Источник святости христиан – в святости Христа. Именно Он наделяет святостью членов основанной Им Церкви. В ней для человека, открывается возможность восстановления его поврежденной грехом природы, преображения ее под действием благодати, обожения. «Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в Его Божестве по благодати и становятся святыми» 10 . Отцы Церкви выражали эту истину известной фразой: «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать Богом». Ее истоки находим у сщмч. Иринея Лионского в книге «Против ересей», эта мысль встречается в трудах свт. Афанасия, свт. Григория Богослова , свт. Григория Нисского 11 . Потом эту мысль из века в век повторяли святые отцы и православные богословы, поскольку в ней выражена самая сущность христианства: «неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, – снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством» 12 . Таким образом, Воплощение Слова непосредственно связано с конечной целью, поставленной перед тварью, – соединение ее по благодати с Богом. «Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына, – Бога, ставшего человеком, – то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности, нужно, чтобы каждый из нас стал богом по благодати, или «причастником Божеского естества» 13 , по выражению св. апостола Петра ( 2Пет.1.4 )» 14 . Таким образом, обожение «составляет существо святости» 15 . А подлинная святость возможна только в Церкви, вне истинного христианства она недостижима. Сонмы мучеников, исповедников, праведников, подвижников, ставших еще на земле «земными ангелами и небесными человеками» – все эти великие образцы святости есть действие невидимой благодати Божией, полученной через церковные Таинства. Именно благодаря участию в Таинствах человек освящается, делается «новой тварью во Христе» ( 2Кор.5:17 ), обоживается. В его теле начинают действовать те силы, те Божественные энергии, которые были присущи земному телу вочеловечившегося Бога. Благодаря Таинствам силы эти проникают в человека из горнего мира, вводя в его жизнь святые токи своей бессмертной и боготворящей жизни 16 . «Посредством... священных Таинств, – пишет св. Николай Кавасила , – как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце Правды и умерщвляет жизнь сообразную с сим миром, и восстанавливает жизнь премирную, и Свет мира побеждает мир, вводя в смертное и изменяющееся тело постоянную и бессмертную жизнь» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Небесный, говорит она, Царь сотворил с родом человеческим то же, что и земной царь творит, то есть, браки сыну своему. Небесный Царь есть Бог и Отец, Сын Его – единородный Сын и Слово Его, ради нас воплотивыйся и бывый человек; брак же знаменует духовное соединение Иисуса Христа с Церковию. «Тайна сия, говорит Божественный Апостол, велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь » ( Еф.5:32 ). Знаменует еще и соединение Его со всякою непорочною душею, православно в Него верующею и от всея силы Его любящею, по оному: «и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Кроме того, знаменует и неизглаголанную праведников радость, имеющих соединиться со Иисусом Христом в небесном Его Царствии, по сему: «вниди в радость Господа твоего» ( Мф.25:21 ). Поелику же брак здесь многие имеет знаменования, того для не сказал в единственном числе – брак, но во множественном: «сотвори браки» ( Мф.9:15, 25:4 ). Жених духовного сего брака есть Христос, Который во многих местах наречен Женихом; невеста же Святая Его Церковь , названная невестою Агнчею, еще же и всякая Боголюбивая и православная душа, по словам: «обручив бо вас единому Мужу, деву чисту представити Христови» ( Ин.3:29 ; Апок.21:9 ; 2Кор.11:2 ). Мф.22:3 .  