Я полагаю, что, возможно, этими цельными и беспорочными камнями были святые апостолы, своим согласием и единодушием вместе образуя один жертвенник. Так, «единодушно пребывая в молитве» ( Деян.1:14 ) и в едином порыве отверзая уста свои, они, как сказано, произносили: «Ты, Господи, Сердцеведец всех» ( Деян.1:24 ). Поэтому те, которые могут единодушно молиться в один голос и одним духом, возможно, достойны того, чтобы надлежало им всем вместе устроить жертвенник, на котором Иисус приносил бы жертвы Отцу. Так постараемся поступать так, чтобы мы единодушно «говорили одно» ( 1Кор.1:10 ), «ничего не делали по любопрению или по тщеславию» ( Фил.2:3 ), но «соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ), и тогда, возможно, и мы соделаемся камнями, годными для жертвенника. Ибо Господь наш Иисус не оставляет нас, и хотя мы посвящаем себя молитве, «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). «Господь есть Дух» ( 2Кор.3:17 ). Таким образом, если Дух помогает нашим молитвам и возносит их к Отцу, Богу всяческих, с воздыханиями для нас невыразимыми, то, разумеется, Он требует от нас и тщательно устроенный жертвенник. 3 . Но жертвенник еще полностью не завершен, и, хотя он сложен «из камней цельных», и хотя «железо» и «стрелы лукавого» не коснулись их, им все еще чего-то не достает, нечто такого, что добавляет Иисус ко всем им. Так чего же? Сказано: «Написал Иисус там на камнях Второзаконие – список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми» ( Нав.8:32 ). Он написал так, как в то время мог написать сын Навина, – начертав закон на камнях жертвенника, и тем в меру своих сил представил образ; посмотрим теперь, как написал Второзаконие наш Иисус «на живых» и «цельных камнях». Второзаконие есть, как следует из названия, второй закон. И потому, если хочешь увидеть, как после того, как первый закон утратил силу, Иисус написал второй, послушай, что Сам Он говорит в Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, уже убийца» ( Мф.5:21–22 ); и еще: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ); и «еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы. А Я говорю вам: не клянись вовсе» ( Мф.5:33–34 ). Вот пред тобой Второзаконие, написанное Иисусом «на живых» и «цельных камнях», «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца; не чернилами, но Духом Бога живаго» ( 2Кор.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

524 Этот жест был характерен для участников языческих пиров, о чем свидетельствуют надгробные памятники (например, в Пальмире). Умерший изображен полулежащим на парадном ложе и держащим в левой руке кубок, покоящийся на кончике пальцев. Ладонь его повернута кверху. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 233, n. 5.) 525 Домостроителем апостол Павел в послании к Титу называет епископа: «Ибо епископ должен бытъ непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец...» ( Тит. 1:7 ). 526 Для обоснования действий Златоуста Палладий обращается к отрывку из Деяний Апостолов ( Деян. 6:2–4 ), который свободно пересказывает. Ср.: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». 528 Слово «святые» (γιοι) в давном контексте означает «члены народа Божиего», то есть члепы Церкви. В этом значении слово употребляется у апостола Павла: «Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахайе» ( 2Кор. 1:1 ). Об обязанностях христиан оказывать гостеприимство «святым», то есть своим собратьям во Христе, неоднократно говорится в Священном Писании. См.: Рим. 12:13 : «В нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве»; 2Кор. 9:12 : «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу»; 1Тим. 5:10 : «..известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым». 531 Палладий указывает на то, что совершающему дела странноприимства нужнο обладать добродетелью рассудительности (φρνησις, σωφροσνη). Св. Иоанн Златоуст был против неразумной благотворительности, за что упрекал диакониссу Олимпиаду. (См.: прим. 308.) 533 Подобные сапоги носили на Востоке, в особенности в Персии. В подлиннике – σαρβαρα, В книге пророка Даниила это слово употреблено для описания одеяния трех отроков, брошенных по приказу Навуходоносора в раскаленную печь ( Дан. 3:21 ). (См.: Diaiogue. Т. 1. Р. 239, n. 5.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

