Как оградить верующим себя от заблуждений? Апостол Павел дает один ответ: должно держаться преданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания. Солунян он убеждает твердо держаться Преданий 888 , удаляться от всякого… поступающего бесчинно (τκτως), а не по преданию, которое приняли от него (μ κατ τν παpδοσιν ν παpελβετε πα μν) ( 2Сол.3:6 ). [Он] хвалит коринфян за то, что они держат Предания, как он им передал (καθς παpεδωκα μν παpαδσεις κατχετε) ( 1Кор.11:2 ). Филиппийцев [он] убеждает исполнять то, чему они научились, что приняли, что слышали и выдели ( Флп.4:9 ) 889 . Римлян умоляет остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению (παp τν διδαχν), которому они научены ( Рим.16:17 ) 890 . А вот наиболее выразительное место из Послания к Галатам: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ) 891 . Вполне понятно, что критерием иномыслия здесь можно считать не писание апостола, а только Предание в широком смысле слова. Это, очевидно, есть живое самосознание Церкви, обладательницы и хранительницы апостольской истины. Это Предание обязательно. Несогласие с ним – признак лживости. Так принцип Предания положительно установлен е в раннейших посланиях апостола Павла 892 . Но наиболее ясно и подробно учение о предании раскрыто апостолов Павлом в посланиях последнего периода его жизни, в посланиях пастырских. Знал святой апостол, что наступало время его отшествия; течение свое он скончал, уготовлялся ему венец правды (см. 2Тим.4:7 ) 893 . Прошел он с проповедью Евангелия от края до края земли, основал много Церквей. И когда на закате жизни своей окидывал он взором дело свое, невольно мысль его обращалась в будущее, и тревога закрадывалась в сердце апостола языков. Уже события жизни апостола убеждали его в том, что по смерти его настанут лютые времена: отступят многие от веры, внимая духах обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:1–2 ) 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Как Христос в собственном смысле один, также в собственном смысле и антихрист будет один. Это тот, последний жесточайший враг Христа и церкви Его, который придет при конце мира сего, пред самым вторым пришествием Сына Божия на землю. Такое различное определение слова антихрист особенно ясно указывает св. Иоанн Дамаскин . «Требе есть знати, говорит он, яко приити имать антихрист; но и всяк не исповедуяй Сына Божия во плоти пришедшего Бога совершенно... антихрист есть». Самое ясное учение о лице последнего антихриста содержится во 2 главе 2-го послания ап. Павла к солунянам. Здесь, по словам «Книги о вере», «весь образ антихриста» описан ап. Павлом (Кн. о вере гл. 30 л. 269 обр.). Желая успокоить солунских христиан, которые смущались мыслью о близости второго пришествия Христова апостол говорит: 3 .Да не обольстит вас никто никаким образом, ибо день тот не приидет, пока не приидет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели. 4 .Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за бога. 9 .Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. 10 .И со всяким неправедным обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Если антихрист будет определенный, чувственный человек, то понятно, что и рождение его произойдет чувственным образом. По учению отцов и учителей Церкви, родится он от жены блудницы, родом иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю иудейскому (Кн. о вере л. 270. Б. Сбор. л. 126 об. и 127). В толковом апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (л. 410). По учению православной церкви, антихрист явится пред кончиною мира. Основания для такого учения она имеет в слове Божием и писаниях отцов и учителей Церкви. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в 1 своем послании утверждает, что антихрист грядет, а ап. Павел уже ясно и точно говорит, что антихриста убьет Сам Иисус Христос духом уст Своих ( 2Сол. 2:8 ). Св. Иустин Философ (II в.) говорит: «пред вторым пришествием Сына Божия явится человек отступления, на Вышнего гордая и беззаконная глоголющий» (Разгов. с Трифоном в русск. пер. стр. 137, изд. 1797 г.).Св. Иоанн Дамаскин в своем Богословии так пишет: «антихрист при кончине века приити имать» (глав. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общераспространенное у нас мнение, что Апокалипсис по своей таинственности и загадочности не должен, да и не может быть толкуем. Самая попытка толковать Апокалипсис является для большинства публики – даже и не неверующей – чем-то вроде сумасбродства, религиозной мечтательности, по меньшей мере, непростительным анахронизмом среди современного направления мысли и жизни. Может быть многие и из благочестивых сочтут такую попытку дерзкой ввиду того, что сама церковь из всех новозаветных книг один только Апокалипсис, как книгу недоступную для простого человеческого разумения, не употребляет для чтения при богослужении, и что сам писатель книги говорит в заключении слов пророчества своего: «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:1819 ). От указанных нареканий считаем нужным освободить предлагаемое