Еф.2:13–14 . «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду». Объяснение. В противоположность прежнему состоянию язычества апостол изображает состояние данного времени Ефесян и означает его главным образом понятием близости к Богу, а далее апостол показывает, какая была вражда, взаимно питаемая язычниками и иудеями, доходившая до того, что иудеи и язычники составляли две непримиримые стороны: Мф.15:26 . Соединённые между собою в Христианстве, иудеи и язычники составляют одно здание, утверждённое на основании апостолов и пророков и на краеугольном камне Иисусе Христе, и скрепляются одним духом: Еф.2:19–20 . Отпадшие от такого Богоустроенного единения и соблазняющие к тому других люди, по Писанию, называются лжеучителями, вводящими пагубные ереси: 2Пет.2:1–2:20 . Откр.19:7–8 . «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Объяснение. Жену, облечённую в виссон, представит Церковь Христова. Вечеря же Христова есть торжество спасаемых и стройная их радость, которую получат блаженные и войдут в вечный чертог вместе со святым Женихом, ибо не ложен обещавший: Откр.21:3–4 . в) Единство Церкви Ин.17:20–21 . «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня». Объяснение. Под верующими во Христа, по слову апостолов, должно разуметь и тех, которых они будут научать своими писаниями и преданиями по своём отшествии: 2Пет.1:15 . Посему здесь должно разуметь христиан всех последующих времён: всю соборную, апостольскую Церковь . О единстве этой Церкви и молит Господь Отца Своего в трёх последующих стихах: 21–23. Еф.5:23 . «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однако с течением времени христианская община приходила к пониманию того, что второе пришествие Христа может наступить и в некоем более отдаленном будущем. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел даже в некоторой степени отмежевывается от своего Первого послания: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов ( 2Фес. 2:1 ). А апостол Петр в своем Втором послании прямо отвечает на вопрос: Где обетование пришествия Его? ( 2Пет. 3:4 ). По словам апостола, не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. При этом Петр ссылается на послания Павла, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3:9,16 ). Упоминание Петра о посланиях Павла в связи с темой второго пришествия не оставляет сомнений в том, что речь идет прежде всего о двух посланиях Павла к Фессалоникийцам, а именно – о тех местах посланий, где говорилось о близости пришествия Господня. Многие наставления Иисуса в Евангелиях могут быть истолкованы как относящиеся к различным временным периодам. С одной стороны, Иисус говорит о том, что ожидает учеников в скором времени. С другой – в событиях ближайшего будущего усматривается и дальнейшая судьба Церкви. В этом смысле слова, адресованные двенадцати, становятся наставлением Иисуса всем Его ученикам на все последующие времена, а ссылка на второе пришествие лишь подтверждает вневременной характер этого наставления, его сохраняющуюся на века актуальность. Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Созерцание Да созерцаю чудесное знамение, явленное Богом Гедеону (Суд. гл. 6), а именно: 1) как в одну ночь только на шерсти была роса, а прочая земля оставалась сухой; и как в другую ночь роса покрыла всю землю, а на шерсти не было ни росинки; 2) как означало это сперва (до Христова пришествия) израильский народ среди языческого а затем (после Христова пришествия) – языческий осеняемый благодатью, и безблагодатный Израиль. Проповедь об отсрочке Судного дня – по милости Божией Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2Пет. 3:9 Милость Божия, братья, отодвигает день – по слову пророческому, пылающий, как печь ( Мал. 4:1 ). Итак, да посрамятся ругатели, насмехающиеся над Божиими словами и вопрошающие: « Где обетование пришествия Его? » ( 2Пет. 3:4 ). Не Бог запамятовал о Своем обетовании, а грешники забыли о самих себе. А Бог, по безмерной Своей милости, ждет, пока грешники одумаются, и покаются, и подготовят себя к тому дню, который не повторяется. Ибо день оный не таков, как прочие дни, подаваемые людям на покаяние и приуготовление к встрече с