9. Благодать Божия есть сила Всевышнего, укрепляющая нас как в телесных, так и в душевных немощах. 9–10. Бог не попускает верующему в Него искушаться сверх сил, но с искушением дает и облегчение; кто чувствует в себе утешение благодати, тот в самых несчастиях и страданиях находит внутреннее удовольствие (выше 2Кор.4:8–9 ). 10. Страдающие за Христа и в немощи бывают сильны: злословят их, а они благословляют, гонят их, они терпят; хулят их, они молятся ( 1Кор.4:12–13 ). 16–17. Если собственным имением твоим помочь другому не можешь, то проси милостыню для других, но сам не пользуйся, и не полагай на себя подозрения (выше 2Кор.8:20 ). Гл. 13. Ст. 4. Как Христос, будучи распят по плоти, ожил Духом (силою Божиею ( 1Пет.3:18 ): так и мы хотя по плоти страдаем с Ним и умираем, но будем с Ним и живы живущим в нас Духом Его ( Рим.6:5 – 8:11 ). 5. Всякий может чувствовать в себе благодать Божию, если только он вовсе не забыл самого себя или есть не то, чем должен быть. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его; а если Христос в нас, то хотя тело мертво по причине греха, но дух жив, по причине праведности живущего в нас Христа ( Рим.8:9–10 ). 7. Если учишь другого добру, то не ставь себя ему в пример, и не показывай, что ты хорошо знаешь самого себя: но учи его так, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя не тем, чем ты должен быть. Учи другого со смирением, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя самого несовершенным. 16 Из Послания Св. Ап. Павла к Галатам Гл. 1. Ст. 1 и 3. Иисус Христос есть Господь и Бог ( Ин.20:28 ); от Него спасение ( Еф.2:8 (благодать) и мир душе нашей. 4. Хотя мы от Бога, но все мы грешишки ( 1Ин.5:19 ), и настоящая жизнь (век) наша есть грешная; по расположению на злые дела мы сделались Божиими врагами ( Кол.1:21 ). Но Богу Отцу благоугодно было примирить нас с Собою смертью Сына Его И. Христа в теле чувственной плоти Его, чтобы представить нас святыми, и непорочными, и невинными пред Собою ( Кол.1:22 ; Тит.2:14 ). 6–9. Евангелие Христово состоит в том, что мы спасаемся благодатью Христовой только по вере в смерть Его за грехи наши ( Гал.1:4 ), и получаем все благодатные дары через наставление в вере, а не делами закона (ниже Гал.3:2 ). Кто смущает верных и хочет превратить сие учение Христово, тот должен быть отлучен от Церкви, кто бы он ни был.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» ( Матф.3, 12 )? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными.    Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. ( Колос. 2, 18 )? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» ( Колос.2 23). Таковы Манихеи и им подобные.    Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» ( Римл.12, 11 )? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощет зело» ( Пс.111, 1 ).    Вопрос 260. Поскольку Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» ( Ефес.5, 17 ), а иногда: «не мечтайте о себе» ( Рим. 12, 16 ); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3, 7 ). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10, 4–5 ).    Вопрос 261. Поскольку Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21, 22 ); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» ( Матф.18, 19 ); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» ( 2Кор. 12, 8 ), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение восьмой Заповеди Блаженства Восьмая заповедь блаженства гласит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Матф.5,10 ). В этой заповеди говорится о людях, которые в своей жизни во всем живут по правде, придерживаясь справедливости. Под правдой в этой заповеди понимается исполнение Закона Божьего. Правдолюбцы, то есть люди, которые выше всего на свете чтят Слово Божие и исполняют Божий Закон во всем, согласны добровольно переносить лишения, бедствия, страдания и даже быть гонимыми, но не отступать от соблюдения правды, (то есть от Закона Божьего) будут блаженны, счастливы и получат Царство Небесное. Иисус Христос предвидел, что многие Его ученики и последователи из-за того, что они стали приверженцами и распространителями Его Учения, будут подвергаться гонениям, испытают много лишений и страданий. Но тем не менее люди не должны пугаться страданий, так как ничто не может повредить человеку если он любит Иисуса Христа и следует Его учению. Иисус Христос будет с таким человеком во всякое время и во всяком месте, и увенчает его за подвижнический подвиг неувядаемым венцом славы. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня» ( Иоан.15:20–21 ). Истинные христиане, живущие по Христу (то есть соблюдающие учение Христово), всегда будут преследоваться темными естественными и сверхъестественными силами, также как преследовался Иисус Христос. Истинные христиане за правду Христову, которую они исповедуют, и за добрые дела, которые они делают во имя Христово, будут подвергаться преследованиям и страданиям. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Однако христиан не должны пугать муки и страдания. Так как тот человек, который за правду Христову подвергается гонениям и страдает, будет охраняем и утешаем Христом, как три верных отрока в Вавилоне. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:5 ). То есть, видя наши страдания, Христос воздаст нам за них утешением. И тот, кто станет участником страданий Христовых, тот станет участником победы и славы Христовой. «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Богопросвещенный от Духа Божия человек во Христе получает всецело воскрешение в себе непосредственного ведения, что добро и что зло, и начинает иметь вполне открытые очи сердца ко всему истинному и святому, как помазание и запечатление в нем даров Духа Святого: «...вы помазание имате от Святого, – говорит евангелист Иоанн, – и весте вся... И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть и несть ложно; и якоже научи вас, пребывайте в нем» ( 1Ин.2:20–27 ), «утверждающий нас с вами во Христе, – говорит Апостол Павел, – и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ); «...Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам, – пишет Апостол Павел ефесянам, – Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе...» ( Еф.1:17–20 ). Укрепление воли человека в добре при содействии благодати Духа Божия и восстановление истинной и действительной свободы человека – вот Божественный дар человеку во Христе для деятельной жизни человека: «Возлюбленнии,– говорит Апостол Павел, – Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» ( Фил.2:12–13 ); «...вы, слышавше слово истины, благовествование спасения нашего, ...знаменастеся Духом обетования Святым» ( Еф.1:13 ); «...Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ): «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого, обогатились надеждою» ( Рим.15:13 ); «Вы бо на свободу звани бысте, братие» ( Гал.5:13 ), «Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте» ( Гал.5:1 ); «а идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В Богочеловеческом, апостольском Предании содержится Богочеловеческое учение и Богочеловеческое управление Церковью. И действительно, в Церкви — всё и вся от Богочеловека, от Владыки Христа, ибо она — воплощенный Бог Слово; она — Им Истина, Им «столп и утверждение Истины» (Ин.14:6, 1:17; 1Тим.3:15; Еф.4:21). И в ней — устная и письменная Библия и все святые Богочеловеческие тайны всех миров.    Вся непобедимость и [вся] всепобедность святых Апостолов — от Господа Иисуса Христа; вся их чудодейственность и всемогущество — тоже от Него (см. Мф.10:1-42). Он дает им «власть над всеми бесами» и силу «исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Лк.9:1; Мф.4:23). Превеликий Апостол благовествует: через Владыку Христа — «мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:5). Апостольство святых Апостолов — это всегда «апостольство в Господе» (1Кор.9:2). Один и Тот же Господь Иисус Христос действует во всех Апостолах и через всех Апостолов (см. Гал.2:8). Двенадцать Своих учеников Господь «наименовал Апостолами», ибо всё в них — от Него (Лк.6:13). Поэтому жизнь в Церкви есть не что иное, как «постоянное пребывание в учении Апостолов» (ср.: Деян.2:42). Бессмертно благовестие и истина: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Святые Апостолы неусыпно свидетельствуют, что они «призваны к апостольству» и «посланы» (Рим.1:1; 1Кор.1:1), что они — «Апостолы, Иисуса Христа» (2Кор.1:1; 1Пет.1:1; 2Пет.1:1). Чудоносна и чудодейственна сила Владыки Христа: людское ничтожество преобразует Он во всемогущее Богочеловеческое апостольство (ср.: 2Кор.12:9-10; Флп.4:13; 1Тим.1:12; Кол.1:29). Чудесным образом призванный в апостольство Самим Господом Иисусом Христом, святой апостол Павел раскрывает благовестие: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал.1:1). Ко всем Апостолам относится следующая истина: тайна Христова открылась Духом Святым Его святым Апостолам, а через них — и всем их преемникам и последователям (ср.: Еф.3:5-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В настоящей жизни мы видим совершенное несоответствие между праведностью и счастьем. Господь обещал Своим