Духа ( ) определенную параллель находит в откровении пр. Иоиля: и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть: Ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего“ (Иол. 2:28–31 ср. 3:18), в пророчестве Захарии: излию на дом Давидов, и на живущие во Иерусалиме дух благодати и щедрот“... ( Зах. 12:10 ), в пророчестве Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших: и очищу вас, и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам“ ( Иез. 36:25–26 ). Закон относительно обрезания ( Быт. 17:11–14 ), чудесный переход евреев чрез Черное море ( Исх. 14 гл.), многочисленные обряды жертвоприношений и очищений (кн. Левит и Числ) прообразовательно содействовали раскрытию того же учения о необходимости и Спасительности божественной благодати. О наступлении всеобщего мира с пришествием Мессии согласно с пр. Исаии ( ) предсказывают патр. Иаков (49:10), псалмопевец Давид ( Пс. 33:20; 36:16; 76:2; 71:1; 94:11 ), пророки: Иеремия ( Иер. 30:10; 31:32–34 ), Иезекииль ( Иез. 37:25–26 ), Михей ( Мих. 5:5 ), Аггей ( Агг. 2:3 ), Захария ( Зах. 9:10 ) и Малахия ( Мал. 2:5 ). Но никто не предсказывает с такою подробностью и определённостью, как пр. Исаия. О водворении в благодатном царстве Мессии идеальной правды вместе с пр. Исаией ( ) предсказывают весьма многие вдохновенные писатели ( Пс. 111:6 ; Иер. 22:3; 33:15–16 ; Дан. 9:24 ; Соф. 3:13 ). О чудесном нетлении мощей ( Ис. 58:11; 66:14 ), хотя с меньшею определенностью, предсказывают Иисус, сын Сирахов ( Екк. 46:14–15 ; ср. 49:12) и Псалмопевец ( Пс. 138:17 и 115:6). Откровение о вечном существовании благодатного царства (в смысле существования до открытия славного царства: Ис. 33:20; 54:7, 9–10, 15, 17; 60:15; 61:7–8 ) имеет определенную аналогию в обетовании, сообщенном Давиду ( 2Цар. 7:12–16 ), в многочисленных выражениях псалмопевцев ( ), в пророчествах Иеремии ( Иер. 31:35; 32:40; 50:5 ), Варуха ( Вар. 2:35; 4:29 ), Иезекииля ( Иез. 37:26 ), Даниила ( Дан. 2:44; 3:100; 7:14, 18, 27; 9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Надобно убояти и нын, дабы Господь не помрачил умы тмою невдения. И паки: „Преложи воды их в кровь и измори рыбы их“ ( Пс. 104:28 ) и прочая. И паки. Возгордша Дафан и Авирон сонмомъ//на священники Божия Моися и Аарона, и пожре их земля (см.: Чис. 16:1–33 ). И паки. Возропташа сынове Исраилевы на Моися и Аарона, Дафана и Авирона ради, и погуби их Господь четырнатцатъ тысечь всегубителством, Дóндеже умоли Моисей и Аарон (см.: Чис. 16:41–50 ). И паки. Давидъ восхити насилием Вирсавию от Урия, и Ангел Господень хотяще того поразити (см.: 2Цар. 11:3–27; 12:9–13 ). И паки. Изочте люди Божия, и порази Господень Аггелъ семдесят дв тысечи. Брань же, по словеси Божии, бысть во вся дни живота его (см.: 2Цар. 24:1–25 ). И паки. Указа Иеровоамъ, царь Иераилевъ, взяти пророка Божия, усше рука его прямо (см.: 3Цар. 13:4 ). И паки. Послав Ахав взяти Илию двои пятьдесятники, огнь сожже их (см.: 4Цар. 1:11–12 ). Поругашеся отроцы Иелисею, зврие ис пущи пришедше, поядоша (см.: 4Цар. 2:23–24 ). Отъят Ахав виноград у Навуфея Исраильтянина, пси того кровь полизаша (см.: 3Цар. 21:1–19; 22: 38 ). Вверже Новходоносор царь Даниила ко львом, седьмь лт со зверьми пасяся (см.: Дан. 6:16–23 ). Ввержени отроцы в пещь огнену, Аггелъ Господень спасе я (см.: Дан. 3:1–97 ). Ввержен бысть Павел в темницу с сущими с ним, Аггелъ того и сущих изведе ( Деян. 16:19–34 ). И паки. Петръ посилен затворити, Аггелъ ю отверзе (см.: Деян. 5:5–10 ). Изгнан бысть Богослов в Патмос, тамо благодати лутчей сподобися Благовстие написати и Апокалипсис о послдних временех (см.: Откр. 1:1, 4, 9 ; Откр. 22:8 ; Ин. 21:20, 24 )» 9, л. 246–247). Ещё один способ подачи библейских текстов – контаминирование фрагментов из разных источников по принципу центона, широко распространённому в средневековой литературе 1097 и ставшему особенно популярным в постмодернистском тексте 1098 . Особенность контаминированных конструкций патриарха Никона состоит не только в том, что он соединяет библейские фрагменты из разных источников по принципу их смысловой близости, что было совершенно естественным для средневекового автора, но и в том, что каждое следующее добавление расширяет и дополняет смысл предыдущей фразы, и содержание полученной в результате контаминации синтаксической конструкции выражает собой полноту библейского учения по важнейшим вопросам веры: 1) «Спасово слово воистину непогршно, якоже глаголет: „По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудете (ср.: Ин. 13:35 ), аще заповеди Моя соблюдете (ср.: Ин. 15:10 )“...» 1, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В том и другом случае Евреи получали основу масла, т.-е. густое мутное масло, по-евр. ицегар ( Числ.18:12 ; Втор.12:17 ; Ос.2:8,22 ). Этому маслу надлежало устояться: густые вещества садились на дно сосудов, а на поверхности их накоплялось чистое масло, или собственно елей. Он был двух цветов: елей желтого цвета, по- евр. шемен, добывался из спелых маслин и притом в большом количестве; елей зеленого цвета (пр-евр. шемен раанан Исх.27;20; 29:40 ) добывался в небольшом количестве из незрелых маслин. Производство масла было очень развито в древней Палестине. Гефсимания, по своему названию, означала такое селение, где выжимали масло тисками. Деревянное масло удовлетворяло первоначально внутренним потребностям Иудейской земли. Евреи употребляли масло как лекарство от различных болезней ( Лев.14:11–19 ; Ис.1:6 ; Лк.10:34 ; Мк.6:13 ; Иак.5:14 ), как материал для освещения ( Исх.25:6 ; Чис.4:16 ; Мф.25:34 ), как приправу при изготовлении жертв и разных домашних блюд ( Исх.29:2; 23:40 ; Лев.2:1; 7:10 ). Деревянное масло, смешанное с ароматическими веществами, составляло елей помазания или освящения: оно употреблялось при освящении скинии и ее принадлежностей ( Исх.30:24–29 ), при помазании первосвященников, пророков и царей ( Исх.29:7; 30:31 ; 1Цар.9:16; 10:1; 16:1 ). Евреи мазались елеем также по случаю какого-либо особого радостного торжества или пиршества ( 2Цар.14:2 ; Пс.44:8 ; Еккл.9:8 ; Мф.26:7 ; Лк.47:6 ). Обширное употребление деревянного масла в земле Иудейской естественно вызывало усиленное производство его. Во времена царей деревянное масло составляло значительный предмет для внешней торговли ( Иер.8:22 ; Лк.16:6 ). Ефрем елей во Египет посылаше ( Ос.12:1 ), для того, как замечает св. Ефрем Сирин (Т. С. О. 22, 126), чтобы ему быть в союзе с Египтянами. Финикияне также вывозили много масла из Иудеи ( Иез.3:7; 27:17 ). Херам, царь Тирский, ежегодно получал от Соломона около 30,000 ведер чистого масла ( 2Пар.2:10 ). Такой значительный отпуск деревянного масла из Иудеи был очень выгоден для страны в экономическом отношении ( 1Пар.32:28 ), и потому самое производство масла в Иудее находилось под надзором особых чиновников ( 1Пар.27:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Ст. 11. ...десницей – букв. «рукой»; в Библии рука («мышца») в переносном смысле означает мощь (см.: Исх. 6:6 ; 1Цар. 2:31 ) или защищающую силу (см.: Втор. 33:27 ). Ст. 13. Север и море – перевод славян. и греч. варианта, в евр. тексте читаем: «Север и юг»; ...Фавор – гора на севере Израильской долины; ...Ермон – одна из самых высоких гор на севере Палестины. Ст. 20. Речь идет о видении пророка Нафана (см.: 2Цар. 7:8–16 ). Ст. 21. ...