Исполняя же столь многие и разные служения для славы Божией и преспеяния добра в мире добрые ангелы, понятно, через это и сами преуспевали и преуспевают в добре и в нем настолько утвердились, что для них стало нравственной невозможностью увлекаться злом, почему Откровение называет их избранными ( 1Тим. 5:21 ) и святыми ( Деян.11:13 ) и вместе с сим утверждает, что они таковыми пребудут и тогда, когда с ними Господь приидет в последний день для всеобщего Суда ( Мф.25:31 ; Мк. 8:38 ; Иуд. 1:14 ), и что поэтому и они несомненно войдут в будущее царство блаженства и славы ( Евр.12:22, 23 ). Какое же отношение Бога Промыслителя в отпадшим злым духам? Так как и по их падении в своем существе не изменилась их духовная природа с сознанием и волей ( Мф.8:16, 10:1 ; Лк. 10:17–20 ; Еф. 6:12 ; 2Кор. 2:11 ; 2Тим. 2:26 ), то все созданное хранящий Бог, без сомнения, сохраняет и эту природу, которая сама в себе не есть зло, а добро. Но, с другой стороны, так как они, отпав от Бога, источника всякого добра и совершенства, самовольно и упорно направили свою свободу в совершенно противоположную сторону, а именно ко злу, то понятно, что Бог не мог и не может поддерживать их или содействовать им в этом направлении, а потому Он, чтобы не нарушать их свободы, только допускал и допускает свободно раскрываться и обнаруживаться в действиях их низвращенной воле, хотя с тем, конечно, чтобы известными пределами ограничивать эти действия, а также пресекать проистекающие отсюда для общего блага вредные последствия. Предоставленные же самим себе злые духи, как известно из Откровения, мало того, что в себе самих развивают и укрепляют одну злую волю, они всегда готовы бывают везде, где только представляется возможность, распространять и поддерживать зло, через вовлечение в него всякого рода свободно-разумных существ. А так как по ниспадении их с неба в область поднебесную или воздушную ( Еф.6:12, 2:2 ) для них стал вовсе недоступен мир небожителей, то все их злостное внимание исключительно устремлено на близкую к ним землю с тем, чтобы здесь между людьми сиять, возращать и утверждать зло, что и на самом деле производится ими не без значительного успеха. Так, завистию диавола вошла в мир смерть ( Прем.2:24 ), вместе с грехом, к которому через его обольщение были преклонены наши прародители ( Быт.3:1–6 ), грех же и смерть, распространившись на всех людей ( Рим.5:12 ), через это самое проложили путь к власти над ними и господству диавола с подчиненными ему духами, так что все Ветхозаветное человечество, насколько было греховно и покрыто тьмой идолопоклонства, было ничем иным, как областью сатаны ( Деян.26:18 ; Кол. 1:13 .), и погрязающие в заблуждениях и зле люди ничем иным, как чадами диавола ( Ин.8:44 ), живущими по воле его, властительски в них действующего ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий (возлюбленный), во образ Господень; ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими (делами). Иосиф, проданный в неволю, поистине есть образ Господень – он прообразовал Христа. Черты сходства – очевидные. Иосиф был праведная и чистая душа. Иисус Христос ни в чем не был виновен, греха не ведал и не сотворил. Иосиф был продан сродниками – родными братьями. Иисус был продан врагам учеником Своим, а враги Христа иудеи – сродники Его по плоти – предали Его Пилату. Иосиф продан за 20 сребреников, Иисус – за 30. Жалко было положение Иосифа, но не менее жалко положение души, которая сама себя продает в неволю врагу своего спасения – диаволу, творя в угоду ему злые дела. Душа создана по образу и подобию Божию, умалена немногим чем пред Ангелами, искуплена бесценной Кровию Богочеловека. Она дороже целого мира, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16:26 ). И вот ее-то, эту бесценную душу, грешник продает в неволю врагу за бесценок. Христу диавол обещал дать все царства мира и славу их, если Христос ему