Таков больной телом. А ты, болящий душею, почему не спешишь к безтелесному и, притворно исповедуя и показывая врачу свою немощь, оставляешь усиливаться и распаляться своему недугу, чтобы развился он во всей силе? Но образумься, познай самого себя. Бога опечалил ты, Творца своего прогневал, имеющаго власть и настоящей и будущей жизни Господа и Судию. От роскоши пришел ты в дурное состояние? — постом уврачуй пресыщение. Необузданность нанесла вред душе твоей? — целомудрие да будет лекарством недуга. Корысть вещественная причинила духовную лихорадку? — милостыня пусть опорожнит излишек: ведь очистительное средство от чрезмернаго избытка — в уделении другим. Причинило нам вред похищение чужаго? — пусть возвратится к своему владельцу похищецное. Ложь привела нас близко к погибели (ибо сказано: «Ты погубишь всех говорящих ложь» — (Пс.5:7))? — забота об истине да отвратит опасность. Клятвопреступление ли наводит летящий воздушный серп Захарии, грозящий посечением? (Зах.5:1-4) — облечемся в полное всеоружие покаяния, чтобы отклонить острие серпа. Поработился ли кто нечестиво еретическим догматам? — православным образом мыслей пусть отгонит угрызения (совести). Таково ведь раскаяние, — освобождение и изглаждение того, что ранее или самым делом было совершено, или в намерении замышлено.    А тот, кто знает пользу покаяния, но постоянно вращается в тине беззакония, оказывается подобным рабу, знающему гнев господина, но на глазах его делающему худое и (через то) усугубляющему грех. Ты же будь внимателен к одержащей тебя болезни. Сокрушайся, сколько можешь, ищи и печали братий единомысленных в помощь себе для освобождения (от болезни). Покажи мне горькую и обильную слезу твою, чтобы я примешал (к ней) и свою; возьми и иерея в в сообщники скорби, как отца: ибо есть ли отец, настолько не соответствующий своему имени или настолько черствый по душе, чтобы не скорбеть вместе с детьми, находящимися в печали, или наоборот — не радоваться вместе с радующимся? Иерей так скорбит о грехе сына по религии, как Иаков — об окровавленной одежде Иосифа (Быт.37:33 и след.), как Давид — о погибели Авессалома (2Цар.19:4), как Илий — об Офни и Финеесе, павших в строю (1Цар.4:18), как Моисей — о народе безбожном, который из любви к новшествам устроил себе тельца (Исх.32:29 и след.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5) Супружеская верность, которую особенно нужно внушать, чтобы «честен был брак и ложе нескверно. Ибо блудников и прелюбодеев будет судить Бог» ( Евр.13:4 ; ср. 1Кор.6:9,10 ). Против прелюбодеяния должно представлять а) что на прелюбодеев в Священном Писании часто изрекается проклятие; б) что Бог всех прелюбодеев лишит наследия своей славы, которую они могут получить разве только через искреннее глубокое раскаяние и многими делами покаяния; в) что блуд, хотя есть тяжкий грех, но гораздо более тяжким представляется в св. писании грех прелюбодеяния, как говорит Соломон: «Прелюбодей же за скудость ума погибель души своей содевает, болезни же и безчестие понесет: поношение же его не загладится во век» ( Прит.6:32,33 ), (см. Прав. Нрав. Бог . § 333). И если это преступление всегда считалось гнусным в Ветхом Завете, то гораздо большее осуждение и наказание привлекает на себя в Новом Завете, по причине оскорбления, наносимого браку, возведенному в достоинство Таинства. Посему Бог особенно оскорбляется прелюбодеянием, и к каждому прелюбодею должно отнести те слова, которые Он сказал Давиду: «и ныне не отступит меч от дому твоего до века» ( 2Цар.12:10 ). При испытании совести кающихся супругов нужно духовнику сохранять благоразумие, особенно когда спрашивает о том, что противоположно святости супружества. Также нужна осторожность при исповеди замужних жен; надобно остерегаться вдруг спрашивать о супружеском долге. Довольно будет, если духовный отец, спрашивая о других грехах, спросит, во