(26) И ядущие с трапезы его сокрушат его, т.е. соумышленники Трифоновы. И падут силы многие, потому что он, т.е. Трифон, не от семени царского, и рассыплются, потому что, когда Трифон убьет самого Антиоха и воцарится вместо него, тогда войска его рассыплются и оставят его. (27) И оба царя, сердца их на лукавство, и на трапезе единей возглаголют лжу, то есть Антиох и Трифон. Ибо Трифон злоумышляет убить Антиоха; и Антиох опасается Трифона, зная, что он не отец его. И не предуспеют, потому что близко убиение их. (28) И возвратится на свою землю другой Антиох, сын Димитриев. Сердце его на завет святых; сердце Трифона на завет святых, разумею сынов народа святого. (29) И сотворит якоже первая и последняя, потому что Трифон прежде воцарения своего умертвил Ионафана, и по воцарении при Симоне, брате Ионафановом, нанес Иудеям великое поражение. (30) И приидут на него силы Китиеев, и сокрушат его. Против Трифона выступят сто двадцать тысяч Китиеев, которые придут с Антиохом и сокрушат его. Возвратится, и возъярится на завет святый, то есть на первосвященников, управлявших царством. И соумыслит со оставлшими завет святый, то есть примет сторону Иасона и его сообщников, обещавших ему сребра талант триста шестьдесят, и от приходов некиих иных талант восемьдесят (2Мак.4:8). И крепкие востанут от них, то есть от царей и с помощью царей. (31) Осквернят скинию могутства, потому что в святой скинии устроят жертвенник. И преставят жертву, то есть прекратят заклание жертв и хлебы предложения. И дадят мерзость на запустение. Это - Маккавеи, которые придут и истребят мерзость. (32) И востающих на завет погубит, т.е. восстающих на завет с сим рогом, глаголющим великая (Дан.7:20). Людие же, ведуще Бога своего, премогут над врагами своими. Это - Маккавеи. (33) И праведные в народе научат многих, т.е. Маккавеи же. Егда изнемогут в мечи и в пламени, и в пленении, и в разграблении, и претерпят все сии бедствия; тогда (34) поможется им помощию малою. После же малой помощи разделением лукавым разделятся сын с отцом и брат с братом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2.Изложение кн. Екклесиаст, ее диалогическая форма, диалектическое развитие мыслей, рассеянные в ней вопросы и по видимому отрывочные предложения (1:3; 3:9; 5:15; 6:8, 11...) обличают влияние на автора школьных правил формального выражения мыслей и указывают на происхождение ее после плена. В этом отношении кн. Екклесиаст находится в ближайшем сродстве с книгою пр. Малахии, в изложении которой также примечается формальное построение, и которая от начала до конца усеяна вопросами (1:2, 6, 7, 8, 9: 2:1, 14, 15, 17; 3:2, 7, 8, 13, 11). Этот-то способ изложения мыслей, который позже перешел в раввинский, и который замечается не только в талмуде, но и в писаниях ап. Павла, у которого речь часто усваивается вопросами и интенсивными предложениями, у которого также преобладает диалектическое развитие мыслей, особенно в послании к Римлянам (2:3 и д.; 3:1, 3, 5, 9, 27, 31; 4:1, 3, 10; 6:1 и д.; 7:1, 7; 9:14, 19, 30; 11:1, 2, 4; 7:11). – В образе выражений в кн. Екклесиаст нет более той краткости и сжатости, которыми отличаются кн. Притчей и большая часть ветхозаветных писаний, но замечается некоторая растянутость. Наконец самый эпилог, который принадлежит к особенностям внешней формы книги и обличает влияние школьных правил изложения, указывает на позднейшее происхождение нашей книги, потому что он встречается только в книгах, написанных после плена ( Сир.50:29–31 ; 2Мак.15:38–40 ). 3. Наряду с доказательствами против происхождения кн. Екклесиаст от Соломона и за происхождение ее в позднейший период библейской литературы заимствуемыми из содержания книги и других признаков, принято ставить из языка книги и мы не ошибемся, если и на основании этого доказательства укажем для происхождения ее время, общее с последними книгами библейской литературы. По признанию всех критиков и экзегетов, ни одна библейская книга не отклоняется так далеко от чистого древнееврейского языка, как кн. Екклесиаст. Говорим всех, потому что с этим volentes-nolentes соглашаются даже защитники происхождения ее в век Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Он потерпел поражение, но чрез 13 лет усилился. Некоторые иудеи поддерживали Антиоха. И «мышци юга» т. е. полководцы Египта не могли противостоять ему. 17–19 ст. Антиох обручил дочь свою Клеопатру за царя юга, надеясь взять Египет хитростью, но замысел его не удался. Антиох Великий погиб, будучи пред тем побежден некиим вождем (Луцием Сципионом, братом Сципиона Африканскаго). 