е. душевно-телесными людьми, несформировавшимися пневматиками, живущими вне соответствующей объективной обстановки, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Страдания привлекают спасающую силу Бога, воспитывая в христианах терпение. В этом их объективное значение. Но они имеют и субъективное значение, как состояния самоотверженной любви. Возлюбивший Христа знает Его пророчество; раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:20 )... даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ( Ин.16:2 )... вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (16:20)... в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (16:33), и потому в земной фазе жизни он несет Его крест, как носитель Его веры, продолжатель Его дела; с Ним страдает, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:17 ). Христос объект его пламенной любви: Ему он подражает ( 1Кор.4:16 ), в Его интересах располагает всю свою жизнь ( Флп.2:21 ), в тон Его чувствований настраивает, свою душу ( Флп.2:5 ), с Ним хочет быть, разлучившись с телом ( Флп.1:23 ), и потому бесстрастный в умершей греху плоти для всего, что составляет содержание этого мира, он подобно Христу, как бы пригвожден ко кресту для мира сего, умирает для его воли, чтобы жить для Бога верою в Сына Божия, возлюбившего его до смерти и возлюбленного им до язв, носимых на теле ( Гал.2:1920 , Гал.6:1417 ). Любовь ко Христу, таким образом, христианизирует свои страдания, рассматривая их как Христовы, т. е. как страдания за имя Христово ( 2Кор.1 ср. Деян.9:16 ) и в духе Христовой любви ( Кол.1:24 ). Страдать за Церковь Христову и восполнять недостаток в плоти скорбей Христовых одно и то же на языке апостола Павла ( Кол.1:24 ). Сострадает ли апостол ближним до плотяных слез ( 2Кор.2:4 ), страдает ли он в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:45 ), его скорби имеют положительный нравственный характер, как переносимые ради любви к Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Но какая от них польза? Посмотрим на примеры: вот братья Иосифа, когда попали в тесноту скорбей, то и заговорили:во гресех есмы брата ради нашего; сего ради прииде на ны скорбение сие ( Быт. 42:21 ). Это первый плод притеснения – чувство своей греховности, самоосуждения и смирения; этим и разбойник на кресте спасся, когда в сознании своей виновности призвал со смирением Господа. Все последствия временных страданий неудобно-исчислимы, а главные, кои легко приметить, следующие: в скорби своей утренневати будут ко Мне ( Ос. 6:1 ), – как сказал Господь о людях Своих. Страха ради Твоего, взывали святые пред Богом, – во чреве прияхом (скорбь и муку), и поболехом и родихом дух спасения Твоего ( Ис. 26:8 ). И три отрока в пещи огнем горящей, свидетельствовали тоже: душею сокрушенною и духом смиренных да прияты будем ( Дан. 3:39 ). И Давид пред лицом Божиим вещал, значит неложно: прежде страдания моего я блуждал, а ныне слово Твое храню ( Пс. 118:67 ). И Павел, указывая на конец страдальческого пути, писал: кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). И Лазарь, поверженный у ворот богатого, как бы на съедение псам, и он тоже указывает, что за свое злострадание был взят на лоно вечного упокоения. Ибо все, сеющие здесь слезами, – как сказал Дух Святый чрез пророка, – радостью пожнут ( Пс. 125:6 ). Так и Господь говорит: блажени нищии духом; блажени плачущие. Воистину блаженны те, кои, покоряясь учению Господню, идут страдальческим путем: они и здесь радуются среди лишений и скорбей неземною радостью. Путь мой пролег по прекрасным местам, – взывал Давид, – и удел мой приятен для меня ( Пс.15:6 ). И апостол Павел писал: я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа ( 2Кор. 12:10 ). Также и прочие последователи Христовы среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью ( 2Кор. 8:2 ). В похвалу первых христиан говорил апостол Павел: вы люди разумные; ибо вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто бьет вас в лице ( 2Кор. 11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

