О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было b XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви b XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность. Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста. Порядок чтения Евангелия на великопостных часах в  среду и  пятницу в течение 2-й–6-й седмиц: 2-я седмица: Ср. 3-й час – Мф., зач. 1–8 ( 1 – 4, 17). 6-й час – Мф., зач. 9–20 ( 18 – 7, 11). 9-й час – Мф., зач. 21–34 ( 12 – 10, 8). Пт. 3-й час – Мф., зач. 35–46 ( 9 – 12, 30). 6-й час – Мф., зач. 47–57 ( 30 – 14, 13). 9-й час – Мф., зач. 58–70 ( 14 – 17, 9). 3-я седмица: Ср . 3-й час – Мф., зач. 71–80 ( 10 – 20, 16). 6-й час – Мф., зач. 81–90 ( 17 – 22, 22). 9-й час – Мф., зач. 91–103 ( 23 – 24, 51). Пт. 3-й час – Мф., зач. 104–108 ( 1 – 26, 56). 6-й час – Мф., зач. 109–116 ( 57 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–12 ( 1 – 3, 19).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, составленные в V–XIV веках. Наиболее известными авторами стихир и канонов Триоди являются святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маюмский, святой Иоанн Дамаскин , преподобные Иосиф и Феодор Студиты . Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная. Великий пост длится 48 дней и охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее. Укажем все недели Великого поста: 1-я Неделя – Торжество Православия; 2-я Неделя – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя – Крестопоклонная; 4-я Неделя – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя – преподобной Марии Египетской; 6-я Неделя – Вход Господень в Иерусалим. Весь период Великого поста можно разделить на три отрезка времени: 1. Святая Четыредесятница начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. Этот период длится 40 дней, и его окончание в Триоди отмечено тем, что в пятницу 6-й седмицы на «Господи, воззвах…» поется стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

совершается во все дни Светлой седмицы . В эти дни повторяется пасхальное последование (с незначительными изменениями), соединяемое с воскресными последованиями Октоиха. Время от Недели Антипасхи до Вознесения называется попразднством Пасхи, однако пасхальное последование поется только в воскресные дни этого периода (кроме Антипасхи) и в день отдания Пасхи (в среду 6-й седмицы), соединяясь с обычным богослужением этих дней; в остальные дни попразднства Пасхи из пасхальных песнопений исполняются лишь отдельные тексты (тропарь Пасхи, тропарь «Воскресение Христово видевше» и др.). Общая структура памятей Г. п. б. к. т. о., включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), заканчивающаяся субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из 6 седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонной, прп. Иоанна Лествичника, прп. Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь 1, 5 и 6-я - вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц, а отчасти и будние дни 1-й седмицы); 3) период Страстной седмицы (к к-рому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем еще 6 седмиц, каждая из к-рых начинается своей неделей: Антипасхи, жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов VII Вселенского Собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Св. Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых.

http://pravenc.ru/text/165231.html

Рассмотрев состав служб дневного круга, т. е. вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, и показав, какие события воспоминаются в те или другие часы суток, на той или другой службе дня, мы должны рассмотреть, какие воспоминания усвоены Церковью каждому дню седмицы и содержатся в службах принадлежащих дням седмицы, и какие воспоминания соединяются с теми и другими днями года и находятся в службах, усвоенных дням года. О днях и службах круга седмичного Счет седмиц в году начинается с Пасхи и продолжается до другой Пасхи. Каждая седмица с дня Пасхи до Недели (воскресения) Всех Святых имеет свое особое названия: седмица апостола Фомы (Антпиасха), жен мироносиц, расслабленного, самарянины, о слепом, Св. отец, Пятидесятницы. С Недели же Всех святых тридцать две седмицы означаются цифрами 1, 2, 3 и т. д. После тридцать второй седмицы следуют с особыми названиями четыре приготовительные седмицы к Великому посту: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная, (сырная), шесть седмиц Великого поста, именно: седмицы Четыредесятницы 1, 2, 3, 4, 5 и 6 и седмица дней страстей Господних. Седмицы в Великом посту начинаются с утрени понедельника. А прочие седмицы в году начинаются с малой вечерни субботы. Как в дневном суточном кругу богослужения есть службы торжественные (напр.: вечерня, утреня, литургия) и