Каждая секта стремится жить самостоятельно, обособленно, жить сама по себе, чтобы в своей замкнутой среде осуществить свои религиозные идеалы. Отсюда секта характеризуется, как нечто самовольное, мятежное, обособленное. Немецкая евангелическая конференция в Эйзенахе (в 1855 г.) следующим образом определяет понятие секты. Под сектами, которые вызывают общие церковные мероприятия, разумеются все общества, которые по свойственному им учению и управлению, или же в силу своего отделения от церковного учения и управления, не находятся в согласии относительно учения и управления с открытой признанной в Германии Вестфальским миром Церковью и отреклись от вероисповедания этой Церкви 1 . В древней христианской Церкви согласно с апостольским словоупотреблением ( 1Кор.11:19 ; Гал.5:20 ; 2Пет.2:1 ) уклонения от общепринятого учения назывались ересями (αρεσις от αρω), что означает выбор, произвольное принятие определённых пунктов учения, вне совокупной связи их с остальным учением и ложное толкование их, тогда как схизма (σχσμα от σχζω раскалывание) обозначает церковный раскол ( 1Кор.1:10; 12:25; 11:18 ), возникший из-за церковного устройства, обрядов или дисциплины. Между прочим, раскол прямо ведёт к ереси и обратно. Возникновение ересей в Церкви началось очень рано: оно современно первым провозвестникам истин Евангелия – св. апостолам. Борьба с сектантством – это удел Церкви, предсказанный ей Господом во время Его земной жизни и многократно повторенный св. апостолами. Когда Господь предостерегал Своих последователей от лжепророков ( Мф.24:11 ; Мк.13:22 ), которые внесут в общество христиан многие соблазны, то кого другого Он разумел, как не еретиков, проповедников разных сектантских заблуждений, возбуждающих соблазны в Церкви, которых в другом месте ( Ин.10:12 ) Он назвал хищными волками, врывающимися в стадо ( Церковь ) и похищающими из него овец. Апостол Павел предостерегает пресвитеров Ефесской церкви от тех же хищных волков, проповедников еретических заблуждений, в следующих трогательных словах: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею, ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:28–30 ). О том же предупреждали христиан и другие апостолы (см. 2Пет.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Напротив, вы призваны искать жизни, распятой для всех страстей, умершей для всех удовольствий и всех наслаждений мира. И хотя это путь узкий и тесный, но он ведет вас к жизни вечной. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» ( Мф.7:14 ). Почему же вы делаете все наоборот? Почему считаете, что жизнь дана вам для преуспевания в играх и развлечениях целыми днями на ипподромах и в театрах? Как говорит Соломон, «они считают жизнь нашу игрою и житие прибыльною торговлею» ( Прем.15:12 ). Почему вы, дав обещание Богу при святом Крещении ненавидеть шествие сатаны, теперь преступаете свой обет, устраивая и снова проявляя любовь к сатанинским церемониям, которые, по словам божественного Златоуста, суть игрища и зрелища? Неужели вы, несчастные, не понимаете, что своими делами уподобляетесь псу, пожирающему свою блевотину, и свинье, что снова и снова возвращается в грязь? Как говорит апостол Петр, пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья – валяться в грязи ( 2Пет.2:22 ). Ох! Боюсь, что и к вам относятся слова первоверховного Петра, которые он в свое время сказал о некоторых подобных грешниках, нарушающих свои обещания Богу, а именно: лучше бы вы вовсе не знали пути праведности и христианства, чем, узнав, презреть и возвратиться к прежним вашим злодеяниям. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Пет.2:21 ). Потому что вы, христиане, познавшие веру Христову, потом презрели ее, заслуживаете еще более страшного наказания, чем язычники и безбожники, не ведавшие истинной веры и христианства. Как сказал Господь, «раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47–48 ). То же самое доказывает и Соломон: «Ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны» ( Прем. 6:6 ). Ответ на возражения Но что возражают нам некоторые? Они говорят, что, дескать, 66-й канон святого VI Вселенского Собора запрещает устраивать скачки неразумных лошадей и зрелища на Пасхальной неделе в Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В каком состоянии Иисус Христос обитал на земле? В каких словах символа веры мы говорим о состоянии уничижения Спасителя? Чем началось это состояние? Что повествует Евангелие о рождении Спасителя? Как и кто узнал прежде всего об этом рождении? Как Иисус Христос исполнил ветхозаветный закон? 10. Пророческое служение Иисуса Христа Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки; будучи движимы Духом Святым. 