Как ответную реакцию можно расценить позицию, к которой они пришли как во взгляде на различающие нас догматы, так и на христианское богословие вообще. Всё громче звучат призывы о межконфессиональной терпимости, единстве, общности веры, под которыми подразумевается лишь прекращение обсуждения разности богословия и путей богопознания с православной стороны. «Сохранить свободу религии… гораздо важнее, чем настаивание на каком-то богословском мнении…, – пишет Ричард Вурмбранд. - Споры о второстепенном не приносят пользы, и нам гораздо важнее объединиться единым фронтом против наступления атеизма» 1 . “Слово Божие не указывает, к какой именно церковной группировке должны принадлежать эти трое, собравшиеся во имя Его” 2 . На этом фоне отсутствие опровержения православного учения является с точки зрения протестантов скорее похвальным проявлением терпимости, чем слабостью апологетики. Заметим лишь, что эти и подобные им утверждения противоречат отношению Христа и апостолов к ересям (От.2:6;15; 1Ин.2:18-19 ; 2Тим.4:3-4 ; 1Тим.4:1-2 ; Тит.1:9-2,1 ; 2Пет.2:1-2; 3:16 ; Иуд.17-19 ; Рим.16,17-18 ). И всё же Православие в глазах протестантов – ересь. А раз так, мы вправе попросить это аргументировать. Но, к сожалению, ныне аргументация протестантов чаще всего сводится к вышеупомянутым призывам. Крайне редки в последнем десятилетии книжные апологии протестантского богословия по отношению к православному. О причине нам остаётся предполагать: либо раньше протестанты были менее терпимы, либо теперь на более серьёзном уровне им нечего противопоставить и поэтому межконфессиональную полемику они воспринимают только как внутреннее обоснование неприятия православного учения. Итак, в плане Православно-протестантской книжной апологетики последняя сторона подчёркнуто пассивна. В то же время, Православие расценивается ими не иначе как гибельный путь. Если же несогласие с гибельным является пассивным, то такое несогласие само является гибельным. Не очевидно ли это? Чрезмерная лояльность некоторых нынешних христианских движений вовсе не отражает ту апостольскую нетерпимость ко всякого рода еретическим примесям в христианстве, о которой нам говорит Писание: Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Обидчики же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его; и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить: это тот самый, который был у нас в посмеянии и поругании… Как же он причислен к сынам Божиим и жребий его — со святыми» ( Прем.5:2, 3, 5 ) 5 . Слово Божие решительно говорит, что место мучения для грешников будет самое ужасное, — и в таком-то месте они будут находиться в сообществе со злыми духами. Как Св. Писание изображает места мучений, куда будут удалены грешники? Оно дает им разные наименования, места эти называются в Писании тьмой внешней ( Мф.8:12, 22:13, 25:30 ), геенною огненною ( Мф.5:22 ); печью огненною, где будет скрежет зубов ( Мф.13:50 ); озером огненным и серным ( Откр.19:20, 20:14, 21:8 ); адом ( Лк.16:23 ); землей вечной тьмы, где нет света ( Иов.10:22 ); бездною, страшною и для самых демонов ( Лк.8:31 ); темницею ( Мф.5:25 ); вечными узами и мраком вечной тьмы ( Иуд.1:6, 13 ); червем неусыпающим и огнем неугасающим ( Мк.9:44 ); вечным огнем ( Иуд.1:7 ); дном адовым ( Притч.9:18 ); преисподнею ( Флп.2:10 ). Чтобы приблизить этот предмет к нашему пониманию, Св. Писание употребляет для изображения мучений в аду разные сравнения, заимствуя их от того, что есть в нашей видимой природе ужасного и мучительного. И во-первых, оно представляет состояние мучимых в аду под видом тьмы самой непроницаемой, или внешней, внушая сим ту мысль, что в аду решительно нет света, столь необходимого для жизни, столь отрадного для всего живущего. Во-вторых, адские мучения всего более и часто изображаются в слове Божием под видом пребывания в огне вечном, или озере огненном, так что ад и вечный огонь на языке Писания понятия почти равнозначные. Но что должно разуметь