Но все, у кого умы повреждаются, пребывают в сообществе погибели диавола, а не в сообществе нетленности Спасителя; ибо какое общение у света с тьмою или какая совместимость храма Божия с идолами? ( 2Кор. 6:14–16 ). Так что поверим Апостолу и услышим и услышим неложный смысл слов: Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Ибо в ком Христос не обитает, те, будучи мертвы, не восхваляют воистину Бога, поэтому у пророка сказано: Мертвые не восславят Тебя, Господи ( Пс. 113:25 ). Итак да восцарит жизнь Иисусова в смертном теле нашем ( 2Кор. 4:10 ; Рим. 6:12 ); да приобретем в себе Духа Христова, чтобы принадлежать Ему, ибо если кто, – говорит Апостол, – Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ); да истребим совершенно народы внутри самих себя, скажем Господу: Рассыпь народы, желающие брани, Блесни молниею, и рассей их ( Пс. 67:31, 143:6 ). Ибо себя мы ускоряем, не израильтян, говоря: Не истребили народов, о которых сказал им Господь ( Пс. 105:34 ); себя мы укоряем, не идолов, что уши имеем и не слышим, глаза имеем и не видим ( Пс. 113:13–14 ), потому что нет Духа в нас. 4 . Будем же молиться о том, чтобы просветились очи разума нашего ( Еф. 1:18 ) и мы узнали, что это такое: Открой мне очи, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс. 118:18 ). Возопием от сердца: Учитель! чтобы прозреть нам ( Мк. 10:51 ). Прозревший, если и во плоти ходит, не по плоти воинствует ( 2Кор. 10:3 ), потому что оружие воинствования его не плотское, но имеющее силу от Бога на разрушение твердынь, ниспровергающее замыслы и всякое превозношение, которое восстает против познания Божия ( 2Кор. 10:3–5 ). Возденем чистые руки в молитве неослабной без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ). Станем соплеменниками Господа, воссиявшего из колена Иудина ( Евр. 7:14 ). Будем иудеями внутренне, ибо не наружно иудей, но внутренне ( Рим. 2:28–29 ), – тот, кто всегда субботствует через упразднение суетных рассуждений и грязных помыслов и кто принял обрезание во внутреннем своем человеке. Обрежем поэтому нечистую крайнюю плоть сердца, отсекая неумеренность ума, которая есть жало смерти – грех ( 1Кор. 15:56 ), посеянный врагом в непослушании.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

«Но сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога возставляющаго мертвыя». Но Владыка не попустил исполниться над нами приговору, обрекающему на отчаяние, напротив того, угрозу смерти ограничил нашим только предположением, чтобы не надеялись мы на себя самих, но взыскали Его споборничества. «Осуждением же смерти " назвал смертный приговор. И весьма кстати упомянул о воскресении мертвых, давая сим знать, что освободить от великих сих опасностей значило то же, что и воскресить из мертвых. 2Кор.1:10 .  Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит. «Иже от толикия смерти избавил ны есть, и избавляет». Потом Апостол, в бывшем с ним имея как бы ручательство в будущем, присовокупил: «Наньже и уповахом, яко и еще избавит». И научая по обычаю скромности, прибавляет: 2Кор.1:11 .  При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили. «Споспешествующым и вам по нас молитвою, да от многих лиц, еже в нас дарование, многими благодарится о нас». В это время многие прославят о нас Бога, видя, что ходим среди опасностей и, при Божией помощи, избегаем их. 2Кор.1:12 .  Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. «Похваление бо наше сие есть, свидетелство совести нашея». Дерзновение же нам дает свидетельство совести. Но что сознаешь ты в себе? «Яко в простоте и чистоте.., [а] не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире, множае же у вас», то есть чему научены мы Божественною благодатию, то открыто предлагаем всем, не примешивая к тому ничего собственно своего. «Мудростию же плоти» называет здесь Апостол не красноречие, но лукавство и подразумевает оных обманщиков как искажающих проповедь и проповедующих, что им вздумается. 2Кор.1:13 .  И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Однако любое историческое время, в том числе и наше, такое, каково оно есть, в Церкви преображается в час Христов, во время благоприятное и «благоприятнейшее время», в день спасения здесь и сейчас ( 2Кор. 6:2 ). Итак, сие означает, что все мы, христиане, призваны быть соработниками Божиими в Христовом деле спасения нашего и спасения мира: ...Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» ( 2Кор. 6:4 ); но точно так же, если не более, и в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды... ( 2Кор. 6:5–7 ). Ибо только таким образом сделаемся мы теми, кто ничего не имеют, но всем обладают, бедняками, иже многих обогащают Христом Богом (см. 2Кор. 6:10 ). На этом пути соработничества со Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом, и в трудах по своему спасению и спасению ближних своих мы видим и свое скромное место. А для того чтобы нам шествовать им и чтобы наше патриаршее служение на троне святого Саввы не было бы во вред и ко стыду Церкви, нам необходима, дорогие братья и сестры, также и молитвенная помощь всех вас, помощь всех верных, каковую же смиренно от вас ныне и испрашиваем. Вступая как сорок четвертый Сербский патриарх на трон святого Саввы, мы не имеем никакой собственной программы патриаршей деятельности. Наша программа – это Евангелие Христово, Благая весть о Боге посреди нас и Царствии Божием в нас самих, если только мы его с верою и любовию принимаем. Между тем считаем своим священным долгом указать в настоящий момент на некоторые лишь, жизненно важные и особо актуальные для нас сегодня, богочеловеческие измерения Евангелия. В Православной Церкви Христовой все люди суть едино Тело и един дух в Господе (см. 1Кор. 10:17; 12:12–27 ; Еф. 1: 23; 4:4 ; Кол. 1:18; 3:14 и другие места Священного Писания ), нерасторжимо соединенные святой любовью, источником которой является правая вера, как и у любой иной добродетели и истинного дела человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

«Радуемся бо, егда мы немоществуем, вы же сильни бываете:, о сем же и молимся, о вашем совершении». Апостол различно выражает одно и то же, показывая, какую имеет к ним любовь. 2Кор.13:10 .  Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению. «Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение». Апостол дал видеть, что и наказание есть созидание, ибо, когда наказываются один или двое, целое общество приобретает пользу. Так, когда Анания и Сапфира прияли наказание, " бысть, сказано, страх велик на всех слышащих» ( Деян. 5, 5 ). Здесь Апостол, положив конец строгой своей речи, преподал коринфянам полезный совет. 2Кор.13:11 .  Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами. «Прочее же, братие, радуйтеся»; потому что преспевающим в добродетели свойственно веселие. «Совершайтеся», то есть восполняйте недостаточное. «Утешайтеся», в искушениях пользуйтесь взаимным друг от друга утешением. «Тожде мудрствуйте», теснее свяжитесь единомыслием, держитесь все одного образа мыслей. «Мир имейте» и с нами, и друг с другом, а прежде всего с спасшим вас Богом. «И Бог любве и мира будет с вами». Ибо, увидя сии преспеяния, сподобит вас всякого промышления, потому что Он законоположник сего. 2Кор.13:12 .  Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. «Целуйте друг друга лобзанием святым», то есть нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тела Христова. «Целуют вы святии еси». В один с ними состав совокупил и всех уверовавших во вселенной. 2Кор.13:13 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не в означение раздельности выразился так Апостол и не иное уделил Христу, а иное Отцу, иное же Духу, ибо неоднократно любовь приписывал он Духу, общение Сыну, благодать Богу Отцу. Так и в Первом послании, приписав действо Отцу ( 1Кор. 12, 6 ), чрез несколько слов приписывает оное Духу ( 1Кор. 12, 11 ). В ином же порядке поставил Лица, не извращая порядок, указанный Господом ( Мф. 28, 19 ), но научая, что порядок имен не означает инаковости естества или силы или разности достоинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Чтобы познать нам Господа и силу воскресения Его, чтобы народилась в нас эта вера, нам нужны не знамения и чудеса, не видения невидимого, а нужно участие в страданиях Его, сообразность смерти Его, так чтобы самим достигнуть воскресения из мертвых ( Флп. 3:1011 ; Кол. 2:12 ), нужно носить в собственном теле мертвость Господа Иисуса, так чтобы и жизнь Иисусова открылась в нас ( 2Кор. 4:10 ), быть немощными в Нем, чтобы и жить с Ним силою Божию ( 2Кор.13:4 ), нужно нам умереть с Ним, чтобы с Ним и ожить ( 2Тим. 2:11 ), – креститься в смерть Христа, дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам жить новой жизнью и таким образом, соединившись с Ним подобием Его смерти, соединиться с Ним и в воскресении ( Рим. 6:45 ), – нам нужно предаться Воскресшему из мертвых ( Рим.7:4 ), стать с Ним одним духом ( 1Кор. 6:17 ). Если жизнь Иисусова открывается в нас, если мы смотрим не на видимое, но на невидимое, если мы ходим верою, а не видением ( 2Кор. 4:11. 18; 5:7 ), то необходимо крепнет наше небесное упование и утверждается для нас источник нашей жизни – вечная жизнь Христа Иисуса. Одновременно с тем, как мы оказываемся самыми несчастными людьми в границах земного существования и видимых благ ( 1Кор. 15:19 ), для нас реальнее видимого мира становится невидимая жизнь Господа, ибо нам не к кому больше идти, так как только у Него глаголы нашей жизни ( Ин. 6:68 ). В действительности нашей внутренней жизни ( 2Кор. 4:16 ) непоколебимое основание нашей веры как в то, что Сын Божий родился от семени Давида по плоти, так и в то, что Иисус открылся чрез воскресение из мертвых Сыном Божиим в силе, по духу святыни ( Рим. 1:34 ). Без идейного содержания вечной божественной жизни, как оно открывается в евангельской истории, факты рождения Иисуса от Духа и Его воскресения из мертвых были бы чудовищными фактами; и нет таких внешних доводов, которые могли бы убедить меня в их действительности. Но за то принятая во свете разума евангельской истории и утвержденная на опыте собственной духовной жизни, истина вечной жизни Господа Иисуса не может быть поколеблена во мне никакими внешними доказательствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

