Характеризуя деятельность его в мире, Апостолы называют ее деятельностию льстивого. Он есть, по учению апостола Иоанна, древний змий, обольщающий всю вселенную ( Откр.12:9 ). Для больших удобств к достижению своих целей, он принимает иногда вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ). Он возбуждает в людях нечестивые мысли и пожелания. Для чего, говорит апостол Петр Анании, ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли ( Деян.5:3 )? Он действует иногда и на самое тело, производя в нем физические страдания. Дано мне, говорит апостол Павел, жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Вообще, он ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). На этом основании, все, что есть только в мире злого, есть, по учению Апостолов, его дело. Ему усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелие ( 2Кор.4:4 ). Его детьми называются все те, которые не делают правды и не любят брата своего ( 1Ин.3:10 ). Даже обстоятельства, воспрепятствовавшие апостолу Павлу посетить Солунян, признаются совершившимися под его влиянием ( 1Сол.2:18 ) Нельзя, впрочем, сказать, что сила его есть сила непреоборимая. Нет, ей всегда можно противостоять, при некотором внимательном к себе отношении, или, что то же – бодрствовании над собой. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол Петр, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). В чем должно состоять это бодрствование и при посредстве чего христианин может противостоять козням диавольским, о том находим у апостола Павла следующее наставление. Станьте, говорит, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф.6:14–17 ). Окончательная, впрочем, победа над ним будет только при конце мира. Он ввержен будет тогда в озеро огненное и серное и будет мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух ( Ис.31:3 , см. также Зах.4:6 ), но ап. Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: «по Духу» и " по плоти». Бытие «по Духу» проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ). «Место», куда Бог послал Духа Своего, есть «сердце» ( 2Кор.1:22 ), которое есть не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего ( Ис.63:11 ). Познание Бога открывается жизнью в Духе ( Еф.1:17 ). Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня ( Пс.50:14 ) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке ( Еф.3:16 ). Под «утверждением во внутреннем человеке», имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет (sunantilambanomai – помогать доставать, помогать) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует (entunhano – обращаться за, просить) за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). В этом стихе апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою ( Рим.15:13 ). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ). Это выражение параллельно с иоанновским Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине ( Ин.4:24 ). Удивительно у столь разных апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом – Гал.2:9 ), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Косвенное подтверждение сделанного нами вывода мы встречаем и в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит, что власть и право пастырей Церкви низводит благодатную силу на верующих исходя от Бога. «Уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета» ( 2Кор. 3:4–6 ). «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4:7 ). «Сила Господня в немощах совершается» ( 2Кор. 12:9 ). Если же премудрость Божия открывается не премудрым, а младенцам, если сила Господня в немощах совершается, если благодать Божия и в глиняных сосудах проявляется, то ясно, как Божий день, что и чрез недостойных пастырей может подаваться Божественная благодать. Потому что такие выражения св. апостола, как: «в немощах совершается», «глиняные сосуды» могут быть приложимы только к одним недостойным пастырям, а отнюдь не к добрым, разумным, достойным пастырям. Итак, православная Церковь утверждает, что благодать Божия во всей своей силе может проявляться и чрез недостойного пастыря. Почему так? Потому, ответим мы, что в известные минуты эта благодать может подчинить себе душу пастыря, преобразовать его по духу Христову и, таким образом, сделает его способным выступать в качестве Христова служителя. Вспомним пророка Валаама, он за деньги готов был продать язычнику свой пророческий