Точно также и дар чудотворения в Церкви Христовой никогда не прекращался и не прекратится. Иисус Христос сказал, что истинная вера у людей будет сопровождаться знамениями: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брат змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы ( Мк.16:17–18 ). По истинной и глубокой вере в православной Церкви и в настоящее время проявляются чудотворения изгнанием бесов, исцелением недугов и проч. по молитвам избранников Божиих, хотя дар чудотворения, как дар чрезвычайный ( 1Кор.1:2,9–10 ), и не привязывается непременно к известному служению. Мнимо-духовные христиане говорят ещё: православное учение о таинстве покаяния нельзя признать согласным с св. Писанием ещё и потому, что покаянием можно заглаждать грехи недавние, допущенные человеком непроизвольно, по слабости человеческой воли; а кто повторяет известный грех много раз, коснеет в нём, грешит произвольно и сознательно, тот погиб навсегда, того уже невозможно опять обновлять покаянием, когда он снова распинает в себе Сына Божия, и ругается Ему ( Евр.6:4–6 ). А между тем в православной Церкви кающемуся прощаются все грехи. По поводу этого возражения мнимо-духовным христианам нужно разъяснить, что, согласно с словом Божиим, православная Церковь , действительно, верует и учит, что чистосердечное и искреннее раскаяние грешника перед Богом может принести ему полное и всецелое прощение в каких бы то ни было грехах, так как Бог не желает смерти грешника, а чтобы он обратился от путей своих и был жив (Иезек.18:23,33:11). Ещё в ветхом завете было известно верующим людям, что милосердие Божие покрывает всякий грех человека, при его искреннем и чистосердечном раскаянии, как мы читаем об этом во второй книге царств: Бог не желает погубить душу и помышляет как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:2,14 ). А в новом завете милосердие Божие к грешным людям, проявившееся беспредельной любовью в крестной смерти Сына Божия за грехи человеческого рода, даёт людям ещё большую надежду на возможность заглаждать грехи свои покаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Обещания Твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь исти­ной и слова Твои подтверждаешь делом. Еще на первых порах бытия мира сказал Бог Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16–17 ). Это слово на век приобрело силу, – потому что ослушание Бога ввело смерть. Иной смысл является в связи с написанным (в той же книге Бытия): рече Бог Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт.22:18 ). Семя его – Христос. В нем-то правда во век для рода человеческого. Началом же словес называет обетования, бывшие Аврааму. В нем одном некогда заключался на­род иудейский, но Господь исполнил Свои обещания и умножил на­род, как звезды небесные множеством, и о семени его благосло­вил, по обетованию, все языки. На это и указывают слова псалмо­певца: «и во век все суды правды Твоей». Будучи пророком, он со-зерцал вечное царство Христово, почему и сказал, что истина укра­шает начало слов Божиих. А в другом псалме он говорит: «дела рук Его – истина и правда» ( Пс.110:7 ). " Князья преследовали меня без вины, а слов... Твоих боялось сердце мое» ( Пс.118:161 ). Врагов и гонителей я, го­ворит, не страшился, но Твоих законов боялся. Потому не осме­лился убить врага, когда нашел его спящим. И потом, жалея несчастного сына, поднявшего руку на отца, говорил: «пощадите мне отрока " ( 2Цар.18:5 ). Это говорил Давид, преследуемый Саулом. В ду­ховном же смысле князи – это злые духи, как научает нас бла­женный Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). Они нападают на нас, желая обольстить нас, но нас поддерживает страх пред словом Божиим. Именно Господь сказал: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). " Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу» ( Пс.118:162 ). Так как он упомянул о преследовании со стороны неприятелей, то справедливо вспомнил и о добыче. Он хочет сказать: если бы всех их я убил и получил богатейшую добычу, то я не порадовался бы так, как радуюсь Твоим законам. Что выше сказал он, то повто­ряет и здесь. Там он говорил: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ), и: «возлюбил заповеди Твои более зо ло та и топаза» ( Пс.118:127 ). Вот урок нам, чтобы выше всякой