Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Радость наша слушатели! Какою ныне восхищаемся, сколько есть превосходна, столько и основательна. Слава в вышних живущему! Мы теперь спасены; «нам родися днесь Спас» ( Лк.2:11 ). Можете вообразить величество восторга, когда узник изводится от темницы; связанник разрешается от оков; когда осужденный к смерти оставляется среди живых. О кто поведать может счастье сие; о! Весть сия един искусивыйся. Но мы, впрочем, не тем ли счастливее страдальцев сих; чем избавление ныне нам воссиявшее преимущественнее есть и поценнее избавившего, и по мере належавших нам вечных зол. Вечная грозила роду человеческому погибель; но вечное воспоследовало Иисусом и избавление; вечно грех заключил нас под проклятие; но навек благость Божия и разрешила тяжкие сии оковы. «Благовествую вам радость велию яко родися днесь Спас» ( Лк.2:10–11 ); пришел мессия совершить царствия нашего тайну; пришел ходатай Бога и человеков, самое блаженство на землю снизошло. Царствуй убо во благодати оживленный человек. Грех не к тому уже обладаете тобою; «отсел неси уже раб, но сын» ( Гал.4:7 ), Христос примирил, усыновил, унаследил человека Богу. Радуйся! «Яко древняя мимо идоша, и се! суть вся нова» ( 2Кор.5:17 ). Убедительна подлинно причина к радости и воскликновениям, только жаль, жаль! Что она не во всех с равным чувствием действует. Чем известнее благополучие, тем торжественнее играет сердце; чем строжайшее применяется на милость определение, тем больше хваля поет внутренность. И по тому благочестивая душа, умозря сопряженные с воплощением Сына Божия несчётные плоды, благодарит во смирении сердца Бога Отца о благоволении; Бога Сына о воплощении; Бога Духа о содействии, принося дары усердия и любви новорожденному царю. Но растленное неверием или сладострастием сердце и при невечернем свете радости духовной объемлется тучею или недоумения или ожесточения; а по чему? Ибо такое сердце обыкновенно больше тщетная прелесть услаждает, нежели душевное торжество: больше нега расслабляет, нежели славословие, воссылаемое толико благодеявшу нам Богу. «Душевен человек не приемлет, яже суть духа Божия» ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Глава третья. О духовном бессилии человека, благодатию невозрожденного Недостаток собственных духовных сил в человеке для исправления нравственного повреждения его называется духовным бессилием или немощию. Следствием духовной немощи то, что человек по причине внутреннего растления, небудучи способен сам по себе к истинному добру ( Ин.15:5 ), ( 2Кор.3:5 ), и не имея сил исполнять закон Божий ( Деян.15:20 ), ( Рим.8:7 ), неможет оправдаться пред Богом и угодить Богу и следовательно по естеству есть чадо гнева и осуждения: от дл закона не оправдится всяка плоть пред Богом; законом бо познание греха ( Рим.3:20 ). Елицы бо от дл закона суть, под клятвою суть: писано бо есть, проклят всяк, иже не пребудет во всх писанных в книзе законней, яко творити я ( Гал.3:10 ). К понятию духовного бессилия ведут нас I. разум, II. Священное Писание и III. самый опыт. Познание духовного бессилия из разума I. Если человек внимательно и беспристрастно будет рассматривать самого себя, то неможет непризнаться, что он: 1. делал зло, 2. неделал добра или произвольно опускал добро, 3. делал зло и остается во зле. Но опять вошедши в самого себя и со всем беспристрастием рассмотревши свое состояние, должен будет признаться, что он собственными своими силами неможет 1. ни уничтожить соделанного зла, 2. ни вознаградить опущенного добра, 3. ни исправить обладающего им внутреннего зла и растления. 1. Уничтожить сделанное зло для человека вовсе невозможно потому, что всякое дело только дотоле находится во власти человека, пока оно несовершено; ибо тогда от него зависит совершить или несовершить оное. Но как скоро зло сделано: то оно уже вышло из пределов власти соделавшего и существует независимо от него – как само в себе, так и в тех гибельных следствиях, которые в нем как семена заключаются: ни того, ни сих человек уничтожить неможет. Так вкусить или невкусить от запрещенного плода состояло в воле прародителей. Но когда, послушавшись искусителя, они вкусили от запретного плода, и вместе со вкушением нарушили заповедь Божию, сделались наги и с сею наготою обнажились первобытной невинности в самом своем естестве, открывшиеся для них предметы стыда и угрызения совести: то как возвращение потерянного, невинного состояния, так и уничтожение