20 ст. Селевк Филопатор послал в Палестину Илиодора с попыткой ограбить храм. 21. Презренный брат Филопатора – Антиох Епифан. 22 etc. Антиох Епифан хитростью устранил сына Селевка Димитрия. Он – потом – поднял руку свою на вождя завета, на представителей богоизбранного народа. Он действовал лестью и коварством. 25–27 ст. смотрите 1Мак.1:16 . 28 ст. – 2Мак.1:20–24 . 29–30 Антиох пошел в Египет, но – по рассказу Ливия и Юстина – Попилий Лен угрозой вернул его в Сирию. Корабли Киттимские – корабли римские (землею Киттим обозначаются Македония и Италия). 30–31 ст. С досады Антиох осквернил Палестину, при содействии отступников, он прекратил богослужение и поставил статую Юпитера 35 . 32–35 – см. 1Мак.1:11–15 ; 1Мак.1:24–32 ; 1Мак.1:54 ; 1Мак.2:16–48 ; 2Мак.5:13 . 2Мак.6:2 ; 2Мак.6:7–11 ; 2Мак.9 главу. Антиох, как известно, скончался пораженный от Бога страшною болезнью. 31-й и 36-й стихи 11-й главы Даниила подтверждают понимание 9–14 и 23–26 стихов 8-й главы непосредственно по отношению к Антиоху Епифану. 12-я глава книги прор. Даниила Как уже мы говорили выше, апокалиптическое пророчество книги пророка Даниила имеет типологический характер. Подобно тому, как Господь Спаситель в 24-й главе евангелия от Матфея говоря о разрушении Иерусалима, предсказывает имеющее быть при кончине мира, так и пророк Даниил, созерцая откровение о последних временах Еврейского народа, видит и то, что имеет быть при кончине мира 36 . 1 ст. Михаил – один из покровителей дорогого для пророка народа Еврейского. По связи с предыдущей главой речь идет о тяжком периоде времен Антиоха Епифана и скорби при конце мира (ср. Мф.24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Кирилл иерусалимский в своем объяснении чина литургии, указав, что церковь поминает «о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва», пишет далее: «хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчения наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога» 745 ). Есть в Писании положительные свидетельства, что возможно в будущей жизни прощение Господом некоторых грехов, а, следовательно, и соответственное облегчение участи усопших грешников. Спаситель говорил: всяк грех и хула, отпустятся человеком, а яже на Духа хула, не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий, ( Мф. 12:31–32 ). Словами ни в сей век, ни в будущий, показывается, что отпущение некоторых грехов возможно и бывает не только в здешней, но и в будущей жизни, что непростительна лишь хула на Духа Св. (по Марк. 3:29 – хулителю Св. Духа грех не отпустится во веки, т. е. никогда). Такое понимание этих слов Спасителя подтверждается и тем, что у иудеев, разделявших грехи на простительные (грехи слабости, небрежности, случайности), прощаемые Богом по принесении жертвы за грех ( Лев. 4:12 ; 2Цар. 12:13 ), и непростительные, виновные в которых подвергались смерти ( Лев. 18:22; 15:29–31 ), было верование в возможность отпущения некоторых грехов и в загробной жизни ( 2Мак. 12:43 и сл.). Спаситель, без сомнения, обличил бы иудеев, как делал в других случаях, если бы это их верование было ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется св. Церковию «усопшим» (а по мирскому – «покойником») до воскресения. И если предание. земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским ученьем о небытии (см. подр. Ц.В. 1900, 40; 1902, 7; Ц.