2Тим.1:5.   Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. «Воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере» . И веселит меня преимущественно искренность твоей веры. «Яже вселися прежде в бабу твою Лоиду и в матерь твою Евникию» . О матери его упоминает и блаженный Лука в Деяниях. «Ученик , — говорит он, — бе ту, именем Тимофей, сын жены некия Иудеаныни верны» (Деян. 16:1); но одним была прежде, а другое приобрела после, ибо, будучи иудеянкою, уверовала в Спасителя всех. Похвальным же упоминанием о предках божественный Апостол усиливает веру в ученике, ибо ничто так не полезно, как домашний пример. И поелику встречается и то, что иные, происшедши от благочестивых, не соревнуют благочестию предков, то Апостол по необходимости присовокупил: «Известен же есмь, яко и в тебе» . Потом сие самое полагает в основание наставления. 2Тим.1:6.   По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение. «Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» . В этом будучи уверен о тебе, прошу тебя усердием возгревать благодать Духа, которую приял ты чрез мое рукоположение. Ибо как масло делает сильнейшим пламень в светильнике, так доброе усердие души привлекает благодать Всесвятого Духа. 2Тим.1:7.   Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. «He бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия» . Ибо дал нам Бог благодать Всесвятого Духа не для того, чтобы боялись мы опасностей за благочестие, но чтобы, исполняясь Божественной силы, горячо возлюбили Его, уцеломудривали же в себе бесчиние возбуждающихся в нас страстей. 2Тим.1:8.   Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога. 2Тим.1:9.   Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

2Тим.2:16 .  А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 2Тим.2:17 .  и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 2Тим.2:18 .  которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. В противоположность лжеучителям, Тимофей должен быть усердным, добрым работником у Бога, неукоризненным – правильнее: не стыдящимся своего служения (ср. 2Тим.1:8 ) и, наконец, в деле учения обращающим внимание на сущность дела, а не на побочные обстоятельства, как делали лжеучители: он не должен перетряхивать пустую солому (Воленберг). Эта же мысль заключается и в выражении: «верно преподающим» … (правильнее: прямо разрезающим – ρθοτομεν – слово истины). «Они еще более», т. е. эти лжеучители еще дальше пойдут ( προκψουσιν) – в область нечестия зайдут ( σεβεας – вин. множеств, числа, как определение дальнейшей ступени лжеучительства). «И слово их как рак». От нечестия они перейдут и к еретичеству, которое будет распространяться по телу Церкви Христовой, как болезнь, известная под именем рака. Апостол указывает на двоих таких лжеучителей, дошедших до отрицания воскресения мертвых, учение о котором, по их мнению, нужно понимать в переносном смысле, как уже о случившемся при Христе, духовно оживившем многих людей. «Именей» – см. 1Тим 1:20 . 2Тим.2:19 .  Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». «Но» – точнее: но все-таки ( μντοι). «Твердое основание» ( στερες θεμλιος) – т. е. Сам Христос, распятый и воскресший, положенный Самим Богом как твердое основание Церкви. «Стоит» – остается на своем месте, несмотря на все смущения, вносимые в жизнь Церкви еретиками (ср. 1Кор.3:11 и сл.; Еф 2:20 ; 1Пет 2:6 ). «Имея печать» – которая удостоверяет Его высокое положение. «Познал Господь Своих» – общее положение, составленное по образцу выражения кн. Чисел ( Чис.16:5 по 70-ти). Бог Отец познал Своего Сына и в состоянии Его унижения и поставил Его Сыном в силе ( Рим 1:4 ). Всякий, кто вступает в общение с Сыном, признается также и Богом Отцом ( Гал 4:9 ; ср. Мф 7:23 ). По всей вероятности, апостол представляет здесь себе факт крещения верующих ( Рим.6:3 и сл.; Кол 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но неоспорим и следующий факт: где бы (в собраниях христианских) ни появлялись апостолы, везде умолкали непризванные учители человечества; в присутствии апостолов никто не решался проповедовать; ибо они от Самого Иисуса Христа получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим.1:5 ), а посему они за собой только признавали высшее учительство в Церкви Христовой, – именно, что благовестие вверено им от Самого Иисуса Христа ( 1Сол.2:4 ; Гал.2:7 ). Притом они своею непременною обязанностью считали при жизни своей всегда увещевать верующих и благовествовать им слово Божие ( 2Пет.1:12, 13 ; 