В библейском древнееврейском тексте очень широко отражена особенность древних евреев мыслить в конкретных образах. Помимо приведенных нами примеров со словами —13— «отец», «муж», «сын», «дочь», где в русском переводе требуется введение более общих понятий, в Библии встречается немало выражений, в которых конкретизирующие слова при переводе должны быть или удалены, или подвергнуты литературной обработке с учетом стилистических особенностей русского языка, чего не было сделано переводчиками. Процитируем несколько таких мест: «сказать слово в уши» ( Быт.44:18 ), «дыхание духа жизни в ноздрях своих» ( Быт.7:22 ), «от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка» ( 2Цар.14:25 ), «не являйтесь ко мне на лице» ( Быт.44:23 ), «я отдала служанку мою в иедро твое» ( Быт.16:5 ), «сын, который вышел из чресл моих» ( 2Цар.16:11 ), «почитай лицо старца» ( Лев.19:32 ), «голубь не нашел места покоя для ног своих» ( Быт.8:9 ), «сего возьмете от глаз моих» ( Быт.44:29 ), «он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар.9:2 ) и т.д. При переводе не всегда учитывается еще одна грамматическая особенность древнееврейского языка. Если однородные имена существительные имеют в предложении одно и то же притязательное местоимение (местоименный суффикс), то последнее обычно ставится при каждом существительном. Буквальный перевод таких мест становится тяжелым и неестественным: «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими...» ( Исх.10:9 ). С учетом того, что в этом тексте, кроме местоименного суффикса, имеются и другие буквализмы, одним из вариантов его «перевода мог бы быть такой: «пойдем с нашими семьями и скотом». Вообще же языку Библии, как впрочем, и другим древним языкам, свойственны повторы. Это относится не только к местоимениям. В 1-й главе книги Судей мы читаем: «Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от него городов, Фаанаха. и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов» (стих 27). Выражение «и зависящих от него городов», повторяясь 5 раз, затрудняет чтение текста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Доказательства того, что Соломон был действительно вторым, а не четвертым, сыном Вирсавии, как могло бы казатвсл на освовании 1Пар.3:5 , можно читать у Богородского. Еврейские цари. Стр. 320. Прим. 5. 251 В первом месте говорится, что назначено писцов и судей шесть тысяч; во втором, – что из племени Хевронова 1700 имели надзор над Израилем по сю сторону Иордана, к западу, по всяким делам служения Господня и по службе царской, – и 2700 над коленами по ту сторону Иордана по всем делам Божиим и делам царя. Толкователи соглашаются, что в том и другом месте речь об одних и тех же левитах. Но как согласить различие в числах на 1600 человек? Предполагают порчу текста или неполноту перечня в 26, 30. Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Alt. Test. Theil. VIII. S 170; Keil Chronik. S. 209. Несоответствие между числом левигов с пространством территории по сю и по ту сторону Иордана Вейс объясняет большею опасностью со стороны языческого образа мыслей именно на восточной стороне Иордана, требовавшею большего числа представителей закона. Он же предполагает, что к местным судам из старейшин города назначено было по два или три левита, основываясь в этом своем предположении на следующих словах Иосифа Флавия, влагаемых последним в уста Моисея. «Во всяком городе да будут начальниками семь мужей добродетельных и ревнующих о правде. И ко всякому правительству да присоединятся по два служителя от колена левитов» (Antiqu. IV, 8. 14). В пятокнижии нет такого определения. Но оно гармонирует с 1Пар.23:4 и 26:29. Вейс предполагает, что Флавий Давидово учреждение перенес на время Моисея. Weiss. David und seine Zeit. S. 205. 