последовавшего гибельного состояния, а равно и удержание дальнейших следствий оного сделались для них невозможными. Искуситель исчез: мечты обольщения развеялись: открылась видимо ужасная нагота, и с нею вместе отвне стыд, извнутри смятение воплей совести сделались неизбежною долею падших прародителей. Они хотели бы сокрыться от правосудия Божия, но не могут, и потерявши райскую невинность в сердце, как преступники праведно изгоняются из рая на проклятую землю, где по естественному следствию непременною участию их долженствовали соделаться труды, болезни и бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников [и др.] б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов [и др.] Источник Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении а.) рационалистических: б) мистических: Адвентистов. " Братцев». Баптистов. Еноховцев. Бессмертиников. Иоаннитов. Духоборов. Малеванцев. Жидовствующих. Нового Израиля. Евангеликов. Прыгунов. Иеговистов. Скопцов и Новоскопчества. Иудействующих. Хлыстов и Новохлыстов. Молокан. Шалопутов. Назареев. Мелких видов. Пашковцев. Хихулитов. Скакунов. Субботникови Воскресников. Толстовцев и Штундистов. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…да от- кроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа, дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ) для не уверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал: «в предмет пререканий». Вот эти-то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно, тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.1:19, 3:19 ). 2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще в дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим.4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Фил.1:16 ; ср. 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Многобожие, идолопоклонство, безбожие, которые господствовали на земле до христианства, были плодами широко разросшегося в человечестве корня гордости или самолюбия. Но не гордость ли и между христианами производит вольнодумцев и неверов? Христианская вера есть велия благочестия тайпа ( 1Тим. 3:16 ); ее догматы запечатлены возвышенностью, а многие и непостижимостью для разума человеческого ( Рим. 11:33–34 ). По сему-то и самые Апостолы, избранные сосуды благодати Святого Духа, испытующего вся и глубины Божия ( 1Кор. 2:10 ), высокие истины христианства принимали сердцем, и с безмолвием удивлялись премудрости Божией, в тайне сокровенной. А одни из мужей Апостольских так заключает свое богословие: «чем более устремляюсь я к высшему, тем более в созерцании умственных вещей слово сокращается, и после всего восхождения делается безгласным» (Св. Дионисий Ареопагит ). Чтоже делают многие суемудрые мыслители, украшающиеся святым именем христиан? Они хотят все Божественное учение и все домостроительство нашего спасения подвести под мерило своего скудного разумения; они хотят выразуметь все высочайшие истины, и рассуждают о них по началам своего ограниченного разума. Но Божия никто же весть, точию Дух Божий. ( 1Кор. 2:11 .). Премудрость, выраженная в догматах христианских, отстоит от мудрости человеческой, как вечность от времени, как небо от земли, по слову Самого Господа: яко отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Исаии). После сего удивительно ли, что те, которые силятся постигнуть и разгадать умом своим сокрытые от его взора истины, претыкаются о камень соблазна и неверия? Жалкие мудрецы! Они забывают, что и на солнце нельзя смотреть прямо, не подвергаясь опасности ослепнуть, а им хочется без покрывала и не отчасти видеть премудрость Божию, в тайне сокровенную ( 1Кор. 2:7 )! Уму ли человеческому постигнуть то, в няже желают Ангелы проникнути ( 1Пет. 1:12 )? И вот, глоголющеся мудри быти ( Рим. 1:22 ). за гордое покушение свое, юродеют.– Мысля и говоря о предметах веры не по-христиански, а по стихиям мира, они мыслят и говорят ложь, впадают в заблуждения и даже в противоречие с самими собою; Бог предает их в неискусен ум ( Рим. 1:28 ): писано бо есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну ( 1Кор. 1:19 ). Так, кто не пленяет своего разума в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ), тот не может иметь истинной веры,– и вера без смирения духа не можеть быть оком, озаряющим совесть и сообщающим человеку ведение (св. Кир. Иер. Огл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Наказание Вторым из обещанного было: познати наказание ( Притч. 