1Кор.9:16 и др.). Они постоянно наставляли верующих словесным благовествованием, когда же требовали обстоятельства, апостолы посылали верующим свои послания (собственноручные) и даже нередко посылали ближайших своих учеников для личного напоминания верующим путей спасения ( 1Кор.4:17 ; 2Кор.8:23 ; 1Фес.3:2 ; Кол.1:7 и др.), а во всех новопросвещенных странах непременно оставляли своих сотрудников для утверждения уверовавших. Свет открылся в мире к просвещению всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ) и поэтому самому не должен был никогда погаснуть. Мы и видим, что апостолы, приняв учение от Спасителя и возвестив его народам, старались, чтобы и по отшествии их уверовавшие приводили в памяти слова их ( 2Пет.2:15 ); с этой целью они избирали себе при жизни своей преемников, чтобы начатое ими благовестие миру евангелия Царствия Божия не умолкало ( 1Тим.4:16 ) и по смерти их ( 2Тим.4:2, 5, 6 ), но передавалось из рода в род таким людям, которые были бы способны и других научать ( 2Тим.2:2 ). Апостолы по таинственному действию Св. Духа (по пророчеству) избирали себе преемниками ближайших своих учеников, которые были истинными последователями их самих, и чрез рукоположение поставляли их епископами и пресвитерами в каждой церкви ( Деян.14:23; 20:28 ; 1Тим.4:14 и Др.), а также и диаконами ( Деян.6:5, 6 ). Послушаем, что говорит ап. Павел к Тимофею и Титу епископам, рукоположенным самим Апостолом ( 1Тим.1:3 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ). Тимофею св. ап. Павел говорит: «ты издетства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Иисуса Христа ( 2Тим.3:15 ); ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (выше 10 и 11 ст.). Итак я заклинаю тебя пред Богом и Господом (4:1): пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная кем ты научен (14 ст.); будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (4:5); проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (4:2); ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало (4:6); возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (1:6); храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1:14).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 1 2 3 Второе послание к треблаженному Тимофею божественный Апостол написал из Рима, будучи уже при самом конце жизни, и сам дал сие видеть, написав так: «Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2 Тим. 4:6). Написал же ему, ободряя на подвиги за благочестие и увещевая мужественно переносить опасности за веру, но указал и на награды за подвиги; предсказал о некиих, приемлющих наружный вид благочестия, но избирающих жизнь, чуждую обещанию. Толкование на второе послание к Тимофею Глава 1 2Тим.1:1.   Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе. 2Тим.1:2.   Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. «Павел, Апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе, Тимофею возлюбленному и присному чаду: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего» . Не всякий сын возлюблен; бывает, что иногда грубость нравов в детях угашает и естественную нежность; но доблестного во всем Тимофея не естество, но сердце соделало и сыном, и возлюбленным. Слова же: «по обетованию жизни» , разуметь должно так: «Владыка Бог по соизволению и Сына поставил меня, — говорит Павел, — Апостолом, чтобы проповедовал я людям обетованную вечную жизнь». 2Тим.1:3.   Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью. 2Тим.1:4.   И желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости. «Благодарю Бога, Емуже служу от прародителей чистою совестию» . Хотя о превосходстве жизни засвидетельствовало нелживое слово, однако же искреннее расположение к Богу дал видеть и чистотою совести. Ибо, когда и гнал Церковь, предполагал, что делает это ради Бога; сие сказал он и в Послании к Филиппийцам: «по ревности гоних Церковь, по правде законней быв непорочен» (Флп. 3:6). «Яко непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь, желая видети тя, поминая слезы твои, да радости исполнюся» . Словосочинение сделало смысл неясным; говорит же Апостол следующее: «Воспоминая о слезах твоих, исполняюсь великой радости и воспламеняюсь любовию, желая снова видеть тебя; а непрестанно молясь о тебе, песнословлю Бога». Вероятно же, что Тимофей проливал слезы, разлучаясь и прощаясь с учителем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе ( 2Тим.1:13 ). Епископ должен быть держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать… Обличай