исследование. – Прещение апостола на прибавляющих или отнимающих что-либо от слов его пророчества направлено против злонамеренного повреждения самого текста его книги: такое повреждение было весьма возможно при прежнем способе распространения книг через письмо, и уже апостол Павел указывал на распространение между верующими подложных посланий ( 2Сол.2:2, 3:17 ). Сам писатель Апокалипсиса не только не запрещает, но напротив требует сознательного понимания его книги: это видно не только из слов: «имеющий ум сочти число зверя» ( Откр.13:18, 17:8 ), но и из обращения к читателям в начале и конце книги: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» ( Откр.1:3, 22:7 ). Равным образом, нельзя думать, чтобы Апостол писал Апокалипсис лишь только для хранения его в церковных архивах: он назначает свои апокалипсические послания к разным церквам и предполагает чтение всей книги в церквах, на что указывает и оборот речи: «блажен читающий и слушающее слова пророчества сего», и следующее затем приветствие к церквам ( Откр.1:3–4 ), и заключительное в конце книги обращение: «Я, Иисус, послал Ангела моего засвидетельствовать вам сие в церквах» ( Откр.22:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Откр.2:22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею . Не использовано время, данное на покаяние, – последует наказание. Пророчица и все, участвующие с ней в грехе и не раскаявшиеся, поражаются страшной болезнью. А сколько уже людей откладывало свое покаяние на «потом». Но вот кончилось время, отмеренное им на покаяние, и они повергаются на одр. Кажется, ну здесь, на одре, и покаялись бы, как разбойник на кресте. Для меня все кончено – говорят они. Но не легче ли сказать вместо этого: Господи, помилуй. Нет, действительно, все кончено. Иные и на одре хулят имя Божие. Не спешат с покаянием. Наказана была фиатирская лжепророчица Иезавель с прельщенными ею. На одр повергается она в великую скорбь тяжкой болезни. Так Христос часто посылает великие скорби, болезнь в наказание за грех . И здесь был грех любодействия. А уж так устроено, что сами грехи любодействия влекут за собой тяжкие мучительные болезни. И страдают от этого и соучастники греха, и даже дети их. И это возмездие – прообраз того, что произойдет во время кончины мира сего. Ибо тогда все ложные пророки века сего, учащие людей любодействовать с миром, изменять Христу и служить вместо живого Бога мертвым идолам этого века, и все, пошедшие за этим учением и впавшие в эти грехи, повержены будут в великую скорбь при антихристе. Сам Господь говорил, что такой великой скорби не было от сотворения мира и не будет. Откр.2:23 И детей ее поражу смертью , и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. И детей ее поражу смертью . Дети греха, дети Иезавели и любодействующих с ней никогда не имеют будущего, поражаются смертью, в них нет жизни. На плакатах их «дела живут и побеждают!». Но не успевает родиться новая идея, новое дело их, как устаревает, проваливается, умирает. Произведенное от страшного греха жизни в себе не имеет. Не случайно и сам антихрист, сын погибели, которого поразит смерть от уст Господних ( 2Сол. 2:3,8 ), будет, по мнению святого Ипполита Римского , от скверной девы, от блуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сам он говорит о себе: «для немощных был я как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайей мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» ( 1Кор.9: 22.23 ). И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему назидати и дати вам наследие во освященных всех. «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными». После того, что сказал Апостол о трудных обязанностях пастырского служения и об опасностях, предстоящих пастырям в будущее время, он, к успокоенью своих братий – учеников, говорит: «и ныне предаю вас, братия, Богу, поручаю вас Божескому попечению и покровительству и слову благодати Его, т.е. ученью или водительству благодати, могущему назидать и совершенствовать вас более и более ( Кол.2:7 ;Иуд. ст. 20), и дать вам наследие со всеми освященными, доставить вам вечную жизнь и блаженство со всеми святыми, со всеми праведниками, или со всеми истинными христианами. Как ни труден подвиг пастырского служения, но Бог, призывающий к сему служенью, всемогущ, и Его благодать всесильна; во всех трудных обстоятельствах подкрепляет Он верных подвижников Христовых и несомненно приведет их к последней цели земного делания, к наследию вечной жизни, если только сии до смерти пребудут верны Господу ( Апок.2:10 ). Сребра или злата или риз ни единого возжелал. 34. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руцы мои сии. Опять Апостол обращается к собственному примеру, который столько знаком был его ученикам, как к правилу, самым понятным образом раскрывающему внушаемую истину. Желая предохранить их от корыстолюбия и соединенных с ним пороков. Павел говорит: «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Слушатели Павла это знали и видели сами, как учитель их трудился и трудами рук своих добывал необходимое для себя и для своих спутников ( Деян.18: 3 ; 2Сол.