последователям не почести и блага мира, но скорби и гонения, и Его слово в полной мере исполнилось на ближайших Его учениках. Какой смысл имели бы их подвиги, если бы они не ожидали себе воздаяния в воскресении? Поистине, их подвиги и вера не имели бы смысла, по собственному признанию Апостола, который говорит: по рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем ( 1Кор.15:32 .). Что пользы человеку в примирении с Богом, если его положение от этого ни мало не улучшилось и в будущем не представляет ничего отрадного? Сознание, что он вследствие поврежденности своей телесной природы не может найти успокоения в мире с Богом и, несмотря на то, что его грех заглажен страданиями Спасителя, не может выйти из того бедственного состояния, в какое низверг его грех, должно было бы наполнять душу невыразимым отчаянием и делать положение искупленного человечества несравненно тягостнее, чем неискупленного. Но, быть может, истинный последователь Христа после смерти тела пожнет плоды примирения своего с Богом, так как жизнь за гробом, по слову Апостола, несравненно лучше ( Флп.1:23 ) земного существования человека? Мы видели, что души ветхозаветных праведников, еще находясь во власти дьявола, утешались ( Лк.16:25 ), по совершении же Иисусом Христом искупления, душа праведника отходит уже не во ад, а к Господу, водворяется у Него ( Флп.1:23 ; 2Кор.5:8 ), что заставляет Апостола желать скорейшего разрешения от уз греховного тела и видеть в смерти приобретение ( Флп.1:21 ). Однако Слово Божие ясно говорит нам, что и это несравненно лучшее земного существование человека не представляет из себя идеального состояния и потому не может быть предметом христианской надежды. В многочисленных местах Писания мы находим определенные указания на то, что совершенное облаженствование праведников и наказание грешников последует лишь по воскресении мертвых, на Страшном Суде Христовом, когда каждый получит (соответственно тому), что он делал, оживя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ), откуда с несомненностью можно заключать, что до воскресения и суда ни души праведников не испытывают полноты блаженства, ни души грешников не терпят полноты мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Ветхозаветные люди находились под влиянием первородного греха, вследствие чего их ослабленные естественные силы: помраченный ум и огрубевшее сердце не могли воспринимать высокие истины Божии, содержащиеся в Законе, и исполнять их. Твердый материал – камень, употребленный для начертания ветхозаветных заповедей, соответствовал такому грубому и жестоковыйному состоянию ветхозаветного человека. Призываемые к исполнению заповедей ветхозаветные люди напрягли все свои силы под страхом наказания Божия за нарушение закона, но исполнить его полностью они все же не могли и через это только познали свою греховность ( Рим.7:14–24 ). Пророк предсказывает, что вступившие в Новый Завет будут иметь законы начертанными в своих сердцах и мыслях, т.е. божественные предписания будут как бы отождествляться у них с самим внутренним их существом (сердцем, умом и волей), так что предписания нового закона будут легко исполняться облагодатствованным человеком по собственному побуждению и желанию, а не по внешнему принуждению. Изложенное в 31,33 пророчество повторяется в 32,39: «И дам им новый путь (жизни) и новое сердце, чтобы они боялись Меня во все дни жизни на благо им самим и потомкам их». Здесь с еще большей ясностью выражена мысль о духовности Нового Завета, которую пророк возвестил выше в 31,33. Мысль о том, что людям будет дано новое сердце, надо понимать в том смысле, что в природе их произойдет глубокая внутренняя перемена, члены Нового Завета будут возрождены духовно, получат благодать Святого Духа. Исполнение этого пророчества можно ясно видеть из Евангелия и Посланий святых апостолов. В Новом Завете христиане посредством Святого Духа делаются «новой тварью во Христе» ( 2Кор.5:17 ; Гал.5 ). Воспринимая духа Божия в таинствах, ради искупительных слуг Христа Спасителя, они получают особую благодать, новую силу, которая укрепляет веру и нравственные силы новозаветного человека ( 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 ). Стих 34 продолжает раскрытие мысли пророчества о временах Нового Завета: «И уже не будут учить друг друга, брат брата говорить: «познайте Господа», все сами будут знать Меня, от малого до большого, – говорит Господь, – потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010