строго, дабы они были здравы в вере ( Тит.1:9, 13 ). Господь Христос дал нам свой закон ( Гал.6:2 ). Этот закон требует от нас, чтобы мы держались здравого или истинного вероучения ( 2Тим.1:13 ; Тит.1:9, 13 ); истинное же вероучение есть только одно ( Еф.4:5 ; 1Кор.1:13 ). Сердечная вера наша должна быть искренней и сильной ( Мк.9:23, 24; 11:24 ). Дела наши должны быть исполнением заповедей Господних ( 1Кор.14:37 ); таковы заповеди – о вере и любви ( 1Ин.3:23 ), о крещении ( Мф.28:19 ), о св. причащении ( Лк.22:19 ) и другие. При этом исполнять должно все заповеди ( Мф.28:20 ; Иак.2:10 ). Отступники погрешают тем, что не держатся единого истинного вероучения и не исполняют всего, заповеданного от Господа. 3. Ветхий Завет Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ). Всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мф.13:52 ). Авраам сказал ему (богачу): у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их ( Лк.16:29 ). Один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем ( Рим.3:30, 31 ). Ты из детства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:5, 16 ). Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак.1:17 . Чис.23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего Св. Писания как Нового, так и Ветхого Завета ( 2Тим.3:15, 16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного Закона, но утверждали его ( Мф.5:17 ; Рим.3:30, 31 ), тому же научали и верующих ( Лк.16:29 ). Из ветхозаветных установлений утратило своё значение и заменено другим только то, что имело один прообразовательный характер: например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с ним обряды ( Деян.15:24 ; Кол.2:11, 12 ), кровавые жертвы заменены жертвою Господа Иисуса Христа и преломлением ( Евр.10:4–9 ; 1Кор.11:26 ) и тому подобное. Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев.18:6–18 ), и так многое другое. Посему совершенно несправедливо отвергают отступники те установления церковные, которые подобны установлениям ветхозаветным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лк.23:21–22 . «Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Объясн. Кричали «распни, распни Его!» не христиане, а толпа еврейского народа, возбуждённая еврейскими же первосвященниками: Мк.15:11 ; теперь и за лжеучение религиозное не только никого не распинают, а даже и не заграждают лжеучителям уста: 1Пет.2:15 , перестали и страхом их спасать: Иуд.1:23 Ин.16:2 . «Изгонят вас из синагог: даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Объясн. Эти слова Евангелия относятся к святым апостолам и последователям истинного Христова учения, которых действительно преследовали за имя Христа язычники и иудеи, но кого преследуют не за имя Христово, а за своеволие и преступление, к тому не может относиться это изречение, а справедливее подходит вот какое: Иуд.1:23 ; 1Тим.6:3–4 ; Тит.1:10–11 . 1Пет.3:17 . «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Объясн. Заблуждающиеся в вере и вводящие других в заблуждение если бывают вразумлены: 1Фес.5:14 , и наказываемы, то не за добрые дела, а за лжеучение: Деян.5:36–37 ; 2Кор.11:13–15 . 2Тим.3:12 . «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Объясн. Лжеучителей, вводящих пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 , преследовали за своеволие и преступления, а не за Христа: Деян.5:36–37 , следовательно, за вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но страдали за вероучение своё ложное и разные люди негодные, всё же от этого вера сих последних, конечно, не сделалась истинной: 2Тим.2:5 . Ис.66:5 . «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены». Объясн. У пророка Исаии говорится о преследовании благочестивых израильтян за имя Божие со стороны собратьев их, которые избирали собственные пути и находили удовольствие в мерзостях, т.е. предавались язычеству: ст.3–6. Евреи не пользуются расположением народа, но они – не ученики Христовы, так и еретики, если не пользуются расположением православных христиан, то потому только, что они извращают Писания: 1Пет.3:16 , противятся истине: 2Тим.3:8–9 ; 2Пет.2:1–2 . И Слово Божие повелевает остерегаться их и отвращаться: Рим.16:17 ; 2Тим.3:5 ; Тит.3:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2Тим.1:6 .  По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 2Тим.1:7 .  ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. «По сей причине» – т. е. потому, что ты обладаешь нелицемерною верою. «Благодатный дар» – т. е. способность к своему высокому иерархическому служению, – прежде всего твердость веры, потом мудрость, мужество, смирение и любовь. Все это излияние Духа Святого, Который иногда в Священном Писании представляется как огонь (ср. Рим 12:11 ; Деян 2:3 ). Тимофей не должен тушить этот огонь – иначе он обманет доверие апостола, рукоположившего его. «Дал нам», т. е. служителям Слова Божия по преимуществу. «Не боязни». Сильному, как льву, бояться нечего. 2Тим.1:8 .  Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, Апостол убеждает Тимофея отгонять от себя малодушный стыд пред возвещением Евангелия. «Свидетельства Господа», т. е. Евангелия, которое принес людям Христос и проповедание которого продолжали апостолы. По толкованию святых Отцов, здесь находится указание и на смерть Христову, которой Христос подтвердил истинность Своей проповеди . «Ни меня, узника». Знакомства с преступником обыкновенно не поддерживают, даже стараются забыть о нем, чтобы самому не подпасть под подозрение в неблагонадежности. «Страдай с благовестием» – страдай на пользу благовестия (Евангелия). «По силе Бога» – т. е. сообразно с силой или пользуясь силой Божией, которая заключается в самом Евангелии. 2Тим.1:9 .  спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, Кроме силы, имеющейся в самом Евангелии, Тимофею поможет и благодать Бога и любовь Божия, воспоминая о которой, Тимофей может освободиться от всяких колебаний при решении вопроса о том, стоит ли ему трудиться для возвещения Евангелия. «Званием святым». Зов Божий – святой, существенно отличающийся от человеческих приглашений (ср. Мф 22:3, 14, 11:28 ). «Прежде вековых времен». Говоря, что благодать «дана была прежде вековых времен», апостол имеет в виду очевидно не довременное бытие ( δοθσα ν – указывает на факт исторический), а древнейшее пророчество о спасении людей от греха, т. е. Быт 3:15 . Христос, по представлению апостола, и есть то обетованное Семя, о Котором сказано было Адаму и Еве как о Спасителе человечества. Впрочем, Он был дан только еще как надежда (ср. Ис 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Миссионерская полемика в наше время возбуждает много вопросов, из которых, прежде всего, обращают на себя внимание следующие: нужна ли миссионерская полемика и законна ли она с точки зрения действующего по делам веры государственного законодательства? Только после разрешения этих кардинальных в миссионерской полемике вопросов, мы находим возможным перейти к частному суждению о видах миссионерской полемики, ее характере, методах и полноте. Итак, нужна ли миссионерская полемика? Тот или другой ответ на этот вопрос возможно дать только тогда, когда мы выясним, что должно разуметь и что обычно некоторые разумеют под миссионерской полемикой. Лица, отрицающие миссионерскую полемику, смотрят на нее, как на словесный турнир миссионера с сектантом. В их мыслях она рисуется чем-то вроде логомахии и, или искусного метания слов. Сам же миссионер-полемист – это Хилон Хилонид (в «Quo vadis?» Г. Сенкевича). Конечно, такая полемика и такой полемист не только не нужны, но даже вредны. Такая полемика обязательно разовьет в миссионере «страсть к состязаниям и словопрениям», а отсюда, по слову апостола, потекут «зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». Полемика в этом случае превращается в «пустые споры» в «глупые и невежественные состязания» ( 1Тим.6:4–5 ; 2Тим.2:23 ). Но есть и другого рода полемика. Это та, которой учил и которую вел апостол Павел. Осудив «глупые и невежественные состязания, рождающие ссоры», он далее писал: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» ( 2Тим.2:24–26 ). Обличение, запрещение, увещание людей, противящихся истине, развращенных умом и невежд в вере, должно, по Апостолу, вести «со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.3:8 ; 2Тим.4:2 ). В таком именно духе вели «немалое состязание» Павел и Варнава в Антиохии с людьми, которые учили об обязательности для уверовавших во Христа язычников закона Моисеева и обрезания ( Деян.15:2–5 ). В таком духе св. Павел беседовал с иудеями в синагоге, когда «открывал» Писание и «доказывал» им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть ( Деян.17:1–3 ). Также св. Павел «спорил» на площади и в Ареопаге с эпикурейцами и стоиками о Боге, Иисусе Христе и воскресении мертвых ( Деян.17:18–34 ); а в другой раз он же возбудил «распрю» между фарисеями и саддукеями по тому же вопросу о воскресении мертвых ( Деян.23:6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/m...