Богом. День оный – единственный в своем роде, уникальный; он отличается от всех остальных дней, ибо наступит он не для покаяния, а для суда. Как един и неповторим Страшный Суд, так един и неповторим и оный день. Бог не желает, чтобы кто-либо из людей погиб. Не на погибель создал Он человеков, а на спасение. Есть ли такой огородник, который, сажая овощи, хочет, чтобы они у него засохли и погибли? А [ведь] Бог премудрее и сострадательнее всех людей. Одно желание у Бога, а именно: чтобы все люди покаялись и отвратились от зла. Как веселится виноградарь, если увядшая было виноградная лоза вновь оживет, и зазеленеет, и принесет плод! Какова же тогда радость Бога и Божиих Ангелов, если души человеческие, зачахшие во грехе, обратятся [на путь истины] и в слезах покаяния обретут [утраченную] молодость и принесут плод душевной чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

( 2Пет. 1:3–4 ) – “Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью”. Это подтверждение Откровения о том, что только в Церкви мы можем получить причастие Божеского естества. Что же такое Господь наш Иисус Христос для тех, кто находится вне Церкви? Если в Церкви Господь – это Глава, Путь, Истина и Жизнь, то для тех, кто находится вне Церкви, Он – просто Владыка и Промыслитель мира. Мы говорили о благодати предваряющей (той, которая дается всем, в том числе и тем, кто находится вне Церкви). Она для того и существует, чтобы человек пришел в Церковь и получил через Церковь спасение. О тех, кто находится вне Церкви, надо говорить в двух смыслах. О тех, кто по тем или иным причинам находится вне Церкви, мы ничего не знаем. Господь Сам решает их судьбу, и для тех, кто, не зная Господа, вел праведную жизнь, есть, по-видимому, возможность для спасения. Здесь мы полагаемся на милость Божию. И совсем другое дело, когда мы говорим о вероотступниках, сознательно порывающих с Господом. Для них спасения нет. ( Мф.18:17 ) (“Аще же кто преслушает Церковь , будет тебе яко язычник и мытарь”); ( 2Пет. 2:1 ) – “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель”. О тех же, кто просто вне Церкви, мы не знаем, скорее, верим в то, что Бог есть Спаситель всем человекам, хотя и подчеркиваем, что “наипаче же верным” ( 1Тим. 4:10 ). Но спасение все-таки совершается через Церковь , потому что если не в этой жизни, то после смерти человек должен решить, с Христом ли он. Так же как Сам Господь в аду проповедовал душам усопших, так и те, кто сейчас умирают вне Церкви, должны этот вопрос решать: через Христа ли они спасаются или ищут какие-то другие способы спасения. Но спасение возможно только через Христа, другого пути для общения с Богом нет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Второе пришествие Христово будет весьма отличаться от первого: пострадать за нас Сын Божий приходил в уничижении, в смиренном виде, а судить нас приидет во славе Своей, и вси святии ангели с Ним ( Мф.25:31 ) 87 . Когда Иисус Христос придет на суд, об этом не знает никто не только из людей, но даже из ангелов, а знает один только Бог ( Мф.24:36 ). День суда придет совершенно неожиданно и внезапно для людей, как вор ночью ( 2Пет.3:10 ) 88 . А потому мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа, грядущего с неба. Спаситель говорит: Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ап. Петр пишет: Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут: приидет же день Господень, как тать в нощи ( 2Пет.3:9–10 ). Не медлит Господь исполнением обетования (то есть обещания о суде над всеми), как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас (то есть долго терпит, не наказывая нас), не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать (то есть вор) ночью. Впрочем, хотя время второго пришествия Христова и неизвестно, однако же для ободрения праведников и вразумления грешников Господь и Сам непосредственно и через Своих апостолов благоволил открыть некоторые признаки близости Своего второго пришествия. Признаки эти – следующие: 1) Проповедание Евангелия Христова по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 ), причем в самые последние времена произойдет обращение многих евреев в христианство ( Рим.11:25–26 ); 2) Уменьшение веры и любви между людьми и умножение пороков и беззаконий ( Мф.24:12 ; Лк.18:8 ); 3) Необыкновенные явления в мире физическом и страшные бедствия, и неустройства в жизни народов ( Мф.24:6–8, 29 ; Лк.21:9–11; 25–26 ); 4) Пришествие антихриста. Антихрист – «противник Христа», человек беззаконный, который явится перед кончиной мира и будет находиться под особенным влиянием дьявола; он станет выдавать себя за Бога и требовать себе божеского поклонения, будет стараться истребить на земле христианство , проповедуя обольстительное учение и совершая силой дьявольской ложные чудеса, и вместо того сам погибнет ужасным образом ( 2Фес.2:3–11 ; Апок.13:2–7; 15–17; 19:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ) Милость Божия, братья, откладывает тот день, пылающий как печь ( Мал.4:1 ), по словам пророческим. Так что пусть устыдятся ругатели, те, кто издевается над обетованием Божиим и говорит: «А где же обетование пришествия Его?» Бог не забыл обетования Своего, это грешники забыли сами себя. А Бог по безграничной милости Своей ждет, когда грешники придут в себя, покаются и приготовятся ко встрече с Богом. Это день скорби, и он отличается от всех иных дней тем, что придет не для покаяния, а для суда. Поскольку Суд Страшный – единственный и неповторимый, то и день этот – единственный и неповторимый. Бог не хочет, чтобы кто-то из людей погиб. Он создал людей не для погибели, а для спасения. Есть ли огородники, которые бы, сажая овощи, хотели, чтобы овощи их усохли и пропали? А ведь Бог мудрее и милостивее всех людей. У Бога одно желание, а именно: чтобы все люди покаялись и от зла отвратились. Как радуется виноградарь, когда увядшая лоза оживет, вновь зазеленеет и плоды принесет! А какова же радость Бога и Ангелов Божиих, когда человеческие души, увядшие от грехов, оживут, укрепятся слезами покаяния и принесут плоды покаяния. О, Господи Милосердный и Человеколюбивый, помоги грешникам ощутить милость Твою и сочувствие Твое к ним, чтобы почувствовали и покаялись и, покаявшись, сошли с кривых путей своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 12 Августа. Поучение о наступлении Страшного Дня Господня Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, сгорят земля и все дела на ней ( 2Пет.3:10 ) Страшен День Господень, неописуемо страшен! Страшен как из-за неотвратимой справедливости, так и из-за своей внезапности. Сам Господь заповедал: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ). Апостол же, своими ушами слышавший эти слова, только повторяет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

От соблазнов никуда не убежишь, они везде тебя найдут, «ибо надобно придти соблазнам». И какие бы сорняки ни встречались в церковной ограде, – убегать нам отсюда некуда: сокровище Царствия Небесного только здесь. Ну а когда действительно будет пришествие Христово, его не прозеваешь, и ни с чем не спутаешь, «ибо, как молния исходит от востока, и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:23–27 ). Выйдя при императоре Константине из подполья, и погрузившись в мир, Церковь уже не сможет вернуться назад. Не сможет она гордо бросить, оттолкнуть от себя всех немощных и маловерных, которые успели к ней прилепиться. Хотя периодически в церкви появлялись и появляются так называемые «кафары», то есть «чистые». Отличаясь более высокой жизнью, более высокой образованностью, они очень гордятся этим, и не хотят оставаться вместе с менее совершенными. Они или уходят, образуя свои, замкнутые сообщества, или объявляют себя «полными членами Церкви», в отличие от остальных, «неполных». А ведь в церковной ограде, как мы уже замечали, всегда обретались самые разные люди. Обратим внимание, что, например, в послании к Коринфянам, Апостол обращается ко всем, ко всей церкви, хотя и различает в ней разные несовершенства, и даже пороки, и побуждает одних к исправлению, а других – способствовать их исправлению. Причем, – говорит он, – «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные», не убегайте и не бросайте его, но «исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем–нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» ( Гал. 6:1–3 ). Было уже