помазал – см. примеч. к пс. 2:1–2. О том, как Самуил помазал юного Давида на царство, см.: 1Цар. 16:13 . Ст. 41. ...исполнил ужаса твердыни его – устрашил охраняющих укрепления Иерусалима.   Псалом 89 Молитва Моисея – в надписании этого псалма св. отцы находят указание на грехопадение первых людей и последовавшее грозное определение Господне о страданиях человека во время земной жизни и возвращение его в землю по смерти. Ст. 4. ...Возвратитесь – ср.: «Возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт. 3:19 ). Ст. 5. ...время стражи ночной – см. примеч. к пс. 76:5. Ст. 7. Трагизм человеческой жизни не только в ее краткости, но и в обилии бедствий.   Псалом 90 Ст. 1. ...помощью – святые отцы подразумевали под помощью заповеди, которые даны человеку Богом как помощь в борьбе с силами зла; ...под кровом – этот словесный образ напоминает о том, что святилище Бога обладало правом давать убежище. Ст. 3. ...слова мятежного – клеветы, возмущающей душу. Ст. 4. Плечами ...оградит – сравнение с воином, который, стоя к врагу лицом, заслоняет собой (своими плечами, своей спиной) тех, кто стоит сзади него; ...под крылами – распространенное в Библии сравнение Бога с заботливой птицей, которая крыльями защищает птенцов (см.: Втор. 32:11–12 ; Ис. 31:5 ; Мф. 23:37 ; Лк. 13:34 ); ...щитом – букв. «оружием»; ...истина Его – человека, верного истине в слове и деле, защищает Бог. Ст. 5. ...страха ночного – речь идет, возможно, о злых духах. Ст. 6. Полночь и полдень считались опасным временем суток, когда разрушительные силы усугубляют свою активность. Беды – букв. «вещи», т. е. всего, что происходит в темноте; ...недуга – букв. «заключения» или «встречи»; ...беса полуденного – св. отцы подразумевают под этими словами злого духа лености, похоти, гнусных помыслов, невоздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

помышление сердца человеческого. Точнее: «сердца Адама». от юности его. Т.е. с того времени, когда ему стали известны понятия добра и зла. не буду больше поражать. Божия благодать по отношению к Ною распространяется на человечество в целом (6,8; 9,11). 8 во все дни земли. Циклическое изменение времен года больше никогда не будет остановлено. Глава 9 9:1–17 Эти стихи напоминают благословения Божий при сотворении человека, но, скорее, по форме. По сути же грехопадение внесло существенные коррективы и в человека, и в творение в целом. 9 благословил. Бог в третий раз благословил человека (1,28; 5,2). 9 да страшатся и да трепещут вас. Это повеление звучит сильнее, чем «владычествуйте» в 1,28. Человек страшится Бога, а животные боятся человека ( Ис. 8,12.13 ). В 1,28 понятия «страх» не было. в ваши руки отданы они. Это также нечто новое во взаимоотношениях человека и живой природы. 9 все... что живет, будет вам в пищу. См. 1,29 и ком. 9 с душею ее... не ешьте. См. Лев. 3,17; 7,27; 19,26 ; Втор. 12,16 ; 1Цар. 14,32 34. Это концепция жертвоприношений ( Лев. 17,11 ) и искупительного дела Христа ( Евр. 9,14.22 ). Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер. 9 Я взыщу. Фраза намеренно повторяется трижды. Кровь животных можно было проливать для определенных целей, но человеческую кровь нельзя проливать ни при каких обстоятельствах, за исключением возмездия за человекоубийство (ст. 6). Кровь человека, пролитая при убийстве, требовала отмщения. Господь мститель за нее ( Пс. 9,13 ; 4Цар. 9,26 ; Евр. 12,24 ). Кровь убитого оскверняет виновного ( Чис. 35,33 ; Пс. 105,38 ), и это осквернение снимается смертью убийцы (ст. 6; 3Цар. 2,31.32 ) или очищением ( Втор. 21,7–9 ). Если эти меры