поклонится, отдаст Себя ему под власть ( Мф.4:8–9 ). А грешная душа продает себя диаволу несравненно дешевле – за какие-нибудь ничтожные блага и удовольствия мира, и продает себя всецело (вся) всем своим существом. Известны выражения: «продажная душа», «продажный человек». Для продажного человека ничего нет заветного. Нет ни одного злого дела, на которое он не решился бы из самоугодия и корысти. Страсть к наживе заглушает в нем голос совести, разума и естественное доброе чувство. Одержимый этой страстью не задумается взять на себя защиту на суде отъявленного злодея, скрыть свое имущество от заимодавцев и, объявив себя несостоятельным должником, пустить их по миру, войти в рискованные, основанные на обмане торговые или промышленные махинации, поджечь свой дом для получения страховой суммы и тому подобное. Все это радует врага нашего спасения: грешник своими злыми делами попал в его сеть, уловлен в его волю (2Тим.:2: 26), следовательно – он его раб, хотя и не сознает этого рабства. Но есть и такие грешники, которые сознательно продают свою душу диаволу, когда, например, оставляя веру в силу Божию, прибегают за помощью к людям, которых считают орудиями сатаны (колдунам), – и готовы снять с себя крест, чтобы только получить от них помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И с пришествием Христа на землю и основанием на ней Его благодатного царства, он не прекращал и не прекращает здесь своей враждебной против людей деятельности, направляя ее не только к тому, чтобы удержать в своей власти сынов противления (Богу) ( Еф.2:2 ), но и чтобы похищать и покорять под свою власть сынов царствия Божия или Церкви Христовой. Ходя подобно рыкающему льву и ища кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ), он, кроме того, вооружает все свои начальства, властей и мироправителей тьмы века сего ( Еф.6:12 ) и ведет самую упорную и непримиримую борьбу как со всеми людьми, так в особенности с благочестивыми и верующими, употребляя все возможные козни ( Еф.6:11 ), чтобы захватывать их в свою сеть ( 1Тим. 3:7 ) и уловлять в свою волю ( 2Тим. 2:26 ). У одних, например, он уносит из сердца слово Божие, чтобы не уверовали и не спаслись ( Лк.8:12 ), другим же или внушает преступные помышления и чувства ( Лк.22:3 ), или ослепляет их умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования ( 2Кор. 4:4 ), иных, чтобы искусить, поражает, как Иова, тяжелыми внешними бедствиями ( Иов.2:7 ; Откр. 2:10 ), а в некоторых он, как видно из многих примеров бесноватых, упоминаемых в евангельской истории 625 , даже вселяется и овладевает их телами, чтобы являть над ними свою мучительную власть и через это, конечно, достигать своих преступных целей. Так, по изображению Откровения, диавол действует и так не престанет действовать даже до скончания мира, перед которым его враждебная и губительная деятельность в отношении к избранным Божиим не только не ослабеет, но станет еще сильнее и упорнее и, при посредстве его орудия – антихриста, будет доведена до самых крайних и последних пределов ( 2Фес. 2:9 ; Откр. 13:2–7 ). Все это ясно говорит о крайне и даже бесповоротно испорченном нравственном состоянии диавола, которое Сам Спаситель так изображал, говоря о диаволе: он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем, егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи ( Ин.8:44 ). т. е. его духовно-разумная природа так низвращена, что ему истина стала совершенно чуждой и вместо нее он внутренне влечется к одной лжи, стараясь и других вовлекать в ложь, а также и его нравственное чувство настолько притуплено и искажено, что он не может ни желать, ни делать людям добра, а может желать им одного только зла и причинять им, что он стал делать с самого начала, одну только смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

