1 . [Теперь], благочестивый Амвросий 1 , мы приступаем уже к пятой книге 2 против сочинения Цельса 3 , не гонясь за достойным осуждения «многословием», при котором «не миновать греха» ( Притч.10:19 ), но по мере сил стараясь не оставлять без исследования ничего из того, что он сказал, и особенно то, в чем, как кому-нибудь могло бы показаться, он справедливо обвиняет нас, [христиан], или иудеев. И если было бы возможно благодаря этому рассуждению проникнуть в сознание каждого читателя сочинения Цельса, и извлечь [оттуда] все стрелы, наносящие раны тому, кто [еще] не полностью защищен «всеоружием Божиим» ( Еф.6:11 ), а также приложить разумное лекарство 4 , исцеляющее раны, наносимые Цельсом, которые не дают «устоять в здравой вере» ( Тит.2:2 ) тем, кто прислушивается к его словам, то мы бы это сделали. Но это Божие дело – невидимо пребывать Своим Духом вместе с духом Христовым в тех, в ком Он считает необходимым пребывать. А мы, стремясь обратить людей к вере при помощи слов и сочинений, должны сделать все для того, чтобы называться «делателями неукоризненными, верно преподающими слово истины» ( 2Тим.5:15 ). И нам кажется, что самое важное – это сделать все от нас зависящее для опровержения убеждений Цельса, верно исполняя все, порученное тобой. Итак, излагая далее доводы Цельса, следующие за его рассуждениями, которые мы ранее уже опровергали, – а опровергли ли мы их или нет, пусть судит читатель, – мы приведем [теперь] наши возражения на них. Бог же да не допустит, чтобы в предстоящем деле наш ум и рассуждение совершенно лишились Божественного вдохновения, чтобы вера тех, кому мы хотим принести пользу, «была не в премудрости человеческой» ( 1Кор.2:4–5 ). А мы, восприняв «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ) от Его 5 Отца, Единственного, Кто его 6 дарует, и заручившись помощью для приобщения к Слову Божиему, да ниспровергнем «всякое превозношение, восстающее против познания Божиего» ( 2Кор.10:5 ), и мнение Цельса, восстающее на нас, [христиан], и на нашего Иисуса, а так же на Моисея и пророков, чтобы у читателей укреплялась вера благодаря Слову и Силе Божией, если только Тот, Кто дает «глагол благовествующим силою многою» ( Пс.68:12 ), и нам даст его и дарует нам «силу многую» 7 . Глава II. [Может ли Бог сходить к людям? (§§ 2–5)]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

авва Фалассий Ливийский СОТНЯ ТРЕТЬЯ, коей акростих таков: Злом собственно должно почитать не то, что тяготит плоть, а душу очищает; но то, что оскорбляет совесть, а плоть услаждает. 1. О Том, Кто благ по естеству, благо умствуй; и о всяком человеке доброе помышляй. 2. В день суда должны будем дать ответ пред Богом о словах, делах и помышлениях. 3. Навык к доброму или худому заставляет нас думать, говорить и делать доброе или худое. 4. Ум, одержимый страстями, помышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами. 5. Худой мысли предшествует страсть, страсти причина чувства, а худого употребления их причина, явно, есть ум. 6. Заключай чувства, поборай помыслы и оружием заповедей потребляй свои страсти. 7. Зло устаревшее и подвига требует продолжительного; ибо укоренившаясь привычка скоро не сдвигается с места. 8. Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении и безмолвии потребляют належашую страсть. 9. Чаще воздвигай ум на молитву, и разгонишь помыслы, вращающиеся в сердце. 10. Подвижничество требует терпения и мужества; потому что сластолюбие изгоняется не иначе, как долговременным и охотным самоутруждением. 11. Удобно совершишь подвиги подвижничества, если все будешь делать в меру и по правилу. 12. Держи всегда одинаковую меру в подвигах, и без крайней нужды не нарушай положенного правила. 13. Как любовь и воздержание очищают помыслы; так созерцание и молитва – «всяко возношение воздымающееся» ( 2Кор. 10, 5 ). 14. Совесть чистою делают труды подвижнические, именно: пост, бдение, терпение, великодушие. 15. Кто благодушно претерпевает удары невольных искушений, тот делается смиренномудрым, искусным (в духовном) и благонадежным. 16. Терпение стоит на душевном желании самоутруждения; состоит же оно в подъятии производных трудов и невольных искушений. 17. Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое. 18. Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Божественность «Евангелия» Павлова и метод обоснования сего в изследовании о нем Пленяем всякое помышление в послушание Христу. 