радости мы ставили веселие и радость о заповедях Божиих. «Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон... Твой возлюбил» ( Пс.118:163 ). Истинно и это слово. Кто горячо привязан к божественному, тот ненавидит про­тивное. И с другой стороны, кто ненавидит неправду, тот во вся­ком случае становится на сторону правды. Ведь совершенно неесте­ственно, чтобы об одном и том же деле два противоположные слова были истинны. Между тем и Господь сказал: «не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца ( Исх. 22,26 ), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое ( Втор. 24,12.13 ). вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей. 2 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев перед лицом сынов Исавовых ( Втор. 2,21.22 ), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз во времена Моисея победил Сигона и Ога восточнее Иордана ( Втор. 2,24–37 ), а позже во времена Иисуса Иавина завоевал землю западнее Иордана. как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях ( Чис. 13,26–33 ) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное ( Ис. 2,12–18 ). плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью. 2 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт. 50,24 ; Исх. 3,8 ). в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли ( Втор. 1,19–40 ). чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом ( Быт. 15,7 ), и было исполнено как и говорил Господь при его потомках ( Втор. 2,31 ). 2 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков ( Втор. 18,15–17 ), судей ( Суд. 2,18 ), ставил священников ( 1Цар. 2,35 ) и царей ( 2Цар. 7,12 ). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему. назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону ( Чис. 6,1–21 ), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона ( Суд. 13,1–5 ) и Самуила ( 1Цар. 1,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Таким образом, охранение закона и отправление суда не может признаваться существенной характеристической чертой деятельности шофетим. Невозможность согласовать деятельность шофетим с обычным значением коренного глагола шафат – «судил» – заставила некоторых ученых нового времени (Winer’a, Köhler’a, Gratz’a, и Vigouroux) 252 искать объяснения термина шофетим в других употребительных значениях корня шафат. Во многих местах Св. Писания смысл глагола шафат с удобством передается словами «вступаться за чье-либо право, заступаться, защищать, избавлять, спасать». Напр., пр. Исайя ( Ис.1:17 ) обращается к начальникам Израиля со словами: «защищайте (шифту от шафат) сироту», или в русском венском переводе «заступитесь за сироту». В псалме 42-м ( Пс.42:1 ) выражение «суди меня Боже» поясняется синонимическими параллельными членами: «вступись в тяжбу мою с народом недобрым, от человека лукавого и несправедливого избавь меня». В 1-й и 2-й книгах Царств неоднократно встречаются сочетания «избавить (шафат) или спасти от руки врагов, от руки восстающих и под. ( 2Цар.18, 19, 31 ). Соответственно этому термину, шофетим дают значение «защитники, спасители, освободители», и как специальную задачу их указывают освобождение Израиля от ига иноплеменников. Книга Судей содержит в себе много мест, которые подтверждают такое понимание. Во 2-й главе, где писатель излагает свой взгляд на всю эпоху судей, он говорит: «и воздвигал Господь (сынам Израилевым) Судей, которые спасали их от рук грабителей их» ( Суд.2:16 ) и далее ( Суд.2:18 ): «когда Господь воздвигал им Судей, то Сам Господь был с Судьею, и спасал их от врагов их во все дни Судьи». Иногда Судьи прямо называются «спасителями». «Возопили сыны Израилевы к Господу», читаем, напр., в 3-й главе, «и воздвигнул Господь Спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеноза», или – «воздвигнул им спасителя Аода». Нередки также замечания: такой-то «спас Израиля» ( Суд.3:31 ). «восстал для спасения Израиля» ( Суд.10:1 ). О Самсоне Ангел Господень говорил, что «он начнет спасать Израиля от рук филистимлян» ( Суд.13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

