В Первом послании к Фессалоникийцам апостол Павел пишет: и вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго ( 1Фес.1:6 ). То есть фессалоникийцы, приняв слово, то есть Евангелие, последовали примеру апостолов и сами стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии ( 1Фес.1:7 ). Они были подражателями апостолов, а теперь им подражают верующие двух римских провинций – Македонии, столицей которой был город Фессалоники, и Ахаии, столицей которой был город Коринф. Об этом же апостол пишет и во Втором послании к Фессалоникийцам: вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам ( 2Фес.3:7–9 ). В своём рождении друг от друга христиане сохраняют тот образ внутреннего устроения, который впервые явил создатель духовной традиции. Обращаясь к Посланию апостола Павла к Филиппийцам, мы ещё раз убеждаемся, насколько данный вопрос о «подражании» апостолу основывается на представлении об «уподоблении» образу Христа. От филиппийцев он требует разделять чувствования Христа: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ). Речь здесь идёт о таком подражании, когда в человеке отображается Христос, с Его чувствами и образом земной жизни, то есть христиане должны иметь одни мысли, иметь ту же любовь, быть единодушными и единомышленными; ничего не делать по соперничеству или по тщеславию, но по смиренномудрию почитать один другого высшим себя; преследовать не только собственную выгоду, но и выгоду других (см.: Флп.2:2–4 ). Отрывок Флп.2:6–11 напоминает нам о вере апостола Павла в то, что Христос сделался тем, что и мы (приняв образ раба... и по виду став как человек – ст. 7), и уничижил Себя, а теперь превознесён выше всех. Если мы разделим Его уничижение, утверждает апостол Павел, то мы разделим и Его славу, – взгляд, который апостол повторяет в Послании к Римлянам (см.: Рим. 8 ), когда напоминает своим читателям, что обещание о наследовании христианами того, что Бог уготовил для них, зависит от их готовности разделить страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол Павел прямо призывает христиан держаться наряду с посланиями апостолов и переданных от них преданий ( 1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ). Рассмотрим теперь свидетельства слова Божия об откровении Божием в Церкви после вознесения Иисуса Христа. Господь Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам, что ни Он (см., например: Мф.28:20 ), ни Святой Дух (см., например: Ин.14:16–17 ) не оставят Церковь Христову до скончания века. Он говорил также, что Дух будет открывать христианам и через них всем людям истину (см., например: Ин. гл. 14–16). Особо отметим слова Христа – одно из нескольких подобных изречений, прямо указывающее на непреложность и богодухновенность постановлений священноначалия и церковных Соборов: «...если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:17–20 ). Книга Деяний апостолов и апостольские послания приводят нам множество примеров, как, во исполнение слов Христа, Господь Духом Святым открывал избранным истины видениями и знамениями ( Деян.9:3–7; 10:10–20; 11:28; 21:10–11 ; 2Кор.12:2 ; 1Кор.7:40; 12:8 ; Гал. 1:11–12 ). Апостол Павел выделяет в первохристианской Церкви богопоставленных истолкователей и изъяснителей Божиих истин: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28 ). Однако не все христиане обладают таким даром: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Особенно важен для нас рассказ в Книге Деяний апостолов о первом церковном соборе ( Деян.15:6–29 ). При распространении христианской проповеди встал вопрос о принятии в христианскую общину язычников, о необходимости исполнения ими закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

В первых же словах привествия можно почувствовать, что в отношениях между ап. Павлом и коринфскими христианами появилось некоторое напряжение. Если, начиная Послания к Фессалоникийцам, он писал просто: «Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской... « ( 1Фес. 1, 1 ; 2Фес. 1, 1 ), то в Посланиях к Коринфянам Павел вынужден сразу делать упор на свое апостольское призвание непосредственно Господом Иисусом Христом – как будто кто-то ставит его под вопрос: 1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, 2 церкви Божией, находящейся в Коринфе... ( 1Кор. 1, 1–2 ; ср. 2Кор. 1, 1–2 ) Разделения и единство в Церкви Немедленно после традиционных приветствия и благодарения (1, 1–9) апостол, как будто не в силах больше терпеть, высказывает горячее пожелание: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1, 10). Так, в одном небольшом предложении апостол сразу провозглашает главный принцип жизни Церкви – единство. Причиной и основой этого единства является единственность и исключительность Иисуса Христа. Последующие строки полагают начало той христологии, которую Павел разовьет затем в этом и в последующих посланиях до головокружительных масштабов. С христологией будут тесно связаны екклезиология (учение о Церкви) и сотериология (учение о спасении). Наконец-то об Иисусе говорится не только как о Мессии, проповедовавшем в Галилее и Иудее, а затем распятом в Иерусалиме, а как о Господе, в Котором дан дар спасения всех верующих и Который есть единственный, в Кого можно креститься ради спасения. С Ним не может сравниться ни один учитель. Спасение, которое дарует Он, – не в учительстве, а в Его Крестной смерти и Воскресении: 12 Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов. 13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1, 12–13) Разделения и единство в Церкви – основная тема всего 1 Кор., но апостол подходит к ней с разных сторон. В начале он с пристрастием говорит о единстве в одной вере, так как один Господь – Иисус Христос. Недопустимо появление в Церкви каких-либо партий, фракций, которые бы послушно шли за своим уважаемым и почитаемым лидером, своего рода отцом, который заслонял бы личность Христа. Забегая вперед, скажем, что не менее горячо апостол будет отстаивать и многообразие человеческих путей и служений в Церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

