Анализ 7-й главы. Еще учитель братьев-мучеников Елеазар был убежден, что бесполезно избегать мучений, потому что рука Божия может постигнуть если не теперь, то по смерти (6:20–27). Верные этим внушениям, братья мужественно шли на мучения. Один уже был замучен, по вере в слова Моисея о высоком призвании иудейского народа (7:1–6). По смерти первого выведен был на мучения второй брат, и при последнем уже издыхании начал говорить: ты, мучитель, лишаешь (πολεις – разрешаешь) нас настоящей жизни, но Царь мира (Бог) воскресит нас, умерших за Его законы, в вечное восстановление жизни (ανιον ναβωσιν ζως). Страдание за выполнение Моисеевых законов награждено будет воскресением для вечной жизни 12:1–3) (9 ст.). За вторым братом также мужественно перенес пытки третий и выразил такое же исповедание. От неба, т. е. от Бога, я получил их – отсеченные телесные члены – и за законы Его не жххлею их (ср. исповедание Иова – Иов. 1:21; 2:10 ) и от Него надеюсь вновь получить их (10–11 стт.). Четвертый брат, высказав надежду на свое воскресение, отказывает в таком же воскресении своему мучителю. Тебе же не будет воскресения в жизнь. По сопоставлению с Дан. 12:1–4 , можно ждать воскресения во осуждение вечное, а по Ис. 26:14 – не ждать воскресения (15–19). Веру и надежду мучеников-детей поддерживала мать их: Творец мира, образовавший 226 людей и уст-рояющий происхождение всех людей (теперь; ср. 22 ст.), опять даст? 227 вам дыхание и жизнь с милостью – в награду за страдание при выполнении Его законов (19–23). Итак, учение Моисея о творении мира и людей и происхождении каждого человека, о Божественном управлении миром и промышлении об иудейском народе привело к ясной и твердой вере в будущее общее телесное воскресение. На основании 2Мак. 7:14, 36 можно думать, что Маккавеи разумеют преимущественно воскресение для жизни, а потому считают его наградой. Они не говорят о воскресении во укоризну и стыд. Анализ 12-й главы. После сражения Иуды Маккавея с Горгием, когда начали убирать трупы павших воинов, нашли у них под хитонами вещи, посвященные иамнийским идолам 228 , ношение коих запрещал иудеям Закон ( Втор. 7:26 ). Это сочтено было причиной смерти воинов. Поэтому все возблагодарили Бога, открывающего сокровенное, т. е. причину смерти 229 . А о грехах умерших начали молиться и послали жертвы в храм (1–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

λιθους Мф.24:2 ; Мк. 13:2 ; Лк. 21:6 ; τν ναν Мф. 26:61; 27:40 и др.; ικα 2Кор. 5:1 ; вообще противополагается οκοδορεν Галат. 2:18 ); метафорически – делать ничтожным, тщетным, недействительным ( Деян. 5:38 ), отменять, уничтожать, упразднять ( τν νμον 2Мак. 2:22 ). Ка τа λσαι ст. 17, – как удостоверяет сопоставление со ст. 19, – обнимает здесь – как собственное поведение Божественного Учителя, так и соответствующее воздействие Его на своих слушателей и учеников. Как в καταλσαι, так и в πληρσαι на первом плане и преимущественно мыслится личное отношение Господа к предписаниям закона, ибо прежде всего именно в действиях Господа смущало его современников мнимое нарушение Им, напр., субботнего покоя, постановления о священной подати и под.; разъяснение же и научение совершались по поводу и в виду соответствующих действий Господа ( Мф. 12:1–14 ; Мк. 1:21–26, 23–28 ; Мф. 17:25; 22:21 ; ср. 23:23 и др.; Иоан. 5:10, 18 : ο μνον λοε τо σββατον, λλ κα πατρα ν λυε τ Θεν...). И впоследствии архидиакона Стефана обвиняли, будто бы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит ( καταλσει) место сие (т. е. храм) и переменит ( λλξει) обычаи, которые предал израильскому народу «Моисей» ( Деян. 6:14 ; ср. 21:21). В действительности Христос «исполнил всякую правду» ( Мф. 3:15 ), добровольно подчиняясь не только всем предписаниям закона ( Гал. 4:4 ), но и тем обычаям, которым следовали его современники; так, Господь принял крещение от Иоанна, которое совершалось Предтечей по особому указанию свыше ( Ин. 1:33 ) и в согласии с древними пророчествами ( Иез. 34:25 ), как символ принятия на себя грехов людей. И те случаи, кои считались, напр., нарушением субботы, в действительности, как объясняет Сам Господь, имели свое оправдание в Писании и вполне соответствовали самой цели и назначению субботнего дня, ибо «достоит в субботы добро творити» ( Мф. 12:12 ), спасать гибнущего человека ( Мк. 3:4 ). Христос в подобных случаях ни мало не нарушал закон, а лишь не считался с теми предрассудками, кои покоились на поверхностном, внешне формальном понимании Божией заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