2Пет.1:21 . Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Ин.3:2 . И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Лк.7:16 . Мф.11:3 –5. Ин.15:24 . 2Пет.1:21 . Мф.16:22 –23. Евр.1:12 . Ис.6:5 . Ин.3:34 . Деян.10:43 . Во втором члене символа веры Спаситель называется Иисусом и Христом, то есть Помазанником. Выше мы уже упоминали, что помазанниками в Ветхом Завете назывались лица, которые проходили или пророческое, или первосвященническое, или царское служение. Все эти служения совершал и наш Спаситель, ибо Он есть и пророк, и первосвященник, и царь, и притом в высочайшей степени. Сейчас мы будем говорить и о пророческом служении Спасителя, ибо этим служением Он начал общественную деятельность Свою на земле. Вскоре после крещения Иисус Христос отправился в Иерусалим, чтобы проповедовать евангелие Царствия. Там же Он проявил Свою чудодейственную силу. Его учение и чудеса произвели на одного из начальников иудейских, которыми были фарисеи, сильное впечатление. Поэтому он пришел к Иисусу ночью, чтобы услышать от Него слово жизни. Это был Никодим. Он говорил Спасителю: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Таким образом, Никодим назвал Спасителя не обыкновенным учителем, какими были иудейские книжники, а учителем, пришедшим от Бога, посланным Богом, какими были ветхозаветные пророки. Значит, Никодим в этих словах признал Иисуса Христа пророком. По его простому объяснению пророк есть учитель, пришедший от Бога, посланный Богом. Рассмотрим, однако, точнее звание пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ведь Слово Божие не только не дает нам ни малейших оснований веровать в установление «Царства Божия на земле», или в какой-то земной прогресс человечества, а совсем наоборот – оно предрекает истинным последователям Христовым многие скорби и «несение Креста своего», в подражание и последование Господу-Крестоносцу, а миру этому, во зле лежащему, – неизбежный конец. «Царство Христово на земле» обещано отнюдь не чувственное, а мысленное – в душах всех истинно верующих во Христа, для которых Господь стал Царем. Ведь не напрасно, определяя каковым должно быть все течение жизни истинного христианина на земле, Христос-Спаситель сказал: «...иже хощет по мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» ( Мк.8:34 ), а на Тайной Вечере, перед Своими крестными страданиями, предупредил учеников: «в мире скорбни будете» ( Ин.16:33 ). Не напрасно и свв. апостолы Христовы, в полном соответствии с этими словами своего Божественного Учителя, наставляли христиан: «...многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян.14:22 ), или: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам его» ( 1Пет.2:21 ). А этот временный земной мир, в котором «прогрессисты» сулят людям какую-то совершенно фантастическую, вопреки печальной очевидности, счастливую «райскую» жизнь, при полном благополучии и благоденствии всех людей, по ясному учению Слова Божия, обречен на уничтожение в «день Господень», когда «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ). Современные умники не хотят и слышать об этом, говоря, что это, может быть, и будет «когда-то», «чрез много миллионов лет», но никак не теперь. Такими утверждениями они уподобляются тем наглым ругателям, о коих говорит тот же св. апостол, предостерегая христиан от этих опасных для нравственности христианской людей: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также» ( 2Пет.3:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но потом постепенно выяснялись их цели и стремления и более и более определялись их точки зрения и на новую – принятую ими веру, и на новую жизнь во Христе. Еще к концу деятельности ап. Павла и Иуды уже ясно стало, к чему именно стремились эти лжеучителя. Именно парня иудействующих христиан – и номисты и гностики – стремились к своему старому иудейству, низводя христианство – религию духа и свободы – на степень той же религии под законом, религии рабства, и считая Христа простым человеком, одним из пророков. Партия язычествующих (Христ. Чтен. 9–10. 