Этот глас, который принадлежит одному Богу Отцу; и эта плоть, в которой один только Единородный Бог стал человеком; и этот голубь, в образе которого Дух Святой снизошел на Христа; и эти языки огненные, коими разделяющимися Он [Дух] преисполнил верующих, находящихся в одном месте, — все это деяния всей Святой Троицы, то есть единого Бога, Который сотворил на небесах и на земле все видимое и невидимое. Правило 7. Разделение Лиц 51. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что один только Бог Сын, то есть одно из Лиц Троицы, есть Сын одного только Бога Отца. Дух же Святой, также одно из Лиц Троицы, есть Дух не только Отца, но вместе — Отца и Сына. Ведь Сын Божий, показывая, что только Он рожден от Отца, сказал: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин 3:16). И чуть позже: А неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин 3:18). Дух же Святой есть Дух Отца и Сына, как учит Апостол, сказавший: Но вы не по плоти живите, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим 8:9). И продолжает: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Правило 8. Дух Святой 52. Крепче всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что Тот же самый Дух Святой, Который есть Дух Отца и Сына, от Отца и Сына исходит. Ибо и Сын говорит: Когда же приидет Дух Истины, Который от Отца исходит (Ин 15:26), где [Он] учит, что это — Его Дух, ибо Сам Он есть истина (Ин 14:6). Что Дух Святой исходит также и от Сына, передает нам учение пророков и Апостолов. Исаия говорит о Сыне: И жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого (Ис 11:4). Об этом же сказал и Апостол: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2 Фес 2:8). Которого [Духа] Сам единый Господь Иисус явил как “духа уст Своих”, вдунув [Его] в учеников после Своего Воскресения и сказав: Примите Духа Святаго (Ин 20:22). И апостол Иоанн в Откровении сказал об устах Самого Господа Иисуса, что [из них] выходил острый с обеих сторон меч (Откр 1:16). Следовательно, сей дух уст Его и есть тот “меч”, который выходил из уст Его.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

12) Ваши пастыри берут плату за труды свои, что запрещает Слово Божие: «даром получили, даром давайте» ( Мф. 10:8 ). «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за тем непринуждённо, но охотно и благоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» ( 1Петр. 5:2 ). 12) В Православной Церкви благодатные дары Св. Духа раздаются даром: церковь строго наказывает за нарушение этого повеления (29 правило Св. Апостолов; 89 правило св. Василия Великого ). Но в то же время ни Господь Иисус Христос, ни Его преемники, св. апостолы, нисколько не воспрещали брать вознаграждение пастырям Церкви за их труды. Господь Иисус Христос строго различал торговлю дарами Св. Духа от трудов священнослужительских; о первых Он сказал: «Даром получили, даром и давайте» (МФ. 10:10), а о трудах говорил св. апостолам: «Трудящийся достоин пропитания» ( Мф. 10:10 ), или «Трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лук. 10:7 ). Укоряя книжников и фарисеев, Христос Спаситель доказывал, что священнослужителям нужно платить за их труды. Он так говорил: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Сие надлежало делать и. того не оставлять» ( Мф. 23:23 ). Этим Христос показывает, что как нужно творить добрые дела, так равным образом нужно давать и десятую часть со своего урожая в пользу священства, а следовательно и нашим пастырям. Почему. Спаситель так повелевает? А потому, что Он знал, что священники такие же люди, как и все другие, что им также необходимо кушать, пить и содержать свою семью, и что они могут существовать только при условии вознаграждения за труды от своего служения. В Ветхом Завете Господь Бог повелевает, чтобы евреи давали священнослужителям свои деньги ( Чис. 3:46 – 51 ), хлеб и вино ( Втор. 18:1 – 5 ), остатки от жертв ( Лев. 3:10–16, 7:8 – 10 ) и землю ( Иез. 45:4–5 ). Христос же Спаситель не нарушить закон Моисеев пришел, но исполнить; Он Сам говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

