„Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящие; и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему“ ( Лк.12:35–40 ; сн. Мф.24:44 ; Мк.13:33–35 ). По ясному учению св. Писания вслед за вторым пришествием Спасителя и окончанием страшного суда Его, наступит царство, уготованное для праведных, которое Иисус Христос называет то царством Божиим, то царством Отца Своего, то домом Отца Своего, в котором много приготовлено обителей для Его последователей, всем этим показывая, что будущее царство будет царством особеннейшего и ближайшего присутствия Отчего, а также явления Его неизреченного величия, любви и благости. Будущее царство, по своему существенному характеру, будет совершенно не то, что настоящее царское Его служение спасению рода человеческого. И ныне Иисус Христос есть Царь ( Ин.18:37 ), обладающий всякою властью на небе и на земле ( Мф.28:18 ); но теперь Он царствует духовно, нравственно, или благодатно и невидимо ( Ин.18:37 : Ефес. 4, 11–13 ), там же, в будущем царстве Своем, будет царствовать как Царь славы и для всех видимо, явившись в сие царство во славе Отца Своего ( Мф.16:27 ). Ныне, когда на ряду с добром возрастает зло, всегда силясь заглушить собою и подавить добро, Он верным Своим подает „все потребное для жизни и благочестия“ (2Петр.1:3; 2Кор.12:9 ) и всегда вспомоществует им в неизбежной борьбе со всеми видимыми и невидимыми врагами своими ( 2Тим.3:12 ; Евр.6:12 ; Флп.3:21 ); в будущем же царстве Своем Он будет царствовать, как Победитель всех врагов Своих ( Откр.3:21 ), или как Царь мира ( Евр.7:2 ); почему ап. Иоанн и называет сие царство царством мира ( Откр.11:15 ), или таким царством, для возмущения в котором уже не будет представляться никакой возможности и опасности со стороны каких-либо врагов. Наконец, будущее царство в противоположность настоящему не будет иметь конца ( Лк.1:33 ), будет царством вечным ( 2Пет.1:11 ). При столь ясном откровенном учении об имеющем последовать непосредственно за временным благодатным царством Христовым Его славном вечном царстве, в которое после всеобщего суда войдут все праведники, вовсе не может иметь места противное ему, разделяемое адвентистами, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле, имеющем открыться более, чем за тысячу лет до вечного Его царства и просуществовать до пришествия антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Эта невозможность может иметь для себя разное истолкование: она означает или невместимость в человеческое эмпирическое сознание того, что ему трансцендентно, или же ненужность для него этого знания. Или же, наконец, – что является наиболее важным, – само наступление конца зависит и от человеческого участия и дела, совершаемого на основе человеческой свободы, которая не должна быть парализована или даже только аффицирована этим непосильным и ненужным для нее ведением (подобно тому как в неведение заключена для человека и его личная смерть). Поэтому трансцендентное свершение конца представляется эмпирически столь же неожиданным, как наступление потопа во дни Ноевы, или ниспадение огня в дни Лота 422 ( Мф. 24, 37–39 , ср. Лк. 17, 26–30 ), так что возможны оказываются «наглые ругатели», выражающие неверие и в самое пришествие его ( 2Петр. 3, 3–4 ). И отсюда, именно из этой неизвестности конца, при его несомненности, как некоего трансценза, делается общее заключение: «итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (24, 42, 44; 25, 13). И далее следует приточное подтверждение той же мысли: 24, 4551) (о верном и неверном рабах), 25, 1–12 (о десяти девах), 24, 14–30 (притча о талантах, заключающая в себе призыв именно к земному, историческому деланию, к умножению своих талантов), и все это завершается приточным изображением Странного Суда, однако не в отношении к времени наступления, но к его содержанию. Параллель эсхатологическим главам Мф. у Мр. 13 , в общем имеет тот же план и то же содержание, с некоторыми деталями, имеющими практически-увещательное значение: в частности о гонениях и помощи Духа Св. (11–13), с общим увещательным выводом: «бодрствуйте» (35–7). В общем тоже и Лк. 21, 5–36 , с особенным ударением на гонениях и помощи Божией в них: 12–19. К Евангельскому Апокалипсису некоторые частные черты присоединяются отдельными текстами апостольских посланий. Сюда относятся, прежде всего, 2Фес. 2, 3–12 , о беззаконнике, как личном явлении богоборства и антихристианства, о наличии в «последние времена», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

