1Пет.1:1 . «Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным...». Объяснение. Апостол Иисуса Христа – значит посланник Его: Мф.10:2 . Апостол говорит и действует не сам по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа: Мф.28:19 . Для достижения целей своего посланничества святые апостолы получили особенные дары Духа Святого и чрезвычайные чудотворные силы: Деян.2:1–4:5:12 . 2Кор.1:18–20 . «Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет», но в Нём было «да», – ибо все обетования Божии в Нём «да» и в Нём «аминь», – в славу Божию, чрез нас». Объяснение. Апостол ссылается на самую проповедь свою у Коринфян и говорит, что в этой проповеди не было ничего легкомысленного, и как Проповеданный им (Иисусом Христом) неизменяем, так и все действия апостола запечатлены тем же характером постоянства. Обетования Божии о Христе Иисусе исполнились чрез апостолов, ибо кто бы мог сделаться причастником их без проповедующего? Рим.10:14 ; Господь, воссев одесную Отца, вместо Себя послал по всему лицу земли апостолов, облечённых силой Его: Мк.16:15–16 , насаждать веру и водворять в людях спасение: Флп.2:10–12 . Апостолы оставляли по себе преемников: Тит.1:5 . 2Кор.12:9 . «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Объяснение. Здесь указание не только на то, что служителям Божиим: 1Кор.4:1 ; 2Кор.6:4 , могут быть свойственны немощи: 2Кор.13:7 ; Рим.7:23 , но и на то, что Господь не удаляет от них таких немощей с нарочитой целью, – чтобы в них «обитала» (открылась, как присущая им) сила Христова: 2Кор.4:10 . Пастырское проповедничество Деян.9:19–20 . «Приняв пищи, укрепился, и был Савл несколько дней с учениками в Дамаске; и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседа 10 2Кор.5:1 .  Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Учение о воскресении. – Изображение страшного суда. 1. (Апостол) опять возбуждает ревность коринфян, среди многих скорбей их. И легко ведь им было ослабеть среди них по причине отсутствия (апостола). Что же он говорит? «Не должно удивляться тому, что мы терпим скорби, и смущаться от этого, потому что от них мы получаем великую пользу». В чем заключается эта польза, он сказал уже и раньше, а именно: «(терпя скорби), мы носим мертвость Иисуса ( 2Кор.4:10 ), и представляем в себе неоспоримое свидетельство силы Его», именно говорит: «чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу " ( «да премножество силы будет Божия») ( 2Кор.4:7 ), и ясное доказательство воскресения: «чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» ( «да живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей») ( 2Кор.4:11 ). Но так как он сказал, кроме того, что через скорби и внутренний наш человек делается лучшим: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни») ( 2Кор.4:16 ), то, чтобы показать опять, как полезно терпеть бичевания и гонения, присовокупляет еще, что когда страдания достигают последнего предела, тогда для претерпевших их произрастают безчисленные блага. Чтобы ты, слыша, что внешний твой человек тлеет, не стал скорбеть, он говорит, что когда это случится вполне, тогда-то ты больше всего и возрадуешься, и перейдешь к лучшему жребию. Таким образом, тому, кто ныне отчасти тлеет, не только не следует скорбеть, а, напротив, должно еще и желать этого тления в полной его мере, потому что оно более всего и ведет тебя к нетлению. Поэтому-то (апостол) и говорит: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( «вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 2 2Кор.2:1 .  Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. «Судих же в себе сие, не паки скорбию к вам приити». Для связи речи недостает частицы «хотя», чтобы вышло так: хотя «верою стоите», но «судих»; выражает же сим: нимало не порицаю вас за веру; ваша вера здравая; но погрешаете вы в другом, и это имеет нужду в некоем исправлении. Не заблагорассудил же я, пришедши к вам, опечалить согрешающих, – и частица «паки» стоит в связи с словом «приити», но не с словом «скорбию». 2Кор.2:2 .  Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? «Аще бо аз скорбь творю вам, то кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене?» Ибо что меня столько веселит, как чувствительность обвиняемых? Она показывает мне пользу, произведенную обвинениями. 2Кор.2:3 .  Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. «И писах вам сие истое, да не пришед скорбь прииму, о нихже подобаше ми радоватися, надеяся на вся вы, яко моя радость всех вас есть». Для того пришествие мое предварено сим писанием, чтобы послужило оно для вас уврачеванием, а мне уготовило радость, в которой будете участвовать и вы, признав радость мою своею собственною. 2Кор.2:4 .  