Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1. Стояние Обычай стоять при богослужении был соблюдаем в ветхозаветной Церкви. Так святая Анна, мать пророка Самуила, когда была неплодна, перед Скинию свидания, стоя молила Господа о даровании ей чада ( 1Цар.1:26 ). О богослужении при освящении храма Соломонова говорится, что левиты и поющие возглашали перед алтарем стоя ( 2Пар.5:12 . слич. 1Ездр.3:10 ). В царствование благочестивого Иосафата, по случаю вторжения в пределы Иудейского царства Моавитян, Аммонитян и Амалекитян, царь и народ собрались в храм молить Бога о помощи против неприятелей, и молились стоя – «и стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором. И все Иудеи стояли пред лицом Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» ( 2Пар.20:5, 13 ). Не во время только молитвы стояли, но также чтение и изъяснение закона Иудеи имели обычай слушать стоя. Так, при Ездре, левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. ( Неем.8:7 ). Ветхозаветный обычай стоять при богослужении удержался в христианской Церкви не без воли Господа Иисуса Христа, ибо в своих наставлениях о молитве Он сам сказал – «и когда стоите на молитве» ( Марк.11,25 ), и сими словами, если не предписал, то одобрил стояние на молитве. Святой Иоанн Богослов видел, что в самой Церкви Небесной, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, колен и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем...», и что «самые Ангелы стояли вокруг престола» ( Откр. 7:9, 11 ). В том же положении видели небожителей пророки Исаия, Михей, Даниил ( Ис.6:2 , 3Цар. 23:19 , Дан.7:10 ). Тертуллиан (писатель II века от рождества Христова), осуждает в подражании язычникам тех, которые во время молитвы не стоят, а сидят 1 . Но во время чтения Апостола и ветхозаветных книг, во время пастырских поучений, а в египетских монастырях, по свидетельству Кассиана, и при пении псалмов, дозволяемо было сидеть на местах 2 . Впрочем, несомненно, что обычай садиться во время чтений и поучений не был и в древности всеобщим. Блаженный Августин (живший в V веке нашей эры) обличает тех, которые без нужды сидят в храме во время чтений и поучений. Вот его слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Господь исцелил их» ( Ис.6:10 ). Это – крайняя неблагодарность, бесподобное безумие и вместе глубочайшее нравственное падение народа иудейского! Такое состояние народа Божия достойно строжайшего суда Божия, а ужасная участь его в будущем невольно вызывает сердечное сокрушение о нем в душе пророка, непоколебимо уверенного в исполнении будущих судеб Божиих. 4. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. (Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии, остависте Господа и разгневасте святаго Израилева, отвратитеся вспять). Народ еврейский, по избранию и назначению был народом «святым» ( Исх.19:5 ; Иер.2:3 ), по происхождению он был племенем благословенным, по своему образованию он был богопросвещенным. Но, увы! – к глубочайшему прискорбью, которым так живо и сильно проникается сам Пророк, «святой» народ стал грешным, а потому проклятым и наконец –погибельным!... Его гибель нравственная неотразимо совершается, а государственная (политическая) за нею не замедлит и не минет. Причина погибели иудеев – в их собственном злонравии и страстном своеволии: грех – свойство их сердца, беззаконие – качество воли, злодейство – постоянное занятие. Родоначальник народа, Авраам был образцом веры и верности, примером честности и добродетели и через то приобрёл благословение Божие не только для своего потомства, но и для всего человечества ( Быт.12:2–3 ) А «сыны Авраама» своевольно отвратились от своего Бога – Отца и «пошли назад», возвратились к тому нелепому идолопоклонству и нечестию, какое было в Уре Халдейском, откуда с самоотверженной решимостью некогда удалился Авраам. «С того времени, как Соломон, в конце своего царствования, склонился к идолослужению, оно до времени пр. Исаии не прекращалось вполне и существовало прочно. Два преобразования имели целью положить ему конец: одно, начатое царем Ассою и оконченное царем Иосафатом ( 2Пар.14–15, 17, 19 ), другое, совершенное Иоасом, при жизни его спасителя и воспитателя, первосвященника Иодая ( 2Пар.24 ); но первое не могло искоренить его совершенно, а произведенное Иоасом, как скоро умер Иодай, возвратилось опять и еще в более ужасном виде. Посему укоризненное изречение пророка «оставили Господа» имеет свое глубокое и твердое историческое значение» (Дэлич). Но сколь велико преступление народа, столь же строго будет и наказание его: вместо праотеческого благословения, которое почивало на нем премногие годы, теперь отяготеет на нем проклятие, со всеми его ужасными последствиями ( Втор.30:17–18; 31:16–18; 32:20–25 ). 5. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. (Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Жестокое поголовное истребление Ииуем не только всех родственников дома Ахава, но и всех приближенных к нему частью находит объяснение в том общем, доселе удержавшемся, обычае Востока, что узурпатор трона беспощадно истребляет все мужское поколение низвергнутого царского дома (ср. Суд.9:1 и далее; 4Цар.11:1 ): 70 сыновей Ахава (ст. 1, 6) были именно все мужское потомство Ахава со включением внуков и проч. В Израильском же царстве, при частых революциях, подобные кровавые расправы были не редкостью. Однако чудовищная кровожадность Ииуя (ст. 8) и лицемерная попытка его отклонить от себя убийство членов царского дома (ст. 9) показывают, что многое в данном случае зависело от личных качеств Ииуя, его природной суровости, жестокости. Этими качествами Ииуя объясняется рассчитаность его действий, по которой он не решается прямо напасть на Самарию, но прежде запугивает старейшин и воспитателей (евр. оменим – «дядьки», ср. 2Пар.11:23 ) царских детей угрожающе-саркастическим письмом (ст. 2–3), затем следующим письмом (ст. 6) требует от начальников и воспитателей собственноручного убийства членов дома Ахава, принесения голов убитых – обычных на Востоке трофеев ( 1Цар.17:54 ; 2Мак.15:30 ). Когда это было исполнено, Ииуй нашел нужным очиститься пред народом снятием с себя убийства родственников царя и вместе расположить народ к полному переходу на сторону Ииуя указанием на то, что падение дома Ахава есть исполнение грозного приговора Божия ( 3Цар.21:19 и д.); после чего совершил ещё ряд убийств (ст. 11) из доверенных лиц Иорама. 4Цар.10:12 .  И встал, и пошел, и пришел в Самарию. Находясь на пути при Беф-Екеде пастушеском, 4Цар.10:13 .  встретил Ииуй братьев Охозии, царя Иудейского, и сказал: кто вы? Они сказали: мы братья Охозии, идем узнать о здоровье сыновей царя и сыновей государыни. 4Цар.10:14 .  И сказал он: возьмите их живых. И взяли их живых, и закололи их – сорок два человека, при колодезе Беф-Екеда, и не осталось из них ни одного. Теперь Ииуй беспрепятственно направляется в Самарию. Но на дороге туда в некоторой местности Беф-Екед (у LXX-mu: Βαιβακαθ, Vulg.: camera pastorum, ср. Onomast, 203), называемой пастушеским (вероятно, от бывших здесь загонов для скота), – совершил еще убийство 42 родственников Охозии иудейского (ср. 2Пар.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

– Выслушай слово Господне: Вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сегодня, в Вавилон; ничего не останется. Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут и будут они евнухами во дворце царя вавилонского. – Благо слово Господне, которое ты изрек, – со смирением отвечал раскаявшийся Езекия, молясь в то же время, чтобы мир и благосостояние сопровождали хотя бы только дни его ( 4Цар.20:13–19 ; 2Пар.32:31 ; Ис.39 ). Господь не отринул молитвы погрешившего царя: в мире «почил Езекия с отцами своими» ( 4Цар.20:21 ) и был похоронен со всевозможными почестями, при стечении множества иудеев, над гробницами сынов Давидовых в Иерусалиме 3050 ( 2Пар.32:33 ). Вскоре окончил дни свои и великий пророк святой Исаия: по преданию иудейскому, принимаемому Тертуллианом , Лактанцием и блаженным Иеронимом, святой Исаия скончался мученически, перепиленный пилою 3051 при преемнике Езекии Манассии. Если, как говорит святой Кирилл Иерусалимский , «не одному из пророков не был Христос неведом», то о пророке Исаии это должно сказать в особенности. Книга его содержит предсказания о Христе-Спасителе столь полные и ясные, что по справедливости устами отцов церкви святому Исаии усвоено наименование «Ветхозаветного евангелиста». У этого великого ветхозаветного пророка находим подробно начертанный образ Грядущего Мессии. Предваренный пришествием Предтечи ( Ис. 40:3 ) Мессия, происходя по человечеству от рода Иессеева ( Ис. 11:1 ), родится от безмужней Девы ( Ис. 7:14 ) и будет преисполнен Даров Святого Духа ( Ис. 11:2 ) и носить имена, с несомненностью указующие на Его Божеское достоинство ( Ис. 9:6 ). Смиренный и кроткий Раб Божий, возлюбленный Господом и призванный Им для возвещения народам истины, Мессия «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», проявляя в то же время великую силу в водворении на земле своего царства ( Ис. 9:1–4 ), которое явится царством правды и