Глава 13 2Кор.13:1 .  В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово. «Третицею се гряду к вам: при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол». Апостол вместо лиц представил события, призывая свидетелей на пренебрегающих покаянием и устрашая их. 2Кор.13:2 .  Я предварял и пред­варяю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. «Прежде рех и предглаголю, яко у вас быв второе, и отсутствуя ныне пишу прежде согрешившим и прочим всем, яко аще прииду паки, не пощажду». Павел обнаружил апостольскую власть, пытаясь страхом положить преграду силе греха, потому что апостолам нетрудно было и вразумлять своих, и наказывать чужих. Ибо божественный Петр одним словом предал смерти Ананию и жену его, бывших уже в числе учеников. А Елиму, как неверного и прекословящего, сам блаженный Павел погрузил во тьму, угасив чувство зрения. 2Кор.13:3 .  Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас. «Понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа, Иже в вас не изнемогает, но может в вас.» Хотите, видно, изведать на опыте «глаголющаго во мне Христа,» хотя и ясно дознали силу Его. 2Кор.13:4 .  Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. «Ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия». Если и претерпел крестное страдание смертным естеством тела, то, как Бог и Сын Божий, Он жив и есть самая Жизнь. Подобно сему сказанное: «Разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» ( Ин. 2, 19 ). Если же говорится иногда, что Божество Единородного воскресило тело, а иногда, что воскресил Сам Отец, то в этом никакой нет разности, потому что Божественное Писание нередко совершаемое Сыном усвояет Отцу. Так, Зиждителем всего называется Единородный, и Зиждителем также именуется Отец Единородного. Но обратимся к продолжению истолкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1 2Кор.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии. 2Кор.1:2 .  Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Павел, посланник Иисус Христов, волею Божиею, и Тимофей брат, церкви Божией сущей в Коринфе, со святыми всеми сущими во всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». К коринфянам посланы были оба, и Тимофей и Тит; но блаженного Тита не поместил Апостол наряду с собою в Писаниях, потому что назначал его быть служителем оных и с ним переслал послание сие. Называет же коринфян «Церковию Божиею», снова приводя их в единомыслие и указывая им Владыку и Благодетеля; присоединил к ним и всех уверовавших в этом народе, признавая единым телом всех сподобившихся спасения. 2Кор.1:3 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. «Благословен Бог (здесь поставить должно знак препинания) и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Ибо наш Бог , а Господа нашего Иисуса Христа Отец. Сему различению научил нас и Владыка, и в Священном Евангелии сказал: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли» ( Лк. 10, 21 ), ясно научая, что Бог Отец Его, Творец же и Владыка твари. «Отец щедрот и Бог всякия утехи», то есть изливающий щедроты, источающий милость и с отеческими щедротами поступающий с нами. 2Кор.1:4 .  Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утеше­нием, которым Бог утешает нас самих! «Утешаяй нас о всяцей скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всяцей скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога». Апостол, описывая бывшие с ними искушения, предварительно представил предохраняющие от искушений средства и показывает, что Бог всяческих подает равномерные искушениям утешения. Так и блаженный Давид сказал: «По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» ( Пс. 93, 19 ). Апостол же, по обычаю водясь смиренною о себе мыслию, сказал, что имеет утешение не ради себя самого, но ради народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава VII. Радость Апостола по поводу прибытия к нему Тита с добрыми вестями из Коринфа (1–16). Ст. 1-й представляет собою заключение к отделу, содержащемуся в 14–18 стихах предшествующей главы. Стихи 2–4-й являются переходом к следующей речи о прибытии Тита. Затем с 5-го стиха идет речь о том, как утешен был Апостол возвращением к нему Тита, ходившего в Коринф, и теми сведениями о состоянии Коринфской церкви, которые ему сообщил Тит по своем прибытии. 