всем ли она сохранила должную верность и послушание мужу. Хотя к обязанностям супругов относится то, чтобы через законное соединение рождать детей, однако бывает исключение, когда супруги по взаимному согласию удерживаются от прав супружества. Священник с осмотрительностию должен давать совет на это молодым супругам, когда от него они требуют совета. Ибо хотя это намерение заслуживает похвалу по особенной твердости духа, но редко между супругами бывает взаимное и с обеих сторон совершенно свободное согласие, и для многих, при продолжительном воздержании в столь тесном сожительстве, делается гибельным ( 1Кор.7:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Что это восстание народов против Давида было поводом происхождения 2-го псалма, это, помимо сходства обстоятельств этого восстания с описываемыми в псалме, ещё подтверждается 82 псалмом, который принадлежит Асафу, современнику Давида. Псалом 82 может быть назван заключением 2-го псалма. Представляя в своём расположении копию 2-го пс. и во многом до буквальности сходно описывая восстание народов и отношение к ним Иеговы, – 82 пс. называет те племена и народности, князей и царей, которые представляются восставшими против Давида, главным образом по 1 кн. Пар. Показанное обстоятельство считают поводом, или случаем, по которому был воспет Давидом 2-ой псалом и многие западные учёные 100 . Но если так, если действительно обстоятельство, давшее повод к произведению 2-го псалма, относится ко времени Давида и он сам был певцом его; то не естественнее-ли всего предположить, что Давид и был единственным предметом 2-го псалма, – Мессиею Иеговы? Так действительно и предполагают некоторые 101 . Но эти учёные, как будто, забывают, что очень возможно иметь участие в каком-нибудь событии, подавшем повод к известному литературному, или поэтическому произведению, и даже быть автором этого произведения и, в тоже время, главным образом, говорить в этом произведении не о себе, а о лицах и событиях совершенно иных, только имеющих какое-нибудь ближайшее отношение к случаю. Так, например, находящийся в осаде очень легко может, во всякой речи, по поводу своего несчастного положения, переходить к тому, что может подавать надежду на избавление, напр. к какой-нибудь могущественной силе, имеющей скоро освободить его. Подобное очень легко могло быть и с Давидом в его речи, вылившейся по поводу указанного современно-исторического обстоятельства. Притом в близкое к этому время, Давиду дано было обетование о происхождении от него нового Мессии, о котором было сказано, что престол его будет утверждён на веки и царство его будет вечно находиться под особенным руководством Божиим ( 2Цар. 7:8. 11. 16 ). Но так как, вообще, все праведники укреплялись верою, которою они побеждали и царства ( Евр. 9:32–33 ); то и Давиду, при виде восстания на него народов, очень естественно было укрепиться верою и потому обратиться к недавно Обетованному, чтобы в представлении вечности и непоколебимости Его царства найти для себя успокоение, так как вечность, твёрдость царства его будущего Потомка, очевидно, должны иметь свою опору в настоящем, а главнее всего за тем, чтобы ясно дать почувствовать своим врагам, с кем они в Давиде и чрез Давида должны будут иметь дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Заканчивается курс разбором пророчеств из исторических книг Ветхого Завета и Псалтири. Это пророчество Нафана, содержащееся во 2Цар. 7:14–16 и 1Пар. 17:10–14 , а также мессианские 2-ой и 8-ой псалмы. Толкуя пророчество Нафана, профессор протоиерей писал, что «правильнее всего понимать под царственным семенем Давида плотское потомство его, члены которого последовательно занимали престол его, и главным образом Соломона» 163 , но пророческое созерцание здесь простирается уже дальше, и за плотскими представителями рода Давидова следует видеть «в отдалении славного