«Испытание силы Его обличит безумных». Божественное всемогущество испытывается нечестием, чтобы вынудить его обнаружение. Мысль близкая к 1-ой половине 2-го ст. «Испытывать» и «искушать» (2 ст.) ( δοκιμζεσθαι и πειρζειν) – слова, употребляющиеся в книге Премудрости и вообще в Св. Писании почти в одном и том же значении. (См. Прем. 2:17, 3:5–6, 11:9–10 ; Пс. 94 ; 2Кор. 13:5 ; Евр. 3:9 ). Прем.1:4 . В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 4 стих содержит основание для 3 ст. Нечестие потому отдаляет от Бога, что с нечестивыми людьми не соединяется премудрость, которая ведет к богопознанию ( Прем. 9:17 ) и посредствует в общении с Богом ( Прем. 6:9 ). Под премудростью здесь, как это видно из 5 и 6 ст., разумеется Божественная сила, обнаруживающая свое действие в душах людей. Душа ( ψυχ) и тела ( σμα) взяты в четвертом стихе не только для обозначения целого человека (как во 2Мак. 7:37, 14:38, 15:30 ), но тело означает еще источник и средоточие всего нравственного злого в человеке; эта мысль у Филона была своего рода догматом, она не чужда и писателю книги Премудрости (см. Прем. 8:19–20 ст.). Но писатель различает только две части человеческого существа: душу и тело ( Прем. 8:19–20, 9:15, 15:11, 16:14 ), а не три, как у Филона, в этом нельзя не заметить его самостоятельности. Тело представляется в 4-ом стихе «порабощенным греху», т.е. оно сделалось его рабом, как бы куплено им (ср. Рим. 7:14 ), душа же названа «лукавою», как замышляющая зло (ср. Прем. 11:4 ). – «Обитать» – обычное для Св. Писания выражение мысли о действии Божественной силы (премудрости) в душе человека. Оно дает тот оттенок мысли, что эта сила не земного, а небесного происхождения и только временно живет в человеке (см. Еф. 3:17 ; Кол. 1:19, 2:9 ). Прем.1:5 . ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. 5 . Премудрость в силу своей святости удаляется от всякого греха. Она названа здесь Духом Святым ( πνεμα αγιον). Это выражение ( πνεμα αγ.) по библейскому словоупотреблению означает Божественную силу и деятельность в отличие от Божественного существа самого в себе, – оживляющий и одушевляющий принцип в физическом и духовном мире. Различные духовные свойства, в которых Божественный Дух обнаруживается, ставятся при этом в родительном падеже (см. Прем. 7:7 ; Ис. 11:2 ; Втор. 34:9 ; Еф. 1:8 ; 2Кор. 4:13 ; 2Тим. 1:7 ; Ин. 14:17, 15:26 ). Здесь при πνεμα стоит родительный σοφας. В понятии σοφα писатель книги мыслит не интеллектуальную, а нравственно-практическую сторону мудрости, умение сообразовать свою жизнь с заповедями Божиими, благочестие ( Прем. 2:12, 3:11, 7:14 ; Пс. 50 ; Притч. 1:2 ; Сир. 2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По отношению к предварительным сведениям о св. новозаветных книгах и к истолкованию Четвероевангелия, настоящий труд есть исправленное, по указаниям Духовно-учебного Комитета при Святейшем Синоде, «Учебное Руководство к чтению Евангелий в духовных семинариях», которое было издано автором, в трех выпусках, в 1875–76 годах. Что же касается истолкования книги Деяний апостольских, то оно есть новый труд автора 1 , совершением которого им закончен курс уроков по Св. Писанию, назначенный программою для V-ro класса духовных семинарий. Этот последний труд, как и прежний, совершен автором согласно с программою по преподаванию Св. Писания в духовных семинариях. Посему более обстоятельное изъяснение дано в нем лишь на те отделы в книге Деяний Апостольских, которые назначены для такового изъяснения программою. Что же касается прочих отделов книги, не назначенных программою для более обстоятельного изъяснения, то, чтобы «Учебное Руководство» давало изображение полного, последовательного и непрерывного хода апостольской истории, таковые отделы имеют в нем общее обозрение их содержания. (Таковые отделы как в Евангелиях, так и в книге Деяний, в печати будут отмечены особым более мелким шрифтом). Дмитрий Боголепов Предварительные понятия и сведения 1. Понятие о священных книгах Нового Завета Священными книгами Нового Завета называются боговдохновенные писания апостольские. Называются они так потому, что изображают в себе основание Нового Завета и Церкви новозаветной, христианской И. Христом и распространение и благоустроение ее чрез Его св. апостолов. 