Таким образом, сопоставляя слова Господа Иисуса, записанный в 19–20 стихах 18-й главы Евангелия от Матфея с Его же словами в том Евангелии, в 21–23 стихах 7 главы и с только что прочитанными словами из Евангелия от Иоанна и, дополняя первые последними, мы получим следующее: «истинно говорю вам, что если двое из вас, осуществляющих в жизни своей учение Мое и пребывающих в духовном внутреннем единении со Мною, согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы (конечно угодного Богу и полезного просящим, притом если сами просящие достойны того) они ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое таких собраны во имя Мое, там Я посреди них». Теперь вопрос: где и каким путем можно достигнуть внутреннего единения со Христом? Ответ на этот вопрос дает св. апостол Павел. Христос, по его словам: ( Еф.1:22–23 ; Кол.1:18 ; 1Кор.12 ), есть Глава Церкви, Церковь есть тело Его. Все истинно верующие, взятые вместе, составляют это тело, и каждый порознь является членом этого тела. Как члены человеческого тела находятся в самой тесной внутренней связи с телом, так и члены тела Христова Церкви пребывают во внутреннем единении с Главою – Христом. Как члены человеческого тела живут и действуют до тех пор, пока они не отделены от тела, так и истинно верующие во Христа до тех пор могут иметь надежду на спасение и жизнь вечную, пока пребывают членами тела Христова, членами Церкви Его. Как для члена обыкновенного человеческого тела отделение от этого тела равносильно смерти, так и для христианина отделение от Тела Христова – Церкви равносильно духовной смерти и потери надежды на спасение. Итак, быть в единении со Христом возможно под непременным условием постоянной принадлежности к Церкви, основанной Христом, единой, святой, соборной и апостольской. И только, значит, к членам такой Церкви и приложимы слова Спасителя: истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. б) 2Кор.6:16

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Явление Христа Павлу в крепости Антония относится к тем «видениям и откровениям Господним» ( 2Кор. 12:1 ), которых, надо полагать, было немало в жизни Павла. Это явление – последнее в цепи из нескольких описанных в Деяниях, начиная с самого первого, произошедшего на пути в Дамаск ( Деян. 9:3–6; 22:6–10; 26:12–18 ; 1Кор. 15:1–8 ). Затем Христос явился Павлу в Иерусалиме, сказав; «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян. 22:17–21 ), Далее, в Коринфе Христос вновь явился Павлу, сказав: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла» ( Деян. 18:9–10 ). И наконец, четвертое явление, снова в Иерусалиме, когда Христос возвещает Павлу, что ему надлежит пойти в Рим и свидетельствовать о Нем там. К упомянутым в Деяниях видениям следует добавить το, о котором Павел рассказывает во Втором послании к Коринфянам, когда он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать», и когда Господь на его троекратную молитву о том, чтобы ангел сатаны был удален от него, ответил: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор. 12:1–4:8–9 ). Во всех перечисленных случаях речь идет о личных встречах Павла с Христом. Именно эти встречи, а не свидетельство других апостолов о жизни и учении Христа, стали определяющими для Павла: они были для него движущей силой, придавали ему уверенность в миссионерском служении. Они лежат в основе того духовного опыта, который в научной литературе нередко обозначается словами «мистицизм» или «мистика». Сами эти термины имеют настолько широкий смысл, что в них можно вкладывать разные идеи и концепты. В христианской перспективе под мистицизмом или мистическим опытом обычно понимается опыт непосредственного, личного общения с Богом, с Христом, со Святым Духом, с ангелами и святыми. Этот опыт отражен в многочисленных памятниках христианской литературы, начиная с Нового Завета и кончая описаниями различных откровений и видений, происходящих с разными людьми в наши дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Ибо кто отличает тебя? – вопрошает ап. Павел. – Что ты имеешь, чего бы не получил?» ( 1Кор. 4:7 ). И в этом случае, как и во всех остальных, Иисус Христос хочет видеть нас в числе своих последователей. Он о Себе Самом сказал: «Не принимаю славы от человеков» ( Ин. 5:41 ). И христианин должен даже пренебречь мнением о себе людей, когда они потребуют от него измены внутреннему достоинству. Пусть наши добрые поступки возбуждают нарекания, мы должны утешаться мыслью, что хотя «нас в чести и бесчестии, при поруганиях и похвалах почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают» ( 2Кор. 6:8–9 ). Так как все верующие во Христа, купленные дорогой ценой, между собою братья по духу ( 1Кор. 6:11, 19–20 ) и составляют «одно тело и один дух» ( Еф. 4:4 ), то вследствие этого взаимного евангельского общения они должны быть откровенными друг с другом. Ввиду этого христианин должен сносить дурное мнение о себе посторонних с терпением и кротостью, утешаясь вместе с тем надеждой, что когда-нибудь наступит «день посещения» ( 1Петр. 2:12 ), если не на этом свете, то уже обязательно тогда, когда «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим. 14:10 . Ср. 2Кор. 5:10 ). Совершеннейший образец терпения и кротости при незаслуженном попрании нашей чести являет нам Сам