«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечашся.» •Литература «Книга Екклесиаста, или Проповедника» (особ. 1–2 гл.) «Книга Иова» (особ. 1–6 гл. и 40–42 гл.) «Послание к Евреям» (особ. 1–3 гл.) «Бытие» 3гл. «Евангелие от Матфея». «Евангелие от Марка». « Евангелие от Луки». Беседа Название: Сотворение мира и человека.  1. Понятие о днях творения. Человек, как венец творения. 2. Назначение человека в первозданном состоянии. 3. Цель и смысл творения. «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.» 1. Раскрытие понятия о смерти. 2. Вхождение Господа в человеческую историю. «Бытие» (особенно1–3 гл.) • Литература «Евангелие от Матфея». «Евангелие от Марка». «Евангелие от Луки». Беседа Название: Завет – образ отношений Бога и человека.  1. Семь заветов: доисторический, исторические и метаисторический заветы. 2. Завет, как распознание воли Божией. 3. Завет, как нравственный Закон в жизни человека, понятие о ветхозаветной праведности. «Декалог: 10 заповедей». «И воскресшаго в третий день по Писанием». 1. Воскресение Иисуса Христа и телом, и душой, и духом. 2. Как Ветхий Завет учит об этом. 3. Писание, как источник истины и откровения. «Бытие» (2, 7–9, 15–17 гл.) «Исход» (особ. 19–20 гл.) «Первая книга Царств», «Вторая книга Царств», (особ. 2Царств 7 гл.) «Евангелие от Луки» (особ. 22 гл.). «Откровение Иоанна Богослова» особ. 21,22 гл. Беседа •Тема по Священному Писанию. Название: Понятие о смертных грехах. 1. Этические смертные грехи. Грехи против Бога и ближнего за который в Ветхом Завете положено истребление. 2. Аскетические смертные грехи (семь смертных грехов). 3. Мистический смертный грех (хула на Духа Святого). 4. Добродетель – как противоположность греха. «И восшедшего на небеса и седяща одесную Отца». 1. Вознесение всей человеческой природы на небо; 2. Как нам достичь здесь и сейчас обетований Христа Спасителя, а именно – Его восшествия на небеса. •Литература «Исход» (особ. 20 – 22 гл. 31 гл.)

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Служат к сему: 1) Псалмы приличные, каковые суть: 22, 26, 41, 114, 141. Сюда надлежит и псалмы покаянные, 6, 37, 50, 119, 142. 2) Из прочих книг неложного слова Божия, в коих ясно указуется: 1) что Бог не желает погибели грешника, но хощет всех до единого спасти: живу аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися от пути своего, и живу быти ему. Иезек.33:11. То же подтверждается. 1Тим.2:4. 2 ) Представить любовь Божию к человеческому роду, что Бог послал Сына Своего в мир единственно для спасения грешников, тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Иоан.3:16 . И Мф.9:13 . Глаголет: шедшее научится что есть, милости хощу, а не жертвы; не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. И святой апостол Павел к Римл.8:31 ., аще Бог по нас, кто на ны. Иже убо своего Сына не пощади, но за ны вся предал есть его, како убо не и с ним вся нам дарствует. 3) Что грешник кающийся единственно благодатью Божией чрез веру живую, спасительную. А не иным чем оправдается. Рим.3:14–15 . Оправдаеми туне благодатью его, избавлением, еже о Христе Иисусе, его же предположи Бог очищение верою в Крови Его. К Ефес.2:1,9 . Благодатью есте спасении чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, да никтоже похвалится. К сему следует 1Посл. Иоанна 1:17 . Кровь Иисуса Христа (посредством истинного покаяния, и упования на него) очищает нас от всякого греха. Сюда надлежит к Евр.10:19. 