2Кор. 10:5 . Благовествование благовещенное от мене несть по человеку: ни 6о аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым – таково решительное самосвидетельство св. Апостола Павла (в Гал. 1:11–12 ) о происхождении и сущности своего «Евангелия». Это значит, что и по генезису и по содержанию последнее не зависит от естественных условий и обычных факторов, а постулирует к причинам высшим и имеет божественную природу, как откровение Сына Божия в неложном слове апостольском. Благовестие Павлово усвояет себе характер чудесности и божественности. Для веры данный тезис совершенно бесспорен, составляя основной ее элемент, несомненный по всем догматическим предпосылкам. Она незыблемо исповедует, что мир не мог возродиться собственными силами, и для сего обязателен был Избавитель божественный, творящий и являющий волю Божию. Все тут созидается божественностию, которая одинаково необходима и для начала и во всем последующем течении спасительного процесса. Посему божественное в основании должно оставаться таковым же и в продолжении. Понятно теперь, что Апостолы награждаются божественным полномочием в своем благовестничестве и являются носителями врученной им божественной истины, равной по достоинству со своим первоисточником. Иначе пришлось бы согласиться, что дело Христово не обладало внутреннею энергией, чтобы утверждаться и развиваться в мире согласно своему божественному величию. И коль скоро справедливо обратное, – этим догматически требуется и ограждается, что учение Христово сохранялось и распространялось божественною проповедью апостольской. Незыблемое для веры, – такое положение служит только призывом для разума, чтобы он принял его и подчинился. Но это может успешно достигаться не слепою покорностию, а рациональною обоснованностию, принудительною для человеческой мысли по общим законам и методам логического убеждения. Если догматы веры должны стать собственными принципами человеческого сознания, то здесь, необходимо рациональное оправдание, чтобы разум принял их в неотъемлемое достояние по своим основным запросам и нормам. Вовсе не из-за одних злоупотреблении человеческого противления, но по самой природе вещей принципиально требуется рациональное обеспечение христианской божественности, так как «разумное Божие» может сделаться «разумным человеческим», конечно, лишь разумным способом научной аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вопрос: Поскольку одни говорят, что Святое Крещение совершенно, утверждаясь в словах Св. Писания: «востав крестися и омый грехи твоя» ( Деян. 22:16 ); и еще: «Измыйтеся, [и] чисти будите» ( Ис. 1:16 ); и еще: «но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся» ( 1Кор. 6:11 ), и приводя в доказательство много подобных мест; другие же говорят, что ветхий (прародительский) грех убивается подвигами, и эти так же приводят в доказательство слово Писания: «очистим себе от всякия скверны плоти и духа» ( 2Кор. 7:1 ), находя притом и в себе самих по Крещении и самое действие греха: что скажем мы на это, или кому поверим? Ответ: Нам бы следовало веровать апостольской проповеди и пребывать в том же исповедании, а не искушать силу Божию человеческими мнениями, и не оставаться опять произвольно под игом рабства, но удерживать свою свободу деланием заповедей, которыми соразмерно (с сим деланием) обретается всякая истина, и знать определенно, что за опущение их по соразмерности подпадаем действию греха. А поскольку вы, покоряясь более любопытству, нежели слову, вменили Божию проповедь за суетную, посему суетна и вера ваша, и вы еще пребываете во грехах ваших. Вопрос: Мы не говорим, что проповедь суетна, но желаем научиться истине. Ответ: А если почитаем проповедь за истинную, то исполним все заповеди и тогда увидим, находимся ли под действием греха. Ибо Святое Крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным не исполняющего заповедей. Итак, не дадим веры человеческим мнениям, но более поверим Божественному Писанию, оно говорит, что «Христос умре грех наших ради, по писанием» ( 1Кор. 15:3 ), и что мы «спогребохомся убо Ему Крещением», и «умерый бо свободная от греха», и что «грех нами к тому да не обладает» ( Рим. 6:4, 7, 14 ), если исполняем Его заповеди; если же не исполняем их, то мы неверны и по справедливости бываем содержимы грехом. Ибо вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и исполнять Его заповеди. По Писанию очевидно, что мы таинственно «спогребшеся Ему Крещением» ( Кол. 2:12 ) «и с Ним воскреси нас (Бог Отец), и спосади на небесных» ( Еф. 2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Вступление и разделение Апостол Павел учит: един Ходатай (посредник, μεστης) Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 , слич. 1Ин. 2:1 , Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ), заключая в понятии о ходатайстве или посредничестве Иисуса Христа все действия Его, относящиеся к строительству спасения рода человеческого. Таким образом, все действия Иисуса Христа, как Посредника