1) праведность, основанная на вере. Праведность – это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, которое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, которая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, «в прежней жизни» неукоснительно следовавший предписаниям Закона ( Флп. 3:4 ) и воспринимавший праведность как заслуженную «безупречным» поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус ( Деян. 9:1 ), Павел осознал, что «живущие по плоти Богу угодить не могут» ( Рим. 8:8 ) и что праведным может быть только новый человек во Христе ( Еф. 4:24 ). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха ( Гал. 3:19 ), а лишь открывает человеку, что такое грех ( Рим. 3:20 ). «Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою», а не под Божьей правдой ( Гал. 3:10 ). «Христос сделался для нас ... праведностью» ( 1Кор. 1:30 ), потому что «не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» ( 2Кор. 5 – пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Праведность – это Божий дар в Иисусе Христе ( Рим. 5:17 ), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, – в мире греха. Эта праведность становится реальной через ⇒ веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом «праведностью от веры», «праведностью веры» ( Рим. 4:9.11.13 ; Рим. 9:30 ; Рим. 10:4.6 ; Гал. 5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа; 2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» ( Рим. 3:8 ; ср. Рим. 6:1 ). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем ( Рим. 6:2 )! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом – все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу ( 2Кор. 5:9 ). Павел убедительно призывает нас к праведности ( Рим. 6:13.16.18–20 ; Рим. 9:30 ; 2Кор. 9:10 ; Еф. 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Апостол Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор.11:2–3 ). Как видим, Павел хочет, чтобы все коринфяне сохранили себя для Христа «чистою девою»; разумеется, он не захотел бы этого, если бы это казалось невозможным. Потому и видится чудесным, что развращенные многоразличными грехами пришли к вере Христовой, и все сразу стали именоваться «чистою девою», девою столь святой и столь чистой, что достойна она сочетаваться со Христом в браке. Однако так как мы не можем отнести сказанное к целомудрию плоти, несомненно, оно относится к целомудрию души, чья простота веры во Христе, согласно пониманию самого Павла, названа ее девством; и через это, что упускают из вида софизмы философов и суеверия иудеев, в простоте веры Христос взял Себе Церковь как бы «в жену девицу из рода Своего» (ср. Лев.21:13 ). Ибо ни философское восприятие, ни искание обрезания не истощают веру в Него, но в простоте исповедания остается она чистой, словно невинная дева. Ведь еще прежде Он обещал через пророка: «Обручу тебя Мне в вере 71 » ( Ос.2:20 ). Итак, по словам Апостола, «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). И как говорит тот же Апостол, «чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:27 ). А как может порочная стать «не имеющею порока», если только Он не обновит ее, как написано: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 )? Христос, разумеется, не берет «вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу» (ср. Лев.21:14 ), и такая душа не входит в брачные чертоги Жениха. Ибо с тем, кто «вошел сюда не в брачной одежде», случится то, что, как ты знаешь, написано в Евангелии (ср. Мф.22:12–13 ). Поэтому Он возьмет «деву», а не «вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу». И действительно, нетрудно объяснить, почему Христос не берет «отверженную, или опороченную, или блудницу»; но почему Он не берет «вдову», необходимо рассмотреть внимательней. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: «Закон – муж души. Если умрет муж, жена освобождается от закона замужества, и не будет прелюбодейцею, выйдя за Христа 72 » ( Рим.7:1–3 ). Но если так случится, что закон души мертв, то есть душа отделяется от закона и не сдерживает себя более чистым устроением брака, тогда, удалившись от закона евангельского учения, может не обрести узды. Таковая не может сочетаваться браком со Христом, потому что ищет не девственной веры и простоты, но распущенности свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И кроме Послания к римлянам существуют многочисленные тексты, в которых говорится о вечной участи погибших, в том числе – грандиозное видение в конце Откровения, где Иоанн рассказывает: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное [ Отк. 20:11–15 ]. 