пр. Авдий Едому (т. е. Идумеянам), стыд покроет тебя, на век погибнешь. В тот день (т. е. во время разрушения Иерусалима), когда ты стоял вблизи, в тот день, когда чужие (халдеи) вели в плен силу его, иноземцы вошли во врата его, и бросали жребий о Иерусалиме, и ты был, как один из них! Не надлежало бы тебе смотреть на (несчастный) день брата твоего, на день опустошения его, и не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день погибели их, разевать рта своего в день скорби.., входить во врата народа Моего, в день несчастия их смотреть на бедствие его, в день горести его.., простирать руки на имение его; не надлежало бы тебе стоять на распутиях, чтобы рубить бегущих.., выдавать спасшихся его, в день бедствия. его.. Как ты поступал, так поступлено будет с тобою, злодеяние твое обратится на главу твою“ ( Авд. 1:10–15 ; Сн. 4Цар. 24:2 ; Иез. 25:12 ; Пс. 136:7 ). А потому Господь и говорит чрез св. Амоса, что „Едом гонит брата своего мечем, подавил чувство (жалости) в сердце своем, и гнев его вечно свирепствует, и ярость свою постоянно хранит. Пошлю огонь на Феман и пожрет чертоги Боцры 18 “. О поражении и несчастной участи Идумеян говорили и другие Божии пророки: Иеремия ( Иер. 49:7–22 ). Исаия ( Ис. 11:13, 21:11–17, 34:5 ), Иезекииль ( Иез. 25:12–14 ) и Иоиль ( Иоил. 3:19 ), и говорили вообще весьма сильно, как о злейших врагах народа Божия, обреченных на погибель 19 . Идумеяне порабощены были Иоанном Гирканом (ок. 128 г. до Р. X.), а потом исчезли из Истории, смешавшись с другими народами. Пророчество св. Амоса исполнилось. 5 . Аммонитяне, – потомки Аммона, сына Лотова. Поселившись в Палестине, они нередко вступали во враждебные отношения к Евреям, то нападая на них, то защищая свои земли. При судиях они 18 лет „теснили и мучили сынов Израилевых в Галааде“ ( Суд. 10:8 ), воевали с ними, но Иеффай „поразил их поражением весьма великим“ ( Суд. 11:33 ). При Давиде, соединившись с Сирийцами, напали на Иудеев; но принуждены были бежать с поля сражения ( 2Цар. 10:14 ); потом воевали с Иудеями и были побеждаемы при Иудейск.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Однако же сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицания молитвы за умерших. В этом же смысле надо понимать и слова Господа Иисуса Христи ( Мк. 8:37 ), ибо искупил от смерти людей только один Спаситель, а человек искупить от смерти никого не может. Сектанты, основываясь на Евангелии от Марка (8:37), говорят, что нельзя давать милостыни за умерших. Но это неверно. Христос этими словами только показал, чтобы люди не рассчитывали, что на деньги они устроят свое спасение-но поможет им спастись только Сам Бог . Когда же люди из своего имущества пожертвуют в пользу Церкви и священнослужителей, то пусть думают и знают, что они получат помощь не от денег, но от Самого Господа Бога. В Св. Писании есть много мест, показывающих нам, что люди молились за умерших. Так молились сестры об умершем своем брате Лазаре ( Иоан. 11:21,32–40 ). Молился Иаир об умершей дочери ( Лук. 8:41, 49 – 55 ). Молился пророк Варух ( Вар. 3:4 – 5 ), Иуда Маккавейский ( 2Мак. 12:43–45 ). Для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезы ( Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), постились: «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31:13 ), «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). Апостол Павел молился об умершем Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:18 ). Что Онисифор умер, это видно из того, что ап. Павел просил ученика своего Тимофея передать приветствие не самому Онисифору, а только его семейству ( 2Тим. 4:19 ). А о самом Онисифоре апостол сказал так: «А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» ( 2Тим. 1:18 ). Следовательно, апостол Павел сожалеет об умершем Онисифоре и молится о нем. Таким образом примеры из Св. Писания ясно показывают нам, что как в Церкви ветхозаветной, так и в Церкви новозаветной святые и праведные люди молились за умерших и заповедуют молиться за всех человеков ( Иак. 5:16 ; 1Тим. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