2Кор.7:1 .  Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. «Обетования» – см. 17-й и 18-й стихи VI-й главы. – «Скверны плоти и духа», – т. е. от грязных пороков, оскверняющих самое тело наше, и от более утонченных грехов, проявляющихся в душевной нашей жизни. – «Совершая святыню» – правильнее: наше освящение или очищение, которое в крещении только еще началось и должно продолжаться в течение всей нашей жизни. – «В страхе Божием». Еще в Ветхом Завете сказано, что страх Божий есть начало премудрости ( Притч. 1:7 ). Для христианина, совершающего свое освящение, также нужна великая мудрость. Ясно, почему Ап. здесь говорит о страхе Божием. Коринфяне могли совсем забыть о Нем, видя в Боге только Отца, и этим лишились бы опоры для своей деятельности на пути нравственного самоусовершенствования. 2Кор.7:2 .  Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 2Кор.7:3 .  Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 2Кор.7:4 .  Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Апостол защищается от упреков в том, будто бы он оскорбляет Коринфян и ищет от них корысти. Ничего подобного он не совершал. И теперь он говорит об этом не для того, чтобы осудить Коринфян: напротив, он любит их от всего сердца. И вообще он о Коринфянах только радуется в настоящее время (когда Тит сообщил ему, как было принято ими его первое к ним послание), даже забывая об угнетающих его всяких скорбях. Как же ему не радоваться, когда он уверен в том, что Коринфяне послушны ему как отцу своему?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XI Апостол сравнивает себя с своими противниками (1–21). Похвала Апостола своими достоинствами и своими скорбями и страданиями (22–32). 2Кор.11:1–21 . Чтобы восстановить свой авторитет в глазах Коринфян, Ап. видит себя вынужденным сказать о своих заслугах. Если это покажется Коринфянам довольно неразумным, то пусть они извинят Апостолу, как извиняют они его противникам, которые постоянно хвалятся пред ними. Апостол указывает здесь только на свое познание в христианском учении и на свое бескорыстие, какое он проявил в отказе от содержания, приличествующего ему как проповеднику. Затем Ап. снова говорит, что он хорошо сознает неразумность самовосхваления, но, тем не менее, он вынужден к этому обстоятельствами. 2Кор.11:1 .  О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. 2Кор.11:2 .  Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 2Кор.11:3 .  Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ап. возвращается к своей любимой теме – к защищению себя против упрека в самохвальстве. Он просит у читателей снисхождения к этому самовосхвалению, которое он называет неразумием, и уже видит, что они снисходят к нему. И он имеет право на такое снисхождение: ведь он руководится в своем самовосхвалении не какими либо человеческими, личными выгодами, а ревнует о том, чтобы удержать за собою Коринфян – так же, как об этом ревнует Сам Бог . Как Бог некогда сотворил Еву для Адама, так и Апостол приготовил чистую деву для мужа. Эта чистая дева – Коринфская церковь в своем новом, полном новой жизни, состоянии, а муж – это Христос, Владыка Церкви. Ее должен Апостол представить Христу непорочною к тому времени, когда будет совершаться «брак Агнца», т. е. ко второму Его пришествию ( Откр 19:7, 21:2 ). Поэтому его крайне тревожит мысль, как бы Коринфская церковь – эта дева, предназначенная быть супругою Христа – не отклонилась в сторону соблазнителей. Такими соблазнителями могут явиться иудействующие, которые хотят отвлечь Коринфян от простого и чистого христианства к христианству иудейскому, которое признавало необходимым для всех верующих соблюдение Моисеева закона. Это христианство , таким образом, полагало, что деятельность Христа была недостаточна для спасения людей и следовательно унижало Христа в глазах приготовляемой для Него невесты – Коринфской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И далее: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно ( 2Кор.418 ). Все это