2 Коринфянам 5:19. Универсалисты ссылаются также на 2Кор. 5:19 , где Павел говорит коринфянам: «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения». Утверждается, что «мир» получил примирение с Богом через совершённое Христом. Следовательно, все спасены благодаря тому, что совершил Иисус на Кресте. Контекст позволяет уточнить значение слова «мир». Во-первых, примирение понимается как процесс, соответствующий намерениям Бога, а отнюдь не как свершившийся, действительный для всех факт. Бог желает спасти всех ( 2Пет. 3:9 ), но спасены будут не все ( Мф. 7:13–14 ; Отк. 20:11–15 ). Во-вторых, контекст показывает, что фактически примирение ждёт только тех, кто «во Христе», а не всех ( 2Кор. 5:17 ). Если бы все были уже спасены, то призывы Павла, указывающего, что «мы – посланники Христовы» и «просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5:20 ), оказались бы бессмысленными. Все уже и так получили примирение. Таким образом, через примирение во Христе все – весь «мир» – получили доступ к спасению, но нельзя сказать, что тем самым все уже спасены. К ефесянам 1:10. Универсалисты также искажают утверждение Павла о том, что предопределил Бог «в устроении полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). Внимательное чтение текста показывает, что Павел говорит только о верующих. Во-первых, в контексте сказано, что «Он избрал нас в Нём прежде создания мира» ( Еф. 1:4 ). Во-вторых, под теми, кто «во Христе», в Писании никогда не понимаются какие-то другие люди, кроме, единственно, верующих. То, что неверующие исключаются, явствует также из отсутствия выражения «преисподних», которым Павел в других случаях обозначает неверующих ( Флп. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Чтобы познать нам Господа и силу воскресения Его, чтобы народилась в нас эта вера, нам нужны не знамения и чудеса, не видения невидимого, а нужно участие в страданиях Его, сообразность смерти Его, так чтобы самим достигнуть воскресения из мертвых ( Филип. 3:10,11 ; Кол. 2:12 ). Нужно носить в собственном теле мертвость Господа Иисуса, так чтобы и жизнь Иисусова от­крылась в нас ( 2Кор. 4:10 ), быть немощными в Нем, чтобы и жить с Ним силой Божией (13:4). Нужно нам умереть с Ним, чтобы с Ним и ожить ( 2Тим. 2:2 ), – креститься в смерть Христа, дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам жить новой жизнью и таким образом, соединившись с Ним подобием Его смерти, соединиться с Ним и в воскресении ( Рим. 6:4,5 ). Нам нужно предаться Воскресшему из мертвых (7:4), стать с Ним одним духом ( 1Кор. 6:17 ). Если жизнь Иисусова открывается в нас, если мы смотрим не на ви­димое, но на невидимое, если мы ходим верой, а не видением ( 2Кор. 4:11,18; 5:7 ), то необходимо крепнет наше небесное упование и утверждается для нас источник нашей жизни – вечная жизнь Христа Иисуса. Одновременно с тем, как мы оказываемся самыми несчастными людьми в границах земного существования и видимых благ ( 1Кор. 15:19 ), для нас реальнее видимого мира стано­вится невидимая жизнь Господа, ибо нам не к кому больше идти, так, как только у Него глаголы нашей жизни ( Иоан. 6:68 ). В действительности нашей внутренней жизни ( 2Кор. 4:16 ) непоколебимое основание нашей веры как в то, что Сын Божий родился от семени Давида по плоти, так и в то, что Иисус открылся через воскресение из мертвых Сыном Божьим в силе, по духу святыни ( Римл. 1:3,4 ). Без идейного содержания вечной боже­ственной Жизни, как оно открывается в евангельской истории, факты рождения Иисуса от Духа и Его воскресения из мертвых были бы чудовищными фактами; и нет таких внешних доводов, которые могли бы убедить меня в их действительности. Но за то принятая во свете ра­зума евангельской истории и утвержденная на опыте соб­ственной духовной жизни, истина вечной жизни Господа Иисуса не может быть поколеблена во мне никакими внеш­ними доказательствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

2Кор.1:12 .  Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. «Ибо». Ап. здесь выражает основание своей уверенности в том, что Коринфяне молились за него Богу. Он, действительно, заслуживает такой любви с их стороны. Если он хвалит себя (в ст. 11-м), то этим только свидетельствует о том, что действовал (с Тимофеем вместе) всегда откровенно (в простоте) 1 . – «В Богоугодной искренности» – правильнее: в Божественной, какая дана ему Богом (ср. выражение: правда Божия в посл. к Рим 1:17 ). – «Не по плотской премудрости». – Это – премудрость, определяемая греховными похотями плоти (ср. 1Кор 1:26 ). – «В мире», т. е. в обширной области, где жили разные языческие народы, которых Ап. призван был быть просветителем. 2Кор.1:13 .  И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, 2Кор.1:14 .  