1 Господь поразит левиафана. 2 Возлюбленный виноградник. 12 Собирание Израиля по одному. 1 Горе пьяным Ефремлянам. 5 Господь Саваоф — венец славы. 7 Против крепких напитков; «заповедь на заповедь; правило на правило». 14 Предупреждение правителям Иерусалима; драгоценный краеугольный камень; всепоражающий бич. 23 Посев земледельца и молотьба. 1 Горе Ариилу (Иерусалиму), он будет осажден, но при посещении Господа это будет, как сон. 9 Видение о всем подобно запечатанной книге. 13 Горе утаивающим свои замыслы от Господа; горшечник не то же, что глина. Хульник исчезнет. 22 Тогда Иаков не будет в стыде. 1 Сила фараона будет для вас стыдом; 8 «впиши в книгу … что это народ мятежный». 15 «В тишине и уповании крепость ваша; но вы не захотели». 18 Господь медлит, чтобы помиловать вас. «Хлеб в горести и воду в нужде». «Вот путь, идите по нему». День изобилия. 27 Язык Господа, как огонь поедающий. 1 «Египтяне — люди, а не Бог»; 5 Господь защитит Иерусалим. 1 Человек будет, как защита от ветра; невежда и коварный. 9 Беспечные женщины; их сетование. 15 «Доколе не излиется на нас Дух свыше» … «безопасные селения», «сеющие при всех водах». 1 Горе грабителям; высок Господь. 10 Господь восстанет; устрашились грешники; праведный будет обитать на высотах. 17 «Глаза твои увидят Царя в красоте Его …» Иерусалим — жилище мирное, непоколебимая скиния. 1 «Гнев Господа на все народы». 5 Меч Господень … реки … горящая смола … пеликан и еж … отвес уничтожения … филин и коршуны. 1 Пустыня расцветет. 3 «Укрепите ослабевшие руки …, не бойтесь, … Бог ваш придет». 5 Слепые увидят, глухие услышат и хромой вскочит. 8 Большая дорога назовется путем святым. Возвратятся избавленные Господом. 1 Езекия и Сеннахирим. Рабсак добивается предательства города. 11 Ответ Елиакима. 12 Рабсак снова объявляет о бессилии Езекии. 1 Исаия отвечает послам Езекии: «Так говорит Господь: не бойся». 8 Письмо Рабсака к Езекии. 14 Молитва Езекии. 21 Исаия предсказывает, что Ассирийцы будут возвращены и город спасен. 36 Ангел Господень поражает стан Ассирийский.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

1. Согласно правилу VI Вселенского Собора, которое гласит: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю (светлую) седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь». Наслаждаться же святыми Таинами вы не можете не причащаясь! О том, что при этом нельзя поститься, я думаю вам уже доказывать не нужно. 2. Если бы недельный пост было обязательным условием для Причастия, то его, в первую очередь должны были бы соблюдать священники перед служением каждой литургии, за которой они в обязательном порядке причащаются, как этого и требует 8ое апостольское правило. Но мы, скажу от лица всего духовенства, это правило блюдем и при этом никто из нас никакого специального поста перед причащением не держит . А те священники, которые для своих чад требуют пост перед причащением хотя бы один день, пусть подумают о тех, кои связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф. 23, 4 )! Боюсь даже представить, что им в таком случае скажет Господь на Суде! Можно еще привести аргументы, но и этого вполне достаточно для уважающих церковные правила. А как же практика «Учительного известия»! — спросите вы. Ну, если она вам нравится, вы можете ее придерживаться , только имейте в виду, что о дним из источников этого «Известия» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в качестве приложения в «Требнике» киевского митр. Петра Могилы , изданном в 1646 году. А данный «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Католическим Тридентским Собором (1452–1563) редакции римского «Служебника» – «Миссала». Следовательно, если вы думаете, что практика семидневного поста перед Причащением – продукт благочестивого русского духа, не довольствующегося одним евхаристическим постом (как неядением в течение 6 часов перед Причащение), то глубоко ошибаетесь !

http://azbyka.ru/video/79-evharistichesk...