4Цар. 6:19 . Когда Елисей вышел навстречу своим врагам, он сказал им: «это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете» ( 2Цар. 6:19 ). Как мог этот Божий человек солгать сирийским воинам? Это очень просто, ведь то, что сказал им Елисей, фактически не было ложью. Сирийские воины были посланы в Дофаим, чтобы схватить Елисея. Господь поразил их слепотой, и Елисей вышел из города им навстречу. Он сообщил им: «это не та дорога и не тот город». Коль скоро Елисей вышел из города, его больше не было в Дофаиме. Соответственно, дорога в Дофаим уже не позволяла прийти и схватить Елисея, так как вела не в тот город. Елисей также посоветовал сирийцам: «идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете». И это тоже было правдой. Елисей пошёл впереди них в Самарию, а когда они пришли туда, Господь открыл глаза их, и они увидели Елисея и узнали, что находятся в Самарии. 2Пар. 18:18–22 . В этом тексте Бог, согласно видению Михея пророка, попускает духу лжи пойти и увлечь нечестивого царя Ахава навстречу его злой участи. Текст гласит: «попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих» ( 2Пар. 18:22 ). Но как может Бог всякой истины потворствовать такой лжи? Апологеты указывают, что здесь Бог не творит зло, а просто устанавливает над ним Свой контроль для благих целей. Несколько обстоятельств существенны для понимания этой ситуации. Во-первых, это видение, метафорический образ верховного владычества Бога, выраженный через символику Его царственной власти. Во-вторых, это драматическое видение изображает всеохватность владычества Бога, распоряжающегося даже злыми духами. Бог Библии, в отличие от богов некоторых языческих религий, верховно владычествует надо всем, в том числе над злом, которое обращает на достижение Своих благих целей (ср. Иов 1–3 ). В-третьих, Библия говорит, что Бог иногда «ожесточает» сердца людей ( Рим. 9:17–18 ) и даже заставляет испытывать сильные заблуждения ( 2Фес. 2:11 ). Однако при более пристальном анализе мы обнаруживаем, что Бог делает это с теми, кто уже сам ожесточил своё сердце ( Исх. 8:15 ), с не веровавшими истине ( 2Фес. 2:12 ). Бог даже их порочность обращает на достижение Своих целей. Бог позволяет лжи совершить суд над злом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Пророком был человек, говоривший всё то, что повелел ему сказать Бог, – не больше и не меньше того. Вдохновляемые Духом Божиим. На протяжении всего Писания священнописатели провозглашают, что ими руководит Святой Дух. Давид сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). Пётр, говоря о Ветхом Завете в целом, добавил к этому: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Не все пророки назывались таковыми. Давид и Соломон были царями. Но они были глашатаями Бога, а Давид назван «пророком» в Деян. 2:29–39 . Моисей был законодателем. Но он также являлся пророком, представителем Бога (Вт. 18:18). Амос отказывался от звания «пророка», потому что не был профессиональным пророком, как Самуил и его «сонм пророков» ( 1Цар. 19:20 ). Но даже если Амос не был пророком по служению, он был пророком по своему дару (ср. Ам. 7:14 ). Бог использовал его для того, чтобы обращаться к людям. Не все пророки прибегали к явным высказываниям «так говорит Господь» с продолжением от первого лица. Те, кто писал исторические повествования, прибегали к неявным оборотам вида «Господь сделал то-то». Это были высказывания о деяниях Бога по отношению к людям и их грехам. И в том, и в другом случае Бог делал пророка Своим орудием, посредством которого передавал Свои слова нам. Богодухновенность . Апостол Павел сказал относительно всего ветхозаветного канона: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим. 3:16–17 ). Иисус назвал Писание «словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4, 7, 10 ). Писание было написано людьми, которые говорили от Бога. Павел сказал, что его произведения написаны «словами (...) изученными от Духа Святого» ( 1Кор. 2:13 ). Как Иисус указывал фарисеям, «как же Давид, по вдохновению [от Святого Духа], называет Его Господом?» ( Мф. 22:43 ; курсив Н. Г.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Уже одно сказание о миротворении выразительно дает понять, что никакого другого бога, кроме единого Творца неба и земли, нет, что не только небо и земля, но все воинство их есть дело Его творения ( Быт.2:1 ). Он есть Господь не только благочестивого потомства Сифа, но и всего происшедшего от Адама и Евы человечества ( Быт.1:26. 