От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. «От печали бо многия и туги сердца написах вам многими слезами, не яко да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имам изобилно к вам». Апостол чувствительно коснулся их в прежнем послании; посему объявляет, что написал это не просто с намерением огорчить их, но имея в виду уврачевать погрешивших, за которых и терпел он великую болезнь, и послание свое послал с надеждою на них, показывая тем, какое имеет к ним расположение. Потом открывает и причину скорби. 2Кор.2:5 .  Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 12 2Кор.12:1 .  Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. «Похвалитися же не пользует ми: прииду бо в видения и откровения Господня». Повествование об этом для меня неполезно, но полезно для вас. Посему, промышляя о вашей пользе, вынуждаюсь сказать и то, что не почитаю для себя полезным. 2Кор.12:2 .  Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 2Кор.12:3 .  И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает) 2Кор.12:4 .  Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 2Кор.12:5 .  Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. «Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть: восхищена бывша таковаго до третияго небесе. И вем такова человека, аще в теле, или кроме тела, не вем, Бог весть: яко восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати. О таковем похвалюся: о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих». Апостол видел многие откровения, как и сам о том говорит; «прииду бо, – сказал, – в видения и откровения Господня»; но, будучи вынужден, рассказал только одно, и то приписал другому лицу; ибо говорит: «вем человека»; но это – не сам я. Определяет же время, давая сим знать, что об этом вынужден говорить ради них, потому что в продолжение четырнадцати лет не высказывал о том, что сподобился видеть. А сие: «до третияго небесе», как утверждали некоторые, сказал Апостол о третьей части расстояния между землею и небом, до которой он был восхищен, и слышал неизреченные глаголы, каких «не леть есть человеку, не сказал Апостол: «слышать», но: глаголати». Ибо если бы невозможно было человеку слышать, то как услышал бы он? Но Апостол слышал, пересказать же их не осмелился. А иные говорят, что «глаголы» суть самые вещи, потому что Апостол видел красоту рая, лики в нем святых и всестройный глас песнословия. Все сие в точности знает сам видевший это, а мы перейдем к истолкованию следующего по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 3 2Кор.3:1 .  Не­ужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? «Зачинаем ли паки нас самех извещавати вам?» Ибо не нам следует сказать это, а вам, которые в точности знаете, что касается и до нас, и до них. И Апостол продолжает уязвлять их словом. «Или требуем, якоже нецыи, извещавателных посланий к вам, или от вас!» А сим дает им понять, что некоторые из оных обманщиков и им выхвалены были другими, и от них напутствованы одобрительными к другим посланиями. И поскольку к поражению их достаточно было сказанного, то Апостол в последующих словах предлагает врачевство и говорит: 2Кор.3:2 .  Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками. «Послание [бо] наше вы есте, написанное в сердцах наших, знаемое и прочищаемое от всех человек». Не имеем нужды в посланиях; о нас свидетельствуют самые дела; и есть у нас одушевленное послание, которое говорит вам в нашу пользу; это – вера ваша, прославляемая везде, и на суше и на море; потому что мы, избавив вас от заблуждения, привели к свету Боговедения. Сие выражают и последующие слова. 2Кор.3:3 .  вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. «Являемы, яко есте послание Христово служеное нами». И что я говорю – наше? Вы – послание Самого Спасителя нашего, изречения самой проповеди Его, а мы только служители писмен. «Написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных». Оставив учащих противному, Апостол переходит к действительности и показывает различие двух заветов, ибо один начертан был на скрижалях каменных, а другой написан на разумных сердцах. 2Кор.3:4 .  Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа. 2Кор.3:5 .  Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. «Надеяние же таково имамы Христом к Богу, не яко доволни... от себе помыслити что, яко от себе». Благовременно упомянул Апостол о Боге всяческих, потому что проповедующие противное утверждали, будто бы Бог печется о сохранении закона. Посему говорит: смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 10 2Кор.10:1 .  Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. 2Кор.10:2 .  Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. «Сам же аз Павел молю вы кротостию и тихостию Христовою, иже в лице убо смирен в вас, не сый же у вас дерзаю в вас. Молю же, да не присущ дерзаю надеянием, имже помышляю смети на некия непщующыя нас яко по плоти ходящих.» Уверовавшие из иудеев и требовавшие вести образ жизни, сообразный с законом, порицали божественного Апостола, называя его человеком, не стоящим внимания, и невеждою, говоря, что тайно сам он хранит закон, не делает же этого явно по немощи уверовавших язычников. Ибо выражение: «ходить по плоти», Апостол употребил в значении: жить по закону. А слова: «сам же аз Павел» – с особенною силою выражают апостольское достоинство. Ибо напоминают коринфянам совершенные у них Павлом чудеса и сообщенные им дарования. Упомянул же Апостол о «кротости» и «тихости Христовой», научая, что, будучи ревнителем сей кротости и тихости, водится он скромным о себе образом мыслей и не выказывает апостольской власти 2Кор.10:3 .  Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. «Во плоти бо ходяще, не по плоти воинствуем». Ибо, и облеченные плотию, не следуем страстям плоти. 2Кор.10:4 .  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы. 2Кор.10:5 .  И всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. «Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем». Ибо наше оружие – духовные дарования, с помощию их делаемся победоносными и противящихся покоряем Владыке. Потом яснее показывает Апостол, какие разумеет твердыни. «Помышления низлагающе и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово». Апостол как святых наименовал храмами Божиими, так порабощенных нечестию называет твердынями диавола. Их-то, говорит Апостол, как некиих пленников уводя с поля сражения, представляем Царю всяческих и доводим до того, что следуют Его законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 9 2Кор.9:1 .  Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым. 2Кор.9:2 .  ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. «О службе бо яже ко святым лишше ми есть писати вам. Вем бо усердие ваше, имже о вас хвалюся Македоняном, яко Ахаиа приготовися от мимошедшаго лета». Апостол, сказав подробно о служащих в необходимо потребном, назвал излишним увещание о щедрости, не в самом деле почитая оное излишним, но таким способом речи возбуждая к большей щедрости. Посему-то засвидетельствовал об их усердии и указал, что давно уже он известил об оном македонян, чтобы от сего сделались они еще усерднее. Сие-то и присовокупил Апостол: «И яже от вас ревность раздражи множайших». Достоин удивления божественный Апостол для взирающих на духовную его мудрость; примерам коринфян к доброму деланию возбуждал он македонян, а примером македонян возбуждал коринфян. 2Кор.9:3 .  Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены. 2Кор.9:4 .  и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью. «Послах же братию, да не похваление наше, еже о вас, испразднится в части сей: но да, якоже глаголах, приготовани будете; да не како, аще приидут со мною Македоняне и обрящут вас неприготованных, постыдимся мы, да не глаголем вы, в части сей похваления». Апостол показал, что сам о себе беспокоится и опасается обличений в ложных похвалах, чтобы, заботясь о собственной своей славе и о славе учителя, сделались они более щедрыми в денежном подаянии. 2Кор.9:5 .  Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед по­шли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. «Потребно убо умыслих умолити братию, да прежде приидут к вам, и предуготовят прежде возвещенное благословение ваше, сие готово быти тако, якоже благословение, а не яко лихоимство». Апостол нигде не наименовал подаяния человеколюбием, называет же благодатию, общением и благословением и повелевает делать оное с радостию; ибо сие выразил словами: «якоже благословение, а не яко лихоимство»; потому что лихоимец печалится, щедрый же радуется. А поскольку меру подаяния вверил Апостол свободе произволения, то по необходимости и в рассуждении сего дает приличный совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни ( Рим.5:18 ). « Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Теперь для людей, всех без различия ( несть бо разнствия – Рим.3:22 ), открыт путь к оправданию – правде, ведущей к  жизни духовной, утоляющей жажду духовную: теперь человек получил возможность иметь праведность, как угодное Богу нравственное состояние души своей, и оправдание пред Богом, пред праведным судом Божиим. Омытые кровию Спасителя от греха ( Рим.3:25 ), смертью Его примиренные с Богом ( Рим.5:1-2 ), мы в Нем (Спасителе) сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:21 ) и судом Божиим ( Рим.4:7 ). Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды своея, за отпущение прежде бывших грехов ( Рим.3:25 ). «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, имже и приведение обретохом верою во благодать сию, в нейже стоим, и хвалимся упованием славы Божия ( Рим.5:1-2 ). «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем ( 2Кор.5:21 ). «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси ( Рим.4:7 ). «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты». Это оправдание всецело совершается Богом ( 2Кор.5:20 ) в силу искупительных заслуг Христовых; но чтобы человек мог воспринять оправдание, он должен теснейшим образом соединиться со Христом, или, как говорит апостол Павел, облечься во Христа ( Гал. 3:27 ). По Христе убо молим [посолствуем], яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся с Богом ( 2Кор.5:20 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Эта зависимость проявляется в недостатке терпения и бесстрашия перед наличными и возможными обстоятельствами жизни. Страшливый и нетерпеливый человек – как город без стены ( Притч.25:29 ). Страх прекращения этой жизни положительно порабощает человека, лишает его нравственной свободы ( Евр.2:15 ). Наоборот, люди не страшливые и терпеливые хвалятся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, умение жить во Христе, от опытности надежда, а надежда не посрамляет ( Рим.5:3–5 ). Терпение – один из столбов праведности. Без терпения не стоит и любовь. «Любовь, говорит св. Киприан, есть союз братства, основание мира, крепкое утверждение единства. Но отними у неё терпение, и она, потеряв силу, перестанет существовать; отними силу терпения, и в ней ни корней, ни соков не останется. Сам апостол, говоря о любви, присоединил к ней терпение и великодушие. Любы, говорит он, долготерпит, милосердствует, любы не завидует, не превозносится, не раздражается, не мыслит зла, вся любит, всему верит, вся уповает, терпит ( 1Кор.13:4,5,7 ). И в другом месте говорит: терпящие друг друга любовью, ищущие блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:2,3 ). Сим он показывает, что не могут сохраниться между братьями единство и мир, если они не имеют взаимной снисходительности, и согласия своего не укрепляют терпением». К этому присоединяется нередко испытываемое учениками Христа обратное отношение между внешним и внутренним состоянием человека. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Я благодушествую, говорит ап. Павел, в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа ( 2Кор.12:10 ), преизобилую радостью, при всей скорби нашей ( 2Кор.7:4 ). Не одни апостолы, но и все друзья Христовы испытали правду апостольских слов: Мы радуемся, когда мы немощны ( 2Кор.13:9 ) злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим ( 1Кор.4:12,13 ). «Как живущий в грехе и прежде геенны наказывается угрызениями совести; так богатеющий добрыми делами и прежде царствия наслаждается величайшею радостью, питаясь благими надеждами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Духовные чада апостола – всегда «в сердце» апостола ( 2Кор.7:3 ), и о них он «ревнует ревностью Божьею» ( 2Кор.11:2 ), боясь, чтобы они не соблазнились от преподанного им пути жизни ( 2Кор.11:3 ). Всю душу свою апостол отдает своим духовным детям ( 1Фес.2:8 ): «кто изнемогает, – говорит он, – с кем бы, и я не изнемог? Кто соблазняет, за кого бы я не воспламенялся» ( 2Кор.11:29 )? Входя в духовный мир каждого и принимая участие в духовных нуждах его, апостол был «для всех всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ): и это – вовсе не угодливость и слабость, ибо не для своей пользы апостол служил всем, а «для пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Такого же самоотвержения и любви к своим пасуемым ради их спасения апостол требует от пастырей и прямо, когда обращается к тому или другому из них с наставлениями о пастырском деле. Обращаясь к ефесским пресвитерам, апостол заповедует им быть внимательными, «к стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями», и «пасти Церковь Господа», храня ее от заблуждений ( Деян.20:28–31 ) и «уча каждого день и ночь» ( Деян.20:31 ), в учении же этом он заповедует «ничего не пропускать полезного», «возвещая покаяние и вру в Господа нашего Исуса Христа» ( Деян.20:20–21 ) и поддерживать преимущественно «слабых» ( Деян.20:35 ). В пастырском своем послании к Тимофею, епископу Ефесскому, апостол прежде других наставлений говорит о том, что пастырю нужно делать свое дело, не отступая ни пред какими трудностями и опасностями, будучи готовым и пострадать ради спасения своих пасуемых ( 2Тим.2:3–13 ). В своей жизни пастырь должен быть «образцом для верных в слов, в житии, в любви, в дух, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12, 3:1–13 ). Ревнуя о спасении своей паствы ( 1Тим.4:16 ), пастырь должен «проповедовать и учить» и тот только пастырь достойнее других, который «трудится в слов и учении» ( 1Тим.5:17 ). Все меры и средства должен испытывать пастырь в «проповеди и учении», ради главной и высшей цели – спасти вверенных ему духовных чад: «проповедуй слово», говорит апостол всякому пастырю в лице епископа Тимофея, «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2:15 ), «будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010