Спаситель в истории Своих страданий, когда восторженная «осанна» (мф. 21:9) толпы сменялась неистовыми воплями «распни Его» ( Мк. 15:13 ) – той же самой толпы. Имея правильное понятие о чести как одном из важных своих благ, христианин может, а в известных случаях и обязан пещись о поддержании своей чести, хотя, впрочем, это попечение о ней не должно простираться до того, чтобы непременно пользоваться ею и защищать ее всегда и перед всеми. Так, например, добрый начальник обязан защищать свою честь, если самые чистые намерения и самые честные действия его станут перетолковывать в худую сторону и через это лишать его средств делать добро обществу; добрый пастырь должен ревновать о своей чести, если в его жизни начнут изыскивать какие-нибудь соблазны с тем, чтобы подорвать к нему доверие пасомых; всякий добрый христианин должен стать на защиту своей чести, если станут злоумышленно нарекать на его веру и дела и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Ныне, по благости Божией, нет никакой опасности епископам, но везде глубокий мир, и все мы наслаждаемся спокойствием, так как учение благочестия распространилось до концов вселенной, и цари вместе с нами тщательно соблюдают веру. Но тогда ничего этого не было; напротив, куда ни посмотришь, везде были утесы, пропасти, войны, сражения, опасности; и начальники, и цари, и народы, и города, и племена, и свои, и чужие замышляли зло против верующих. И не в одном только этом состояло бедствие, но и в том, что многие из самих уверовавших, как недавно принявшие чуждое им учение, имели нужду в великом снисхождении, были еще слабы и часто были сбиваемы с ног; а это не менее внешних войн огорчало учителей, или — вернее сказать — гораздо более, потому что внешние битвы и нападения доставляли им даже великое удовольствие вследствие надежды на уготованные награды. Поэтому и апостолы возвращались «из синедриона, радуясь», что подверглись бичеванию (Деян.5:41); и Павел взывает говоря: «радуюсь в страданиях мо­их» (Кол.1:24), и всегда хвалится скорбями. А раны близких и падения братий не давали им и дух перевести, но, подобно тягчайшему ярму, постоянно обременяли и угнетали выю души их. Послушай, как горько скорбит об этом Павел, так радовавшийся среди страданий: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняет­ся, за кого бы я не воспламенял­ся?» (2Кор.11:29) И еще: «Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по прише­с­т­вии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете.». И немного после: «чтобы опять, когда при­ду, не уничижил меня у вас Бог мой и [n] чтобы не оплаки­вать мне многих, которые согрешили пре­жде и не по­каялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» (2Кор.12:20—21). И постоянно видишь его скорбящим и плачущим о своих, всегда боящимся и трепещущим за верующих. Итак, как мы кормчему удивляемся не тогда, когда он на спокойном море и на корабле, гонимом благоприятным ветром, сможет сохранить плывущих, но в том случае, если море свирепствует, волны воздымаются, самые путники на корабле бунтуют, великая буря и совне и совнутри облегает плывущих, а между тем он сможет управлять судном со всей безопасностью; так и тем, кому поручены были тогда церкви, мы должны гораздо больше удивляться и изумляться, нежели тем, которые ныне управляют ей; потому что тогда была сильная война и извне и внутри, было еще более нежно растение веры и требовало великой заботливости, и церковное общество, подобно новорожденному младенцу, имело нужду в великом попечении и в душе особенно мудрой, которая бы могла воспитывать его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» ( Матф.3, 12 )? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными.    Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. ( Колос. 2, 18 )? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» ( Колос.2 23). Таковы Манихеи и им подобные.    Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» ( Римл.12, 11 )? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощет зело» ( Пс.111, 1 ).    Вопрос 260. Поскольку Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» ( Ефес.5, 17 ), а иногда: «не мечтайте о себе» ( Рим. 12, 16 ); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3, 7 ). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10, 4–5 ).    Вопрос 261. Поскольку Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21, 22 ); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» ( Матф.18, 19 ); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» ( 2Кор. 12, 8 ), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Если по установлению Господню необходимым оказывается внешнее отпущение грехов, то, несомненно, необходимо и внешнее словесное исповедание их кающимся человеком; ибо если бы не было словесной исповеди, то на каком основании и каким образом мог бы пастырь отпускать или держать, вязать или решить? К апостолам верующие христиане «приходили», исповедывая и открывая свои дела: Деян. 19:18 . «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.» Рим. 10:10 . «Сердцем веруют к правде, а устами исповедуют ко спасению.» И апостолы прощали от лица Христова: 2Кор. 2:10 . «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова.» Мы также должны приходить к нашим пастырям и исповедывать наши грехи: 1Ин. 1:9 . «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» Из приведенных выше мест Евангелия видно, что право совершать таинство покаяния дано только апостолам и их преемникам. Как для обращения язычников и иудеев в христианство Иоанн Креститель и Господь Иисус Христос начали свое служение с призыва к покаянию, так же и Церковь , по примеру своей Главы и апостолов, всегда зовет своих чад к покаянию для очищения грехов, соделанных после крещения. 