3–4. Псалмопевец не боится суда Божия и уверен в своём оправдании пред ним, потому что по внутреннему свидетельству своей совести, он сохранил себя чистым от соблазна, даже в словах не отступал от истины и всегда поступал по заповедям Божиим, никогда не следуя путям (ср. Пс.1:1:6 ), т. е. примеру злобы и насилия своего гонителя. – Испытания (ср. Пс.65:10–12 ), посещения ( Пс.8:5; 88:33 ) и искушения ( Быт.22:1 ; Мф.6:13 ) от Господа – различные превратности в жизни Давида, в которых он, постоянно представляя пред собою Господа ( Пс.15:8 ), видел особенный Промысл Божий, испытующий его веру и благочестие. Посещения ночью – испытания неожиданные (ср. 2Петр.3:10 ; Лк.12:38–40 ), испытания различными несчастьями ( Ин.9:40; 11:10 ср. Пс.4:7 ). Господь разнообразно испытывал сердце Давида, то успехами и радостями, возвысив его из пастушеской доли к высокому положению славного героя, царедворца и зятя царского, то неожиданно последовавшими затем неприятностями и опасностями со стороны Саула, и искусил его, собственно: «переплавил» (потому в слав. вм. второго искусила, следовало бы сказать разжеглъ м как в серб. Псалт. 1544 у Амфилохия; ср. Пс.65:10 ), как серебро в горниле, бедствиями открытого преследования, когда он должен был страдать в борьбе между естественными движениями человеческого чувства и сознанием нравственного долга и требований закона Божия (напр. в то время, когда ему представлялся случай убить своего гонителя и присвоить себе его царскую власть). Но Давид с торжеством вышел из всех этих испытаний, сохранив сердце свое чистым от увлечения гордостью и тщеславием в счастии, и от уныния и малодушия в несчастии, всегда оставался честен и искренен в словах и действиях, и не поддавался чувствам зависти и честолюбия, или порывам гнева и мщения своему врагу, даже и тогда, когда, казалось, Сам Господь предавал его в руки ему; но воздавал добром за зло, поступая по требованиям закона Божия, понимаемого им в духе совершеннейшей любви. Такою честностью, кротостью и незлобием в отношении к своему гонителю он прообразовал Христа Спасителя, который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим не злословил взаимно и страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному ( 1Петр.2:22–23 ; ср. Евсевий Памф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2540. См. об этом: epist. 7. 2541. Ср.: Рим. 8. 15. 2542. Ср.: 1Ин.4. 18. 2543. См.: Рим. 13. 10. 2544. См.: Рим. 13. 9. 2545. Ср.: Гал. 4. 5. 2546. Ср.: Рим. 2. 15. 2547. Ср.: Иез. 18. 23. 2548. Ср.: epist. 19. 1 и 21. 8, а также: interp. lob. 3. 5. 12, exam. 6. 3. 15. 2549. См.: Isaac 2. 4. Ср. у Плотина (cnn. 2.4. 7. 8d). 2550. Ср. у Цицерона, orat. 1. 42: philosophorum greges; tusc. 1. 55: plebei philosophi. 2551. Ср. y Платона, Phaedr. 245ë «Всякая душа бессмертна. Ведь вечно–движушееся бессмертно… Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется» (пер. А. Н. Егунова, цит. по изд.: Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993). Ср. также у Цицерона (somn. 8. 27). 2552. Ср. у Аристотеля (hist. anim. 2. 412а). 2553. Третья и Четвертая книги Ездры не входят в число канонических книг, однако многие св. отцы ссылаются на них как на канонические. 2554. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2555. Ср.: 2Кор. 4. 18. 2556. Ср Пс. 72. 28. 2557. См. Деян. 17. 28 2558. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2559. Ср.: Рим. 8. 20. 2560. Ср.: Jacob 1. 6. 2; exam. 6. 2. 8; у Оригена (in Rom. 7. 4). 2561. См.: Флн. 2. 7–8. 2562. См.: Рим 8. 23. 2563. Ср.: Пс. 101. 27, 2Петр. 3. 10. 2564. См.: Рим. 8. 21. 2565. См. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2566. См.: Рим. 8. 18. 2567. Ср.: Рим. 12. 5;1Кор. 12. 12. 2568. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2569. См.: Рим. 8. 13. 2570. Ср.: Рим. 8. 14. 2571. См.: Рим. 8. 17. 