Потомка Давидова и в то же время Сына Божия – Мессию» 164 . Такое понимание подкрепляется тем, что потомство Давида далеко не всегда оказывало Богу сыновнее повиновение и почтение, и истинным Сыном Божиим как в переносном, так и в прямом смысле, явился только Спаситель. Кроме того, в Новом Завете архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от Неё Божественного Сына, говорит словами пророчества Нафана ( Лк. 1:32–33 ) 165 . Это авторитетное свидетельство делает несомненным мессианское значение данного пророчества. Примечательно, как в толковании мессианских псалмов прот. А. П. Рождественский решает хронологические вопросы. Псалмы почти не содержат в себе указаний на личные обстоятельства псалмопевца, которые бы помогли установить время написания псалма. В некоторых из них такие указания есть, но таких псалмов немного. Профессор Рождественский напоминает, что «нужно... иметь в виду что и самые надписания псалмов, которые часто говорят об их писателе, не могут признаваться современными составлению псалмов и происходящими от самого составителя» 166 . Но эти надписания, несомненно, восходят к глубокой древности и свидетельствуют изначальное церковное предание, и не доверять этому преданию, считает прот. Рождественский, «в большинстве случаев нет оснований» 167 . Попытки решить вопрос о времени составления того или иного псалма независимо от предания профессор протоиерей называет необоснованными и тенденциозными, особенно в тех случаях, когда исследователи отодвигают время написания псалма как можно позднее 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Вот эти выражения: . а)  Я был царь в Иерусалиме (1, 12). По мнению Ейхгорна выражение это не идёт к Соломону, а прилично царям, бывшим после Соломона, когда существовали две резиденции. Так и говорится о преемниках Соломона, царствовавших в Иудеи: Ровоам царствовал в Иерусалиме ( 3Цар. 14, 21 ); Авия царствовал в Иерусалиме (15, 2); Асса царствовал в Иерусалиме (15, 10) и т.д. Но также говорится в книгах царств и о Соломоне: времени царствования Соломона в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет ( 3Цар. 11, 42 ). Не только о Соломоне, но и о Давиде говорится, что он царствовал в Иерусалиме тридцать три года. ( 2Цар. 5, 5 . 3Цар. 2, 11 ). Не сказано только о Сауле, потому что Иерусалим не был ещё во владении Евреев,  да и вообще не означено, где он царствовал, потому что он был более военачальник, чем царь, и может быть, сам не знал, где его резиденция. б) Действительный Соломон, говорят 32 , не мог сказать о себе: я был – царём … (1,12). Царствование Соломона продолжалось до самого конца его жизни ( 3Цар. 11, 43 ); следовательно, не мог он говорить о своём царствовании как о прошедшем. Но прошедшую формой глагола в еврейском языке выражаются действия и состояния, не только минувшие, но и такие, которые давно начались и ещё продолжаются. Так например: я возненавидел (), презрел () праздники ваши; ибо хотя приносите Мне всесожжения и приношения ваши, они Мне не угодны ( Амос. 5, 21. 22 .). Но Сара, жена Авраама, не рождала ( ) ему ( Быт. 16, 1 ). Поднимаю () руку мою ( Быт. 14, 12 ). Теперь узнал я ( ), Псал. 19, 7 . (См. Полн. Курс. Еврейск. Грам. Штейнберга , стр. 196. 197.). Стало быть, Соломон действительный мог сказать о себе: я был – царём , когда ещё продолжалось его царствование. в) Действительный Соломон не мог, говорят 33 , сказать о себе (1, 16), что он возвеличился и приобрёл мудрости больше всех, которые были прежде его над Иерусалимом ( ). Кто же был прежде его над Иерусалимом?