2Кор.12:14 . «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Объяснение. Апостол, изображая свой образ действий в Коринфе, не ставит его в общее правило; не брал он содержания от Коринфян потому, что хотел иметь больше успеха в проповеди: 1Кор.9:12 , не хотел подвергаться хотя бы и несправедливым нареканиям в своекорыстии: 1Кор.9:1:5 ; а хотел иметь некоторую похвалу и награду: 1Кор.9:16–18 . Этого нельзя ставить в общее правило, ибо это вызывалось исключительными обстоятельствами и, между прочим, тем, что, по словам апостола, чрезвычайно любя Коринфян, он был менее (недостаточно) любим ими: 2Кор.12:15 . Тот же апостол сам изобразил общее правило относительно взимания апостолами и пастырями платы за своё служение: 1Кор.9:7–14 ; Гал.6:6 . Гал.6:6 . «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Объяснение. Отсюда видно, что и в первенствующей или апостольской Церкви было священноначалие, так называемое ныне духовенство, пользовавшееся доходами от своих пасомых: ст.7–14; Флп.4:14–16 . 2Фес.3:8–9 . «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Объяснение. На этих словах нельзя основываться в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор.11:8 , и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп.4:14:16 ; а Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк.10:7 . 1Тим.5:18 . «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» ( Втор.25:4 ; Мф.10:10 )». Объяснение. Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; 1Кор.9:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Библейские указания на сущность сектантства Для внутренней жизни Церкви Христовой мир не всегда обеспечен: 2Пет.2:1–2 ; 1Кор.11:19 . По ясному указанию Слова Божия в «последние времена», или в «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас, христиан», и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся антихристы, т.е. противники Христу: 1Тим.4:1 ; 1Ин.2:18–19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 . Отступники здравого учения принимать не будут: 2Тим.4:3 ; 2Кор.4:3–4 ; Пс.49:16–17 . И не станут почитать за святыню «Кровь завета»: Евр.10:29 . Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»: 1Тим.1:7 ; Рим.12:3 ; 2Пет.3:16 ; 2Тим.3:7–8 ; 1Кор.8:2 ; Сир.38:25 . Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»: 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ; 1Тим.1:6 ; Рим.10:3 ; 1Тим.1:7 . Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»: 2Пет.2:3 ; Рим.16:17 ; Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», вид благочестия: 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ; 2Тим.3:5 ; настоящее имя таким людям – «еретики»: Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 . «Но они немного успеют» и конец их по делам – «не дремлющая погибель»: 2Тим.3:8 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 . Кто дал право проповедовать сектантским лжеучителям? Люди благочестивые, верные члены Христовой Церкви, смущаются дерзостью и кощунственным поведением сектантских лжеучителей. Взирая на них, они невольно припоминают слова апостола Павла: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28–29 ). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:15 ). Каким же образом могут проповедовать сектантские лжеучители? Кто им дал на это право? А ведь они, простые миряне, ставят себя выше не только учёных христианских богословов, но и богоглаголивых отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ап. называет эту болезнь «ангелом сатаны» или в общем смысле, как нечто стоявшее ему преградою на его дороге (в таком смысле слово «сатана» Христос употребил об Ап. Петре см. Мф 16:23 ) или же имея в виду деятельность диавола, который старается причинять телесные мучения людям ( Мф.12:22 и сл.; ср. Иов.1:6 и сл.). 2Кор.12:8 .  Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 2Кор.12:9 .  Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Когда эта болезнь обнаружилась в Апостоле как хроническая, Апостол стал просить Господа об избавлении от нее. Он обращался к Господу с молитвой три раза – во время наиболее сильных ее приступов: более он не посмел докучать Господу, потому что, после третьего молитвенного обращения Павла, Господь объяснил ему в откровении, что благодать, данная Павлу, поможет ему достигать своих целей, не смотря на преграды, какие ставит ему в его деятельности неотвязчивая болезнь. Под Господом здесь Ап. разумеет Христа, как видно из последних слов рассматриваемого 9-го стиха: «чтобы обитала во мне сила Христова». – «Сила Моя совершается в немощи». Христос не нуждается в особо сильных духом и телом людях для того, чтобы Евангелие Свое распространить по всей вселенной: Его сила действует в Им посланных на проповедь Евангелия людях. Поэтому теперь и Апостол хочет хвалиться своими слабостями, потому что ему, значит, больше можно ожидать благодатной помощи от Христа. 