11:1–9 Описание помазания Давида (11,1–3) и выбор им Иерусалима в качестве столицы (11,4–9). Летописец о помазании сообщает в самом начале, опуская рассказ о борьбе, предшествовавшей его воцарению (см. 2Цар. 5,1–10 ). Царем Давида признали «все Израильтяне» (11,1) и «все старейшины Израилевы» (11,3). 11 все Израильтяне. Этим и сходными с ним выражениями в тех местах повествования, где говорится об объединенном царстве, обозначается народ, объединившийся при Давиде и Соломоне (11,10; 12,38; 14,8; 15,3.28; 18,14; 19,17; 21,5; 28,4.8; 2Пар. 1,2; 7,8; 9,30 ). Летописец надеется на будущее объединение всех племен и земель Израиля под властью нового царя из рода Давидова (см. ком. к 2Пар. 10,1; 29,24 ; а также Введение: Характерные особенности и темы). 11 Бог твой, сказал тебе. Летописец подчеркивает, что оказанная Давиду всеобщая поддержка явилась выражением всевышней Божественной воли (11,3.9.10; 12,18.23). Согласно Втор. 17,14.15 , царь Израиля может считаться законным только в том случае, если он избран на царствие Богом, а не одним лишь народным волеизъявлением. Очевидно, что в отношении Давида это условие было соблюдено (см. также 2Пар. 6,6 ). 11:4–9 Утверждение Давида в избранном им столицей Иерусалиме и возведение городских укреплений представлено летописцем как свидетельство сопутствовавшего ему успеха. Завершение строительных работ всегда означало, что предпринявшему их царю ниспослано Божие благословение (см. ком. к 2Пар. 14,6.7; 17,12; 26,9; 27,3.4; 32,27–29 ). 11 Давид и весь Израиль. В 2Цар. 5,6 сказано: «царь и люди его». Поддержка, оказанная Давиду всеми коленами Израилевыми, положила начало воссоединению царства (см. ком. к 11,1). Места важнейших археологических раскопок. 1112,37 Летописец повествует о мощной военной поддержке, полученной Давидом. 11:10–47 В Хевроне Давиду была оказана существенная военная поддержка (см. 12,23–37). Кроме вступительной части (11,10) и нескольких последних стихов (11,41–47) перечень вождей и храбрых воинов, а также их деяний заимствован летописцем из 2Цар. 23,8–39 . Значение этого перечня в контексте общего замысла летописца раскрыто им в ст. 11,10: вожди и воины «со всем Израилем» поддержали воцарение Давида «по слову Господню, над Израилем» (букв.: «над всеми землями»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Существование этого города было небезызвестно Гомеру, который, по словам Иосифа, знал его в свое время под именем Солимы. В описании дальнейшей деятельности Давида следует отметить нисколько случаев, показывающих, что Иосиф не чужд подражания или вообще сходства с книгой Паралипоменон в проведении иерархических тенденций, составляющих значительную особенность названной книги. 337 Когда, по завоевании Иерусалима, Филистимляне, сплотившись, согласились противиться Давиду, то известно, что он – по ( 2Цар.5:19 ) – вопрошал Бога, должно ли ему выйти на врагов. Хотя этот случай не повторяется более, но Иосиф пользуется им, чтобы отметить, что Давид ничего не отваживался делать без пророчества или повеления Божьего. С другой стороны, царь у него не сам, не лично направляет вопрос к Богу, но допускает делать это, как чрез посредствующую инстанцию, – первосвященника (κλευσε τν ρχιερα τ δοκε τ θε, κα ποδαπν σται τ τς μχης τλος, προλγειν υτ, VII, 4, 1). Другой случай, подобный первому по выдержанности иерархических тенденций, видим в повествовани о смерти Озы, умирающего от прострения руки к падавшему ковчегу. Остававшееся недостаточно вразумительным в перво-известии ( 2Цар.6:6–7 ) Иосиф поясняет, согласно с позднейшим повествованием ( 1Пар.15:12–15 ), чрез прибавку, что Оза был не священник (ρχ.ΙΙΙ, 4, 2: τι μ ν ερες ψατο τατης (τς κιβωτο). В тех же видах Гефеанин ( 2Цар.6:11 ), а также ( 1Пар.14:13 ), – у которого был оставлен 338 на время ковчег, после неприятного приключения с Озой, превращается у Иосифа в благочестивого человека левитского происхождения (νδρς δικαου… λεβτου τ γνος, VII, 4, 2). Иосиф, далее, допускает переносить ковчег в резиденцию Давида чрез священников, о чем книги Царств не знают. За то Паралипоменон дает нечто более характерное, отказывая Озе не только в священническом, но по-видимому даже и в левитском достоинстве: Давид собирает сынов Аарона и множество левитов, и говорит им, что несчастие, причиненное ковчегом, только потому произошло, что его касались «не левиты»; но теперь не должен никто касаться ковчега, кроме, как только левиты, ибо это определено так Богом ( 1Пар.15:2–3; 12:14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