До Моисея не было св. Писания, св. праотцы научались вере в Бога и спасались по Преданию, т. е. устному научению. Моисей первый записал открытую ему волю Божию в пять книг и, объявив их божественными, положил их в храме, по правую сторону ковчега Божия (Вт. 31: 24–26). Преемник Моисея, Иисус Навин тоже «вписал слова Божии в книгу Закона Божия» (Иис. Нав. 24: 26 ), т. е. присоединил свою книгу откровений к пятикнижию Моисея. Так же поступали и другие, получавшие от Бога откровение, пророки, как, напр., Самуил, который, написав свою книгу, «положил ее пред Господом“ ( 1Цар. 10: 25 ). Окончательно ветхозаветные богодухновенные книги были собраны и заключены в один канон уже после плена Вавилонского, при Эздре и Неемии ( 2Мак. 2: 13 ), как это подтверждается, не только свидетельствами отцев Церкви, но и преданиями Иудеев. Одни только богодухновенные люди, как, напр., пророки, имевшие в себе Духа Божия, могли всенародно объявлять написанную ими книгу священною, т. е. содержащею в себе откровение воли Божией. После Эздры и Неемии прекратились в народе Еврейском богодухновенные мужи, ибо до пришествия Мессии Христа «запечатаны были видение и пророк“ ( Дан. 9: 24 ), прекратилось, поэтому, появление богодухновенных, или канонических книг Ветхого Завета. Благочестивые люди из Еврейского народа писали книги и после Эздры, но эти книги Церковь не считает каноническими, т. е. богодухновенными, и не позволяет читать их в храмах, а предлагает их верующим для чтения по домам, как книги полезные для назидания. Всех канонических книг Ветхого Завета – 22. Новозаветное св. Писание тоже не сразу появилось: Господь наш Иисус Христос ничего не писал, а учил только устно; и из 82 избранных Христом св. Апостолов записали учение и чудеса Христа только 6: свв. Матфей, Марк, Иоанн, Иаков, Петр и Иуда; потом еще оставили после себя писания ап. Павел и св. Лука. Большинство из новозаветных книг писалось совершенно случайно. Так, евангелие Луки написано для его ученика Феофила; евангелие Иоанна и первое его послание написано против еретиков докетов, не признававших действительного воплощения Христа; послание ап. Павла к Галатам написано против иудействующих, желавших навязать христианам обрядовый Моисеев Закон, к Коринфянам – по случаю появления в Коринфской церкви кровосмесника и т. п. Иные послания св. Апостолов представляют собою просто небольшие письма к их ученикам. Не удивительно, поэтому, что многие христианские общины первенствующей Церкви долго вовсе не имели у себя новозаветных Писаний, имели или далеко не все, а только некоторые, и научались вере в Бога и спасались, как говорит живший во 2 веке св. Ириней, еп. Лионский, «без бумаги и чернила, а по Преданию“, или устному учению св. Апостолов и их преемников («Прот. ерес.“ кн. III гл. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

