Или словом или посланием … – говорит апостол, уравнивая ценность первого и второго. Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предание так, как я предал вам  ( 1Кор. 11:2 ). Вот этого-то, похоже, многие и не уяснили. Достойны похвалы, а не укоризны те, которые держат Предание так, как передали их апостолы. Хвалю… что вы всё мое помните … “всё моё” не фарисейское, конечно, а апостольское! И снова, как и апостол Иоанн, апостол Павел мерилом истинности христианского благочестия ставит Предание, принятое от них. Завещаю же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес. 3:6 ). То же самое и по вопросу апостольского вероучения апостол Павел пишет Тимофею: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим. 6:20 ). Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня ( 2Тим. 1:13 ). После этих свидетельств Писания и вышеприведённых свидетельств Тертуллиана и Иринея просто нелепой выглядит “историческая” справка Рогозина о том, что предания “вошли в употребление” в V веке как следствие “духовного отступничества” Церкви. 141 Отступничеством скорее можно назвать позицию протестантов по отношению к Преданию, которое апостол Павел заповедал хранить. Классический аргумент протестантов, якобы подтверждающий принцип “Только Писание”: “из Откр. 22:18-19 мы узнаем, что Священное Писание содержит в себе вполне законченное откровение Божие, прибавлять к которому строго и навсегда запрещено Богом» . 142 Отвечая на это, заметим, что мы не прибавляем и не убавляем из книги “Откровения Иоанна Богослова”, о которой идет речь, кроме того, что он сам в последующие годы после её написания “прибавил”. “Откровение” было написано в 95г., а Евангелие от того же апостола и его послания написаны были немного позже: в 98–105 годах. Взглянув глазами протестантов на запреты «Откровения» (22,18–19), придём к выводу, что Иоанн первым подпал под те язвы Божии, о которых пишет в 18м стихе.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Но благодати у них нет: это – человеческие религиозные общества, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим. 3:5 ). А истина во всей своей неповрежденности и полноте хранится в Церкви православной, единой ( Мф. 16:18 ; 1Тим. 3:15 ; 2Пет. 1:3–4 ). И долг наш – православных – хранить, как зеницу ока, эту чистоту святой веры нашей. Зачем? Для спасения нашего, ибо без истины спастись не можем, и для тех же еретиков, раскольников, безбожников, и тех из них, кто способен еще внимать голосу Божией благодати, как и говорит Спаситель Пилату: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине: всякий, кто от истины, слушает Моего гласа» ( Ин. 18:37 ). И хочется верить, что и в сердце раскольников и еретиков, и безбожников есть души, по неведению заблудшиеся, но стремящиеся к истине. И все лучшие из них, верим, придут к нам, в Церковь Божию, где истина, где благодать, где лик Христов не затемнен человеческою ложью, придут и падут ниц, и скажут: истинно с вами Бог. Среди все возрастающего неверия и дикой развращенности, когда падают цари и царства и все человеческие силы так слабы и ничтожны, единственным оплотом истины, святости и любви является Церковь Божия православная, как общество православных христиан, возглавляемое и поддерживаемое не слабыми человеческими силами, а благодатию Самого Бога, всегда пребывающего в Церкви Своей ( Мф. 28:20 ), и засвидетельствовавшего, что врата ада не одолеют Церкви Божией ( Мф. 16:18 ). И к этому единственно вечному и спасительному обществу устремляются все, кто видит гибельность для души неверия и разврата, как предсказывал еще пророк. «И будет в последние дни, гора дома Господня поставлена будет во главу гор, и возвысится над холмами и потекут к ней народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите и взойдите на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и он научит нас путями своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима» ( Мих. 4:1–2 ). Иметь один фронт с еретиками и раскольниками для православных, это значит смешивать истину с заблуждением, значит оставлять бедных людей без надежного, определенного руководства в борьбе с неверием, главное значение принадлежит не дипломатии, не хитрым иезуитским приемам, которые в своей религиозной деятельности всегда употребляют католики, нынешние обновленцы и другие еретики и раскольники.