252 Что еще во время своего царствования над Иудою и даже в первое Давид разделил свое войско на 12 частей, можно заключать из сведений относительно Асаила, брата Иоавова. Как извество, Асаил был убит Авениром,быть может, за два года до воцарения Давида над всем Израилем ( 2Цар.2:18–23 ); между тем он стоит в ряду избранных тридиати богатырей (гибборимов 2Цар.23:24 ; 1Пар.11:26 ); кроме того о нем говорится, что он был начальником одной из 12 частей, на которые Давид разделил свое войско, и что ему, после его ранней смерти, наследовал в его должности его сын Завадия ( 1Пар.27:1,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Истинные изображения были и в храме Соломоновом ( 2Цар. 6:23–29 ). Если ложные изображения были мерзостью пред Богом, то истинные, священные несли на себе Его силу, благодать и творили чудеса: так, перед кивотом расступились воды Иордана ( Нав. 3:14–16 ); когда ковчег Божий был поставлен филистимлянами в храме Дагона, этот идол был низвергнут, а сами филистимляне наказаны болезнью ( 1Цар. 5:1–6 ); Оза умер, дотронувшись до Ковчега ( 2Цар. 6:6–7 ); старейшины Израиля брали ковчег с собой на войну, говоря: «Он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар. 4:3 ). Ковчег Божий был местом особого Его присутствия: здесь Господь принимал молитвы израильтян и отсюда возвещал Свою волю; он был подножием ног Божиих ( 1Цар. 28:2 ). Поэтому иудеи поклонялись ковчегу, кадили, зажигали светильники и лампады, воздавая через него почести Самому Богу ( Числ. 10:35–36 ). Святыня ветхозаветного храма не была отвергнута и Спасителем, Который назвал его «домом молитвы» ( Мф. 21:13 ); туда же ходили для поклонения и молитвы святые Апостолы ( Лк. 24:52–53 ). «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян. 17:29 ). Но, беря пример с язычников, христиане стали преклоняться перед своими храмами, считая их святыней; они стали украшать их изделиями из золота, серебра и камня и стали преклоняться перед этими изделиями рук человеческих». 111 «Богом не являются те изображения, которые созданы человеческим искусством». 112 Баптисты называют это идолопоклонством, считая, что почитание икон и поклонение идолам одно и то же. Мы знаем, что всякое идолопоклонство противно Богу, но разве можно приравнивать к нему почитание икон? Поклоняясь иконе, мы поклоняемся первообразу, изображенному на ней. Иконы не заменяют собою Бога, а напоминают, говорят нам о Нем. Разве не почитают баптисты книгу Священного Писания? Сама по себе книга тоже изделие рук человеческих, но ведь они не бросят ее среди нечистых предметов, а выберут для нее почетное место, оказывая при этом честь не бумаге, и типографской краске, а слову Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Но достаточно ли нам такого тайного, мысленного покаяния? Можем ли мы быть уверены, что Бог услышал наши молитвы и дал нам отпущение грехов? В Ветхом Завете не было Таинства Покаяния и люди каялись перед Самим Богом, но даже и тогда царь Давид получил прощение через пророка Нафана, уполномоченного Самим Господом («так говорит Господь Бог Израилев» – 2Цар.12:7 ) принять исповедь согрешившего царя и отпустить ему грех после покаяния («Господь снял с тебя грех твой» – 2Цар.12:13 ); через Нафана, предсказавшего смерть его незаконнорожденного ребенка, Господь наложил епитимию на Давида. Но если в Ветхом Завете были только отдельные , случаи покаяния перед священником или другими, призванными на то Богом, людьми, то в Новом Завете оно стало уже обязательным для отпущения грехов. «Если исповедаем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды», – наставляет нас апостол Иоанн Богослов ( 1Ин.1: 9 ). О какой исповеди говорит он? Конечно, не о такой, какую признают протестанты. Если было бы достаточно лишь мысленного раскаяния перед Богом, если бы оно было залогом нашего возрождения, то не дал бы нам Господь Таинства покаяния, а раз Он его дал, то значит, никакого другого способа получить прощение грехов нет и быть не может. Протестанты отвергают священника как посредника между Богом и человеком: «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ), – ссылаются они на слова Апостола. Господь наш Иисус Христос Сам отпускал людям грехи – тогда, когда Он пребывал на земле, жил среди грешных людей Но перед Своим вознесением Он сказал ученикам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Тем самым Господь, основав Свою Церковь , передал власть прощать и оставлять грехи силою Святого Духа Своим ученикам – апостолам. Если бы и дальше Он Сам, без посредства пастырей, пожелал бы отпускать человекам грехи, то не дал бы им такого права, такой власти – не устанавил бы святого Таинства Покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Псалом 29 Господь возвысил Давида и сохранил его жизнь ради своей славы. 