многообразие жизни объединяется в одном личном центре. Человеческое «я» единство пережитого, переживаемого и того, что имеет быть пережито. В нем покоится прошлое, в движении настоящее, оно же чревато будущим. Около него вращается вся человеческая жизнь. Само же оно, в свою очередь, вращается около своего вечного солнца Бога. Человеческая личность теоцентрирована. В этом её высшее религиозное единство: не... мы сами способны, были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога... уверенность мы имеем в Боге чрез Христа ( 2Кор.3:45 ). Вот общее содержание жизни самосознающего духа, из которого очевидно, что понятие πνεμα обнимает все содержание души живой, осложняя его новым христианским содержанием. Однако последнее не препятствует духу переживать чисто душевные состояния. Так, он не только знает, что в человеке ( 1Кор.2:11 ), но и волнуется и успокаивается, скорбит и радуется ( 2Кор.2:13 , 2Кор.7:13 ), что определенно усваивается душе ( Рим.2:9, 10 ). Следовательно, и в словах апостола: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем ( 1Кор.2:11 ) πνεμα синоним ψυχ и заменяет последнее понятие потому, что апостол говорит языком новых устанавливаемых понятий. Последнее очевидно из анализа следующего текста. Апостол Павел говорит: вы, не в плоти ( ν σαρκ), а в духе ( ν πνεματι), если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив ( ζω) для праведности ( Рим.8:910 ). Вот исходный пункт для суждений о техническом смысле πνεμα. Фактически отрицается плоть, и её место заступает дух там, где пребывает Дух Божий. Это вполне понятно. Дух отрицает плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Когда же? Тогда, когда уже приближался к Кресту, когда всходил на него. Будучи у врат страдания, Он изрек: «Ныне прославился Сын Человеческий». Может быть, кто-нибудь сказал бы Ему в то время: «Господи! Ты идешь на бесчестие, на страдание, на поругание, на заплевание, на ударение по ланитам, на уязвление, на вкушение уксуса и желчи, на самую горькую смерть. Как же Ты называешь Себя прославленным?» Однако Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий», ибо, говорит, Я иду на страдания, на Крест, и потому прославлюсь. Само это страдание – Моя слава, ибо «когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). Когда Я умру, наполню ужасом вселенную, угашу светила небесные, потрясу землю, отверзу гробы, изведу мертвых живыми, и не признающие ныне Меня Сыном Божиим тогда скажут: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Когда же пригвожден буду на Кресте, тогда сяду одесную Бога Отца. Когда пострадаю, – войду в славу Мою, «ибо так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» ( Лк. 24:26, 46 ). Здесь же воспомянем и Павлов крест, которым он хвалится: «Гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» ( 2Кор. 11:23, 25 ). Не есть ли это крест Павлов? Избиваем был палками и камнями, пребывал день и ночь в глубине, когда опрокинулся корабль: все это не крест ли Павлов? Послушаем же, как он хвалится им: «Охотнее буду хвалиться своими немощами» ( 2Кор. 12:9 ), то есть трудами и страданиями, которые он подъял до изнеможения тела. «Благодушествую, – говорит он, – в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» ( 2Кор. 12:10 ). И после всего того говорит: «Знаю человека, который восхищен был до третьего неба» ( 2Кор. 12:2 ). Вот что соделывает крест страдальчества! Возносит он на небо еще находящегося в теле, услаждая его слушанием ангельских пресладких песен. Взирая на вещественный Крест Господа моего, вижу написанный на нем титул царский: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ; Мк. 15:26 ). Достойна удивления злоба этих злых людей, ибо сначала никак не хотели не только писать, но и словами называть Христа Господа нашего царским титулом, не хотели слышать, что кто-нибудь именовал Христа Царем. Еще при рождении Его, когда пришедшие в Иерусалим волхвы спрашивали в Иерусалиме: «Где родившийся Царь?» ( Мф. 2:1–3 ), – весь Иерусалим пришел в смятение. Затем, при входе Господа в Иерусалим на вольную страсть на осле, когда младенцы и с ними ученики восклицали: «Благословен Царь грядущий». Это было столь