И посла рабы своя, призвати званныя на браки: и не хотяху приити. Исперва, во времена Авраама, призывал Бог Еврейский народ к Богопознанию, и прообразованиями и гаданиями предуготовлял оный к приятию во Христа веры. Ибо Аврааму прежде сказал Он: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен» ( Быт.12:1–2 ). Первый же Авраам, радуясь, желал видеть день явления Господа Иисуса, «и виде Его, возрадовася» ( Ин.8:56 ). Явствует убо, что Евреи еще прежде Пророков были Богом призваны. К сим убо, прежде званным, посылал Он рабов Своих, то есть святых Пророков, да, предвозвестив им таинство Божественного вочеловечения и во Христа веру, призовут их на браки, то есть к наслаждению вечным блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Но, так или иначе, умрем мы все — и наступает момент, когда даже самая лучшая медицина бессильна. Но это не время бежать к бессовестным шарлатанам — это время принять надежду на нечто лучшее. Для верующего человека, который примирился с Богом в таинстве Покаяния, смерть — это не бесконечный ужас, а что-то, напротив, бесконечно утешительное. Как говорит Христос, «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан.14:2,3) Это перекликается со словами Святого Апостола Павла «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1,2) Как говорил (во время страшной эпидемии) святитель Киприан Карфагенский, «Итак, если видеть Христа значит радоваться; если не может быть для нас радости без лицезрения Христова: то какая же это слепота ума, какое бессмыслие – любить тяготы, скорби и горести мирские и не спешить к радости, которой никто отнять от нас не может?» Бог принимает кающихся грешников — и, если «биоэнергеты» покаются в своем бессовестном обмане, и они будут прощены. Но пока этого не случилось, и они упорствуют во зле, дело государственных структур — мешать им, а не помогать. И уж тем более, не давать им опираться на авторитет государства или медицинской науки. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2024/02/21/rak-sovest...

Понятие о Богословии, догматах и ереси Бог открывает Себя людям, и накопленные в опыте Богообщения знания требуют систематизации. Таким образом, возникает наука – богословие . В настоящее время под богословием понимают все христианское вероучение. Догматы – богооткровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры . Догматов в Церкви много, но, по словам прп. Амвросия Оптинского , они сводятся к двум основным – о св. Троице и о воплощении Сына Божия . Всякое сознательное искажение веры это ересь — внешнее выражение внутреннего повреждения в духовной жизни. Тема 5. О Священном Предании Божественное Откровение распространяется среди людей через Священное Предание. Священное Предание это то, что верующие словом и примером передают друг другу от Христа и до наших дней: Евангелие, учение веры, Таинства и обряды. «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор.11:23 ), — говорит ап. Павел. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». ( 2Фес.2:15 ). Господь Иисус Христос говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» ( Ин.17:8 ). Свщ. Предание не просто передача инфор­мации, а опыт приобщения нас к Богу. «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ), — призывает ап. Павел. Этот опыт может быть передан лич­ным примером через воздействие Святого Духа. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» ( Деян.1:8 ). Учение Иисуса Христа постигается только в свете Божественной благодати . «Никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» ( 2Кор.12:3 ). Три уровня Свщ. Предания В едином Предании можно различать три уровня : Тема 6. О Свщ. Писании. Ветхий Завет Священным Писанием, Библией, называются книги, написанные Духом Божиим через освя­щенных от Бога людей – пророков и апостолов. Главным признаком книг Свщ. Писания является их богодухновенность – автор этих книг Сам Бог.