Доказательства того, что Соломон был действительно вторым, а не четвертым, сыном Вирсавии, как могло бы казатвсл на освовании 1Пар.3:5 , можно читать у Богородского. Еврейские цари. Стр. 320. Прим. 5. 251 В первом месте говорится, что назначено писцов и судей шесть тысяч; во втором, – что из племени Хевронова 1700 имели надзор над Израилем по сю сторону Иордана, к западу, по всяким делам служения Господня и по службе царской, – и 2700 над коленами по ту сторону Иордана по всем делам Божиим и делам царя. Толкователи соглашаются, что в том и другом месте речь об одних и тех же левитах. Но как согласить различие в числах на 1600 человек? Предполагают порчу текста или неполноту перечня в 26, 30. Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Alt. Test. Theil. VIII. S 170; Keil Chronik. S. 209. Несоответствие между числом левигов с пространством территории по сю и по ту сторону Иордана Вейс объясняет большею опасностью со стороны языческого образа мыслей именно на восточной стороне Иордана, требовавшею большего числа представителей закона. Он же предполагает, что к местным судам из старейшин города назначено было по два или три левита, основываясь в этом своем предположении на следующих словах Иосифа Флавия, влагаемых последним в уста Моисея. «Во всяком городе да будут начальниками семь мужей добродетельных и ревнующих о правде. И ко всякому правительству да присоединятся по два служителя от колена левитов» (Antiqu. IV, 8. 14). В пятокнижии нет такого определения. Но оно гармонирует с 1Пар.23:4 и 26:29. Вейс предполагает, что Флавий Давидово учреждение перенес на время Моисея. Weiss. David und seine Zeit. S. 205. 252 Что еще во время своего царствования над Иудою и даже в первое Давид разделил свое войско на 12 частей, можно заключать из сведений относительно Асаила, брата Иоавова. Как извество, Асаил был убит Авениром,быть может, за два года до воцарения Давида над всем Израилем ( 2Цар.2:18–23 ); между тем он стоит в ряду избранных тридиати богатырей (гибборимов 2Цар.23:24 ; 1Пар.11:26 ); кроме того о нем говорится, что он был начальником одной из 12 частей, на которые Давид разделил свое войско, и что ему, после его ранней смерти, наследовал в его должности его сын Завадия ( 1Пар.27:1,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь имело место подобное же действие Божие, как в ожесточении сердца Фараона ( Исх.14:4 ; ср. Рим.9:17 ). Цель божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на два враждебные царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и народа за факты неверности Соломона и народа Иегове. Ср. блаженный Феодорит, вопр. 40. 3Цар.12:16 .  И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим. Слова: «какая нам часть в Давиде?», – старый революционный клич недовольных династией Давида, слышавшийся еще во время возмущения Савея при Давиде (ср. 2Цар.20:1 ), теперь произнесенный со всей решительностью и бесповоротностью. Относительно выражения «по шатрам своим» (евр. огалеха, огалав) некоторые полагают, что первоначальное чтение его было иное: «к богам своим» (элогеха, элогав) и что настоящее чтение, получившееся через перестановку одной буквы на место другой ( и ) явилось корректурою текста, так как это воззвание находили несогласным с общим мнением, что израильтяне во время Соломона были чистыми поклонниками Иеговы (проф. Д. А. Хвольсон. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою. Христ. Чтен. 1874, май, с. 50–53; проф. Ф. Я. Покровский, Разделение Еврейского царства, с. 239 прим. ). При настоящем чтении воззвание ( «по шатрам своим») имеет отношение ко времени странствования евреев по пустыне, когда стан народный был рассположен по коленам. 3Цар.12:17 .  Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам. К Ровоаму, кроме колен Иудина и Вениаминова, присоединились также израильтяне Симеонова колена, жившие в пределах колена Иудина ( Нав.19:1–9 ), а равно многие из Левиина и др. колен ( 2Пар.10:12–16 ). Все же царство Иудейское равнялось не более 1/4 владений Соломона. Заиорданье также принадлежало Израильскому царству (ст. 25). 3Цар.12:18 .  И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим. Ровоам, однако, не терял, по-видимому, надежды убедить израильтян к покорности и с этой целью посылает к ним для увещаний и переговоров начальника над податьми Адонирама (евр.: Адорам, ср. ( 3Цар.4:6 ) и ( 2Цар.20:24 ) ); но вид ненавистного им по самому роду службы чиновника привел их в ярость, и они побили Адонирама камнями, а Ровоам должен был поспешно спасаться бегством в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Ефрон-хеттеянин отдавал задаром свое поле и пещеру для погребения Сарры. Авраам, о котором не говорится, чтобы он преклонился пред народом египетским или филистимским, кланялся сынам хеттейским. Много столетий спустя на сцену библейской истории снова выступает хеттеянин, и нельзя сказать, чтобы при взаимных отношениях этого хеттеянина и народа Божия нравственное превосходство было на стороне последнего. Хеттеянин этот Урия. Он представляется ревностным исполнителем религии