неприятно злым людям, что некоторые из фарисеев сказали Иисусу: «Запрети ученикам Твоим», то есть прикажи им перестать называть Тебя Царем ( Лк. 19:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но, добрейший Яков Ефимович, я не знаю Вашего состояния: быть может, Вы сами в нужде и Вам сделать такое большое пожертвование не по силам. В таком случае, конечно, и говорить нечего: He требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть ( 2Кор.8:13 ). Если же Вы изобилуете, то убеждаю Вас словами Божественного Писания: сделайте, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае ( 2Кор.9:3 ). При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Уделите по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог . Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы 6ы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело...( 2Кор.9:7–8 ). Пишу это на случай, если бы условие, под которым Вы жертвуете Ваш иконостас, не состоялось. Но и видимое мною воочию Ваше искусство, и известия из России дают мне надежду, что оно состоится, чего истинно от всей души желаю и без мысли об уплате или неуплате за иконостас, так как искренно нахожу Вас вполне достойным того. Во всяком случае, никогда не перестанем мы быть благодарными Вам за Ваш великолепный иконостас и молиться о том, чтобы Господь хранил Вас в добром здоровье, благочестивом настроении духа и даровал Вам дальнейшее преуспеяние в Вашем художественном деле и служении им Святой Церкви. С глубочайшим уважением и душевною преданностью остаюсь Вашим покорнейшим слугою и богомольцем начальник Российской духовной миссии в Японии епископ Николай P.S. Уже приготовив это письмо к отсылке, я получил с почты ящик с Вашим портретом и двумя фотографиями иконостаса. Приношу Вам искреннюю благодарность за это. Другой ящик, одновременно полученный, препроводил в Кёото господину Мацумуро. Из фотографий вижу, что мы ни в чем не ошиблись, ставя Ваш иконостас в храме. Праздничная икона Благовещения намеренно поставлена нами не крайнею, чтоб яснее вся была видна молящимся, так как крайние иконы пришлись в полуоборот на клиросы, по необходимости, как я писал Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Приветствия от Асийских Церквей, и в частности от Акиллы и Прискиллы, подтверждают, что 1Кор. Писалось в Ефесе (16:19). с. 16:21–24 «Мое, Павлово, приветствие собственноручно» (16:21: та же приписка в 2Фес. 3:17 и Кол. 4:18). Апостол Павел доверял записывать свои послания помощникам. 1Кор., вероятно, было записано Сосфеном, имя которого фигурирует рядом с именем Павла в начале послания. Арамейское выражение «маран-афа» (16:22) означает «Господи, гряди». Второе Послание к Коринфянам Введение а. Вопрос подлинности Подлинность 2Кор. Не представляет собой проблему: авторство апостола Павла единодушно признается древней традицией и не оспаривается большинством современных критиков текста. б. Разделы Послания В 2Кор. Очень четко выделяются три части. В первой части (1:1–7:16) апостол пишет об одном оскорблении, которое, вероятно, было нанесено ему или кому-то из его представителей в Коринфе; он напоминает, что находясь в печали, написал по этому поводу письмо: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами… (2:4). Вспоминая об этом, апостол, тем не менее, исполнен прощения: «вам лучше уже простить его (обидчика) и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью (2:7; см. 2:10); прощение связано с обнадеживающими известиями, которые принес ему Тит (7:5–7). Во второй части Послания апостол Павел резко меняет тон (10–1:13:13). Если в первой части он говорил о прощении, то теперь угрожает приехать в третий раз (12:14; 13:1): «Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти (10:2); и дальше: «Я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, так же, чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете» (12:20). с. Оспариваемое единство Послания Разумеется, нашлись многочисленные исследователи, которые усмотрели в трех частях 2Кор. Три разных письма, объединенных позже в одно послание. В частности, некий протестантский экзегет Адольф Хаусрат выдвинул ок. 1870 г. гипотезу, которая нашла