есть службы более покаянные (повечерие, полунощница, часы) и такие, в которых, по преимуществу, полагаются молитвословия за умерших (литургия, полунощница, повечерие), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресение), есть постные (среда и пяток) и – назначенные для молитв за умерших (суббота). В первый день по субботе, в который Господь воскрес, воспоминается воскресение Христово. Затем в седмичные дни отправляются службы целым ликам, или чинам святых, в следующем порядке: в понедельник, первый день по Неделе (по воскресении) – совершаются службы в честь небесных чинов бесплотных, кои в лике святых, после Матери Божией, честнейшей Херувим, занимают первое место 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Рядовых зачал недостает два раза в году: 1) пред началом чтения рядовых зачал Евангелия от Луки, 2) и по прочтении всех зачал Евангелия от Луки. 1) Может недоставать рядовых зачал Апостола и Евангелия для пяти седмичных дней, следующих за 17-й Неделей (воскресением). Потому что, хотя для дней 17-й седмицы и положены (в служебном Евангелии) зачала из Евангелия от Луки, но эти зачала Евангелия от Луки положено начинать всегда от понедельника по Воздвижении и никогда ранее: «от Луки же св. Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении креста» (Сказание в служебн. Евангелии). Если же Пасха будет рано, например 22-го марта, то в тот год до субботы и Недели пред Воздвижением пройдут 16-ть седмиц и 17-ть Недель, т. е. все те седмицы и Недели (воскресения), для которых положены рядовые Апостолы и Евангелия (Евангелистов Матфея и Марка). Семнадцатая Неделя (воскресение) будет Неделей пред Воздвижением. За 17-й Неделей (воскресением) остается пять дней до Воздвижения, для которых не положено рядовых Апостола и Евангелия. О них и сказано: «Аще бо вне Пасха будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седмаянадесять седмица: возвращайся вспять (т. е. к Евангелию от Матфея) и, отнюду же хощеши, чти пять дней» (Сказан. в служебн. Евангелии). 2) Может недоставать рядовых зачал для тех седмиц м Недель (воскресений), которые будут следовать за 32-й Неделей до Недели мытаря и фарисея, потому что 32-й Неделей оканчиваются все зачала Евангелия от Луки. В иные годы от Недели по Пятидесятнице до Недели мытаря и фарисея проходит 34, 35 и более Недель и седмиц. В Типиконе касательно сих случаев читаем следующее правило: «Подобает ведати, яко Евангелия и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять испитая, до Недели приидущия яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в какое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начти ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи» (Тип., послед. 7-го января, 6-е зри), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

стр. 466 Здесь говорится, что на вечерне в Великом посту, кроме 2-х дневных паремий, читаются еще праздничные, если храмовый праздник случится в перечисленные тут же (в «Пособии») дни Великого поста. – Пропущена суббота. Далее говорится, что тоже бывает, если канун праздн. Благовещения случится в среду и пятницу 3, 4, 5 и 6-й седмиц вел. Четыредесятницы, и вторник, и среду страстной седмицы. – Спрашивается, если канун Благовещения случится в понедельник, вторник и четверг всех указанных седмиц вел. поста, кроме понедельника и вторника 3-й седм., когда не может случиться или если канун, – в великий понедельник, словом в дни когда на вечерне положены 2 дневные паремии, почему же в эти перечисленные дни праздничные паремии не читаются? В прежних изданиях, напр. 4-м, было гораздо правильнее; там только следовало исключить понедельник и вторник 3-й недели вел. поста. стр. 491 Здесь замечено, что стихиры на хвалитех поются тогда, когда великое славословие поется, а не читается. – Мы много имеем примеров, что и при чтении великого славословия стихиры на хвалитех положены, напр. 6 сент., 1 ноября, 20 дек., страстная седмица и мн. др. стр. 492. На этой странице помещено целое замечание относительно праздника 23 сентября и сказано, что «в этот день службу положено отправлять, как празднику… с полиелеем». – Вовсе это не положено: см. Минею за мес. сентябрь и Типикон. стр. 544 На этой странице сказано, что «суббота и неделя пред Просвещением всегда бывает после отдания праздника Рождества Христова» и сделана ссылка на 26 декабря. – Под 26 декабря, в указе «о апостолах и о Евангелиях» суббот и недель по Рождестве, и пред Богоявлением, под 1-м и 2-м зри мы видим, что субботе пред Богоявлением, если Рождество Христово будет в воскресенье или понедельник, апостол и Евангелие читаются в декабре месяце, т. е. не после отдания праздника Рождества Христова. стр. 546 На этой странице речь идет о