– один только Давид. Поэтому предполагают, что в то время, когда писалась книга, прошёл уже целый ряд израильских царей, так как разумеет языческих царей Екклезиаст едва ли мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Следующие варианты лучше объясняются, поэтому, из употребления древнего, чем квадратного шрифта: 1Пар. 4:24 вместо Чис. 26:12 ; Быт. 46:10 и Исх. 6:15 ; 1Пар. 7:20 вместо Чис. 26:35 ; 1Пар. 11:35 вместо 2Цар.23:33 . – В древнем шрифте , как замечено уже, имеет вид обращённого в другую сторону Р; на эту же греческую букву походит . Отсюда объясняются смешения этих букв, как, например, 1Пар. 6:55 вместо у LXX; – κ Μασεκκς 1Пар. 1:4 вместо еврейского . Наконец, легко могут быть объяснимы скорее из древнего и с трудом из квадратного шрифта смешение и ; например, 1Пар. 6:61 вместо . Нав. 21:32 ; 1Пар. 7:20 вместо Чис. 26:35 ; 1Пар. 6:45 вместо Нав. 21:18 . Ср. форму обеих этих букв в финикийском алфавите. – Таким образом, доказательство, выводимое из употребления квадратного шрифта не только не доказывает позднейшего происхождения книг Паралипоменон, но, будучи неосновательным в самом себе, оно вместе с тем и не имеет никакого права стоять в ряду доказательств о времени происхождения их. «В 2Пар. 36:21 говорится, что вавилонский плен продолжался семьдесят лет, каковое хронологическое заблуждение первоначально произошло во время Лагидов и Селевкидов из одного предсказания Иеремии» 42 . При этой аргументации странным является то, что ею пользуются только по отношению к книгам Паралипоменон, тогда как не только Ездра ( 1Ездр. 1:2 ) теми же словами, как и писатель Паралипоменон, говорит что предсказанный Иеремией плен окончился в первый год Кира и слово Господа исполнилось через изданный Киром эдикт, но и пророк Захария два раза упоминает, что плен продолжался семьдесят лет. Почему же не пользуются этим мнимым хронологическим заблуждением для доказательства неподлинности или позднейшего происхождения этих книг? Правда, Бертольд и Ветте отрицают, хотя и без достаточных к тому оснований, происхождение от Ездры названной его именем книги и думают, что она составлена из различных отрывков и получила свой теперешний вид в очень позднее время. Но если мы в настоящем случае и не будем иметь в виду книгу Ездры, подлинность которой однако несомненна, то для нас остаётся всё-таки совершенно достаточное свидетельство пророка Захарии, находящееся в Зах. 1:12 и Зах. 7:5 , следовательно, в первой части его книги, в происхождении которой от Захарии не сомневался ещё никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Отрасль (2) здесь обозначает «побег новой поросли», что однозначно с плодом новой земли. Смысл в том, что Израиль должен возродиться; когда Божий суд уничтожит всю его былую славу и останется лишь несколько выживших, на его корнях прорастут новые побеги. Имеется в виду обновленное общество, а впоследствии к этому будет добавлено, что один Человек Сам станет этой новой отраслью (ср.: Иер. 23:5 ; Зах. 3:8; 6:12 и подобное выражение в Ис. 11:1 ). В NIV затеняется индивидуализм ст. 3 (буквально «тот, кто останется… кто уцелеет… каждый, кто будет написан в книгу…»). Новый Иерусалим будет состоять из святых людей, чьи имена будут записаны в книге жизни (ср.: Исх. 32:32–33 ; Мал. 3:16 ; Отк. 20:12–15 ). Но ст. 5 показывает, что между членами этого общества будут существовать совсем иные отношения, чем те, которые описаны в 1:13, и увенчается это общество славой Божьей. Эта слава будет почивать на всей горе, а не только в святилище, как прежде, поскольку тогда все станут святыми. В гимне «Glorious things of thee are spoken», основанном на словах ст. 5 и 6, совершенно справедливо говорится о Божественном присутствии «ради славы и покрова» над Церковью и вокруг нее. Ср. ст. 6 с 25:4–5. 5:1–30 Виноградник, принесший дикие плоды Эту главу вполне можно рассматривать как отдельное законченное произведение. Тем не менее в ней немало общих с предшествующими главами элементов (о метафоре виноградника ср.: 3:14; о смирении гордых ср. 2:9 с 5:15), и она жестоко критикует некоторые из социальных грехов, с которыми мы уже сталкивались. Здесь пространное вступление книги подходит к своей кульминации. 