4 ) Что сия Божия благость не преодолевается никакими беззакониями, только чтоб грешник принес истинное и искренное покаяние. Ибо небесный Отец тако кающихся любезно приемлет. И доказать сие примерами блудного сына. Лк.15:11 . Мыталя. Лк.19:2 . Разбойника. Лк.23:42 . Давида, прелюбодейство и убийство сотворшего, 2Царств.12:11–13. Петра отвергшегося. Лу.22:61. Иоан.21:15 , блудницы покаявшияся, Лк.7:38. 5 ) При изображении любви Божия к человеку прочесть от Иоанна главу 17, и 1Коринф. главу 15, и внушить, что смерть временная истинно кающимся, верующим и уповающим на Иисуса Христа, есть сон только и прехождение от сего многобедного жития прямо в вечное блаженство, Иоанна 5: 24. 6 ) Что те же во Христа верующии, ис упованием на него умирающи, воскреснут в последний день. Иоан 6:40 , не ко осуждению, 3:18, но к наследию царствия небесного, и к прославлению вечному. Филипп. 3:20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В отличие от католического и протестантского богослужений, в которых преобладают утилитаризм и проповедь в прямом смысле этого слова, наше православное богослужение, будучи по своему содержанию хвалебно-назидательным, по характеру своему приближается к богослужению небесному, как отметил профессор  М.Скабалланович   ч. 2, 12]. Это же следует сказать и о нашей богослужебной мелодии, ибо именно так понимали ее отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст заповедует православным христианам учиться духовному пению, восходя постепенно от псалмопения к гимнословию. «Если ты навыкнешь петь псалмы, – говорит святитель, – тогда сумеешь петь и гимны. А это дело божественное… Гимны, а не псалмы воспеваются горними силами» т. 5, 603]. «Псалмы заключают в себе все, а затем гимны – ничего человеческого; когда он будет сведущ в псалмах, тогда узнает и гимны, представляющие собой дело более святое, так как высшие силы гимнословят, а не псалмословят» т. 11, 433]. Ясно, что гимнами святитель называет здесь новозаветные песнопения Духа, о которых говорит Апостол, и которые во времена Златоуста стали прочно входить в церковное употребление, но не имели еще полного и окончательного устройства, как и само богослужение. Наша богослужебная мелодия свята не только по содержанию, но и по положению своему. Ей, как и всякой вообще святыне, свойственна священная неприкосновенность. Основы этой идеи даны Самим Богом еще в Ветхом Завете – в третьей и четвертой заповедях Закона Моисеева ( Исх. 20:1–17 ). На протяжении ветхозаветной истории можно видеть ряд случаев наказания нарушителей закона о священной неприкосновенности, причем не только злонамеренных и нерадивых, но даже и благонамеренных, таких, например, как Оза (2Царств. 6, 6–7). Господь Иисус Христос подтвердил этот закон, дважды очистив храм Иерусалимский, несмотря на то, что там шла не просто торговля, а продажа предметов и размен монет, необходимых для богослужения ( Ин. 2, 14–16 ;  Мф. 21, 12–13 ). Основываясь на этом евангельском повествовании, святитель  Василий Великий  говорит: «Святыни не должно предавать поруганию, присоединяя к ней что-нибудь из служащего к общему употреблению» т. 2, 23].