§ 362. Предметы учения По окончании последней брани царства Христова с царством антитихриста и решительной победы Иисуса Христа над диаволом, последует откровение Церкви торжествующей или царства славы. Откровение сие начнется всеобщим воскресением мертвых, кончиной мира, вторым пришествием Христа Спасителя и страшным судом, и совершится осуждением грешников на вечные муки и введением праведников в жизнь вечную. Следовательно, должно сказать: 1) о воскресении мертвых, 2) о кончине мира, 3) о втором пришествии и страшном суде Христовом, 4) о вечных муках грешников, и 5) о вечной жизни праведников или самом царстве славы. 4) О воскресении мертвых § 363. Понятие о воскресении Воскресение мертвых есть то действие всемогущества Божия, которым в последний день мира ( Ин. 6:54 ) тела всех умерших от века людей восстанут из земной персти и вновь соединятся с душами, их некогда одушевлявшими. § 364. Доказательства воскресения Благотворная и утешительная истина всеобщего воскресения находится в теснейшей связи с целым учением христианским, и потому утверждается в священном Писании с особенной силой и раскрывается с особенной ясностью. а) В ветхом завете ее утверждает сам Бог, когда называет себя Богом Авраама, Исаака, Иакова: Бог же несть мертвых, но живых ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 ). Веру в воскресение обнаруживает Авраам, решившийся принести в жертву сына своего именно, по слову Апостола, в той надежде, что и из мертвых воскресити его силен есть Бог ( Евр. 14:17–19 ); ею утешает себя Иов: вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя и воскресити на земли кожу мою, терпящую сия ( Иов. 19:25 ). Ее утверждает пророк Исаия: воскреснут мертвии и востанут иже во гробех (гл. 26:19), а Иезекииль созерцал самое воскресение в видении поля, усеянного сухими костями, кои, по мановению Духа Божия, соединились одна с другой, облеклись плотью, оживились и одушевились духом ( Иез. 37 ). Мать Маккавеев и сыны её поощряют друг друга к подвигу мученическому чаянием воскресения ( 2Мак. 7 ); и вообще в ветхом завете одна только секта саддукеев не разделяла общей веры иудеев в воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Перевод с теми же недостатками, как и в предшествовавших книгах, переведённых с Латинского, напр. 2Мак. 2:9 . величьство ибо премрсти бесдоваше (magnifice enim sapientiam tractabat); 9:8. supra humanum modum переведено: быше обычаи; simplicitas 1 Макк. 2:37. – единачьство, 60. единство (как Прем. 1:1 .); re vera 2Мак. 3:8 . страхомъ; prout 1Мак. 8:25. 27 . 2Мак. 6:2. 15:21 . проко; 2:27. brevitatis causa – вещь. Переводчик, иногда и зная значение Латинского слова, удерживает его без перевода. Напр. arx 1Мак. 1:35 . крпость, 6:18. твердын, но 3:45. 4:2. 41. 6:32. 2Мак. 4:12. 5:5. 15:31–35 . арсе (т.е. не переведено); castra 1Мак. 3:3. 15. 57 . 41. 4:29. острогы, 6:5. войско, но 3:27. 4:6. 13. 19. 23. 5:37. 41. 49. 6:32. 48. равно и 2Мак. 13:15. 19 . кастра; stolam 1Мак. 6:15. 10:21 . 2Мак. 3:15 . мофоръ, 5:2. риза, 1Мак. 14:9 . стола; obsides 1Мак. 8:7. 9:53. 10:6. 9. 11:62. 13:16 . тали, но 1:10. бесесь. По всему видно, что переводчик был тот же самый, который переводил и предшествующие книги с Латинского. Так же, как там, переводится здесь tumultus 1Мак. 9:39 . 2Мак. 3:30. 11:23 . голка; spolium 1Мак. 1:3. 19. 2:10. 3:12. 4:17 . и др. 2Мак. 8:27. 28. 31 . (как и 1Пар. 10:8 . 2Пар. 20:25 . Юдиф. 15:13 Прем. 10:20 .); diligenter 2Мак. 1:31. 8:31 . любезнйше; quia – иже; quippe 2Мак. 9:6. 13:11 . пакы; per manus 1Мак. 1:44 . по рк; per circuitum по крестъ 1Мак. 5:10. 12:27 . Позднее происхождение перевода подтверждается и след. словами и выражениями: 1Мак. 1:13 . нкоторы 4:35. видше своихъ и жидовъ дальство; 5:5. и запрошас него въ стрлинцахъ (in turribus); 6:35. въ пансырхъ колчаты; 12:19. и се пись (rescriptum epistolarum); 26. посла позорщикы в кастра (speculatores); 2Мак. 1:15 . вьтрь папръти фана (intra ambitum fani); 3:19. перси по площадхъ растръзающи; 9:16. и пристощимъ к жертвамъ расходовъ прихо свои въздати (et pertinentes ad sacrificia sumptus de reditibus suis praestaturum), и др. Употребляется нынешний знак вопроса. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Сего ради ветви зеленые, еще же и финики имеюще, песни приношаху Благопоспешившему очистити место Свое» ( 2Мак.10:6–7 ). IV. В 13 день 12 месяца Адара (февраля) иудеи праздновали память победы, одержанной Иудою Маккавеем над Никанором, военачальником сирийским. «Егда увиде Алким лжепервосвященник, яко укрепися Иуда и иже с ним, и позна, яко не может противостояти им, и возвратися к царю Димитрию Селевку и оклевета их лукавне. И посла царь Никанора, единого от начальник своих славных, и ненавидящего и враждующего на Израиля, и повеле ему избити люди. И прииде Никанор во Иерусалим с силою великою, и посла ко Иуде и братии его с лестию словесы мирными, глаголя: прииду с мужи малыми, да вижду лица ваша с миром. И прииде ко Иуде, и поздравляху друг друга мирно: и воини уготовани бяху восхитит Иуду. И познася слово Иуде, яко с лестию прииде к нему: и устрашися от него, и не восхоте ктому видети лица его. И позна Никанор, яко открыся совет его, и изыде в сретение Иуде бранию близ Харфарсарама 74 . И падоша от сущих при Никаноре яко пять тысящ мужей, и бежаша во град Давидов. И по словесех сих взыде Никанор на гору Сион: и изыдоша от иереев от святых, и от старейшин людских поздравити его мирно, и показати ему всесожжение, приносимое за царя. И поругася им, и посмеяся им, и оскверни их, и глагола гордо, простер десницу на церковь . И клятся с яростию, рекий: аще не предастся Иуда и воини его в руки моя ныне, и будет, егда возвращуся в мире, сожгу храм сей: равен с землею сотворю, олтарь раскопаю и капище Дионису воздвигну. И внидоша жерцы, и сташа пред лицем алтаря и храма, и плачуще рекоша: Ты, Господи, избрал еси храм сей, нарещися имени Твоему в нем, да будет храм молитвы и прошения людем Твоим. Сотвори отмщение на человеце сем, и на воех его, и да падут мечем: помяни хуления их, и не даждь им обиталища. И сотвориша воини брань в третийнадесять день месяца Адара, и сотреся ополчение Никанорово, и паде сам первый в брани. И взяша корысти их и плен, и главу Никанорову отсекоша, и десницу его, юже простре гордо, и принесоша, и повесиша противу Иерусалима. И возвеселишася людие зело, и сотвориша день той, день веселия великого. И уставиша праздновати на всяко лето день той третийнадесять месяца Адара. И умолче земля Иудина на дни малы» ( 1Мак.7:25–50 . 2Мак.14:31–36. 15:26–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

—304— избил ослиною челюстью тысячу человек ( Суд.15:15 ), – и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских ( Суд.11:33 ), – и Давиде, который благодаря своей вере поразил Голиафа ( 1Цар.17:4 сл.) – и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян ( 1Цар.7:10 ), – и о других 2888 пророках. Евр.11:33 . Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечем ( Дан.3:27 ), – и совершали правду, разумей посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых ( 3Цар.18:40 , –21:19 и др.) – и получали обетования, Илия, восхищенный на небо ( 4Цар.2:1 сл.), – и заграждали уста львов – Даниил ( Дан.6:22 ). Евр.11:34 . Угашали силы 2889 огня – Анания и его сотоварищи ( Дан.3:23 сл.), – избегали острия меча – те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить, ( Дан.3:1 сл.) также Урия ( Иер.26:29 ), и Илия ( 3Цар.19:3 ) и пророки, – укреплялись от немощи – Езекия царь ( 4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, – были крепки на войне – Авраам, Лот, Моисей, Иисус, – полки, прогоняли чужих – Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. Евр.11:35 . Получали жены из воскресения 2890 мертвецов своих: Силомея 2891 и Сарептянка от Илии и его ученика ( 3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею ( 2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя —305— они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, 2892 веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. Евр.11:36 . Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей ( 4Цар.2:23 ), – темницам и узам, как Иеремия и Михей ( Иер.20:2; 33:1 ; др. 3Цар.22:26–27 ). Евр.11:37 . Были побиваемы камнями – Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13 , ср. 2Пар.24:20 ), – рассекаемы 2893 были, как Захария и Исаия, 2894 – искушаемы 2895 были 2896 разнообразно, как Иов, ( Иов.1:1 сл.) – убийством меча умирали – Михей, Урия, Иоанн ( Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10 ; Мф.14:10 и парал.), – спутались в милостях и козьих кожах, как Илия и Елисей ( 3Цар.10:13, 19 ; 4Цар.2:8, 13:14 ), – терпя недостатки, скорби, озлобления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа ( 1Цар.17:4 ) – и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян ( 1Цар.7:10 ), – и о [других] пророках. Евр.11:33 . Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом ( Дан.3:27 ), – и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых ( 3Цар.18:40, 21:19 ), – и получи ли обетования, Илия, восхищенный на небо ( 4Цар.2:1 ), – и заграждали уста львов – Даниил ( Дан.6:22 ). Евр.11:34 . Угашали силы огня Анания и его сотоварищи ( Дан.3:23 ), – избегали острия меча – те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить ( Дан.3:1 ), также Урия ( Иер.26:29 ), и Илия ( 3Цар.19:3 ) и пророки, – укреплялись от немощи – Езекия царь ( 4Цар.20:1 , Ис.38:1 ) и Елисей, – были крепки на войне – Авраам, Лот, Моисей, Иисус, – полки... прогоняли... чужих – Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. Евр.11:35 . Получали... жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика ( 3Цар.17:17 , 4Цар.4:17 ). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею ( 2Мак.6:1, 7:1 ): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. Евр.11:36 . Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей ( 4Цар.2:23 ), – темницам и узам, как Иеремия и Михей ( Иер.20:2, 33:1 , 3Цар.22:26–27 ). Евр.11:37 . Были побиваемы камнями – Моисей, Навоф (Навуфей) ( 3Цар.21:13 , 2Пар.24:20 ), – разсекаемы были, как Захария и Исаия 4 , – искушаемы были разнообразно, как Иов ( Иов.1:1 ), – убийством меча умирали – Михей, Урия, Иоанн ( Иер.26:23 , 3Цар.19:10 , Мф.14:10 ), – скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей ( 3Цар.19:13, 19 , 4Цар.2:8, 13–14 ), – терпя недостатки, скорби, озлобления. Евр.11:38 . Коих недостоин... был... мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, – в пустыня х скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Итак, на основании сего, предлежащий догмат об очистительном огне должен быть извергнут из Церкви, как приводящий старательных к беспечности и убеждающий их не всеми средствами бороться в настоящей жизни о своем очищении, поскольку, якобы, после смерти ожидается иное очищение. Примечания: 1. In Apophthegmatis Patrum in " Macario " n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 2. Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 3. P. G. t. 88 c. 1652-57. 4. Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 5. Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 6. Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 7. Там же. 8. Молитва после освящения Св. Даров. 9. Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 10. 2Мак.12,46. 11. Мф.12,32 и парал. 12. 1Кор.11-15. 13. Мф.25,46. 14. Ин.5,29. 15. Пс.49,4. 16. Пс.98,3. 17. Дан.7,10. 18. Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75-82. 19. Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 20. Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 21. I Kop. 3, 15. 22. Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 23. Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 24. Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 25. Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 26. Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 27. Пс.6,7. 28. Пс.37,6-7. 29. Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 30. Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 31. Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 32. Лук.16,20 сл. 33. 1Пет.3,19. 34. Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.15. PP.39-60 Публикуется: Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963//Издательство " ПОСАД "   Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010