В этом месте, как видно из хода речи, говорится о правителях, царях и царствах языческих и иудейских дохристианского времени. О молитве за царя и властей 1Тим.2:1–2 . «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Объясн. Отсюда видно, что молиться за других значит испрашивать им от Бога спасение: ст.4, здравие телесное: 2Кор.1:11 , и успех в делах звания и служения: Кол.4:3 . По заповеди апостола, христианин должен молиться за всех людей, особенно же за царя и начальствующих, как за носителей власти, чтобы чрез их здоровье и успешность упрочивался гражданский порядок, общежитие становилось бы безопасным и, таким образом, все вели жизнь тихую и безмятежную, ибо это угодно Спасителю нашему: ст.3. Кто «удерживающий» пришествие антихриста? 2Фес.2:7 . «Ибо тайна беззакония, уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Объясн. Беззаконие действует, но не может всецело проявиться и восторжествовать над истиной, потому что оно восторжествует только посредством обмана («неправедным обольщением»: ст.10, «знамениями и чудесами ложными»: ст.9), проповедуя совершенное безбожие («превозносящийся выше всего, называемого Богом»: ст.4), насильственно требуя самому себе божеского почитания: ст.4. Что удерживает пока от такого проявления? что ограждает людей от насилия, от обмана и полного безбожия? Некоторые святые отцы основательно думали, что под «удерживающим» апостол разумел (между прочим) гражданский порядок и государя, стоящего во главе гражданского общества. Богоучреждённость властей гражданских Мф.20:25–26 . «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». Объясн. Во-первых, «между вами» значит: в церкви, а не в государстве, а во-вторых, смысл этих слов тот, что у христиан желающие быть первыми должны охотно служить остальным, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Действия на внешнее благосостояние человека и видимую природу. – Наконец, злые духи могут наносить вред внешнему благостоянию человека, ибо могут действовать на мир вещественный и даже с большею силою и в большей мере, чем люди, уступающие им по природе в могуществе. Их действия в мире вещественном для людей иногда могут представляться даже сверхъестественными, имеющими вид чудес. Так, И. Христа потом берет диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма... Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их ( Мф.4:5, 8 ). О человеке беззакония, которого пришествие будет по действию сатаны, говорится, что оное будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Фес.2:9–10 ), о его лжепророках – дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ), так что будут низводить и огонь с неба ( Откр.13:13 ). При такой власти над природою и ее силами, конечно, падшие духи, могут при попущении Божием вредить внешнему благосостоянию человека, и действительно вредят. В книге Иова говорится, что по действию диавола Иов лишен был всего внешнего счастья: волы и верблюды отведены в плен, овцы сожжены спадшим с неба огнем, слуги погибли от острия меча и небесного огня, дети погребены под развалинами дома и, наконец, сам Иов поражен лютою проказою ( Иов. 1 и 2 гл.). По действию же злых духов бросилось с крутизны и потонуло в море около 2 тысяч гадаринских свиней ( Мк.3:13 ). Ап. Павел повелевает коринфского кровосмесника передать сатане во измождение плоти ( 1Кор.5:5 ), т. е. чтобы злой дух овладел телом его и измождил его (совершил, по объяснению блаж. Феодорита, нечто подобное тому, что было с Иовом). Как возможны такое господство над природою и ее силами для злых духов, для нас, конечно, остается непонятным. Они, как бесплотные духи, находятся в совершенно неизвестном нам отношении к пространству; равно мы не знаем, какою эти духи могут располагать способностью движения и как глубоко их познание сил и устройства природы. § 53. Промыслительные действия Божии по отношению к злым духам