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Примеры гибельных действий таких самозванных и суемудрых учителей были и во времена Апостолов. Апостол Иоанн говорит: я писал церкви; но любящий первенствовать у них, Диотреф, не принимает нас. Посему если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви ( 3Ин.1:9–10 ). Этот Диотреф, не будучи законно поставленным учителем, производил большие беспорядки в церкви, не принимая апостола Иоанна Богослова, не уважая его послания, и изгоняя из церкви тех, которые уважали сего апостола. Не довольно ли было для апостола Павла быть полным служителем веры после того, когда он уже был назначен к сему явлением Самого Иисуса Христа ( Деян.9:15 )? Однако, когда надлежало послать его на апостольское служение, Сам Дух Святой, во время поста и молитвы антиохийских христиан, снова сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян.13:2 ). Не достаточно было и этого непосредственного призвания, хотя Апостол и о первом своём избрании говорит, что он научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа ( Гал.1:12 ). Но и после всего этого над Апостолом сделано тоже, чего требовал обыкновенный порядок Церкви. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их ( Деян.13:3 ). Этого то порядка избрания на церковную службу Церковь Христова всегда держалась и держится. Всякое же уклонение от Богопреданного чина и порядка Церкви апостольской будет прямым нарушением воли Божией, служением самочинным, о котором апостол Павел так говорит: будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. И от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим.4:3–4 ). 18 Указавши точно нравственные качества лиц, которых можно удостаивать рукоположения во священные иерархические степени ( 1Тим.3:2–13 ; Тит.1:6–9 ; Деян.6:3 ), апостол Павел не оставил без разрешения и того вопроса: могут ли принимать на себя исполнение обязанностей лиц рукоположенных или общественного учительства в Церкви лица женского пола, как это бывает у некоторых из мнимодуховных христиан, например, хлыстов, и отвечает отрицательно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А такие наставления и находятся в св. Предании. Так, в св. Писании мы находим следующее повеление И. Христа о крещении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ); а как совершать крещение, – этого в св. Писании не показано, подробные наставления относительно этого дает св. Предание. Равным образом, находя в св. Писании повеления о совершении св. Причащения ( Мф.26:26–28 ; 1Кор.11:23–29, 10:16–17 ), мы не находим в нем подробных наставлений, как совершать это таинство, как благословлять, благодарить, преломлять при св. Причащении. Эти необходимые наставления даны апостолами изустно, показаны самим делом ( 1Кор.11:34 ; 2Кор.3:3 ) и сохранены в Церкви по преданию. Поэтому-то апостолы строго заповедовали верующим твердо держаться Предания. Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякаго брата, поступающаго безчинно, а не по преданию , которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ). О, Тимофей! храни преданное тебе , отвращаясь негоднаго пустословия и прекословий лжеименнаго знания ( 1Тим.6:20 ). Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Предания апостольские неизменно сохраняются в богослужении и обычаях Церкви Христовой и у верных людей, т.е. пастырей и учителей Церкви, о которых апостол Павел писал епископу Тимофею: и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ; чит. Деян.16:4 ) 30 . Все искренно верующие, соединяемые единством веры во Христа, питаемые одною и тою же благодатию Св. Духа, составляют одно тело ( Еф.4:4–5 ; 1Кор.10:17 ), одну Церковь под главенством Христа и управлением поставленных от Него пастырей ( Еф.1:22–23; 4:11–13 ). Господь Иисус Христос Сам основал Церковь Свою на земле. Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея ( Мф.16:18 ). Сначала в Церкви Своей Христос Спаситель устроял все Сам: учил людей и утверждал их в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Очень важно заявление Павла о том, что он «не упускал возвещать... всю волю Божию». Величайший из апостолов убеждает нас «внимать» не только себе. Хотя его воззвание относится главным образом к служителям, оно подчеркивает факт существования «лютых волков», о чем нужно предупреждать других «день и ночь непрестанно со слезами». Разве то, что было важно для Павла, не должно быть важно для нас, тем более, если он напоминает нам об этом? Немаловажно и интересно то, что ефесские пресвитеры очень серьезно отнеслись к обращению Павла, так как во второй главе Откровения Христос говорит Ангелу ефесской церкви, что тот «испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (ст. 2). Павел много говорил о подобных людях, повсеместно, называя их «врагами креста Христова» ( Флп. 3:18 ), «лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых» ( 2Кор. 11:13 ). Он не поколебался назвать их служителями сатаны ( 2Кор. 11:14–15 ). Послания к Тимофею, также принадлежащие Павлу, ясно выражают его мнение: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 1Тим. 4:1–2 ). Слова Самого Духа раскрывают важность совета, и необходимо учитывать его, равно как и то, что все вышеуказанное должно произойти в «последние времена», когда человек отвернется от веры, начнет слушать «духов обольстителей» и внимать «учениям бесовским». В греческом оригинале это место звучит особенно сильно. Далее, во втором послании, следует совет «проповедовать слово,.. обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием» тех людей, что «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим. 4:1–3 ). И вовсе не случайно теми же словами утверждает авторитет Христа и Павла апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Петр. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Сектанты говорят: Мф.23:8 : православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию . Православный ответ: Мф.28:19 . «...идите, научите все народы». Еф.4:11 . «Он... поставил... иных учителями». 1Кор.12:28 . «Иных Бог поставил в Церкви... учителями». Евр.13:7, 17 . «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»... Гал.4:19 . «Дети мои!» 1Ин.2:1 . «Дети мои!» 1Кор.4:15 . «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием». Деян.7:2 . «Мужи братия и отцы!» Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом – Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4 ). Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян.6 , а не по назначению, как у православных. Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян.6 , и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов ( Мф.3:13 ) и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших ( Деян.14:22–23 ; Тит.1:5 ). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет. Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, 18). Православный ответ: 1Тим.4:14 . Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. Еще: 2Тим.1:6 . «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян.20:28 : «Дух Святой поставил вас». Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже исполнены Духа Святого« ( Деян.6:4 ), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В Священном Писании прочно присутствует образ Церкви как воинства. Невеста Христова «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4). Ангелы — это «воинство небесное», например, (Лук.2:13). Каждый христианин призван «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) Святой Апостол Павел призывает Христиан: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11) Он же называет и наших противников: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12) Библия говорит о войне, которая ведется между Богом и сатаной за души людей. Войне, в которой решающая победа уже одержана смертью и Воскресением нашего Господа: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Верующие входят в эту победу через твердую веру во Христа — причем Писание особенно подчеркивает подвиг мучеников: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11) Крещение — и еще более, рукоположение в священный сан — есть воинская присяга, вступление в войну на одной из сторон многовекового, космических масштабов конфликта. Христос воздвигает Свою Церковь — которая молится, возвещает Его слово, преподает людям установленные Им спасительные Таинства и руководит их ко спасению. Диавол, видя, что его пленники получают свободу, а его обманы рассеиваются, приходит в «сильную ярость, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12) Всю историю Церкви диавол яростно воююет на Церковь: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17) Он, руками обманутых и порабощенных им людей, воздвигает на Церковь жесточайшие гонения, пытаясь истребить ее с лица земли; в более спокойные времена он пытается разложить ее изнутри, при помощи самых разнообразных уловок и обманов.

http://radonezh.ru/2021/11/23/o-voyne-ot...

весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лицо крепким против лица их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их, и не страшись пред лицем их, ибо они мятежный дом ( Иез.2:3–6; 3:7–9 ). – Апостолы, по слову Христа, не боялись убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ); терпя за благовествование Христово побои и заключения, они радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостаивались принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ( Деян.5:41:42 ). Апостол Павел писал Ефесянам: молитесь о мне, дабы мне дано было слово, устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно (6:18–20). Призвание в связи с духовной опытностью дает проповеднику энергию, настойчивость и неусыпность в служении слова. Непризванный проповедник не находит в себе энергии высказать то, что он знает – знает только из книг; совершенно обратное бывает с проповедни- —488— ком, опытно познавшим Христову истину и призванным к служению слова. Он говорит свободно, охотно, с увлечением. Завещание апостола своему ученику: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ср. Деян.15:36 ; 1Фес.2:12; 4:1 ; 1Тим.4:16 ) – может быть понятно и исполнимо только для того, кто совершает благовествование Христово с внутренним расположением, добровольно. Какое различие между этой заповедуемой апостолом неусыпностью и той холодностью непризнанных проповедников, которая выбирает времена для благовествования Христа! V. Св. Григорий