И будет в тот день, говорит Иегова воинств, истреблю имена идолов с земли; и они не будут уже упоминаемы, лжепророков также, и дух нечистоты сгоню с земли (13:2). То есть, по мере распространения христианства, будет уменьшаться сила язычества и, наконец, дойдет до того, что даже и имени язычника не будет на земле, или, по крайней мере, это имя будет скверною в устах христиан, которые должны будут, по благодати Божией, восторжествовать нравственно над всеми прелестями духа лукавого 280 ; потому что, кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор. 5:17 ), и должен быть чужд прежней закваски язычества. Какое согласие, говорит Апостол, между Христом и Велиаром? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор. 6:15–16 ; сравн. Лев. 26:12 ). А с наступлением самых событий, неуместны уже будут пророчества о них. Поэтому, с увеличением числа верующих во Христа, будет уменьшаться и число ложных пророков 281 . Но, с другой стороны, так как и истинные-то пророки только подготовляли к принятию тайны искупления, то с приближением осуществления этой тайны, дар пророчества и прекратился, по воле Божией, в Церкви ветхозаветной (сравн. 1Мак. 4:46; 9:27 ). И будет, если впредь (с пришествием Искупителя) какой человек станет пророчествовать, то отец его и мать его, родившие его, скажут: «жив не будь, потому что ты ложь говоришь именем Иеговы»; и пронзят его отец его и мать его, родившие его, как скоро он станет пророчествовать ( Зах. 13:3 ). То есть, настанет время, когда даже родители, уверовавшие во Христа, отвергнут детей своих, если только они не оставят почитания Иеговы, по закону рабства Моисеева, и не обратятся к закону духа благодати Христовой (сравн. 1Ин. 4:1–3 ; Мф. 10:34–35 ) 282 . И будет в тот день, устыдятся пророки оные, каждый видения своего, когда станут пророчествовать, потому что сами родители будут укорять их, и не будут одеваться во власяницу, чтобы обманывать ( Зах. 13:4 .), или, что то же, обман прикрыть видом истины 283 . И скажет всякий из них: я не пророк, я земледелец; меня с молодости отдал в наймы такой-то» (13:5). То есть, учение веры Христовой будет так ясно и вразумительно для каждого из верующих, что вовсе не потребует для своего объяснения особого сословия толкователей, какое было в ветхом завете, – и, следоват., каждый из учителей ветхого завета должен будет обратиться теперь к какому-нибудь ремеслу и со стыдом вспоминать о том, что толковал закон Моисеев не так, чтобы он мог приводить людей к спасительной вере Христовой, а так, что он служил препятствием к принятию ее (сравн. Рим. 2:17 и след.; Мф. 23 и др.) 284 . «И таким, говорит блаж. Феодорит, объяты будут страхом, что отрекутся от прелести, а вместо ее возлюбят земледелие, и будут говорить: едва только родившись, научился я делу сему у отцов» 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.4:11 . «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Объяснение. Апостол Павел терпел голод и нужды, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 . 1Кор.9:17–18 . «Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». Объяснение. Здесь апостол раскрывает своё право или власть (ст.12–18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от духовных чад, полного обеспечения жизни: ст.11–14, Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление: Гал.6:6:14 ; Лк.10:7 . В приточной речи ст.7 под виноградом разумеется общество христиан, под насадителями винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере: 1Кор.16:1–2 . Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напояющие виноград Христов: 1Кор.3:6 , лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями и вознаграждениями. Господь хотел внушить израильтянам (ст.8–10) сострадание и сочувствие ко всякому работающему, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, труждающихся в слове и учении: 1Тим.5:17 . 2Кор.6:3–4 . Срав. 11:8. «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах». Объяснение. Апостол Павел, своим бескорыстным служением, хотя и не подавал повода к порицанию апостольского служения, будучи в трудах, бдениях, в постах: ст.5, но тем не менее, ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 1Кор.9:12–13 ; Гал.6:6 ; Флп.4:10–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Богочеловеческом, апостольском Предании содержится Богочеловеческое учение и Богочеловеческое управление Церковью. И действительно, в Церкви — всё и вся от Богочеловека, от Владыки Христа, ибо она — воплощенный Бог Слово; она — Им Истина, Им «столп и утверждение Истины» (Ин.14:6, 1:17; 1Тим.3:15; Еф.4:21). И в ней — устная и письменная Библия и все святые Богочеловеческие тайны всех миров.    