– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слова стиха 4-го „тучное тело Иакова (Израиля) сделается тощим“, относят к поголовному переселению жителей Царства. Подобная же мера приведена была в исполнение и над Сирией ( 4Цар. 16:9 ). Мы и по надписям и по барельефам Ассирийским знаем, что таковы были вообще меры, принимаемые везде этим жестоким народом, где только народонаселение не внушало им доверия. Таким образом стихи 5-й и 6-й должны рисовать общее положение и Сирии Дамасской и Палестины, в той части, которая принадлежала Царству Израильскому; но пророчество 5 и 6 стихов обращено к Израилю, к которому обращен в особенности следующий стих 7-й: „в тот день обратит человек взор свой к Творцу своему“. – Мы выясняем значение стихов 5 и 6 фактом насильственного выселения Израиля при Салманассаре и Сеннахериме. Таково действие жнецов и собирателей маслин; поле или дерево пустеет, остаются кое где колосья и несколько забытых маслин. Вот к этим-то оставшимся на местах и не угнанных в далекие города Мидии остаткам населения обращался с воззванием Езекия, приглашая людей всех колен присоединиться к празднованию Пасхи Господней в Иерусалиме 795 . Многие откликнулись и таким образом „обратили взор свой к Творцу своему“, – отринув все иноземные мерзости. О долине Рефаимов см. Нав. 15:8, 18:16 . Она лежала на юго-запад от Иевуса (Иерусалима). Здесь повидимому она приведена пророком как известная по плодородию своему местность. Местностей, носящих имя Рефаимов, или связанных воспоминаниями с пребыванием в них исполинских рас, несколько. Долина Рефаимов упомянута в Быт. 14:5 , потомки исполинов несколько раз упомянуты в 3 Кн. Цар. Ср. еще 2Цар. 5:18, 23:13 . Это одно из самых распространенных сказаний, о том, что исторические племена встречали при расселении своем везде доисторические племена гигантского роста и силы. 7 . В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8 . и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Творцом создаются как созидающие, так разрушители созданного: Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления ( Ис.54:16 ). 9 . Форма зависит от состояния духа Состояние здоровья общества и человека определяется духом, пребывающим в них. Состояние духа полностью обусловливает человеческую жизнь. Нездоровый дух искажает первозданное состояние формы. Дух Божий объединяет, является источником жизни; дух же сатанинский разделяет, приводит к разрушению и самоуничтожению: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин.5:14 ). Преподобный Исаак Сирин (VII–VIII) говорил: «Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови». Понимание этого приходит по мере духовного очищения. Здоровье человека, здоровье нации зависят от пребывающего в нем духа. Здоровье дела (business) зависит от пребывающего в обществе духа. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления ( Притч.6:12–14 ). 9 .1. Церковь есть закваска общества, закваска государства. Дух Церкви определяет состояние всего государства От состояния Церкви зависит устойчивость государства как формы. Церковь является духом государства, малая закваска квасит все тесто ( 1Кор.5:7 ). Если Церковь обмирщается, то будут в обществе нестроения и революции. Церковь как соль – сохраняет, скрепляет, очищает, придает вкус (смысл) жизни: Дух животворит, плоть не пользует нимало ( Ин.6:53–63 ). В конце XIX в. отмечалось значительное обмирщение христианской Церкви, в том числе и в России, что привело к кровавым мировым войнам ХХ в., а в России – к революции 1917 г. 10 . Нарушение законов Божьих наказывает нарушителя Человек, живущий во грехе, не будет долго благоденствовать, растает его богатство и покой: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут ( Пс.36:1: 2 ). Воздаст Господь делающему злое по злобе его! ( 2Цар.3:39 ). Нарушая закон Божий, мы нарушаем закон своего существования. Бросающий песок против ветра попадет себе в глаза: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 ). Нарушая закон Божий, совершая грех, мы отдаляемся от Творца, и приближаемся к противнику Его. «Не хочешь скорбей – не греши», – предупреждает Марк Подвижник (IV–V).