Е. утверждает, что хотя эти кости – умершего, но имеют в себе особую силу, так что даже уносящие их по вражьему наущению, не могут их предать земле от находящих на них несчастий, «поскольку святые спогреблись вместе с Богом» (Contr. Novat., IV//PG. 104. 352 АВ). «Пишет этот благочестивый муж и к некоему Христофору, разъясняя затруднительные места Священного Писания . О спрашиваемом, как следует понимать сказанное во 2-й книге Царств: И возбудил Бог Давида исчислить народ, и далее: и разгорелся гнев на него, за то, что он исчислил ( 2Цар.24:1–2 ), разрешает это недоумение так, что часто Священное Писание называет (буквально) «Богом» и «Господом» не только истинного Бога, но и начальника зла. Поэтому и сказанное апостолом Павлом свидетельствует о том же: для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы ( 2Кор.4:4 ). И Господь говорит: не можете двум господам служить ( Лк.16:13 ). Поэтому в 1-й книге Паралипоменон ( 1Пар.21:1 ) открыто называется диавол, что он побудил Давида к переписи народа. Если же наш пример не согласуется с тем, что послан тобой, то вот следующий: И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян ( 1Пар.21:1 ) и вышел гнев Господа на Иерусалим и возбудил Давида и т. д. И как кажется, гневом Господа назван упомянутый в Паралипоменоне диавол. И если следовать тому, как написано, то полагаю, что решение (этого затруднения) будет двойственным. И если часто омонимы «Бог» и «Господь» (как часто это говорится), Священное Писание берет в противоположном смысле, то ничто не мешает говорить так и в других местах. Ибо в законоустановлении Пасхи, вместе с помазанием кровью дверей и косяков, говорится: и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения ( Исх.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

Его употребление в Писании может быть сведено к двум случаям. Первый – это своего рода титул, которым само Писание выделяет очень немногих людей. Их всего пять человек: и еще два безымянных пророка: Второй случай – это почтительное обращение внешних людей, как правило, не относящихся к числу пророков, к ним. Так обращаются к Илие пятидесятники – начальники воинских отрядов в пятьдесят человек (4 Цар, 1 гл.); так обращаются разные люди к Елисею ( 4Цар.4:16, 4:40 , 2Пар.25:9 ); так говорят Маной и его жена об Ангеле Божьем, принимая его за пророка ( Суд.13:6–8 ). Интересно отметить, что в Новом Завете это выражение также встречается, но всего два раза и оба в посланиях апостола Павла к Тимофею. Одно из Первого послания «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» ( 1Тим.6:11 ) и другое из Второго: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:17 ). В обоих случаях это обращение Павла к Тимофею, один раз прямое, другой косвенное. Несомненно, это означает, что Павел обращается к своему у ченику, как к пророку. Таким образом, перед нами свидетельство самого Павла, что Тимофей был новозаветным пророком. 3. «Прозорливец», – так было переведено на церковнославянский язык слово которое употребляется в Библии достаточно редко – только 22 раза. Его греческий эквивалент – οξυδερκς, латинский – videns, английский – seer. Это слово уже во времена единого царства (т. е. при пророке Самуиле) было настолько архаичным, что нуждалось в объяснении. В 1й книге Царств, в эпизоде поиска молодым Саулом со своим слугой пропавших ослиц его отца, говорится, что «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде называния прозорливцем» (9.9). Отметим, что это замечание 1 Цар об архаичности слова сохраняется на протяжении всех книг Царств. Единственный человек, который в этих книгах прямо именуется «прозорливцем» – это Гад: «Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида» ( 2Цар.24:11 ). При этом он все же называется сначала пророком, что лишь подчеркивает древность слова. Возможно, именно по этой причине церковнославянское звучание этого слова было сохранено в русском, так называемом Синодальном переводе.