дар и проклясть верный Богу народ, т. е. Израиля. Но вот взошёл он на гору, увидел раскинувшиеся пред ним шатры Израиля и скинию Завета, стоявшую посреди стана, и Израиля, молящегося пред ней, мужчин, женщин и детей, чающих спасение от Бога и от алтаря Его. И открылись уста его, и вместо проклятия они изрекли благословение народу Божию. Было бы ошибкой думать, что сила Божия только механически действовала через Валаама, т. е. заставляла его говорить то, чего он на самом деле не хотел говорить. Тут дело совсем не в этом. Причина сего лежит гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Валаам вместо проклятия произнёс благословение, нам думается, вот почему:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Косвенное подтверждение сделанного нами вывода мы встречаем и в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит, что власть и право пастырей Церкви низводит благодатную силу на верующих исходя от Бога. „Уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета” ( 2Кор. 3:4–6 ). „Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам” ( 2Кор. 4:7 ). „Сила Господня в немощах совершается” ( 2Кор. 12:9 ). Если же премудрость Божия открывается не премудрым, а младенцам, если сила Господня в немощах совершается, если благодать Божия и в глиняных сосудах проявляется, то ясно, как Божий день, что и чрез недостойных пастырей может подаваться Божественная благодать. Потому что такие выражения св. апостола, как: „в немощах совершается”, „глиняные сосуды” могут быть приложимы только к одним недостойным пастырям, а отнюдь не к добрым, разумным, достойным пастырям. Итак, православная Церковь утверждает, что благодать Божия во всей своей силе может проявляться и чрез недостойного пастыря. Почему так? Потому, ответим мы, что в известные минуты эта благодать может подчинить себе душу пастыря, преобразовать его по духу Христову и, таким образом, сделает его способным выступать в качестве Христова служителя. Вспомним пророка Валаама, он за деньги готов был продать язычнику свой пророческий дар и проклясть верный Богу народ, т. е. Израиля. Но вот взошёл он на гору, увидел раскинувшиеся пред ним шатры Израиля и скинию Завета, стоявшую посреди стана, и Израиля, молящегося пред ней, мужчин, женщин и детей, чающих спасение от Бога и от алтаря Его. И открылись уста его, и вместо проклятия они изрекли благословение народу Божьему. Было бы ошибкой думать, что сила Божия только механически действовала через Валаама, т. е. заставляла его говорить то, чего он на самом деле не хотел говорить. Тут дело совсем не в этом. Причина сего лежит гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Валаам вместо проклятия произнёс благословение, нам думается, вот почему:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

75 . Чтó же касается встречающегося в апостольских посланиях наименования христиан «святыми», то оно отнюдь не имеет в виду одних только совершенных, но всех вообще членов Церкви. «Как смеет кто у вас», пишет Ап. Павел в 1Кор. 6, 1 , «имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» Ст. 5. 6: «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного…, но брат с братом судится и, притом, пред неверными?» В приведенных словах очевидно тождество между язычниками, называемыми «неверными» и «нечестивыми», с одной стороны, и христианами, безразлично называемыми «святыми», – с другой. – Во 2Кор. 1, 1 ; Кол. 1, 2 Апостол обращается с речью к «святым», под которыми, с точки зрения рассматриваемого учения, должно разуметь действительно совершенных членов Церкви, а не являющихся таковыми по одному имени. Но с этим не согласно дальнейшее содержание взятых посланий. Если Апостол писал свои послания только к святым , то каким же образом во 2Кор. 13, 2 он обращается к тем же святым с таким суровым предостережением: «я предварял и предваряю», пишет Апостол, «как бы находясь у вас во второй раз, и теперь отсутствуя пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу»? Точно так же, с разбираемой точки зрения, остаются малопонятными увещания Ап. Павла к «святым» членам Колосской Церкви – воздерживаться от «блуда, нечистоты, страсти, злой похоти и любостяжания» 3, 5. Малопонятными остаются также и увещания Ап. Петра, с которыми он обращается к «народу святому» 1Петр. 2, 9 , потому что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» Мф. 9, 12 . 