1:2 ) 79 . А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время кажется не радостью, а печалью: но после наученным через него доставляет мирный плод во спасение ( Евр. 12:11 ). Поэтому познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостью прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества. Потому достойны удивления слова праведных, которые говорят: Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). Они желают избыть не наказания, но гнева. Подобно этому и следующее: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем ( Иер. 10:24 ). И: наказание Господне отверзает уши мои ( Ис. 50:5 ) 80 . Как малые дети, нерадивые к учению, после лоз, которыми высечет их учитель или приставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз, как бы через это отверзались у детей уши, и слухом приемлется, и удерживается в памяти, так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божия повеления, о которых всегда им было говорено и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими, как в первый раз коснувшиеся их слуха. Поэтому сказано: наказание Господне отверзает уши мои... Поскольку же наказание вразумляет бесчинного, как сделал Павел, предавший сатане как мучителю, который вывертывает члены и бичует для того, да накажутся не хулити ( 1Тим. 1:20 ) 81 , и поскольку мятежного возвращает оно к долгу, подобно тому, о ком сказано, что последи пленения его покаяхся ( Иер. 31:19 ) 82 , то нужно знать силу наказания, к чему оно полезно. Потому Соломон, зная пользу его, советует: не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней ( Притч. 23:13, 14 ). Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр. 12:7 ). Это наказание для рассуждающих здраво дороже множества денег. Потому Соломон говорит: приимите наказание, а не сребро ( Притч. 8:10 ) 83 , чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и познав наказание, говорить: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним ( Мих. 7:9 ). И: благо мне, что Ты смирил меня ( Пс. 118:71 ). Таков был Павел, который говорит: нас наказывают, но мы не умираем ( 2Кор. 6:9 ). И: обличаемые от Господа наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор. 11:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Раздел второй. Письма 81–160 Письмо 81 Сегодня получил я письма ваши от 2-го декабря, описываете и скорби свои, и утешения, бывшие вам в течение четырех дней. Кто же без скорби? Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14, 22 ),– учат нас св. Апостолы. И паки: его же бо любит Господь, наказует, бьет же всякого сына, его же приемлет, и далее (Евр., 12, 6, 7, 8). Наказания и скорби в настоящее время неприятны, но после приносят плоды правды. В скорбях наших мы скорее к Богу прибегаем, да и Сам Он через Пророка призывает нас: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49, 15 ). Крин в тернии растет и цветет, а спасение в скорбях содевается, и духовные утешения приходят через них.По множеству болезней моих утешения Твоя возвеселиша душу мою,– вопиет св. Давид ( Пс. 93, 19 ). Благодарите и вы милосердого Господа, милующего вас, посещающого скорбями и утешающего манной духовного разума. Касательно благотворения вашего бедным: не уязвляйтесь укоризнами за сие, у всякого свой разум и взгляд на вещи, у вас не общежитие, а всякая свой кусок ест. Вы только делайте не для тщеславия и для показания, а единственно из любви к ближнему, хорошо бы было втайне делать, но что же делать, когда не утаилось, может быть, и враг восставляет их против сего, чтобы отвратить вас от сего делания, но вы на это не смотрите и не ищите благодарности ни от кого, да её и нет, а напротив, восстают на вас, а вы продолжайте. Какой тут разум духовный: видя вокруг нуждающихся не подать и 10 коп., а в другие обители больше подавать? Я не понимаю. Скорбно видеть болезненное состояние М. М., да облегчит Господь тебе оное, предавайся в волю Божию. Он знает, что полезно для души твоей. Когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется ( 2Кор. 4:16 ). Я одобряю М. А., что ты сама занимаешься приготовлением пищи: это не порок, но за находящие во время молитвы помыслы старайся укорять себя. Слава Богу, что Е... истрезвилась от нашедшей на нее хандры, что делать, мы все бываем подвержены различным недугам душевным по попущению. Св. Максима толкование на «Отче наш» хотя и темно, но можно понять, когда несколько раз прочесть повнимательнее. Вы жалуетесь на скорби, да что же делать? Господь