1. Псалом песни обновления дому Давидова. Псалом этот написан по поводу обновления дома, точнее – устройства нового дворца Давида – на Сионе. Давид был помазан в Хевроне царем над всем народом Израильским. После сего «пошел царь Давид и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: ты не войдешь сюда; тебя отгонять слепые и хромые, – это значило: не войдет сюда Давид. Но Давид взял крепость Сион... И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом и внутри. И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья, и плотников, и каменщиков, и они построили дом Давиду» ( 2Цар.5:3,6–7,9,11 ) – В благодарность Богу за такое свое благополучие Давид и воспел сей псалом. 2. Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя ecu, и не возвеселил ecu врагов моих о мне. Господь прославил Давида в победе над Голиафом, призвал его от пастушеского посоха к царскому трону, низложил гневом своим злейшего и сильного врага его, царя Саула, помазал в цари над всем Израилем, помог ему взять сильнейшую крепость Иевусеев – Сион, построил около нее город Иерусалим и в нем свой дворец. «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним... И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем, и что возвысил царство его ради народа своего, Израиля» ( 2Цар.5:10,12 ). При таком «разумении», Давид и превозносить Господа в благодарственной и хвалебной молитве – в псалме, именно за то, что Господь подъял – возвысил его и не возвеселил врагов его – не дал им порадоваться своей победой над Давидом, а напротив, обрадовал Давида совершенной победой над врагами, укреплением его царской власти, водворением его в городе Иерусалимв и в новом дворце. 3–4. Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя ecu. Господи, возвел ecu от ада душу мою, спасл мя ecu от низходящих в ров. Под страхом преследования от Саула и при многочисленных лишениях и скорбях своей скитальческой жизни во время оного, Давид приходил в крайнее изнурение, чувствовал приближение смерти; но Господь спас его, – как бы воздвиг с одра смертного, посему он с чувством живейшей радости и благодарности исповедует Господа своим Спасителем. – «Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою, – спас меня, чтобы я не был вместе с нисходящими в ров – чтобы не умер и не сошел в могилу, – как отверженный Тобою, как преступник, брошенный в ров»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Слова Не введи нас во искушение означают: «Не позволь нам быть искушаемыми собственной волей или вожделением», ибо от этого происходит смерть. О нем Спаситель сказал: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Д. Из святого Ефрема Когда раздается звук трубы, войско готовится к битве. Но начинается сражение, и не все оказываются бойцами. Много монахов в рясах, но подвижников мало. Опыт монаха бывает явлен в час искушения. Когда выпадает снег, зверь оставляет следы, а когда приходит искушение, сатана подкарауливает монаха. Е. Из аввы Исаии Брат! Во всяком деле тебя подстерегают искушения: угроза смерти, невыносимая скорбь и страшные опасности. Переноси эти искушения охотно и безмятежно, думая о том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян 14:22 ). Ж. Из Отечника Сказал авва Антоний: «Никто без искушений не сможет войти в Царство Небесное». Старец говорил: «Если бы мы больше внимали смиренномудрию, не нуждались бы в наказании. Все страшное происходит с нами из-за нашей гордыни. Если даже апостолу был дан ангел сатаны удручать его, чтобы он не превозносился ( 2Кор.12:7 ), то сколь более должен нас, превознесшихся, попирать сам сатана, пока мы не смиримся». Кто-то из отцов спросил авву Сисоя: Я сидел в пустыне, и тут пришел варвар, чтобы меня убить, а я сильней, убивать ли мне его? Нет, – ответил старец. – Предай его воле Божией. Какое бы искушение ни случилось с человеком, он должен осознать его и сказать, что оно случилось за мои грехи, но если благое, то по благоволению Божию. Кто-то из отцов говорил, что, если ветры не будут раскачивать дерево, оно не станет разрастаться вглубь и укореняться. Так и монах, если не пройдет стойко через искушения, не обретет мужества. Сказал старец: «Исключи искушения – и не будет святых. Кто бежит от полезнейшего искушения – бежит от вечной жизни». 