Вся непобедимость и [вся] всепобедность святых Апостолов — от Господа Иисуса Христа; вся их чудодейственность и всемогущество — тоже от Него (см. Мф.10:1-42). Он дает им «власть над всеми бесами» и силу «исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Лк.9:1; Мф.4:23). Превеликий Апостол благовествует: через Владыку Христа — «мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:5). Апостольство святых Апостолов — это всегда «апостольство в Господе» (1Кор.9:2). Один и Тот же Господь Иисус Христос действует во всех Апостолах и через всех Апостолов (см. Гал.2:8). Двенадцать Своих учеников Господь «наименовал Апостолами», ибо всё в них — от Него (Лк.6:13). Поэтому жизнь в Церкви есть не что иное, как «постоянное пребывание в учении Апостолов» (ср.: Деян.2:42). Бессмертно благовестие и истина: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Святые Апостолы неусыпно свидетельствуют, что они «призваны к апостольству» и «посланы» (Рим.1:1; 1Кор.1:1), что они — «Апостолы, Иисуса Христа» (2Кор.1:1; 1Пет.1:1; 2Пет.1:1). Чудоносна и чудодейственна сила Владыки Христа: людское ничтожество преобразует Он во всемогущее Богочеловеческое апостольство (ср.: 2Кор.12:9-10; Флп.4:13; 1Тим.1:12; Кол.1:29). Чудесным образом призванный в апостольство Самим Господом Иисусом Христом, святой апостол Павел раскрывает благовестие: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал.1:1). Ко всем Апостолам относится следующая истина: тайна Христова открылась Духом Святым Его святым Апостолам, а через них — и всем их преемникам и последователям (ср.: Еф.3:5-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Итак верующие благословляются с верным Авраамом, А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потом что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (и: написано: проклят всяк, висящий на древе)». Что бо писание глаголет? верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду. Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу: а не делающему, верующему же во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду ( Рим.4:3-5 ). «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Однако, вера – не заслуживающая оправдания причина, а лишь средство к восприятию оправдания, к единению со Христом, Который – не только наша правда, наше искупление, но и освящение. Из Негоже вы есте о Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление ( 1Кор.1:30 ). «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». С верою дается и обладание Духом Святым, Который – залог внутреннего обновления всей жизни христианина. Но христианин, и восприняв оправдание, не становится в действительности и совершенно чужд греха: апостол Павел, настаивая на основном разрыве христианина с грехом, обращается к христианам с требованием не грешить ( Рим.6:12 и далее; Гал. 5:16 и др.), требует деятельной веры ( 2Сол.1:3 ), подтверждения веры делами ( Гал. 6 ; 2; 2Кор.13:5 и другие), предостерегает от самообольщения ( 1Кор.10:22 и другие) и говорит о суде дел ( 2Кор.5:10 ; Рим.2:6 ). Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотехъ его: ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху: но представляйте себе Богови яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию ( Рим.6:12-14 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Объяснение. Апостол Павел выступил с проповедью после. Господь Сам явился ему и сказал: иди в город и сказано будет тебе, что надобно делать (ст.6), а затем о Павле Господь сказал Ананию: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями» (ст.15), следовательно, исключительное посланничество на проповедь апостола Павла не может служить примером и основанием для выступления на пастырское служение для тех, которые проповедуют, не будучи посланы: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 ; 2Кор.2:17 . Деян.10:42–43 . «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых; о Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Объяснение. Это говорил апостол Пётр, которому Самим Господом сказано: Мф.16:18 ; а не посланным на проповедь говорится: Рим.10:15 ; Евр.5:4 . Деян.18:13 . «Говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону». Объяснение. Это говорили не уверовавшие во Христа Иудеи, обвиняя апостола Павла в том, что он учит чтить Бога не по закону иудейскому, т.