2Кор.2:12–17 . Ап. изображает здесь свое душевное состояние, непосредственно предшествовавшее написанию 2-го послания. Ап. с нетерпением ждал, что скажет ему посланный в Коринф Тит, и потому сам пошел ему навстречу в Македонию из Троады. Однако пусть не думают Коринфяне, что он упадает духом. Напротив, он уверен, что Бог сделал его везде победителем. Если же его деятельность не для всех является спасительною, то это вина не его: Он проповедует только чистую евангельскую истину. 2Кор.2:12 .  Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, 2Кор.2:13 .  я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию. Апостол с пользою для дела Христова мог бы остаться в Троаде, куда он пришел из Ефеса (ср. 1Кор 16:5–9 ). Но дух его не мог быть спокоен за Коринфян и он чувствовал себя неспособным всем сердцем отдаться делу распространения Евангелия в Троаде. Так как Тит должен был пройти, возвращаясь к Апостолу в Троаду, чрез Македонию, то Ап. именно в эту область отправился сам ему на встречу. 2Кор.2:14 .  Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. В Македонии он встретил Тита и получил от него весть, что 1-е послание произвело хорошее впечатление в Коринфе. Он благодарит за этот успех Бога от всего своего, облегченного от неизвестности, сердца. – «Который всегда дает нам торжествовать». Правильнее греческое выражение ( τφ πντοτε θριαμβευοντι ημς) перевести нужно так: «всегда совершающему над нами свой триумф» или: «всегда ведущего нас за Собою в Своем триумфе». Бог – это триумфатор, победитель. Апостолы, и главным образом Павел, Его пленники, которых Он ведет за Собою как побежденных, подобно тому, как римский полководец после победы вел за собою своих пленников. Ап. припоминает здесь свое призвание по дороге в Дамаск, когда Христос сказал ему: « " трудно тебе идти против рожна»! ( Деян 9:5 ). Апостол Павел, действительно, своею деятельностью прославлял Бога, заставившего его служить Себе. – Во Христе. Все в деятельности Апостола имеет теснейшее отношение ко Христу. – «Благоухание познания». Перед триумфатором курили благовония и Ап., вероятно, имеет здесь в виду этот обычай. – »О Себе " – лучше: «о Нем», т. е. о Христе (ср. ст. 15-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.7:13 . Посему мы утешились Я показал попечение свое о вас, и надежды мои не обманули меня; поэтому, говорит, весьма утешился. утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, Теперь к утешению, которым вы утешили меня, как я сказал, присовокупилась большая радость, – радость Тита. Радость же эта и утешение – за вас и для вас. Поэтому и говорит далее. что вы все успокоили дух его. 2Кор.7:14 . Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, Я, говорит, тому обрадовался, что Тит нашел вас такими, какими я изображал ему вас на словах. И сам он успокоился, когда нашел вас такими и не встретил от вас ничего грубого и неприятного. А то, что Павел хвалится учениками, показывает, что они были добродетельны, а он – чадолюбив. Такими и теперь должны быть ученики и учители. но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною, Как проповеданное мной вам все было истинно (или, быть может, говорит о похвалах, высказанных им о Тите), так и все, чем я хвалился о вас, оказалось истинным. 2Кор.7:15 . и сердце его весьма расположено к вам Сими словами хвалит Тита, чтобы и они полюбили его, как связанного с ним и пламенно любящего их. Поэтому и сказал: «сердце его», дабы показать силу и горячность расположения и искренней любви его. при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. Выставляет причины такой любви к ним Тита, показывая, что они сами подали повод к такой любви, и вместе с сим побуждая и их к большей любви. Ибо вы не просто показали любовь к нему или попечение о нем, но и послушание, приняв его, как дети отца и в то же время как начальника – «со страхом» и даже «трепетом». Сим самым свидетельствует о сугубой добродетели их: о любви, как к отцу, и о страхе, как к начальнику, так что в них ни любовь не ослабила страха, ни страх не отравил любви. 2Кор.7:16 . Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. Не о Тите только радуюсь, что вы почтили его, но и о том, что нахожу вас такими, – не посрамляющими меня, но дающими мне смелость говорить о вас откровенно во всяком деле и во всякое время. И иначе, «могу положиться на вас», потому что буду ли делать что для вас или говорить вам, вы охотно примете то, понадобится ли, для исправления вашего, обличать или хвалить вас, или предписывать вам что-нибудь тяжкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2Кор.9:12 .  Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу. 2Кор.9:13 .  Ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми. 2Кор.9:14 .  Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. «Яко работа сего служения не токмо есть исполняющая лишения святых, но и избыточествующая многими благодареньми Богови, искушением служения сего славяще Бога». Не думайте, говорит Апостол, что чрез это преуспеете только в одном и послужите единственно нуждам святых. Сие порождает и другие гораздо большие плоды, именно, приводит к тому, что прославляется Бог всяческих; говорит же Апостол, за что именно прославляется Бог. «О покорении исповедания вашего в благовествовании Христове и о простоте сообщения к ним и ко всем, и о тех молитве о вас, возжелеющих вас за премногую благодать Божию на вас». Ибо те, которые видят, как приняли вы Божественную проповедь, как самих себя покорили Владыке, – а также примечают щедрость вашу к святым, и не только к живущим в Иерусалиме, но и к пребывающим повсюду, возносят славословие виновнику сего Богу; и вы приобретете плод в молитвах, приносимых ими за вас; потому что сильно вас любят, дознав щедрость Божию к вам. 2Кор.9:15 .  Благодарение Богу за неизреченный дар Его! «Благодарение же Богови о неисповедимем Его даре». Апостолу обычно прославлять Бога, когда ведет речь о каком-либо домостроительстве Божием. Когда же дар неисповедим, удобопостижима ли сущность? Сказав сие о служении святым, Апостол начинает наконец излагать обвинения на оных обманщиков; касается же и самих коринфян, давая разуметь, что некоторые из них увлеклись лживыми речами обольстителей. Читать далее Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова//Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 310-364. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