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Здесь, как и в других случаях, все вопросы решаются на словах. Лейтмотивом, однако, звучит настойчивое предписание не лгать, не обманывать в мере и весе, честно платить подати. Связь закона с Богом еще ярче проявляется в наказаниях за преступления против жизни. Ответственность здесь ложится не только на человека, но и на животное. В противоположность светскому законодательству других народов Древнего Востока здесь животное, убившее или ранившее человека, подвергается наказанию. Его карает Господь, создавший всемирную гармонию высшего Завета. Быка, убившего человека, забрасывают камнями: его мясо считается нечистым, его не едят. Животное, принявшее участие в половом акте с женщиной или мужчиной, также должно быть предано смерти. Закон исходит здесь не только из принципа морали, но и из необходимости ограничения всякого греха, всякого препятствия соблюдению законов Завета. Закон устанавливает принцип личной ответственности: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов» ( Втор.24:16 ). Этот принцип установился далеко не сразу. Тексты Библии несут следы эпохи, когда Господь «наказывал беззакония отцов в детях до третьего и четвертого колена» ( Чис.14:18 ; Лев.26:39 ). В более поздние времена принцип коллективной ответственности имеет значение в особых случаях, как, например, принесение детей в жертву Молоху 61 . Бог наказывает содеявшего это злое дело и его семью. В данном и подобных случаях общество берет на себя ответственность за коллективную кару ( Нав.7 ; 4Цар.9:26 ; 2Цар.21:1 ). Закон различает наказание, осуществляемое трибуналом, и кару Господа: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» ( Лев.20:6 ). Если бы преступное принесение детей в жертву Молоху не было бы наказано трибуналом, виновных покарал бы сам Господь, «поправ их». К различным способам наказания: побиванию камнями, повешению, удушению, сожжению – необходимо прибавить еще один, небесного происхождения – попрание преступной души. Святотатство наказывается «попранием» виновного. В случае адюльтера сам Бог свидетельствует о виновности женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. (ст. 9). Время суда Божия на нечестивые народы не далеко; оно настанет вместе с пришествием на землю Ангела Иеговы, того Божественного посланника, Его же положи Бог Наследника всем, Им же и веки сотвори. Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:2, 3 ). Непринятый язычниками, этот Божественный Вестник оставит их ходить в похотех сердец своих ( Рим. 1:24 ), поднимет на них руку Свою (сравн. 2Цар. 24:16 ; 1Пар. 21:15, 16 ), и постигнет их скорбь и теснота ( Рим. 2:9 ), – из победителей, они сделаются побежденными, из властителей – подчиненными, и тогда-то они убедятся в Божественном посланничестве Ангела Иеговы 54 . Итак, радуйся и веселись, дщерь Сиона (ст. 10)! Но не того, что гнев Божий постигнет, наконец, обижавшие тебя народы, – а того, что вот, Я иду и поселюсь у тебя, говорит Иегова, и присоединятся многие народы к Иегове в тот день, и будут Моим народом; и поселюсь у тебя, и узнаешь, что Иегова воинств послал Меня к тебе (ст. 10, 11). Господь и всегда был близок к народу Своему, когда только он был верен, благоугождал Ему. Следовательно, пророческая речь указывает на какое-то особенное, необычное обитание Иеговы среди народа Своего, очевидно, на то, которое осуществилось в явлении Христа во плоти и послужило для верующих велией благочестия тайной. Послужа для многих и из иудеев соблазном, а для язычников – безумием, эта Божественная тайна для верующих послужила такой всемощной силой и дивной премудростью, что, наконец, избранные Богом для служения этой тайне буии мира посрамили премудрыя и покорили Христу вся языки. А эта-то сила и должна была, по пророку, быть наглядным доказательством Божественного посольства и обитания среди истинного Иуды, духовного Израиля – Ангела Иеговы. И наследует Иегова Иуду, удел Свой, на земле святости, снова изберет Иерусалим (ст. 12). После того, как Иегова осудит, в Свое пришествие, враждебный языческий мир, а народ Свой, в лице обратившихся из язычества, распространит по всей земле,– Он будет, наконец, владеть этим царством христианским, этим истинным Иудой, как Своим участком в человечестве, и владеть, конечно, не в здешней только святой земле, не в одном здешнем прославленном Иерусалиме, – не в Церкви только воинствующей, – но вполне-то неограничительно уже в новой святой земле, в новом вечном Иерусалиме, – в Церкви торжествующей 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Исх.15:6 .  Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Исх.15:7 .  Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил великую силу Свою, оказался мужем брани ( Пс. 23:8 ), сражающимся за народ Свой ( Втор. 4:34 ) при потоплении войск фараоновых в море ( Пс. 105:8–10 ). Погрязшие в глубине, как камень, – без всякой надежды на спасение, они сражены не чем иным, как сильной десницей Господа ( Исх. 15:5 ). Восставшие против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем, пламенем гнева Его ( Ис. 5:24, 47:14 ). Исх.15:8 .  От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Исх.15:9 .  Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Исх.15:10 .  Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Само естественное явление, послужившее в руках Божьих орудием спасения евреев: «влага стала, как стена» ( Исх. 14:22 ), превращено Богом при посредстве ветра: «дунул духом Твоим» ( Иов. 37:10 ) в средство уничтожения врагов, – оно дело Его всемогущества. Исх.15:11 .  Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? По только что проявленным свойствам Господь не имеет Себе равного между богами ( 2Цар. 7:22 , 3Цар. 8:23 , Пс. 70:19, 85:8, 88:6–8 , Иер. 10:6 ), в частности, между богами египетскими, бессилие которых известно евреям. Он существо премирное – «величествен святостью»; как таковой, Он достоин хвалы, прославления ( Пс. 117:29 ). Исх.15:12 .  Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Исх.15:13 .  Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Всевышний достоин хвалы не только как совершитель великого чуда – поглощения египтян «землею», причем термин «земля» обозначает вместе и воду, но и как покровитель Своего народа ( Пс. 105:5 ), охраняющий его на пути «в жилище святыни Твоей» в землю Ханаанскую ( Пс. 77:54 ), освященную богоявлениями патриархам ( Быт. 28:16, 31:13 ), так и жертвенниками Богу ( Быт. 28:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, и праведный Иаков надеялся на свидание с сыном своим за гробом. Раскройте книгу Царств, и там найдете, что св. царь и пророк Давид горько плакал, когда сын его от жены Урииной сделался болен; а когда скончался, Давид сказал: «А теперь оно (дитя) умерло... Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» ( 2Цар.12:23 ). Итак, и Давид надеялся видеться с сыном своим за гробом. Раскройте св. Евангелие и прочитайте там притчу о богатом и Лазаре ( Лук.16:19–31 ). Здесь говорится, что богач, который всю жизнь свою одевался в порфиру и виссон, и каждый день веселился, а на бедного Лазаря, лежавшего у ворот дома его и покрытого струпами, и взглянуть не хотел, – по смерти своей снисшел во ад, и хотя между ним и Авраамом и Лазарем пропасть велика утвердися, так что и перейти ему к ним было нельзя, – однако же и этот грешник мог там, хоть и издали, видеть праведных Авраама и Лазаря, и не только видеть, но и беседовать с ними. Итак, там за гробом даже величайшие грешники могут не только видеться, но и беседовать с величайшими праведниками. После этого нет уже нужды говорить, что там праведники видятся с праведниками, благочестивые с благочестивыми. «Отче! – молился Сын Божий Отцу Своему, – которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Иоан.17:24 ). Как же благочестивым не иметь там друг с другом свидания и общения, когда все они там около Спасителя, как дети около отца? Там ли, например, не видеть друг друга тем, которых видел в духе св. Апостол Иоанн около престола Бога вышнего, а число их множество и тысячи тысяч? Там ли не видеть друг друга св. мученикам, которых видел тот же Апостол там всех вместе под алтарем? И что могло бы быть препятствием к взаимному свиданию и общению за гробом? То ли, что там до всеобщего суда и воскресения обитают одни только души без тел? Но здесь на земле каким образом мы имеем свидание и общение друг с другом? Глаз ли наш, например, собственно видит человека? Не глаз, а душа через глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Как отображение чего-либо есть образ, так и человек есть образ Божий. Я, гово­рит, этой изукрашенной, крепкой, славной и прекрасной статуи, дела рук Моих, никогда не отдам идолам. Видишь ли, что пришествие Христа было необходимо?   9. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам . Здесь говорится о древ­них законах, которые были отменены. Итак, наступало время нового завета, которое нужно было возвещать и таким обра­зом делать достоверным то, что имело совершиться после того: как совершилось первое, так должно совершиться и дру­гое. В первом, как мы читаем, написано много такого, что указывает на другое и что исполнилось истинно, как-то: о вой­нах, о добродетелях и об ином весьма многом, согласно пророчествам. Говорится: не будет дождя (3Цар.17:1), и он не изливался. Сказано: Я изберу твою отрасль, и он будет владычествовать над землею (ср. 2Цар.7:12,16), и это исполнилось; а также: потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт.15:13), и это испол­нилось; в другом месте говорится: будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх.19:5-6); и иное многое, о чем мы говорили и будем говорить, из чего будет ясно, что другое имело начало от первого.   10. Пойте Господу новую песнь ; другие говорят: вос­пойте. Хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них . Что значит: новая песнь? Не по обычаю древних и не по иудейским законам, но в Духе Святом. Все, что рождается от благодати, есть новое и новая добродетель; таким образом, необходимо было быть и новой песни. А этим не Богу воздается большая честь или похвала, потому что природа Божественная не нуждается ни в чем, но напротив, те, которые почитают таким образом Бога, могут более прибли­зиться к Богу, вследствие своих добрых дел. Потому Иисус Христос сказал: таких поклонников Отец ищет Себе, поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:23-24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как отображение чего-либо есть образ, так и человек есть образ Божий. Я, говорит, этой изукрашенной, крепкой, славной и прекрасной статуи, дела рук Моих, никогда не отдам идолам. Видишь ли, что пришествие Христа было необходимо? 9. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам . Здесь говорится о древних законах, которые были отменены. Итак, наступало время нового завета, которое нужно было возвещать и таким образом делать достоверным то, что имело совершиться после того: как совершилось первое, так должно совершиться и другое. В первом, как мы читаем, написано много такого, что указывает на другое и что исполнилось истинно, как-то: о войнах, о добродетелях и об ином весьма многом, согласно пророчествам. Говорится: не будет дождя (3Цар.17:1), и он не изливался. Сказано: Я изберу твою отрасль, и он будет владычествовать над землею (ср. 2Цар.7:12,16), и это исполнилось; а также: потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт.15:13), и это исполнилось; в другом месте говорится: будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх.19:5-6); и иное многое, о чем мы говорили и будем говорить, из чего будет ясно, что другое имело начало от первого. 10. Пойте Господу новую песнь ; другие говорят: воспойте. Хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них . Что значит: новая песнь? Не по обычаю древних и не по иудейским законам, но в Духе Святом. Все, что рождается от благодати, есть новое и новая добродетель; таким образом, необходимо было быть и новой песни. А этим не Богу воздается большая честь или похвала, потому что природа Божественная не нуждается ни в чем, но напротив, те, которые почитают таким образом Бога, могут более приблизиться к Богу, вследствие своих добрых дел. Потому Иисус Христос сказал: таких поклонников Отец ищет Себе, поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:23-24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Когда на престол еврейского царства взошел Давид из колена Иудина, ему самому с клятвою предсказано Богом и чрез пророка Нафана предвозвещено, что престол его будет существовать во веки ( 2Цар.7:16 ; Пс.88:36–38 ). Святой Давид в 109 псалме назвал вечного царя потомка своего своим Господом и не только царем, но и первосвященником, во 2 псалме он назвал этого царя помазанником Сыном Божиим, которому даны будут народы в наследие и пределы земли во владение ( Пс.2:7,8 ). Это было за тысячу лет до Рождества Христова. Пророк Исайя, по многочисленности и ясности пророчеств о Христе, названный