е. Моисееву, а между тем и этот закон пророчески говорил о Христе – Мессии: Быт.3:15 ; стало быть, на сердцах ослеплённых Иудеев, при чтении Ветх. Завета, лежало неснятым покрывало: 2Кор.3:14–16 , а относительно посланничества на христианскую проповедь читай: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 ; Евр.5:4 . Деян.26:20 . «Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния». Объяснение. Об апостоле Павле Сам Господь сказал, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями»: Деян.9:15 ; стало быть, он не сам собою проповедовал всей земле Иудейской и язычникам, о самозваных же учителях в Писании говорится: Иер.23:21 ; Ин.10:1 ; 2Пет.2:1 . Рим.1:8 . «Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём мире». Объяснение. Римляне, как жители, имеющие свою осёдлость, сами не могли возвещать веру по всему миру, и не им сказано Господом: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие»: Мк.16:15 , а апостолам (ст.14); стало быть, здесь говорится не о проповедничестве Римлян другим народам, а о том, что вера их во Евангелие «возвещается», т.е. для всех составляет предмет разговоров, как вера примерная: 1Пет.1:7 ; Рим.10:15–17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– Так, начат будет этот вопрос положительными доказательствами, успокоивающими дух православного читателя, и закончен ими же. 1.Положительные доказательства подлинности Пятокнижия Вопрос о происхождении Пятокнижия от Моисея положительно решался издавна и имеет для такого решения следующие библейские основания. Издавна утвердившееся в христианской и еврейской литературе названия: Пятокнижие Моисея указывает на общепринятое мнение о происхождении его от Моисея. Для христианского верующего сознания это мнение имеет основание в словах Иисуса Христа: не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем, есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Здесь, очевидно, разумеется, Пятокнижие Моисея с его пророчески – прообразовательным характером, признававшимся всеми иудеями. Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде, и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых? ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятокнижие Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ). Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ). Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятокнижия от Моисея, и Моисею в них усвояются заповеди данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятокнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:13 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенною кровью ( Евр.9:19 = Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9,9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятокнижия от Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Это было четырнадцать лет до написания 2-го послания к Коринфянам, т. е. примерно в 44-м году, когда он собирался выступить на свое великое миссионерское служение (ср. Деян 11:26 ). Что это было за событие – этого не может ясно определить и сам Апостол: несомненно, что он находился в то время в состоянии пророческого экстаза и потому не отдавал себе отчета, участвовало ли его тело в вознесении его в рай или же он возносим был туда только в духе своем. Но все-таки это событие имело место! Что касается выражения «третье небо», то, очевидно, читателям оно было понятно – иначе Апостол дал бы при этом соответственное объяснение. Действительно, в иудейском предании говорилось о существовании трех небесных пространств: 1) облачного, 2) звездного или того, которое находится на высоте солнца, и 3) высшего, где находится престол Божий. Об этом делении неба несомненно говорил своим читателям ранее и Апостол Павел. Было еще у иудеев представление о семи небесах, но такого представления здесь несомненно не имел в виду Апостол, потому что в таком случае его вознесение до третьего неба – только, – еще не свидетельствовало бы о его чрезвычайном возвышении. 2Кор.12:3 .  И знаю о таком человеке [только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает], 2Кор.12:4 .  что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Повторив, что он не знает о своем состоянии, в каком он находился во время этого восхищения или перенесения на третье небо, Ап. все-таки с уверенностью говорит, что он, достигнув третьего неба, очутился в раю, т. е. в месте непосредственного присутствия Бога. В таком смысле слово «рай» ( παρδεισος) употребляется иногда и в Ветхом Завете ( Иез.28:13, 31:8 и сл.) и в Новом ( Откр 2:7 ), а также очень часто в талмудической литературе. – «Неизреченные слова» – правильнее: «которых нельзя сказать человеку или человеческим языком». Апостол, очевидно, имеет здесь на виду те хвалы, какие в раю возносятся Богу устами ангелов и святых. Такой хвалы не может произнести своими устами смертный ( «пересказать» – выражение не совсем точное).