Как чувство страха Божия выражается в опасении отпадения грехом от Бога и в стремлении к Богу для своего благополучия, так и чувство стыда праведного выражается в смирении и покорности Богу, в стыде греха и в пребывании, через удаление от греха, в славе Божией. Устыдиться пред Богом — значит смириться, умилиться или сокрушить сердце и покориться Его истине и правде. В отличие от уничижения пред людьми как бесчестия и бесславия, только уничижение пред Богом ведет к славе человека. Это указывает Давид Мелхоле, когда она назвала уничижение Давида пред Богом бесчестием. Она говорит: «Как отличился сегодня царь Израильский, обнажившись [сегодня] пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Давид ответил: «Пред Господом еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Стыд пред Богом означает смирение. Фараона Моисей обвиняет в том, что он не устыдился пред Богом, по-русски не смирился. ( Исх.10:3 ) 70 . Начальники Израиля постыдились пред Богом (слав.) тогда, когда смирились пред Богом ( 2Пар.12:6–7 ) 71 . Люди, устыдившиеся пред Богом, — те, которые смирились ( 2Пар. 30:11 ) 72 . И священники, и левиты, умилившиеся пред Богом (слав.), т. е. сокрушившие сердце свое в покаянии, названы устыдившимися ( 2Пар. 30:15 ) 73 . Стыд означает покорность. Необрезанное сердце стыдится пред Богом (слав.) тогда, когда покорится Богу (рус.) ( Лев.26:41 ) 74 . И покорность родителям детей Апостол называет стыдом детей пред родителями (Ев.12:9) (слав.). Это смирение, умиление или сокрушение сердца и покорность Богу необрезанного сердца есть стыд пред Богом, пред Его истиной и правдой и этим отличается от стыда греховного, от посрамления пред силой людей, от уничижения и подчинения физической силе. Бесчестием сильных и славных названо предание их в руки врагов ( Сир.11:6 ). В отличие от этого уничижения человека человеком и обесчещения человека, стыд, доставляющий человеку славу и благодать ( Сир.4:25 ) пред Богом и людьми, есть стыд пред истиной Бога и завета Его ( Сир.41:24 ), смирение и покорность правде Божией, познание Бога и правды Его и познание грехов своих, сокрушение и раскаяние в них. О фараоне слышим, что он не стыдился, не смирился пред Богом ( Исх. 10:3 ), но слышим, что он приводится наказанием к этому смирению и говорит: «Согрешил я ныне, Господь праведен, я же и люди нечестивы» ( Исх.9:27 ). Когда начальники еврейские посрамились и смирились пред Богом, то сказали: «Праведен Господь» (Пар.12:6). Варух и Даниил говорят сами и призывают других сказать: «У Господа нашего правда, а у нас стыд» ( Вар.1:15 и 2:6 75 ; Дан.9:7–8 76 ). «Господь праведен во всем, что заповедал нам» ( Вар. 2:9 ). «Господь праведен во всех делах своих» ( Дан.9:14 ) 77 . Господь праведен и не делает неправды, а беззаконник не знает стыда ( Соф.3:5 ) 78 , т. е. не смиряется и не покоряется пред этой правдой воли и дел Божиих.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

На эту вечность царства указано и в самом пророчестве: и управлю престол Его до века ( 2Цар.7:13 ). Очевидно, это не могло относиться к царствованию Соломона. Сказано в будущем времени: буду Ему во Отца, потому что предсказывается о человечестве Иисуса Христа, которое воспринято в нераздельное единение с Божественным лицем единородного Сына Божия. 6. Егда же паки вводит первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии. «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Пс.9:7 ). Когда Бог Отец вводит Первородного, то-есть Сына Своего во вселенную, в мир, или на землю, говорит, или повелевает: да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Апостол приводит слова Псалмопевца, чтобы из них показать превосходство Иисуса Христа пред Ангелами. Когда повелевается Ангелам покланяться Ему; то явно, что Он выше Ангелов, – что Он есть Бог. – Иисус Христос называется здесь Первородным по отношению к своему вечному рождению от Отца, как «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), как истинный Сын Божий по существу, а не по усыновлению ( Кол.1:15–18 ). «Вводит Первородного во вселенную». Это означает исполнение предвечного Божеского совета о явлении единородного Сына Божия в мире, или о воспринятии Сыном Божиим естества человеческого от преблагословенные Девы Марии. Св. Златоуст говорит: «Павел называет пришествие Его входом: Егда же, говорит, паки вводит первородного во вселенную, разумея под этим введением воплощение Христово 29 . Из Евангельского повествования о рождении Христа Спасителя и о земной Его жизни знаем мы, как Ангелы Божии поклонялись и служили Иисусу Христу,– служили и при вступлении Его в земную жизнь, и в продолжении земной жизни, во время молитвенного подвига Его в пустыне ( Мф.4:11 ), и в саду Гефсиманском ( Лк.22:43 ), и по воскресении Его из мертвых ( Мф.28:2,5 ), и по вознесении Его на небо ( Деян.1:10 ). И сам Иисус Христос свидетельствовал, что, если бы Он захотел, мог бы призвать легионы Ангелов для защиты Себя от врагов ( Мф.26:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Неем.3:14 .  