27 Семей происходил из колена Вениаминова, был сыном Геры из дома царя Саула и жил в Вахуриме. Когда Давид, спасаясь от преследования своего сына Авессалома, добрался до Вахурима, оттуда вышел Семей; он шел и злословил и бросал камнями на Давида. Люди Давида хотели убить его, но Давид сказал: «Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостию за теперешнее его злословие» ( 2Цар.16:11–12 ). Давид вместе со своими людьми смиренно шел по дороге, а Семей шел по склону горы гораздо выше, злословил и бросал в него камни. Но после гибели Авессалома, когда Давид стал победителем, его люди потребовали смерти Семея. Но тот пал ему в ноги, прося пощади:, и Давид обещал ему: «Ты не умрешь» ( 2Цар.19:23 ). Однако после смерти Давида царем стал Соломон, который повелел убить Семея за нарушение запрета не покидать город ( 3Цар.2:39–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

возмущение. Также сочли изменником Иеремию за его пророчества против Иудеи ( Иер. 26,7.11; 37,11–13; 38,1–4 ). 7 от меча умрет Иеровоам. Аллюзия к 7,9, где Господь говорит: «восстану с мечом против дома Иеровоамова». Амасия исказил слова Амоса таким образом, чтобы Иеровоам услышал в них непосредственную угрозу для себя, каковой они в действительности не содержали. 7 там ешь хлеб, и там пророчествуй. Возможно, это стилистическая фигура, означающая: «зарабатывать свой хлеб, пророчествуя в Иудее». Хотя пророку и не запрещалось получать плату за свой труд ( 1Цар. 9,7.8 ; но ср. Мих. 3,5–11 ), Амасия обвиняет Амоса в том, что он пророчествует исключительно ради заработка. Выдвинутое Амасией требование являет собой пример греха, о котором ранее говорил Амос: «вы... пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте» (2,12). 7 не пророчествуй. См. ком. к 7,12; ср. Мих. 2,6 . святыня царя и дом царский. После того, как Иеровоам ввел идолопоклонство в Вефиле (3,14 и ком.), цари израильские приобрели большое влияние на религиозный культ. Амасия более печется о святилище своего земного царя, чем о святилище Царя Небесного. Ирония заключается в том, что Амасия священнослужитель, получающий плату за свое служение, сам преследует земные интересы, т.е. делает то, в чем обвиняет Амоса (7,12). Так и в иные времена священнослужители, принадлежавшие уже к другому поколению, руководствуясь ложным стремлением сохранить свое царство и свой храм, предали смерти Иисуса Христа величайшего из пророков ( Ин. 11,48 ). 7 не пророк и не сын пророка. Амос не был пророком изначально, не принадлежал он также к числу «сынов пророческих» (см. 3Цар. 20,35 ; 4Цар. 2,3.5.7.15 ). собирал сикоморы. Букв.: «разводил сикоморы», т.е. ухаживал за деревьями, подрезая их, чтобы плоды приобрели максимальную сладость к моменту созревания. 7 Господь взял меня от овец... к народу Моему, Израилю. Амос решительно отвергает обвинения Амасии (7,12) и дает понять, что Сам Господь призвал его на пророческое служение. Также Господь когда-то избрал Давида на царство: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа моего, Израиля» ( 2Цар. 7,7 ). Сказанное Амосом означает, что Сам Господь по Своей воле избирает и царей, и пророков, и, следовательно, избранный Им пророк имеет полное право пророчествовать у «святыни царя» (7,13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Евреи гордились своим законом, потому что он был возвещен при посредстве Ангелов. Апостол доказывает, что Христос превосходнее их, ибо «воссел одесную величия на высоте» ( Евр.1:3 ), т. е. одесную Бога, в то время как Ангелы «суть служебные духи» ( Евр.1:14 ). Прославление Христа выражается в наследовании Им славнейшего имени, чем у Ангелов. Эти имена Апостол приводит из ветхозаветных пророчеств. К Божеству Христа относится имя «Сына Божия» (Пс.2и 2Цар.7:14 ), «Первородного» ( Евр.1:6 ), Христос