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Последняя книга Соломона «Песнь песней», по толкованию Св. Григория Нисского , в поэтически-драматической форме излагает идеал беспредельной любви человека к Богу, подобной любви Суламиты к своему жениху, полагающей все счастье жизни в близости к нему и горе – в разлуке с ним. Эта книга также не читается за христианским богослужением, но отдельные фразы из нее, служащие выражением взаимной любви между невестой и женихом, поются иногда перед таинством брака: «Гряди от Ливана, невеста моя! Прииди, ближняя моя»! 4) Пророческий элемент входил, как часть, в книги законоположительные ( Быт.48–49 ; Лев.26 ; Второе.28–32 гл.), исторические (2Царств 7 гл.) и учительные (пророчества Иова 19, 25, и псалмы об Искупителе). Начавшись со времен Моисея, пророческое служение продолжалось непрерывно до времен Соломона (Девора, Нафан Гад, Ахия и др. пророки). Но речи этих пророков были не столь обширны и не составляли особых отделов в ветхозаветной письменности. Даже деятельность таких великих пророков в царстве израильском, как Илия и Елисей, описана не отдельно, а наряду с историей царства израильского, в исторических книгах – 3 и 4 Царств. С половины IX века до Р. Хр. Господь воздвигает особых пророков-писателей, книги которых составили последнюю заключительную часть ветхозаветной канонической письменности. «Подобно Моисею, все пророки-писатели в своих речах и книгах излагали прошедшую историю еврейского народа, обозревали современные политические обстоятельства и предсказывали будущую судьбу Израиля и всего человечества, руководясь общею им с Моисеем теократическою идеей – идеей спасения Израиля и всего человеческого рода через веру во Христа-Спасителя». «Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Петра 1 : 11), пророки верою во Христа, подготовляли иудеев и язычников к будущему единению во Христе. Следуя порядку пророческих книг В.З., принятому в исследовании проф. Юнгерова, изложим кратко содержание их в порядке не катехизическом, а хронологическом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Скачать epub pdf Понятие о Священном Писании Священное писание есть собрание отдельных книг, написанных по вдохновению Святого Духа некоторыми авторами для сохранения и распространения среди людей сверхъестественного откровения. Поэтому Библия есть не простое литературное произведение, а слово Божие. Свою веру в Божественное происхождение Библии Церковь выразила в 8-ом члене символа веры : «Верую ..в Духа Святаго, глаголавшаго пророки». Есть два рода свидетельств Боговдохновенности Библии : 1 .заимствуется из самого Священного Писания и имеет значение лишь внутри Церкви. Примеры: Исход,4,12; 2Царств, 23,2: «Дух Господень говорит во Мне и слово Его на языке у меня». Сам Христос называет Св.Писание словом Божиим ( Мк.7,13 ; Иоан.10,35 ) 2 .Второго рода свидетельства доставляются разумом и могут иметь значение и вне Церкви. Этого рода свидетельства делятся на два вида: ум человеческий приходит к заключению о Божественности Библии путем сравнения ее с другими религиозно-философскими произведениями. Библия непосредственно дает знать о своем Божественном происхождении душе человека совершенно особенным действием: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4,12 ). Первого рода свидетельства, состоящие в сравнении Библии с произведениями человеческой мудрости, доступны только тем, кто достаточно знаком с человеческой мудростью и в ней разобрался. Свидетельство второго рода теоретически доступно всем. О богодухновенности священного писания Понятие богодухновенности в Священном Писании употребляется только один раз – во 2-ом послании к Тимофею, 3,16. Под богодухновенностью Священного Писания в общем смысле разумеется такое действие Святого Духа на души некоторых людей, в силу которого написанное становится выражением мысли Божией, т.е. становится Словом Божиим. Этой общей формулировкой охватываются все богословские взгляды на сущность богодухновенности, но она слишком расплывчата и потому ничего определенного о сущности богодухновенности не говорит. Поэтому следует обратиться к рассмотрению более определенных понятий о богодухновенности.  Теория механическая

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