А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их. «Навозные ворота чинил Малхия, сын Рехава», может быть, рехавит. Хотя, по ( Иер. 35:5–7 ), рехавитам запрещено было строить дома, но, конечно, только для себя. – Беф-Карем (ср. Иер. 6:1 ), начальником округа которого был Малхия, отождествляют с горой Франков, к юго-востоку от Вифлеема. Неем.3:15 .  Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. «Ворота Источника» получили свое название, вероятно, от близости к Силоамскому источнику и потому их ищут на ю.-в. оконечности холма города. Работавший над этими воротами Шаллум чинил также, по ст. 15, «стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова». Водоем Селах обыкновенно отождествляют с Силоамским прудом (ср. Ис. 8:6 ; Ин. 9:7 ), хотя это отожествление не бесспорно (Гутэ). О ступенях или о лестнице, которая спускалась из города Давидова, упоминается еще в ( Неем. 12:37 ). Шик и Гутэ следы их указывают на том месте, где доныне сохранилась тогдашняя поверхность скалы, недалеко от стены (Zett. D. Pal. Ver. 1882, 315). Неем.3:16 .  За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых. «Неемия, сын Азбука» (Ср. Неем. 1:1 ), был начальником Беф-цурского полуокруга. Беф-цур ( Нав. 15:58 ; 2Пар. 11:7 ), часто упоминаемый в Маккавейских книгах, тождествен с нынешним Beit-Sur, отстоящим на 3 нем. мили к югу от Иерусалима, на запад от Хевронской дороги. Здесь и доныне сохранились остатки древней башни. – Неемия чинил участок стены «до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых». Гробницы Давидовы или гробницы царского дома Давида находились к востоку от горы Сион. В нынешнем Иерусалиме место их указывается различно (Толк. Библ., прим. к ( 3Цар. 2:10 ) ). Под выкопанным прудом в ст. 16 разумеется, вероятно, какой-либо пруд, выкопанный в недавнее время, незадолго до Неемии, и потому хорошо всем известный. Домом храбрых называлась, можно думать, какая-либо казарма (ср. 2Цар. 16:6, 23:8 ) или дом, в котором помещались стражи храмовых ворот, ср. ( 1Пар. 9:26 ) и ( 1Пар. 26:6 ). Гутэ указывает это место к юго-з. от источника Марии (Zeit. D. Р. V. 1882, 332).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Необходимое влияние св. поста на усовершенствование Христианина по телу и душе весьма велико, важно и спасительно. Если силой питания человек развивается; то постом, и особенно строжайшим, он много может изменить и усовершить себя. Грешника порабощают и унижают многоразличные страсти, которые, омрачая в нем образ и подобие Божие и погашая стремление на небо, привязывают его к земному и чувственному и заставляют под игом сей порочной привязанности страдать: ибо страсть есть состояние рабства и страдания. Чувственные наклонности человека подобны огню: по мере удовлетворения их они воспламеняются и усиливаются, иногда так, что человек делается совершенно их невольником и всюду ищет своих плотских удовольствий, не стыдясь своего унижения. Состояние нравственного унижения, происходящего в человеке от невоздержания и от преобладания иных страстей, изображается в Писании чертами мрачными. И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор.32:15 сн. Втор.31:20 ): а сластолюбивая заживо умерла ( 1Тим.5:6 ): Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут (между прочим) невоздержны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы ( 2Тим.3:1–3 ) и проч. Церковь поет: «люди седоша, якоже пишется, ястиже и пити, и восташа играти, виждь объядения волны лютые» 435 . Не постящийся подобен постоянно-нагруженному судну, которое глубже врезывается в воду и плывет тише, чем без груза. Но лишением пищи и пития, подобно блудному сыну, который, когда настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою ( Лк.15:14,17–18 ; сн. 2Цар.12:12–16 ), человек невольно смиряется, скорее приходит в себя, освобождается рабской зависимости от страстей и с раскаянием обращается ко Богу. Укрощая страсти и ослабляя узы плотские, обременяющие душу, постящийся, не отягченный пищей и питием, становится живее, бодрее и деятельнее, менее нуждается в покое и сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Оно составляет дополнение к возвещенной пророчеством Иакова покорности Мессии со стороны всех