Израиля, не допускающим мысли, чтобы можно было спать в доме и наслаждаться радостями и удовольствиями семейной жизни, когда ковчег Божий находится в поле ( 2Цар.11:11 ). В Библии есть еще важное указание относительно хеттеев. Оказывается, что в состав некоторых хеттейских имен входило слово Иегова наименование Бога Израилева. Так, в Библии рассказывается, что, когда Давид разбил сувского царя Адраазара и сирийцев, Фой, царь Имафа, т. е. хеттейский, послал „Иорама, сына своего, к царю Давиду, приветствовать его и благодарить его за то, что он воевал с Адраазаром и поразил его; ибо Адраазар вел войны с Фоем. В руках же Иорама (в еврейском и LXX наименования нет) были сосуды серебряные, золотые и медные. Их также посвятил царь Давид Господу, вместе с серебром и золотом, которое посвятил из отнятого у всех покоренных им народов“. ( 2Цар.8:10–11 ). В кн. Паралипоменон ( 1Пар.18:10 ) имя посла Фоева несколько изменено (в русском тексте стоит также Иорама). Может быть, транскрипция кн. Паралипоменон есть результат описки. Во всяком случае писатель книги Царств, очевидно, допускал возможным в состав хеттейского имени вводить слово Иегова. Некоторых ученых это короткое сообщение Библии заводит очень далеко, они говорят на основании его даже о несемитическом происхождении имени Иегова, но во 1) Иегова весьма удобно производится от семитического – быть, во 2) в состав еврейских имен имя Иеговы входило с древнейшего времени (наприм., Иохаведа, мать Моисея ( Исх.6:20 )). Сопоставляя имя хеттейского Иорама с его миссией, естественнее всего предположить, что не находившие предосудительным уважать евреев хеттеи не находили предосудительным почитать и их бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» ( 2Цар.15:13–17 ). Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому чело­веку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего Николая Александровича, Николая II. О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает. Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима. «И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» ( 2Цар.15:18 ). То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю. Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней? Когда на просторах нашей земли уничтожалось самое имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, дьявольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле чело­века, но та, что даруется с Небес, от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Интересно, что в иудейской традиции 1я и 2я книги Царств (это название взято из Септуагинты, греческого перевода LXX, с которого Библию переводили на славянский язык) называются, соответственно, 1й и 2й книгами Самуила. Нафан (XI–X вв. до Р.Х.) — советник царя Давида, служивший ему голосом совести, бесстрашным и бескомпромиссным. Репутация Давида, как и многих других великих фигур Ветхого Завета, неоднозначна. С одной стороны, удачливый воин, успешный правитель, а с другой стороны, деспотичный, подверженный «общечеловеческим» страстям, Давид во многом благодаря Нафану имел возможность, хотя бы post factum, оценить свои поступки как неправду перед Богом и потому сам вошел в число праведников. Три наиболее известных и важных эпизода, связанных с Нафаном: предсказание о строительстве храма ( 2Цар.7 ), обличение Давида в убийстве Урии и прелюбодеянии с Вирсавией ( 2Цар.11-12 ) и помазание на царство Соломона ( 3Цар.1 ). Илия (IX в. до Р.Х.) — наиболее яркий и известный, если не самый знаменитый, после Моисея, пророк Ветхого Завета. В ситуации тотального отступничества Израиля (Северное царство после раскола единого царства) и уклонения в языческое идолопоклонство проповедь Илии звучит очень жестко и безапелляционно: «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» ( 3Цар.18:21 ). Известность Илии объясняется прежде всего обширностью и многообразием рассказов о нем, включенных в 3ю и 4ю книги Царств. В этих повествованиях он предстает как ревностный и жесткий борец за чистоту веры как религиозной верности Богу Израилеву. Само его имя — евр. Элиягу — выражает всю суть его проповеди: «Бог есть Яхве». В Евангелии мы читаем о том, как Иисус довольно сдержанно высказывается о кровавых методах той религиозной войны, которая ассоциировалась в сознании учеников с именем Илии ( Лк.9:54 ). С другой стороны, один из самых потрясающих библейских эпизодов — это общение Илии с Богом на горе Хорив, где Бог открылся ему «не в ветре… не в землетрясении… не в огне», а в «веянии тихого ветра» ( 3Цар.19:11-12 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу. Давид взял замужнюю жену, как чужое царство (ведь для всякого мужа единодушная жена есть царство, и не столько царь любит порфиру и диадему, сколько муж любит жену), – за то сын собственной жены его восстал на него, как тиран, намереваясь отнять царство у отца. Он взял насилием, и сам подвергся насилию; согрешил тайно, и обличен явно; ранил себя втайне, и при всех испытал на себе руку врача, по слову Божию: " ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем " (2Цар.12:12). Впрочем, злоба