Из обрядов жертвоприношений ветхозаветных можно производить начало некоторых установлений христианских. По подобию ветхозаветного возложения рук на голову жертвенного животного, чрез которое человек очищался от своих грехов, православный духовник возлагает свою руку и епитрахиль на голову исповедавшего пред ним грехи свои. Некоторые из жертв ветхозаветных возносимы были на руках жертвователя или священника: так дары бескровной жертвы православный священник возносит горе при словах: «Твоя от Твоих Тебе приносяще», и пр. По примеру общего участия в ветхозаветной жертве благодарения, в древней христианской Церкви после Евхаристии устроились вечери любви, или общие трапезы, и проч. Молитвы и другие священнодействия ветхозаветного общественного Богослужения В состав общественного Богослужения ветхого завета, кроме жертвоприношений, входили молитвы и чтение закона Божия. Священник произносил молитвы, а стоявший народ подтверждал благоговейным восклицанием: аминь ( Неем.8:6 . 2Мак.1:28–30 ). В торжественные дни, и особенно, когда много народа собиралось к Богослужению, закон Божий был читаем и объясняем священниками и левитами, по заповеди Моисея. По внушению Божию, он написал все слова закона в книгу и отдал его священникам, сынам Левииным и всем старейшинам Израиля, и завещал им: «Когда весь Израиль придет явиться пред лицо Иеговы, читай закон пред всем Израилем в слух его. Собери народ, мужей и жен, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали, и чтобы учились, и боялись Бога, и старались исполнять все слова закона. Тогда и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Бога во все дни, пока поживут на земле» ( Втор.31:9–13 . Неем.13, 9:3 ). Жертвы, молитвы и чтение закона Божия сопровождались светом светильников ( Исх.27:20–21 ), каждением ( Исх.30:7–9 ), пением и звуком священных труб ( 1Пар.15:16–28 ), поклонениями молящихся (Нем.8:6). Богослужение оканчивалось благословением народа от священника или первосвященника, заключавшим в себе троекратное призывание Господа, чтобы Он хранил народ, благоволил к нему и миловал его ( Чис.6:22–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пс.113:26 (Зигабен), но души умерших праведных людей после воскресения Христова, как видно из новозаветного откровения, славят Бога: Откр.5:8–9 , и имеют способность за нас ходатайствовать пред Богом: 2Мак.15:12 . Пс.107:13 . «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна». Объясн. В этих словах псалма Давида говорится о суетности спасения и защиты со стороны живущих на земле обыкновенных людей: Пс.107:13 , и со стороны сильных мира сего «князей»: Пс.117:9 . При молитвенном обращении ко святым мы веруем, что они оказывают нам помощь силой Божественной, так как они близки к Господу. Недоумевающим относительно того, как могут ходатайствовать мёртвые люди, можно ответить указанием на то, что у Господа «все люди живы»; Лк.20:28 ; Рим.14:8 . Притом умершие праведники находятся непосредственно пред Господом, и потому им на небе даже удобнее молиться и ходатайствовать о ближних, чем на земле: 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ; Откр.5:8:8:4 . Пс.117:8–9 . «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Объяснение. Здесь осуждается надеющийся на человека лишь в том случае, когда этот надеющийся, как сказано у пророка Иеремии: Иер.17:5 , «плоть делает своей опорой, а сердце удаляется от Господа». Между тем как в молитвах имеется связь всех людей живых и умерших в одно тело, глава которого Христос: Еф.1:22 . Предстоя престолу Божию, святые люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами: Откр.8:3–4 . Пс.145:3 . «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения». Объяснение. Святые апостолы также человеки, но ими действовал Дух Божий; надежда наша и должна быть на Духа Божия и Иисуса Христа, действующих чрез священнослужителей: Деян.20:17:28 . В Писании осуждается предпочтительная надежда на земного грешного человека пред надеждой на Бога: Иер.17:5 , но не осуждается упование на помощь святых в достижении спасения души: Пс.117:15 ; Ин.5:45–46 . Иер.7:16:11:14:14:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Что препятствует призывать к молитве и бестелесных святых? То ли они, царствуя со Христом, не хотят молиться за нас? Или не могут молиться? Или перестали любить нас, или не