Двоеслов в объяснение того, почему пророк Иеремия уклонялся от «должности проповедника», пишет: «Иеремия, стараясь чрез созерцательную жизнь более и более утвердиться в любви к Богу, хотел было уклониться от этой должности; он опасался, чтобы чрез принятие на себя должности проповеднического служения не лишиться плодов безмолвного созерцания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( Рим.10:9 ). В то же время этот Апостол с особенною ясностию раскрыл учение о том, что спасение человека есть дар Божий, а не заслуженное дело с его стороны. Благодатию бо есте спасени чрез веру, писал Он Ефесянам, и сие не от вас. Божий дар не от дел, да никтоже похвалится ( Еф.2:8–9 ), и Титу, егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею паки бытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:4–5 ). Вот почему, братие, Апостолы требовали от желающих вступить в общество христиан веры в Христа и крещения. В книге Деяний рассказывается, что римский сотник Корнилий, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу, не мог получить спасение для себя и своих домашних без истинной веры в Христа и крещения ( Деян.10:2,6, 22, 34–48 ). Вот почему, неправильно веровавших в Иисуса Христа, богохульствовавших, Апостолы отлучали от общения церковного, так напр., Ап Павел отлучил Именея, неправильно учившего о воскресения мертвых ( 1Тим.1:19–20 , 2Тим.2:17–18 ). После такого ясного учения Слова Божия о необходимости веры для нашего спасения нельзя, братие утверждать, что можно спастись только добрыми делами. Мало этого, братие, – мы должны сказать, что учение веры прямо необходимо для того, чтобы наши дела были истинно христианскими добрыми делами, без истинной веры не может быть и истинно-христианских добрых дел. Господь Иисус Христос заповедал нам любить ближнего, как брата, но любить ближнего, как брата, можно только в том случае, если мы веруем, что у нас есть общий Бог Отец, что ближний наш искуплен кровию Христовою, что он нам брат во Христе; в противном же случае, если кто не имеет такой веры, то и не может любить ближнего, как брата, истинно христианскою любовию. Любовь к ближнему проявляется между прочим в помощи ему, но помощь может проистекать из различных побуждений, напр., из желания не видеть страданий ближнего, или из ожидания какой-либо пользы, но все это не будет истинно-христианскою помощию из любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

А из этого следует другая цель, притом высшая, а именно, слава Божия, которую Бог принимает то от нашей веры, как об Аврааме говорится, что он, веруя, воздал славу Богу ( Рим.4:20 ), то от добрых дел: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Глава II. О разделении Богословия § 8. Разделение Богословия также становится очевидным из его определения, а именно, поскольку Богословие – учение о Боге, Которого следует познавать и почитать, оно непременно должно учить о вере, которая является познанием Бога, и о добрых делах, в которых заключено почитание Бога и служение Ему. Итак, все Богословие будет разделено на две части, из которых первая будет исследовать то, во что следует верить, последующая – то, что нужно делать. § 9. Что поистине именно такое разделение является подходящим и достаточным, обнаружится из Священного Писания . I. Павел, когда излагает смысл своего Богословия, говорит так: Я верую всему написанному, имею надежду на Бога и стараюсь подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть без преткновений 2 . II. Тот же Апостол так наставляет Тимофея к служению: Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью ( 2Тим.1:13 ). И он же тому же Тимофею говорит в другом месте: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере ( 1Тим.1:18–19 ). III. Он же другого своего ученика, Тита, так приуготовляет к преподаванию Богословия: Я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам ( Тит.3:8 ). IV. Его же послание к Римлянам, которое считается сводом или сокращением всего Богословия, заключает в себе две темы, о вере и о добрых делах, что очевидно читающему. V. Мало того, Сам Христос, когда посылает Апостолов на проповедь , говорит: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Это относится к вере. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам (ст. 20). Это обращено к добрым делам. Также в Ветхом Завете сущность всего Богословия сводится к тому, чтобы веровать и делать добро: Уповай на Господа и делай добро ( Пс.36:3 ). Наконец, поскольку все совершенство человеческой жизни состоит в этих двух вещах, когда мы правильно мыслим о Боге и хорошо действуем (ведь что может быть сверх этого?), а Богословие стремится совершенствовать человеческую жизнь, то и отсюда открывается. двойственность занятий Богословием, а именно, его стремление научить тому, как правильно мыслить и хорошо поступать, а также, что его следует разделить на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010