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Γαλαδ, в код. Ал. Γαλααδτις – гористая область к югу и северу от Иаббока ( Втор.3:10 ), – на юг до возвышенной равнины Аморитской, которая простирается от Хесбона до Арнона, эта часть Галаада Моисеем была отдана Рувимову и Гадовому коленам. Северная часть шла до области Васана и отдана Манассииному роду Махира. В более широком смысле Галаадом называлась вся занятая израильтянами область на восточной стороне Иордана ( Втор.3:10 ; Втор.34:1 ; Нав.22:9 и д.). – Здесь Галаад употреблен именно в этом широком смысле, как видно из перечня городов в 1Мак.5:26 . – Крепость Дафема, Δθαιμα, – о ней ничего более неизвестно. Один из ученых исследователей (Hitzig) объясняет это имя из арабского Dhatu-ma, т. е. «имеющий воды» и делает догадку, что здесь разумеется Нагалиил (т. е. источник Божий), Чис.21:19 . 1Мак.5:10–11 . И послали письма к Иуде и братьям его и сказали: собрались против нас окружающие нас язычники, чтобы истребить нас, и готовятся идти и сделать нападение на крепость, в которую мы убежали, и Тимофей предводительствует войском их. «Тимофей предводительствует войском их…» Этот Тимофей, вероятно, тот же самый, который «предводительствовал» и аммонитянами ( 1Мак.5:6 ). Разбитый Иудою и выждав время, когда тот возвратился в Иудею, Тимофей попытался перенести борьбу с Израильтянами в Галаад. 1Мак.5:12–13 . Итак, приди и избавь нас от руки их, ибо множество из нас погибло; и все братья наши, бывшие в пределах Това, преданы смерти, а жен их и детей их и имущество взяли в плен, и погубили там около тысячи мужей. «Братья наши, бывшие в пределах Това…» – ν τος Τουβν или Τουβον это – иудеи области Това, между аммонитянами и сирийцами, Суд.11:3 ; 2Цар.10:6 ; λεγμενοι Τουβηνοι Ιουδαοι – 2Mak XII: 17 . – «Около тысячи мужей…» – μαν χιλιαρχιαν, одну хилиархию, χιλιαρχα – отряд в 1000 человек, состоявший под начальством одного χιλιαρχος – тысяченачальника ( Чис.31:48 ). 1Мак.5:14–15 . Еще читались эти письма, как вот, пришли другие вестники из Галилеи в разодранных одеждах с таким извещением: собрались против нас из Птолемаиды и из Тира и Сидона, и из всей Галилеи языческой, чтобы погубить нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.9:26 ). Таким образом, осуществление первой черты, требуемой выше исторической обстановки произошло при Соломоне. Далее, по смыслу Второз.12:10 требовалась при этом спокойная и безопасная жизнь еврейского народа. И мы находим, что Господь, предсказывая Давиду о Соломоне, говорит: «у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом ... И мир, и покой дам Израилю во дни его» ( 1Пар.22:9 ). И в повествовании о Соломоне говорится, что «был у него мир со всеми окрестными странами» ( 3Цар.4:24 ); Соломон сам говорил Хираму: «ныне Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду; нет противника» ( 3Цар.5:4 ); в его время «жили Иуда и Израиль спокойно» ( 3Цар.4:25 ). Таким образом, и другая черта требуемой законом Второз. исторической обстановки осуществилась тоже при Соломоне. Наконец, требовалось, по закону Второз.12:11, избрание места богослужения Самим Богом. По словам Соломона, Господь говорил Давиду: «Я избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое» ( 2Пар.6:6 ; срв. 4Цар.21:14 ). Частнее, это место было обозначено Господом на горе Мариа, когда, по явлении Ангела Господня Давиду, этот «Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду: пусть Давид придет и поставит жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина» ( 1Пар.21:18 ; срв. 2Цар.24:19 ), каковое место находилось на горе Мариа. Таким образом, та историческая обстановка, которая рисуется в законе Втор.12:10–11 , осуществилась во времена Соломона: к его времени место для богослужения уже было избрано Богом; евреями была занята вся территория, назначенная им в удел; и сами евреи жили спокойно и безопасно. И Соломон построил на избранном Богом месте храм. Очевидно, этот храм и был тем местом, которое, по закону Второз.12:11, избрал Господь, «чтобы пребывало там имя Его», ибо и Сам Господь сказал о храме, что «Мое имя будет там» ( 3Цар.8:29 ; срв. 