слышат? А может, просить их о молитве – значит оскорблять Бога и Спасителя нашего? Слово Божие делает все эти вопросы риторическими. Молитвенное предстательство отнюдь не оскорбляет Бога, ибо его установил Он Сам, заповедуя взаимную молитву. Оскорбил ли Христа сотник, когда не сам лично, а через посланных от него старейшин иудейских просил у Него милости ( Лк. 7:3 )? И кем были те старейшины, просящие за него? Кем были друзья, посланные им вместо себя навстречу Христу (6ст)? Посредниками и ходатаями перед Христом. Тем не менее, православные просят святых молиться не вместо нас, а вместе с нами. “После смерти святые уже не принимают участия в земных делах” 405 – полагают протестанты. Какова же причина такого безучастия? Может быть, праведников не интересуют земные события? Это мнение неверно, ибо в “Откровении” нам открыто, что души святых мучеников, убиенных за слово Божие ( Откр. 6:9 ) вопиют, прося у Бога отмщения. Если мученики молят об отмщении своим убийцам, то, без сомнения, ещё более просят милости своим братьям, как об этом молил ангел: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом…? тогда в ответ ангелу… изрёк Господь слова благие, слова утешительные ( Зах. 1:12-13 ). Отрицание этого предположения представляет мучеников аморальными. Откуда протестанты черпают такую уверенность в том, что у святых, пребывающих со Христом, совершенно отсутствует всякий интерес к нашему спасению? Даже отъявленный грешник из притчи о богатом и Лазаре, будучи в муках, молился о спасении братьев своих ( Лк. 16:28 ). Тем более, что баптисты не считают притчу о богаче и Лазаре притчей, а реальностью. 406 Не кощунственно ли делать апостолов и всех святых хуже того грешника? На просьбу о ходатайстве пред Богом за сынов Израилевых Самуил ответил: да не будет этого со мною, чтоб отступить от Господа Бога моего, и не взывать о вас в молитве ( 1Цар. 7:8 ). 407 Итак, не молиться за ближних просто неестественно для праведника. Для него это равносильно отступлению от Бога, не говоря уже о том, что, по слову Самуила, перестать молиться за братьев есть грех перед Господом ( 1Цар. 12:23 ). Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий ( 2Мак. 15:12-14 ). Пророк Варух взывает:  Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля! ( Вар. 3:4 ). 408

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

11 «Да разорится наше все, да погибнет и дело наше, только да соблюдутся нами заповеди Божий, и их ради душа наша», — говорил старец архимандрит Паисий Величковский . 12 …Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (см. Мф. 16:25; 10:39 ; Лк. 9:4; 17:33 ). Кто стремится к жизни вечной, тот должен быть готов безбоязненно пожертвовать своей земной жизнью, когда этого потребует исповедание Христа и Его Евангелия (Библия. Брюссель, 1973. С. 2021). 13 Соломония, мать семерых детей, которых за верность отеческим законам подвергали пытке по приказу Антиоха Епифана в 166 г. до Р. X., обращаясь к самому младшему сыну, говорила: Умоляю тебя, дитя мое… Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть… ( 2Мак. 7:28,29 .) Святая София убеждала дочерей своих Веру, Надежду и Любовь пролить кровь за Христа (ок. † 137). София подавила в себе материнскую привязанность и любовь к своим дочерям и возлюбила их духовно так, что, вопреки материнскому естеству, убеждала смело идти на смерть за веру во Христа, чтобы чрез мученическую кончину обрести вечную жизнь со Христом. Святая мученица Филицата (ок. † 1164) бесстрашно предстала перед префектом Публием, готовая идти на смерть за веру во Христа Спасителя вместе со своими сыновьями. Сама подвергаясь истязаниям и взирая на мучения своих семи сыновей, Филицата желала только, чтобы дети прежде нее вошли в Царство Небесное и не уклонились бы от пути к нему. Святая мать боялась за живых детей, радовалась за умирающих и возвеличилась тем, что семь сыновей прежде нее вошли в Царство Небесное, куда за ними последовала и сама она, восьмая, восприяв с детьми своими мученическую кончину ради имени Господа нашего Иисуса Христа (Житие св. мч. Филицаты, 25 января). 14 Слово прилепится по-еврейски выражено глаголом добак, означающим: поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (см. Втор. 10,20 ; Руфь. 2,8 ; 3Цар. 11:2 ), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность (43. Т. 1. С. 23).