Иеромонах Макарий 31 июля 2014г. 15:51 1) < > - здесь очевидно недоразумение: славянское " насущный " (как и латинское " supersubstantialis " ) - это прямая калька с греческого " πιοσιος " , неологизм, и говорить об " ошибке " невозможно. - Речь, очевидно, идет о переводе на английский (KJV), " daily bread " . 2) Ориген, как и его современники, не мыслил бытия вне времени - что, в частности, и привело его к тяжким заблуждениям. Приняв время и пространство как атрибуты материального мира, не присущие Божественной природе Спасителя, мы получаем возможность разрешить обсуждаемые здесь противоречия. 3) Вызывает недоумение отсутствие ссылки на прямое свидетельство Св. Писания о природе любви, никак не связанной с эмоциональной сферой человека, и опять-таки устраняющей вышеизложенные этические противоречия, 1Ин.3:16. А.Л. Чернявский, Москва 12 августа 2014г. 18:11 Слово πιοσιος -- это действительно неологизм. Если его кальку " насущный " тоже рассматривать как неологизм, то все равно остается вопрос, что эти два неологизма означают и насколько значение русского неологизма соответствует значению греческого. Иеромонах Макарий 31 июля 2014г. 16:50 (В дополнение к предыдущему комментарию): < > Было бы весьма неразумно исследовать природу любви, отворачиваясь от апостольского наследия и противопоставляя русской лексике греческую, как якобы более точную. - Достаточно убедиться в том, что то же слово γπη в Септуагинте описывает ситуацию 2Царств 13:1-19. Иеромонах Макарий 13 августа 2014г. 14:21 Эти соображения о прилагательном " насущный " могут быть более или менее справедливыми, о чем речь не идет; но в любом случае оно не может быть названо " ошибочным переводом " оригинала πιοσιος - в отличие от английского " daily " , что лишний раз обнаруживает вектор обсуждаемого сочинения. Роман, Воронеж 14 августа 2014г. 17:30 Проблема " ошибки Христа " по поводу сроков второго пришествия, является проблемой лишь для тех протестантских учёных, о которых говорит автор статьи. Для православного богословия это проблемой не является. Все там довольно очевидно. Воистину, завеса должна лежать на сердце, чтобы обнаруживать в тексте Писания такие " проблемы " . Эта ущербность протестантского богословия есть печальное следствие отрыва от Традиции, от Церкви.

http://bogoslov.ru/article/4079100

Для этой цели обратимся к 1 и 2 кн. Самуила (по терминологии LXX – 1 и 2Царств) и к 1 кн. Царей (у LXX – 3Царств), где использованы народные предания о Давиде и летопись, которая велась при его дворе 3 . Это было за 1000 слишком лет до Р. X. Израильский народ должен был вести тяжёлую борьбу за существование в стране Кенаан, где он поселился лет 250 тому назад. Израиль еще не представлял из себя единого народа и царства. Он распадался на целый ряд племён («колен»), имена которым, последующая легенда присвоила сыновьям прародителя израильского народа, Иакова, прозванного будто бы Израилем. Племена враждовали между собою п соединялись только во время опасности. Незадолго до 1000 года до Р. X. такая опасность была и притом весьма грозная. Родственное евреям племя филистимлян покорило северные еврейские племена и обложило их тяжёлою данью. Против них поднялось восстание под начальством молодого царя Саула и его сына Ионафана. Саул выдвинулся впервые победой над аммонитянами ( 1Сам.11 ). после чего в Гилгале народ провозгласил его царём. Под предводительством Саула и Ионафана Израиль свергнул филистимское иго; благодаря этому, Саул сделался независимым царём над северными племенами. Таково происхождение царской власти у евреев. Как мы видим, происхождение её чисто военное, вполне аналогичное происхождению постоянной королевской власти у германцев. Функции царской власти были также исключительно военные: Саулу пришлось всю жизнь бороться против филистимлян, не желавших так скоро потерять данника; в конце концов он и погиб в этой борьбе ( 1Сам.31 ). И помимо этого, целый ряд указаний свидетельствует о том, что в лице Саула мы имеем дело не столько с царём в государственно-правовом смысле, сколько с военным вождём, выдвинутым силою обстоятельств и принуждённым опираться не на наследственное или иное право, но исключительно на личное влияние, создаваемое положением среди Израиля рода Саула и его личными заслугами. Отец Саула, Кис из племени Вениамина, был родовитый и богатый человек ( 1Сам.9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Дмитрий 