В подобном не собственной, смысле в Писании эти наименования прилагаются иногда и к людям, напр. именем elohim называются судьи и другие богоизбранные мужи ( Исх.4:16; 21:6; 22:8, 28 ; Втор.19:17 ; Пс.40:9; 81:1, 6 ; сн. Ин.10:34–35 ), имя сына Божия или сынов Божиих усвояется благочестивым потомкам Сифа ( Быт.6:2 ), народу израильскому ( Втор.14:1; 32:5–6 ; Суд.20:2 ; Иер.31:9 ; Ос.2:1 . Пс.72:15 и др.), его царям ( Пс.81:6 ; 2Цар.7:14 ) и избранным людям ( Пс.102:13 ), а в новом завете – возрожденным от Бога благодатью Св. Духа ( Ин.1:12 ; Рим.8:14 и др.). Таким образом и наименование ангелов богами и сынами Божиими не может служить основанием для утверждения, будто ангелы суть лишь низшие боги по сравнению с Иеговой. III. Ложно и то утверждение рационализма, будто ангелы по смыслу ветхозаветного учения не личные существа, а только олицетворения божественной силы и могущества, или даже олицетворения явлений природы. В библейских упоминаниях об ангелах они неизменно представляются существами личными. Как в особенности согласить с этим мнением все такие действия ангелов, как славословие ими Бога, поклонение Богу, смирение пред Ним? Что значило бы также усматривание Богом недостатков в ангелах? Как примирить с этим мнением наименование ангелов, обычное и постоянное у пророков, воинством Иеговы, различение их по именам и по степеням, ясно предполагающее их личное и отдельное от Бога и мира бытие? В оправдание этого мнения особенно указывают на находящиеся в ветхом завете упоминания и символические изображения высших небесных духов – херувимов и серафимов. Таковы упоминание о Херувиме и пламенном мече обращающемся, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:13, 14, 16 ), изображения херувимов с распростертыми крыльями, на ковчеге завета ( Исх.25:18 ), на завесе и покрывалах скинии ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), в храме Соломоновом ( 3Цар.8:6–7 ), название их колесницею ( 1Пар.28:18 ), представление Самого Бога сидящим и летающим на херувимах ( Пс.17:11; 98:1 ; 1Цар.4:2 ; 2Цар.6:2 ), особенно же описания херувимов у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

16:8.10.29.35 имя... именем... имени... имя. См. ком. к 13,6. 16 ищущих. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 16 ищите. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 16:37–43 Усилия Давида по централизации богослужения завершились назначением левитов на служение при ковчеге (см. ком. к 16,4–6). 16 для всего, что написано в законе Господа. Летописец стремится, чтобы доскональное соблюдение Давидом закона Моисеева стало образцом для восстановленной общины (6,49; 15,13–15; 22,12.13; 28,7; 29,19; ). См. Введение: Характерные особенности и темы. Глава 17 1729,30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17,1–27), войны Давида (18,1 20,8), выбор места для будущего храма (21,1 22,1), назначение строителей (22,2–19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23,1 27,34), народное ликование (28,1 29,30). 17:1–27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17,1–15), молитва , в которой Давид принимает Божие повеление (17,16–27). В данном случае летописец близко следует 2Цар. 7,1–29 . 17:1–15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17,1), и дом Божий (храм) (17,4–6), и дом династия потомков Давидовых (17,10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу. 17:7–14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс. 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам ( 2Цар. 7,14 ; 2Пар. 6,16 ; Пс. 88,30–32; 131,11.12 ), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время ( 2Цар. 7,15.16 ; 2Пар. 6,16 ; Пс. 88,33–37 ). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Цар.12:13 ), и он прославляет Господа, как своего покровителя, охраняющего его от скорби, окружающего радостями избавления и являющегося ежу уже не грозным судиею, карателем беззакония, а милостивым Отцом, готовым снисходительно вразумлять, руководить и оберегать нетвёрдого в путях божественных и склонного к погрешностям своего сына. Вместо устрашающих угроз наказания ( 2Цар.12:10–12 ), он слышит теперь в своём сердце кроткий, отеческий успокаивающий голос Господа: не бойся, если в удовлетворение оскорбленной правды, ты и должен будешь испытать некоторые горькие последствия своего грехопадения: не как гневный мститель Я буду наказывать тебя (ср. Пс.6:2 ), но, как соединяющий правду с благостью ( Пс.24:8 ), Я только отечески вразумлю тебя моими наказаниями (ср. Прит.3:11, 12 ; Пс.118:71 ), наставлю тебя на правый путь исполнения божественного закона, по которому тебе нужно идти (ср. Пс.24:4–5 ), буду руководить тебя на этом при, постоянно устремляя на тебя око Мое, т. е. бодрствуя над тобою всеведущим промыслом (ср. Пс.10:4 ), чтобы оберегать тебя от опасностей заблуждения ( Пс.138:23–24 , ср. 18:14) или уныния (ср. Пс.30:23; 142:7 ). Русск. пер. 7–8 ст. соответствует еврейскому, который был одинаков, и у составителя Таргума, и у бл. Иеронима; но слав.-грек.-лат. пер. в 7 ст. имеет некоторые, хотя не существенные, разности, которые можно объяснить другим чтением и сочетанием слов тогдашнего не пунктированного, безраздельного текста. Так: 70 толк. слова (миццар циттерени=от скорби охраняешь меня) относили, в качестве определения, к начальным словам ст. и, кажется, читали первое в ж. р. (митарат), а последнее (тецюрени), производя от (облагать, осаждать) и подразумевая перед ним (ср. Вул. quae circumdedit те), отчего и произошел пер: «Ты прибежище мое от скорби, обнимающей меня». В следующем, затем, полустишии: (ронне фаллет тесовевени) первое слово, стоящее во мн. ч. в сопряж. с вторым, переводчики отделяли в особое обращение к Господу, читая его в ед. ч. с суфф. 1-го лица (ронни)=радость моя; второе, вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ваали. В еврейском языке слово «baal» может означать: «муж», «господин» и «Ваал» (языческий бог). В будущем отношения Израиля с Господом станут подобны тем, которые установились со времени его первого исхода из Египта. Своей глубиной они будут подобны отношениям любящих супругов ( Еф. 5,25–32 ), в противоположность отношениям между господином и рабом, и не осквернятся каким-либо напоминанием о поклонении Ваалу (ст. 17). 2 союз. Иеремия, «посмертный ученик» Осии, толкует завет как дарование нового сердца ( Иер. 31,31–34 ). с полевыми зверями. Будущему царству не будут угрожать ни дикие звери ( Ис. 11,6–9 ), ни вторжения внешнего врага ( Пс. 45,10 ; Ис. 9,5 ; Мих. 4,3 ). В иносказательном смысле это повествование об изменении природы всех вещей и наступлении мира и спокойствия вследствие обновления, которое началось, когда Христос явился миру в первый раз, и окончательно завершится при Его Втором пришествии. 2:19–20 обручу. Обручение было последним шагом в процедуре сватовства и включало в себя выкуп отцу невесты (ср. 2Цар. 3,14 ). В данном случае такие качества, как «правда», «суд» (т.е. праведность, справедливость), благость, милосердие, верность составляют цену выкупа и характеризуют полноценный брачный союз. в правде. Это слово может включать в себя значения спасения и освобождения, оправдания, правосудия и справедливости в контексте подтвержденных заветом отношений Израиля с Богом (10,12; Ам. 5,7; 6,12 ). суде. Это понятие может относиться к судебной практике, благодаря которой утверждалась и восстанавливалась справедливость (5,11; 6,5; 10,4; Ам. 5,7.15.24; 6,12 ; Мих. 6,8 ). в благости. Это слово означает преданность, покорность согласно завету, верность и доброту (4,1; 6,4.6; 10,12; 12,6; Быт. 20,13 ; Исх. 34,6.7 ; Нав. 2,12 ; 1Цар. 15,6 ; 2Цар. 15,20 ; Пс. 35,8 ; Иер. 2,2 ). милосердии. Это понятие может относиться к милости, сердечной теплоте чувств и любви (1,6; Быт. 43,14 ; Втор. 13,17 ; 2Цар. 24,14 ). в верности. Значение этого слова включает в себя понятия: надежность, правдивость, стойкость, ответственность в отношениях. Оно синонимично словам «милость», «истина» ( Пс. 87,12; 88,2.3.6.9.25; 91,3; 95,13; 97,3 ). Народ Божий наследовал эти добродетели завета через смирение и жертвенность Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