Авессалома не достигла цели, и справедливо, – дабы отцеубийцы не приняли поступка его за правило отцеубийства; но, послужив как исполнитель наказания, он был сам убит как осужденный. Как на зрелищах дикие звери на одних нападают, а другими сами убиваются, – так Авессалом, напавши на Давида, был убит Иоавом (2Цар.18:14), и на высоком дереве повис тот, который превозносился пред отцом; удержан был расте­нием тот, который восстал против корня; в ветвях запу­талась ветвь, которая отломилась от отеческого расположения; удержан был за голову тот, который домогался овладеть го­ловою родителя; висел как плод от растения тот, который хотел истребить виновника естества своего; поражен был в сердце и убит в то самое место, где замышлял убийство. Тогда можно было видеть удивительное зрелище: едучи на лошаке, он был удержан густыми ветвями дерева за густые волосы, и ветви держали за волосы тирана, причиняя ему самому боль в том самом месте, на котором он хо­тел носить отеческую диадему. Можно было видеть, как Авес­салом висел между небом и землею. Небо не принимало его, – потому что если оно отвергло первого возмутителя – диавола, то как оно могло принять второго возмутителя? Земля отвращалась от него, не терпя осквернения от ног отцеубийцы, – потому что если она поглотила Дафана, говорившего против Моисея, если разверзла уста свои на того, кто разверз уста свои на зло (Числ.16), то как она могла снести ноги, устремившиеся против родителя? Итак, когда Авессалом висел высоко на дереве, подошел к нему военачальник Иоав и вонзил три стрелы в сердце бессердечного, и, таким образом, поразил его в то самое место, где было вместилище беззакония.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

( Лк. 15:18–19 ). А отец? Отец с радостью вышел навстречу блудному сыну, обнял, простил и устроил пир. Я хочу, чтобы мы все вспомнили про Отца, чтобы поняли, что согрешили пред Ним и пошли бы к Нему, чтобы Он обнял и простил нас, чтобы допустил на пир, – на пир веры, к Святой Чаше на Таиной вечере. «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» Аминь. 2 С воскресенья Недели мытаря и фарисея в церкви начинают петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», «Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но наделся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Это церковное песнопение будет звать нас к покаянию еще несколько недель, если будем живы. Но понимаем ли мы эти слова, что они означают? «Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Почему в эти дни вспоминаются Давид и его молитва? Быть может, не все это помнят. Давид был богат и, казалось, все имел. Но однажды он увидел красавицу – жену одного своего воина. Давид приказал послать этого воина в опасное место сражения, и воин был убит, а царь спокойно женился на его вдове. Но Господь любил Давида и послал к нему пророка Нафана. Придя к царю, Нафан сказал: «В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много скота, у бедного – ничего, кроме одной овечки. Он купил эту овечку маленькой и вскормил ее, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чашки пила, и на руках его спала. Пришел к богатому человеку странник. Богач пожалел взять для него овцу из своих стад, а взял овечку бедняка и приготовил из нее кушанье страннику» (см.: 2Цар. 12:1–4 ). Давид думал, что Нафан говорит ему о каком-нибудь его подданном. Он очень рассердился и воскликнул: «Этот злой человек достоин смерти за то, что отнял овечку у бедного» (см.: 2Цар. 12:5 ). «Человек этот – ты, царь, – сказал Нафан, – ты забыл, сколько милости послал тебе Господь, и отнял жену у своего воина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Мы хотим этим сказать не то, что книги Паралипопенон написаны ранее Царств, а то, что они представляют позднейшую переработку древнейшей редакции одного и того же исторического памятника, восстановить который до известной степени возможно, соединяя в одно целое повествование Царств и Паралипоменон. Кроме частных ссылок на древнейшие памятники, которые позднее, за отсутствием самых памятников, могли быть заменены ссылками более общими, что и видим в книгах Царств, – кроме этих ссылок существование предполагаемой нами древнейшей редакции подтверждается множеством отдельных мест из книг Паралипоменон, в которых сохранился древнейший первоначальный текст сравнительно с текстом книг Царств. Напр., в 8-й главе 2-й книги Царств ( 2Цар.8:13 ): «и сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч сирийцев в долине Соляной. (Буквально – при возвращении с поражения Арама в долине Соляной восемнадцати тысяч). И поставил он охранные войска, и все идумеяне были рабами Давиду». В параллельном месте Паралипоменон ( 1Пар.18:12 ) находим следующее: «И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян (Эдом вместо Арам), на долине Соляной восемнадцать тысяч; и поставил во всей Идумее охранное войско». Текст 2-й книги Царств и по связи речи и по грамматической конструкции представляется неудовлетворительным, и непосредственное сличение подлинников ясно показывает