873, 504 стр.); " Замечания об образовании слов из выражений " ( " Сборник отделения Русского языка и словесности Императорской Академии Наук " , т. X, 1873); " Энциклопедическое введение в слав. филологию " (Санкт-Петербург, 1876 - 1877); " На память о Бодянском, Григоровиче и Прейсе " ( " Сборник отделения Русского языка и словесности Императорской Академии Наук " , т. XVIII, 1878); " Фриульские славяне " (Санкт-Петербург, 1878).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010