вечерне, совершаемой отдельно от литургии накануне Богоявления, если канун этот будет в субботу или воскресенье. При указании о чтении Апостола и Евангелия, разъяснение о чем продолжается и в 1-й сноске на этой же странице, – выводится какое то мудреное правило о чтении Апостола в это время. Что собственно автор хотел выяснить, когда все и так ясно, – неизвестно, можно однако судить по ссылке на Типикон в этом седьмом издании, как и в разъяснении этого правила в 6-м издании «Пособия» в сноске на стр. 526, что он не знает, что в навечерие в субботу и неделю положено два чтения Апостола и Евангелия, одно на Литургии, когда присоединяется к нему и рядовое, а другое, – на вечерне зач. 143 от полу, т. е. то же самое, которое положено и на освящении воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда Господь молился, Лик его просиял как солнце, и одежды Его стали белыми как снег. И явились Господу «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник – неопальный небошественник», два ветхозаветных пророка. И был апостолам «глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» ( Мф.17:5 ). На Фаворской горе преобразившись Иисус Христос показал славу Своего Божества, показал нам, какими станут люди в будущей жизни в Царстве Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. Переходящие праздники . Цикл переходящих праздников включает в себя два периода: 1 . Период Постной Триоди – Четыредесятницы (Великого поста) и Страстной седмицы 2 . Период Цветной Триоди – Пятидесятницы (от Святой Пасхи до Недели всех святых) К периоду Постной Триоди относятся: – четыре подготовительные к Великому посту Недели (3 седмицы) – период Четыредесятницы, то есть сорока дней Великого поста (6 седмиц) – Лазарева суббота (суббота шестой седмицы Четыредесятницы) – двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя цветоносная или ваий) – Страстная седмица. К периоду Цветной Триоди (от праздника Пасхи до Недели всех святых) относятся: – Светлое Христово Воскресение (Пасха Господня ) – Светлая седмица – период попразднства Пасхи (до Вознесения) – двунадесятый праздник Вознесение Господне – период попразднства Вознесения -Троицкая родительская суббота – Пятидесятница (Святая Троица) – Троицкая седмица (до Недели всех святых). Подготовительные к Великому посту Недели. Их всего четыре: Неделя о мытаре и фарисее с последующей седмицей, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде (или Мясопустная) с предшествующей седмицей, Неделя воспоминания Адамова изгнания (или Сыропустная) с предшествующей седмицей. В эти Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания от пищи, но главное – душеспасительным содержанием богослужебных текстов евангельских повествований. Так, начиная с Недели о мытаре и фарисее до пятой Недели Великого поста, на Воскресной Утрене поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери», пробуждающее чувства покаяния и сердечного сокрушения о грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А) На вечерне на субботу и на утрени в субботу поются Богородичны воскресим настоящего гласа, т.е. того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице. Так, на вечерне а) после стихир на «Господи воззвах» (Типикон, гл. 12), б) по «Ныне отпущаеши» (Типикон, гл. 12 и 52), на утрени по «Бог Господь» и в) по великом славословии – если в субботу случится святой с полиелеем или с бдением 55 (Типикон, гл. 52). Б) На утрени по кафизмах положены малые ектении, подобно тому как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников (см. Служебник, утреня). В субботы песнопения Минеи святым предваряют, поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы, если не случится праздника святому на 6, то поются сперва песнопения Октоиха. Воскресная служба Октоиха сходна со службою тех праздников, в которые указано всенощное бдение, в воскресные дни, если только в них не случится дванадесятого праздника Господня, она состоит главным образом из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2, 3, 4, 5 и 7 и в храмовых главах, при увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток – потому что Он пострадал за нас. Есть немного седмиц в году, а именно шесть, в которые отменяется пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц пост отменяется ради празднования великих событий в продолжение их. Эти седмицы суть: пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества христова (до сочельника перед Богоявлением) – в честь сих праздников (Типикон, последование 25 декабря). Еще отменяется пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея, для того чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам и другим, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной неделе во вторник, среду и четверток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Апреле – 23. Мае – 9. Июне – 24. Июле – 20. Август – 29. Сентябре – 26. Октябре – 1. Ноябре – 8. Декабре – 6. Из переходящих: суббота мясопуста, первая седьмица поста, суббота акафиста, преполовение пятидесятницы. Мы не касаемся пока чисто церковных праздников, которые не вакуют. Посты бывают: А. Говение – количественный пост. В. Воздержание – качественный. А. Говение: разрешается лишь одна трапеза по вечерни, в эти дни литургия после 9 часа с вечерней. Дни говения суть: 1 день сочельника Рождества Христова, 1 день сочельника Крещения, 2 дня среда и пяток сырные, 30 дней седмиц). Будни великого поста (кроме суббот), 6 дней святых и великих страстные седмицы. Итого 40 дней в году. Из них 3 дня: Сочельник Крещения, среда и пяток сырные не суть дни воздержания. Также ½ дня с вечерни Рождества Христова в сочельник несть особого воздержания. Итого 361½ дней, сиречь десятина (одна десятая) лета строгого поста, говения и воздержания. В. Воздержание: среда, пяток, кроме сплошных седмиц, день Усекновения, Воздвижение. Посты: Великая четыредесятница. Сырная неделя. Суббота и неделя вербная. Страстная седмица. Малая четыредесятница. Успенский пост. Апостольский Петров пост. Обязательные посты для мирян: 1 . Сочельник Рождества Христова – до звезды. 2 . Первый день великого поста – весь. 3 . Страстная пятница – весь. 4 . Страстная суббота – весь. Строгий пост: одна трапеза, без мяса, молока, мяса и яиц. Эти постные дни все христиане должны соблюдать, иначе смертно грешат. Остальные постные дни достаточно, если миряне будут воздерживаться от мяса, или если даже этого не могут, но за одной трапезой не есть мяса и рыбы вперемежку, так как мясо разрешается в постные дни только по той причине, что негде, трудно, дорого достать рыбу или если кто находит ее недостаточно питательной. Желающие же как следует воздать почесть постным дням или одинаково воздерживаются от мяса во все дни или различают степени воздержания, как это делает и Церковь . Именно: 1 . Воздержание от мяса – разрешение на молоко и яйца. Обычно, каждую пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Круг подвижных памятей в Лекционарии, как и в др. древних памятниках, не образует отдельного раздела, а выписан в одном ряду с неподвижными (т. е. имеющими фиксированную дату) праздниками - между мартом и апрелем. Он начинается с мясопустной недели и охватывает собой сырную седмицу (в субботу к-рой бывает поминовение усопших, в послеиконоборческом визант. Лекционарии перенесенное на субботу перед мясопустной неделей), 6 недель Великого поста и Страстную седмицу , Пасху и 50-дневный период после нее, праздничную седмицу после Пятидесятницы . 5 великопостных воскресений до Недели ваий не имеют конкретных названий, но на Божественной литургии в эти дни читаются зачала из Евангелия от Луки (о потерянной овце (15. 1-10), о блудном сыне (15. 11-32), о мытаре и фарисее (18. 1-14), о милосердном самарянине (10. 25-37), о богатом и Лазаре (16. 19-31)), создающие оформленную систему. После V в. эти чтения определили содержание песнопений соответствующих седмиц согласно древнейшей редакции иерусалимского гимнографического сборника (Тропология), к-рые в послеиконоборческое время частично перешли и в позднейшие редакции Постной Триоди, включая совр. Особые памяти имеют все субботы (как правило, это памяти иерусалимских святых) и нек-рые пятницы великопостного периода. Послепасхальный 7-недельный период Пятидесятницы имеет полную систему памятей. В среду праздничной седмицы после Пятидесятницы установлен груз. праздник Явления Честного Мцхетского Креста. В нек-рых рукописях груз. перевода Лекционария частично сохранился древний порядок деления года церковного на семинедельные периоды, восходящий к межзаветной традиции (см.: Ray. 2000): 1) период Пятидесятницы - 7 седмиц; 2) период от Сошествия Св. Духа до памяти сщмч. Афиногена в 7-ю Неделю по Пятидесятнице - 7 седмиц; 3) период от памяти сщмч. Афиногена до праздника Обновления иерусалимского храма Воскресения (13 сент.) - ок. 7 седмиц; 4) период от Обновления храма до воскресенья перед Рождеством Христовым - примерно 14 седмиц; 5) цикл праздников Рождества Христова и Богоявления - 2 седмицы, после к-рых в Лекционарии выписаны чтения еще 5 недель; 6) Великий пост и Страстная седмица - 7 седмиц. В период от Пасхи до Пятидесятницы последовательно читалось Евангелие от Иоанна, от Пятидесятницы до Обновления храма - Евангелие от Матфея, от Обновления храма до Недели перед Рождеством Христовым - Евангелие от Марка, от Богоявления до Пасхи - Евангелие от Луки.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010