между Богом и человеками, составляют одно великое служение Единородного Сына Божьего, к совершению которого, предвечным советом Божьим, Он предназначен был ещё прежде создания мира ( 1Петр. 1:20 ), и по принятии естества человеческого помазан был елеем святым Духом Божественным ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18–21 ). Это Божественное служение Иисуса Христа – Его ходатайство или посредничество между Богом и человеками – в Св. Писании выражается различными наименованиями, как: искуплением ( Евр. 9:12, 15 , слич. 2Петр. 2:1 ; Гал. 3:3; 4:5 , Откр. 5:9 ), спасением ( 1Пет. 1:5, 10 ; Рим. 13:11 . Еф. 1:13 ; Евр. 2:3, 10:5, 9 ), примирением ( Рим. 5:1,10 ; 2Кор. 5:18–20 , Еф. 2:16 ; Кол 1:20, 22 ), ходатайством ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15 ) и пр. Но как вообще познаём мы вещи через различение признаков их; так тем более, исследуя великие предметы, мы по необходимости разлагаем их в наших понятиях на разные части, чтобы тем удобнее было ограниченному уму нашему приобретать сколько можно более ясное и полное познание о них. По этой необходимости, и служение Иисуса Христа, единого Ходатая Бога и человеков, как в Ветхом, так и в Новом Завете, представляется под разными образами, которые все могут быть возведены к трём главным видам: – служения Пророческого, – служения Первосвященнического и – служения Царского. Поэтому издавна, в созерцательном учении о Христианской Вере, служение Иисуса Христа разделялось на три должности: – Пророческую, – Священническую и – Царскую. Такое разделение представляется достойным уважения и принятия, по следующим причинам: а) Сими понятиями о трёх служениях (как выше замечено) ещё в Ветхом Завете раскрываемо было строительство спасения чрез Иисуса Христа, как в прообразовательных лицах, каковы были Пророки, Первосвященники и Цари, например, Моисей, Мелхиседек, Аарон, Давид, Соломон и др., так и в пророчествах (о чём будет сказано при раскрытии каждого вида служения порознь).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Глава 15 Бог ободряет Аврама Быт.15:1 . После сих происшествий Довольно обычное, хотя в то же время слишком общее хронологическое указание. было слово Господа к Авраму Экзегеты обращают внимание на данное место, как на первый случай того, как в Библии под термином dabar «слово» предлагалось таинственное предуказание на боговоплотившееся Слово, т.е. на Господа нашего Иисуса Христа ( Исх. 9:20 ; 1Цар. 3:21 , Пс. 32:6 и др.). в видении [ночью], Последнее указание, стоящее в скобках, есть у LXX (не во всех кодексах, см. у Гольмеса); еврейский же подлинник его не имеет и большинство комментаторов считают его позднейшим добавлением. Но если даже и допустить, что это богоявление происходило ночью, то, во всяком случае, несомненно, что Аврам, воспринимая это откровение, находился не в сонном, а в бодрственном состоянии, как это ясно видно из всего контекста ( Быт. 15:2, 5, 9–11 ). Точнее определяя это состояние, бытописатель называет его «видением», т.е. особо восторженным, приподнятым и, так сказать, экстатическим состоянием, подобным тому, в котором находился пророк Исаия в момент призвания его к пророческому служению ( Ис. 6 ) или Апостол Павел, когда восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы ( 2Кор. 12:3–4 ). и сказано: не бойся Аврам; Я твой щит; Не бойся, прежде всего, мести от тех врагов, над которыми ты недавно одержал столь блистательную победу, а также не страшись недоброжелательства и зависти к твоему военному успеху и возрастающему благосостоянию со стороны окружающих тебя хананейских владетелей; не бойся ничего подобного, – говорит Господь: «ибо Я твой щит», т.е. покровитель и защитник ( Пс. 3:4, 5:13, 83:12, 118:114 и др.). награда твоя [будет] весьма велика. В награду за все возвышенные и благородные свойства высокой души Аврама, в особенности за его послушание и веру, Господь не только даровал ему целый ряд обетований, как временных, так и вечных благ, но и удостоил его особенной близости к Себе, которая дала Апостолу Иакову ( Иак. 2:23 ) основание назвать его даже другом Божьим, в чем нельзя не видеть высочайшей награды для человека. Аврам скорбит об отсутствии у него потомства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Многобожие, идолопоклонство, безбожие, которые господствовали на земле до христианства, были плодами широко разросшегося в человечестве корня гордости или самолюбия. Но не гордость ли и между христианами производит вольнодумцев и неверов? Христианская вера есть велия благочестия тайпа ( 1Тим. 3:16 ); ее догматы запечатлены возвышенностью, а многие и непостижимостью для разума человеческого ( Рим. 11:33–34 ). По сему-то и самые Апостолы, избранные