10:1–14 В описании самоубийства Саула (10,1–7), надруганий над его телом (10,8–10) и погребения (10,11.12) летописец следует 1Цар. 31,1–13 , добавляя лишь причину постигшей Саула трагедии. 10 падали пораженные. Гибель воинов (10,1), самого Саула (10,4.6–8.12–14), его сыновей (10,2.6–8.12) и оруженосца (10,5) свидетельствует о том, что его постигло суровое наказание от Бога (10,13). 10 весь дом его. В битве погибли трое сыновей Саула (10,2), но род его не пресекся, поскольку один из сыновей, Иевосфей, остался в живых (8,33; 9,39; 2Цар. 2,8 ). Род Саула был отрешен от власти, и на смену ему пришел Давид и основанная им династия, которую Бог поставил царствовать над Израилем вовеки (см. ком. к 17,1–15). 10 сняли с него голову. Так же Давид поступил с поверженным им Голиафом ( 1Цар. 17,51 ). Надругание над телом Саула подчеркивает бесчестие его поражения и гибели. 10 за свое беззаконие... не соблюл... обратился к волшебнице. Летописец указывает на причины, которые вызвали события, описанные в 10,1–12. Смерть Саула и отрешение от царства его рода было Божией карой за беззаконие, выразившееся в том, что он не внял словам Господним и не взыскал Его. Летописец представляет Саула отступником: верхом творимого им беззакония стало обращение к волшебнице в Аэндоре ( 1Цар. 28 ), строго запрещаемое во Втор. 18,9–14 . 10 не взыскал Господа. См. ком. к 2Пар. 7,14 . Глава 11 1129,30 Царствование Давида настоящего руководителя и вождя центральная тема в историческом повествовании летописца. Говоря об отдельных его ошибках и неудачах (13,7–11; 4,3; 21,1–6), он, тем не менее, умалчивает о тягчайших из них, известных нам из книг Царств ( 2Цар. 11,1 12,14). Особое внимание уделено оказанной Давиду повсеместной поддержке народа (11,1 12,40) и совершаемым им приготовлениям к строительству храма (13,1 29,30). 1112,40 Представители всех колен воодушевленно последовали за Давидом, в результате чего он объединил под своей властью всю территорию Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Летописец располагает этот материал в виде расширенного киязма: А Б В Г В» Б» А, т.е.: помазание Давида в Хевроне и последующее его утверждение в Иерусалиме (11,1–9); военная помощь, пришедшая к Давиду в Хевроне (11,10–47), в Секелаге (12,1–7), в пустыне (12,8–19), в Секелаге (12,20–22) и в Хевроне (12,23–37); помазание Давида в Хевроне (12,38–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ваали. В еврейском языке слово «baal» может означать: «муж», «господин» и «Ваал» (языческий бог). В будущем отношения Израиля с Господом станут подобны тем, которые установились со времени его первого исхода из Египта. Своей глубиной они будут подобны отношениям любящих супругов ( Еф. 5,25–32 ), в противоположность отношениям между господином и рабом, и не осквернятся каким-либо напоминанием о поклонении Ваалу (ст. 17). 2 союз. Иеремия, «посмертный ученик» Осии, толкует завет как дарование нового сердца ( Иер. 31,31–34 ). с полевыми зверями. Будущему царству не будут угрожать ни дикие звери ( Ис. 11,6–9 ), ни вторжения внешнего врага ( Пс. 45,10 ; Ис. 9,5 ; Мих. 4,3 ). В иносказательном смысле это повествование об изменении природы всех вещей и наступлении мира и спокойствия вследствие обновления, которое началось, когда Христос явился миру в первый раз, и окончательно завершится при Его Втором пришествии. 