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Поэтому Он, хотя и будучи жизнью по природе, оказался в мертвецах, дабы, упразднив в нас смерть нашу, преобразить нас в Свою жизнь. А также, будучи праведностью Бога и Отца, ( 1Кор.1:30 ) Он стал за нас грехом ( 2Кор.5:21 ), по слову пророка: «Он грехи наши берет» ( Ис.53:4 ), и причтен с нами к беззаконникам (ст. 12), чтобы оправдать нас посредством Себя, разорвав «бывшее против нас рукописание и пригвоздив его к Своему Кресту», по написанному ( Кол.2:14 ). Точно также опять, будучи свят по природе как Бог, и всей твари, – для ее пребывания, существования и святости, – давая причастие Святого Духа, Он Сам освящается ради нас в Святом Духе, причем не другой кто либо освящает Его, но, напротив, Сам это совершает над Собою, для освящения Своей плоти. Ведь Он принимает Духа Своего собственного и принимает именно, поскольку был человеком, – однако же и дает Его Себе, как Бог. А делал это для нас, а не для Себя. Именно для того, чтобы, как скоро дело это получило начало от Него и в Нем первом, благодать освящения перешла бы уже таким образом на весь род. Действительно, как чрез —99— преступление и непослушание в Адаме, как в начатке рода, природа осуждалась на смерть, в лице одного первого услышав: «…земля, ты и в землю отойдешь» ( Быт.3:19 ), таким же, думаю, образом чрез послушание и праведность Христа, поскольку Он стал под законом, хотя и будучи законодателем как Бог , – могло перейти на всю природу благословение и животворение чрез Духа. Ведь Дух преобразует к нетлению разрушенное грехом и воссозидает к новой жизни обветшавшее от нерадения и пришедшее к уничтожению. Но быть может скажешь: как же это Святой по природе освящался, и притом чрез причастие (Духа)? Каким образом Тот, Кто дает Собственного Духа всем, достойным Его восприять, разумею как небожителей так и людей, – дарует Его Себе Самому? Действительно, трудно это, даже совсем не мыслимо и не поддается изъяснению, когда будешь представлять явившееся от Бога Слово отрешенно и как бы отдельно стоящим от освящаемого человечества (Его).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То словом Божиим, которое изображается под образом света сияющаго в темнем месте ( 2Пет. 1:19 ), просвещается дух наш в истинах небесных и оживляется сердце наше деятельным Богопознанием: ибо Слово Божие есть дух и живот ( Ин. 6:63 ); то через веру, которая есть дар Божий, приобретается спасение: благодатию есте спасени чрез веру, говорит Апостол, и сие не от вас, Божий дар ( Еф. 2:8 ); то силою молитвы, которую образует дух веры, получаем мы все, что просим во имя Иисуса Христа ( Ин. 16:23 ). Наконец, совершается оно Духом Божиим. Мы не имеем в себе никаких сил к восстановлению себя в состояние чистоты и святости. Грех произвел такую слепоту в разуме и такое бессилие в воле, что мы не можем ни познавать что-либо духовное, ни творить что-либо доброе. Итак, Дух Божий преобразует растленное наше естество; Он рождает нас в жизнь новую, духовную ( Ин. 3:5 ); Он соделывает всесовершенным наш дух и душу и тело непорочными ( 1Сол. 5:23 ). Он один есть начинатель и совершитель нашего преображения. Сие духовное преображение совершается не вдруг, но постепенно, не в одно время, но во все дни. Хотя Господь очистил нас банею водною в глаголе ( Еф. 5:26 ) и соделал чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), впрочем тогда мы получили только начаток духа ( Рим. 8:23 ), только зерно благодати, и потому ведемся, говорит Апостол, на совершение не иначе, как прошед начало Христова слова ( Евр. 6:1 ), обновляясь по вся дни, по мере тления внешнего человека ( 2Кор. 4:16 ). В доказательство постепенностей, через которые совершается преображение наше, приведем слова Небесного Учителя Иисуса Христа. Он уподобляет Царствие Божие семени, которое производит прежде траву, потом клас, наконец наполняет пшеницу в класе (Мк. 4:28). Отсюда видно, что свет Божий и сила Божия постепенно открываются в человеке, возрастают и умножаются. А в доказательство непрерываемости дела преображения нашего, приведем слова того же Учителя. Он говорит ученикам Своим: бдите и молитеся ( Мф. 26:41 ) и слова Апостола Павла, который учит непрестанной молитве: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Феодор Симон считал необходимым представлять общее воззрение Апостола и полагать это воззрение основой для научного понимания неясных выражений апостольской речи (цит. соч. Введение, VIVII). Конечно, подобное воззрение должно быть составлено из выражений непосредственно очевидных. В опыте своей работы мы убедились в справедливости подобной точки зрения: мы затруднились бы разграничить душевную и духовную жизнь в виду