1879 г.), наоборот, видела в христианстве широкое поле для упражнения своего кичливого ума, необузданной фантазии и грубых страстей и «распутства», как говорит ап. Иуда, и стремилась обратить христианство в такую философскую школу, в которой Христос, один из высших божественных духов, дает верующим высшее знание: это знание и есть собственно спасение, только оно соединяет со Христом; добрые дела, исполнение закона не имеют никакого значения и не обязательны для человека, достигнувшего гносиса. И ап. Павел, и ап. Петр предвидели эти исходные пункты рассматриваемых нами заблуждений и все гибельные последствия их для Евангелия и христианства. «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским», говорит ап. Павел ( 1Тим. 4:1 , ср. Деян. 29:29–30 ; 2Пет. 2:1–2 ; 2Пет. 3:1 ). Эти тяжкие времена пагубных ересей настали ко времени деятельности ап. Иоанна в Малой Азии. «Вы слышали, пишет ап. Иоанн, что придет антихрист и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последние времена ( 1Ин. 2:18 ). Эти антихристы и «лжецы» ( 1Ин. 2:22 ), предсказанные Петром и Павлом, не язычники, презиравшие христиан и христианство, не гражданские правители, преследовавшие «безбожников», нет, – эти антихристы «вышли от нас, говорит Иоанн, но они не были наши, ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли и чрез то открылось, что не все наши». Эти антихристы были именно те иудействующие и язычествующие гностики, которых мы видели еще во время деятельности апп.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

Смотри, как печется Господь Бог о нашем спасении: Сына Своего единородного не пощадил для спасение нашего, предал Его, с Его милостивейшего соизволения, на такие страдание и смерть, – мало того; смотри: Сын Божий, по благоволению Отца Своего, предлагает нам ежедневно в пищу и питие животворящую плоть и кровь Свой для нашего очищения, освящения, обновления, оживотворения, утверждения, обожения, в залог жизни вечной; и с Собой подает нам все божественные силы к святой, благочестивой жизни ( 2Пет.1–3 ): – что же мы с вами, братия, – человеки ли с разумом и чувством или камни бесчувственные? Если такой безмерной ценой искуплены мы от греха, от диавольской ужасной власти и вечной погибели, – то неужели мы еще добровольно и намеренно будем предаваться гордости, гневу, зависти, недоброжелательству, ужели будем обманывать, обижать друг друга, похищать друг у друга; или пьянствовать, сквернословить или блудом осквернять души и тела, – или сребролюбствовать, немилосердствовать и прочее? Боже сохрани! Что же мы были бы тогда за христиане? Евреи, татары, Магометовы поклонники, были бы тогда лучше нас, да и в самом деле – многие из них живут лучше, честнее христиан. Лучше бы таковым христианам не познать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди, – говорит св. апостол Петр. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свой блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи ( 2Пет.2:21–22 ), как говорит он же. Нет, братия мои, будем всегда день и ночь, на всякий час крепко держать в памяти любовь Божию к нам, крестную смерть Сына Божия за наши грехи, вечную казнь Божию грешникам нераскаянным: ибо если с зеленеющим деревом так поступили, т.е. с Праведником Иисусом Христом, то что будет с нами грешными, – и возлюбим добро и всякую правду: смирение, кротость, простоту, милосердие, воздержание, целомудрие, и возненавидим всякий грех . Если будем так себя вести, – то праздники наши и общественная молитва наша будут приятны Богу и нам принесут благоволение и милость от Бога; а если после церковной молитвы будете предаваться пьянству, сквернословию, ругательству, то лучше бы вам и не праздновать и не быть в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Христос придет судить не только по Божескому, но и по человеческому естеству. Отец и не судит никого, но весь суд Свой отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Впрочем, будет судить и Бог Отец, и Бог Дух Святый, так как Божество нераздельно; частно же суд относится к Богу Сыну по присвоению Его Себе всего человечества, да и по человеческому естеству, Коему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Приидет на облаках со славою великою ( Мф.24:30 ) – образ вознесения Христова показал Второе Пришествие на облаках небесных. То видели некоторые, сие узрят все живые и мертвые. Как молния, исходящая от востока до запада, освещающая север и юг, Пришествие Господне осияет все народы. Воссядет Христос на Престоле славы и все святые и Ангелы с Ним. Сказано всем в лице апостолов: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф.19:28 ). И апостол Павел пишет к коринфянам: разве не знаете, что святые будут судить мир ( 1Кор.6:2 ), то есть людям мирским, и еще: разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские ( 1Кор.6:3 ); – судить ангелов, конечно, злых. Бог придет судить затем, чтобы исполнить закон Правосудия, каждому воздать должное; придет судить, чтобы доказать истину Свою, так как предрек: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Лк.21:33 ). Крайняя жестокость и неистовство врага темного, повсюду рыкающего, побуждающего род