в древней церкви и такое заблуждение, еще более свойственное нашему времени. Поскольку проходили годы и десятилетия, то некоторые уже тогда стали вопрошать: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет. 3:4 ). И Апостолам приходилось объяснять, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Правда, во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел корректирует свою позицию, даже в некоторой степени отмежевывается от своего Первого послания: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» ( 2Фес. 2:1–2 ). Указания на то, что Второе пришествие откладывается, присутствует во Втором соборном послании Петра. Отвечая на вопрос «где обетование пришествия Его?» ( 2Пет.3:4 ), автор послания пишет: «…не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). Судьба праведника и грешника. Икона. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия) Несмотря на определенное разнообразие в представлениях о времени второго пришествия Христа, характерное для ранней Церкви, само ожидание Второго пришествия было всеобщим, и именно оно в значительной степени определяло всю тональность первохристианской евхаристической молитвы. Она была устремлена в будущее, проникнута эсхатологическим ожиданием возвращения Спасителя. В то же время сохранялась глубокая укорененность в прошлом – в истории ветхозаветного Израиля и в новозаветном откровении, которое мир получил через Иисуса Христа. Центральным событием этого откровения стали смерть и воскресение Иисуса, воспоминание о которых составляло главную тему евхаристической молитвы. Именно в этом смысл слов Павла: «смерть Господню возвещаете». Собираясь вместе на Евхаристию, христиане вспоминают страдания Господа Иисуса и возвещают Его смерть. Но они делают это в ожидании Его второго пришествия. Изложенное Павлом учение о достойном и недостойном причащении легло в основу учения Церкви о том, какое действие причащение оказывает на тех, кто к нему приступает. Павел четко разделяет таковых на две категории и утверждает, что для недостойно причащающихся Тело и Кровь Христа становятся осуждением, так что вследствие этого они болеют и умирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Человеческая жизнь праведна и справедлива единственно тогда, когда она непрерывно ведется в Богочеловеке Христе и ради Него. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали ( 1Фес. 4:1 ). Угождая и благоугождая Богу, человек в действительности делает благо в первую очередь самому себе во всем, что в нем есть божественного, бессмертного, вечного и богочеловеческого. Непрерывная жизнь в Спасителе Христе в высшей степени обеспечивает наше спасение, спасение от смерти, греха и диавола, поскольку только при непрерывной жизни в Спасителе Христе мы получаем от Него всепобеждающие благодатные силы, с помощью которых побеждаем всякую смерть, всякий грех и диавола. Наш чудный Господь и Спаситель, Богочеловек Христос, всегда будет с нами, согласно слову Апостола:  чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним ( 1Фес. 5:10 ). Новозаветное благовестие состоит в том, что христианская жизнь человека есть богочеловеческий подвиг. Поэтому каждый христианин, стремящийся ко спасению, становится богочеловеческим подвижником и, будучи таковым, обязан переживать каждый момент своей жизни как богочеловеческий дар, как богочеловеческую истину, правду, любовь, богочеловеческую победу над всем тленным, греховным и сатанинским. И для этого подвига христианин посредством Святых Таинств и добродетелей непрестанно получает от Спасителя все благодатные силы, необходимые для богочеловеческой жизни на земле (см.: 2Пет. 1:3 ). Ведь с помощью этих сил христиане становятся  причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ), иными словами, обоживаются, соделываются богами по благодати. Для осуществления богочеловеческих целей Богочеловек Христос даровал и все богочеловеческие средства. Нет такого евангельского требования, которое Господь Иисус Христос наложил бы на человека, не даровав ему одновременно и все благодатные средства, необходимые для осуществления этих требований на протяжении всей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010