мира и боговедения, – «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут жить вместе, и малое дитя будет водить их, и корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и малое дитя будет водить их, и лев, как вол, будет есть солому, и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою в гнездо змеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На другой день они с раннего утра пошли в пустыню Фекойскую. Царь убеждал народ возложить надежду на Господа и верить Его пророку, потом, с общего согласия, впереди всего войска велел итти псалмопевцам, которые воспевали вечную благость и милость Господню. В эту самую пору в неприятельских войсках произошло междоусобие: Аммонитяне и Моавитяне напали на обитателей горы Сеира и истребили их, а потом обратили оружие друг на друга. Теперь, когда Иудеи приблизились к месту, которое занимали неприятельские войска, они увидали по пустыне одни трупы. Три дня собирали они добычу, которая была в таком множестве, что не в состоянии были всего забрать с собою. Этот поход заключен был благодарственным торжеством в Иерусалиме. Какой-то страх распространился во всех царствах, где только слышали, как Господь поразил врагов Израилевых: и царство Иосафатово наслаждалось после того глубоким миром. 5. Иорам, сын Иосафата – Иорам, царь Израильский 4Цар. 8:16 Еще Иосафат был жив, когда сын его Иорам, уже пять лет бывший наместником при отце, вступил в управление царством Иудейским. Это было в пятом году Иорама, сына Ахавова, царя Израильского. 4Цар. 8:18–19 ; 2Пар. 21:2–4, 6, 7 Иезавель еще продолжала поддерживать нечестие в царстве Израильском 130 ; и дочь ея Гофолия, бывшая в супружестве за Иорамом, сыном Иосафата, конечно, имела сильное влияние на своего мужа, когда он, не взирая на пример отца, охотнее следовал нечестивым обычаям Ахавова дома. Начало своего царствования Иорам ознаменовал самым безчеловечным поступком: он убил шестерых братьев, которые, вместе с богатыми дарами, получили было от отца своего, Иосафата, в удел укрепленные города. И если Господь не предал его со всем домом совершенному истреблению, то единственно ради данного обетования, что потомки Давидовы всегда будут восседать на престоле Иерусалимском.. 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8– 20 Между тем Господь давал ему чувствовать гнев Свой. Идумеи отложились от него и поставили над собою царя. Хотя Иорам и ходил на них войною, и одержал над ними победу, но не возвратил их к покорности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

549 Cic. De off. I, 88, 136: Sed ut ad urendum et secandum, sic ad hoc genus castigandi varo invitique veniemus etc. 557 Фраз: Quaedam autem Hircani Tobiae viri sancti eaque demonstravit. Argenti talenta guadraginta erant, auri vero ducenta. – y Krabinger’a не имеется. 561 Св. Амвросий, очевидно, имеет в виду 35 главу (и отчасти 34) 2-й книги Паралипоменон, где сначала говорится о том, как царь Иосия уничтожил идолопоклонство и установил истинное богопочтение, отпраздновавши, между прочим, по закону Пасху, а потом непосредственно за этим рассказом идет речь о том, как царь Египетский Нехао пошел на войну к Кархемису на Ефрате. Навстречу ему вышел Иосия. «И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе царь иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя» ( 2Пар.35:21 ). Как видно отсюда, текст этой главы Паралипоменон не давал св. Амвросию права на то сближение двух указанных фактов, которое сделал он. 562 Ср. 2Пар.35:18–19 : И не была совершаема такая Пасха у Израиля от дней Самуила пророка; и из всех царей израилевых ни один не совершал такой Пасхи, какую совершил Иосия, и священники, и левиты, и все иудеи, и израильтяне, там находившиеся, и жители Иерусалима. В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия Пасха. 563 Exquisivit me – у св. Амвросия не согласуется ни с греческим κατφαγε, ни с вульгатовским comedit, ни еврейским. 564 В русском переводе глагол стоит в настоящем времени «снедает», что отлично от греческого κατφαγε; потому и амвросиевское comedit лучше, кажется, будет перевести прошедшим временем. 565 Текст св. Амвросия следует тексту греческому. Πνε δατα π σων γγεων, κα π σν φρετων πηγς – (ср. только πηγς с puteorum) – и отличается от Вульгаты, текст которой согласен с текстом еврейским, переданным в русской библии так: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 566 В греческом тексте и Вульгате здесь стоит, как и у св. Амвросия, единственное число, в русской же библии множественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010