2Кор.12:6 .  Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, по­тому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. «Аще бо восхощу похвалитися, не буду безумен: истину бо реку». Поскольку Апостол неоднократно называл себя безумным, то, чтобы не почел кто ложным того, что говорит, по необходимости показал истину сего. «Щажду же, да не како кто вознепщует о мне паче, еже видит мя, или слышит что от мене». Поэтому боюсь сказывать все, чтобы не составил кто о мне большего, нежели о человеке, мнения. Ибо так было в Ликаонии; признали его Богом, намеревались принести в жертву волов, но Апостол, раздрав одежды, вразумил о себе, какого он естества ( Деян. 14, 15 ). 2Кор.12:7 .  И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. «И за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся». Сим снова показал Апостол что сподобился многих откровений. Посему-то, говорит он, Владыка, промышляя о моей пользе, дал мне в удел всякого рода искушения, обуздывая сим мое о себе мнение и не попуская замыслить что-либо непомерное. «Аггелом же сатаниным» назвал обиды, поругания, народные восстания, это яснее излагает в последующих словах. 2Кор.12:8 .  Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 2Кор.12:9 .  Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. «О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене: и рече ми: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается». Апостол показал немощь природы, ибо говорит: «Просил я избавления от искушений». Показал же и утешение от Владыки, ибо сказал, что к утешению достаточно обильного подаяния благодати. А немощь и терпение проповедующих ясно показывают силу проповедуемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

56 . Против помысла, изображающего перед нашими глазами болезнь желудка, печени и селезенки и вздутие в брюшной полости (пупа): Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). 57 . Против помыслов, возникающих в нас по мере того, как все наше тело постепенно приходит в негодность: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). 58 . Против помысла, который вызывает в нас сострадание и убеждает отдать что-либо нищим, а потом удручает и опечаливает нас из-за вещи, которую мы отдали: Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог[, и недостаток дел его восполнит] ( 2Кор.9:7 ; Притч.22:8–9 ). 59 . Против помысла, рисующего перед нами сильную немощь, которая может возникнуть от поста и связанных с ним болезней, и убеждающего нас вкусить немного вареной пищи: Ибо, когда я немощен, тогда силен ( 2Кор.12:10 ). Из Послания к Ефесянам 60 . Против помысла, жаждущего насытиться вином в праздничный день: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф.5:18–19 ). Из Послания к Филиппийцам 61 . Против помыслов, из-за которых наша душа, с одной стороны, не хочет добывать себе пропитание собственноручным трудом, но и отказывается получить что-то от родных, потому что они бедны и живут на большом расстоянии, а советует восполнить свою нужду за счет других: Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но во всем, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом ( Флп.4:5–6 ). 62 . Против помыслов, предрекающих мне голод и недостаток хлеба и внушающих мне стыд при мысли, что мне придется получать помощь от других: Я умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Во всём и везде я научен и насыщаться и голодать, и изобиловать и нуждаться. Всё могу в Укрепляющем меня [Христе] ( Флп.4:12–13 ) 15 . Из Первого послания к Фессалоникийцам

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

8. Истолкование мест свящ. Писания, приводившихся еретиками в поношение брака; и первее всего защита слов Апостола Павла в Рим. 6:14 от превратного понимания их еретиками Сторонники учения о безразличии дел добрых и дурных находят, что и само свящ. Писание будто бы благоприятствует их чувственности. Но для сего они искажают истинный смысл некоторых мест его. Особенно много они носятся с этим изречением: Грех да не господствует над вами, ибо вы не под законом, но под благодатью ( Рим. 6:14 ). Ссылаются они в подтверждение своего нечестивого учения и еще на несколько подобных мест; но я не считаю за нужное их приводить здесь: я не пират ведь, чтоб наполнять подобными предметами сии «Записки» свои, подобно как нагружают разным хламом свои корабли разбойники на море. Покажем в нескольких коротких лишь словах суетность сих попыток еретических. Преславный Апостол взводимую на него хулу сам опровергает словами, какие он присоединяет к только что приведенным. Он говорит: Что же? Станем ли грешить мы, потому что мы не под законом, но под благодатью? Да не будет ( Рим. 6:15 ). Столь богопросвещенно и пророчески – толково, как бы одним ударом ноги, рассыпает он софизмы их в защиту любострастия. Еретики не постигают кажется, что всем нам должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5:10 ), дабы что чрез тело соделал кто, то и получил. Посему кто во Христе, тот есть новое творение; грехами тот более уже не занимается. Древнее прошло, жизнь прежняя покинута; вот все новое ( 2Кор. 5:16, 17 ), непорочность вместо любострастия, умеренность вместо невоздержности, правда вместо неправд. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Или что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами ( 2Кор. 6:14–16 )? Имея такие обетования, очистим себя ото всего, что оскверняет тело и дух, совершая дело освящения своего в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