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11) Вера эта спасительное Христово смотрение, рождение, жизнь на земле, страдание, смерть и Воскресение дорого и высоко почитает как единственное средство, которым вечно спасаемся. Она, с благоговением взирая на распятого Христа, помышляет: Кто и каков Тот, Который так за низкого Своего раба пострадал, и что этим страданием ему приобрел! Оттого верующий возбуждается ко взаимной любви и сердечному благодарению и всячески старается это исполнять. Но когда видит, что не может этого сделать, – «Что воздам Господу за все, что Он даровал мне?» ( Пс.115:3 ), – падает пред Ним со смирением и любовью, сердечно исповедуя свои недостатки, и единое сердечное желание благодарения, усердие и любовь, какая возможна в веке сем, приносит Высочайшему своему Благодетелю. От этого в верном возбуждается желание терпеть за имя Господа Иисуса все, что воля Божия захочет. Поэтому святые апостолы почти везде в своих посланиях высокую эту благодать нашим душевным очам представляют: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 и в других местах), – и тем к благодарению возбуждают верных. 12) Вера эта подвизается против греха (о чем смотри в параграфе 13-м). И у веры есть такое свойство, что иногда она ясно является и возносит сердце верующего в высоту, а иногда так скрывается, что как бы ее и не было, отчего верующий бывает унылым, печалится, боится Суда Божиего, осуждения, геенны и прочего. Но, вспоминая Божии милостивые обещания и евангельские утешения, снова ободряется, укрепляется и упование свое и дерзновение воспринимает. Это можно приметить в Псаломнике и других святых, упоминаемых как во всем Святом Писании, так и в церковной Истории. 13) Вера душу верного таинственно соединяет со Христом, как невесту с женихом, как пророк говорит от лица Господа: «Обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» ( Ос. 2:20 ). И апостол говорит соответствующие слова: «Обручил вас (говорит верным) единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). Поэтому Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, отнимает от нее духовные бедствия: проклятие, осуждение, смерть и всякое духовное неблагополучие – и вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и вечную жизнь, как и апостол об этом учит: «Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» ( 1Кор.1:30 ); как жену некую, содрав с нее разорванные рубища и омыв от смрада, облекает в чистую багряницу правды Своей, чтобы перед очами Его и Небесного Его Отца явилась чистая, и, как Царская дочь, «одетая и преукрашенная» ( Пс.44:10 ) духовными украшениями. Потому святой пророк, радуясь об этом духом, восклицает, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня; как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил меня убранством» ( Ис. 61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И потому-то Апостол Павел не усомнился поучать: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр.13:13).    СТАВРОФИЛА. «Охотно бы и я несла ради Господа моего крест и разного рода бесчестия, как сделали многие мученики; но меня смущает то, что все сочтут меня за явную грешницу, подумают, что за многие беззакония возложен на меня сей крест поношений». Сказав это, она воззвала к Господу: «умоляю, умоляю Тебя, «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» (Пс.42:1); и «не предай меня гонителям моим» (Пс.118:121)».    АНГЕЛ. Почему же это тебя смущает? Единородный Сын Божий, Который «не сделал никакого греха» (1Петр. 2:22), не был ли послан в мир Отцем небесным «в подобии плоти греховной» (Римл.8:3)? Не «к злодеям» ли «причтен» (Мк. 15:28), не с двумя ли разбойниками был изведен и посреди их распят? Не о Нем ли говорил Пророк: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис.53:4)? А ты, как будто праведная, ужасаешься быть причтенною к грешникам. Или не сознаешь, что ты ходила по воле сердца своего, и пила «неправды, якоже питие» (Иов.15:16)? А теперь, как невинная, боишься понести некоторое поругание, тогда как уже научена последовать своему Спасителю «в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2Кор.6:8). Если внимаешь учению Господню, то истинно увидишь там величие, где смирение; там силу, где немощь; там жизнь, где смерть; и если желаешь наследовать жизнь истинную, не презирай, не стыдись скорбей (Блаж. Августин. Слово 20 о слове Апостольском).    Ставрофила не могла успокоиться и сими словами Ангела.    «Пред Господом, — говорила она, — я повинна во многих согрешениях, но не в тех однако, которые для всех так соблазнительны, и в которых укоряют меня люди».    АНГЕЛ. Зачем ты все внимаешь людским толкам? «Похвала наша, — говорит Апостол Павел, — сия есть свидетельство совести нашей» (2Кор.1:12). Имея чистую совесть, не должно и смущаться от людских толков, не должно поношения других считать важнее доброго свидетельства собственной совести (Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010