Вед. 1903, 2; 1909, 22; 1910, 29). По мысли Высокопр. Амвросия, архиеп. Харьковского, сожжение усопшего тела христианина есть по меньшей мере своеволие, противное воле Божией, которая иногда являет себя в нетлении телес святых и чудодействиях чрез их останки. Скольких сокровищ веры и сосудов благодати лишилась бы Православная Церковь и наша русская земля, если бы из христианской древности мог быть введён обычай сожигать тела усопших! И как нельзя между людьми живыми в настоящее время различить, кто из них праведник, так нельзя узнать и между усопшими телами, чьё тело мы назначаем к сожжению. Поэтому сожигание христианских тел должно быть признано делом кощунственным (см. подр. Странник 1902, 11). Вообще, вопрос о том, допустимо ли у нас введение сожигания тел усопших, или нет, – по преимуществу церковно-религиозный и полагаемые нашими ревнителями православия в основу решения этого вопроса данные морального и религиозного характера ведут к отрицательному ответу. Поминовение усопших Об обычае поминовения усопших Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной ( Чис.20:29 ; Втор.34:8 ; 1Цар.31:13 ; 2Мак.12:45 ). В Церкви христианской этот обычай так же древен, как древне и самое основание, по которому совершается поминовение усопших. В древних литургиях, дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенною ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. Здесь находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, именно: третий, девятый, сороковой и годовой, – в том же значении, какое усвояется им Церковью в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

176. Т. е. перед 15 (28) августа. 177. Т. е. перед 29 августа (11 сентября). 178. Т. е. после 14 (27) сентября. 179. Т. е. перед 30 ноября (13 декабря). 180. Ср. 2Мак. 2. 181. В 3Цар. 17:8–24 рассказывается о том, как пророк Илья бежал в г. Сарепту, где нашел приют в доме бедной вдовы. Илья воскресил ее сына, и, пока он жил там, у вдовы не убывала пища. 182. Лк. 7:37–38 (Прощение грешницы). 183. Ср. Ис. 9:6. 184. Ср. Иер. 8:7. Щур – птица семейства вьюрковых (Pinicola enucleator). 185. В евангельском рассказе о встрече Иисуса с самаритянкой у колодца Иакова (Ин. 4:5–29) имя ее не названо. 186. Ср. Ин. 20:23. 187. Ср. Мф. 5:22. 188. Ср. Ин. 14:19. 189. Образ «птиц небесных» см. Мф. 6:26; 10:31. 190. См. Ин. 21:15–23 (испытание ап. Петра), также: Мф. 26:69–75. 191. Ср. Ин. 6:13. 192. Навуходоносор – вавилонский царь (604–562/561 гг. до н. э.), разрушивший в 586 г. до н. э. Иерусалим. 193. Ин. 10:23; Кир – древнеперсидский царь (559–530 до н. э.), основатель династии Ахеменидов. Отпустил евреев из вавилонского плена и восстановил Иерусалим. 194. См. Откр. 12:4–6. 195. Мать византийского императора Константина в 325 г. посетила Палестину, где ею был найден Гроб Господень и крест, на котором Он был распят. Это событие послужило основанием для установления христианского праздника Воздвижения Креста. 196. О борьбе Ильи с царицей Иезавель см. 3Цар. 18. 197. См. Быт. 19:24. 198. Неврод, сын Хуса (Быт. 10:6–9). 199. Сигор – название места, куда ангел велел Лоту бежать с женой и детьми из горящего Содома (Быт. 19:22–23). 200. Имеется в виду библейская Эфиопия (с реальной Эфиопией в Африке не связанная) и райская река Фисон. 201. Эфес – город, существовавший до VII в., один из крупнейших городских и культурных центров Средиземноморья. 202. См. Ин. 19:25–27. 203. Здесь, видимо, имеется в виду область в Египте, хотя по другим преданиям, Варфоломей проповедовал в Сирии и Малой Азии. 204. Лк. 1:48–49. 205. Римский император в 14–37 гг. Почему упомянут здесь он – не ясно. По традиции, Богородица умерла в 48 г., т. е. не при Тиберии, а при императоре Клавдии.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

В Новом Завете эта истина поставляется вне сомнения. Из кн. Деяний известно, что далее платки Павловы обладали чудесной силой: когда возлагали их на больных, «у них прекращались болезни» ( Деян.19:12 ). Тем более, по Божиему изволению, могут подаваться чудеса, на духовную пользу верующих, от мощей Угодников, как храмов Св. Духа ( 1Кор.6:19 ). Вопр. Надобно-ли почитать мощи святых? Отв. В Ветхом Завете над ними строились гробницы или памятники для прославления их ( 4Цар.23:17, 18 ). Господь Иисус, говоря об этом, не осудил строителей ( Мф.23:29–31 ). Подобным образом Православная Церковь ублажает или почитает мощи святых, прославляя тем память друзей Божиих ( Ин.15:14 ; Ин.14:22 ). § 4. О молитвах Церкви за умерших христиан Вопр. Святая Церковь должна-ли поддерживать связь с душами своих братьев, умерших в Господе? Отв. Непременно должна. Вопр. Что нас побуждает поддерживать эту связь? Отв. Вера в то, что наши братья душами «всегда живы» у Господа ( Лк.20:38 ), и любовь, которую мы обязаны постоянно возгревать в себе к умершим. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ), – не имеет конца. Вопр. Каким же родом можем мы проявлять свою любовь к умершим христианам? Отв. Мы должны проявлять ее молитвами за упокой умерших братьев со святыми. Так учит Апостол: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). Мы и молимся по долгу любви, а любовь – как сказано – безгранична ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Откуда видно, что Церковь Божия молилась за умерших людей? Отв. Это видно из многих мест Библии. Пророк Варух молился: «Господи Вседержителю! не вспоминай неправд отцов наших» ( Вар.3:5, 8 ). Еще яснее благочестивый обычай молитв за умерших изложен в Маккавейской книге ( 2Мак.12:42–45 ). Этот обычай описан у пророка Иеремии, откуда явствует, что у евреев было обыкновение «в утешение об умершем... преломлять для них хлеб» ( Иер.16:7 ). Словами – «преломлять для них хлеб» – пророк свидетельствует, что поминать умерших ядением хлеба, а тем более, следовательно, молитвами, – полезно для покойников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

После Селевка взойдет на престол „презренный», взойдет незаконным образом: придет в тишине и лестью овладеет царством. Он будет действовать коварно и злобно и притом с небывалым успехом. Этот „презренный» и есть Антиох Епифан, который с бесстыдным коварством вторгается сначала в мирный с ним Египет и завоевывает его в 171 г. ( Дан.11:21–24 ), затем восстанет он снова против Южного Царя, который, хотя встретит его с большим войском, но не устоит, и Антиох опять остается победителем вследствие многочисленности своего войска и измены Египетскому царю, т. е. Птолемею Филопатору, которого погубят участники стола его, и Царь Северный с большой добычей возвратится в свое отечество ( Дан.11:25–28 ). Возгордившись своим счастьем, Антиох дерзнет притеснять святой народ завета Господня и сначала только понемногу ( Дан.11:28 , ср. 1Мак. 1:20–29 и 2Мак. 5:1 ). Этот поход был в 170 году. Вскоре после этого 2-го похода Антиох снова пойдет против Южного Царя, но этот поход будет неудачен, потому что придут корабли Киттимские 109 , и он падет духом. После этого неудачного похода Антиох, в порывах свирепости, весь гнев свой изольет на иудеев: осквернит иудейское святилище и богослужение и прекратит ежедневную жертву и на самом жертвеннике поставит мерзость запустения или идола ( Дан.11:29–31 ). Некоторые из нечестивых иудеев будут обольщены и станут приносить жертвы Зевсу, но благомыслящие восстанут против этого и, несмотря на гоненья, будут предостерегать народ от идолопоклонства, получат во время страдания своего некоторую помощь (разумеются Маккавеи) ( Дан.11:32–34 ), и пострадают некоторые из просветителей, людей благочестивых, чтобы очиститься к последнему времени ( Дан.11:35 , ср. 1Макк. 1:53–60;2). Но верхом нечестья, которое совершит Антиох, будет то, что он, из презрения к Богу богов, равно и к своим собственным богам, сам себя объявит богом, или как говорится в 38 ст., богом Маозимом, богом собственной силы, которую он видит в своих крепостях (маозим значит крепость) или, как указывается в 39 ст., Юпитером Капитолийским, в котором он видит свой собственный образ ( Дан.11:36–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Что сказано в 17 стихе вообще о вступлении Евреев в свои прежние владения и во владения окрестных Палестине народов, по возвращении из плена, то здесь и в следующем стихе раскрывается подробнее. Именно, те, «иже во Нагеве» 29 , т. е. которые поселятся на южной стороне Иерусалима или Иудеи, те займут «гору Исавову», – овладеют Идумеею (ст. 18), а поселившиеся «в раздолии» 30 , т. е. на равнинах и местах низменных, те наследят «иноплеменники», те покорят Филистимлян и завладеют их