2:19–20 обручу. Обручение было последним шагом в процедуре сватовства и включало в себя выкуп отцу невесты (ср. 2Цар. 3,14 ). В данном случае такие качества, как «правда», «суд» (т.е. праведность, справедливость), благость, милосердие, верность составляют цену выкупа и характеризуют полноценный брачный союз. в правде. Это слово может включать в себя значения спасения и освобождения, оправдания, правосудия и справедливости в контексте подтвержденных заветом отношений Израиля с Богом (10,12; Ам. 5,7; 6,12 ). суде. Это понятие может относиться к судебной практике, благодаря которой утверждалась и восстанавливалась справедливость (5,11; 6,5; 10,4; Ам. 5,7.15.24; 6,12 ; Мих. 6,8 ). в благости. Это слово означает преданность, покорность согласно завету, верность и доброту (4,1; 6,4.6; 10,12; 12,6; Быт. 20,13 ; Исх. 34,6.7 ; Нав. 2,12 ; 1Цар. 15,6 ; 2Цар. 15,20 ; Пс. 35,8 ; Иер. 2,2 ). милосердии. Это понятие может относиться к милости, сердечной теплоте чувств и любви (1,6; Быт. 43,14 ; Втор. 13,17 ; 2Цар. 24,14 ). в верности. Значение этого слова включает в себя понятия: надежность, правдивость, стойкость, ответственность в отношениях. Оно синонимично словам «милость», «истина» ( Пс. 87,12; 88,2.3.6.9.25; 91,3; 95,13; 97,3 ). Народ Божий наследовал эти добродетели завета через смирение и жертвенность Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3Цар.2:27 ). При судье Самуиле израильтяне при поддержке Яхве одерживают важную победу над филистимлянами ( 1Цар.7:2–14 ). Когда израильтяне требуют себе царя, подобно прочим народам, Самуил обращается к Яхве и получает ясный ответ ( 1Цар.8:6–8 ). В том же духе выдержана вступительная речь Самуила перед народным собранием в Массифе ( 1Цар.10:18 , 19а). Еще гораздо более длинную речь держит Самуил, когда народ ставит царем Саула ( 1Цар.12:1–25 ). Слова, в которых Самуил высказывается в Гилгале против власти Саула, также близки девтерономическому стилю ( 1Цар.13:13, 14 ). Резкая критика Самуила после победы Саула над амаликитянами настолько выделяется в соответствующем рассказе, что можно предположить девтерономическую редакцию ( 1Цар.15:1–35 ). В том же стиле написаны и некоторые слова, произносимые Самуилом, вызванным из царства мертвых ( 1Цар.28:15–18 ). После предсказаний Нафана Давиду тот молится об исполнении обетований все в том же девтерономическом стиле ( 2Цар.7:18–29 ). Внутри новеллы о Вирсавии и Соломоне девторономическая редакция существенно расширила (12:7b–12) краткий диалог Нафана и Давида ( 2Цар.12:1 –7а), а смертный приговор был превращен в возвещение о восстании Авессалома. 3. Богословие 3.1 Критика царской власти В Книгах Самуила по различным поводам высказывается критика в адрес царской власти. Самый древний и самый жесткий из этих текстов – критика Давида за прелюбодеяние и убийство ( 2Цар.11 ), за интригу, ведущую к помазанию Соломона и беспощадное уничтожение своих противников ( 3Цар.2:13–23, 25, 2:28 –31а, 34, 35а). Очевидно, в Израиле уже очень рано были противники монархии (ср. 1Цар.10:27 ), которые утверждались в своей правоте при виде преступлений, совершаемых при иерусалимском дворе. С течением времени критические высказывания приобретают все более обобщенный характер. К началу или середине царской эпохи относится т.н. царское право, о котором оповещает израильтян Самуил, желая отвратить их от желания иметь царя ( 1Цар.8:11–17 ). По представлениям, изложенным в этом тексте, царь может лишь уменьшить доходы зажиточных крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