28 апреля 2017, 00:41 Я сначала читал Псалтирь, и Св. Писание, а потом подзатерлось чувство, притупилось, и так лет 20. Но встретил я фонограммы о. Даниила Сысоева, толкование на Апокалипсис. Потом прослушал толкование на псалмы и много другого. И обновися яко орля юность моя, и чувство вернулось, и я стал другим, чем был. Великий человек о. Даниил!. Назвал бы Святым, но о. Даниил сам не любил поспешности. Подождем... Виктория 27 апреля 2017, 11:34 Очень люблю Псалтирь, каждый день по одной кафизме. Знала отдельные псалмы, а когда умер отец, то читала его сердцем, не понимая слов, а сейчас каждый раз читаю и удивляюсь, как же до этого я не понимала, не чувствовала некоторые слова. Многим рекомендую читать, но.....Псалом 90 выучила в детстве, он был напечатан возле иконы Спасителя (складень) и так,будучи лет 11 от роду, сама не поняла как выучила его наизусть.Хотя семья была безразлична к религии, иконы больше покупались как искусство, а когда умерла бабушка, мне подарили ее старинное Евангелие, а я и не знала, что она его читала.Очень важно, чтобы дети, хоть видели дома иконы или книги. Всеволод 26 апреля 2017, 21:06 Конечно, всякий православный христианин сколько-нибудь читает или хотя бы слышит на богослужении из Псалтири; какой-то совсем безфанатичный друг у Вашего младшего брата. Если найдутся здесь любители Ветхого Завета, не укажете ли мне удовлетворительное толкование 2Царств 12:31 (про мучительное истребление Амморев царём Давидом, как раз вскоре после написание покаяннейшего 50 псалма)? На http://bible.optina.ru не толкуют эту строчку. У Андрея Десницкого читал, но не вполне могу принять. Морилова Ирина 26 апреля 2017, 15:15 Спасибо,Людмила! Ольга 26 апреля 2017, 14:11 Здравствуйте! Пожалуйста, назовите книгу, в которой излагается Ветхий Завет для семинаристов. Очень хотелось бы прочитать! Вячеслав 26 апреля 2017, 11:38 Спасибо, хочется добавить " АМИНЬ " раиса 26 апреля 2017, 10:11 Как все это должно быть дорого человеку, который любит Господа всем сердцем, всей душею своей. Какое благоговение испытывает человек любящий Бога, читая эту святую Книгу.

http://pravoslavie.ru/102288.html

Сейчас я слушаю лекции протоиерея Олега Стеняева. Иногда дома. Иногда в машине. И если мы приезжаем в пункт назначения до того, как кончился рассказ (слово «лекция» не вяжется с искристым повествованием о. Олега), то мы не спешим выходить из машины. Это выше сил человеческих — не дослушать, как Руфь пошла со свекровью к ней на родину. Часто ли невестки говорят свекрови такие слова: «Где ты будешь жить, там и я, твой народ будет моим народом, твой Бог — моим Богом; одна смерть разлучит нас с тобою». Руфь сказала эти слова. И стала прабабушкой Давида. Ветхий Завет — детоводитель ко Христу. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Larisa Vodolieva 2 июня 2017, 22:04 Все гениальное просто! Всеволод 1 мая 2017, 18:43 Евгения - спаси Господь. Полезно и интересно, хотя не вполне исчерпывает моё недоумение. Валентина Батяева 30 апреля 2017, 06:16 ЧТО НАПИСАНО ВНАЧАЛЕ СТАТЬИ ЭТО ТОЧНО ПРО МЕНЯ ИЗВЕНИТЕ ВОТ ТАК И Я ДУМАЛА ТОЛЬ КАК ЧИТАЛКА Я О ЦЕРКВИ НЕ ДУМАЛА .. Евгений Ерусалимец 29 апреля 2017, 22:12 Ольге. Есть такая книга. О.Геннадий Егоров " Введение в Ветхий Завет " . Издательство, кажется, Свято-Тихоновского института. Настоятельно рекоммендую. А если удастся попасть на лекции о.Геннадия - то это вообще... Евгения 28 апреля 2017, 10:27 Всеволоду. Толкование 2Царств 12:31 у блаж. Феодорита Кирского Вопрос 27. Иные порицают за жестокость Давида, подвергнувшего столь тяжким казням аммонитян (2 Цар. 12:31)?    Должно припомнить, как поступали они с израильтянами, выкалывая им правый глаз (1 Цар. 11:2). Пророки извещают и о других жестокостях их (Ам. 1:13). Посему понесли они наказание, равное своим злодеяниям. Ксения 28 апреля 2017, 10:01 В этот пост Ветхий Завет помог мне измениться в лучшую сторону. Сначала для меня это был увлекательное повествование, многое не понималось, но когда я прочла его с толкованием, то все встало на свои места и я стала лучше понимать Новый Завет, потому что там содержатся ссылки на Ветхий Завет и все становится понятным. Ну а Исход перевернул меня всю в лучшую сторону. Так что Постная Триодь нам всем в помощь. Поздравляю Всех Пасхой Христовой. Христос Воскресе! Храни вас БОГ.