сосуды благодати Святого Духа, испытующего вся и глубины Божия ( 1Кор. 2:10 ), высокие истины христианства принимали сердцем, и с безмолвием удивлялись премудрости Божией, в тайне сокровенной. А одни из мужей Апостольских так заключает свое богословие: «чем более устремляюсь я к высшему, тем более в созерцании умственных вещей слово сокращается, и после всего восхождения делается безгласным» (Св. Дионисий Ареопагит ). Чтоже делают многие суемудрые мыслители, украшающиеся святым именем христиан? Они хотят все Божественное учение и все домостроительство нашего спасения подвести под мерило своего скудного разумения; они хотят выразуметь все высочайшие истины, и рассуждают о них по началам своего ограниченного разума. Но Божия никто же весть, точию Дух Божий. ( 1Кор. 2:11 .). Премудрость, выраженная в догматах христианских, отстоит от мудрости человеческой, как вечность от времени, как небо от земли, по слову Самого Господа: яко отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Исаии). После сего удивительно ли, что те, которые силятся постигнуть и разгадать умом своим сокрытые от его взора истины, претыкаются о камень соблазна и неверия? Жалкие мудрецы! Они забывают, что и на солнце нельзя смотреть прямо, не подвергаясь опасности ослепнуть, а им хочется без покрывала и не отчасти видеть премудрость Божию, в тайне сокровенную ( 1Кор. 2:7 )! Уму ли человеческому постигнуть то, в няже желают Ангелы проникнути ( 1Пет. 1:12 )? И вот, глоголющеся мудри быти ( Рим. 1:22 ). за гордое покушение свое, юродеют.– Мысля и говоря о предметах веры не по-христиански, а по стихиям мира, они мыслят и говорят ложь, впадают в заблуждения и даже в противоречие с самими собою; Бог предает их в неискусен ум ( Рим. 1:28 ): писано бо есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну ( 1Кор. 1:19 ). Так, кто не пленяет своего разума в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ), тот не может иметь истинной веры,– и вера без смирения духа не можеть быть оком, озаряющим совесть и сообщающим человеку ведение (св. Кир. Иер. Огл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Предисловие Апостол Павел, объясняя достоинство молитвы, говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом ( 1Кор.14:15 ). Он Сам (т. е. Спаситель), во дни плоти Своей, с сильным воплем и слезами, принёс молитвы и моления ( Евр.5:1 ) . А поелику вы Сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва Отче! ( Гал.4:6 ). Будем чрез Него приносить жертвы и хвалы, — то есть плоды уст, прославляющих Имя Его ( Евр.13:15 ). Поелику сердцем веруют к оправданию, и устами исповедуют ко спасению ( Рим.10:10 ). Всегда в молитве и прошении, с благодарностью открывайте желанья свои пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и мысли ваши в Иисусе Христе. ( Флп.4:6–8 ). Какое высокое, святое достоинство молитвы! Какая всемощная сила её! Но, тот же Апостол говорит, что: одна сухая, неодушевлённая Буква  — убивает, а Дух  — животворит! ( 2Кор.3:6 ): значит, совершение молений посредством лишь изустных молитв, механически затверженных на память с малолетства, и произносимых без участия ума и понимания точного смысла их, а потому и без согретия ими сердца и без увлечения души к мысленному Престолу Божию, не только бесполезно и ведёт к заслуженному упрёку: Люди сии чтут Меня устами, а сердце их далеко отстоит от Меня ( Мк.7:6 ); но и преступно, и подвергает молящегося подобным образом, страшному осуждению: Да будет проклят всяк, творяй с небрежением дело Божие! ( Иер. 48:10 ). Писание (Священное) Богодухновенно , — продолжает Апостол, — и полезно для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности, чтобы человек был совершен и ко всякому доброму делу приуготовлен ( 2Тим.3:16–17 ); и добавляет, в другом месте, что Для слова Божия нет уз ( 2Тим.2:10 ); но так как не разумеющий значения слов поучения находится в отношении к нему, как бы чужестранец, то в отвращение этого: и вы, с ревностью желая даров духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию других (членов Христовой Церкви). И потому, говорящий на незнакомом языке, молись и истолковывай! Хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке! ( 1Кор.14:11–14, 19 ). Это можно применить к положению большинства молящихся затверженными молитвами, в отношении смысла которых они становятся чужестранцами. Отсутствие знания славянского языка, на котором изложены все молитвословия, недостаток толкований их на языке общем, и разбросанность сих последних по современным изданиям, недоступным для большинства Православных, — оставляют доселе, ещё многих из них в невозможности применить к себе убеждение, того же Первоверховного Апостола, что: Слово Божие живо и действенно, и острие меча обоюдоострого: оно проницает до разделения души и духа, составов и мозгов, — и судит чувствования и помышления сердечные ( Евр.4:12 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Седмица 13-я по Пятидесятнице Понедельник. О христианской благотворительности. Мк.3:6–12 2Кор.8:7–15 Сегодня мы читаем, как Апостол побуждает коринфских христиан помочь своим иерусалимским братьям. Но обратим внимание, что забота Его как бы даже и не о самих нуждающихся. Он не старается принудить, потребовать, психологически надавить. Он снова и снова подчеркивает: «Говорю это не в виде повеления»; «я даю вам совет. Ибо это полезно», и полезно не кому-то, а, в первую очередь, именно «вам» самим. И вместо того, чтобы рисовать бьющую по нервам картину голода и нищеты, Апостол старается оживить в памяти коринфян Всемилостивый образ Господа Иисуса, Который, «будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою». Апостол также приглашает полюбоваться духовной красотой македонских христиан, «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». Апостол пишет, что македоняне не просто послушались его, не просто согласились, но даже «сами просили… принять дар и участие их». И даже не просто просили, но просили «весьма убедительно». Апостол радуется, что они были доброхотны «по силам и сверх сил», что они совершили «не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, а потом и нам по воле Божией». И это – «среди» собственного «великого испытания скорбями» и собственной «глубокой нищеты»! Так, причиной добродетели должно быть не столько внешнее побуждение, сколько – свободный духовный выбор пути подражания Господу и Его святым. И не должно быть усердия не по разуму. Господь и без нашей помощи может все: «ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним». Господь в силах и Один всех накормить, как когда-то Свой народ в пустыне, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; а кто – мало, не имел недостатка». Но такова уж Его воля о нас, что «нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему, и нищему твоему на земле твоей» ( Втор.15:11 ). И хорошо, когда ты с радостью, от чистого сердца делишься тем, что у тебя есть. Но иные ревнители, желая «организовать» кому-то помощь, начинают суетиться, давить на всех, и вместо пользы создают смуту и в себе, и вокруг. Не одобряя такой суеты, Апостол пишет, что жертвовать надо «по достатку». «Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. «Духом горяще, Господеви работающе» (Рим. 12, 11) Отцы и братия, по Благодати Божией, я не перестану напоминать вам о той цели, к которой вы призваны. Наша жизнь – это союз Креста и Благодати. Скорби – это Крест, а радости – это присутствие Благодати Господа нашего, посредством которой Промысл утешает нашу душу, поддерживая и укрепляя ее. Испытывая утешение от Благодати Божией, мы получаем извещение, что наше приношение принято. Но, вместе с тем, это также извещение о том, что грядут скорби. Поэтому с нашей стороны требуется постоянная готовность претерпеть все ради той награды, которая нас ожидает. Мы знаем, что, по Писанию, «многи скорби праведным» ( Пс. 33, 20 ) и «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). Поэтому мы остаемся непоколебимы в своих первых обетах и не отвергаем своего решения об отречении от мира, которое есть ничто иное, как обещание креста и смерти. Внимательно взирая на наши идеалы – на жизнь нашего Господа и на жизнь подвижников веры: мучеников, исповедников и преподобных – мы должны с большим усердием подражать их подвигу, «ни едино ни в чем-же дающе претыкание, да служение беспорочно будет» ( 2Кор. 6, 3 ). Несмотря на то, что наша жизнь, по Писанию, разделяется на жизнь телесную, душевную и духовную, мы, «иже Христовы суть» ( Гал. 5, 24 ), будучи благоразумными, не станем действовать неосмысленно, поддаваясь тому, что приносит вред. Умерщвляя «уды наша, яже на земли» (ср. Кол. 3, 5 ), будем смирять и обуздывать плоть, доставляя ей только самое необходимое, как учит наше святое монашеское Предание. Подчиняясь нашим наставникам, будем отдавать свою волю и все свои суждения блаженному послушанию. Таким образом мы сможем удержать чувства своей души и при помощи постоянных молений к Господу Богу сохранить в здравии свое духовное состояние. Только от нашего Господа мы вправе ожидать избавления и спасения. Он же назовет нас «солью земли» и «светом мира» (см. Мф. 5:13, 14 ). Отцы и братия, «в передняя простираяся, к намеренному течем, к почести вышняго звания» (ср. Флп. 3:13, 14 ), которое уготовал нам Господь наш, еще прежде чем призвал нас к Своему божественному познанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010