неясности некоторых выражений апостола Павла ( 2Кор.7:1 ; 1Фес.5:23 ; Евр.4:12 ; 1Кор.2:11 ), если бы не уразумели его общего взгляда на человеческую жизнь, сопоставляя не только ближайшие к неясным выражениям слова апостола, но и отдаленные, сосредоточив свое внимание на «я» ( γ) человека, как на синониме его личности и как на понятии наиболее общего характера, объединяющем самое разнообразное содержание. Так поступая, мы начертали общую картину душевно-духовной жизни человека по учению апостола Павла, которую и предлагаем вниманию читателя в том предположении, что на общем её фоне легче определятся для его сознания частности в учении этого апостола о человеческой жизни, и хотя несколько облегчится понимание апостола, о котором сам апостол Петр сказал, что во всех его посланиях есть нечто неудобовразумительное ( 2Пет.3:16 ). Семя организуется в тело силою Бога. Об этом апостол так говорит: когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое: но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело ( 1Кор.15:3738 ). Разбросайте семена. Пусть ветер развеет их по лицу земли, или иным путем она осеменится. И когда зацветет весна новой жизни в красивом разнообразии своих родовых и видовых признаков, любуйтесь и благоговейте: вы стоите лицом к лицу к живой организационной деятельности живого Бога. Для апостола Павла нет законов природы, как отвлеченной формулы. Для него не существует природа, развивающаяся с естественною необходимостью 2 . Он знает лишь одну живую, творчески-созидательную деятельность живого личного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Человек – это единое целое, призванное стать «причастником Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), обоженное благодатью. Человек также может «угашать дух» ( 1Фес.5:19 ), подавляя душу внутри себя и порабощая ее телу, тем самым ослабляя единство своего существа. Это происходит, когда человек восстает против воли своего Создателя, отрекаясь от Него, отрезая себя от источника жизни. С другой стороны, Творец не отрекается от человечества. Он постоянно открывает им путь покаяния и победы над смертью через жизнь во Христе, Который Своей животворящей смертью на Кресте и Воскресением победил тление и смерть. Своим Воплощением, Смертью, Воскресением и телесным вознесением на небеса Господь освятил человеческую природу. Он дал человечеству средства вновь стать сотворенными по образу Божьему. Благодаря контролю над страстями, приобретению добродетелей, знанию Библии, приверженности церковной жизни, практике таинств и встрече со Христом и Его служением в лице каждого, человек становится способным преодолеть смерть и возобновить путь к обожению. 3 . Практикуя самоконтроль сознательно и по свободной воле, человек берет в качестве своего девиза слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12 ). Это то, что переживает каждый христианин в церковной жизни. Церковные таинства передают нам божественную жизнь. Библия укрепляет нас в Господе и призывает подражать Ему. Пост укрепляет нас против искушений и похотей. Аскетизм уводит нас от страстей. Супружеское общение в Церкви облегчает супругам прохождение этого «узкого», но славного пути благодаря их совместному стремлению во Христе, подражанию Ему и общему стремлению к святости. Таким образом, они достигают своего совершенства и, благодаря пребыванию в них Святого Духа, формируют ядро Церкви, «храм Божий» ( 2Кор.9:6 ), сопричастность открытости Богу, своим детям и другим людям через Таинство Брака. Брак – Таинство радости 4 . Бог установил Таинство Брака с самого начала, когда Он сказал: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Мк.10:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