преимущество текста Паралипоменон. Примирить тот и другой или свести текст Паралипоменон к тексту Царств невозможно при самых смелых и натянутых предположениях. Удовлетворительное объяснение получается только в том случае, если признать существование указанной древнейшей редакции. Другой пример: В 21-й главе 2-й книги Царств сказано ( 2Цар.21:19 ): «было и другое сражение в Гобе; тогда убил Элханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья, как навой у ткачей». Здесь снова является на сцену Голиаф Гефянин, давно уже убитый Давидом; «Оргим-ткачи» вошло в состав собственного имени Ягаре-Оргим. Вифлеем получает необычное название вместо бет-лехем, бетгалляхми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Параллельными к некоторым из этих «псалмов мудрости» являются похожие отзвуки в Притчах. Первые девять глав содержат множество примеров награды для тех, кто боится Господа. Они будут избавлены, а нечестивые истреблены и искоренены (2:12,21–22). Страх Божий является гарантией того, что «наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (3:10). К этим длинным разделам можно добавить афористичные высказывания, такие как «сеющий неправду пожнет беду» ( Прит.22:8 ). (Я не излагаю прений о том, рассматривает ли литература мудрости возмездие как что-то возлагаемое на человека извне или свыше, или как что-то внутреннее и необходимое, прорастающее из самого действия. Я просто устанавливаю факт того принципа, что каждое действие имеет последствие.) Эта идея была настолько глубоко укоренена, что она по-прежнему была широко распространена среди учеников Иисуса. Увидев человека с врожденной слепотой, они спросили: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» ( Ин.9:2 ). После беседы с богатым молодым управителем Иисус добавил следующее для блага Своих учеников: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Верблюд скорее пройдет сквозь игольные уши ( Мф.19:23–24 ). Их ответ? «Так кто же может спастись?» Разве не богатство считалось одним из главных доказательств Божьего благословения? Их богословие также объясняет, почему они не могли согласиться с предстоящим распятием Господа. Тем не менее, мы должны заметить, что, несмотря на правдивость договора проклятий и благословений Второзакония, они представляют собой только одну часть картины. Любые выводы, которые мы захотели бы сделать, должны быть умерены исследованием всего Писания. Следующие замечания являются важными. Во-первых, сами исторические книги представляют нечто вроде смешанной картины. Во время войны «меч поядает иногда того, иногда сего» ( 2Цар.11:25 ), так что невиновные страдают вместе с виновными. Вспомните преждевременную смерть Авенира ( 2Цар.3:33:34 ), священников Номвы ( 1Цар.22:18 ) и братьев Авимелеха ( Суд.9:5 ). Это случаи, в которых смерть не имеет никакого отношения к карающему правосудию. С другой стороны, достаточно вспомнить о многочисленных царях, как иудейских, так и израильских, которые нежились в роскоши и изобилии, несмотря на открытое неповиновение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Псалом 27 Псалом Давиду. «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – изречен Давидом, когда он был гоним Саулом и злоумышляли противу него мнимые друзья, доносили на него и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие». Другие толковники относят писание сего псалма то ко временам гонений Авессалома ( 2Цар.18:17 ), то – Савея, сына Вохорова ( 2Цар. 20:1 ); – некоторые видят в сем исалме страждущего Христа Спасителя, молящегося Отцу небесному (Бл. Иероним и Августин). По св. Афанасию, «Давид воспевает настоящий псалом от лица уверовавших во Христа, прошением своим призывая в помощь Бога». 1 . К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от Мене, или: о мне 181 . «Оборот речи: да не премолчиши от Мене, заимствован, – говорит бл. Феод., – от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Потому, если премолчишь о мне, т.е. лишишь своей помощи, говорит пророк, то немедленно уподоблюся низходящым в ров 182 , (т.е. могилу), немедленно буду предан смерти. Ее – смерть – назвал рвом, потому что на подобие рва искапывается могила». По св. Афанасию, под рвом разумеется ад. «Бож. Писанию, – говорит он, – обычно рвом называть ад». С Евр.: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу». 2 . Внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему. К храму 183 , т.е. скинии, к святилищу. Евреи, находясь вне Иерусалима, молясь, обращались к той стороне, где находился храм, а в храме – где святилище, кивот завета, при молениях обыкновенно воздевали руки к небу. (См. 3Цар. 8:22, 48 ; Дан. 6:10 ; Иез. 8:16 ). С Евр.: «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему». 3 . Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене. – Т.е. не погуби меня вместе с нечестивыми, беззаконниками и с лицемерами и обманщиками. Св. Афанасий под грешниками разумеет Иудейский народ, а бл. Феодорит – людей, поступающих двоедушно, которые одно говорят, а другое делают. С Евр.: «Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010