посылает, принимайте с благодарением и не малодушествуйте. Ох! Горе роду нашему, нынче кто без скорби? Но Бог так устраивает. Что вы приняли так горячо оставление мной начальства? Слава Богу, что отец архимандрит на это соблаговолил с любовью, а я все тот же, как и был, но обязанность лежит на другом, то и он имеет попечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Разделы портала «Азбука веры» Плоть – 1) вещественное начало в человеке; вещественная составляющая человека ( Рим.8:5 ; Гал.5:16-17 ; Мф.26:41 ); 2) телесный состав, тело человека ( Мф.19:6 ; Деян.2:31 ; 1Кор.6:16 )/животного ( Быт.41:2 ; 1Кор.15:39 ); 3) человек ( Мф.24:22 ; Гал.2:16 )/животное ( Пс.135:25 ; Сир.13:20 ); 4) мягкие ткани человеческого тела ( Пс.106:1 ; Лк.24:39 )/тела животного. В чем разница между плотью и телом? Эти два термина в некоторых случаях используются как синонимы. Однако они могут использоваться в различных значениях. Под человеческим телом подразумевается совокупность определенных материальных элементов, составленных определенным, характерным для человека, как представителя человеческого вида, образом (особым образом сформированная материя). В зависимости от контекста словоупотребления под телом человека может подразумеваться: 1) человеческий организм, функционирующий во взаимодействии с человеческой душой; 2) мертвый человеческий организм; 3) туловище человека. Под плотью же нередко подразумевается, условно выражаясь, «материал», материальная основа тела. С другой стороны, в то время как понятие «тело» обычно используется вне морально-оценочных контекстов, понятие «плоть», напротив, нередко употребляется для указания на греховность человека, на наличие или даже на преобладание в нем стремлений к низменным греховным удовольствиям. В этом отношении Священное Писание свидетельствует: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим.8:5-7 ); «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:13 ). В таком понимании в Писании используются выражения: плотские очи ( Иов.10:4 ), плотские помышления ( Рим.8:6 ), плотские похоти ( Еф.2:3 ), плотская мудрость ( 2Кор.1:12 ), плотский ум ( Кол.2:18 ). К примеру, свт. Филарет проводит следующее различие между понятиями «тело» и «плоть»: «Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть смерть… Поэтому под названием плоти надо подразумевать возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, проявляющие себя ложной жизнью в страстях и похотях и в делах, управляемых страстями и похотями». Что значит жить «по плоти»?

http://azbyka.ru/plot

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Раскаяние – 1) осознание собственной вины; 2) сожаление о содеянном ( Быт.6:6 ); 3) сокрушение о совершенном грехе . При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится. Понятие «раскаяние» следует отличать от христианского понятия «покаяние». Покаяние в христианском осмыслении характеризуется не просто осознанием грешником личной вины, но осознанием им своей виновности перед Богом; не только сожалением о совершенных грехах, но и глубинным стремлением избавиться, при помощи Божьей, от греховности, измениться в нравственном отношении, стать чище. Кроме того христианское покаяние предполагает упование и надежду на Господа. Раскаяние же может сопровождаться отчаянием. Примером бесплодного раскаяния может служить случай с Иудой, осознавшим, что поступил преступно, предав Господа Иисуса Христа, но, однако же, вместо того, чтобы испросить у Бога прощения и приложить усилия к достижению личного спасения, прибегнувшего к суициду. Раскаявшись, он не только не принес полноценного покаяния, но усугубил свои вину, совершив самоубийство. (см. Мф.27:3–5 ). Раскаяние – это необходимый этап покаяния. При раскаянии человек может испытывать эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть форма сознательного самоосуждения. Раскаиваться можно и в отдельном греховном поступке, не раскаиваясь при этом во многих прочих грехах. Покаяние же охватывает множество грехов. Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании.Раскаяние, вызванное проявлением совести, сопровождаемое печалью   ради Бога , приводит к  спасению , а  печаль мирская  приводит к  смерти  ( 2Кор.7:10 ). Так, раскаяние Иуды привело его к смерти, а раскаяние Давида, апостола Петра и благоразумного разбойника привело их к спасению. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния. Как следует понимать раскаяние Бога, о котором говорится в Библии?