прямо именуется «Богом», престол, Которого «в век века», т. е. вечен ( Пс.44:7–8 ) и «Господом», сотворившим небо и землю, во власти Которого как одежду свернуть их, между тем как лета Его не кончатся ( Евр.1:10–12 , Пс.101:26 ). Из всех указанных имен, прилагаемых к Иисусу Христу, открывается Его Богоравное достоинство, в то время как об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» ( Евр.1:7 ; Пс.103:4 ) (в еврейском подлиннике это место читается так: «Ты творишь ветры Своими вестниками и пламень огня Своими слугами», и оно заключает ту мысль, что у Бога даже стихийные явления могут служить вестником, послом и слугой. Поэтому Ангелы суть не более как тварные, служебные силы у Бога), т. е. все они суть только «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Иисус Христос превосходит Ангелов не тем только, что Он Сын Божий и Бог, но и тем, что будучи Богом, Он стал совершенным человеком, которому «Бог покорил будущую вселенную» ( Евр.2:5 ), Который добровольно, искупления нашего ради подвергся уничижению и смерти, за что и Бог «славою и честию увенчал Его... все покорил под ноги Его» ( Евр.2:7–8 ; Пс.8:7 ) (слова: «не много Ты унизил его пред Ангелами» ( Евр.2:7 ), сказанные прор. Давидом ( Пс.8:7 ), пророчески указывали на Мессию, Который во время крестных страданий был унижен не только по сравнению с Ангелами, но и со всеми людьми ( Ис.53:3 ; Пс.21:7 ). Как Богочеловек, Он стал «вождем спасения», приводя в первоначальную славу и достоинство род человеческий ( Евр.2:3–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава 7 1–5. Поколение Иссахара. 6–11. Поколение Вениамина. 14–19. Полуколено Манассиино. 20–29. Поколение Ефрема. 30–40. Поколение Ассира. 1Пар.7:1 .  Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в ( Чис.26:23 ), но в ( Быт.46:13 ) третий сын называется Иов. 1Пар.7:2 .  Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот. 1Пар.7:3 .  Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные. 1Пар.7:4 .  У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей. 1Пар.7:5 .  Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи. Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи ( 2Цар.24 ; 1Пар.21 ) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 ( Чис.1:29 ) и во время второго – 64 300 ( Чис.26:25 ), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек. 1Пар.7:6 .  У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с ( Быт.46:21 ), где значится десять сыновей, ( Чис.26:38 ) – пять сыновей, с ( 1Пар.8:1 ) – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и ( 1Пар.8:1 ) (в последней главе он упомянут в 8–9 стихах) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию ( Чис.36:40 ), они были его внуками – детьми от его сына Белы. Гера и Рош ( Быт.46:21 ) опущены в других генеалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай ( 1Пар.8:1 ) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) – Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) – Хуфам (Чис).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила. 1Цар.7:1 .  И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. На основании 1Пар.15:10–11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию ( 2Цар.6:1 ). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву ( 1Цар.26:1 ), затем – в Гаваон ( 1Пар.16:39,21:29 ; 2Пар.1:3 ) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой. 1Цар.7:2 .  С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу. «И обратился весь дом Израилев к Господу»: под внешним влиянием филистимского гнета ( 1Цар.7:3 ) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня. 1Цар.7:4 .  И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. Ваал и Астарта – языческие божества, чествовавшиеся в Ханаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты – о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897, с. 217–246, 295–335.) 1Цар.7:5 .  И сказал Самуил: соберите всех израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу. «Массифа» Самуилова – город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона. 1Цар.7:6 .  И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010