так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. Были, очевидно, в Коринфе люди, которые предъявляли Апостолу упрек в фальши, которую он будто бы допускает в своих посланиях. Ап. утверждает, что это обвинение совершенно неосновательно. В послании нужно понимать все, как сказано, в самом обыкновенном и естественном значении. – «Как надеюсь». Здесь впервые Ап. говорит лично от себя, потому что выражает свое личное, субъективное состояние. – «И что, как надеюсь». Эта фраза, а также начальная фраза 14-го ст. должны быть поставлены в связь между собою. Лучше перевести их так: «а я надеюсь, что вы до конца уразумеете, – как вы уже отчасти и уразумели, – что мы служим вашею похвалою». – «До конца», т. е. до второго пришествия Христова. Ап. в посл. к Римлянам говорит, что при этом пришествии раскроются все тайны расположения человеческих сердец ( Рим.2:16 ). Но Коринфяне, вероятно, еще до этого крайнего срока сумеют понять истинное расположение сердца Апостола и его значение для них. В день же страшного суда Христова Апостолы будут гордиться своими учениками-Коринфянами, а эти – своими учителями-Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    «Я дверь, читаем мы здесь слова Христовы о Себе, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Я даю жизнь вечную, и не погибнут овцы Мои вовек» (ср. Ин.10:7, 9, 28). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (ср. Ин.15:4—6). «Бог, свидетельствуют и апостолы, определил нас к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы — бодрствуем или спим — жили вместе с Ним» (ср. 1Сол.5:9—10). «Он — посетитель душ наших» (ср. 1Пет.2:25). «Дом Его — мы, если только упование и дерзновение, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (ср. Евр.3:6). «Благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (ср.Ин.1:17), и мы «Им укрепляемся в благодати» (ср. 2Тим.2:1), «будучи укоренены и утверждены в Нем» (Кол.2:7). Мы — «письмо Христово, написанное Духом Бога живаго на плотяных скрижалях сердца» (ср. 2Кор.3:3), и «званы к Иисусу Христу» (ср. Рим.1:6) «облечься в Него» (ср. Рим.13:14). «Бог облагодатствовал нас в Возлюбленном» (ср. Еф.1:6). «В Нем мы сделались наследниками» (ср. Еф.1:11). «В Нем имеем полноту» (ср. Кол.2:10) и «искупление» (ср. Рим.3:24). С каждого человека греховное «покрывало снимается Христом» (ср. 2Кор.3:14), и как «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим.8:2), так и «слава Божия — в Лице Иисуса Христа» (ср. 2Кор.4:6).    Судя по этому библейскому учению, «Церковь на земле есть во все времена продолжающий жить Христос», учащий нас жить и действовать любовию и Собою нас осиявающий в Отчем Духе. Его силою и по Его образу преображается в церковных недрах всякий христианин без исчезания собственной личности, но с сознательным и свободным предаванием себя «Христову вседействию». И Христос вседействует в душе по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия. Выходит, будто душа сама действует, тогда как « " не без Него делает» (Ин.15:5), ибо без Него таких дел никто и делать не может». Божественно наполняя Собою весь мир, Господь Спаситель Своим вездесущием неотлучен ни от какого места вселенной. Потому христиане по вере в Его соприсутствие и вследствие получения от Него явно ощущаемой благодати Святого Духа говорят с Ним молитвенно как с неизменно живым. Он — «Восток востоков», или богоозаренных благодатию человеческих природ. Его сокрытие из сердца вследствие какого-либо греха сразу заметно христианину, и тот делает все зависящее, чтобы возвратить в дом своей души Источника благодати и любви, если только не вознерадит о спасении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В особенности сердце, – как это принято и в нашем образе выражения –служит у Ап. Павла седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нем находит выражение чувство печали Рим.9:2 : «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Еф.5:19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол.3:16 , Чувство утешения находит свое седалище здесь же Еф.6:22 : «послал к вам Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор.2:2, – равно также и чувство мира Кол.3:15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Флп.4:7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим.1:5 : «цель увещания есть любовь от чистого сердца». Рим.10:1 : «благоволение (εδοκα) моего сердца» (если слово εδοκα здесь перевести «благоволение» Ср. 2Сол.3:5 ). Предмет любви тоже пребывает в сердце 2Кор.7:3 : «вы в сердцах наших», ср. Флп.1:7 , и остается в сердце вопреки пространственному отдалению Сол.2:17: «мы братие, были разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радостные аффекты расширяют сердце 2Кор.6:11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор.2:4 : «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор.4:5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Рим.1:24 употреблено выражение «похоти сердец». Твердая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается как «твердость», «непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Еф.4:18: «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем о твердой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Сол.3:13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол.2:17 сказано: «да утешит ваши сердца и утвердит во всяком слове и деле благом». О человеке, который уже твердо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор.7:37 : «кто непоколебимо тверд в сердит своем... тот хорошо поступает».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