К Коринфянам второе послание Апостола Павла Писано, вероятно, в бытность Апостола из Македонии, в третьем его путешествии около 55 г. по Р. Х. В краткий период времени между двумя известными посланиями к Коринфянам, Апостол по-видимому посетил Коринф вторично ( 2Кор.12–14; 13–1 ). Вернувшись в Ефес, Апостол писал еще послание в Коринф, не дошедшее до нас. Но вскоре смута, возбужденная в народе ремесленником Димитрием, понудила Апостола бежать из Ефеса ( Деян.19 ; 2Кор.1–8 ). Он направился в Троаду, думая найти там Тита, ожидаемого из Коринфа; но ожидал его напрасно ( 2Кор.2–13 ) и не дождавшись пошел в Македонию. Здесь он встретил наконец Тита ( 2Кор.7–6 ), который обрадовал его вестью о любви к нему народа в Коринфе. Однако вместе с тем узнал он, что есть люди, которые, возмущаясь против него, преследуют его клеветой и наговорами. Все это побудило Апостола написать второе послание, в коем, благодаря свою паству за любовь и преданность, он защищает личный характер свой и власть апостольского служения от коварных нападок и наговоров. Глава 1 Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат – церкви Божией сущей в Коринфе, со всеми святыми во всей Ахаии. Благодатное утешение в скорби и страданиях Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякого утешения. От Него утешение нам во всякой скорби, да возможем и мы сущих во всякой скорби утешить утешением, егоже нам самим посылает Бог. Ибо, как прибывает доля страданий Христовых в нас, так прибывает силою Христовой и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения: и будет его совершение в вас, когда в терпении испытаете те же страдания, какия и мы терпим. И надежда наша о вас крепкая неподвижно. И утешаемся мы для вашего утешения и спасения, зная, что, как и в страданиях общение ваше с нами, так и в утешении. Не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии: были мы в великой тяготе, свыше силы нашей, так что не надеялись остаться и в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми ( 2Кор. 8:18–21 ). С одной стороны, Павел увещевает христиан быть щедрыми при сборе пожертвований, с другой не желает сам прикасаться к деньгам, заботясь не только об угождении Богу, но и о своей репутации. Он хочет «минимизировать свою связь со сбором денег, при этом оставаясь во главе проекта в целом». 340 Более того, он настаивает, что сбор должен быть осуществлен до его прихода, чтобы собранные средства воспринимались «как благословение, а не как побор» ( 2Кор. 9:5 ). Павел добавляет: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9:6–7 ). Щедрость по отношению к бедным не останется без награды: Бог обогатит дарителей Своей благодатью, а одаряемые будут за них молиться ( 2Кор. 9:8–14 ). В литературе, посвященной Павлу, высказываются различные соображения о причинах инициированного им сбора пожертвований, проведенного с таким размахом. Одни комментаторы ищут в этом поступке какой-το скрытый богословский смысл. 341 Другие полагают, что тем самым Павел хотел задобрить находящихся в Иерусалиме апостолов, отношения с которыми у него были напряженными. 342 Мы, со своей стороны, считаем, что соображения, изложенные самим Павлом в его посланиях, проливают больше света на причины сбора, чем предположения ученых. He следует забывать, что ситуация в Иудее была близка к катастрофической. По словам Иосифа Флавия, при прокураторе Феликсе, управлявшем страной с 52 no 58 годы, «дела Иудеи приходили со дня на день все в больший упадок». Страна «наполнилась разбойниками и обманщиками, которые вводили простонародье в заблуждение. Тем временем Феликс ежедневно ловил и казнил как тех, так и других». После убийства по приказу Феликса первосвященника Ионатана убийцы последнего «стали совершенно безбоязненно являться во время праздников в город, держа под платьем ножи наготове. Затем они смешивались с народною толпою и убивали тут как своих личных врагов, так и тех, против которых их нанимали за деньги. Это они делали не только в пределах города, по и в самом храме, так как не стеснялись осквернять святилище столь святотатственными убийствами». 343

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2Кор.12:14 . «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Объяснение. Апостол, изображая свой образ действий в Коринфе, не ставит его в общее правило; не брал он содержания от Коринфян потому, что хотел иметь больше успеха в проповеди: 1Кор.9:12 , не хотел подвергаться хотя бы и несправедливым нареканиям в своекорыстии: 1Кор.9:1:5 ; а хотел иметь некоторую похвалу и награду: 1Кор.9:16–18 . Этого нельзя ставить в общее правило, ибо это вызывалось исключительными обстоятельствами и, между прочим, тем, что, по словам апостола, чрезвычайно любя Коринфян, он был менее (недостаточно) любим ими: 2Кор.12:15 . Тот же апостол сам изобразил общее правило относительно взимания апостолами и пастырями платы за своё служение: 1Кор.9:7–14 ; Гал.6:6 . Гал.6:6 . «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Объяснение. Отсюда видно, что и в первенствующей или апостольской Церкви было священноначалие, так называемое ныне духовенство, пользовавшееся доходами от своих пасомых: ст.7–14; Флп.4:14–16 . 2Фес.3:8–9 . «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Объяснение. На этих словах нельзя основываться в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор.11:8 , и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп.4:14:16 ; а Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк.10:7 . 1Тим.5:18 . «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» ( Втор.25:4 ; Мф.10:10 )». Объяснение. Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; 1Кор.9:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