5:1–7 Притча Это маленький шедевр. Начало его, напоминая песнь любви, привлекает внимание и будит воображение, думается, что виноградник, подобно обнесенному стеной саду из Песни Песней Соломона (напр.: Песн. 4:12–15 ), безусловно, будет говорить нам о невесте и ее красоте, сберегаемой для жениха. Однако слушатели скоро убеждаются, что ошиблись (3–4), и осознают, что, подобно Давиду перед Нафаном ( 2Цар. 12:1–7 ), они согласились выслушать обвинение против самих себя (ср. также: Мф. 21:40–43 ). В подлиннике в незабываемой последней строке этого фрагмента выдигается обвинение, язвительное, как эпиграмма (7). Двойная игра слов в ней не поддается переводу, но примерно ее можно перевести так: «И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

27:31. Теперь Павел (чей совет первоначально не был принят во внимание как исходящий от непрактичного и странного еврейского учителя) фактически берет на себя роль командира корабля, поскольку сотникприслушивается к нему. 27:32. На следующий день на лодке они могли переправить людей на берег (хотя нужно было сделать много рейсов); без этого нельзя было приблизиться к мелководью. 27:33,34. «Не пропадет волос с головы» – известное изречение из Ветхого Завета ( 1Цар. 14:45 ; 2Цар. 14:11 ; 3Цар. 1:52 ); но она была понятна и тем, кто не был знаком со Священным Писанием. 27:35,36. Трапеза здесь происходит по иудейскому обычаю: глава дома благодарит Бога и преломляет хлеб. 27:37. Большие корабли могли перевозить несколько сот человек. Иосиф Флавий даже утверждает, что он плыл на корабле с шестьюстами пассажирами на борту. 27:38. Им нужно было облегчить корабль (27:18), чтобы как можно ближе подойти к берегу. Ранее они оставили некоторое количество груза для балласта (необходимого для устойчивости судна). 27:39. Залив Святого Павла в северной части Мальты соответствует всем описанным в этом рассказе деталям. 27:40. Эти действия обычно предпринимают при попытке подвести к берегу поврежденный корабль. 27:41. Между заливом Святого Павла и островом Салмонетта на северо-западе лежит узкая протока около 300 ярдов шириной. Корабль сел на мель, упершись в песчаную косу, и волны яростно бились о его неподвижную корму. 27:42,43. Воины отвечали за доставку узников. Для них было лучше, если бы узники погибли в море, чем убежали. 27:44. В греко-римской литературе спасение человека при кораблекрушении считалось доказательством его религиозного благочестия даже перед судом. 28:5 . Владычество Адама над животным миром ( Быт. 1:26 ) прекратилось в результате грехопадения, но еврейские толкователи Ис 11:6–9 верили, что оно возобновится в мессианскую эпоху, а немногочисленнымсвятым подобное могущество приписывалось уже в то время. Возможно, дрессировкой змей занимались некоторые адепты греческих мистериальных культов. Но Павла в этой неожиданной ситуации спасает только вера.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

17:13–14 Летописец не упоминает содержащейся в 2Цар. 7,14 угрозы в адрес Соломона покарать его (и его потомков) в случае, если он впадет в беззаконие. Это умолчание можно объяснить его стремлением представить своим читателям Соломона в образе идеального правителя (см. ком. к 2Пар. 1,1 9,31). ему отцом... Мне сыном. Используемые здесь термины родства передают представление об особого рода усыновлении Богом избранного царя, что в корне отличалось от обычая обожествления царей, бытовавшего в других ближневосточных культурах. Авторы новозаветных текстов рассматривают эти слова в качестве предвосхищения пришествия Христа, последнего царя из рода Давидова ( Мк. 1,11 ; Лк. 1,32.33 ; Евр. 1,5 ). Христос Сын Божий не только потому, что по плоти происходит от семени Давидова, но потому, что был зачат от Духа Святого ( Лк. 1,35 ) и является вторым Лицом Троицы ( Ин. 1,1–18; 17,1 ). милости Моей не отниму...