народов. Пророчества Царя и Пророка Давида и других псалмопевцев 378 . Учреждение в народе новой, небывалой до того времени власти царской давало богатый материал к раскрытию царского достоинства лица Мессии и всего величия Царства Его. Главным истолкователем этого события был Царь и Пророк Давид. Он указывает, прежде всего, что царская власть есть уже не образ только будущего мессианского Царства, а как бы самое начало ее. Так как Мессия должен быть потомком Давида, то царство Давида и преемников его есть то же, что заря перед днем. Как на рассвете утра, говорит он по книге Царств, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое ( 2Цар.23:4–5 )? Немало вдохновляли его и самые свойства царствования как его самого, так и сына его Соломона. Особенно часто останавливался пророческий взор его на следующих чертах этих двух царствований: на славе их, на внутреннем общении с Богом, плодом которого была эта слава, и на мире, который господствовал в царствование Соломона. Говоря по их поводу, пророк усматривал, что Царство Мессии будет еще славнее, что общение с Богом будет в нем еще теснее и что мир в нем будет совершеннейший. Самыми замечательными в этом случае псалмами нужно признать: 2-й, 71, 109 и 44. В псалме 2-ом пророк изображает могущество Царя – Мессии, указывает на тщету восстающих против Него, называет Его Сыном Божиим, и призывает все народы относиться к Нему с благоговением и надеждами 379 . В псалме 71-м пророк прибавляет, что главная сила, которою победит Царь – Мессия народы, будет заключаться в правде, кротости и любви Его 380 . В псалме 109 пророк говорит, что Мессия есть Господь, сидящий одесную Господа, и что Он есть не только Царь, но и священник, священник во век по чину Мельхиседекову 381 . В псалме 44 – пророк, под образом брака царя с дочерью царя, изображает тесный союз Христа с Церковью , причем царь уже прямо называется Богом ( Пс.44:7–8 ) 382 . Не одну, впрочем, славу Мессии и Царства Его изображал пророк; он изобразил и изобразил с поражающею ясностию и уничижение его. Сюда относятся, главным образом, псалмы: 15, 21 и 40. В них говорит он: о Его страдании ( Пс.21:7–10 ), о предательстве Его близким Ему человеком ( Пс.40:10 ), о разделении риз ( Пс.21:19 ), о воскресении Его ( Пс.15:10 ), об обращении к Нему язычников ( Пс.21:28 ) 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его ( Тов.12:7 ; Притч.24:21 ; 1Пет.2:17 ); оно повелевает даже нечестивого царя почитать ( Вар.1:11 ; 1Цар.21:11–13 ; 4Цар.9:34 ; Мф.22:21 ) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной ( 2Цар.1:14–15 ; Пс.104:15 ). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников ( 1Тим.2:1–4 ) и повиноваться им ( Рим.13:1–5 ; ср. Тит.3:1–2 ). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» ( 1Пет.2:13 ), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7–8 ; ср. Рим.13:4 ). Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия: Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ). Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся ( Притч.24:21 ). Царь – Божий слуга, тебе же на добро ( Рим.13:1–4 ). Слово царское храни ( Еккл.8:2 ), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси ( Исх.22:28 ). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота ( Откр.2:10 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям О царской власти Ин.18:36 . «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 ; Рим.13:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4. ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царём Ассирийским. 3–4. Имя сына пророка Исаии тожественно с изречением, написанным на доске (ст. 1), и толкование того изречения, естественно, должно относиться и к этому имени. Умение назвать отца и мать в ребёнке есть первое проявление способности говорить, наступающее обыкновенно приблизительно к концу или по истечении первого года жизни ребёнка. – буквально перевод евр. глагольной формы, которая в настоящем случае точнее должна быть переведена безличным глаголом: «понесут». Сил: соответствующее евр. слово значит не столько нравственную силу и значение, сколько материальное имущество, богатства, сокровища (русск. перевод). Ст. 5–8. Предвестие о нападении ассирийского царя на Иудею – за измену некоторых иудеев своему отечеству в пользу царей сирийского и израильского. И прилож Гдь глати ко мн гл: 5. И продолжал Господь говорить ко мне и сказал ещё: Понеже не восхотша воды тисе, но восхотша имти Рассна и сна цар над вами, 6. за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 5–6. «Вода» в такой жаркой стране, как Палестина, могла быть и была понятным символом