своих сторонников. По его мнению, вторая часть 2Кор. На самом деле, якобы, является тем самым суровым письмом, которое было написано «со многими слезами» (2:4) и так огорчило коринфян (7:8) о нем апостол упоминает в первой части послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Рукоположение во диаконы, пресвитеры и епископы: «Их (избранных во диаконы) поставили пред Апостолами, и сии (т. е. Апостолы), помолившись, возложили на них руки“ ( Деян. 6: 6 ). «Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они (Апостолы) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14: 23 ). Епископу Тимофею ап. Павел пишет: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение“ ( 2Тим. 1: 6 ). Св. Апостолы получили право совершать вообще все таинства: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих“ ( 1Кор. 4: 1 ). В третьих, – управлять народом в делах веры: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается“ ( Лук. 10; 16 ). Св. Апостолы пользовались данною им властью управлять верующими, будучи всегда «готовы наказать всякое непослушание“ ( 2Кор. 10: 6 ): «Я предварял, пишет Коринфянам ап. Павел, и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу... Для того я пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости, по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению“ ( 2Кор. 13: 2 и 10). Отлучение ап. Павлом коринфского кровосмесника и обратное принятие его в Церковь ( 1Кор. 5: 3–5 и 2Кор. 2: 1–10 ), а также наказание смертью за вероломный обман Анании и Сапфиры ап. Петром ( Деян. 5: 1–10 ) наглядно показывают власть Апостолов над всеми верующими. 9) Откуда получали содержание за труды свои св. Апостолы? Мы уже видели откуда, – от верующих: ( Лк. 8: 2–3. 10: 7 . 2Кор. 11: 8–9 . Филип. 4: 10–18 . Гал. 6: 6 . 1Кор. 9: 7–14 ). Подробно смотри пункт 10-й первого отдела беседы. 10) Кто законные преемники Апостольской власти? Законные преемники Апостольской власти – епископы Церкви Христовой, поэтому, где нет законных епископов, там нет и Церкви, как, напр., у раскольников и сектантов. 11) Как Апостолы поставляли на епископское служение? Через возложение рук, которое заменило собою ветхозаветное миропомазание поставляемых на священническое служение:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Св. Павел, как мы сказали раньше, добывал себе пропитание своими собственными руками, делая день и ночь. В его великих миссионерских трудах не помогали ему благочестивые жены христианки, разделявшие труды и подвиги других Апостолов и братьев Господа по плоти и самоотверженно служившие им, подобно Господу, от имений своих ( Лк. 8:3 ). Св. Апостола не сопровождали эти святые жены подвижницы, и захваченный в одно время болезнью в Галатии он был бы в беспомощном состоянии, если бы Галатийские христиане не приняли самого теплого участия в его страданиях ( Гал. 4:14, 15 ). К тому же св. Павел, в отличие от других Апостолов, кроме Иоанна, был девственник, и уже бл. Феодорит опровергал мнение, что св. Павел включает себя в число вдовцов (толкование к 1Кор.7:8 ). Великий благовестник язычников обнаруживает сверхчеловеческую энергию, которая имеет свою основу именно в силе, благодати Божией ( 1Кор.15:10 ). «Мы, – говорит он, – отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ). «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:9–10 ). Ничто не может разлучить св. Павла от Бога и любви к Нему ( Рим. 8:38–39 ). Он силен был в слове, и в деле, и своим врагам, обличавшим его в том, то «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» ( 2Кор.10:10 ), он отвечает: «…каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично» ( 2Кор.10:11 ). Но вот враги, постоянно преследовавшие св. Павла, наконец, достигли своей цели. Благодаря их козням св. Апостол заключается в узы, – сначала кесарийские, а затем римские, и томится в этих узах много лет, лишенный свободы евангельского благочестия, окруженный только своими сотрудниками, иногда оставлявшими его, ввиду распространения евангелия, вынужденный, при своей невинности, защищать себя и свое дело, терпящий всякие нужды и лишения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010