не приняты, приходит суд Господень ( 2Цар. 21 ; Втор. 19,13 ; 3Цар. 2,9.31–33 ). брата. Это же древнееврейское слово используется в 4,8–11, что предполагает связь между данным повелением и Божиим отмщением за кровь Авеля. Но теперь за кровь Он требует крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 19–20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии – матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида ( 3Цар.1:16 )); сидение по правую руку царя – знак равенства ( Пс.109:1 ); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы – матери царствующего государя, называвшейся: гебира, владычица ( 3Цар.15:13 ), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя ( 3Цар.14:21,15:2 ); подобное значение принадлежит теперь султанше – матери правящего султана – в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет «небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии. Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава ( 3Цар.1:7 ). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: κα ατ Αβιαθαρ κα ατ Ιωαβ ταρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Евр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова ( ταρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева. Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь ( 3Цар.1:52 ), Соломон клянется (формула клятвы – обычная в Ветхом Завете, ( Руф.1:17 ; 1Цар.3:17,14:44,20:13 ) и др.), что Адония должен погибнуть. Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом»: династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него ( 2Цар.7:12–29 ). Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев ( 3Цар.1:38 ), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте ( Быт.37:36 ) и Вавилонии ( 4Цар.25:8 ; Дан.2:14 ). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 9. Благодарственная песнь Господу за поражение врагов, с горячею молитвою о новом, скорейшем их поражении и истреблении Псалом 9-й представляет собою соединение двух, различных по своему характеру, песней, – благодарственной по случаю победы над враждебными народами (ст. 1–21) и просительной – об избавлении народа Божия от угнетения гордых и жестоких язычников (ст. 22–39), почему в евр. т. (=халд, и сирск.) и разделяется на два отдельные псалма 9 и 10-й (см. выше, стр. 55–56). Но не без основания 70 толк. (=лат., арабск., слав. и русск.) соединили обе эти песни в один псалом, потому что, при необычном в этой части собрания псалмов отсутствии надписания у второй из них, обе они близко сходятся между собою не только в общей своей мысли, выражении упования на Господа, но и в одинаковом изображении народа Божия, как бедных, нищих и угнетённых чтителей Господа (ср. ст. 10, 13, 19 с 23, 30, 31, 33, 35, 38 и 39), а врагов его, как гордых и нечестивых язычников (ср. ст. 6, 17, 18, с 23–28, 34, 36–37), равна как и во многих других частных мыслях и выражениях (ср. ст. 10 с 22; 13 и 20 с 33; 5–8 с 36–37; 19–21 с 39), и даже во внешней форме построения, так как в обеих заметно одинаковое строфическое расположение, большею частью четырестишиями, и акростихическое построение по евр. алфавиту, которое, начавшись в первой половине псалма, продолжается потом во второй, хотя и с пропуском некоторых букв, но с соответствующими им строфами, за которыми опять следует продолжение алфавита. Все эти черты сходства очевидно не могут быть объяснены случайными совпадениями и ведут к предположению, что обе части псалма близки одна к другой по времени и обстоятельствам своего происхождения, и что вторая из них написана была вскоре после первой и для продолжения ее при неожиданно изменившихся