http://azbyka.ru/raskayanie

Слово во вторую неделю Великого Поста В начале Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнуть, Ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. ( Евр. 1:10 – 12 ). Вот какова участь всего видимого, подлежащего нашим чувствам! Все, что ни окружает нас, ветшает подобно изношенной одежде, проходит, наконец должно совсем измениться. Божественные Апостолы ни о чем столь часто не напоминали первенствующим Христианам, как о непостоянстве всего видимого, о кончине мира. Приидет, говорили они, день Господень, яко тать в нощи, настанет час, в который небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Пет. 3:10 )! С какой же целью св. Апостолы страшили людей такими ужасными предсказаниями, столь грозными будущими событиями? Чтобы побудить последователей Христовых к святой в благочестивой жизни, которая одна дает право на наследие нова небесе и новы земли, в нихже вечная правда живет ( 2Пет. 3:13 ), и которых мы ожидаем по обетованию Божию, ибо если всё видимое прейдет, изменится: то какая требуется святость от созданных для вечности, чтобы удостоиться в ней бесконечного блаженства! Сим убо всем разоряемым, кацем подобает быти вам во святых пребываниих и благочестиих ( 2Пет. 3:11 ): С сей же целью сам Господь наш Исуса Христос в беседах с своими учениками преимущественно напоминал им о том предопределении Божием, по которому некогда воспоследует решительный конец видимого мира, и заповедал: бдите на всяко время... да сподобитеся избежати всех сих, хотящих быти и стати пред Сыном человеческим ( Лк. 21:36 ). А еже вам глаголю, всем глаголю: бди те ( Мк. 13:37 )... Из сего явно, что преспеянию в благодатной жизни ничто столько не содействует, как постоянное над собой бодрствование и осмотрительное внимание к тому, что нас окружает. He только на земле, не только для нас немощных, ощущающих в себе беспрестанную борьбу добра со злом, духа с плотью, но даже в жилище блаженных, в состоянии святости, даже для одаренных Божественной мудростью и удостоившихся уже особенного благоволения Божия необходимо духовное бодрствование над собой, чтобы соблюсти себя в чистоте Богоугодной. He быв внимательны к самим себе на небе, согрешили изверженные с неба духи злобы; прародители наши от невнимательности к себе пали в грехе в самом раю; Иуда согрешил в училище самого Спасителя; Соломон, мудрейший из людей, также согрешил по излишней беспечности: тем более духовное бодрствование нужно для нас, носящих сокровище веры в скудельных сосудех ( 2Кор. 4:7 ) плоти нашей, при непрестанно воздвигаемых на нас кознях врага нашего спасения, который, то подобно змею, старается скрытно уязвить нас, то, как лев рыкая, ходит иский поглотити нас ( 1Пет. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Тексты „Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство и Ты превыше всего, как владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество». ( 1Пар. 29:11–12 ). „Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли, пойте все разумно». ( Пс. 46:7–8 ). „Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». ( Пс. 45:2 ). „Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». ( Пс. 102:19 ). „Я – Господь, это – имя Мое, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». ( Ис. 42:8 ). „Израиль! только во Мне опора твоя». ( Ос. 13:9 ). „Мы Им живем, и движемся и существуем». ( Деян. 17:28 ). „Сила Моя совершается в немощи». ( 2Кор. 12:9 ). „Тому, кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, Тому – слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века». ( Еф. 3:20–21 ). „Бог производит в нас и хотение, и действие, по Своему благоволению». ( Флп. 2:13 ). Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты – Сын Мой». ( Евр. 5:5 ). „Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков». ( Откр. 11:15 ). „Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его». ( Откр. 12:10 ). Изречения Заключения Молитвы, которое обычно называется славословием, нет у евангелиста Луки; нет его и в древнейших списках Евангелия от Матфея. Возможно, что это заключение происхождения литургического, богослужеб-ного. В этом заключении отпечатлелось действие молитвы на общину, это – вздох ее. Эта древне-христианская прибавка утвердилась в тексте Евангелия от Матфея действием Духа Божия. В заключении выражена и обоснована уверенность, что Господь слышит и исполняет прошения Молитвы. Да такая Молитва в каждом прошении, проникновенно произнесенном, заключает и исполнение этого прошения. „Да святится имя Твое», молит христианин, и имя Отца небесного уже святится благоговейным призыванием Его. „Да приидет Царствие Твое», – в душу молящагося уже приходит это Царствие, как зачаток и предчувствие ожидаемого полного общения с Богом и человечеством. Далее, отрекаясь от своей воли, мы утверждаем волю Божию в духовной области („на небеси») и в материальной („на земли»), ограничиваем свои потребности пределами необходимого („хлеб насущный»), слагаем с себя заботы о будущем обезпечении своем („даждь днесь»); прощаем других и сами получаем от Отца прощение; сознавая власть тьмы и лукавства в нашей жизни, мы мыслию и волею отрешаемся от нее и тем самым подвигаемся на сторону истинного света и беззлобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010