2. Употребительные наименования состава новозаветных книг Новозаветным священным книгам обыкновенно усвоялись наименования, под какими известны были прежде ветхозаветные священные книги. Так, когда первых еще не было, одни только ветхозаветные книги были известны под именем священных писаний (iερα γραμματα), святых писаний (γραα χγα) или просто писаний (γραη) 2Тим.3:15 . Рим.1:2 . 2Пет.1:20 . Мф.22:28 ). Впоследствии эти наименования усвоены были и книгам Нового Завета. Таким же образом произошло и наименование писаний апостольских Новым Заветом. В первоначальном и собственном смысле выражения – Ветхий Завет , Новый Завет обозначают два завета Бога с человеком ( Евр.8:6–13; 9:15–18 . Гал.4:24 . Мф.26:28 ). Апостол же Павел ( 2Кор. 3:14 ) называет состав священных книг еврейских, как заключающих в себе изображение ветхого, подготовительного ко Христу, домостроительства Божия, Ветхим Заветом (τ χαρπ δατχ). Такое употребление выражения Новый Завет очень древнее. Так во 2-м веке оно встречается у Тертуллиана , в 3-м веке у Оригена . Точно также, соответственно делению ветхозаветных книг на «закон и пророки», уже у отцов церкви и писателей 2-го века встречается деление новозаветных св. книг на «Евангелие» и «Апостол» (τ Еαγγλον χα πτολο). Первым словом обозначается совокупность четырех Евангелий, последним – состав прочих апостольских писаний. 3. Писатели новозаветных книг

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

V. Молитва о церкви (3,14–21) VI. Хождение во Христе: путь к единству и чистоте (4,1 6,9) А. Единство и многообразие (4,1–16) Б. Новый ум (4,17–24) В. Новый путь: в единстве, любви, чистоте, свете и мудрости (4,25 5,17) Г. Исполнение Духом Святым (5,18 6,9) 1 . В поклонении Богу и прославлении Его (5,18–20) 2 . В общем и взаимном повиновении (5,21) а) мужья и жены (5,22–33) б) родители и дети (6,1–4) в) господа и рабы (6,5–9) VII. Наше противостояние духовным силам тьмы (6,10–20) А. Призыв вооружиться против подлинного врага (6,10–12) Б. Наши доспехи, оружие и способы борьбы (6,13–20) VIII. Прощальные приветствия (6,21–24) Глава 1 1:3–14 Это единое изречение в греческом тексте, являющееся хвалой путей Божиих, кратко повторенное в Рим. 8,28–30 . Хвала воздается избравшему нас Отцу (ст. 4–6), искупившему нас Сыну (ст. 7–12) и запечатлевшему нас Духу (ст. 13,14). Павел размышляет о предвечном избрании верующих, прощении их в настоящем веке и будущем их наследии. Ключ ко всему тексту повторяющееся выражение «во Христе» или «в Нем», говорящее о тесном единстве, которое Бог утвердил между Христом и Своим избранным, прощенным и запечатленным народом. 1 в небесах. С этим местом соотносятся два из пяти других мест Послания к Ефесянам, где также присутствует это выражение. Христос был воскрешен из мертвых и посажен одесную Отца «на небесах», откуда Он управляет вселенной, будучи «выше всего, главою Церкви» (ст. 20,22). Более того, верующие тоже воскрешены и восседают с Ним «на небесах» (2,6). Через победу Христа над смертью верующим дарованы милости, за которые Павел благословляет Отца. 1 так как Он избрал нас в Нем. См. статью «Избрание и осуждение». Павел ликует, что Бог избирает людей к общению с Собой ( Рим. 8,29–33; 9,6–26; 11,5.7.28; 16,13 ; Кол. 3,12 ; 1Фес. 1,4 ; 2Фес. 2,13 ; Тит. 1,1 ). Некоторые полагают, что слова «в Нем» означают, что Бог решил избрать тех, кто, по предвидению Божию, уверует во Христа. Это не только вносит в текст мысль, которой там нет, но, более того, в другом послании Павел учит, что само пребывание «во Христе» уж есть состояние избранничества ( 1Кор. 1,26–31 ). Павел прямо говорит, что предызбирающая любовь Божия основана на Его благоизволении (ст. 5,10; ср. Втор. 7,7.8 ), а не на чем бы то ни было, что мы сделали или сделаем ( Рим. 9,11.16 ). «В Нем» скорее означает, что Божие избрание всегда имело в виду падший народ в союзе с его Искупителем ( 2Тим. 1,9 ). См. 1Пет. 1,18–21 ; Откр. 13,8 . святы и непорочны. См. 5,27; Кол. 1,22 . Бог намерен провести Своих избранных по всему пути: от духовной смерти во грехе (2,1–5) к прощению грехов во Христе (ст. 7) и к окончательному устранению греха из их жизни ( Рим. 8,29.