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Блажен, кто сохранил еще знаменованье Обычаев отцов, их темного преданья, Ответствовал слезой на пение псалма; Кто волей оторвав сомнения ума, Святую Библию читает с умиленьем. А.Н. Майков Завет Божий и творение Говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ) Из Библейского повествования о творении узнаем, что все сотворено Господом и все заключено в творческом слове Божием, то есть все состоит в Завете Божием, все признано жить. Материальный и духовный мир как единое целое своим бытием обязан Богу Творцу, Триединому Господу – Отцу, Сыну и Святому духу. Господь сотворил мир из ничего Своей свободной волей и Своим всемогущим творческим словом все призвал от небытия к бытию. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. ( 2Мак.7:28 ; ср. Рим.4:17 ; Евр.11:3 ; Быт.1, 3, 6, 9 ) Бог и тварный мир сущностно различим, однако творение всегда и везде зависимо от Бога. Мир не автономен и не нейтрален по отношению к своему Творцу. Бог Творец поддерживает Своей любовью жизнь Своего творения. Жизнь – это благодатный дар Божий для всех и всему. Бог Творец есть единственный владетель, в полном смысле этого слова, всего творения. Не человек, а Бог является началом, центром и вершиной всего творения: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ). Господь есть Основоположник Завета, в котором любовь, святость, слава и блаженство всего творения являются основными движущими силами жизни мира и человека. Завет Божий и человек «И сказал Бог: сотворим человека…» ( Быт.1:26 …) Земля, человек, вселенная принадлежат друг другу и через Завет Божий составляют единое целое. В Завете Божием человек, как самое совершенное и одухотворенное создание, призван быть живой связью между небом и землей, между Творцом и творением. Начало вечному Завету Божиему было положено при самом сотворении человека в раю. О творении человека в Библии сказано:

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Бог называется Вседержителем потому, что Он все содержит в Своей силе и в Своей воле. Все сотворено Богом и не может существовать без Него: «В начале сотворил Бог небо и землю « ( Быт.1:1 ). «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения мира не нуждался в исходном материале. «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). Побуждением и целью творения является блаженство твари и слава Божия. Бог дает твари «все обиль­но для наслаждения» ( 2Тим.6:17). Ангелы В Символе веры под наименованием невидимых надо понимать невидимый, или духовный мир ангелов. Ангелы – служебные духи, бесплотные, одаренные умом, свободной волей и могуществом. Слово «Ангел (γγελος)» означает «вестник», «по­сланник» и указывает на исполняемое служение. Бог посылает их возве­щать Свою волю . Ангелы изображаются в виде крылатых юношей-воинов, что символизирует их могущество, легкость и быстроту, с которой они исполняют волю Божию. Изображение ангелов в виде пухлых детей с крылышками неканонично и не подтверждается Священным Преданием. Целью бытия Ангелов является достижение совершенства и бла­женства. У каждого из нас есть Ангелы-Хранители. Господь сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». ( Мф.18:10 ). Бытие злых духов Свщ. Писание говорит, что все сотворено «очень хорошо» ( Быт.1:31 ). Но в мире существует зло — состояние воли, отвернувшейся от Бога. Злые существа — бесы — обольщают людей и внушают им ложные мысли и злые желания. Бесы это ангелы , « не сохранившие данной им власти, и оставившие свое жилище; Бог стережет их в вечном мраке в цепях ада для суда великого Дня» ( Иуд.1:6 ). Изначально сотворенные добрыми, бесы из гордости нарушили долг совершенного повиновения Богу, отпали от Него и стали злыми. Главой бесов является диавол, сатана — « человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

В позднейшее время возвышеннейший образец исповедания веры в Бога Творца явила благочестивая мать Маккавеянка. Убеждая во время гонения Антиоха к терпеливому мученичеству за веру отцов одного из сыновей своих, она выразила исповедание этой веры так: Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (τι ξ οκ ντων ποησεν ατ Θες – 2Мак.7:28 ), из ничего т. е. все создано одною силою всемогущества Божия, а не из какого-либо готового начала (οκ ξ ντων, – не из чего либо, как сказано в алекс. списке кн. Маккавеев, в Вульгате ex nihilo – из ничего) 21 . В новом завете во всей силе подтверждается ветхозаветное учение о творении, но с тем восполнением, что показывается участие особенно Сына Божия в деле творения. Так о Боге говорится, что Он называющим несуществующее, как существующее (καλν τ μ ντα ς ντα) т. е. несуществовавшее призывает к бытию ( Рим.4:17 ; сн. Быт.17:5 ). О Сыне Божием еванг. Иоанн учит: Все чрез Него начало быть (πντα т. е. все, что ни существует, следовательно и материя), и без Него ничто не начало быть (усиление и подтверждение прежней мысли), что начало быть ( Ин.1:3 ; сн. Откр.4:11 ). О том же ап. Павел говорит так: Им (Сыном Божиим) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ( Кол.1:16 ; ср. Евр.3:4 ); еще: все из Него, Им и к Нему (τι ξ Ατο κα δι Ατο κα ες Ατν τ πντα – Рим.11:36 ), т. е. все, что не есть Бог , все бытие временное, имеет начало и причину бытия своего