особ. ст. 7, 14, 16, 18, 21, – эти черты, в соединении с прообразом Иакова, могут быть усматриваемы и у ( Пс.42:3–4 ; Мф.12:17–20 ), – также в псалмах); в) Давид – пророк и вдохновенный певец, в его дивных песнях горит огонь нравственно-религиозного мессианского идеала, его вдохновенные псалмы проображают в себе силу и властительность учительного слова Господа и Его божественных речей; г) Давид есть " царь», коего одного евангелист величает этим именем, который один только из всех царей Израиля исполнил все хотения Бога и был по сердцу Его ( 1Цар.13:14; 16:1 ; ср. Деян.13:21 и Пс.88:21 ) и ради коего Бог щадил царство Иудейское от заслуженного отвержения – до исполнения меры долготерпения Своего ( 3Цар.11:12–13 ; ср. 2Пар.21:6–7 ), – по типу Давида царя пророк Иезекииль изображает второго Давида – Мессию (34:23–25), и в Новом Завете царство Христово называется царством Давида, а сам Господь именуется сыном Давида ( ; Мк.10:11 ; Лк.1:32 ; Апок.5:5; 22:16 и др.); г) наконец Давид служит прообразом Первосвященника и Ходатая Завета Нового, как создатель скинии и уготовитель ветхозаветного храма Божия ( 2Цар.24:25 ; 3Цар.5:3 ; 1Пар.28–29 глл.; ср. Амос.9:11 ; Деян.15:16 ) и как удостоившийся получить от Бога «Завет Вечный» – прообразы Нового Завета ( 2Цар.7:12–16 ), исполнившегося в лице Христа ( Деян.2:30 ср. Пс. (131:11). Давидом царем кончается эпоха устроения ветхозаветного царства Божия и боговдохноновенные предначертания нравственно-мессианского идеала Устроителя Завета Нового, но в лице того же Давида царя начинается и другая эпоха ветхозаветной теократии – увлечение самого Давида и его царственных потомков в чувственность, в идолослужение, в уклонение от нравственно-религиозного мессианского идеала, – а вследствие сего – постепенное и медленное, но неизбежное падение царства. Это и отмечает евангелист в словах: «Давид же царь родил Соломона от Уриевой (жены)». Эти слова выражают значение второй эпохи родословия ( 2Цар.11:2; 12:25 ), в коей евангелист уже не отмечает никаких нравственно-мессианских прообразов и только исключает трех потомков Иорама от дочери Ахава и Иезавели, коих род обречен был на полное истребление в царстве Израильском и к коему в царстве Иудейском, ради Давида и завета Божия с ним, мог быть только применен закон об исключении потомства ненавидящих Бога до третьего и четвертого рода ( 2Пар.21–25 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

38–43. Неприятелей, нападавших на пределы Израильские Давид, не только отражал, но и обыкновенно не-томимо преследовал их, настигал и наносил им страшное поражение, так что они не могли уже оправиться ( не возмогтъ стати) и должны были покориться его власти (ст. 38–39). Падтъ под ногама моима: у всех древних народов подчиненные выражали покорность и почтение своему повелителю чрез поклонение ему до земли (ср. Пс.8:7 ). Между тем как все это совершал Давид содействием Господа, враги Давида напрасно искали себе помощи в союзниках, как сирийцы ( 2Цар.8:5 и сл.) и аммонитяне (10:6 и сл.), и даже обращались с мольбою к самому Господу, как это делал пред началом своего восстания Авессалом ( – 15:12 ср. толк. на Пс. 4:6): никто не являлся и не в состоянии был избавить их от поражения и истребления, Господь не внимал и молитвам их о помощи и избавлении (ст. 42; ср. 1Цар.28:6 и 15–16; Иер.11:11 и 14 и др.). Враги Давида были рассеваемы его войсками, как пыль по ветру и, усеивая путь преследующих победителей своими трупами, были попираемы ими, как грязь на дороге ( поглажд =притопчу, буду попирать). Очень вероятно, что говоря о рессеянии врагов, будто пыли по ветру, Давид из многочисленных своих побед над неприятелями разумел особенно двукратное поражение и рассеяние филистимлян в долине Рефаимов, из которых первое он сравнивал тогда с разнесением водою, а о втором и предызвещен был от Господа шумом ветра по вершинам деревьев тутовой рощи ( 2Цар.5:20–25 ); а в словах о попрании и растоптании врагов можно усматривать указание на победы над моавитянами и аммонитянами, из которых первые, будучи распростерты на земле, размерены были веревкой – одни для истребления, другие – для сохранения в живых ( 2Цар.8:2 и сл.), а последние были положены под пилы, под железные молотилки и под железные топоры ( – 12:31). Впрочем, рассеяние подобно пыли и растоптало подобно грязи на дороге можно понимать вообще, как образы крайнего обессиления и унижения врагов (бл. Феодорит) и совершенного их покорения и истребления (ср. 4Цар.13:7 ; Пс.82:12–14 ; Ис.17:13; 10:6 ; Мих.