под именем неугасаюшего огня, в котором грешники будут вечно будут мучиться, гореть и не сгорать? Слово Божие сего не определяет. Некоторые из учителей Церкви 6 под именем вечного огня разумели не в собственном смысле огонь, а только символ жесточайших адских мучений. Но лучше, правильнее и полезнее понимать огонь в собственном смысле: потому что такой образ понимания сильнее и благотворнее действует на душу, удерживая ее от всего греховного и окрыляя к небесному и божественному. Впрочем, это будет и не наш нынешний огонь; ибо нынешний огонь сам, можно сказать, сгорит в последний день мира, когда, по свидетельству Св. Писания, стихии, разгоревшись, разрушатся ( 2Пет.3:10 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

Сопоставление этого послания со 2 Пет. обнаруживает значительное сходство ст. 4– 19 и 2:1–19 соответственно. (См.: «Введение» ко 2 Пет.) Интересно, что, говоря о тех, кто отклоняется от Божьих путей и отвергает Бога, Иуда обращается не только к библейским, но и к апокрифическим примерам (ст. 5,7,9,11,14). В отличие от него Петр ссылается только на библейские эпизоды ( 2Пет. 2:5,6,7,15,16 ). Некоторые из тех, кто отрицает авторство Иуды, аргументируют свою точку зрения тем, что в самом послании отражены приметы более позднего времени. Ст. 17– 18 изображают апостолов так, словно их поколение уже вымерло, хотя адресаты послания, казалось бы, лично внимали наставлениям апостолов. Из ст. 3 явствует, что христианская вера уже превращалась в строго разработанную доктрину. Ни один из этих доводов нельзя считать неопровержимым, и если мы признаем автором Иуду, младшего брата Господа, то сможем датировать послание в рамках предполагаемого времени его жизни. Евсевий передает рассказ Гегезиппа о том, что внуки Иуды были приведены на суд Домициана, когда последний был римским императором (81–96 гг.). Кроме того, Евсевий сообщает, что они были епископами в период правления Траяна (98–117 гг.), и это дает основания полагать, что в конце I в. их дед был еще жив. Учитывая, что Второе послание Петра было написано раньше (см.: Введение ко 2 Пет.), можно с большой долей вероятности предположить, что Иуда написал это послание в конце шестидесятых годов I в. Некоторые считают, что отсутствие упоминания о разрушении Иерусалима в ст. 5, где оно было бы уместно, указывает на то, что послание было написано до 70 г. Кому адресовано послание и какова его тема? Текст послания не содержит никакой информации о том, где жили и чем занимались его первые читатели, если не считать того факта, что они были христианами (1) и возлюбленными (3,17,20) братьями автора. Как видно из ст. 3, первоначально Иуда собирался обстоятельно изложить христианское учение и нормы христианской жизни. Вместо этого, вынужденный откликнуться на появление и распространение ложных учений, он написал предупреждение о последствиях легковерного отношения к тем, кто распространяет еретические взгляды, и призвал христиан твердо держаться апостольской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Польза и необходимость изложения деятельного учения веры в определенном порядке особенно открываются 1–е из особенной силы и действенности на сердце нравственных истин, в правильном порядке изложенных. Начала христианской нравственности, при взаимной связи и отношении, получая большую определенность, ясность и твердость ( 2Пет.1:6–8 ) получают большую силу обязательности на сознание и действие на волю. 2–е Из облегчения способов к преспеянию в духовной жизни. Правильный и по всем отношениям к жизни приспособленный образ изложения деятельных истин, помогает естественной слабости в преодолении внутреннего растления, умудряет христианина во спасение свое и других и научает его благоразумно избегать препятствий и тещи к предназначенному совершенству ( Флп.3:13–14 ). 