отношениях к неприятелям, когда, вслед за радостным событием победы над ними, пришлось испытать горькое чувство нанесенного ими поражения. Итак, как псалом, по свидетельству надписания (ст. 1), положению своему среди исключительно Давидовых псалмов и по всем внешним и внутренним признакам, бесспорно принадлежит Давиду, то можно полагать, что он относится ко времени войн Давида с сирийцами, когда вслед за славными победами над этими врагами на северной границе царства ( 2Цар.8:3–8 ; 1Пар.18:3–8 ), получено было известие о неожиданном, опустошительном набеге идумеев на южные пределы ( 1Пар.18:12 ; Пс.59:2 и 3; 3Цар.11:15–16 ) 110 которое естественно должно было изменить радость победного торжества в сетование пред Господом о поражении.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

17:23–25 Многие станут подпадать под соблазны лжемессий (21,8.9), однако подлинное пришествие Христа будет таково, что ни у кого не останется ни малейших сомнений в том, кто Он. 17 в тот день, когда Сын Человеческий явится. Речь идет о Втором пришествии Христа. 17 Вспоминайте жену Лота. Жена Лота уже находилась на пороге спасения, но обратила взор назад и погибла ( Быт. 19,26 ). 17 Кто станет сберегать душу свою. Кто не захочет отречься себя. 17:34–35 Близкие отношения с кем-либо из спасенных не помогут в день пришествия. 17 где труп, там соберутся и орлы. Букв.: «Где тело, там и стервятники будут собраны». Смысл этой фразы в том, что приверженные плотскому, земному существованию на небо не попадут; они, подобно стервятникам, питающимся мертвечиной, будут есть не «хлеб жизни» в Царстве Божием, а поедать «мертвую плоть» своих «мертвых дел». См. также ком. к Мф. 24,28 . Глава 18 18 Бог ли не защитит..? Если даже неправедный судья может иногда встать на сторону справедливости, какие могут быть сомнения в том, что Бог непременно защитит правого? избранных Своих. Избранники Божий это те, кто с постоянством обращаются в молитвах к Нему. 18 подаст им защиту вскоре. «Вскоре» с Божественной, а не человеческой точки зрения ( 2Пет. 3,8 ). найдет ли веру на земле? Речь идет не о том, что на земле может вообще не остаться верующих, а о том, что веру будут иметь далеко не все люди. 18 став, молился. В храме молились обычно стоя. 18 пощусь два раза в неделю. Закон Моисея предписывал израильтянам только один обязательный пост в день Искупления ( Лев. 16,29–31; 23,27 ), однако добровольный пост мог сопровождать молитву ( Пс. 34,13 ), раскаяние ( 3Цар. 21,27 ) и скорбь ( 2Цар. 1,12 ). Устная традиция, сформировавшаяся в еврейской среде в межзаветный период, требовала от благочестивых людей соблюдения значительного количества постов. Сам по себе пост мог быть полезным религиозным упражнением (5,33–35; Деян. 13,2.3 ), однако Иисус однозначно осуждал практику, когда пост использовался для приобретения благоволения Божия (ст. 11, 12) или для выставления на всеобщее обозрение своей показной набожности ( Мф. 6,16–18 ; ср. Ис. 58,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 Тебе, то есть против Тебя. Какие бы страдания ни приносил грех самому грешнику или другим, сама суть греха в том, что он оскорбляет Бога ( 2Цар. 13:13 ). Та к что – если бы грешник воскликнул в мольбе: «Ты Владыка мой, отчего Ты не остановил меня?», Господь ответил бы ему: «Для того, чтобы ты осознал свою греховность и Мою праведность. Моя цель в том, чтобы ты мог познать Мой характер, Мою праведность и справедливость как Судьи. Только в этом случае ты поспешишь ко Мне за очищением». 