38–43. Неприятелей, нападавших на пределы Израильские Давид, не только отражал, но и обыкновенно не-томимо преследовал их, настигал и наносил им страшное поражение, так что они не могли уже оправиться ( не возмогтъ стати) и должны были покориться его власти (ст. 38–39). Падтъ под ногама моима: у всех древних народов подчиненные выражали покорность и почтение своему повелителю чрез поклонение ему до земли (ср. Пс.8:7 ). Между тем как все это совершал Давид содействием Господа, враги Давида напрасно искали себе помощи в союзниках, как сирийцы ( 2Цар.8:5 и сл.) и аммонитяне (10:6 и сл.), и даже обращались с мольбою к самому Господу, как это делал пред началом своего восстания Авессалом ( – 15:12 ср. толк. на Пс. 4:6): никто не являлся и не в состоянии был избавить их от поражения и истребления, Господь не внимал и молитвам их о помощи и избавлении (ст. 42; ср. 1Цар.28:6 и 15–16; Иер.11:11 и 14 и др.). Враги Давида были рассеваемы его войсками, как пыль по ветру и, усеивая путь преследующих победителей своими трупами, были попираемы ими, как грязь на дороге ( поглажд =притопчу, буду попирать). Очень вероятно, что говоря о рессеянии врагов, будто пыли по ветру, Давид из многочисленных своих побед над неприятелями разумел особенно двукратное поражение и рассеяние филистимлян в долине Рефаимов, из которых первое он сравнивал тогда с разнесением водою, а о втором и предызвещен был от Господа шумом ветра по вершинам деревьев тутовой рощи ( 2Цар.5:20–25 ); а в словах о попрании и растоптании врагов можно усматривать указание на победы над моавитянами и аммонитянами, из которых первые, будучи распростерты на земле, размерены были веревкой – одни для истребления, другие – для сохранения в живых ( 2Цар.8:2 и сл.), а последние были положены под пилы, под железные молотилки и под железные топоры ( – 12:31). Впрочем, рассеяние подобно пыли и растоптало подобно грязи на дороге можно понимать вообще, как образы крайнего обессиления и унижения врагов (бл. Феодорит) и совершенного их покорения и истребления (ср. 4Цар.13:7 ; Пс.82:12–14 ; Ис.17:13; 10:6 ; Мих.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Признавая, по указанию LXX, что этот псалом действительно написан Давидом, происхождение его можно относить ко времени вскоре после перенесения Кивота Завета на Сион (ст.2). Давид не раз уже одерживал победы над филистимлянами, исконными врагами Израиля ( 2Цар.5:17 и д.), и Господь, помогавший ему в этих победах (там же ст.19,23,24), тем самым показал язычникам, что Он есть Царь (ст.1 ср. Пс.95 и 96). Некоторое время соседние языческие народы держали себя спокойно ( 2Цар.7:1 ) и Давид думал уже, что их с успехом можно призвать присоединиться к почитанию единого Бога на Сионе (ср. Пс.95и д.). Но они слишком скоро снова со всех сторон восстали против Давида ( 2Цар.8:1–14 ) и дали ему повод засвидетельствовать победную силу своего упования на Бога. Псалом наш мог быть выражением упования на Бога, которое Давид имел в борьбе с гордо восстававшими против него врагами и вместе призывом к своему народу, обратиться с молитвою к Царствующему на Сионе. Псалмопевец сначала выражает свою твердую надежду в угрожающих опасностях; Господь – Всемогущий (седяй на Херувимех) – есть Царь, и уже показал Себя таким в прежних поражениях врагов; пусть же они себе мятутся, пусть весь мир восстает против меня (ст.1) 729 . Бог, царствующий среди нас на Сионе, сильнее всех народов (ст.2). Да прославляет Его Израиль, потому что Бог для его пользы показал Себя Святым и праведным, так как Он смирил гордых врагов (особенно во времена судей столь страшных филистимлян) и доставил Своему народу победу над ними (ст.3–4) 730 . Прославляйте Его, прямо обращается Давид к народу, молитесь Ему, Святому Богу на месте жилища Его! (ст.5) 731 . Подражайте в этом великим мужам молитвы, чтобы подобно им Бог услышал вас и подал Свою милость (ст.