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Чтобы проверит это, обратите внимание на параллельное место в евангелии от Матфея, на 24 и 25 главы; здесь Господь, говоря о том же явлении Своем, о котором мы читаем в 17-й главе Луки, непосредственно излагает притчи о 10-ти девах, о талантах и говорит о всеобщем суде над всеми народами. Ни о каком 1000 летнем промежутке здесь нет и намека. Значит, день явления Господа во славе, день воскресения всех, день суда над всеми людьми – день один. Чтобы основательнее доказать последнее положение, мы приведем исповедание учеников и апостолов Господних. Мария, сестра Лазаря на слова Спасителя «воскреснет брат твой», отвечает: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день»; этот «последний день» называет Сам Господь временем, когда слово Божие будет судить неверующих ( Ин.11:24 ; Ин.12:48 ). Апостол Павел исповедует веру «в воскресение мертвых, праведных и неправедных» ( Деян.24:15 ). Тот же святой Апостол «день оный», день явления Господа считает временем воздаяния праведным и неправедным. По его свидетельству Бог «в день гнева и откровения праведнаго суда» «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и безсмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде ярость и гнев» ( Рим.2:5–8 ). «Ибо праведно пред Богом», пишет Апостол верующим, «оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явлении Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающаго отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» ( 2Сол.2:6–10 ). Как это ни странно, но в целях обличения адвентизма приходится поставить вопрос – таким образом. По адвентистскому учению, как прежде сказано, Господь явится вторично, святые – праведные оживут и будут взяты для 1000 летнего царства, грешники истребятся, потом после 1000 лет сатана будет развязан, – выходит – по сектантски – Господь явится в третий раз для назначения праведным жизни вечной и для окончательного уничтожения грешных... Спрашивается: явлений Господа во славе будет два, или одно? иначе говоря будет ли за вторым явлением Господа еще третье?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

1–3 ст. Среди описанных выше бедствий церковь Божия в народе избранном подвергнется не только тяжкому испытанию, но даже великой опасности – совсем погибнуть и, только благодаря помощи Божией, избегнет этой опасности: бедствия коснутся главным образом тех, которые по суду Божию заслужат того; все же записанные в книге спасутся. «В то время восстанет Михаил, великий князь, стоящий (заступник) за народ твой: наступит тогда время такой скорби, каковой не было еще со времени создания человека на земле до того времени, и тогда спасутся только те все, которые найдены будут записанными в книге (1 ст.). И многие из спящих в прахе земном восстанут, одни – для жизни вечной, а другие – на вечное поругание (на укоризну) и посрамление (2 ст.). После этого разумные (смыслящии) просветятся как сияние (светлость) тверди небесной, а другие из многочисленных праведников – как звезды небесные (будут сиять) во веки и навсегда» (3 ст.). Бедствия народа Божия во времена гонений Антиоха, как уже замечено выше, были самые ужасные, о которых действительно можно было сказать, что подобных им не было еще от создания человека. И если не все иудеи погибли среди этих бедствий, то потому только, что это не входило в планы Божественного промышления. Сам Господь охранял избранных Своих рукою арх. Михаила, и поэтому погибли только те, которые достойны были этой участи, все же записанные в книге спаслись. Эти последние после смерти Антиоха, своего злейшего врага, как бы воспрянули из праха земного, как бы из мертвых воскресли и продолжали благоденствовать; а те, которые во время гонений Антиоха оказались отступниками, подверглись вечному сраму и поруганию (Св. Ефр. Сир.). Но все бывшее тогда служит лишь тенью и прообразом того, что имеет быть при конце мира во времена антихриста. Бедствия того времени, по свидетельству Св. Писания, будут действительно беспримерными, каких от создания человека на земле не было и не будет до того дня, и прекратятся они только силою Божией избранных ради, ибо антихрист поражен будет духом уст Иисуса Христа ( Мф. 24:21–22 ; 2Сол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