   Парижские богословы, которые когда-то держали митрополита Евлогия в своих руках и устроили раскол, говорят даже о «новой Пятидесятнице», что снова будет Пятидесятница, что в церковной истории будет новый поворотный момент! — Это басни. Никакой второй Пятидесятницы не будет никогда! «От истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим. 4:4, 5). То, что здесь апостол говорит апостолу Тимофею, относится к каждому пастырю — служителю Церкви: будь бдителен, переноси скорби, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Совершай дело благовестника, исполняй служение твое.    Почему апостол сейчас об этом так настойчиво говорит? Потому что это послание есть его предсмертное послание, последнее, и дальше мы с вами это увидим. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим. 4:6). Это подобно тому, как другой великий первоверховный апостол Петр, в своем 2-ом, тоже предсмертном послании писал: «Я знаю, что мне скоро уже надлежит оставить мое тело, как и Господь наш Иисус Христос сказал мне» (2Пет. 1:14). Апостол Павел пишет: «я становлюсь уже жертвою, и время моего отшествия настало» . А дальше, смотрите — блажен тот человек, который мог о себе сказать то, что сказал апостол Павел. Апостол Павел был смиреннейший и скромнейший из людей и, однако, смотрите, какие слова он о себе говорит: «Подвигом благим я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, а всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:7, 8). Эти последние слова ободрения апостолу Тимофею: помни, что и тебя ждет этот светлый, прекрасный жребий — получить венец правды, потому что и апостол Тимофей, так же как и апостол Павел, возлюбил явление Его, т.е. жил ради того, чтобы в свое время встретить Грядущего со славою судить живых и мертвых. «Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4:9, 10). Очевидно, он был спутником апостола Павла, потом затруднился сотрудничать ему из-за скорбей и трудностей бедствия. Он ушел, оставивши дело благовестия, и погрузился в обыкновенную суету. Апостол говорит: «возлюбил нынешний век и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатию, Тит в Далматию» . С Титом мы еще будем иметь скоро дело, к нему тоже есть другое послание — это уже один из любимых учеников апостола Павла. «Один Лука со мною» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это хождение Апостол изображает в гл. III и IV. Дальнейшее развитие лжеучения в том же направлении отмечают послания Апостола Павла к Тимофею. Важнейшие черты лжеучения, как они представлены здесь, следующие. Лжеучители посланий к Тимофею несомненно стоят на иудейской почве: они желают быть законоучителями, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают, а потому незаконно употребляют закон ( 1Тим.1:7–8 ; cp. Тит.1:10, 14, 2:9 ). Но, как и колосские лжеучители, они не выдерживали чисто законнической точки зрения и не были представителями фарисейского направления. Здесь заметно тоже увлечение аскетизмом, каким отличались колосские лжеучители: запрещение вступать в брак и употреблять известные роды пищи ( 1Тим.4:3 ; ср. Тит.1:13–14 ). Наряду с аскетизмом Апостол указывает в лжеучителях и черты, рисующие их нравственный облик: это – люди в высшей степени развращенные, хотя и прикрываются видом благочестия, чтобы извлечь отсюда для себя пользу ( 2Тим.3:2–9, 13 ; 1Тим.4:1, 6:5 ); они оставили путь нелицемерной веры и благой совести и намеренно противятся истине ( 1Тим.1:5, 19, 6:3 ; 2Тим.3:8 ); они горды, гнусны и непокорны, неспособны ни к какому доброму делу ( 1Тим.6:4 ; Тит.3:16 ). Их учение ведет только к нравственному разложению общества и даже внесло гибель в христианские семейства ( 2Тим.2:14 ; 1Тим.6:4 ; ср. Тит.1:11 ). И эти лжеучители с практическими требованиями, разрешающимися иногда в нравственное развращение, соединяли теоретическое учение. «Дух ясно говорит, – пишет Апостол, – что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая, духам обольстителям и учениям бесовским»... ( 1Тим.4:1 ). «Я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» ( 1Тим.1:3–4 ; ср. Тит.1:16 : «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются»). «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь погодного пустословия и прекословия лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:20–21 ). И наименование ψεδνυμος γνσις, содержанием которого служат басни и родословия, несомненно стоящие в тесной связи с учением колосских лжеучителей о духах, и аскетизм, также, вероятно, основанный на дуалистических воззрениях, равно как и нравственный либертинизм, позволяют видеть в посланиях к Тимофею указание на представителей гностического направления, развившегося под влиянием тех же воззрений, какие уже отмечены в речи о колосских лжеучителях 238 . Замечательно, что, переходя к речи об отступниках. Апостол Павел указывает Тимофею на великую благочестия тайну: «Бог явися во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Это утверждение еще больше, чем данные в послании к Колоссянам, убеждают в том, что заблуждения относительно таинства воплощения развивались и распространялись среди малоазийских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010