5:1 ). Он есть Судия всей земли, наказывающий всемирным потопом и спасающий праведного Ноя с семейством ( Быт.6–7 ). Он дает, в лице Ноя, благословение всему человечеству ( Быт.9:1–17 ). Не только Авраам, но и Мелхиседек именуют Его Владыкой неба и земли ( Быт.14:19:22 ). Он обещает сделать семя Авраама благословением для всех народов ( Быт.22:18 ). Самый раб Авраама клянется Господом, Богом неба и земли ( Быт.24:2–9 ). У Господа, Бога твоего, говорится во Второзаконии, небо и небеса небес, земля и все, что на ней ( Втор.10:14 ). Велик ты, Господи мой, Господи, взывает Давид в книге Царств, ибо нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя ( 2Цар.7:22 ). Чтобы все народы познали, взывает царь Соломон в молитве при освящении храма, что Господь есть Бог , и нет кроме Его ( 3Цар.8:60 ). Подобным же образом говорится и у других священных писателей ( Ис.40:10–11 . Иер.10:6 ). Насколько Бог истинный изображается у священных писателей единым Владыкой неба и земли, настолько боги языческие характеризуются как боги вымысла. Они не суть что-либо действительно существующее, а или явление природы ( Исх.20:4 ), или дело рук человеческих ( Втор.4:28 ). Боги язычников не могут, по словам писателя 3 кн. Царств, ни внимать, ни отвечать тем, которые им молятся ( 3Цар.18:26 ). Все они ничто и дела их ничто ( Ис.41:24 ). Они называются по-еврейски „Элилим“, что значит: ничтожество, призрачность, обман чувств 257 . Пророк Иеремия предостерегает, поэтому, иудеев, чтобы они отнюдь не страшились знамений небесных, как боятся того язычники. Все основанные на таком страхе законы, т.е. религии, суетны ( Иер.10:2–25 ). Ветхозаветное учение указывает даже причины уклонения к многобожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

603 13. молитвах за умерших Со смертью христианина, связь его с членами земной церкви не прекращается, так как, умирая плотью, он остается жив духом, составляет вместе с ними единое тело – Церковь Христову ( Еф. 1:23 ; Кол. 1:18 , Евр. 12:22–23 ) и ждет от Господа последнего суда. Внешним выражением этой связи служат молитвы живых членов за умерших. Эти молитвы, по учению православной Церкви, «исхищают из уз ада души» усопших братий наших, находящихся там (Прав. испов. отв. на вопр. 64), и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Прост. катих. 11 чл.), т. е. помогают очищаться от грехов, получать от Бога прощение их и переходить в лучшее состояние. Придавая такое значение молитвам за умерших, православная Церковь следует, с одной стороны, слову Божию, а с другой – указаниям св. отцов и учителей. Слово Божие, заповедуя христианам «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «за брата своего, согрешающего грехом не к смерти» ( 1Ин. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), т. е. о христианах и «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), не делает исключения для умерших, потому что у Господа «все живы» ( Лк. 20:38 ) и «живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14:8 ). Побуждением к этой молитве должна служить взаимная любовь христиан друг к другу, как членам одного тела Христова, а любовь, по слову ап. Павла, «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ); истинной любовью члены Церкви все возвращают в Того, Который есть глава Христос» ( Еф. 4:15 ), т. е. содействуют духовному возрастанию друг друга, очищению и прощению грехов. 604 Возможность такого возрастания, а отсюда и прощения грехов по смерти, ясно видна из слов Господа: «всякий грех и хула простятся человекам... если же кто скажет на Духа Св., не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32). Если бы по смерти невозможно было прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простятся только смертные грехи. Далее, Ап. Пет, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что и «мертвым было благовествуемо» Им ( 1Пет. 3:19,20; 4:6 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы и благовествования. 605 Наконец, слово Божие указывает немало и случаев молитвенного поминовения умерших и благотворительности в память их, с целью испрошения им прощения грехов. Так, в ветхозаветной церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и при гробах раздавать их неимущим ( Втор. 26:14 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), налагать на себя пост по случаю кончины ближних ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ), соединяя все это с соответственными молитвами, и таким образом оказывать милость умершим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010