2572. Ср.: Рим. 8. 18. 2573. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2574. Ср. Мф. 25. 35–36. 2575. Ср.: Рим. 13. 14 Ср.: Мф. 25. 35–36. 2576. Ср.: у Оригена (in Rom., 7. 5). 2577. Ср.: fid. 5. 13. 154–15. 183. 2578. Ср.: у Оригена (in Rom. 7. 5). 2579. См.: 1Кор. 12. 28. 2580. См.: Ин. 1. 12. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 5). 2581. Ср.:Лк. 2. 28. 2582. Ср.: Лк. 1. 67–79. 2583. Ср.: Ин. 1. 29–36. 2584. Ср.: Ин. 19. 38; Лк. 23. 50. 2585. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 5). 2586. Ср.: Рим. 8. 23. 2587. Ср.: Исх. 33. 20, 23.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

И будет в тот день, не станет света ( Ам.8:9 ): драгоценности неба, светила ( Иов.31:26 ) утратят свою цену, свое сияние ( Ис.13:10 ; Иез.32:7 и пр.) или, может быть, даже истлеют ( 2Петр.3:10:12 ). День этот будет единственный ведомый только Господу, который один знает род и время его наступления: будет то время ни день, ни ночь. В вечернее же время, вместо ночи, явится свет ( Nc. CXI, 4 : Uc. LX, 1–3; XXX, 26 ). При создании мира, мрак хаоса уступил место свету, который с того времени разделил с ним владычество над миром 107 . Таким образом дело Бога света окажется превосходным по пророческому Его объявлению. ( Быт.1:31 ). Но это совершенное состояние всей природы явится не прежде, чем совершится великий переворот, в продолжение которого тьма, по видимому, будет иметь верх над светом, и свет одержит победу над нею только постепенно, после некоторого времени, перемежающегося мрака и сияния. Между тем, подобными кризисами в природе возвещаются или сопровождаются соответственные им кризисы в истории избранного народа. Его судьбы, казавшиеся столь блистательными и вместе с тем столь прочными (XII, XIII), сделались мрачными и темными, как древний хаос (XIV, 1:2); они улучшатся только медленно и будут иметь свои сумерки; но наконец они будут ничем иным, как славой и благополучием без всякого возврата к бедствиям – 6, 7. И будет в тот день, когда раздвоится гора Елеонская, живыя воды, о которых говорили уже древние пророки, потекут из Иерусалима, и будет течь половина их к морю восточному (мертвому) и половина к морю западному (Средиземному); летом и зимой так будет; эти воды будут постоянны, как будет постоянен свет. Сухая местность святого города будет с той поры обильно орошена ( Иоил.3:18 ) и воды мертвого моря, по крайней мере отчасти, сделаются здоровыми ( Ueз. XLVII ). Но эти живые воды предполагают восстановление всей природы; лето будет менее жарко, чем лето настоящей эпохи и времена года будут лучше уравновешены; источники не будут более иссыхать от раскаленного ветра пустыни; и песчаные равнины будут прорезаны ручьями, которые сделают их плодоносными. ( Ис.41:8; 30:25 ; Иез.34:26 и пр.). Между тем Бог, который утолил таким образом жажду природы, не оставит бессмертных душ вздыхающими напрасно о божественной воде, которая одна может утолить их жажду: Святой Дух будет непрерывно изливаться ( Ис.58:11 ) из средоточия Богоправления и жилища Иеговы на всю землю, которая обратится к Спасителю ( Ис.44:3; 41:17 ; Ин.12:37–39 ; Пс.38:6 ). И по мере того, как эти духовные воды будут разливаться от народа к народу до конца земли (которую предъизображает во всей этой главе Иудея), Господь будет царем над всею землею ( Nc.XLVIII; LXXI ); и в тот день Господь будет признан всеми за единаго истинного Бога, и имя Его будет едино чтимо (IX, 10; XIII, 2; Uc. 11; XXI, 28, 29 ; Дан. 11, 35, 44 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

β. Свойство агнца. Агнец, который служил залогом избавления евреев от тяжкого рабства иноплеменных, был следующих свойств: он должен был быть совершен, 12:5. Итак он был образ Агнца непорочна и пречиста Христа. Петр. 1:20, в Коем, как в совершенном Боге и в совершенном человеке живет всяко исполнение Божества телесне Кол. 2:9 , Который не только все совершенства сосредоточил в Самом Себе; но единым приношением совершил есть во веки всех освящаемых. Евр.10:14 . Агнец ветхого Завета был мужеск пол; агнец нового Завета был так же муж от Давида, по предречению пророческому ( Иер.32:17 .) первый был непорочен, и последний был