не в самом себе, но в Боге, и только в одном Боге, а следовательно напрасно было бы предпочитать что-либо подобное материи существовавшим, или существующим, вне или независимо от Бога. Итак, все существующее вне Бога есть произведете творческого всемогущества Божия. О таком способе происхождения мира, т. е. чрез творение из ничего, сообщает нам только одна откровенная религия, из которой мысль о творении перешла и в т. н. естественные религии, напр. магометанство, а также и в философию. Естественный разум собственными усилиями не дошел до нее, и даже теперь, когда эта истина возвещается человеку с детства и кажется весьма простою и понятною, человек или извращает ее, или же не принимает ее всякий раз как только отрывается от почвы откровения и отдается собственным умозрениям. Собственными силами человек мог лишь возвысится до мысли, что Бог есть вообще Первопричина мира, его Художник или Мирообразователь, но не мог перешагнуть бездны, отделяющей бытие от небытия, иначе – возвысился лишь до идеи мирообразования, но не до идеи чистого творения, впадал и впадая при этом, как показывает история многоразличных систем древней и новой философии, в дуализм, или в пантеизм, а при отвержении бытия Божества – и в материализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В том, что Божественную жизнь следует мыслить не иначе как единой, не сомневается ни один здравомыслящий православный христианин, знакомый с основами Православной веры. Однако в отношении слов автора о тождестве бытия Божеских Лиц нужно выразить возражение. Дело в том, что Божественные Лица отличаются одно от другого именно образами бытия : Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит; Сын вечно рождается от Отца, а Святой Дух вечно исходит от Отца. Вот, что по этому поводу говорил святитель Амфилохий Иконийский : «А различие в Лицах, но не в сущности, ибо Отец, Сын и Святой Дух – имена образа бытия или отношения, а не просто сущности» 6 [т. 2, с.1069]. О творении мира Рассуждая о положении о творении мира из ничего, автор высказывается: « Нельзя сказать, что идея творения из ничего в Священном Писании представлена со всей очевидностью. Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз и притом во второканонической книге: Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего... ( 2Мак.7:28 ). В смысле творения из ничего могут быть поняты и слова ап. Павла, говорящего, что Бог называет несуществующее как существующее (τ μ ντα, ς ντα) ( Рим.4:17 ; ср.: Евр.11:3 )». Думается, что здесь было бы уместным представить и прокомментировать пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть» ( Ин.1:1–3 ). О «распределении» деятельности между Божественными Лицами в деле Творения и Промышления Бог – Един. Действие Отца и Сына и Святого Духа всегда едино. Единство этого действия нельзя понимать таким образом, что оно будто бы складывается или суммируется из трёх самостоятельных действий каждого Божественного Лица. Оно едино в самом точном значении. Между тем, говоря об участии Бога Троицы в деле творения мира, о. О. Давыденков нашёлся отметить «распределение» деятельности между Лицами, хотя (отдаём ему должное) и поставил это слово в кавычки: « “Распределение” деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, Который именно так, а не иначе восхотел создать мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Для индуиста мир порожден Брахманом, или, как говорит одна из песней «Ригведы», «брахман» – это то, из чего мир сделан. Вне Брахмана ничего нет, всё заключено в Брахмане, как в зародыше. Как сказано в «Упанишадах», «Всё есть Брахман и Брахман есть Атман». Цель духовной практики – осознать, что на самом деле наше подлинное «я» тождественно Брахману и поэтому бессмертно и неуничтожимо. Через это преодолевается страх смерти и горести любого рода. Как пишет тот же Шанкарачарья, «Я непоколебим и беспределен, Я есмь Говинда и Я же есмь Шива. Я исполнен радости наивысшей, Я бесконечен, Я нерожденный и бессмертный. Вечен Я и неизменен, бестелесен и неуничтожим, Я есмь Бытие, Сознание, Блаженство. И в Сущности своей Я пребываю вне пяти телесных оболочек». В рамках библейской картины мира такое самоотождествление с абсолютом является грубой ошибкой. Мы призваны к жизни вечной и блаженной и можем её обрести, но для этого должны осознать, что такую жизнь мы не можем иметь сами по себе. Расхождения начинаются уже с представления о творении. Бог Библии не порождает мир из Себя, как океан порождает волны или древо – ветви. Он творит его из ничего. Как во Второй книге Маккавейской ( 2Мак.7:28–29 ) говорит мать, увещевая сына твердо исповедовать веру в Бога перед лицом гонителей, «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». « Материал » , из которого мы сделаны, если можно так образно выразиться, – не абсолют, а ничто. Мир и Бог в Библии принципиально разноприродны. Если проводить аналогии, мы можем сравнить это с различием между Достоевским и Раскольниковым – Достоевский существует на самом деле, в то время как Раскольников – придуманный им литературный персонаж. Он вызван к бытию творческой волей писателя. Достоевский не родил его, а создал. Как Бах создал «Страсти по Матфею» или Джотто свои фрески.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010