    «Я дверь, читаем мы здесь слова Христовы о Себе, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Я даю жизнь вечную, и не погибнут овцы Мои вовек» (ср. Ин.10:7, 9, 28). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (ср. Ин.15:4—6). «Бог, свидетельствуют и апостолы, определил нас к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы — бодрствуем или спим — жили вместе с Ним» (ср. 1Сол.5:9—10). «Он — посетитель душ наших» (ср. 1Пет.2:25). «Дом Его — мы, если только упование и дерзновение, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (ср. Евр.3:6). «Благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (ср.Ин.1:17), и мы «Им укрепляемся в благодати» (ср. 2Тим.2:1), «будучи укоренены и утверждены в Нем» (Кол.2:7). Мы — «письмо Христово, написанное Духом Бога живаго на плотяных скрижалях сердца» (ср. 2Кор.3:3), и «званы к Иисусу Христу» (ср. Рим.1:6) «облечься в Него» (ср. Рим.13:14). «Бог облагодатствовал нас в Возлюбленном» (ср. Еф.1:6). «В Нем мы сделались наследниками» (ср. Еф.1:11). «В Нем имеем полноту» (ср. Кол.2:10) и «искупление» (ср. Рим.3:24). С каждого человека греховное «покрывало снимается Христом» (ср. 2Кор.3:14), и как «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим.8:2), так и «слава Божия — в Лице Иисуса Христа» (ср. 2Кор.4:6).    Судя по этому библейскому учению, «Церковь на земле есть во все времена продолжающий жить Христос», учащий нас жить и действовать любовию и Собою нас осиявающий в Отчем Духе. Его силою и по Его образу преображается в церковных недрах всякий христианин без исчезания собственной личности, но с сознательным и свободным предаванием себя «Христову вседействию». И Христос вседействует в душе по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия. Выходит, будто душа сама действует, тогда как « " не без Него делает» (Ин.15:5), ибо без Него таких дел никто и делать не может». Божественно наполняя Собою весь мир, Господь Спаситель Своим вездесущием неотлучен ни от какого места вселенной. Потому христиане по вере в Его соприсутствие и вследствие получения от Него явно ощущаемой благодати Святого Духа говорят с Ним молитвенно как с неизменно живым. Он — «Восток востоков», или богоозаренных благодатию человеческих природ. Его сокрытие из сердца вследствие какого-либо греха сразу заметно христианину, и тот делает все зависящее, чтобы возвратить в дом своей души Источника благодати и любви, если только не вознерадит о спасении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Библейские указания на сущность сектантства Для внутренней жизни Церкви Христовой мир не всегда обеспечен: 2Пет.2:1–2 ; 1Кор.11:19 . По ясному указанию Слова Божия в «последние времена», или в «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас, христиан», и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся антихристы, т.е. противники Христу: 1Тим.4:1 ; 1Ин.2:18–19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 . Отступники здравого учения принимать не будут: 2Тим.4:3 ; 2Кор.4:3–4 ; Пс.49:16–17 . И не станут почитать за святыню «Кровь завета»: Евр.10:29 . Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»: 1Тим.1:7 ; Рим.12:3 ; 2Пет.3:16 ; 2Тим.3:7–8 ; 1Кор.8:2 ; Сир.38:25 . Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»: 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ; 1Тим.1:6 ; Рим.10:3 ; 1Тим.1:7 . Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»: 2Пет.2:3 ; Рим.16:17 ; Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», вид благочестия: 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ; 2Тим.3:5 ; настоящее имя таким людям – «еретики»: Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 . «Но они немного успеют» и конец их по делам – «не дремлющая погибель»: 2Тим.3:8 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 . Кто дал право проповедовать сектантским лжеучителям? Люди благочестивые, верные члены Христовой Церкви, смущаются дерзостью и кощунственным поведением сектантских лжеучителей. Взирая на них, они невольно припоминают слова апостола Павла: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28–29 ). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:15 ). Каким же образом могут проповедовать сектантские лжеучители? Кто им дал на это право? А ведь они, простые миряне, ставят себя выше не только учёных христианских богословов, но и богоглаголивых отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010