преподобен, незлобив, безсквернен Евр.7:26 , неведевший греха, 2Кор.5:21 . Первый был единолетен: бытие последнего не измеряется ни временем, ни вечностию, представляет единое бесконечное лето. Пред ним един день, яко тысяща лет 10 тысяча лет, яко день един, 2Петр.3 . γ. Некоторые действия относительно 1) самого агнца. Агнца ветхого Завета должно было заклать к концу уже дня, к вечеру 12:7. Агнец нового Завета послан был с небесе для заклания Себя за грехи мира, егда прииде кончина лета Гал.4:4 . Первый непременно должен был пройти чрез огонь Исх.12:9 , последний, быв искушен по всяческим, прошел смертоносный огнь страданий, и разжен будучи огнем любви к человеку, принес собою всеродную жертву. Как первому так и последнему кость не была сокрушена. Кости не сокрушите от него. Исх.12:10 . 2 . Относительно совершивших пасху. Ядущие агнца должны были 1) иметь на себе знаки готовности к пути: чресла ваша да будут препоясана, а сапози ваши на ногах ваших, и жезлы в руках ваших 12:11. Дабы принесение жертвы Иисус Христовой вменилось нам во спасение, мы должны препоясать чресла наша истиною, оболасиеся в броня правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира (для праведного хождения в путях Его) над всеми же восприять щит веры, в нем же возможем вся стрелы лукавого разженные угасите. Еф.6:14:2 ) должны были обрезаться. Всяк необрезанный да не ясть от нея.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Еще берет он следующее изречение: свет во тме светится и тьма его не объят ( Ин.1:5 ); потому что, говорит, тьма прогоняла свет, когда злые Архонты стали преследовать и воевать с божеством. Если же подвергшийся нападению свет прогоняется тьмою, значит тьма могущественнее света; поскольку свет бежит от лица тьмы и не может устоять, чтобы быть видимым, по причине большего могущества тьмы. Но на самом деле бывает не так. Ибо не свет бежит от тьмы, но свет во тьме светится и тьма его не объят ( Ин.1:5 ). Если же тьма не объяла света, то это много отличается от мысли Манеса, который говорит, что не только объяла, но и похитила у него всеоружие. Почему же то, что по его словам, похитило всеоружие, никаким образом не объяло света? И каким образом свет прогоняемый может самопроизвольно светить во тьме? Когда умы людей помрачились от нечистоты греховной, Бог прежде всего послал закон, просвещая их как бы светящий светильник, как говорит Петр в послании: внимающе пророческому слову, яко же светилу сияющу в темном месте, Дóндеже денница возсияет, и день озарит в сердцах ваших ( 2Петр. 1:19 ). Отсюда свет во тьме светится, – закон данный рукою ходатая ( Гал.3:19 ) через верного служителя Божия Моисея. И во первых, с самых давних времен существовал свет, светивший на подобие искры в законе естественном; созерцая этот свет Энох благоугодил Господу; руководимый им Авель благоугодил Господу; при помощи его познавши путь. Ной обрел благодать перед Богом; через него верова Авраам Богови, и вменися ему в правду ( Рим.4:3 ). Потом свет, расходясь от незначительной искры, увеличился до блеска светила сияющаго в темном месте, то есть свет во тьме светится – заповедь Божия и мысль, сообразная с благостью, светящие в сердце верующих среди нечистой мысли о злых и худых делах, существующих в людях, идолопоклонстве, богохульстве, убийствах, прелюбодеянии и тому подобном. После сего явилось великое светило, свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир. В мире бе и мир тем бысть и мир его не позна. Во своя прииде и свои его не прияша. Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти. ( Ин.1:9–12 ). Видишь ли, в какой тьме светится свет и как тьма не объяла его? Именно: добро всегда посылается Богом уму людей и светя в мире не побеждается грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Духовни дарове (дарове на Св. Дух). Когато Христовата Църква се раждала, Бог излял Своя Свети Дух над свв. апостоли и техните следовници, давайки им духовните дарове, необходими за да се изгради Църквата и за да служат един другиму. Сред конкретните духовни дарове, споменати в Новия Завет, са апостолството, пророчестването, благовестителството, пастирството, учителството, изцелителството, мъдростта, дарбата