http://pravoslavie.ru/102288.html

Ст. 18. Сравнение сие не мало выявляет силу Божию, открывшуюся во избавление Давида, когда человеку несчастному, от всех оставленному и лишенному надежды, руку помощи подать благоволил... Ибо ведь с сомнящимся и колеблющимся духом приступать к Богу неприлично. Того ради приемлет надежду по своему обыкновению от опыта, и взывая об ускорении помощи, вверяет себя в получение её такой надежде на Бога, как доселе сохраняем Им был. XL Псалом Ст. 1: к исполнению, псалом Давиду Псалом 40-й является последним псалмом 1-ой части Псалтири, как она делится в еврейском тексте (всех пять частей: 1–40 пс.; 41–70; 71–87; 88–104 и 105–150). Псалом этот в большей его части также носит на себе отпечаток личных переживаний и личной судьбы Давида. И опять – и здесь мы видим его в тяжелом положении: но уже – не гонений, а болезни, которую считали враги его смертельной (ст. 6 и 9). Пользуясь этим, враги царя шептались против него, замышляя на него что-то злое, причем к ним присоединился и один кто-то из прежних друзей его (может быть – Ахитофел: см. 2Царств, гл. 15, 16 и 17). И вот Давид и взывает: „Ты же, Господи, помилуй меня и возставь меня, и я воздам им. Из того узнаю я, что Ты благоволишь ко мне, что не возрадуется враг мой обо мне. Меня же за незлобие Ты принял, и утвердил меня пред Тобою во век. Но если к концу этот псалом 40-й – обычного для Давида типа, то начало его – другое. „Блажен разумеваяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь, отрадой сердца восклицает он. И об этом-то любвеобильном типе благодетеля и ведет далее речь пророк. И в виде своих благожеланий в псалме испрашивает он далее как бы награду ему за такое его добро, заканчивая эту речь словами: Ты изменил (самое) ложе в болезни его. Однако затем со слов: „Господь да поможет ему на одре болезни его, речь и сознание псалмопевца преломляются, и переходят к тому, что и послужило поводом к составлению всего псалма. Начав с тех первых стихов, где он от личных своих переживаний возвышался еще, по обычаю своему, и к благоговейному созерцанию общих путей Господних – в прославлении дел милосердия, за кои так ощутительно мздовоздает человеку всеблагий Промысл Божий, – теперь Давид говорит: „я сказал (аз рех: нередкое в Писании т. ск. вечное время; – прошедшее, но переходящее в настоящее и даже в будущее: сказал – и говорю, утверждая сие сказанное и на дальнейшие переживания свои): – „Господи, помилуй меня, исцели душу мою, так как я согрешил против Тебя. И уже после этого, пред нами, знакомые нам сетования псалмопевца на злоумышления врагов своих. И это все – при полной безвинности самого Давида пред ними и при незлобии его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...