2Кор.12:10 .  Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен. Возвращаясь мыслью к другим своим страданиям, Апостол говорит, что он не отказывается от них также потому, что тогда, когда он терпит их, Христос подает ему Свою благодатную помощь. А получать такую помощь так приятно! «Где скорбь, там и утешение. Где утешение, там и благодать. Когда он ввергнут был в темницу, тогда сотворил чудеса. Когда потерпел кораблекрушение и занесен был в варварскую страну, тогда особенно прославился. Когда связанный взошел в судилище, тогда победил самого судью. Так бывало и в Ветхом Завете: среди искушений процветали праведники» (Злат.). Поэтому то Апостол и говорит, что свою силу, данную ему от Христа, он чувствует именно в минуты испытаний: тогда он силен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XII Восхищение Апостола Павла до третьего неба и удручающий его ангел сатаны (1–10). Заключительные замечания апостола к своему самовосхвалению (11–21). 2Кор.12:1–10 . Так как Коринфянам, конечно, хотелось иметь другие удостоверения в истинности апостольского достоинства Павла, помимо тех, о которых он говорил в предыдущей главе, т. е. хотелось каких-нибудь чудесных знамений от него, то Апостол теперь говорит о том необычайно чудесном обстоятельстве, какое имело место в его жизни четырнадцать лет тому назад. Он имел необычайное видение – восхищен был в рай и там видел то, что и пересказать нет возможности. И вообще он имел очень много откровений, так что Бог послал ему какую-то болезнь, для того чтобы Апостол не слишком превозносился в своих собственных глазах. 2Кор.12:1 .  Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Ап. сознает, что самовосхваление ему не принесет пользы. Почему? Да потому, что он должен при этом, принимая во внимание желание Коринфян, говорить о чрезвычайных, бывших ему откровениях и видениях. Между тем среди читателей его послания всегда могут найтись такие люди, которые посмотрят подозрительно на этот рассказ Апостола и сочтут его человеком, склонным к простой экзальтации, способным принимать собственные фантазии за божественные откровения. Да, Апостолу хвалиться невыгодно! Но тем не менее он должен это сделать, так как в противном случае те же читатели могут сказать, что он гораздо ниже других проповедников, которые хвалились тем, что видели и слышали Самого Христа. Между «видениями» и «откровениями» есть некоторое различие. Первые предполагают собою откровение в символических образах и картинах, вторые – откровения в словесной форме. 2Кор.12:2 .  Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет [в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает] восхищен был до третьего неба. Апостол говорит здесь о себе (ср. ст. 6 и 7), но говорит о как постороннем человеке по своей скромности, а отчасти и как исторический повествователь о совершившемся с ним событии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кстати, некоторые современные переводчики масоретского текста так и переводят глагол: «властвовать» . Но зачем Адаму животные, когда у Адама был Бог? С Которым он мог непосредственно общаться, славу и величие Которого мог непосредственно созерцать? « Животные, скоты и птицы при самом сотворении получали вместе тела и души. Человека же Бог многим почтил: во-первых, тем, что создал его, как сказано, Своей рукой, вдунул в него душу, дал ему власть над раем и над всем, что вне рая, облек его славой и дал ему дар слова, разум и ведение Божества» . Если и апостол пренебрегает всем ради Бога (см. 1Кор.2:2), если ради Христа огромный сонм святых продавал имения, ограничивал земные радости и даже саму жизнь не вменял в ценность, то для чего человеку, созерцающему Славу Божию, животные? Апостол, будучи « восхищен… до третьего неба » (2Кор.12:2), не знал, в теле он или вне тела, « он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать » (2Кор.12:4). Если у апостола при созерцании Славы Божией «пропал дар речи», и он перестал замечать материальность мира, то разве Адам, пребывающий еще в неискаженной грехом человеческой природе, не препятствующей созерцать видения и откровения Господни (см. 2Кор.12:1), имел желание к «житейским попечениям»? « Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно – относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания » , ведь « всякий, рожденный от Бога, побеждает мир » (1Иоан.5:4). Жизнь Адама проходила в непосредственном богообщении, а, следовательно, Адам не хуже псалмопевца знал, что « Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней » (Пс.23:1). Т.е. животные фактически не принадлежали Адаму, впрочем, как фактически не принадлежат и нам. Это уже падшему человеку пришлось объяснять: « У Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней » (Втор.10:14), и даже обновленному человеку: « Господня земля, и что наполняет ее » (1Кор.10:26).

http://bogoslov.ru/article/4869908

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010