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В выражении: ты должен пасти мой народ Израиля назначаются права и обязанности царя; в выражении: ты должен бытъ князем над Израилем отличается положение народа в отношении к царю. Подобный союз также при восшествии на престол Иоаса заключил первосвященник Иодай между Богом и царем и народом 4Цар.11:17 ; аналогичным с этими представляется и возвещенное Самуилом право царского достоинства при вступлении Саула в управление. Слич. Елера стр. 11. 1113 Едер loco citato стр. 12 справедливо признает, что при жертве царей ( 2Цар.6:17 ; 3Цар.3:4; 8:62 и пр. 9:25 и пр.) не было исключаемо священническое посредничество, напротив оно предполагалось, как само собою разумеющееся. Однакож мнение этого ученого,, что израильское царское достоинство, особенно в Давиде и Соломоне, носит некоторый священнический характер, нужно очень ограничить. В том, что «царь стоящий на верху народа и во имя его приносит Богу молитву», нет никакого священнического отправления, потому что и каждый отец семейства со своею семьею мог являться пред Бога и молиться за себя и за свой дом; дальнейшее же утверждение, Елера: «царь давал народу божественное благословение» не содержится в относящихся сюда местах 2Цар.6:18 ; 1Пар.29:10 . 3Цар.8:14,55 . В 1Пар.29:10 говорится только: «Давид благословил (ibrech т. е. прославил возвеличил) Иегову в виду всего собрания»; в 3Цар.8:14 и 55 отмечена также только просительная и благодарственная, прославляющая величие Бога, молитва , которую Соломон произнес за общество и в его имя; наконец, в 2Цар.6:18 положение: и он благословил народ во имя Иеговы означает не сообщение священнического благословения, но только прославляющее Бога благожелание, которым Давид отпустил народ по окончании религиозного торжества, какое значение показывает аналогичное место во 2Пар.31:8 : «Езекия и князья благословили (прославили) Иегову и его народ Израиля». Еще менее находится следов в В. Завете того, что (как утверждает Тений, Comm. z. d. ВВ. d. Коп. стр. 152 и 350)–Соломон в своем собственном лице «исправлял должность первосвященника», а «сильный царь Озия хотел опять восстановить исполнявшееся Давидом и Соломоном первосвященство». Скорее дерзновение Озии кадить во святилище, было преступным нарушением священнических прав ( Чис.18:7 ), за которое он и был наказан от Иеговы проказою, 2Пар.26:16 и д. и 4Цар.15:5 . 1114 Слич. 3Цар.11:36 . Впрочем Иеравоаму обещается, что Бог создаст ему, если он сохранит Его заповеди, постоянный, прочный дом, как Он создал его Давиду, но при этом прибавляется, что унижение дома Давидова продолжится не навсегда (ст. 39), что значило, что обещание вечного царского достоинства в династии Давида, несмотря на ее временное унижение должно осуществиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Самуил, совершающий, согласно древнему преданию, помазание Саула на царство по желанию Яхве ( 1Цар.10:1 ) и открыто провозглашающий его избранником Яхве (10:24), к концу царской эпохи начинает изображаться самым ярым противником Саула. Саул отверг слово Яхве, и за это сам Яхве отвергает его ( 1Цар.15:23, 26 : ср. 13:13, 14). В конце концов оказывается, что Самуил не только слышал от Яхве, что царство, подобное существующему у других народов, противоречит владычеству Царя Яхве ( 1Цар.8:6–8, 10:18 , 19а), но и доказал, будучи судьей Израиля, что филистимлян можно разгромить и без царя ( 1Цар.7:2–14 ). 