ветхозаветным евангелистом, предсказал, что Христос родится от Девы ( Ис. 7 ), назвал Его Богом крепким. Отцом вечности, Князем мира. Еммануилом, что значит: с нами Бог ( Ис. 9 ). И будет в тот день, предрек он; к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники и покой его будет слава. ( Ис.11:10 ). Это было за 700 лет с лишним до Рождества Христова. Устами пророка Михея, современного Исаии, Господь предрек о месте, где родится обещанный великий Царь, именно в Вифлееме, где родился и Давид, и что Тот, который родится в Вифлееме во времени, имеет начало от вечности. Так говорит Бог устами пророка. И ты Вифлеем Ефрафа мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле и которого происхождение от начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Последующие пророки Иеремия и Иезекииль подтвердили, что ожидаемый Царь произойдет от дома Давидова ( Иер.23:5,6 ; Иез.34:23,24 ). Пророки Даниил и Аггей предсказали время явления на земле обещанного Мессии. Мессия еврейское слово, по-гречески Христос, по-русски значит помазанник. Навуходоносор, царь Вавилонский, за 600 почти лет до Р. Х. взял и разрушил Иерусалим и храм, Соломоном построенный, и жителей города отвел в плен. Пророк Даниил, воспитанный в плену Вавилонском, в первое лето персидского царя Дария Мида, за 538 лет до Рождества Христова, предсказал, что стены города Иерусалима, тогда лежавшие в развалинах, будут, восстановлены и что спустя 69 с половиною седмиц, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(м) Сообразно с климатом, Евреи носили одежды широкие, развевающиеся. Главными одеждами их были туника и плащ. Туника была льняная и надевалась то на голое тело, то на рубашку. Она была широкая, так что спереди образовывала пазуху, в которую можно было очень многое положить: «Мерою доброю.... отсыплют вам в пазуху» ( Лк.6:38 ), и длинная, как можно, между прочим, заключить из того, что когда Аннон обрезал одежды послов Давидовых наполовину, то они все еще покрывали чресла их ( 2Цар.10:4 ). Люди бедные носили только одну одежду: «Пойди и сними вретище с чресл своих... Он так и сделал, ходил нагой...» ( Ис.20:2 ). Люди достаточные сверх нижней одежды накидывали на плечи плащ. Плащ был четырехугольный ( Втор.22:12 ). Эти две одежды составляли то, что в Св. Писании называется переменой одежд ( Суд.14:12 ). Голову мужчины обертывали полотном в виде тюрбана. Так как Евреи носили длинное и широкое платье, то, отправляясь в дорогу или принимаясь за какое-нибудь дело, они подбирали платье поясом: «Когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил куда хотел» ( Ин.21:18 ); «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу» ( Ин.13:4–5 ). Пояс чаще всего был кожаный и заменял карман: «Но берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» ( Мф.10:9 ) Писцы носили в поясе письменный прибор ( Иез.11:2 ). Женщины, кроме длинной рубашки, носили епанчу или плащ ( Ис.3:23 ), который был, вероятно, очень широк; Руфь, наприм., унесла в нем данные Воозом шесть мер ячменя ( Руф.3:15 ). Платье женщин, вероятно, значительно отличалось от мужского, так как закон запрещал мужчинам надевать платье женское, а женщинам носить мужское ( Втор.22:5 ). Необходимою принадлежностью женского туалета было покрывало, в которое они завертывались, когда выходили из дома ( Иез.16:10 ; Быт.24:65 ). Верхнее платье у Евреев служило ковром, когда они сидели. Поднимаясь с места, они каждый раз отрясали его, чтобы сбросить все, что могло пристать к нему. Этим обыкновением объясняется выражение Св. Писания: «Отряси с себя прах» ( Ис.52:2 ). – Евреи не носили чулок и вообще обуви, употребляющейся в холодных странах. Они ходили босиком, а отправляясь в дорогу, привязывали к ногам кожаные подошвы – сандалии. При входе путешественника в дом, ему омывали ноги. Это было сколько необходимостью, чтобы очистить их от пыли и грязи, столько же служило знаком уважения. Обыкновенно эту обязанность исполняла прислуга ( 4Цар.3:2 ), а в важных случаях сам хозяин дома ( Быт.18:4 ). Обувь обыкновенно оставлялась у внешних дверей и отрясалась, прежде чем снова надеть ее: «Выходя из дома, или из города того, отрясите прах от ног ваших» ( Мф.10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010