б) 732 . Конечно, эти мужи самым точным образом соблюдали также заповеди Божий, и чрез это делались достойными таких милостей (ст.7). Это замечание очевидно псалмопевец сделал с целью показать народу, что и Его молитвы тогда только будут приятны Господу и только тогда действенны, когда они будут исполнять закон завета. Слушая тех великих мужей, Бог внимал народу, за который они молились; но однако молитвы их были действенны только тогда, когда народ раскаивался; иначе и прошения этих героев молитвы не могли удержать мщения Божия (ст.8) 733 . Внушив таким образом указанием на опыты услышания молитв в древние времена и указав также необходимые требования для услышания молитв, псалмопевец снова призывает народ с усердием идти к жилищу Божию и молиться Господу (ст.9) 734 . Псалом 99. Призыв к благодарственности за все милости завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Эта теория имеет основания не только в жизни, но и в Библии. По учению Свящ. Писания, вместе с личною ответственностью за личные грехи существует солидарная или взаимная ответственность одних за других. Грех, как явление родовое, а не индивидуальное только, может наказываться не только в личности его совершившей, но и в наличных и нисходящих членах рода, находящихся с нею в тесной естественной и нравственной связи. Так, грехи отцов наказываются в детях, потомстве и нисходящих поколениях народа ( Исх.20:5, 34:7 ; Числ.14:18 ; Втор.5:9 ; Быт.9:25 ; Лев.20:5 ; Втор.23:2, 3, 8 ; 1Цар.2:32, 33 ; 3Цар.2:33, 14:10, 16 ; 4Цар.5:27, 9:2 ; Иов.27:14, 15 ; Пс.20:11, 36:28 ; Прем.3:14–19, 4:6 ; Сир.47:14, 23 ; Исх.14:21 ; Иер.22:30 ; Ос.1:4 ; Лев.26:39–40 ; Пс.78:8 ; Неем.9:16, 13:18 ; Тов.3:3, 5 ; Иуд.7:28 ; Ис.65:7 ; Иер.14:20 ; Плач.5:7 ; Иез.20:4 ; Дан.9:16 ; Зах.8:14 и др.). За проступки царей и отдельных членов наказываются не только дом и потомки, но и общество, и город, народ и страна ( Числ.15:24, 26, 16:22 ; Иер.26:15 ; Быт.20:9, 26:10 ; Нав.7:1, 11, 22:18, 20 ; 2Цар.21:1, 10 ; 3Цар.18:8 ; 4Цар.23:26, 24:3 ; 1Пар.21:3, 14 , ср. 2Цар.24:17 ; Ис.7:17 ; Иер.15:4 и др.). Также и отдельный член может страдать из-за грехов целого ( Быт.19:15 ; Втор.1:37, 3:26, 4:21 ) 342 . Идея солидарной ответственности признаётся и в Новом Завете ( Мф.28:35, 36 ср. Лк.11:50 ; Мф.27:25 ; Лк.13:2, 4 ; Деян.7:51–53 ). Изложенная теория, пополняя собою первую, не разрешает, однако, вопроса о причинах вменения нам первородного греха до конца. Утверждая действительное существование в человеческом мире солидарной или взаимной ответственности, теория существования этого, кажется, не совсем нормального закона, не старается вполне оправдать с точки зрения нравственной справедливости, которая, по-видимому, нарушается этим законом. Трудность решения вопроса о вменении первородного греха должна даже усилиться от представления, что родовая ответственность за первородный грех есть лишь одно из многих подобных сему обнаружений этого господствующего в целом мире закона. Конечно, закон солидарности, основанный на единстве природы, не причина греха, – ею служит воля, но все же не было бы наследственного греха и ответственности за него, если бы вместо означенного закона в мире человеческом действовал закон противоположный, при котором была бы невозможна неизбежная наследственность греховного состояния. Примером существования исключительно индивидуальной ответственности может служить мир ангельский, где возможна лишь добровольная, нравственная солидарность одних с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

2Цар.18:18 и 1 Флавий – Древн. Иуд., VII, 10, 3), показывают, что бл. Иероним введен был в заблуждение ошибочным преданием о виденных им развалинах совершенно в другом городе того же имени, Иудейские предания у Флавия, Aben-Esra, Kimchi и в Targumim – согласно отожествляют Салим с Иерусалимом. Того же мнения и лучшие из новейших ученых – Rosemuller, Delitzsch, Keil (на Быт.14:17–18 ) и др. 827 Такую догадку высказывают Genebrardus (в Scr S Curs Compl in Ps), Delitzsch (на Пс. 109 ), Ehrt (в Ablassungszeit d Ps S. 115), новейшие переводчики Пс. на русск. из Мандельштам и Пумпянский и др., и нет ничего невероятного, что Давид, для изображения врагов царства Мессии, заимствовал ближайший ему образ от главных врагов своего времени. Это обычный прием пророков в изображении царства Мессии, который мы видим уже в пророчестве Валаама ( Чис.24:17 и дал.), также в псалмах 71:10, 15, 44:13, 80:4, у Исаии (напр. 11:10–15) и других пророков. 