3.2 Успех как средство легитимации Критический взгляд на монархию не мешал другим жителям Израиля и Иуды видеть в Давиде образцового правителя. При этом, очевидно, играло роль то соображение, что чем дольше династию Давида находилась у власти, тем больше в ней видели дело самого Яхве. Поэтому с течением времени образ Давида становился более светлым. В придворной истории отношение к Давиду было благосклонным с самого начала. Более поздний повествователь выразил, по мнению Э. Вюртвайна (Würthwein), свою симпатию к царю еще более определенно. Теперь Давид полностью предает свою судьбу в руки Бога ( 2Цар.15:25, 26 ), он терпимо относится даже к проклинающим его, ибо им повелел поступать так сам Яхве (16:9–12). Высоко оценивается ум Хусия, друга царя (17:5–14). Наоборот, в уста Ахитофела вкладывается совет, противоречащий обычаям древнего Израиля (16:21, 22). Таким образом, на долгое время должна была утихнуть и критика в адрес Соломона. В новелле о Вирсавии и Соломоне в ее теперешнем виде Соломон изображен законным наследником Давида, которого поставил Яхве (ср. 3Цар.1:46–48, 2 :15b, 24). Для того чтобы Соломон не считался рожденным от незаконной связи, было удачно использовано раннее предание ( 2Цар.12 16–23), и это позволило снято с него обвинение в том, что он родился от прелюбодеяния (T. Veijola). Теперь рассказывали так: после смерти первого сына Вирсавия стала законной женой Давида и, будучи таковой, она родила Соломона ( 2Цар.12:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Но употребление их в книгах Паралипоменон является ещё колеблющимся, непостоянным; одно и то же слово пишется то plene, то встречаясь притом в том и другом виде и в до-пленных книгах Священного Писания. Слова вместо и вместо , которым Бертольд и Ветте приписывают особенно важное значение в деле доказательства позднейшего происхождения наших книг, употребляются в них чаще без чем с . Scriptio defectiva находится, например, в ; ,. 27, 30; 10:18; 11:1, 5, 14, 16; 12:2, 4, 5, 7, 9; 13:2 и т. д. В 2Пар. 25:1 стоит около , притом же в Иер. 26:18 это же слово пишется plene. Точно так же слово , которое в кн. Паралипоменон пишется правильно через йод, встречается нередко не только в книгах Ездры, Неемии и пр. Захарии ( 1Ездр. 3:10; 8:20 ; Неем. 3:15; 12:24, 37, 45 ; Зах. 12:7, 8, 10, 12; 13:1 ), но и в Иез. 34:23 и даже у древнейших пророков – Ос. 3:5 и Ам. 6:5; 9:11 . Притом в книгах Паралипоменон scriptio встречается часто там, где нужно бы ожидать противного явления, например, в 1Пар. 3:1 , где стоит вместо 2Цар. 3:2 ; в 1Пар. 6:19 вместо Исх. 6:19; в 1Пар. 18:17 вместо 2Цар. 6:18 и т. д. Из того обстоятельства Гербст 35 и Моверс 36 заключают, что орфография наших книг зависела более от писателя их, чем от времени, в которое он жил. Но если бы заключение это было и несправедливо, то, во всяком случае, совсем не нужно нисходить к времени Александра В. или Селевкидов, чтобы объяснить орфографию книг Паралипоменон. Гораздо более естественным объяснением её может служить тот период, когда еврейская речь перестала быть народной речью. А таким временем является, как мы заметили уже, без сомнения, время вавилонского плена, – что признаёт и сам Бертольд, когда говорит, что уже во время Неемии простой иудейский народ совершенно разучился понимать еврейскую речь, и что она была понимаема только священниками и учёными 37 . – Таким образом, орфография и язык наших книг вовсе не могут иметь решающего значения в вопросе о времени их происхождения; тот и другой признак доказывают только, что книги написаны вообще после плена, но не в состоянии доказать, что они написаны именно в период Александра В. или Лагидов и Селевкидов. «Писатель Паралипоменон имел пред собой остальные книги Ветхого Завета уже в квадратном шрифте, потому что там, где он пользовался ими, у него встречаются варианты, происшедшие от замены одних букв другими, каковое изменение могло произойти по причине сходства тех букв между собой не в древнем, а только в квадратном шрифте. Но квадратный шрифт вошёл в употребление среди евреев и заменил собою древний курсивный шрифт в очень позднее после плена время; отсюда и книги Паралипоменон были написаны в позднее уже время». В подтверждение этого аргумента приводят следующие примеры вариантов: 1Пар. 9:15 ср. · Неем. 11:17 . 2Пар. 4:11 = 3Цар. 7:40 . 1Пар. 1:6 = Быт. 10:3 . 1Пар. 1:7 = Быт. 10:4 . 1Пар. 11:30 = 2Цар. 23:29 . 1Пар. 11:27 = 2Пар. 23:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010