56 . Против помысла, изображающего перед нашими глазами болезнь желудка, печени и селезенки и вздутие в брюшной полости (пупа): Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). 57 . Против помыслов, возникающих в нас по мере того, как все наше тело постепенно приходит в негодность: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). 58 . Против помысла, который вызывает в нас сострадание и убеждает отдать что-либо нищим, а потом удручает и опечаливает нас из-за вещи, которую мы отдали: Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог[, и недостаток дел его восполнит] ( 2Кор.9:7 ; Притч.22:8–9 ). 59 . Против помысла, рисующего перед нами сильную немощь, которая может возникнуть от поста и связанных с ним болезней, и убеждающего нас вкусить немного вареной пищи: Ибо, когда я немощен, тогда силен ( 2Кор.12:10 ). Из Послания к Ефесянам 60 . Против помысла, жаждущего насытиться вином в праздничный день: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф.5:18–19 ). Из Послания к Филиппийцам 61 . Против помыслов, из-за которых наша душа, с одной стороны, не хочет добывать себе пропитание собственноручным трудом, но и отказывается получить что-то от родных, потому что они бедны и живут на большом расстоянии, а советует восполнить свою нужду за счет других: Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но во всем, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом ( Флп.4:5–6 ). 62 . Против помыслов, предрекающих мне голод и недостаток хлеба и внушающих мне стыд при мысли, что мне придется получать помощь от других: Я умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Во всём и везде я научен и насыщаться и голодать, и изобиловать и нуждаться. Всё могу в Укрепляющем меня [Христе] ( Флп.4:12–13 ) 15 . Из Первого послания к Фессалоникийцам

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

9). Немощь человеческой природы, вызывая у людей взаимные симпатии, вместе с тем является объектом божественной любви. В лице Христа, сострадающего нашим немощам, божественная любовь снизошла до фазы чисто человеческого сострадания. Он умер за нас немощных, и по этой самой причине любовь Божья излилась в наши сердца Духом Святым. ( Рим.5:56 ). С тех пор в мире проповедуется Христос распятый безумие и соблазн для всех положений и состояний плотяности, спасительная премудрость и сила Божья для верующей немощи ( 1Кор. 1:2129 ). Верующая немощь вот что обращает человеческую жизнь в поприще деятельности всесвятого Духа. Немощь природы служит необходимым объективным условием для такой деятельности. Сам Христос распят в немощи, но жив силою Божьею ( 2Кор.13:4 ). Предоставленная себе немощь Его изнемогла до смерти, силою же Божьею Он воскрес и жив. С тех пор и все верующие во Христа в немощи своей познают действие Божьей силы: «Кто познал немощь естества человеческого, тот получил опытное познание и Божией силы помогающей» 200 . Немощь оставлена в удел всем нам в педагогических целях: в смирение нашей гордыни. Апостол Павел свидетельствует: дано мне жало в плоть... удручать меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Удручение переживалось столь интенсивно и так подавляюще влияло на психическую жизнь апостола, что он восклицал: бедный я человек! кто избавить меня от сего тела смерти? ( Рим.7:24 ). Однако на усиленную просьбу освободить от тяготы он получил такой ответ: довольно ( ρκε) для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ), т. е. восполняет недостаток естественной мощи 201 . Вот почему апостол восклицал: я могуч, когда изнемогаю ( 2Кор.12: 2 ). Когда в самом себе не находишь точки опоры, то ищешь ее вне себя. Так было с Авраамом. Бог обещал ему бездетному многочисленное потомство. Он же помышлял ( κατενησεν), что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Соррина в омертвении ( Рим.4:19 ). Логика плоти стала в тупик: для аналогии не было фактов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