830 Таково в ст. 4 употребление слова с окончанием по арамейской форме (), которое впрочем изредка встречается и в древних писаниях – Исх.14:25 , Лев.26:13 , Втор.8:9 , Пс.12:9, 22:20, 69:22 , – и очень обыкновенно в писаниях Соломона, и в ст. 5 употребление Chirek compaginis, о чем мы упоминали в замечании на Пс. 100 . Замечают еще созвучие в окончаниях слов некоторых полустиший, напоминающее собою рифму и будто бы составляющее особенность позднейшего литургического стиля (ср. ст. 1 и ; ст. 2 и ; ст.3 и ; ст.4 и ; смотр. Ehrt’s – Abfassungezeit d. Ps. S. 113), но подобные созвучные окончания встречаются уже в песнях Моисея и Деворы и даже в прозаических частях древних писаний (напр. Быт.15:2–3 , в изложении заповедей Исх.20 , в речах Моисея 4 и 5 гл. Втор. и проч.), – и, как кажется, представляют случайное явление, а не признаки искусственной обработки Ср. Delitzsch – Die Psalmen S. 17 Lpz 1867 года. 831 Различные толкователи относят написание 109 псалма ко времени то одного, то другого из указанных выше событий жизни Давида, с которыми псалом соприкасается в своем содержании: но так как он одинаково соприкасается со всеми такими событиями, а с другой стороны прямым поводом к его написанию можно считать лишь неизвестное нам из истории откровение о Мессии, как вечном царе-священнике, очевидно бывшее уже после обетования, о котором повествуется во 2Цар.7 ; то, кажется, ближе к истине те из толкователей, которые вообще полагают, что псалом написан Давидом после всех тех событий (Kurtz – zur Theologie d Ps), к концу его жизни, когда с приближением к смерти, по мере отрешения от настоящего, пред взором его яснее раскрывалось будущее и живее представлялся образ обетованного ему царя Мессии, как это можно заключать из последней его пророческой песни (Delitzsch на этот Пс ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

– в) Значит: пустой, ничтожный . Идолы называются часто ( Втор. 32, 21 . 1Цар. 16, 26 ; 2Цар. 17, 15 . Иерем 2, 5. 10, 15. 14, 22. 44, 22) в смысле совершенной пустоты и ничтожества их (слч. 1 Корин. 8, 4). В этом значении противополагается и как совершенное ничто Бытию действительному, полному силы и жизни ( Втор. 32, 31 . Пс. 31, 7 ). – г) Значит: не проницаемый, не разгаданный, не известный, тёмный, покрытый мраком. В этом значении отождествляется с . Так говорится о выкидыше 6, 4 ст.: во мгле () пришёл и во мрак () отошёл никем не виденный; – о темных днях ) в школе 11, 8: все, что будет, – мгла непроницаемая, покрыто мраком (слч. 9, 9); также о не постижимости судьбы праведных для них самих 9, 1: всё перед ними покрыто мраком (LXX: τα παντα προ προαωπου αυτων ματαιοτης). – Прилагаясь к стремлениям и делам человека, значит: тщетный, напрасный, бесполезный. Дела ()  труды () человека называются напрасными (синон. бесполезными, Еккл. 2, 11 ); в этом значении в нашей книге часто соединяется с погоня за ветром (1, 14. 2, 11. 17. 26; 4, 4. 6, 9.). 43 Помощь от людей называется бесполезной синоним с ; Исаи. 30, 7 : Египет попусту () и напрасно () будет помогать. Надежда на что-либо, кроме Бога, на богатство, на людей и проч. называется тщетною, напрасною ( Пс. 62, 10. 11 . Плач. 4, 17 ). В этом значении употребляется иногда в виде наречия и значит: попусту, напрасно, тщетно ( Иов. 9, 29 . Исаи. 30, 7 . Пс. 39, 7 и др.). – Прилагаясь к мыслям и речам людей, означает: неосновательность, ложь, обман, пустословие, легкомыслие, бессмыслие, неразумие и просто глупость . Пс. 94, 11 : Господь знает мысли людей, что они не основательны, безрассудны (слч. ст. 7–10). Иер. 23. 16 : не слушайте слов пророков сих (ложных), обманывающих () вас видениями своего сердца, а не от Господа. Иов. 21, 24 : как же вы хотите утешать меня – лживыми словами? И остаётся в ответах ваших одна ложь .  Зах. 10, 2 : утешают обманом (). Иов 27, 12 : вот все вы и сами видели: для чего же вы столько пустословите ( )? – 2Цар. 17. 15 : что худого нашли во Мне отцы ваши, что они удалились от Меня и пошли вслед пустоты (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010