на езиците и т. н. Всички тези и други дарове са признати от Православната Църква, като нуждата от тях се променя според епохата и условията, в които живее Църквата. Даровете на Св. Дух са най-ясно изявени в богослужебния и тайнствен живот на Църквата. Духовник – свещеник, извършващ св. тайнство покаяние, приемайки изповедта. Задължен да пази тайната на изповедта под страх от лишение от духовен сан. Душа човешка – безсмъртият образ на Бога, заключен в човека. Човекът е създаден чрез единението на тялото и душата (духа): след като сътворил първия човек Адам от пръстта, Бог му вдъхнал дихание на живот, т.е. душа, същество духовно и безсмъртно (Бит. 1:26–27). След смъртта на човека, духът му ще се върне към Бога, Който му я е дал ( Екл. 12:7 ). В Библията думата «душа» най-често означава живот, свойства на живото създание, жизнената сила, с чието отделяне живото същество (както животното, така и човекът) умира, но по отношение на човека означава понякога свойствата на неговия дух, който не трябва да убиваме (Мат 10:28). Понякога «душа» обозначава свойство на характера и състояние на духа ( Деян. 4:32 ) или просто личност, човек ( Иез. 27:13 , Деян. 2:41 , Откр. 18:13 ). Душата често е синоним на понятията дух ( Екл. 12:7 ; Лук. 1:46–47 ), сърце ( Пс. 18:8–9 ; 2Петр. 1:19 ; Еф. 1:18 ), живот ( Пс. 25:9 ; Пс. 87:4 ), цялото същество на човека ( Пс. 34:9–10 ), аз, т.е. човек ( Пс. 129:5 ). Но понякога душата е различна както от сърцето ( Втор 4:29 ; Втор 6:5 ), така и от духа ( 1Сол 5:23 ; Евр 4:12 ). В Св. Писание душата изразява човешки емоции като успокоение ( Пс. 22:4 ), укрепление ( Пс. 18:8 ), радост ( Пс. 34:9 ), мъжество (Съд. 5:21), подкрепа ( 1Цар. 14:7 ), скръб ( 1Цар. 1:10–15 ; Иов 30:25 ), печал (Мат. 26:38), мъка ( Иов 7:11 ), потрисане ( Пс. 6:4 ), униние ( Пс. 41:6:12 ), депресия ( Плач 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Но ведением Божиим обнимаются и все эти, неведомые нам, причины, а потому бывают предусмотрены и все неожиданные, представляющиеся случайными, обстоятельства. Огнь, град, снег, голоть (туман), дух бурен, по словам Псалмопевца, являются творящими слово Его ( Пс. 148, 8 ), т. е. не случайно идут теми или другими путями, а предопределяемыми Богом. При самом миротворении они предназначены служить целям божественного правосудия: огнь и град, и глад и смерть, вся сия создана быша на месть (Сир. 39, 36). Карательные молнии, будто бы случайно поражающие человека, на самом деле, по образному выражению Писания, суть стрелы, которые гнев Божий рассыпает на нечестивцев ( Пс. 17, 15 ; Прем. 5, 21 ). Знает Бог и все будущее случайное в мире нравственном, все действия свободы человека. Сам Бог говорит пр. Иеремии: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя (Иер, 1, 5; ср. Гал. 1, 15 ). Псалмопевец исповедует: Господи, Ты разумел ecu помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты ecu изследовал, и вся пути моя провидел ecu ( Пс. 138, 2–3 ). Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книге Твоей ecu напишутся (16 ст.). На предведение будущих случайных событий указывается в Писании как на один из отличительных признаков истинного Бога: возвестите нам грядущее напоследок, говорится у пр. Исаии в обращении к ложным богам, и увемы, яко бози есте ( Ис. 41, 23 ). Бытие в истинном Боге такого предведения доказывают и многочисленные, содержащиеся в слове Божием, предсказания будущих случайных действий свободы человеческой; многие из них были изрекаемы за 100, за 500, 700 и даже за 1000 лет и оправдывались событиями, иные же исполняются на наших глазах, напр., предсказания Спасителя о распространении евангелия ( Мф. 24, 14 ), судьбе иудейства ( Лук. 21, 24 ) и др.; точность, с какою исполнялись в прошедшем, и исполняются ныне пророчества, свидетельствует, что столь же истинны и верны предсказания, относящиеся еще к будущим временам, напр., об обращении иудейства ко Христу ( Рим. 11, 25–26 ), явлении антихриста ( Иоан. 5, 43 ; 2Сол. 3–12 и др.), непоколебимом существовании церкви ( Мф. 16, 18 ), кончине мира ( Мф. 24, 29 ; 2Петр. 5, 1–12 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010