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ). Очевидно, что тем историческим моментом, с которого должен был войти в действие закон Второз.12:10–11, являлось построение Соломоном храма 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Причины этого суда Божия указаны у Ис.гл. 7, 8; АмОс.1:3, 5; 4Цар.8:12; 17:2 сл. Вторая часть: определение суда Божия на Ефремлян. Первое действие суда Божия: поражение их Феглафелассаром а) Самое определение суда Божия Ст. 4. И будет в тот день, умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. Ст. 5. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. Ст. 6. И останутся у него, как бывает при обливании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог ИзраиЛев.Израильтяне за одинаковое с Сириянами беззаконие подвергнутся вместе с ними одинаковому и наказанию. Пророк, сказав выше о бедствии Сириян, теперь изображает двоякое действие суда Божия на Израильтян. Первое действие суда Божия будет соединено с некоторою милостью; Феглафелассар – совершитель этого суда – хотя поразит Израильтян, но не разрушит их царства (ст 4–6). Следствием этого будет обращение некоторых Израильтян к Богу (ст. 7, 8). Второе действие суда Божия совершит Салманассар, который совершенно опустошит и разрушит Израильское царство (ст. 9–11). Первое действие суда Божия Пророк изображает двояким подобием: 1) подобием тела тучного, но после изсохшего (ст. 4), и 2) подобием жатвы, или обрывания маслин, после которых мало остается колосьев и ягод (ст.5, 6). Изображая жестокость поражения Израильтян Феглафелассаром, Пророк уподобляет оное жатве не на горах, где по неровному местоположению многие колосья могли бы ускользнуть от серпа жателя, но в долине Рефаимской – самой плодоносной, где едва несколько колосьев останется после жатвы. Эта долина Рефаимов, т. е. на которой некогда жили исполины –великорослые ( Быт. 14:5 ; Втор. 2:11 ), находится неподалеку от Иерусалима на юго-западе ( 2Цар. 5:18, 22, 23:13 ). И так смысл этих стихов такой: Израильское царство от поражения Ассириянами истощится в силах, лишится знаменитых мужей, богатства и крепостей, составляющих славу его; останется в нем очень мало людей, и притом бедных; все, что было в нем славного, в это время погибнет

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

5.4. Узнай же, что они – «исполины», иначе гиганты. «Гигантом» именуется всякий противящийся Богу. Тот, кто противоборствует Богу и враждует против истины, что является его основным занятием, справедливо называется гигантом. И так, тебе даровано изгнать гигантов и войти в их царство. Или не написано об одном из них: «Может ли быть отнята у гиганта 17 добыча?» ( Ис.49:24 )? И Господь говорит о нем в Евангелии: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» ( Мф.12:29 ). Так и ныне, когда проводится сравнение между человеческой и демонской природой, мы – «саранча», они – «гиганты»; особенно когда вера наша нетвердая и если безверие сковывает нас, то они поистине «гиганты», а мы – «саранча». Если же следуем мы за Иисусом, верим словам Его, исполнены доверием к Нему, будут они в глазах наших как ничто. Посмотри, как Иисус вселяет в нас уверенность, говоря: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ), ибо она «очень хороша» (ср. Чис.14:7 ) и чудесны плоды ее. 5.5. Так, образы и иносказания, явленные прежде отцами, исполнились в нас. Они изгнали народы и обрели свое наследие; ибо получили они всю землю Иудеи, город Иерусалим и гору Сион. Все это исполнилось в них, а что сказано тебе? Не сказано: «Ты пришел к тому, что видимое», но «к тому, что невидимое» (ср. Кол.1:16 ). Ибо