И действительно слышим, что некоторые и не удостоены входа в дом брачного пира оного, подобно девам оным, так как тотчас после входа Жениха для них к несчастью затворились двери ( Мф. 25:10 ), а некто и после входа и возлежания за трапезою, увы! с великою суровостию и строгостию изгоняется и отвергается ( Мф. 22:13 ). А причина та, что сперва, живя здесь, не посвящали себя доброй Премудрости, не внимали громкому и далеко слышимому приглашению, и не старались приобщиться трапезе Её и таинствам, но ушли ( Мф. 22:5 ) посему невеждами и невоспитанными, не имеющими пособий к истинной жизни. Ибо, говорится, одни, взяв светильники свои, не взяли с собою масла ( Мф. 25:3 ), а тот, опять, не имел одеяния брачного ( Мф. 22:11–12 ), и не был способным и подходящим к тамошнему веселию и блаженству святых. Посему подвижники и радуются в страданиях своих, как говорит мудрый Павел, восполняя недостаток в плоти своей скорбей Христовых ( Кол. 1:24 ), и благодушествуют, но, егоже опять выражение, в немощах, гонениях, нуждах ( 2Кор. 12:10 ). Потому что, говорит, чем более внешний наш человек тлеет, тем более внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4:16 ). И бегут они не как на неверное, и бьются не так, чтобы только бить воздух ( 1Кор. 9:26 ), совершенно убежденные в том, что когда земной их дом, эта хижина, разрушится, они имеют от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор. 5:1 ). Ибо, говорит, не имеем здесь города, а ищем постоянного, которого художник и строитель Бог ( Евр. 11:10, 13:14 ). Но об этом довольно. Что же скажем и о мучениках Христовых? Потому что если предыдущая речь наша прилично назвала жертвами Премудрости Божией умирающих произвольною смертию и умерщвлением страстей и ежедневно приносящих в жертву добродетели, то что сказать уже о тех славных людях, кои препобеждая природу умирают двойною смертию и становятся жертвами великой Премудрости и чувственно и мысленно? 6 . Но речь об этих пока отлагается; потому что им надлежит и в самой речи следовать за первым и великим и Жертвенным приношением и Архиереем, подобно как и в самых делах подражали прежде принятому Им за нас закланию и смерти, и не преступать даже здесь порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Мы могли бы явиться с важностью, как апостолы Христовы», то есть не требуя почестей, не тщеславясь и не окружая себя копьеносцами, хотя, если бы мы и делали это, не сделали бы ничего странного. Если посланники царя пользуются честью, тем более можно нам. И не сказал: мы терпели 6есчестие, или: не пользовались честью, что значило бы упрекать (фессалоникийцев), но: мы не искали. Итак, если мы не искали славы, хотя и можно было искать, и самая проповедь того требовала, то каким образом мы делаем что-нибудь для славы? Между тем, если бы мы и искали, то и того нельзя было бы поставить нам в вину, потому что тем, которые посланы к людям от Бога, по всей справедливости надлежит, как явившимся ныне с неба вестникам, пользоваться большою честью. И, несмотря на все это, мы не делаем ничего подобного, чтобы заградить уста противников. 3. И нельзя сказать, будто мы с вами поступали так, а с другими иначе. В самом деле, (апостол) то же говорил и в послании коринфянам: «Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» ( 2Кор.11:20 ). И еще: «в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» ( 2Кор.10:10 ). И еще: «Простите мне такую вину» ( 2Кор.12:13 ). Таким образом и там показывает, что он был весьма смиренным, потому что перенес много (бедствий). А здесь говорит и о деньгах: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» ( 1Сол.2:7,8 ) «Но были, – говорит, – тихи», то есть, мы не обнаружили ни грубости, ни притеснения, ни высокомерия, ни хвастовства; а слова: «среди вас» означают то же, как если бы кто сказал: мы такие же, как и вы, и не получили никакого высшего жребия. «Как кормилица, – говорит, – нежно обходится с детьми своими». Таким должно быть учителю. Льстит ли кормилица дитяти, чтобы заслужить у него славу? Ищет ли она денег от малюток? Бывает ли высокомерна с ними и сурова? Напротив, не бывает ли она нежнее самих матерей? Здесь (апостол) обнаруживает в себе нежную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010