XLIII. О приношениях в храм, о светильниках и фимиаме Ветхозаветные кровавые жертвы отменены Христом Спасителем, однажды принёсшим Себя в жертву за грехи людей. Что же касается вещественных даров и приношений в храм, каковы, например, приношения свечей и фимиама, то таковые приношения не отменены и в Новом Завете. Сам Христос Спаситель не отверг этих приношений, когда, например, вифлеемские волхвы, пришедшие поклониться Ему, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну ( Мф.2:11 ), или когда женщина, в знак глубочайшего почтения к Нему, помазала ноги Его драгоценным миром ( Лк.7:37–38 ). А Иосиф Аримафейский и Никодим почтили ароматами пречистое тело Христа Спасителя пред погребением ( Ин.19:39–40 ). Святому Иоанну Богослову в откровении было показано, как 24 старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр.5:8 ), и как Ангелу, сходящему пред жертвенником и держащему золотую кадильницу, дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). Святой Тайнозритель Иоанн видел и светильники, горящие пред Сыном Человеческим и пред престолом Божиим ( Откр.1:12–13:4:5 ). Поэтому и православная Церковь повелевает благоухать фимиамом во время богослужения и возжигать светильники. Обычай же приносить в храм и возжигать свечи из чистого воска, а не из сала животных, основывается на следующих соображениях. Неприлично приносить в дар Богу сало животных в Новом Завете, где отменены кровавые жертвы. Воск, составляемый пчёлами из множества благоухающих трав, более всего приличен для такого дара Богу, а чистота воска напоминает христианину необходимость заботы о чистоте своей души. Употребление восковых свечей при богослужении ведёт своё начало от времён апостолов (Правило апостольское 72 – в Кормчей л.20). Из правил же апостолов видно, что верующие издревле приносили в храмы для богослужения и елей для лампад, и фимиам для курения (Правило апостольское 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек бывает виновен в убийстве даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение зародыша в утробе матери Церковь причисляет к убийству. Ряд церковных законов налагают строгие епитимии на лиц, повинных в этом грехе. (Смотри 2-е и 8-е правила св. Василия Великого, 21-е правило Анкирского собора и 91-е правило 6-го Вселенского Собора).    Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех (Мф.5:21-23).Согласно Евангельскому учению, «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1Ин.3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.    Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство — духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовной смертью (Иак.1:15). Спаситель сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:5-7).    В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: «Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Авва! Тебе ли плакать? Ты ведь ещё при жизни подвизался и вёл жизнь добродетельную. Старец же отвечал: – Увы мне, грешному! Я не знаю, положил ли хоть начало покаянию. Каждый святой видит и знает свои грехи. Апостол Иоанн разделяет грехи на «смертные» и «не к смерти»: «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех , но есть грех не к смерти» ( 1Ин.5:16–17 ). Такие «повседневные» или «не смертные» грехи не должны становиться для нас причиной отказа от Причастия или исповеди. Разумеется, мы не должны успокаиваться на том, что мы не можем побороть эти грехи. Дорогу осилит идущий. Наш путь должен привести нас в Царство Божие – и только там мы сможем стать безгрешными, когда Христос восстановит и преобразит наше естество, когда наша человеческая природа станет такой же, как человеческая природа Христа после Его Воскресения. А пока – жить, не ожидая, что сможем стать в этой жизни безгрешными, не стыдиться каяться, не бояться подходить к Чаше Жизни, но вкушать Тело Христово и видеть, «яко благ Господь». Христиане – «народ святой» Каждый христианин, принявший Таинство Крещения, становится частью нового народа – народа Божия, который избрал Господь для служения Себе. Апостол Пётр в своем Первом Соборном послании пишет об этом народе так: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ). Мы, христиане – народ святой, цари и священники. Посмотрим на наши храмы во время воскресной литургии. Городские церкви, как правило, переполнены. Совершается важнейшее богослужение, без которого Церковь немыслима как Церковь , – Евхаристия, Таинство таинств, где верные имеют возможность участвовать в Трапезе Господней, вкушать пречистые Тело и Кровь Христовы. Но сколько людей участвует в этом Таинстве? Из всего святого народа царей и священников, предстоящего в храме, едва ли наберётся половина тех, кто причащается. Как правило, большая часть «святого народа» не приступает к Чаше жизни на большинстве литургий, которые посещает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостолы показывали своим последователям примеры самоотверженного служения Господу, важной составляющей которого был и пост. Так в своем Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… ( 2Кор. 6; 3–5 ). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. И; 26,27). Заповеданный Христом пост соблюдается в Православной Церкви с самых ранних времен. Завет о посте Христа и апостолов, собиравших первохристианскую Церковь , свято чтится всеми христианами доныне. Канонические установления Церкви о посте Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15; 29 ). Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В связи с этим трудно не вспомнить, что мы пережили страшные десятилетия, когда считалось, что лучше уничтожить сотни невиновных, чем упустить одного “врага народа” («лес рубят — щепки летят»). Заканчивая раздел, посвященный древнееврейскому судопроизводству, упомянем еще одно правило, которое дал богодухновенный законодатель судьям: “Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды” (Исх. 23, 2). В дальнейшем нам предстоит увидеть, что смертный приговор Спасителю мира был вынесен римским судьей «на зло» в отступление от правды под угрозой разъяренного народа: «Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их» (Лк. 23, 23–24). Отметим еще одну характерную особенность древнееврейского судопроизводства. Оправдательный приговор всегда был окончательный, а обвинительный таковым был не всегда. Страшно было нарушить заповедь, данную судьям: “не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника” (Исх. 23, 7). Возможен был пересмотр решения суда, В 3-й главе трактата Санхедрин дано правило: “Как только он [т.е. осужденный] приведет доказательство, уничтожают (отменяют) приговор. Ему (ответчику) сказали: “все доказательства, которые имеются у тебя, приведи в течение ближайших тридцати дней”; если он привел до истечения тридцати дней, то отменяют, а если по истечении тридцати дней, не отменяют” (III. 8). Таково в общих чертах древнееврейское право, которое и во время земной жизни Спасителя было еще действующим, хотя иудеи были под властью римлян. Завоеватели Палестины не уничтожили высшую судебную власть Израиля, но отняли право казнить. Когда Пилат сказал иудеям: “возьмите Его вы. и по закону вашему судите Его” (Ин. 18, 31), они сказали игемону: “нам не позволено предавать смерти никого” (Ин. 18, 31). Право это принадлежало прокуратору. В результате возникла сложная правовая ситуация. Римский судья принимал решения по законам своего государства. Римское право существенно отличалось от еврейского закона. Дух его был иной. Эта система древних установлений римлян явилась итогом долгого коллективного человеческого опыта, в котором формирующими факторами были интересы государства и права римского гражданина. Ни одно законодательство древних языческих обществ не обладало такой ясностью, разработанностью, логичностью. В нем выразились особенности римского склада мышления и характера, нравственной и культурной традиции.