76 . Далее, в Рим. 1, 7 Ап. Павел преподает благодать и мир «всем… призванным святым». Во 2Кор. 8:4, 9:1 читаем о материальном вспоможении «святым». Но ни благодатная, ни естественная помощь не предназначалась для одних совершенных членов Церкви. Апостолы более, чем кто-либо, помнили слова Спасителя Мф. 5, 44. 46 : «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас;… ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» Немощные члены тела нуждаются и в наибольшем о них попечении 1Кор. 12, 23 . – И члены ветхозаветной Церкви также назывались Втор. 33, 3 ; 1Цар. 1, 9 «святыми», , однако не в протестантском смысле, но как народ завета, посвященный Богу во Христе 382 . Итак, христианине называются в апостольских посланиях святыми не потому, что они безгрешны и составляют из себя невидимую Церковь , но потому, что носят в себе спасение в виде зачаточной силы такого религиозно-нравственного развития, которым освящается их личная жизнь 383 . §VI

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

2 . От страха Твоего, Господи, – восклицает Исаия, – мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения, которым беременели на земле ( Ис. 26:17–18 ). Опять же и у Екклесиаста написано, что как образуются кости во чреве беременной, так и пути ветра, то есть Духа ( Еккл. 11:5 ). В самом деле, как Сама Святая Дева носила Его во плоти, так и принявшие Благодать Святого Духа носят Его в сердце своем, по слову Апостола, говорящего о вселении Христа по внутреннему человеку через веру в сердца наши, чтобы, укорененные и утвержденные в любви, мы смогли встать рядом со всеми святыми ( Еф. 3:16–18 ); и еще: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыток силы шел от Бога, а не от нас ( 2Кор. 4:7 ). Если сбылось в тебе слово сие, что преображаемся в тот же образ от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ); если исполнилось на тебе речение Апостола, гласящее: Да владычествует мир Божий в сердцах ваших ( Кол. 3:15 ) и в уме вашем (который есть Иисус Христос); если ты достиг ступени, когда из тьмы свет озарил наши сердца познанием славы Божией ( 2Кор. 4:6 ); если исполнилось в тебе слово о том, что да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и будьте как слуги, ожидающие своего господина, когда он возвратится с брака ( Лк. 12:36 ), да не заградятся уста твои, не найдя никакого оправдания, среди святых; если знаешь, что есть масло в сосуде твоем, как у мудрых дев, и не будешь ты оставлен вне дверей, но войдешь в брачный чертог вместе с женихом ( Мф. 25:4 ); если почувствовал, что дух твой и душа твоя и тело твое достигли беспорочного единения и воскреснут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными; если безупречным и неосужденным стал ты перед своей совестью и младенцем, по слову Спасителя, сказавшего: не препятствуйте детям прийти ко Мне; ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф. 19:14 ), – если поистине ты стал Его невестой и Его Дух Святой принял часть в тебе, сущем еще в теле, то ожидай Царствия; если же нет, то жди скорби и стенаний, потому что стыд и срам постигнут тебя пред лицом святых. Знай одно, что как какая-нибудь девица в мире сем, просыпаясь каждый день утром, ни за какое дело не берется, пока не приукрасит себя для жениха своего, осмотрев себя многажды в зеркале, нет ли изъяна на лице ее, – ибо имея изъян она не будет угодна жениху своему, – так великая забота есть у святых и ночью и днем, исследовать свои помышления и понимать, ходят они под игом Святого Духи или нет. Борись же, брат, ревностно в труде сердца и уст, в ведении, чтобы овладеть тою вечной радостью, ибо редки удостоившиеся ее, приобретшие меч духовный ( Еф. 6:17 ) и направившие души свои к преуспеянию и освободившие все чувства свои от всякой скверны страстей так, как сказал Апостол: чтобы, истинствуя в любви, мы постоянно возрастали в Том, Кто наша глава, во Христе ( Еф. 4:15 ). И Его святое Имя способно помочь нам в слабости нашей ( Рим. 8:26 ), чтобы мы сподобились соединиться со всеми святыми Его. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   Ответ. Высокомудрен тот, кто сам себя возвышает, высоко думает о собственных своих заслугах, превозносится подобно известному фарисею ( Лук. 18, 11 и д.) и не ставит себя в ряд с смиренными: он же может быть назван и разгордевшимся, как обвинены в том Коринфяне ( 1Кор. 5, 2 ). А величав тот, кто не соображается с узаконениями, не выполняет и того, чтобы «тем же правилом» жительствовать и «тоже» мудрствовать ( Филип.3,16 ), но придумывает собственный свой путь правды и благочестия. Горд, кто хвастается тем, что у него есть, и старается казаться чем-то выше того, что он в действительности. Напыщенный же или может быть одно и то же с гордым, или близок к нему, по сказанному у Апостола: «тот горд» ( τετυφωται), «ничего не знает» ( 1Тим. 6, 4 ).    Вопрос 117. Кто не выполняет на каждый день положенного устава в рассуждении известной заповеди, а старается обучиться искусству, тот каким страждет недугом, и может ли быть терпим? Ответ. Таковой и высокомерен, и самонравен, и неверен, потому что не убоялся суда Господа, сказавшего: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лук. 12, 40 ). Ибо кто каждый день и час ожидает Господа, тот старается, чтобы настоящий день не провести в праздности, и более ни о чем не заботится. Но если приказано ему обучаться искусству, то пусть в послушании находит приобретение благоугождения Богу, а не в превозношении – осуждение.    Вопрос 247. Поскольку Писание говорит: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших» ( 1Цар. 2, 3 ), и Апостол иногда признается: «Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу» ( 2Кор. 11,17 ); и еще: «Я дошел до неразумия, хвалясь» ( 2Кор.12 11), а иногда дозволяет хвалится: «Хвалящийся хвались о Господе» ( 2Кор.10, 17 ): то какая похвала о Господе, и какая запрещена? Ответ. В Апостоле весьма ясно видно необходимое его противление страстям. Ибо говорит сие не для того, чтобы себя самого выставить на вид, но чтобы низложить безрассудное высокомерие и превозношение некоторых. Похвала же о Господе бывает, когда человек добрые дела свои приписывает не себе самому, но Господу, говоря: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4, 13 ). А похвала запрещенная может быть двоякого рода, или по сказанному: «хвалим есть грешный в похотех души своея» ( Псал.9,24 ), и: «что хвалишися во злобе, сильне» ( Псал.51, 3 )? или по сказанному: делают, «показаться перед людьми» ( Матф.6, 5 ), в самом же желании приобрести похвалу за то, что делают, как бы хвалясь сделанным. Но таковых можно назвать и святотатцами, присвояющими себе дары Божии, и себе самим восхищающими славу, которая подобает Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Поэтому возложение апостольских рук на крещенных считалось необходимым с самого начала существования христианской Церкви. Вследствие увеличения числа крещенных во многих различных местах, куда не могли идти сами Апостолы для возложения рук, они к возложению рук присоединили еще помазание святым миром, почему таинство возложения апостольских рук на крещенных называется еще «помазанием». Что помазание святым миром крещенных существовало при Апостолах видно из слов Св. Апостола Павла, который говорит: «утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих» ( 2Кор.2:15 ). Апостол Инн Богослов говорит: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все» ( Ин.2:20 ). «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно» ( 1Ин.2:27 ). Право совершать помазание святым миром крещенных Апостолы предоставили тем своим преемникам, которые, подобно им, «постоянно должны пребывать в молитве и служении слова» ( Деян.6:4 ). Можно думать, что побуждением для Апостолов присоединения помазания святым миром к возложению рук на крещенных кроме трудности и даже невозможности с увеличением числа верующих самим Апостолам совершать это, могли быть еще назидательность, содержательность и понятность сего действия для всех. Помазание святым елеем было известно и в Ветхом Завете и служило знаком подаяния особых дарований Святого Духа. Помазывались цари, первосвященники и пророки. В Новом Завете помазание святым миром отчасти заменяет ветхозаветное помазание, но оно получает иное значение: оно напоминает верующим, что через помазание святым миром все части тела укрепляются для борьбы с грехами, исцеляются раны души, сообщаются дары Святого Духа и освящаются все части тела человеческого ( 2Кор.2:15, 1:21–22 ; Еф.1:13 –14, 4:30 ). Таинство Святого причащения по своему значению, достоинству и возвышенности превосходит все другие таинства: в нем сосредоточено все то, что Бог, по Своей бесконечной премудрости и любви, соделал для спасения падшего человечества. В