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Кроме того, процесс освобождения душ из чистилища представляется чисто механическим, подобным освобождению заключенного из тюремного заключения, независимо от того, исправило его заключение или нет. Такая чисто внешняя, юридическая мерка неприложима к религиозно-нравственной жизни. Наконец, все души, находящиеся в чистилище, могли бы быть освобождены посредством полных папских индульгенций. Т. о. чистилище если и «существует», то по вине пап. Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 247–255, 269–274; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 325–338; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. Кн. 2. С. 277–288. Вопрос 59. Неизвестность времени Второго славного пришествия Господа Иисуса Христа и признаки его приближения (Мф.16:27, 24:14,30,36; Лк.18:8; Деян.1:11; Иуд.14–15; 2Тим.3:1–5; Евр.9:28). Понятие об антихристе (Ин.5:43; 2Фес.2:3–4,7–10) Ответ. Суд частный, которому подвергается каждый человек после смерти, не есть суд окончательный. После частного Суда и для праведников и для грешников открывается только предначинание того блаженства или мучения, которое они заслужили. Но придет последний день для всего человеческого рода, в который Бог произведет Суд всеобщий и окончательный. Когда придет этот день, Господу не было угодно открыть нам для нашей же нравственной пользы. О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ). «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» ( Мф.24:42 ). Перед Вознесением Господь говорит апостолам: «...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Второе пришествие Христово будет для большинства людей неожиданным, день Господень «придет, как тать ночью» ( 1Фес.5:2 ). «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Оккультный взрыв», — объясняет один из известных евангелистов, — это огненное нападение сатаны, который, готовясь к штурму, обстреливает полуразрушенные укрепления номинального христианства, между тем как атеистически подкрашенная теология не способна проявлять заботу о духовно поредевшей зоне, которую оккультизм завоевывает шаг за шагом без особого труда. Такова сегодняшняя ситуация». В виду разрастающегося демонического вторжения известный теолог Петер Бейерхаус настоятельно советует: 1. Мы не должны думать, что различные проявления оккультной волны безвредны для нас. 2. В личной духовной жизни необходимо противопоставить этой волне постоянное бодрствование. 3. Ввиду нарастания оккультной волны христиане должны добросовестно относиться к своему призванию и в духовной борьбе стоять в рядах армии света. Осторожно! Религиозное обольщение… Мы хорошо сделаем, если серьезно отнесемся к предупреждению Иисуса: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» ( Мф.24:4 ). «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13:37). Иисус не без причины говорил это Своим ученикам, потому что ко времени Его 2-го пришествия значительно возрастет демоническое влияние и изощренное религиозное обольщение. Евангелисты Матфей (24:24) и Марк (13:22) говорят о лжепророках и лжехристах, которые с помощью оккультных сил совершат великие знамения и чудеса и многих обольстят. Люди будут «внимать духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). Наконец проявление демонического достигнет своего апогея, когда откроется великий обольститель антихрист, чье «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ). В Откр.16:13-14 еще раз поясняется, что сверхъестественные феномены есть действие бесовских духов, творящих знамения. В настоящее время Бог открывает Свою волю и путь спасения через Свое Слово — Библию. Мы живем в такое время, о котором Иисус сказал: «…блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Мы также веруем в Иисуса Христа, Которого не видели и, «доселе не видя, но веруя в Него», радуемся «радостью неизреченною и преславною» ( 1Пет.1:8 ). «Мы ходим верою, а не видением» , — свидетельствует апостол Павел ( 2Кор.5:7 ).

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

Святость Бога является источником освящения человека. Апостол Петр призывает верующих: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет 1:15–16 ). Апостол Иоанн говорит христианам: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин 2:20 ). Согласно апостолу Павлу, Бог наказывает верующих в Него для их пользы, чтобы они имели участие в Его святости ( Евр 12:10 ). Святость Бога следует отличать от святости ангелов и людей. По словам святителя Кирилла Иерусалимского , «поистине един Свят, кто по естеству Свят. И мы святы: но не по естеству, а по причастию, подвигу и Бог — праведный Судия. В Ветхом Завете о Боге говорится, что Он — «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ), «Судия праведный» ( Пс 9:5 ), Который воздает возмездие гордым ( Пс 93:2 ), щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи ( Исх 34:6–7 ). Так же и в Новом Завете Бог предстает как Судия, Который будет судить праведным судом ( Рим 1:32; 2:5; 3:5 ; 2Фес 1:5 ; Евр 6:10 ), нелицеприятно и беспристрастно ( 1Пет 1:17 ; Рим 2:11 ; Гал 2:6 ). § 5. Бог един, но в трех Лицах Церковь верует в Единого Бога в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа — Единосущную и Нераздельную Троицу. В Символе веры говорится: «Верую во Единаго Бога Отца… И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго…». Церковь верует в Триединого Бога — единого по Своей Божественной сущности и троичного в Лицах (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа. Три Лица Пресвятой Божественной Троицы — не три Бога, а один Бог. Каждая Божественная Ипостась в полноте обладает Божественным достоинством, так что сущность Божества не разделяется, но пребывает единой. Уже в Ветхом Завете можно усмотреть прикровенные указания на троичность Единого Бога . Указание на Слово Божие и Святого Духа можно словах Псалма: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» ( Пс 32:6 ). Намек на троичность Божества усматривается в тех случаях, когда Бог говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт 1:26 ); «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их» ( Быт 11:6–7 ); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт 3:22 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