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

—231— VII. 50. 51. Глагола к ним Никодим, пришедый к Нему прежде, един сый от них 395 : еда закон наш судит человека, аще не слышит прежде от него и разумеет, что творит? 396 Одним из начальников и в числе получивших власть оказывается Никодим, который однако ж не был всецело неверующим, совсем не сочувствовал их безумию и имел уже зародыш веры, хотя и не обладал ещё свободной любовью ко Христу. Впрочем питал некоторое уважение к обличениям совести, ибо все, думаю, знают, как ночью приходил к Нему и твёрдо выразил ясное знание о том, что Он пришёл учителем от Бога и никто бы не мог совершить такие знамения, если бы не имел с собой Бога, как об этом ясно сказал блаженный Евангелист в начале (3:2). Итак, разделяя удивление народа пред Иисусом, он как бы поражается тем, что вместе с народом называется проклятым. Ведь трудно заставить совесть быть покойной, когда что-либо бывает против нашего настроения. Оскорблённый этим, он выставил против них равную укоризну, как имеющую удостоверение в словах закона, правда ещё не ясно и не проявляя слишком открыто своё негодование. Между тем как закон, говорит, повелевает судьям при каждом исследуемом деле „и исследуй“ ( Втор.17:4 ) точно и ясно, так ли было дело, вы, —232— говорит, уже поспешно осудили ещё не призванных на суд и, прежде чем услыхали от них какое-либо слово, таким образом даёте уже готовый приговор. Следовательно вы, говорит, вернее оказываетесь проклятыми, как презрители закона. Ведь написано: „проклят всякий, кто не пребывает во всём написанном в книге закона сего – совершать это“ ( Гал.3:10 ; Втор.27:26 ). Тем, что он с своей стороны негодует на фарисеев, обвинявших народ за одно только удивление его пред Иисусом, он обнаруживает сочувствие верующим. Страдая ещё вредным уважением (к фарисеям) и с ревностью ещё не соединив смелость, он допускает уже присущей ему вере открыться явно, но, облекая её лицемерием, как бы тёмным одеянием, скрывает ещё своё сочувствие Христу. Тяжёлым, впрочем, недугом страдает он. Ведь веровать надо без медлительности, более величаясь, чем стыдясь, – явно свидетельствуя своё дерзновение и отказываясь от раболепного лицемерия. Вот почему и премудрый Павел определял, что должно быть „делателем непостыдным, прямо (режущим правду) высказывающим слово истины“ ( 2Тим.2:15 ). И сам о себе в одном месте говорит, показывая в себе самом превосходное достоинство: „не стыжусь евангелия, ибо оно сила Божия есть во спасение всякому верующему“ ( Рим.1:16 ). Итак, исполнена горечи, – скажу, возвращаясь назад, – была речь Никодима, ибо чего ради он один восстал против слов фарисеев, хотя смертоубийственное это соборище имело и многих других? Но всякому уже очевидно, если он был причислен к удивляющимся Христу (и, следовательно, к проклятым), то с своей стороны (вопреки им) он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И смотреть должен духовник на обычную жизнь своих пасомых, как бы она ни была греховна и порочна, без озлобления и гнева, дабы не озлобить и самих пасомых, не окаменить сердец их; он должен смотреть с отеческой любовью, вразумлять и исправлять со смирением и кротостью, стараясь не показывать своего и умственного и нравственного превосходства над окружающими, ибо там, где нет смирения и кротости, и отеческой любви в пастырской деятельности священника-духовника, там широкий простор озлоблению и противлению со стороны духовных чад его. Священник, духовный отец словесного стада, служит Господу, он раб Господень, а рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостию наставлять противляющихся, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2,24–26 ). А какая великая ответственность падает на священника, по нерадению которого погибнет хотя одна овца из его словесного и духовного стада! Проклят, говорит Слово Божие, всякий, выполняющий дело Господне небрежно!