3–е Особенная польза от изучения Деятельного Богословия происходит для уготовляющихся быть учителями церкви, которые без ясного и основательного познания начал христианской деятельности ни учить, ни руководить других на пути спасения должным образом немогут ( 1Тим.4:13–16 ), ( 2Тим.2:2 ), ( Тит.1:9 ). Примечание. поскольку же деятельное Богословие, как наука имеет целию в правильном порядке начал и последствий с надлежащею полнотою и определенностию изложить христианскую деятельность; отселе оно полнотою изложения отличается от начального Катихизического учения о христианских обязанностях, а порядком изложения отличается от свободного изложения христианских наставлений, употребляющегося в церковных поучениях и других благочестивых сочинениях. Предмет, внутреннее свойство и дух деятельного Богословия Дабы соответствавать своему наименованию, Деятельное учение должно иметь предметом своим не то только, что бы в правильном порядке, полно и ясно изложить деятельные истины, но особенно то, чтобы сии истины были живы и действенны, и могли располагать человека к перемене чувственной жизни на духовную ( 1Ин.2:4 ). Но как только оживляет Дух ( Ин.6:63 ) и слово Божие само по себе живое и действенное при сем только Духе, подобно мечу обоюду острому имеет силу действовать на человека и производить премену в расположениях его ( Евр.4:12 ), то сим духом должно быть одушевлено и деятельное учение. На сей конец при изложении в надлежащем порядке деятельных истин слова Божия, Деятельное учение все сии истины должно возводить к тому господствующему духу, к той действенной силе слова Божия, которая как новое начало, как новое семя жизни необходимо должна быть в падшем человеке насаждена, возрасти и раскрыться в плодах духовной деятельности. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Богочеловеческий характер Библии естественно вытекает из богочеловеческого характера Откровения. Толкователь и богослов должен, следовательно, учиться принимать во внимание этот земной аспект Слова Божия, чему помогает изучение обстоятельств, авторства и времени возникновения той или иной св. книги (см. §§ 4,7,11)». Библиологический словарь «БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, ИЛИ БОГОДУХНОВЕННОСТЬ, СВЯЩ. ПИСАНИЯ, догмат Церкви, крый разделяется всеми христ. исповеданиями (за исключением тех радикальных течений, которые фактически покинули почву христианства). Термин «Б.» (греч. θεπνευστος – боговдохновенный) встречается уже в апостольских писаниях и означает, что свящ. авторы Библии были «движимы Духом Святым» ( 2Тим.3:16 ; 2Пет.1:21 ). Вера Церкви в Б. основана на свидетельстве Христа Спасителя ( Ин.5:39 ), Который Своим богочеловеческим словом подтвердил исконную веру ветхозав. Церкви в Б. свящ. книг. Практически догмат Б. выразился в утверждении канона, определенного церк. учительством и Преданием священным. Следует отличать догмат Б. от его истолкования в процессе развития богосл. мысли. Догмат не уточняет конкретного характера Б., он лишь исповедует его как реальность, края нуждается в осмыслении верующим разумом. Психологии творчества известен факт вдохновения, крое играет огромную роль как в искусстве, так и в науке. Вдохновение есть таинственная сила, края властно воздействует на душу человека, подвигая его на создание творений, порой превосходящих понимание самого творца. Такое вдохновение есть дар Божий. Но Б. – нечто большее. Оно есть особое воздействие Св. Духа на человека, открывающее ему истины веры. Богосл. вопрос заключается в том, как это воздействие осуществлялось. История толкования догмата В своем уникальном опыте библейские Пророки переживали Слово Божье как превозмогающую силу, края порой побуждает человека говорить вещи, противные его желаниям (ср., напр., Иер.20:7-9 ). На этом основании некоторые иудейские толкователи сделали вывод, что в Пятикнижии каждое слово, даже каждая буква непосредственно продиктованы свыше (более того, считалось, что Закон был начертан на небесных скрижалях еще до создания мира). Аналогичный взгляд был усвоен и в раннехрист. богословии мн. доникейскими отцами.