“Место”, куда Бог послал Духа Своего, есть “сердце” (2Кор 1:22), которое есть не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего (Ис 63:11). Познание Бога открывается жизнью в Духе (Еф 1:17); Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор 3:18). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня (Пс. 50:14) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф 3:16). Под “утверждением во внутреннем человеке”, имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет (sunantilambanomai - помогать доставать, помогать) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует (entunhano - обращаться за, просить) за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8:26). В этом стихе апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою (Рим 15:13). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор 3:17) это выражение параллельно с иоанновским Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине (Ин 4:24); удивительно у столь разных апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом - Гал 2:9), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности. У апостола находит место также эсхатологическое измерение домостроительства Духа, когда он говорит о чаемом Царствии Божием, что оно есть не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Эсхатологическое спряжение имеет также стих: на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа (2Кор 5:5). Слово arrabon (задаток, залог) подразумевает будущее воздаяние, соответствующее данному залогу. Само обитание Духа Божия в человеке является залогом его воскресения: если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим 8:11).

http://pravoslavie.ru/1519.html

Болезни души, напротив, не позволяют человеку спастись ни душой ни телом; они составляют препятствие для обновления «внутреннего человека» (Там же), для появления «человека нового», рожденного от Духа, являющего в нашей душе и в нашем теле (см.: 2Кор.4:10–11 ) жизнь Иисуса (Там же), идущего от Отца и делающего человека «новой тварью» (см.: 2Кор.5:17 ), которой обещано вечное блаженство в Царствии Небесном; эти недуги запирают человека в плоти, которая желает противного духу ( Гал.5:17 ), и не дают ему обрести ничего, кроме тления (см.: Гал.6:8 ) и смерти (см.: Рим.8:13 ). Вот почему Христос учит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [что означает помимо прочего физические болезни]; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ) («Того» – означает справедливого Судию, оставляющего претерпевать последствия душевных недугов человеку, который не стал просить Его об исцелении). Относительность физического здоровья Поскольку телесные болезни сами по себе не могут оказать влияния ни на основы бытия человека как обновленной духовной сущности, ни на его удел в жизни вечной, то физическое здоровье представляет собой в контексте этого бытия и удела ценность относительную. С одной стороны, если человек остается болен душой, физическое здоровье не оказывает ему здесь подспорья, поскольку он являет собой «плоть» (см.: Ин.6:63 ) и не направляет свои члены на воздание хвалы Всевышнему 525 , и здоровье в земной жизни не может защитить его от возможной грядущей гибели в геенне. С другой стороны, здесь, на земле, наше физическое здоровье является временным и относительным состоянием. Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет.1:24 ; ср.: Ис.40:6 ). Пока человек живет в этом мире, его тело, являясь «плотью земной» (ср.: 1Кор.15:47–49 ) и «животной» (ср.: 1Кор.15:44,46 ), остается из-за греха подверженным тленности и смерти (см.: Рим.5:12 ). Наш внешний человек тлеет ( 2Кор.4:16 ); земной наш дом, эта хижина, должен разрушиться (ср.: 2Кор.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Была пора, когда Ап. почти пожалел о том, что отправил в Коринф свое первое послание. Так строго он говорил в нем с Коринфянами! Но теперь он рад тому, что послание было получено Коринфянами, потому что оно оказало на них желанное действие. Пусть они и огорчились укорами, с какими Ап. обращался к ним в своем послании, но ведь это огорчение или печаль ничего кроме пользы им не принесло. Это была печаль «ради Бога» или согласная с волею Бога и она-то является источником спасительного раскаяния. Бывает печаль другого рода – «мирская», которая погружает человека в безысходное отчаяние и ведет к смерти (пример – Иуда Предатель). Вот если бы послание привело Коринфян к этой последней печали, то об этом следовало бы жалеть. Теперь же дело обстоит совершенно иначе. Какого «оскорбителя» имеет в виду Апостол и кто «оскорбленный»? Некоторые толкователи (напр. Буссе) видят здесь указание на личное оскорбление, нанесенное каким-то Коринфянином Апостолу Павлу. Но правильнее и естественнее видеть здесь, вместе с блаж. Феодоритом, указание на кровосмесника ( 1Кор 5:2 ) и его отца. Апостол если и писал об этом неприятном обстоятельстве, то имел в виду при этом не интересы только отца и сына, а пользу всей Коринфской церкви. Он хотел показать еще, что ему не безразлично – как клеветали на него враги его – истинное благо Коринфян и что он постоянно о них заботится. 2Кор.7:13 .  Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 2Кор.7:14 .  Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 2Кор.7:15 .  и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. 2Кор.7:16 .  Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. Апостол, таким образом, был утешен утешением Коринфян, т. е. тем, какое они ему доставили. Утешило его и то обстоятельство, что посланный им в Коринф Тит нашел там хороший прием. Это Апостолу потому было особенно приятно, что он ранее хвалил Титу Коринфян: он, значит, хвалил их не напрасно. Это дает Апостолу повод еще раз указать на свою истинность в суждениях и поступках. Заключает речь свою Ап. уверенностью в том, что Коринфяне и впредь будут послушны ему, что взаимное доверие между ним и ими будет всегда существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говоря иначе, если бы в самой природе людей вообще, а в частности, и Первого из воскресших, истинного Человека Христа, не была заложена космическая потенция воскресения, то и акт Божественной воскрешающей воли не был бы проявлен совершенно подобно тому, как потерявшее свою жизненную силу зерно не прорастает ни при каких условиях. Разница же между Воскресением Христа и воскресением нас, смертных, заключается лишь в том, что во Христе потенция воскресения обусловлена Его ипостасным Божеством, а в людях – единением с Ним (Богом) через Христа. Разъяснение этого Апостол дает в Послании к Римлянам: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим.8:11 ; срав. 1Кор.15:16 ). Обитать же в нас Дух Святой может только лишь через Христа, неизменно и непрерывно пребывающего в верующих Своим Телом через Евхаристию: «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» ( 2Кор.13:4 ). Эта идея о тесном слиянии нашего существа с Христовым настолько прочно слагается в мысли Апостола с личным воскрешающим воздействием Бога Отца, что возникает уже вполне категорическое утверждение: «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» ( 2Кор.4:14 ), что может быть понято только в смысле Его евхаристического воздействия на самую сущность восприявших Евхаристию тел. Следовательно, что только так и «смертная плоть наша» ( 2Кор.4:11 ) может получить иные, противоположные свойства. В евхаристическом же смысле следует понимать и «обновление» внутреннего человека, о котором говорит Апостол ( 2Кор.4:16 ). Реалистичность идеи апостола Павла дает особенную жизненность даже самым мистическим из тех образов, которые содержатся в его писаниях, и в то же время приводит к удивительным прозрениям в самые глубины анастасического процесса. Так, апостол Павел сразу же, резко и по существу различает человеческое тело (σμα) от плоти (σρξ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