сказано: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» ( Евр.12:22 ). И Апостол в другом месте говорит: «Вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Если кто-то не присовокупляет к вере сказанное Апостолом, что Иерусалим – город небесный, то он может отвергнуть и эти наши слова. Если же прилагать к вере слова Павла, что, несомненно, и должно делать, и если мы верим, что Иерусалим – город небесный, образом которого является земной город, то написанное, как кажется, о земном Иерусалиме духовным пониманием мы будем, что правильнее, переносить на небесный. Поэтому, если, по словам Павла, мы «приступили к небесному Иерусалиму», то мы, без сомнения, пришли и в небесную Иудею; и как они изгнали хананеев, ферезеев и евеев и другие народы из земной Иудеи (ср. ИсНав.9:1 и далее), так и мы, которые «приступили к горе Сиону» и к небесным царствам, должны изгнать из них противные силы и «духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ); и как они изгнали иевусеев из Иерусалима (ср. 2Цар.5:6 ) и город, называвшийся прежде Иевусом, стал именоваться Иерусалимом (ср. ИсНав.18:28 ), так и нам должно сначала изгнать иевусеев из Иерусалима и так обрести его в наследство. Но если они добивались этого видимым оружием, то мы – невидимым. Они побеждали в плотских битвах, мы же одерживаем верх в духовной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

См. также Быт.20:3 ; Суд.6:25 ; 1Цар. 3, 28:6, 15 ; 2Цар.7:4–17 ; 3Цар.3:5 ; Иов.33:15, 4:12–21 ; Пс.125:1 ; Иер.27:9 ; Дан.4 ; Иоил.2:28 ; Мф.1:20, 2:12, 13, 27:19 . Ним(в)род НИМ(В)РОД Имя Ним(в)род стало нарицательным для обозначения непревзойденного охотника, не знающего себе равных в силе и ловкости. Нимрод — внук Хама (одного из сыновей Ноя), охотник, «зверолов». Единственный в родословии сынов Хама удостоен индивидуальной характеристики, что свидетельствует о нем как о выдающемся в своем деле человеке: «Хуш родил Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом Богом, потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом Богом» ( Быт.10:8–9 , ср . 1Пар.1:10 ). Таким образом, имя его вошло в пословицу еще у современников. Ничтоже сумняшеся НИЧТОЖЕ СУМНЯШЕСЯ (СУМНЯСЯ) Действовать, отбросив всякие сомнения, не колеблясь; оборот содержит ироническую оценку чьих-либо поступков, подчеркивает их необдуманность, стоящие за ними легкомыслие и безответственность. Сохранился в речи в варианте слав. Б . (рус. — «нимало не сомневаясь»). Принадлежит к группе библейских выражений, утративших содержательную связь с источником. В современной разговорной практике иным стал объект высказывания и, соответственно, сфера употребления. Евангелист Лука, повествуя о деяниях апостолов, использует этот оборот, имея в виду полную и абсолютную веру в Господа, готовность исполнять Его волю без сомнений и колебаний. Петр во время своего апостольского служения находился однажды в доме кожевенника Симона. Молясь там, он получил откровение о призвании язычников в Церковь Христову: о том, что путь к спасению открыт и чистым (иудеям), и нечистым (язычникам). Петр увидел полотно, спускающееся с неба, в котором находились нечистые животные. «И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:13–15 ). Петр недоумевал, и, когда он «размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» ( Деян.10:19–20 , ср . 11:12). В этом же смысле употребляет оборот и апостол Иаков, призывая уповать на Господа без колебаний и «двоящихся мыслей». «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» ( Иак.1:5–8 ). Ной

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