человеческий к идолопоклонству, убийству, похоти и вообще ко всякому роду нечестия, беззакония и злодейств – сие неистовство становится все сильнее и сильнее потому, что враг знает, что время коротко ( 1Кор.7:29 ). Отсюда и закоснение человечества и отчаянное упорство в неверии; также помыслы и слова людей пагубных: где обетование пришествия Его? Ибо говорят они: с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:4 ), – все это ускоряет пришествие Суда Божия. Мы не должны успокаивать себя тем, будто медлит Второе Христово Пришествие; нет – не медлит Господь, уверяет апостол Петр, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Тогда как все светское находит просторный приют в сердцах большей части, молитва – увы – не находит и тесного уголка в них, не вмещается в них. А когда она попросится к нам и взойдет хотя одною ногою, ее тотчас выталкивают, как нищего, как человека, не имеющего одеяния брачнаго (Ср.: Мф. 22:12–13 )» 297]. Мф.22:30 . «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.» «Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные: все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. В воскресении мертвых люди будут яко ангелы на небеси [ Мф. 22:30 ], – такие духовные! Поэтому-то там не будет ни пищи, ни питья, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты – питающих, согревающих и поддерживающих наши тела, но правда и мир и радость о Дусе Святе [ Рим. 14:17 ]. Ныне земные тела наши землею и поддерживаются, т.е. земными стихиями, но тогда все стихии сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят [ 2Пет. 3:10 ]. Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей и странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет [акаф. Иис. Сладч., конд. 8]. Тело духовное совсем иное чем вещественное, стихийное. Будет Бог всяческая во всех [ 1Кор. 15:28 ]» т. 2, 443]. Мф.22:32 . «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.» " 32 ст. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых. Как несомненно то, что мертвецы наши живы у Господа Бога! Отходя от тела, они только входят ко Господу, от Которого разлучала их здесь темница тела» 130]. Мф.22:37 . «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:» Мф.22:38 . «сия есть первая и наибольшая заповедь;» Мф.22:39 . «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;» Мф.22:40 . «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» " 37–40 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Втор.4:15 . «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня». Объясн. Этими словами подтверждается та же истина, что Бога по Его существу, по Его совершеннейшей духовной природе никому невозможно видеть. На святых же иконах изображается не самое духовное существо Божие, а именно бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления на земле всемогущего и премудрого Бога. Таких явлений и в Ветхом Завете, и в Новом было очень много: Быт.18:1–10:32, 25–30 ; Чис.12:8 ; Ис.6:1–5 ; Дан.7:55 ; Ин.14:9 ; Кол.1:15:2:9 ; Лк.3:22 . Лики Пресвятой Троицы воспроизводятся на иконах в таких именно образах, в каких Им угодно было обнаружить Себя пред людьми. Точно также воспроизводятся на иконах святые ангелы и святые угодники Божии: первые многократно являлись людям в различных видах, напр.: Быт.16:7–8 :19и др., а вторые жили некогда на земле; в Православной Церкви сохраняются и жизнеописания их. Суд.6:22:13:22 . «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу... И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём; ибо видели мы Бога». Объясн. Здесь повествуется о Богоявлениях, каким удостоились Гедеон и Маной. Они были удостоены видеть лицом к лицу Ангела Завета: Деян.7:35–38 ; Мал.3:1 ; – при этом Господа Бога они видели не более, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда беседовал с Богом: Чис.12:8 ; Исх.33:11:18, 20:23 . Вполне (но не всё существо) видеть Господа явилась возможность для людей только в Новом Завете: Ин.1:14:18 . С этого Нового Завета и представилась возможность изображать Спасителя в тех видах и возрастах, какие Он имел при земной жизни. Чествование святых икон Ин.3:14 . «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Объясн. Медный змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завесе и на крышке Ковчега: Исх.30:1:6–8 . Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т.е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4 . Но этот случай не даёт повода к отрицанию почитания Креста и святых икон, как нельзя, например, уничтожить Священное Писание только потому, что его некоторые люди извращают: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010