7 Унаследованность греховной натуры, с библейской точки зрения, не оправдывает грешника, но усиливает его виновность ( Мф. 23:34–36 ). В беззаконии зачат – здесь не ставится под вопрос святость зачатия и рождения, но речь идет о том, что с момента зачатия человек уже существует как личность. Таким образом, покаяние должно включать в себя два аспекта: конкретные грехи, совершенные человеком (3–5), и заразу, скверну греха, изначально унаследованную каждым человеческим существом. 8 Грех в человеческой природе не подлежит оправданию, поскольку противоречит замыслу Божьему, а также мудрости, которую вложил Господь в сердце каждого человека как голос совести. 9–17 Масштабы истинного покаяния. 9 Давид молит Господа об очищении от грехов, как беззаконник, сокрушенный гневом Божьим (10) и осознающий все последствия отвержения Божьего (11). Окропи значит очисть. Иссоп – пучком веточек этого растения, омоченным в крови жертвенного животного, окроплялись люди, подлежащие очищению, для умилостивления гнева Божьего ( Исх. 12:12,22,23 ), примирения с Богом ( Лев. 14:6 ), очищения от скверны греха ( Чис. 19:16–19 ). Давид знает, что простого принесения на алтарь жертвенных животных недостаточно для Господа (18), но он уверен в милости Господа. Радость и веселие (10) – нравственное обновление грешника, позволяющее ему участвовать в радостном восхвалении Бога в святилище ( Пс. 41:5 ); кости – физическое исцеление, восстановление целостности личности. Отврати (11) – отверни Свой святой взор от моей греховной натуры, от мерзости моего греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ис.47:5 . Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут назы­вать тебя го­с­по­жею царств. «Сиди молча, уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств». Отдел речи о судьбе Вавилона, по обычаю пророка, заканчивается тем же, с чего он и начался, т. е. решительным и бесповоротным провозглашением окончательной гибели Вавилонской монархии, под ударами ее нового завоевателя. «Темнота» – на языке Священного Писания, символ «несчастия и плена» ( Ис.50:10 ; Мих.7 и др.). Вавилон и его цари, как мы знаем из свидетельства самого же пророка Исаии и др. пророков, действительно, гордо высился над всеми остальными нациями и его монархи недаром носили титул «Царя царей» ( Ис.13:19 ; Иез.26:7 ; Дан.2 и др.). И вот теперь из положения господствующего властелина он должен перейти в состояние пленного раба, заключенного в темную одиночную тюрьму (ср. Плч.2:10 ; Плч.3:2 ; Мих.2:8 ). Ис.47:6–7 . Раскрывают нам ближайшие, непосредственные причины такой ужасной гибели Вавилона. Их указывается здесь две: одна – это жестокость обитателей Вавилона в обращении с преданным в их руки народом Божиим (6 ст.), другая – непомерная гордость и тщеславие жителей Вавилона, черта, очевидно унаследованная ими еще от их предков, строителей знаменитой вавилонской башни ( Быт.11 гл.). Ис.47:6 . Я про­гневал­ся на народ Мой, уничижил наследие Мое и пред­ал их в руки твои; а ты не ока­за­ла им мило­сердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. «Я прогневался на народ Мой». Обычная библейская точка зрения на политические катастрофы в жизни Израиля, как на результат Божественного гнева за измену Израиля Всевышнему ( 2Цар.24:14 ; Зах.1:15 и др.). « А ты не оказала им милосердия». Жестокое и пренебрежительное отношение вавилонян в отношении к побежденным иудеям представляло нечто выдающееся даже среди всеобщей тогдашней грубости нравов ( Иер.51:34 ; Пс.136:8–9 ; Плч.4:16 ; Плч.5:12 ). «На старца налагала крайне тяжкое иго». Упоминание о старце едва ли имеет здесь какое-либо конкретное значение – просто это особый прием усиления и обострения мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010