Вот те побуждения, которые расположили Апостола Павла писать второе послание к Коринфянам. Время и место написания Временем написания сего послания был тот же 58-й или 57-й год, в который написано и первое послание к Коринфянам, «что видно по ходу самого дела» (Еп. Феофан). А местом написания, несомненно, была Македония, как это видно из указаний самого послания ( 2Кор. 2:12–13; 7:5–7; 8:1, 3, 8, 11; 9:2, 4 ). Надписи на древних рукописях более определенно указывают на Македонский город Филиппы, как на место написания послания, а на Тита как на лицо, с которым оно отправлено по назначению. С ним же послал Ап. Павел в Коринф и другого брата по всем церквам похваляемого за благовествование ( 2Кор. 8:18 ), под каковым братом разумеют ученика Павлова Луку, впоследствии евангелиста. Аналитическое обозрение содержания и разделение В содержании послания, при аналитическом обозрении его, усматриваются следующие отделы, или части: I) Вступление; II) Часть теоретическая; III) Практическая; IV) Защитительная и V) Заключение. Во вступлении, вместе с надписанием, содержатся обычные приветствия и благожелания ( 2Кор. 1:1–11 ). В теоретической части: А) Сначала Апостол излагает причины, по которым не мог исполнить своего обещания прибыть в Коринф ( 2Кор. 1:12–2:11 ). Б) Затем рассуждает о высоте проповедуемого им христианского откровения и всего домостроительства спасения ( 2Кор. 2:12–7:1 ). В) Возвращаясь к прерванной речи о причинах, замедливших прибытие в Коринф, Апостол выражает радость и утешение, доставленные ему возвращением Тита и всем, что видел и встретил он в Коринфе ( 2Кор. 7:2–16 ). В практической части рассуждает об одном предмете: о собрании милостыни для бедных иерусалимских братий, и разными доводами к сему располагает ( 2Кор. 7 и 9). В защитительной части: а) Апостол заявляет, во-первых, что, вопреки унижающим его клеветникам, он и в лицо бывает таким же строгим по надобности, как и в своих посланиях ( 2Кор. 10:1–11 ), б) во-вторых, что к строгости уполномочивает его само апостольское звание ( 2Кор. 10:12–12:18 ) и в) что, наконец, в силу апостольской власти, он придет и не пощадит виновных Коринфян ( 2Кор. 12:19–13:10 ). В заключении содержатся наставления о мире и единодушии, приветствия от Македонских христиан и заключительное приветствие от самого Апостола ( 2Кор. 13:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не лишен интереса прежде всего самый способ открытия этих, как и некоторых других драгоценных отрывков того же италийского перевода. В последнее время особенное внимание ученых обратили на себя в некоторых библиотеках Европы пергаментные листы, найденные в переплетах разных древних рукописей. После тщательного отделения и рассмотрения подобных листов оказалось, что уцелевшее на них, хотя и не во всех местах, письмо скрывает много весьма драгоценных сокровищ для науки. Таким именно путем были открыты изданные в 1871 году Эрнестом Ранке два вюрцбургских палимпсеста, первоначальный текст которых также оказался содержащим отрывки древне-латинского перевода Ветхого Завета 8 Такой же счастливой случайности обязаны своим сохранением до нашего времени и изданные теперь г. Циглером новозаветные отрывки того же древне-латинского, и именно италийского перевода. Пергаментные листы, содержащие эти отрывки, были также извлечены мало по малу из переплетов различных рукописей, принадлежавших прежде монастырской библиотеке во Фрейзингене, а теперь находящихся в мюнхенской библиотеке. В печатном каталоге рукописей мюнхенской библиотеки листы эти значатся под одним номером (что, по словам Циглера, не совсем правильно), – именно: 6,436 (Fris. 236) и обозначаются: Membr. in 4° S. VIII, 24 folia singula. s. Pauli epistolarum versionis antehie-ronymianae fragmenta. Восемь из этих листов: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10 и 16, содержащие следующие отрывки из посланий апостола Павла: 1Кор.1:1–27 (fol. 2); 1Кор.1:28–3 (fol. 3), 1Кор.15:14–43 (fol. 5), 1Кор.16:12–24 , и 2Кор.1:1–10 (fol. 6), 2Кор.1:11–2:10 (fol. 7), 2Кор.3:17–5 (fol. 8), 2Кор.9:10–10:15 (fol. 10), Флп.4:11–23 и 1Сол.1:1–10 (fol. 16), видел и рассматривал, еще осенью 1856 года, покойный Тишендорф; свой критический отчет о них он изложил сначала в особой статье 9 , а потом – в виде краткой заметки, на ряду с другими известными манускриптами до-иеронимовского латинского перевода, в своих Prolegomen-ax к седьмому критическому изданию Нового Завета 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010