Слове Божием это таинство именуется различными наименованиями: Тайная Вечеря, преломление хлеба, Евхаристия, трапеза Господня, тело Господне, святая жертва, хлеб жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Божественная же благодать делает всякого человека, с верою прибегающего ко Спасителю, новым (см.: Еф.2:14, 4:24 ; Гал.6:15 ; Кол.3:10 ), свободным (см.: 2Кор.3:17 ) творением: Итак, кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ), мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10, 4:21–24 ). Она преображает людей (см.: 2Кор.3:18 ), сообщает им чистоту чувств и мыслей перед лицом Бога (см.: Гал.5:22–23 ; Еф.4:29–32 ), научает, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. ( Тит. 2:12–14 ). «Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни, сами обрекают себя на погибель и духовную смерть, то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни» 146 . В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел раскрывает ход отпадения человека от Бога, от истинного боговедения и богопочтения к идолопоклонству и (в результате умножения чувственности) в грех блуда и телесную нечистоту (см.: Рим.1:21–31 ): – Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили ( Рим.1:21 ). «Первая степень нисподения, по толкованию святителя Феофана Затворника , есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, – и помышление о Нём редко вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестаёт заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения» 147 ; – ...но осуетились в умствованиях своих ( Рим.1:21 ). Вторая степень – когда все помышления, все планы и все цели жизни заключены в одном: «...как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Итак, ты видишь, что извергаешь яд и змеиное шипение пелагианства. Посему и проистекает то, что ты, как кажется, (304) должен был бы быть осужден ранее, чем осужден, потому что твои заблуждения одинаковы с пелагианами, и мы верим, что ты должен подпадать под одно и то же с ними осуждение. Не упоминаю между тем то, что, сравнивая статую императора с Господом, ты изрыгнул настолько кощунственную и богохульную гнусность, что, как мы видим, ты определенно превзошел в этом безумии даже самого Пелагия, который в этом победил многих. [Col. 102] Глава 3. Пелагиане и несториане приписывают Христу такую причастность Божеству, которая свойственна всем святым мужам 1 . Итак, ты называешь Христа Богоприимным ( theodochon ) образом, то есть Он должен почитаться не ради Самого Себя и не потому, что Он – Бог, но потому, что Он принял Бога в Себя. Таким образом, ты признаёшь, что между Ним и всеми святыми не было никакого различия, поскольку все святые также имели в себе Бога. Ибо мы не можем отрицать, что и в патриархах был Бог, и в пророках говорил Бог. 2 . Одним словом, я не говорю, что только апостолы и мученики, но верю, что вообще и все святые и слуги Божии имели в себе Духа Божиего, согласно Писанию: вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них ( 2Кор.6:16 ). И в другом месте: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Итак, мы все богоприимцы (theodochoi), и ты, таким образом, говоришь, [Col. 103] что все святые подобны Христу и равны Богу. Разница между Творцом и творением 3 . Но нужно держаться в стороне от такого гнусного и нечестивого обмана, чтобы сравнивать Творца с Его творением, Господа – с Его слугами, Бога неба и земли – с земной бренностью; и это было бы Ему оскорблением в ответ на Его благодеяния – говорить, что Он удостоил человека Своим вселением и по этой причине Он – то же самое, что человек. Глава 4. Какая существует разница между Христом и святыми 1 . Конечно, существует разница между Ним и всеми святыми, как между жилищем и жильцом, потому что всякий, кто обитает, не есть само жилище, но жилец, который по своему свободному выбору (305) строит жилье и может занять его. Я имею в виду, что каждый может выбрать, будет ли он строить сам жилище и, когда построит, будет ли жить в нем. Вы ищете доказательства, – говорит апостол, – на то, Христос ли говорит во мне? ( 2Кор.13:3 ). И в другом месте: вы не знаете, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор.13:5 ); и еще: чтобы во внутреннем, говорит, человеке верою вселиться Христу в сердца ваши ( Еф.3:16–17 ). Все святые имели в себе Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010