И вновь немного ниже он говорит: «Не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым… когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор.3:13–15 ). Кто бы не поразился величию этих тайн? Кто бы не устрашился при виде бесчувственного сердца? Лицо Моисея просияло, однако сыны Израилевы не могли смотреть на его лицо; народ синагоги не мог смотреть. Но если кто-либо своим поведением и образом жизни способен был возвыситься над толпой, то мог смотреть на сияние его лица. Ибо, по словам Апостола, «то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета» ( 2Кор.3:14 ); и доныне Моисей говорит с сияющим лицом, но мы не можем взирать на сияние славы на его лице, потому что мы – простые люди и ни усердием, ни заслугами не отличаемся от толпы. Но так как святой Апостол сказал: «То же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета» ( 2Кор.3:14 ), мнение, высказанное Апостолом, лишило бы нас всякой надежды на понимание, если бы он не прибавил: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» ( 2Кор.3:16 ). Он говорит, что для того, чтобы снять покрывало, нужно обратиться к Господу. Из этого следует сделать вывод, что пока мы читаем Божественные Писания, не понимая их, пока написанное остается скрытым от нас, мы еще не обратились ко Господу, и покрывало, несомненно, еще не снято. 2 . Давайте посмотрим, что значит «обратиться к Господу». А чтобы нам яснее представлять, что означает обратиться, мы должны выяснить, что значит отвратиться. Всякий, кто во время чтения слов закона занят сплетнями, отвратился. Всякий, поглощенный мирскими попечениями, деньгами, наживой, когда читают Моисея, отвратился. Всякий, кто связан заботами об имуществе и отвлекается жаждой богатства, кто гонится за славой этого века и мирскими почестями, отвратился. Отвратился и тот, кто, как кажется, чужд тому, о чем мы сейчас говорили, кто стоит и слушает слова закона с сосредоточенным выражением лица и внимательным взглядом, но блуждает сердцем и мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010