1. Но говорят они: Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей ( Исх.9:35 ). Возражающие так не читают в Евангелии того места, где Господь на вопрос учеников к Нему: «почему Ты говоришь им в притчах»? Отвечал им: «потому что вам дано знать тайну Царства Небесного, а им говорю в притчах, чтобы видя не видели, и слыша не слышали, и разумея не разумели, так что сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: дай огрубеть сердцу людей сих, сделай их крепкими на ухо и ослепи очи их. Ваши же блаженны очи, которые видят, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите» 119 . Ибо Один и Тот же Бог наводит слепоту на тех, которые не веруют, а презирают Его, подобно тому как солнце, Его творение, (ослепляет) тех, которые по слабости зрения не могут смотреть на его свет, и полнейшее и большее просвещение дарует тем, которые веруют и следуют Ему. Согласно с сим и Апостол во втором (послании) к Коринфянам говорит: «для неверующих, у которых Бог века сего ослепил умы, чтобы не воссиял свет Евангелия славы Христа» ( 2Кор.4:4 ). И еще в (послании) к римлянам: «и как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» ( Рим.1:28 ). Во втором же послании к Фессалоникийцам, говоря об антихристе, он ясно говорит: «и потому пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес.2:11–12 ). 2. Если и в настоящее время Бог, зная, что многие не будут веровать, – так как Он все знает наперед, – предал их неверию их и отвратил лице Свое от таковых, оставляя их во тьме, которую они сами себе избрали, то что удивительного, если и тогда неверующего Фараона вместе с его служителями предал их неверию? Как Слово из купины говорило Моисею: «я знаю, что Фараон, царь египетский, не отпустит вас, если не употреблю мощную руку» ( Исх.3:19 ). И почему Господь говорил в притчах и навел слепоту на Израиля, чтобы они видя не видели, зная их неверие, по той же причине Он ожесточил и сердце Фараона, чтобы видя, что перст Божий изводит народ, он не веровал, но низвергся в море неверия, ибо думал, что исход их совершается действием магии, и что Чермное море не силою Божиею дало пройти народу, но так было естественным образом. Глава XXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

20:10). Возражения: 1) Слова «век», «вечный», «вовеки» в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, а не бесконечное продолжение времени. 712 –Отв. Спаситель и ап. Павел, говоря о вечности мучений грешников, противополагают эти мучения вечному блаженству праведников; если же последнее вечно-бесконечно, то вечно бесконечны и первые. 2) Нечестивые не могут существовать бесконечно, а след., и мучиться вечно, потому что они и после всеобщего воскресения пред страшным судом останутся телесными и смертными ( Гал.6:8 ; Рим. 8:13 ; Мф.3:12; 13:30,40 ; Откр.2 .:11; 20:6). 713 – Отв. «Нет. Сам Спаситель говорит, что перед вторым Его пришествием все мертвые оживут ( Ин. 5:25, 28–29 ) и что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могуг, ибо они равны ангелам» ( Лк. 20:35,38 ). Ап. же Павел, описывая свойства последних тех, пишет: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ); «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему – облечься в бессмертие… сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (- ст. 53, 54; сн. 26 ст.; Ис. 25:8 ). 3) После всеобщего воскресения и суда грешники бтдут совершенно уничтожены, так как в Писании говорится, что «возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ), что нечестивые погибнут, будут истреблены и искоренены, их попалит огонь, их больше не будет ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 ; Ис. 29:20 и др.), их существованию будет положен конец ( Пс. 72:27 ; 2Кор. 11:15 ; Фил. 3:19 ). – Отв. Из указанных мест одни говорят только о прекращении жизни грешников на земле, напр.: «еще немного и не станет нечестивого, посмотришь на его место, и нет его» ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 и т.п.), другие (большинство) – о погибели грешников в смысле лишения их вечной жизни, т. е. блаженного общения с Богом (см. 2Фес. 1:9 ), третьи же – о конечном результате, к которому приведут грешников дела их, как и пишет ап. Павел: «конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:15 ). 714

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010