http://azbyka.ru/bogovdoxnovennost-slovo...

Напрасно Иудеи, истинно заблуждая мыслями, прибегали к чревоволшебникам тщеслоствующым, иже от чрева глаголют ( Ис.8:19 ). Один закон Божий есть свидетельство верно ( 2Пет.1:19 ). Ежели бы они его в совет себе приняли, то бы он тьму сомнения их разогнал, и обратил бы их от пути лукаваго и от начинаний их лукавых ( Иер.23:22 ). 3) 3аре подобно есть слово Божие, нам истинный путь показующее. Как заря, идущим, прямую дорогу показывает: так слово Божие показывает путь, по которому мы, шествуя беспреткновенно, можем творить правы путие Господни ( Ос.14:10 ). 4) 3аре подобно есть слово Божие нас увеселяющее, как Давид говорит: оправдания Господня права, веселящая сердце ( Пс.18:9 ). 5) 3аре подобно есть слово Божие постепенно возрастающее. Как заря постепенно возвышается, расширяется, и светлее делается: так равно познание наше в слове Божием постепенно возвышается, больше бывает и прирастает, дондеже достигнем все в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ). § III Заре подобно есть покаяние и обращение. 1) В рассуждении окончания ночи. Как заря оканчивает ночь: так покаяние оканчивает ночь греха, и людей от тьмы приводит к свету, как повелевает Писание: да обратятся от тьмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян.26:18 ). 2) В рассуждении возвещения солнца. Заре последует солнце: так обратившийся верою ожидает восходящего Христа, в котором и покой души своея ( Мф.11:29 ) получит часть. 3) В рассуждении ветра бываемого при восхождении зари. Ибо, как обыкновенно ветры бывают от собравшихся паров тогда, когда восходит заря: так равно ветры искушений тотчас являются покаявшимся: то от диавола, то от мира, то от растлённой грехом плоти, препятствуя совершенному их обращению. Но сии все искушения должны мы препобеждать за возлюбльшаго ны Христа ( Рим.8:37 ). § IV Заре подобно окончание жизни. Как заря скоро идёт и скоро заходит: так жизнь человеческая скоро преходящая есть; скоряе беседы ( Иов.7:6 ), и легчае скоротечца ( Иов.9:25 ) по изъяснению Иова. § V Воскресение мертвых есть оная заря вожделеннейшая, за которою тотчас в полном сиянии последует Солнце Правды Иисус Христос , во славе Отца своего; окружен воинством Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ); страшен, правосуден, дающии отмщение неведущым Бога: и непослушавшим благовествования Божия ( 2Сол.1:8 ) О, да исчезнут печальные ночи мира сего! Приди, о Господи! приди Солнце наше, приди Свет наш. § VI Самая Церковь Божия заре уподобляется: кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ). Невеста Церковь есть многогонимая, и угнетённая в ночи искушения мирского, ожидающая откровения Господа нашего Иисуса Христа. Изыдёт некогда невеста сия из гроба своего, и, хотя живых некоторых застанет день он, но и сии пойдут к Богу своему ( Ин.5:29 ). Аминь, ей, гряди Господи Иисусе ( Откр.22:20 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

§ 4. Первоначальная действующая причина – это Сам Бог . Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов ( Ис.51:4 ). Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог ( Ин.9:29 ). Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение ( Гал.1:11–12 ). И Сам Автор Богословия Господь и Бог наш Иисус Христос говорит: У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ин.6:45 ). Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). § 5. Причиной же орудийной, посредством коей Бог передал нам это Свое учение, является Его слово, высказанное особенным или обычным образом. Особенным [extraordinario] – когда Бог через образуемые в воздухе видения и гласы, через сны говорил к людям, как к первым родоначальникам в раю, к Аврааму, Исааку, Моисею и т. д. Сюда также относятся устные речи Пророков и проповедь Апостолов, а особенно – речь Самого Христа Господа. Однако все это было на краткое время, и об этом слове Апостол учит: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1, 1–2 ). Обычным [ordinario] же образом Бог говорит нам непрестанно через слово записанное, которое мы называем Священным Писанием. У них есть Моисей и Пророки; пусть слушают их ( Лк.16:29 ), то есть, имеют писания Моисея и Пророков. Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:19–21 ). О том же самом Писание свидетельствует и в других местах. Как уже многие и т.д. ( Лк.1:1 ). Сие же написано и т.д. ( Ин.20:31 ). Сей ученик и т.д. ( Ин.21:24 ). Как и возлюбленный брат наш Павел и т.д. ( 2Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

И, действительно, человек в беззакониях зачатый, помышляет прилежно, как сказано, на злая во вся дни ( Быт.6:5 ): нет страха Господня пред очами его, нет Бога во всех мыслях его. И оттого во всякое время пути его гибельны, чужды для него все заповеди Господни, и он не хочет знать того, чтобы делать добро. Он даже пренебрегает, как сказано, и Самого Господа и в дерзости своей говорит: «не взыщет»; в сердце своем уверяет себя: не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла (Ср. Пс.9:25, 27 ). Уста его полны лжи, все члены его тела – орудия одного греха: глаза исполнены зависти, руки все только захватывают себе, и ноги быстры на все злые дела. Развращенное сердце его неуклонно следует пожеланиям грехолюбивой плоти, и неразумная его душа, раболепствуя телу ради временной сласти, вовсе не помышляет о имеющих быть с нею мучениях, но еще ублажает себя и веселится. Так вот покоятся все, уснувшие сном смертным! Хотя плотию и живут они, но душою мертвы для Бога, – живут так, как бы Бог не существовал в мире, как бы нет для них ни вечной жизни, ни вечной муки; обо всем этом они точно и не слыхали. Потому и живут спокойно под властью миродержателя, князя тьмы, князя века сего (см. Еф.6:12 ). Все сии в Писании именуются сынами века сего (Ср. Лк.16:8 ), также людьми мира сего, которых удел – здешняя жизнь (Ср. Пс.16:14 ). К сим сынам погибели принадлежат и те, которые хотя почитают себя людьми просвещенными, но Писание указывает на них, как на всегда учащихся и никогда не могущих прийти в познание истины ( 2Тим.3:7 ). Они хотя и озарены светом учения Христова, но внимания своего не обращают на него; и оттого вот остаются всегда сребролюбивы, надменны собою и недружелюбны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Все сии, как враги Креста Христова, соблюдаются ко дню суда и погибели; для них уже приготовлен мрак вечной тьмы ( 2Пет.2:17 ). Ибо снизойдут, как сказано, во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ); гнев Господень поглотит их, и пожрет их огнь ( Пс.20:10 ). Потому напрасно вы, спящие сном смертным, успокаиваете себя внушением лукавого духа, что Бог того не сделает, что возвестил в Писании, – по множеству гнева Своего не взыщет с вас. Напрасно вы помышляете, что в род и род не приключится вам зла; на зло вы себе это делаете, – когда Бога почитаете неправедным в словах: Бог неправедным никогда быть не может. Праведен Ты, Господи, – взывал пророк Давид, – и справедливы суды Твои; Ты явил правду в откровениях Твоих и истину непреложную ( Пс.118:38 ). И потому найдет рука Твоя всех врагов Твоих; десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя; и во время негодования Твоего Ты сделаешь их подобными пещи горящей ( Пс.20:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Доныне вы ничего не просили во имя Мое, просите и получите, да будет радость ваша совершенна» ( Ин.16:23 −24). чем же нам прежде всего молиться Богу, если не о прощении грехов и о том, чтобы в нас открылись те же мысли и чувствования, какие