2 . “Душа, как средоточие ощущений, например, любви (Песнь 1,7), ненависти ( 2Цар. 5,8 ), радости ( Ис. 61,10 ), надежды ( Пс. 130,5 ); как сила воли ( Иер. 15,1 ; Быт. 23,8 ; Втор. 21,14 ); как начало чувственных стремлений, например, к еде или к материальным благам ( Втор. 12,20 ; Пс. 27,7 ; Авв. 2,5 ; Ис. 5,14 ; Пс. 17,9 )”. 3 . “Душа в смысле личности, живого существа ( Исх. 1,5 ; Исх. 12, 4 ), тоже относится и к животным ( Лев. 11,46 ), и к мертвецу ( Числ. 6,6 ), поэтому wePen часто заменяет собою личные местоимения ( Иов. 16,4 ; Ис. 26,9 ; Пс. 35,3 )” 10 . Подобное значение оно имеет и в греческом языке, где ему соответствует слово ψχ, первым значением которого действительно является “дыхание” 11 . Однако, как заметил еще Ориген , ψχ происходит от ψχος (холод, стужа, прохлада), что, по его мнению, подтверждало его космогонию 12 . Конечно, мы не можем согласиться с его идеями, которые осуждены Церковью , но при этом должны отметить, что и в греческом языке слово “душа” имеет более широкое значение, чем просто дыхание даже в своем происхождении. Кроме слова “душа”, то же значение имеет, в некоторых случаях, и слово “дух”, хотя в некоторых местах Священного Писания они и различаются между собой ( 1Фес. 5, 23 : Евр. 4,12 ), но различение это мы не можем понимать как различие двух отдельных природ. (Подобное мнение было осуждено как часть ереси Аполлинария). Напротив, традиционно дух воспринимался как высшая, разумная часть души. Так, блаж. Феофилакт, комментируя слова апостола: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” ( 1Фес. 5, 23 ), пишет так: “Дух, то есть дар Святого Духа, Которого мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха: и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ – души физической, чувственной и разумной, то Апостол словом “дух” обозначил разумную часть; “душою” – чувственную, “телом” – физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу” 13 . Подобным же образом понимаются и другие слова первоверховного апостола: “Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4,12 ). Под духом блаж. Феофилакт понимает или благодать Святого Духа, которой предварительно лишаются наказываемые, или то, что слово Божие проникает и бесплотные существа 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

братис, гди, избави дш мою, спси м ради млти твое: 5. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 5 . Обратись, Господи, от правосудия к милосердию, от гнева и ярости к милостям и щедротам Твоим, избавь душу мою от тяжких страданий; спаси меня не ради каких-либо моих заслуг, но ради милости Твоей (ср. Пс.50:3 ), – по свойственному Тебе состраданию к измученному страданиями грешнику (ср. Пс.102:8–14 ) и для того, чтобы он, по своём избавлении, мог всегда прославлять Твое милосердие к нему ( Пс.137:2; 91:3 ). к нсть въ смерти поминай теб, во ад же кто исповстс теб; 6. ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? 7. Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. 7 . Тяжкие страдания, усиливаемые страхом смерти и ада, с лишением возможности прославлять Господа, поражают псалмопевца глубокою скорбью, которая не даёт ему покоя ни днём, ни ночью. Стараясь скрывать свою скорбь от людей, дни он проводит в тяжёлых вздохах, которые надрывают грудь его и доводят его до изнеможения; а по ночам, оставаясь без свидетелей, он весь отдается излиянию своего горя и проливает потоки слез, омывая ими постелю свою, напоминающую ему о тяжком преступлении его ( 2Цар.11:4 ), за которое он теперь тяжко страдает. и. Смтес рости ко мо, бетшахъ во всхъ вразхъ моихъ. 8. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. 8 . От такой печали, вследствие постоянного плача, притупилось его зрение (ср. Иов.17:7 , Пс.30:10 ); а присоединяющиеся к тому неприятности со стороны коварных врагов, с злорадством объявляющих его совершенно оставленным от Бога (ср. ст. 9–11), еще более увеличивая печаль его, преждевременно состарили его, так что он видом своим напоминает дряхлого старика. Смтес рости (π θυμο) ко мо,=помутилось зрение мое, от представления грева Божия (Златоуст). Но слово θυμς у 7– толк. может значить щлесь (сходно с евр.-халд.-русск.) печаль или огорчение, как синоним слов λγμα ( Еккл.2:23 ), πνθος (5:16) πνος ( Пс.9:35 ), θλιψις ( Пс.30:10 ) и противоположное слову γλως смех ( Еккл.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010