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

Во Второзаконии говорится Богом: Благословен ты в городе и благословен на поле... Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем... Благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе ( Втор.28:3–8 ). Но необходимо и обратное благословение – от человека. Каждую Божественную литургию Церковь поет псалом, который начинается словами: Благослови душа моя, Господа... Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его ( Пс.102:1 ). Одной из клинических форм, где человек мистически, установочно не принимает благословения от Бога, что он таков, что «я – есть я» – такой формой психопатологии в отношении эстетики тела являются так называемые дисморфофобические расстройства. М.В.Коркина выделила триаду дисморфофобии: сверхценная идея мнимого физического недостатка, идеи отношения («все видят мой ужасный нос»), депрессия (часто с суицидальными тенденциями). Эти люди обращаются в институты красоты, пытаются делать косметические операции. Причем, как правило, их фиксация на некотором недостатке (нос с горбинкой, большие уши и пр.) объективно является ложной, ибо это обычная особенность внешности, как у любого человека. Мы не будем задаваться вопросом, которым задавались апостолы, спрашивая Иисуса Христа о слепорожденном: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? ( Ин.9:2 ). Если мы оставим в стороне вопрос этиологии, т.е. происхождения данного заболевания, и остановим свое внимание на самом феномене дисморфофобии, то увидим, что духовной основой этого вида психопатологии является попытка разрыва завета с Богом, бредовая убежденность в относительности, случайности своего появления на свет. Как следствие такого процесса формируется отчаяние, которое находит болезненную фиксацию на патологическом недовольстве той или иной частью тела. Данная патология не есть следствие искаженного болезненного эстетства или невротической утонченности. Это тем более не так, потому что дисморфофобия имеет отношение, как правило, к эндогенным расстройствам и нередко протекает в рамках шизофренического процесса. При этом налицо тотальная, бредовая убежденность в отсутствии всякого промысла Божия появления «меня» (с точи зрения больного) именно с «такой» внешностью и вообще «таким».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010