благовременной и особенно нужной помощи (ср. толков. Иер.2:18 ). «Вода Силоамля (в источнике и пруде на юго-восточной стороне горы Сиона и на южной горы Мориа, по Неем.3:15 у царского сада) для иерусалимлян, для иудеев вообще, означала домашнюю, отечественную их помощь и силу, на которую они могли надеяться, именно царей из дома Давидова, которому обещана вечная милость Божия и непоколебимое царство ( 2Цар.7:16 ). Такое значение первой половины ст. подтверждается и сравнением её с половиной второй, где – в соответствие «воде Силоамли» первой половины – прямо называются цари: сирийский Расснъ (Алекс. Ραασσν; Ват. Компл. Альд. Ρασσν, ср. примеч. к толков. Ис.7:1 ) и израильский Факей (ср. там же.). Словами: восхотша имти... цар над вами – прямо и решительно указывается на существование в Иерусалиме в первые годы царствования Ахаза партии, готовой признать гегемонию Сирии и израильского царства над Иудеей. Менее решительно, но очевидно та же мысль выражается и в русск. с масор. т. переводе: и восхищается (народ этот) Рецином и сыном Ремалииным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Быт.2:23 . И сказал человек: По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова. вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта ( Быт. 29:14 ; Суд. 9:2 ; 2Цар. 5:1 ; 1Пар. 11:1 и др.). она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения. Быт.2:24 . Потому оставит человек отца своего и мать свою Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев ( Исх. 21:1–11 ; Втор. 21:11–17, 24:1–5 ) и автору книги Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа ( Мф. 19:5 ) – самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой – провозглашает два основных его закона – единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание ( Мф. 19:4–5 ; Мал. 2:14–15 ; 1Кор. 6:16 ; Еф. 5:31 и др.). и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Слово «прилепится» по-еврейски выражено глаголом дабак, означающим «поглощаться», «ассимилироваться», «уподобляться» ( Втор. 10:20 ; 3Цар. 11:2 ), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании , так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью ( Еф. 5:30–31 ), Иоанн Златоуст , Августин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в. На т, Гди, уповахъ, да не постыжс во вкъ: правдою твоею избави м и изми м. 2. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 2 . Первое полуст. сходно с Пс.24:1 б (русск.-евр. 2 а ; см. выше стр. 339). Правдою твоею избави м – по Твоей праведности и правосудию, Тебе свойственно, Господи, защищать невинность и правоту и не позволять неправде торжествовать над ними: поэтому избавь меня от несправедливых преследований врагов моих и не допусти им погубить меня (ср. ст. 16). Слова: и изми м, – т. е. тоясе что избавь или освободи меня (ср. слав.-русск. в ст. 3 и Пс.139:1 и 4, 143:7 и 11), – не читаются в евр.-халд. и сирск., в Син. код. и в Вульгате, – и внесены в текст из сходного места Пс.70:2 . г. Приклон ко мн ухо тво, ускор изти м: бди м въ бга защитител и въ домъ прибжища, спти м. 3. приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 3 . Приклон ко мн ухо тво – см. выше Пс.16 , стр. 227. ускор изти м... Продолжительность и тяжесть бедствий истощает терпение псалмопевца и приближает его к отчаянию (ср. ст. 11 и 23), поэтому он молит Господа поспешить избавлением его, пока он не упал еще духом, и, среди его скитаний в горах, послужить для него как бы твердою скалою, на которой бы он мог безопасно укрыться от преследования, или укрепленным замком (домом прибежища, букв. с евр. домом крепости, ср. Манд. и бл. Иерон., также 2Цар.5:7 ), которым бы враг не в силах был овладеть и т. обр. захватить его. д. к держава мо и прибжище мо ты: и имене твоег ради наставиши м и препитаеши м. 4. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Изведеши м сти се, юже скрыша м: к ты защититель мой, Гди. 5. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. 4–5. Молитва его основывается на уверенности, что Господь именно и есть та неприступная скала и неодолимая твердыня, в которой заключено его спасение, что Он Сам, ради Своего имени, т. е. но Своему правосудию (ср. ст. 26), милости и всемогуществу (см. объясн. на Пс.7:18 , стр. 139), будет руководить им и управлять, снабжая всем необходимым ( препитаеши м; – евр. зн. и направлять Исх.15:18 ; Пс.22:2 , – и снабжать, обеспечивать Быт.47:17 ) в его бедственной жизни, и выведет его из расставленной для него сети, т. е. избавит от незаметно подготовленной для него врагами опасности (ср. Пс.9:16 и 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010