– Духовник должен быть совершенно свободен от лицеприятия. Он должен одинаково отечески относиться ко всем, и к богатым, и бедным, и к знатным, и простолюдинам, он не должен делать различия между слугой и господином ( Кол.3,2 ), для него одинаковы все духовные чада, он служит Богу, а не маммоне, и в служении своем должен быть справедлив и нелицеприятен. Как бы ни высоко было положение его духовного чада на общественном поприще, как бы ни важно было его звание, он такой же его духовный сын, как и последний слуга. И если усмотрит духовник, что высокопоставленное лицо из его духовной паствы тяжко согрешает, то и таковой подлежит обличению, вразумлению, наставлению, наказанию не меньшему, чем всякий другой; даже в потребных случаях должен быть лишен святого причащения, как недостойный его, как уподобляющийся неверующему, язычнику. В Уставе духовных Консисторий имеются указания на то, каков должен быть духовник для духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obj...

Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды. От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19). Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5). Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38). Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34). Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят. «И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14). Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

http://pravmir.ru/nedelya-o-strashnom-su...

Рим.2:17–18:21, 24 . «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом. И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона... Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?.. ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Объяснение. В этих словах апостола не поставляется в грех ни учить других: ст.21, ни хвалиться Богом: ст.17, ни знать волю Его, разумея лучшее: ст.18; но поставляется в великий грех , зная волю Божию, хвалясь Богом, уча других, самому совершать преступления: ст.22. Не отменяется учительство: 1Кор.12:28–29 ; но учителям вменяется в обязанность быть первыми исполнителями проповедуемого ими закона: Мф.5:19 ; Рим.10:14–15 . 1Кор.14:26–27:30–31 . «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй... Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Объяснение. Что не все могут поучаться в Церкви, кто только чувствует себя способным к тому – видно из этого же Послания: 1Кор.12:28–29 ; и Еф.4:11 . Тот же апостол в другом месте утверждает, что никто сам собою не приемлет сей (пастырской) чести: Евр.5:4 . Что право учительства принадлежит не всем христианам, это видно из других апостольских посланий: Иак.3:1 ; 2Тим.4:2 ; 2Пет.3:16 ; Рим.10:15 . Флп.1:15:18 . «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа... Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». Объяснение. Здесь говорится не о праве для каждого христианина учительства в Церкви, а лишь о самом распространении проповеди , когда апостол содержался под стражей. Относительно проповеди апостол говорит, что она должна иметь посланство: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 . Иногда и бесы исповедовали Христа Сыном Божиим: Мк.1:21–27 ; Мф.8:29 , но чрез это не изменилась их природа, и они остались проповедниками лжи: Ин.8:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010