землями. Это пророчество о завладении Филистимскими землями большею частью исполнилось при Маккавеях. Один из них Ионафан овладел лучшими городами Филистимлян – Иамниею (Иавни, Зания), которую отнял у Сирийского военачальника Аполлония , Аккароном (Екрон), получив его в дар от Сирийского царя Александра Валы, Азотом и Аскалоном, после победы над Аполлонием. Газа была взята Симоном Маккавеем (см. 1Мак. 5:65, 5:68 ; 2Мак. 10:16, 10:32 . Сн. Зах. 9:5–7 ). Пророчество св. Авдия исполнилось. «И возмут гору 31 Ефремову, и поле Самарийско». Часть берется вместо целого; «гора Ефремова» означает царство Израильское, коего представителем и главным виновником его отделения от Иудейского было колено Ефремово; «поле Самарийско» означает Самарию или страну Самарийскую. Т. е. возвратившиеся Израильтяне займут места в бывшем царстве Израильском и Самарию 32 . Последняя была покорена сыном Симона Иоанном Гирканом (т. е. разорителем), который разрушил при сем и храм Самарийский, а, по завладении Сириею и Палестиною Римлянами, подарена была Римским императором Августом Ироду Аскалонитянину. " Вениамина 33 и Галаадитиду» 34 . Т. е. Евреи, по возвращении, «будут владеть жребием Вениамина и всею Галаадитидою» (бл. Феодорит). Вообще св. пророк дает разуметь здесь, что настанет время, когда Господь Бог помилует народ Свой, возвратит его из плена, и он займет свои прежние владения в земле обетованной, конечно, не вдруг, а постепенно 35 . Авд. 1:20 . И преселения начало сие сыном Израилевым, земля Хананейска до Сарепты: преселение же Иерусалимле до Ефрафа: и наследят грады Нагевовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Верою перешли они (т. е. евреи) Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули» ( Евр.11:29 ). Такова сила веры. Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в положение по-человечески безвыходное. В таком положении оказались евреи: египтяне – сзади, море – впереди них. Казалось, никакого выхода: или погибнуть, или утонуть. Но тут-то и спасла вера: вода расступилась перед ними, как суша, а неверных потопила. д) Примеры веры после Моисея (Евр.11:30–40) «Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении» ( Евр.11:30 ; Нав.6:19 ). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на чудесную помощь Божию, ибо, кроме того, что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больше изнурили себя семикратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках священных труб стены Иерихонские пали сами собой. «Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это», – замечает свт. И. Златоуст. Апостол приводит в пример также веру Раав блудницы, которая уверовала и послужила славе Израиля ( Евр.11:31 ; Нав.2:1; 6, 24 ). «Обновление томной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона»,– замечает один из русских экзегетов ( А. Иванов , Цит. соч., стр. 467). По мысли свт. И. Златоуста, верой этой женщины Апостол хотел особо усилить назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсем неизвестных и незначительных (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 329). Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего Мадианитян, Самсона – филистимлян, Варака – Сисару ( Суд.4:6, 11, 14 ); Давида – аммонитян, амаликитян и других ( 1Цар.7:9–11 ); Самуила – филистимлян (2Цар.). Другие выражения силы веры: ( Евр.11:34–35 ): «заграждали уста львов» – как Даниил ( Дан.6:16–23 ); «угашали силу огня» – Анания, Азария, Мисаил ( Дан.3:23–24 ); «избегали острия меча» – побеждали в войнах ( 1Мак.5:1–7 ); «жены получали умерших своих воскресшими» – это чуда великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой – сына соманитянки ( 3Цар.17:23 ; 4Цар.4:34 ). Но не победа и слава есть торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит Апостол: «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» – как например, Елеазар, семь Маккавеев и их мать. Их терпение Апостол понимает как проявление их веры, ибо только в надежде на будущее воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания ( 2Мак.6:18–7, 42 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010