6. Или един аз и Варнава не имамы власти еже не делати? «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Или один я (Павел) и Варнава, мой сотрудник, проповедуя Евангелие, не имеем права получать необходимое содержание от учеников своих, чтобы не трудиться собственными руками? Свидетельство о том, что апостол Павел и, как сам он говорит, сотрудник его Варнава добывали пропитание трудами рук своих, встречаем в книге Деяний Апостольских и в посланиях апостола Павла ( Деян.18:3 ; 1Кор.4:12 ; 1Сол.2:9 ; 2Сол.3:8 ). Далее Апостол доказывает свое право,без собственного труда, пользоваться содержанием от учеников своих, или от труда Евангельской проповеди, сперва из общепринятых обыкновений, а потом из установления Божественного. 7.Кто воинствует своими оброки когда? Или кто насаждает виноград, и от плода его не ясть? или кто пасет стадо, и от млека стада не ясть? «Какой воин служит когда либо на своем содержании?» Уже в то время, как Павел писал это в Коринфянам, был общий обычай у Греков и Римлян, что воины получали на свое содержание жалование. Апостол говорит, опираясь на этот общий обычай. Сравнение весьма прилично делу. Апостолы и преемники их суть воины, подвизавшиеся на поприще духовной брани ( 2Кор.10:4–6 ). Св. Павел пишет к Тимофею: «преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» ( 1Тим. 1:18 ). «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» Златоуст говорит: первым сравнением Апостол выразил опасности, а другим труд, ревность и усердие. Потом присовокупил третье сравнение: Кто, говорит, пасет стадо, и от млека стада не ясть? Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Такими сравнениями Апостол показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря, и при всем том не желать ничего, кроме необходимого. Доказав и примером Апостолов и сравнениями из обыкновенной жизни, что учителю не запрещено брать, Павел приступает к третьему доказательству, и говорит 64 :

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

„И убоятся имени Господа (говорит ст. 19) на западе и славы Его на восходе солнца“. Уже это выражение ясно указывает, что пророчество объемлет весь мир и не ограничено Палестиной и Иудеями. „Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами“ говорит именем Господним пророк Малахия Мал. 1:11 . Нашествие врага, уподобляемого бурной реке (ср. под. выр. Ис. 8с прим.), будет безвредно, ибо он исчезнет от дуновения Господа, так как не ничтожной силе человеческой бороться против воли Божией. Не без основания напоминают некоторые (как напр. Шмидер), что ветер или дуновение его суть один из образов, которым изображается действие Духа Святого, как напр. Ин. 3или Деян. 2:2–4 . В пророчестве Исаии дуновение Господа, останавливающее врага (т. е. сатану), может быть понято как сила Духа Святого, помогающая христианам победить древнего врага человечества ( 2Сол. 2:8 ). 20 . И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. Это прямое Мессианское пророчество ясно говорит, что Искупитель приходит помочь Сиону и тем сынам Иакова, которые обратились от нечестия, а не тем, которые „не приняли Его“ ( Ин. 1:11 ). Ср. Ис. 2:3 , 27и наст. стихи с указ. Рим. 11:26–27 на эти пророчества. 21 . И вот завет Мой с ними, говорит Господь! Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века. Несмотря на то, что блаж. Иероним относит слова эти к Исаии 1764 , мы склоняемся к тому мнению, которого держатся многие комментаторы, что слова эти обращены к верному Израилю: в Церкви Христовой, к чадам Божиим, к тем, которые удостоились восприять благодать Духа Святого и которых потомство будет хранить как святыню слова Господни. „Слова Мои не прейдут“ ( Мф. 24:35 ). По нашему мнению, ст. 21 представляет следующее значение: обещание Искупителя, объявляемое чрез Исаию, освещает из поколения в поколение ряд верующих, которые и являются хранителями завета Господня: это верный Израиль, которому даруется обещание, что Дух Святый будет вечно пребывать на верных, и на потомстве их, и что „непреходящие слова Господни“, которые суть Евангелие,-не отступят от них во век. „Слово, которое стало плотию“ ( Ин. 1:14 ), глаголало: „Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь“. ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ап. Павел пишет Фессалоникийцам, что день Христов не придет, «доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… которого (т. е. антихриста) пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:4, 9 ). В послании к Тимофею ап. Павел пишет: «дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ; ср. 2Тим.3:1 ). Ап. Петр напоминает христианам, что «в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» ( 2Пет.3:3 ). Ап. Иуда говорит: «вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» ( Иуд.1:17, 18 ). Такой же признак «последних дней», указывает и ап. Иоанн, когда говорит: якоже слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. Господь сокрыл от нас время «последних дней» и «последнего дня». О дни же том, сказал Иисус Христос, никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф.24:36 ср. Мк.13:32 ). Поэтому и ап. Павел, а так равно ап. Петр и Иуда, не говорят, что наступили последние дни, а они указывают только признаки последних дней, усматривая в современных еретиках дух тех «наглых ругателей», которые, по слову Господа, должны появиться в последние дни. И ап. Иоанн не пишет, что антихрист уже пришел, а говорит, что антихрист, как слышали читатели, грядет, и в появившихся лжеучителях усматривает только дух антихриста ( 1Ин.4:3 ; 2Ин.1:7 ). Поэтому слова: последний час есть имеют предположительный смысл: есть, т. е. готов, или может во всякое время открыться, – скоро ли, или нет, Апостол не говорит, ибо это известно только Отцу небесному, у Которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010