показал в себе Христос Иисус? ( Флп.2:5 −11). Посему терпение, которое вам нужно иметь, как сказал Апостол Павел, есть Христово терпение, как он же говорит во втором послании к Фессалоникийцам: «Господь да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» ( 2Фес.3:5 ). Видите, прежде говорит о любви и притом Божьей, а потом уже о терпении, и притом о Христовом. Это превосходно! Но как мы не достаточествуем ни в любви, ни в терпении, то все грешим, и грешны много ( Иак.3:2 ). Но если вера, действующая внутренне и наружно любовью ( Гал.5:6 ), соединяет нас со Христом ( Еф.3:17 ), то мы имеем и полноту всего Богоугодного ( Кол.2:10 ), которой подобает постепенно открываться в нас, чтобы нам исполниться наконец всею полнотою Божьею ( Еф.3:19 ) подобно тому, как и в телесной натуре постепенно же рассветает день ( 2Пет.1:19 .). Посему-то и необходимо нужно для нас постоянное покаяние, и вера во Евангелие Иисуса Христа Сына Божия (Мр.1:1−15), ибо мы не имея сей веры, не получим прощения грехов; а если умрем во грехах наших ( Ин.8:24 ), то не увидим царства небесного ( Ин.3:36 ; Деян.2:38 ). Но Господь Иисус Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, дабы ходатайствовать за них» ( Евр.7:25 ). Сие пишу я вам, говорит Апостол Иоанн, чтобы вы не грешили, впрочем, если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( Ин.2:1 −2). Слава Ему! Всеусердно желаю Вам, как себе самому, увидеть себя некогда в том великом множестве прославляющих Иисуса Христа, которое Иоанну Богослову было показано. Советую вам прочитать об этом в седьмой главе Апокалипсиса ( Апок.7:9 −17.) Может быть, Вы и не ожидали ответа такого, да и я начав диктовать это письмо, совсем не думал отвечать таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

ß) Во зло употребляет Священное Писание , кто смысл его портит, ясность его потемняет, и аки воду чистую возмущает. О сем так Бог угрожает чрез пророка Иезекииля: не доволно ли вам, яко на благой пажити пасостеся, и останок пажити вашея ногами вашими попирасте, и устоявшуюся воду пивасте, и останок ногами вашими возмущасте? и овцы моя попранием ног ваших живяху, и возмущенную воду ногами вашими пияху? Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се, аз разсужду между овчатем сильным и между овчатем немощным, и возставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, той упасет я, (и той упокоит я) и будет им пастырь ( Иез.34:18–20, 23 ). Снеси: ( 2Пет.3:16 ) 162 . γ) Во зло употребляется Священное Писание, кто изъясняет оное, но силы его или смысла, не держится 163 . δ) Во зло употребляет Священное Писание, кто приводит из оного не целое мнение, но часть оного 164 . Так погрешил беззаконный Арий, приводя не целый текст, но часть оного, и глупо утверждал, что Иисус Сын Божий не есть Бог, а есть создание, из оных слов в Деяниях Апостольских поминаемых: яко и Господа Бог сотворил есть ( Деян 2:36 ) 165 . ε) Во зло употребляет Священное Писание, кто его презирает, и отметает упорно, и со всегдашнею злобою. Но таковой человек есть и слеп, и глуп, и наг, и беден. Слеп; ибо лишён светильника закона Божия. Глуп; ибо не имеет премудрости небесной, как говорит о нём, и о подобных ему пророк Иеремия: постыдешася премудрии, и устрашени и поимани быша, слово бо Господне отвергоша: кая мудрость есть в них? ( Иер.8:9 ). Наг; ибо не облечён во благовествование Христово и слово истины. Беден; ибо вечному подлежит осуждению. Что бо означают оные Божие слова? Всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:31–32 ). Грех, который ни в сей лизни ни в будущей не отпущается, есть упорное, дерзновенное, и со всегдашнею злобою и нераскаянием сопряжённое отвержение благодати и истины Евангельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010