25. О таинстве св. Причащения Вместо ветхозаветных жертв, служивших только прообразом истинной жертвы, Бог не знавшего греха, т. е. Иисуса Христа, сделал для нас жертвой за грех ( 2Кор. 5:21 ). Эта жертва Сына Божия была совершена однажды ( Евр. 9:11–12 ). Совершив этою Своею жертвою наше примирение с Богом ( Рим. 5:9–10 ), снятие проклятия с рода человеческого, тяготевшее от первых людей, Христос восхотел этою же жертвою очищать всех людей из уверовавших в Него во все времена. Каким образом? – Отдав Себя, Свое Тело и Кровь в жертвенную пищу и питие верующим ( Ин. 6:54–56 ). Пророчество о св. Причащении Притч. 9:1–6 . «Премудрость... заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу... сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное».»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Нам, христианам, принадлежат все богатства этого мира. Согласно закону Божьему мы должны быть самыми успешными, самыми богатыми и преуспевающими людьми: 507 . Более того, неисчислимые богатства должны доставаться верующим без малейших усилий: Следовательно, теперь вы будете достигать высоких результатов и быстрых успехов во всех сферах своей жизни. То, чего другие добивались десятилетиями упорного труда, вам достанется без особых усилий и за короткое время: 508 . Еще мудрый Соломон писал: «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Пр.28:20). Господь Иисус также предостерегал: «...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ). Аделаджа и его последователи любят поговорить о «неизменных принципах», так вот им поистине неизменный принцип: стремление к легким деньгам никогда и ни для кого не проходит даром. Даже если человек не отпадет от веры, его сердце постепенно исполнится гордыни. Но Аделаджа упорно подталкивает своих последователей к этой опасной черте: Бог уже нашел нас, Он не случайно спас нас, и потому мы лучше всех тех людей, которые не спасены: 509 . Вера в то, что вы все можете, и что Бог хочет вас использовать, – начало движения к успеху: 510 . Стоит ли говорить, что библейские верующие относились к своему «величию» совершенно иначе? Апостол Павел, к примеру, называет себя «первым из грешников» ( 1Тим.1:15 ) и утверждает, что сокровище Божьего спасения христиане носят «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ). Вся проповедь апостола проникнута идеей о том, что он ничем не лучше других, и единственное, что дает ему надежду, – это Божья благодать, на которую он смиренно уповает. Когда Павел пишет, что он «все может в укрепляющем его Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ), он имеет в виду не то, что он «все может сделать», а то, что он «все может перенести»! Однажды Господь открыл Павлу, что «сила Его совершается в немощи», и неудивительно, что апостол «гораздо охотнее» хвалится не своими успехами, а «своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:910 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Факт всеобщей греховности подтверждается и Св. Писанием Нового Завета. Кроме общеизвестных евангельских случаев отрицательного поведения учеников Христовых (а ведь они были еще до смерти Иисуса Христа «уже очищены через слово», проповеданное им их Божественным Учителем: Ин.15:3 ) как до, так и после сошествия на них Св. Духа, мы имеем прямое свидетельство: «Если говорим, что не имеем греха – обманываем сами себя и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Далее апостол призывает своих читателей исповедовать свои грехи в уверенности, что Бог , «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Все, что пишет Апостол, имеет целью предостеречь от совершения грехов, но он не имеет уверенности в том, что его предостережение возымеет решающее действие: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин.2:1 ). И ап. Павел, зная удобопреклонность ко греху каждого, в том числе и христиан, увещевал: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ). Зная, что его читатели много времени уделяли спорам и взаимным обвинениям, он писал римлянам: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восстановлен; ибо силен Бог восставить его» ( Рим.14:4 ). Случай с кровосмешником ( 1Кор.5 ; 2Кор.2:5–11 ) достаточно ясно показывает, с какими тяжкими грехопадениями приходилось св. Апостолу иметь дело в насажденных им общинах, состоявших из людей, несомненно возрожденных во Христе Иисусе ( 1Кор.4:15 ), являвшихся «новой тварью» ( 2Кор.5:17 ), научившихся во Христе «обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:21–24 ). Апостол хорошо знал, что даже те, кто оживотворены со Христом, спасены благодатью и, живя на земле, уже водворены на небесах во Христе Иисусе( Еф.2:5–6 ), способны колебаться и увлекаться ( Еф.4:14 ) и поступать, «как поступают прочие народы, по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010