престол его будет тверд вечно. Своей всевышней волей Бог определил род Давидов вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные потомки его и бывали наказаны Богом ( 2Цар. 7,14 ), Он затем неизменно восставлял на троне другого представителя того же рода. Это обетование служило залогом исполнения монархических чаяний современников летописца, а полное свое воплощение обрело в Иисусе Христе (см. ком. к 17,7–14 и 2Пар. 21,7 ). 17 кто я..? Самоуничижение Давида полностью соответствует созданному летописцем идеализированному образу этого царя (см. ком. к 2Пар. 2,6 ). 17 имя. См. ком. к 13,6. Дом Божий: прежде и сейчас. Глава 18 1820,8 Этот фрагмент посвящен военно-политическим достижениям Давида и делится на четыре основные части: одержанные Давидом победы (18,1–13), перечень бывших при нем чиновников и священников (18,14–17), победа над аммонитянами (19,1 20,3), победа над филистимлянами (20,4–8). Летописец, во-первых, показывает, каким образом Давиду удалось достичь политической стабильности, столь необходимой для последующего возведения храма; во-вторых, объясняет, откуда Давид получил те неисчислимые богатства, которые затем были пожертвованы им на строительство храма; в-третьих, подготавливает читателей к тому, что из-за кровопролитных войн Давид окажется непригодным к роли строителя дома Божия; в-четвертых, стремится укрепить надежду членов восстановленной общины на победу над окружавшими ее неприятелями. При этом летописец не упоминает о связи Давида с Вирсавией ( 2Цар. 11,1 12,14), поскольку этот факт мог бросить тень на царя. Глава 19

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В начале 1904 года в жизни еноховцев явилась еще другая немаловажная новость. Царство Христово после страшного суда они стали представлять земным; указали его место – хутор Козлова, и назвали его Сионом, а молитвенный дом его назвали домом Давида. На этом-то Сионе и будет устроено вечное царство Христово. Выходя из этого пункта вероучения о вечном на земле царстве, еноховцы стали отрицать и воскресение мертвых грешников, которым место не здесь с живыми и воскресшими праведниками, а в аду, где они пребывают уже и теперь. Да и самое воскресение мертвых и страшный суд еноховцы стали представлять не так, как они описаны в Евангелии ( Мф.25:3 ): «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все Святии Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» и т.д. Суд уже начался: Христос отделяет пшеницу (еноховцев) от мякины (не верующих в Илию и Еноха); пшеница будет осыпана в житницу, а мякина пойдет в огонь ( Мф.13:30 ). В конце же 1904 года, с 8 ноября учение еноховцев, вместе с появлением «истинного Царя» – Мышова, еще изменилось, соответственно этому факту. «Уже явилась для нас – уцелевшего Израиля, говорят еноховцы «отрасль Господа» ( Исх.4:2 ). Мы третий Израиль ( Исх.19:24,25 ). Владыка из среды нас ( Иер.10:21 ); Царь в красоте своей ( Исх.32:17 ), которого живущие на земле не ожидали ( 3Езд.5:6 ). – Это Император Николай II, скрывавшийся доселе от антихриста; он Царь ( 2Цар.7:13,16 ) – и Бог ( Иер.23:5 ). «Скоро-скоро с него снимутся запятнанные одежды, и он облечен будет от иерея великого ( Иоанна Кронштадтского ) – в царскую порфиру и корону» ( Зах.3:12,13 ) и произведет с ними суд над миром ( Зах. 3:4,5; 6:11,13 ). «Тогда он соберет всех верующих в него (еноховцев) ( Мих.2:12,13 ) и произведет с ними суд над миром» ( 3Ездр.12:29–33 , Дан.7:23–27 , Иезек.23:45, 1Кор.6:1,2 ). «Антихрист погибнет от таинственного Зары (читают на «Заре», т.е. от царя, явившегося от Фомары» ( Быт. 38:24–30 ). Вместе с нашим царем из Кронштадта явится для суда и Великий князь Михаил Александрович ( Дан.12:1 ), а после суда настанет вечное царство Императора Николая Александровича Мышова – со всеми святыми-еноховцами» ( 2Цар.7:16 , Лк.1:22 : Дан.7:26, 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010